телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы

РАСПРОДАЖАОдежда и обувь -30% Разное -30% Книги -30%

все разделыраздел:Искусство, Культура, Литература

Символика крестьянского быта в культуре Древней Руси

найти похожие
найти еще

Брелок LED "Лампочка" классическая.
Брелок работает в двух автоматических режимах и горит в разных цветовых гаммах. Материал: металл, акрил. Для работы нужны 3 батарейки
131 руб
Раздел: Металлические брелоки
Крючки с поводками Mikado SSH Fudo "SB Chinu", №4BN, поводок 0,22 мм.
Качественные Японские крючки с лопаткой. Крючки с поводками – готовы к ловле. Высшего качества, исключительно острые японские крючки,
58 руб
Раздел: Размер от №1 до №10
Горшок торфяной для цветов.
Рекомендуются для выращивания крупной рассады различных овощных и цветочных, а также для укоренения саженцев декоративных, плодовых и
7 руб
Раздел: Горшки, ящики для рассады
В этом гадании получает свое оформление принцип неравнозначности частей жилища. «Ценностная иерархия» углов (святой — печной — глухой — дверной) выражена последовательностью действий. В конечном результате гадания сказывается особая роль красного угла. Если потревоженной окажется только та кучка зерна, что на святом углу, то хату можно ставить на избранном месте, не опасаясь никаких дурных последствий. 3. Вечером кладут сухую овечью шерсть под горшок на предполагаемом для дома месте. Если к утру шерсть под горшком отсыреет, то место считается благоприятным  (дом будет богатым). В данном случае горшок выступает в роли культурного символа, непосредственно связанного с самой сущностью дома — печью, с идеей превращения первичных продуктов во вторичные (превращение «природы» в «культуру»). Овечья шерсть — общая семантика этого символа достаточно известна (богатство, плодородие). Для нашего случая (шерсть помещается в горшок) уместно вспомнить мотив вкладывания одного предмета в другой (мотив Кощеевой смерти), представленный в сказках и заговорах. Сам принцип вкладывания очень распространен в славянской ритуально — мифологической традиции. Собственно говоря, этот принцип лежит в основе организации любого освоенного и, следовательно, упорядоченного пространства. Сравним цепочку: печь — центр дома, дом — центр двора, двор — центр селения и так далее. То есть вкладывание в горшок шерсти, может быть истолковано как отражение указанной универсальной идеи. Исход гадания благополучен, если шерсть за ночь отсыреет (вспомним запрет на вырубку сухих деревьев). Таким образом, сырость означает положительный фактор. Любое прибавление расценивается положительно; убывание — отрицательно. По сути дела эти гадания моделируют один из основных принципов повседневной жизни: положительно расценивается все, что направлено в дом, к дому, отрицательно — все, что направленно из дома. Выбор времени начала строительства. Факт строительства должен быть введен в событийную цепь в соответствии с представлениями о наиболее благоприятных моментах временного цикла, причем определяющим моментом является соотнесение с двумя временными системами: календарной (обладающей религиозным и хозяйственно-экономическим содержанием) и системой представлений о жизненном цикле. Если говорить о наиболее сакральной точке годового цикла, то ее обычно помещали на стыке старого и нового года (в мифологической ретроспективе Космос рождался из Хаоса). Говорили, что удача будет сопутствовать, если начать рубить дом великим постом и в новолуние. Считалось необходимым, чтобы строительство избы захватило по срокам Троицу. Это представление зафиксировано в поговорке: «Без Троицы дом не строится». Приступать к работам нельзя вообще ни в понедельник, ни в среду, ни в пятницу, ни в субботу (если начать дело в этот день, будешь и дальше продолжать это дело лишь по субботам), а только во вторник и четверг. Здесь мы наблюдаем переплетение языческой и христианской традиций, в которых суббота считалась неблагоприятным днем для работы («чти день субботний»; Исход 20:8). Идея установления порядка, организации мыслилась конечным итогом процесса строительства. Если свести воедино семантические признаки, инвариантные для глаголов, обозначавших процесс строительства (строить, рубить, ладить, ставить), то можно получить список, в котором на первом месте будут такие признаки, как «ограничивать», «придавать форму», «упорядочивать», не являющиеся специфически строительными, но расцениваемые как универсалии всякого процесса активного воздействия на окружающий мир.

Опасно на ночь оставлять окно открытым — могут проникнуть злые духи. При кончине человека на окно ставят воду — чтоб душа обмылась. Пища в окне обладает сакральным значением, отсюда обычай класть первый блин на окно —  «для родителей». Родительский день, почитаемый до сих пор, восходит к языческой традиции почитания предков. Наличие входа-выхода — необходимое условие для сохранения домом своего статуса, для обеспечения человеческой жизни (в противоположность этому, гроб — дом из которого нельзя выйти; яйцо — можно выйти, лишь сломав скорлупу; избушка Бабы-Яги — «без окон, без дверей» — это жилище иного мира). Назначение входа и выхода — обеспечить проницаемость границ. Существует целая система очищения, скрещивания дверей, дверных косяков, порогов, для того, чтобы не проникала «нечистая сила» (например, конская подкова над дверью, окропление святой водой, втыкание христианских свечей во все дверные проемы). Вера в существование нечистой силы и охрана от нее с помощью, с одной стороны, конской подковы, с другой стороны, святой воды, свечей, молитвы, креста, являет собой опять же соединение в народном быту языческой и христианской традиций. Обряд окропления дверей при переезде в новый дом тоже свидетельствует о соединении языческой и христианской традиций. Ведь вода выступала древнейшим объектом поклонения язычников. Ей приписывали предохраняющие, очищающие, оплодотворяющие действия («Мать — Сыра Земля» обозначает Землю — прародительницу всего живого, оплодотворенную дождем и готовая к продолжению Рода). С распространением христианства она «освящалась» церковными легендами и преданиями и в практике православия стало фигурировать как «святая». Всем действиям у входа-выхода приписывается высокая степень семиотичности. Простая их интерпретация связана с пространственно — временным противопоставлением начала и конца пребывания в жилище. Характерным способом маркирования начала (вход) и конца (выход) является остановка перед порогом дома часто сопровождаемая краткой молитвой, особенно при входе в чужой дом («Без Бога — ни до порога»), обычай присаживания перед дальней дорогой. Опять же, порог как место обитания родовых духов в языческих представлениях, маркируется с помощью христианской молитвы. Ситуация отправления в дорогу регламентируется вербальным поведением: «Последние слова делай перед порогом, нельзя переговариваться через порог — будут частые остановки». «Через порог не здороваются». Велика роль порога в вырожденной форме ритуала — этикете: «Гостя встречай за порогом и пускай наперед себя через порог». Выделенность входа подчеркивается различными декоративными украшениями — резьбой, краской, имевших значение оберега. Композиция из рядов растительного и животного (фантастического) орнамента каменного декора храмов ХII-ХIII вв. (Дмитриевский собор во Владимире, Георгиевский собор Юрьева-Польского) невольно напоминает языческую традицию. В результате выделения части окружающего пространства, придание ему характеризующейся определенным образом организованной структуры, которая рассматривается в двух планах: горизонтальном и вертикальном, верхнем и нижнем, внутренним и внешним, центральном и периферийном, открытом и закрытом, семантизации (строительство есть мифологическая процедура «создания» мира), человеком, посредством дома, не столько отгораживается от внешнего мира, природы, сколько устанавливает с ней контакт, гармоничные взаимоотношения. 2. Человек — вещь Дом, который воспринимается как символ, сам активно начинает влиять на жизнь человека.

Изба становится моделью Космоса, репрезентатируя представления об его устройстве. «Дом — макет мироздания, национальный Космос в миниатюре; здесь земля -пол, небо — крыша, страны света — стены и т.д.» (Гачев). В процессе строительства, территория, выбранная для проживания, превращалась из Хаоса в Космос. Каждый этап строительства дома был подчинен ритуалу. Большое значение придавалось времени начала работ, выбору места, подготовке строительных материалов. Выбор материала для строительства. Основным строительным материалом было дерево. Самым здоровым для человека деревом считалась сосна. К запрещенным для строительства дома деревьям относилась большая группа так называемых «священных» деревьев: деревья, отмеченные тем, что выросли на месте разрушенной церкви, часовни или на могиле; деревья с аномалиями: береза с вросшим в ствол камнем, уродливость ствола, наличие дупла, «явление икон» на деревьях или у корней; «проклятые деревья», к числу которых относили липу — леший попутает и осину — иудино дерево; любые старые деревья, ибо они должны умереть своей естественной смертью (запрет связан с представлением о почитании «старших»); поваленные бурей деревья, то есть «умершие не своей смертью» — в противном случае дом так же будет разрушен бурей; «молодняка»  (стремление сохранить молодой лес); сухие, засохшие на корню деревья, в которых нет жизненных сил — к болезням в доме (противопоставление «сухое дерево» — сырое дерево (зеленое) раскрывается как антитеза отрицательного положительному); упавшее дерево или зависшее (зацепившееся при падении за другие деревья); деревья, выросшие на скрещении тропинок — перекресток считался местом скопления нечистой силы (вера в существование нечистой силы на перекрестке и охрана от нее с помощью креста и молитвы являет собой соединение языческой и христианской традиций в народном быту); деревья, выращенные человеком и находящиеся в пределах усадьбы, а также плодовые деревья (запрет основан на противопоставлении «культурных», освоенных человеком, близких к нему плодоносящих деревьев и «природных», диких, не плодоносящих, которое является в этом случае вариантом противопоставления «дом — лес»).

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Земля Родная

В развитии этих представлений о Древней Руси существенное значение имела записка Н. М. Карамзина "О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях". Она была написана им в 1811 г., но стала широко известной с 30-х годов XIX в., после опубликования ее в заграничной печати. Именно в этой записке Н. М. Карамзина было высказано то ошибочное положение, которое стало затем избитым местом во всех суждениях о Древней Руси, – о едином, неизменном и крестьянском характере культуры Древней Руси. Крестьянин XIX в. был полностью отождествлен со всеми людьми Древней Руси от верху и до низу. "Петр ограничил свое преобразование дворянством, – писал Карамзин. – Дотоле, от сохи до престола, россияне сходствовали между собою некоторыми общими признаками наружности и в обыкновениях. Со времен Петровых, высшие степени (т. е. высшие слои населения. – Д. Л.) отделились от нижних, и русский земледелец, мещанин, купец увидел немцев в русских дворянах". Суждения Карамзина отразились и во взглядах славянофилов, и во взглядах их противников

скачать реферат Духовная культура древней Руси в поисках святости

Духовная культура древней Руси в поисках святости Скворцова А. Н. Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу. А. С. Пушкин Древняя русская литература - это прежде всего семь веков в нашей культуре. Русской архитектуры хватило бы на десять наций - такая она разнообразная. Это чудо какое-то! И как же не приобщить молодежь к этому чуду, формирующему национальное самосознание и патриотизм?! Но если исключить из программы преподавание древнерусской культуры, то у молодого человека создается впечатление, что Россия целиком зависела от Запада и, лишь когда пришел Петр, наступили времена свободного общения с Европой, откуда пришла культура. Д. С. Лихачев Быть ли нам русскими, или превращение в безликий этнический материал - наше неизбежное будущее? На Третьих Димитриевских Общеобразовательных Чтениях, проходивших в сентябре 1998 г. в городе Ростове-на-Дону и ставших уже традиционными для Ростовской епархии и ИПК и ПРО, этой острой проблемы коснулся почти каждый из выступавших. Решить ее, по общему мнению, образованию удастся лишь в той мере, в какой оно сумеет укоренить души-"бесприданницы" нынешних детей в почве традиционной культуры.

