телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАКниги -30% Игры. Игрушки -30% Одежда и обувь -30%

все разделыраздел:Искусство, Культура, