![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература |
Наследие Византии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Архимандрит Константин верно указывает, что идейной основой русского подлинного консерватизма может быть только идея Третьего Рима. "Что такое - Историческая Россия? Это не просто государство. Это и не особый исторический мир. Это - национально-государственное образование, которое было промыслительно взращено для того, чтобы на его плечи могло быть возложено ответственнейшее послушание: стать Третьим Римом - и которое и стало им, в образе Московского Царства, принявшего наследие Византии. Что может значить понятие консерватизма применительно к такому национально-государственному образованию? Это не сохранение в неприкосновенности тех или иных свойств и начал, особенностей и обыкновений, которые стали традиционной принадлежностью государственной, общественной, народной, даже церковной жизни, ни в отдельности, ни под каким-либо собирательным знаком. ЭТО СОБЛЮДЕНИЕ ВЕРНОСТИ СВОЕМУ ПРИЗВАНИЮ ТРЕТЬЕГО РИМА. Пред этой задачей относительными показаться могут самые "консервативные" установки, способные превратиться в начало революционное, противленческое, бунтарское, если они противопоставляются, как нечто абсолютное, основной задаче Российского Целого: быть и остаться Третьим Римом
Наследие Византии на Ближнем Востоке щадили и правоверные халифы, Омейяды и Аббасиды, еретики Фатимиды, рыцари Эюбиды. Но теперь все сметалось начисто. А мамлюки расширяли ареал истребления христиан, одерживая победу за победой. Уже в 1268 году пала Антиохия. А в 1277 году Бейбарс одержал свою последнюю победу над монголами при Альбистане. Христианские же рыцари, предавшие монголов и не дававшие армянам перейти в контрнаступление до 1263 года, остались с мамлюками один на один. Преемник Бейбарса, султан Калаун, взялся за них с огромной энергией. В 1289 году он взял Триполи, а в 1291 году пали Аккра, Тир, Сидон и Бейрут. Последние христиане покинули сирийский берег 18 мая 1291 года. Это были французы, которые успели добраться до итальянских галер и отплыть на родину. Ведь мамлюки крестоносцев в плен не брали. Захваченных в плен рыцарей они бросали вниз со стен и башен захваченного города и ловили их на копья. Так закончились крестовые походы. Дольше всех держалась армянская Киликия, которую мамлюки смогли захватить только в 1375 году. Каковы же итоги предательства христианами монголов? Потерян весь Ближний Восток.
Это, конечно, прекрасно. Прекрасно потому, что в этом внешнем единстве проявлялось какое-то единство внутреннее. И человек, приезжающий, скажем, с берегов Средиземного моря куда-нибудь в холодные снега северных Скандинавских стран, мог слышать тот же напев латыни и видеть статуи тех же святых, которые он видел в своих краях. Но на самом деле эта попытка в значительной степени искусственная. Намерение ее благое, плоды часто бывают неплохие; кстати, только этим и держалась Европа в Средние века - тем, что Церковь была едина организационно, - но, как известно, это привело к восстаниям и мятежам различных христианских группировок другого стиля жизни, стиля душевного, стиля цивилизационного. Восстание северных племен в виде Реформации, откол азиатских племен в виде монофизитских и несторианских церк-вей, обособление Восточной Православной Церкви как определенного этнопсихологического ареала, который впитал в себя наследие Византии и ряда славянских стран (не все славянское тождественно Православию, как вы знаете; например, Польша - довольно сильная по цивилизации славянская страна, принадлежащая другому этнопсихологическому ареалу)
Система русского православного образования и воспитания корнями уходит в византийскую педагогическую традицию, видевшую смысл педагогических усилий в приобщении человека к Богу, в наставлении его на путь спасения, что возможно было достигнуть двумя способами: путем познания и образа жизни. Для наших предков, как отмечали К.Н.Леонтьев, А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, "византизм не был мертвым грузом, а живым настоящего и будущего", не просто средневековой культурой, а вселенским феноменом. Православная педагогическая традиция Руси вобрала в себя византийскую, отбросив католический рационализм как нечто внешнее, рассудочное и обратилась к внутреннему, направленному к Богу, идущему от сердца высшего и совершенного органа богопознания. Таким образом, наследие Византии послужило ориентиром России в вопросах веры и соответственно педагогики; В этом наследии ведущее место занимает один из образованнейших и авторитетных Отцов Церкви - Иоанн Златоустый. Труды святителя представляют собой неисчерпаемую сокровищницу для педагога-христианина и для обычного современного учителя или воспитателя. Много веков назад творения Златоуста были предметом чтения и письма, высоко оценивались нашими предками.
И тот, кто добр сам по себе, остается добрым и без "молитвенных подвигов", а дурной остается дурным. А само богослужение? Кому нужны эти заученные повороты, поклоны, жесты, воздымания рук, дешевые эффекты? Богу? Но тогда он просто любитель дешевого балагана, в котором устраивались представления акробатов и фокусников. Или людям? Да, говорят, людям! Это психологически настраивает, смягчает, создает настроение. Для чего? Разве влияет эта мишура на души? Да сколько раз я еще в те годы слышал от людей, что вся театральность богослужений их только отвлекает от молитв, и они предпочитают ходить в храмы в будние дни, когда все проще и беднее... А архиерейские службы! Кому там молятся? Богу? Нет! На этих службах богу полагается каждый раз по три каждения, а епископу по девять! Перед "святыми тайнами тела и крови христовых" - по три, а архиерею или патриарху - по девять. Какой-то гимн низкопоклонства, возведенный в ранг священнодействия. Таковы были мои "но". И с ними я тоже пошел к духовнику. Об архиерейских службах он сказал мне, что сам их не любит и что это в церквах дурное наследие Византии
Был храм и последним прибежищем обороны в борьбе за город. Разорение в междоусобных войнах храмов и монастырей противника - дело обычное для Древней Руси - с точки зрения христианства безмерно греховно. Но разрушить храм врага - значило лишить его высшего покровительства, нанести ему удар, который, как казалось, будет иметь особенно долговременные последствия. Монументальное зодчество подчинялось чувству величественного, идее бесконечного превосходства церкви, бога и феодальной власти над простым горожанином. Приняв византийское христианство, Русь вместе с тем открыла для себя путь синтеза культур, соединяя традиции восточнославянские племен с наследием Византии, стран Передней Азии, Средиземноморья. Вместе со сводом религиозных идей и ритуалом литургии Русь заимствовала тип крестово-купольного храма. Иерархия “купол- ветви креста - угловые членения” связывала пространственное и конструктивное целое. Тип крестово-купольного пространства стал символом церкви как идеального мира, в котором возможно духовное общение с богом. Все здесь устремлено к центральному куполу, метафоре неба, где обитает творец.
К более позднему времени (XIII в.) относится знакомство с римским правом в Польше. Во многом оно шло через Германию. Агрессивная политика германских феодалов затрудняла рецепцию, имела своим следствием отрицательное отношение в Польше к римскому праву. Лишь со времени образования в 1364 г. в Кракове университета это отношение стало меняться. В памятниках древнерусского права (Русской правде) отсутствует определенное влияние византийских норм. Но в правилах и уставах, содержавших христианские морально-этические поучения, нормы византийского происхождения получили свое отражение. Четко выраженное стремление использовать правовое наследие Византии обнаруживается на Руси в XII—XIII вв. Так, Устав князя Ярослава в обработке конца XII - первой половины XIII вв. (Пространная редакция) содержит заимствование приспособленных к местным условиям норм византийского семейного права. Рецепция при разложении феодальных и становлении, буржуазных отношений Более высокий уровень рецепции и широкое практическое освоение римского права связаны с крупными социально-экономическими и культурными сдвигами XVI—XVII вв.
В период раннего средневековья Византия была могущественным государством. Однако, раздираемая внутренними противоречиями и теснимая внешними врагами, она постепенно ослабевала. Завоевание арабами Сирии, Палестины и Египта (провинций Византийской империи) привело к превращению их в арабские страны. А завоевание турками Малой Азии и Балканского полуострова положило конец существованию византийского государства и византийской культуры. Элементы культурного наследия Византии были в той или иной мере унаследованы странами восточнохристианского мира - прежде всего Россией, Болгарией, Грецией, а также Югославией, Арменией, Грузией. Архитектура Болгарии Национальная культура Болгарии связана с историческими судьбами народов, издавна населявших балканский полуостров. В ней тесно переплелись традиции искусства и строительного дела греческих колонистов, Римской и Византийской империй, южных славян и праболгар, пришедших с берегов Азовского моря в 12 в. Столицы первого Болгарского царства Плиска, а затем Преслав образовались как поселения вокруг царских резиденций, расположенных в неприступных местах и обнесенных высокой, до 10м, крепостной стеной с боевыми башнями.
В период зарождения и расцвета различных новых течений (футуризма, конструктивизма, абстракционизма) он отстаивал духовную ценность и значимость общечеловеческих форм культуры. Он был убежден, что деятель культуры призван раскрыть существующую духовную реальность. Как и в юные годы, он убежден в существовании двух миров - видимого и незримого, сверхчувственного, лишь дающего о себе знать с помощью "особенного". Таким особенным являются, в частности, сновидения, которые соединяют мир человеческого бытия с миром запредельным. Свою концепцию сновидений Флоренский излагает в начале трактата "Иконостас". В 1919 году он публикует статью "Троице-Сергиева Лавра и Россия" - своего рода философию русской культуры. Именно в Лавре Россия ощущается как целое, здесь наглядное воплощение русской идеи, предстающей как наследие Византии, а через нее - древней Эллады. Флоренский - теоретик древнерусской живописи. Именно он обосновал правомерность "обратной перспективы", на которой построена иконопись. Одновременно с работой по сохранению культурного наследия П.А. Флоренский был вовлечен в научно-техническую деятельность.
Они приехали к великому князю, чтобы предложить ему жениться на жившей в изгнании после падения Константинополя племяннице последнего византийского императора Константина XI Софье Палеолог. Для русских Византия долгое время была единственным православным царством, оплотом истинной веры. Византийская империя пала под ударами турок, но, породнившись с династией её последних «василевсов» — императоров, Русь как бы заявляла о своих правах на наследие Византии, на величественную духовную роль, которую эта держава когда-то играла в мире. Вскоре в Рим отправился представитель Ивана , итальянец на русской службе Джан Баттиста делла Вольпе (Иван Фрязин, как его называли в Москве). В июне 1472 г. в соборе Святого Петра в Риме Иван Фрязин обручился с Софьей от имени московского государя, после чего невеста в сопровождении пышной свиты отправилась на Русь. В октябре того же года Москва встречала свою будущую государыню. В недостроенном ещё Успенском соборе состоялся обряд венчания. Греческая принцесса стала великой княгиней московской, владимирской и новгородской.
Великой княгине было 25 лет. Ходили слухи об ее отравлении. А 11 февраля 1469 г. в Москву прибыл посол из Рима грек Юрий— от кардинала Виссариона. Он приехал к великому князю, чтобы предложить ему жениться на жившей в изгнании после падения Константинополя племяннице последнего византийского императора Константина XI Софье Палеолог. Для русских Византия долгое время была единственным православным царством, оплотом истинной веры. Византийская империя пала под ударами турок, но, породнившись с династией её последних «василевсов» — императоров, Русь как бы заявляла о своих правах на наследие Византии, на величественную духовную роль, которую эта держава когда-то играла в мире. Вскоре в Рим отправился представитель Ивана Ш, итальянец на русской службе Джан Баттиста делла Вольпе (Иван Фрязин, как его называли в Москве). В июне 1472 г. в соборе Святого Петра в Риме Иван Фрязин обручился с Софьей от имени московского государя, после чего невеста в сопровождении пышной свиты отправилась на Русь. В октябре того же года Москва встречала свою будущую государыню. Первым делом Софья отстояла молебен в церкви, а потом в сопровождении митрополита Филиппа отправилась в покои великой княгини Марии Ярославны, где встретилась со своим будущим мужем.
ЖЕНИТЬБА НА СОФЬЕ ПАЛЕОЛОГ. СЕМЕЙНЫЕ ДЕЛА Первая жена Ивана III, тверская княжна Мария Борисовна, скончалась еще 22 апреля 1467 г. А 11 февраля 1469 г. в Москве появились послы из Рима - от кардинала Виссариона. Кардинал этот, природный грек, был прежде митрополитом Никейским и на Флорентийском соборе вместе с русским митрополитом Исидором принял унию. Они приехали к великому князю, чтобы предложить ему жениться на жившей в изгнании после падения Константинополя племяннице последнего византийского императора Константина ХI Софье Палеолог. Для русских Византия долгое время была единственным православным царством, оплотом истинной веры. Византийская империя пала под ударами турок (1453 г.), но, породнившись с династией ее последних василевсов, Русь как бы заявляла о своих правах на наследие Византии, на величественную духовную роль, которую эта держава когда-то играла в мире. Вскоре в Рим отправился представитель Ивана Ш, итальянец на русской службе Джан Баттиста делла Вольпе (Иван Фрязин, как его называли в Москве). В июне 1472 г. в соборе Святого Петра в Риме Иван Фрязин обручился с Софьей от имени московского государя, после чего невеста в сопровождении пышной свиты отправилась на Русь.
Для них первичной реальностью было Христианское Откровение и та «феория», то созерцание, которое они пытались зафиксировать в словах, но которому ни Платон ни Аристотель заведомо не могли быть до конца адэкватны. Палама мог ссылаться и на Платона и на Аристотеля и обоих «бранить», потому что не они определяли его религиозный опыт, а сами оценивались из него. Христианское богословие, по самой своей сущности, не может не быть до некоторой степени «эклектичным» по отношению к дохристианской философии, как бы высоко оно ее ни ставило, как бы дерзновенно ни формулировало своих «неизреченных тайн» на ее языке. А потому в «византийской мистике» естественно оживал и тот «синтез» с эллинизмом, то его воцерковление, которое совершалось в творчестве Отцов. Вот это течение и оказалось главным и самым ценным в духовном наследии Византии и до сего дня оплодотворяет собой православное церковное сознание. Константинопольские соборы 1351 и 1368 гг., утвердившие паламизм в качестве истинного выражения церковной веры и причислившие к лику святых самого Паламу (его памяти посвящено второе воскресение Великого Поста), суть, поэтому, духовный итог византийского Православия. 5 В истории Церкви поздне-византийский период называется еще «эпохой разделения Церквей» к такое название соответствует, конечно, всему значению этой величайшей трагедии на историческом пути христианства.
Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мф. 11, 29-30). Русская икона-высшее выражение в искусстве богоподобного смирения. Поэтому, при необычайной глубине ее содержания, она по-детски радостна и легка, полна безмятежного покоя и теплоты. Соприкоснувшись через Византию с античными традициями, главным образом в их эллинской основе (в римской их переработке), русская иконопись не поддалась обаянию этого античного наследия. Она пользуется им лишь как средством, до конца воцерковляет, преображает его, и красота античного искусства обретает свой подлинный смысл в преображенном лике русской иконы.Вместе с христианством Россия получила от Византии в конце Х века уже установившийся церковный образ, формулированное о нем учение и зрелую, веками выработанную технику. Ее первыми учителями были приезжие греки, мастера классической эпохи византийского искусства, которые уже с самого начала в росписях первых храмов, как, например, Киевской Софии (1037- 1161/67), пользовались помощью русских художников. К XI веку относится и деятельность учеников греков, первых известных русских святых иконописцев, монахов Киево-Печерского монастыря, преподобного Алипия (Алимпия) (f около 1114 г.) и его сотрудника преподобного Григория. Св. Алипий считается родоначальником русской иконописи.