Набор полотенец Whitex Mimicoco "Лошадки", цвет: черный, 2 штуки.
Подарочный набор оформлен вышивкой лошадок, напоминающих имбирные пряничные фигурки. Полотенца, изготовленные из высококачественного
352 руб
Раздел: Наборы
Инвертор автомобильный Pitatel "KV-M120Smart.12" (12 В/220 В, модифицированный синус, 120 Вт).
Инвертор Pitatel KV-M120Smart.12 предназначен для обеспечения качественного электропитания, он отличается простотой эксплуатации и
1103 руб
Раздел: Прочее
Глобус Луны диаметром 320 мм.
Диаметр: 320 мм. Масштаб: 1:40000000. Материал подставки: пластик. Цвет подставки: черный. Шар выполнен из толстого пластика, имеет один
1036 руб
Раздел: Глобусы
 Язычество Древней Руси

Язычество древних славян, с. 44-51.) Это знак устойчиво бытовал несколько тысячелетий. Он хорошо отражен в русском средневековом прикладном искусстве (Рыбаков Б. А. Прикладное искусство и скульптура. В кн.: История культуры древней Руси. М., 1951, т. II, табл. 195 на с. 405.) и в церковной декоративной росписи и широко представлен в этнографическом материале, преимущественно в узорах свадебной одежды невесты, что еще раз свидетельствует о связи с идеей плодородия. Вторая группа знаков на избяных причелинах прямо соотносится с русскими прялками из того же северного региона, на которых в соседстве с солнцем резчик изображал вспаханную землю в виде большого прямоугольника или ромба, прочерченного вдоль и поперек (Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 247, таблица прялок.). На причелинах изб мы видим и прямоугольники и ромбы, образованные рядами небольших отверстий. Кроме того, на кромке причелин почти всегда вырезаны ромбы. В первичной расшифровке семантики резьбы я опирался на обильный сравнительный материал, исследованный в разделе "Глубина памяти", но убедительным раскрытие смыслового содержания домовой резьбы может стать только после рассмотрения комплексов знаков, после ознакомления с сочетаниями символов солнца и земли

скачать реферат Очерки истории общественного сознания Древней Руси XI - XIII веков

В его исследовании, посвященном древнерусской миниатюре, помимо «объективно-фактологического» аспекта проблемы нашли отражение социально-психологические особенности восприятия, свойственные средневековому человеку. Социальная функция средневекового костюма, правила его ношения, символика – были рассмотрены в очерке «Одежда», написанном им для «Истории культуры Древней Руси». Многие психологические аспекты общественной жизни Руси X – XIII вв. получили освещение в трудах И.Я.Фроянова. При реконструкции социальных и политических процессов особенности сознания учитываются исследователем наравне с фактами, лежащими в юридической, экономической и политической плоскостях. Так, например, при рассмотрении роли князя в социальном устройстве русских земель-волостей им были вскрыты пережитки языческих представлений, связанных с сакрализацией роли вождя в архаических обществах. Общественная структура, развитие политических событий и социальной борьбы трактуются И.Я.Фрояновым с учетом того, что в сознании людей XI – XIII вв. оставалось еще очень много черт доклассовой, родовой ментальности.

 Язычество Древней Руси

Прикладное искусство и скульптура. - В кн.: История культуры древней Руси. М.; Л, 1951, т. II, с. 402; О лунницах см. работу В. В. Гольмстен "Лунницы" ("Отчет Исторического музея за 1915 г.").) "Связь круглых подвесок с солнцем подчеркнута наличием лучей или креста, а иногда и птицы". "С культом солнца связаны, быть может, и миниатюрные бронзовые топорики, постоянно украшенные солнечными символами".(Рыбаков Б. А. Прикладное искусство Владимиро-Суздальской Руси. - В кн.: История русского искусства. М., 1953, т. I, с. 510-511.) В 1960 г. эту тему развил В. П. Даркевич, сосчитавший количество лучей на круглых "солнечных" подвесках. Их в большинстве случаев оказалось 12, что дало полное основание автору связать их с 12 месяцами солнечного года.(Даркевич В. П. Символы небесных светил в орнаменте древней Руси. - Сов археология, 1960, № 4, с. 62. Сводная таблица подвесок на с. 57.) Лунницы (полумесяц, обращенный рогами вниз) зачастую рассматриваются как девичье украшение. В. П. Даркевич, исходя из того, что в русском фольклоре "месяц" (луна) является мужским началом, считает возможным дать такое толкование разряду подвесок-лунниц с крестом: "Композиция из луны с крестом могла обозначать неразрывность, единство мужского (месяц) и женского (солнце) начал, быть символом супружества".(Даркевич В. П. Символы.., с. 61.) Луна и солнце могли означать и другое - "день" и "ночь"