На Западе (в ареале Roma ia и Germa ia, а позднее в ареале Slavia La i a) системы письма формировались посредством постепенного, преимущественно стихийного приспособления знаков латиницы к звуковым системам своих языков. На Востоке, в сфере влияния Византии, изобретались оригинальные алфавиты, имевшие своим основным прототипом греческое письмо (таковы письмо коптское, готское, с сильным влиянием других источников армянское и грузинское, славянское в двух своих разновидностях - глаголица и кириллица).С другой стороны, европейская лингвистическая мысль, опираясь на протяжении многих веков на каноны греческой (на Востоке) и в значительно большей степени латинской (на Западе) грамматики, изложенной в фундаментальных учебных руководствах Элия Доната и Присциана, развивая лингвофилософские взгляды отцов церкви, используя достижения схоластической логики, идеи Августина Блаженного, Исидора Севильского, Фомы Аквинского, Уильяма Кончийского, Иордана Саксонского, Петра Гелийского, Роберта Килвордби, Роджера Бэкона, Ральфа де Бовэ, Петра Испанского и многих других учёных, заново осмысляя для себя наследие Аристотеля, последовательно строила новые системы философии языка (философские грамматики) и в русле универсализма формировало высокоразвитую, строго доказательную грамматическую науку, противостоящую практической грамматике (грамматике как искусству).Внимание мыслителей Средневековья всё вновь и вновь обращалось к проблеме связи мышления, языка и предметного мира, к сущности абстрактных имён.
Римское население, за исключением романизированных областей Балкан, было в восточных провинциях немногочисленно. Именно поэтому латинский язык довольно долго остается основным языком государственности. «Наследовала» от Римской империи Византия и своих соседей. На Севере это были преимущественно готы и другие германские племена. Главным противником империи на Востоке был Сасанидский Иран. Южные соседи Византии – воинственные племена Нубии и кочевники ливийской пустыни.4. Аграрные отношения. Отличие Византии от западных областей заключалась в том, что здесь в большей степени сохранилось рабство в городе, мелкое и среднее городское рабовладение. Один из законов конца 4 века сообщает о городских рабовладельцах, доходы которых от рабов были не меньше, чем доходы куриалов от поместий. В 4 веке в связи с обеднением части крестьянства, государство усиливает коллективную ответственность общины, а с конца столетия вводит эпиболу (прикидку) – обязанность общины платить подати за заброшенные односельчанами земли. Мелкие земельные собственники, ремесленники и торговцы – производительное и социально более самостоятельное население – были в ранневизантийском городе значительной прослойкой, по сравнению с рядовыми городскими общинами Запада.
В оригинальной письменности древнерусского периода эта ситуация не могла не отразиться. Как общие с Византией, так и специфические черты развития древнерусской культуры в конечном счете были результатом не пассивного следования византийскому образцу, а сознательного выбора самой Руси, высшие политические интересы которой диктовали необходимость, с одной стороны, создать «национальную», государственную церковь, чтобы сохранить свою политическую независимость и культурную самобытность, а с другой - сохранить тесные политические, религиозные и культурные связи с центром восточной православной церкви. После принятия христианства Русь сумела не только освоить весьма значительное, общее для всего христианского мира наследие, но уже с ХI в. стала выдвигать оригинальных (насколько оригинальность вообще возможна в рамках одной, считающейся единой христианской доктрины) религиозных писателей и мыслителей. Можно сказать, что процесс становления философии задержался на Руси по сравнению с рядом других христианских стран. Это произошло вследствие более позднего принятия христианства и особенно вследствие огромности по историческому значению выбора, который Русь должна была сделать, а именно выбора между двумя разновидностями христианства - восточной и западной, а также как следствие выбора Русью способа сохранения религиозных связей с остальным христианским миром и способа защиты своей политической независимости и культурной самобытности.
Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии. В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли массовые зрелища. Правда, античный театр начинае клониться к упадку - античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаниями, пользующимися огромной популярностью. Если подвести итог по первому периоду существования Византии, то можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности византийской культуры. Прежде всего к ним следует отнести то, что византийская культура была открыта други культурным влияниям получаемым извне. Но постепенно уже в ранний период они синтезировались главной , ведущей греко-римской культурой. Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности, где сохранялось богатое наследие античности.
![]() | 978 63 62 |