скачать реферат Музыка в синтезе древнерусских искусств

Интонации древних обрядовых песен, колядок, былин неизбежно проявлялись в новых христианских распевах. Их глубинная связь была ощутима в отдельных элементах структуры, интонациях, попевках. Эти две области музыкальной культуры Древней Руси, каждая по-своему, отразили национальное своеобразие и в сфере мирского, светского содержания, и в сфере духовного, культового. Несмотря на то, что они находились в состоянии антагонизма, обусловленного борьбой двух несовместимых идеологий — языческой и христианской, — между ними было немало общего. Совместное существование их роднило и взаимообогащало. Церковная музыкальная культура формировалась в среде русских певцов, владевших родной музыкальной стихией. Склад музыкального языка церковного искусства не мог быть принципиально новым, потому что невозможно целому народу сразу заговорить на неродном языке с интонациями, не свойственными родной музыкальной речи. Развитие русского церковно-певческого искусства происходило в непрерывном взаимодействии византийского начала с исконно русской певческой природой.

скачать реферат Русская классика и современность на уроке литературы

Возьмем для примера «Повесть враменных лет».Автор постоянно цитирует Священное Писание, проповедует и наставляет современников. Работая над "Повестью временных лет", можно показать учащимся различие между древнерусскими летописями и западными историческим хрониками, а также сравнить описание одних и тех же событий в летописи и в трудах историков последующих веков таких, как Карамзин, Соловьев, Ключевский. Курс литературы Древней Руси может быть дополнен разговором о храмовой архитектуре и иконописи. Историко-литературный курс 8-11 классов включает и изучение литературы 18 века, эпохи классицизма, когда наблюдается резкий разрыв между культурой Древней Руси и Российской империи. Реформы Петра резко изменили направленность русской литературы, носителями и создателями российской культуры становятся уже не монахи, дворяне, но связь ее с Библией не прерывается. Конец ХIХ и начало ХХ века - время смутное и тревожное, полное страшных предчувствий и пророчеств. Обострение социальных противоречий, стремительный рост технического прогресса, смешение этических норм, эксперименты в духовной жизни - это все приметы наступления нового века.

скачать реферат Текст как способ бытия религиозной веры

Те мельчайшие отрезки, к дроблению которых обычно тяготеют основные сакральные тексты, чаще всего обладают впечатляюще-запоминающейся интонацией, усугубляющейся еще их графической выделенностью в письменном тексте" (В.Г.Адмони). Средневековые тексты были построены не по принципам аргументативного дискурса, "расколдовывающего" бытие (к чему тяготеют и философия, и наука Нового времени). Формообразующими компонентами сакрального текста является его "звуковая инструментовка", отсюда ведущее положение анаграммы и аллитерации как принципов его построения (Ф. де Соссюр). Следует заметить здесь, что и анаграмма, и аллитерация представляют из себя магические имена, скрытые в тексте (лакуны, формирующие текст). Одним из результатов работы должна стать демонстрация того, что вышесказанное истинно применительно к феномену книжности в культуре Древней Руси, существенное место в котором занимают суггестивно-медитативные структуры воздействия, объясняющие "информационный парадокс" канонического искусства (Ю.М. Лотман). Исходя из этого, исследование образа веры в средневековье на основании текстов должно включать в себя реконструкцию анаграмм и аллитераций, лежащих в основе сакральных текстов средневековья.

скачать реферат Эстетическая мысль западной цивилизации

Сами по себе они не создают красоты, но являются её необходимыми условиями. Он определяет красоту как «свободу в явлении». Таким образом, соразмерность, пропорциональность, совершенство, упорядоченность, гармоничность явлений действительности есть объективная основа прекрасного. Они могут быть восприняты человеком, оценены им, и человек не только познает законы, меру, существенные связи и отношения, но и делает эти познания принципами своей деятельности в соответствии с законами красоты. Вопрос 3. Эстетические представления в Древней Руси. Эстетическая доктрина русского классицизма. Современная эстетическая мысль в России. Следует отдельно выделить развитие отечественной эстетической мысли от её истоков в Древней Руси до современных эстетических теорий в России. Близкая византийскому православию средневековая культура Древней Руси имеет свои специфические особенности. Развитие эстетических идей происходит здесь в тесной связи с практикой литературы, искусства, общественной жизни, со своеобразием национальных и дохристианских языческих представлений.

Сиденье в ванну раздвижное (дерево).
Сиденье в ванну раздвижное, пятиреечное, закрепленное к каркасу, регулируется по ширине ванны. Предохраняйте деревянную часть изделия от
752 руб
Раздел: Решетки, сиденья для ванны
Контейнер для аптечки "Домашний доктор", 10 л.
Контейнер выполнен из прозрачного пластика. Для удобства переноски сверху имеется ручка. Внутрь вставляется цветной вкладыш с одним
324 руб
Раздел: 5-10 литров
Кроватка для кукол, деревянная.
Если ваша дочка мечтает собрать для любимой куколки целый мебельный гарнитур, то начинать необходимо с покупки именно этой реалистичной
401 руб
Раздел: Спальни, кроватки
скачать реферат Национализм в России в конце 20 – начале 21 веков

В этой системе ариец есть богочеловек. Таким образом, идеи ариософов привнесли в нацистскую Германию оккультные смыслы и свастическую символику. 1.3 Свастичные символы. Их связь с национализмом Раньше фильмы про Великую Отечественную войну были черно-белые, и многие не подозревали, что фашистский флаг красного цвета. Его узнавали по свастике. Фашистская свастика олицетворяет все беды страшной войны для целых поколений. Этот символ известен с древнейших времен. Ученые установили, что он появился еще в эпоху верхнего палеолита. Крест с загнутыми под прямым углом концами встречается в орнаментах 20 – 7 тысячелетий до нашей эры. Гитлеровские нацисты, претендовавшие на родство с арийцами, сделали свастику государственной эмблемой и отличительным знаком фашистской партии. Русским националистам близок другой исторический пласт, в котором свастика занимает тоже очень заметное место. Для них этот символ берет начало в христианской культуре Древней Руси. В православной традиции свастика является важнейшим символом. На древних иконах Христа – Пантократа (Вседержателя) изображены левая и правая свастики.

скачать реферат Как зарождалась культура Руси

Аврамца Антона Культура Древней Руси. Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения. Весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты — одни для Поднепровья, другие — для Северо-Восточной Руси и т. д. На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских словен, вятичей, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась,— угрофинов, балтов, иранских племен, других славянских народов.

скачать реферат Особенности "итальянизмов" в московском каменном зодчестве рубежа XVI-XVII вв.

Примечания 1 Булкин В. А. Итальянизмы в древнерусском зодчестве XVI в. Дис. на соиск. учен. степени канд. искусствоведения.-Л.: 1975. 2 Представления об Архангельском соборе как об основном источнике "итальянизмов" архитектуры рубежа XVI-XVII вв. наиболее характерно проявились в атрибуционных работах. В них постепенно сложился круг памятников (собор Боровского монастыря, церкви Троицы в Хорошеве, Троицы в Вяземах, Бориса и Глеба в Борисове), приписываемых одному мастеру, находившемуся под влиянием алевизовской архитектуры. - см.: Машков И. Доклад об обследовании собора Боровского монастыря.-В кн.: Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников, т. IV.-М.: 1912; Ильин М. А. "Усадьбы Годуновых". - В сб. Общества изучения русской усадьбы. Вып. 5-6,-М.; 1928; Раппопорт П. А. Зодчий Бориса Годунова.-В кн.: Культура Древней Руси.-Л.: 1966. 3 Тема значения Архангельского собора как образца в русской архитектуре XVI в. уже затрагивалась в специальной литературе. См.: Вятчаиина Т. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI в. - См. с. 215-223. 4 С деятельностью Алевиза Нового, вероятно, могут быть связаны на основании источников: церкви Введения "за Торгом", Владимира "в Садех", Благовещения в Воронцове, Рождества Богородицы "на Сенях", Леонтия Ростовского, Благовещения в Ваганькове, собор Алексеевского монастыря, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи "под Бором", собор Высокопетровского монастыря, церкви Варвары "против "Панского двора", Введения на "Устретенской улице".

скачать реферат Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

Обучение шло по книге Иоанна Дамаскина «Источник знаний». Кроме этих предметов, видимо, в отдельных школах изучались (или читались) сборники поучений, например, "Пчела"; право – «Повесть временных лет», литературные произведения и т.д. Основной формой обучения, как и в западноевропейской школе, были индивидуально-групповые занятия. «Изложение и истолкования содержания учебного материала осуществлялось, тремя методами: экзегетическим, художественным и научным. Особое место отводилось «прениям» и «состязаниям», которые считались высшей формой проявления знаний» . Вполне возможно, что в этих школах учили и арифметике, счету на абаке. В этом отношении большое значение имеет работа Р.А. Симонова которому удалось, может быть, пока только отчасти, реконструировать общее содержание математической культуры Древней Руси – не уступающей культуре других народов этого времени, и методику обучения арифметическим расчетам с помощью абака. Он пишет: «Если допустить, что Кирик использовал абак, то проблема «второй грамотности» на Руси, по крайней мере, персонифицируется. Можно утверждать, что Кирик не только продукт средневековой компьютеризации, но и первый известный по имени педагог, разрабатывавший методические принципы использования вычислительной техники в научных (для своей эпохи) вопросах времясчисления.

скачать реферат Обыденные представления об обществе: социальная стратификация, власть.

ОБЫДЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, ВЛАСТЬ. В «высокой» книжной культуре Древней Руси культивировалось особое общество. Носителями этих представлений могли быть только образованные, начитанные люди. Вряд ли требует доказательства, что и некнижное население, «простецы», не делавшие размышления своей профессией, тоже как-то представляли себе общество, в котором жили. Понятно, что представления эти должны отличаться от книжных, и, прежде всего, тем, что разработкой их специально никто не занимался, они складывались стихийно. Поэтому они не имеют стройности и завершенности теоретически отточенных концепций. Вместе с тем по широте охвата они гораздо значительней специально сконструированных идей, т.к. жизнь, так или иначе, непроизвольно находит отражение в сознании во всех своих проявлениях. В противоположность «книжным» представлениям, мы будем называть их условно «обыденными». Значение обыденных представлений выходит далеко за рамки просто представлений необразованной массы. Им не чужды все слои общества, в том числе и интеллектуалы. В отличие от специально развиваемых теорий, эти представления присутствуют в сознании людей незаметно для них самих.

Ростомер говорящий "Ферма".
Новинка от Азбукварика – говорящий плакат-ростомер! Повесьте его на стену на нужной высоте – узнайте, как растёт ваш малыш. Кнопки на
482 руб
Раздел: Ростомеры
Рюкзачок дошкольный "Щенячий патруль", 23х19х8 см.
Легкий и компактный дошкольный рюкзачок - это красивый и удобный аксессуар для вашего ребенка. В его внутреннем отделении на молнии легко
693 руб
Раздел: Без наполнения
Набор посуды "Щенячий патруль", 3 предмета.
Посуда подходит для мытья в посудомоечной машине и использования в микроволновой печи. Яркая посуда с любимыми героями порадует малыша и
578 руб
Раздел: Наборы для кормления
скачать реферат Человек в малой группе. Нормы поведения. Личная жизнь

Распространенное бытовое явление он истолковывает в соотнесении с Царством Божьим; пьяный человек из просто неприятного субъекта превращается у него в прислужника Сатаны. Интересна линия рассуждения: пьяница напивается медом, он как будто служит ему; мед создается человеческими руками, следовательно, пьяница служит не Создателю, а созданью, уподобляясь, тем самым, язычникам, поклоняющимся идолам, значит, он служит дьяволу. Список примеров может быть продолжен. Сексуальность. Взаимоотношения полов. Важной и малоисследованной страницей социального бытия человека Древней Руси является половая жизнь. В классификации культур по типу их половой морали, принятой в этнографической литературе древнерусская культура традиционно относится к антисексуальным или репрессивным (строгим). Эта точка зрения имеет под собой глубокие основания. Действительно, всякое проявление сексуальности в древнерусской литературе изображается с позиций крайнего осуждения и носит характер недостойной, низменной страсти, греха. Как было показано во втором очерке, древнерусские писатели избегали использовать для обозначения половых отношений слово «любовь» (хотя такое значение существовало).

скачать реферат Золотое и серебряное наследие России

В сольвычегодских эмалях, носивших на­звание усольских, явственно про­ступили черты искусства нового времени. Растительные мотивы в усольских эмалях сочетаются с изо­бражением птиц, животных, пейзажей и даже человеческих фигур. В таком решении орнаментально-декоратив­ных мотивов сказалось новое отно­шение человека к образам искусства и к самой действительности. Богатое собрание золотых и сереб­ряных изделий Оружейной палаты позволяет проследить длительный путь развития ювелирного дела — одного из древнейших видов худо­жественного творчества. Оно дает представление о художественной культуре и уровне технического мас­терства художников прошлого, сви­детельствует об удивительной мощи творческих сил народа. 2. 1 Русские серебряные изделия XIV –XVII веков. Искусство русских ювелиров этого периода является частью высокой культуры Древней Руси. Один из редчайших экспонатов - серебряная золоченая оправа мощевика из риз­ницы Благовещенского собора Московского Кремля с чеканным изображением в рост св. Пантелей­мона и Стефана, - может быть отнесен к первой половине XIV века - тому сложному периоду русской истории, когда золотоордынские полчища грабили и жгли русскую землю, огнем и мечом уничтожали все на своем пути, когда рекой ли­лась людская кровь, ибо завоевате­ли, по словам летописца, «люди секуще аки траву».

скачать реферат Восточное средневековье

Церковно-славянский возник как церковный, а потом стал литературным. Новая мораль поведения: нужен образец. На Руси – святой. Творческая переработка понятия святости: в Византии – сотни святых. Принципы канонизации – чины: мученики за веру; подвижники миссионеры; царственные особы; воины за веру. На Руси был введен новый чин первосвятые Борис и Глеб. Они принимают смерть, отказавшись от насилия. Житие «Алексия божьего человека» (сбегает со своей свадьбы, позже возвращается и живет в хлеву со свиньями, не признаваясь, что это он). Он живет по странным законам, законам другого мира, а не человеческого. Топоров: акцент на канонизации на поведенческую, опытную сторону. Акцент на потусторонний мир – это мир не наличного бытия (ориентированность на прошлое и будущее). Плохо устроено наличное бытие, но хорошо мыслится не наличное бытие. 5. Феномен антиповедения в культуре Древней Руси. Религиозные и культурные смыслы юродства Юродивый – вид религиозного подвига, отличавшийся от отшельничества, монашества. В Западной Европе их не было, юродивыми становились, а России. Юродивый от слова урод – ущербный в физическом плане человек- убогий. Чем дольше человек от людей, тем он ближе к Богу.

скачать реферат Особенности культуры Древней Руси

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. В общей культуре Руси отразились как традиции полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась. Цель контрольной работы – обозначить особенности культуры Древней Руси. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи: Обобщить научную литературу по данному вопросу Дать характеристику язычества на Руси. Изучить архитектуру, фольклор, иконопись и литературу древнерусской культуры Обозначить проблему самобытности русской культуры в осмыслении философов и историков ХIХ–ХХ вв. 1. ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ И ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. НАСЛЕДИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ Понятие «язычество» происходит от слова «языки», т.е. отождествляется непосредственно с сутью конкретного народа, племени и выступают самобытной формой освоения природного бытия конкретным обществом и человеком.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.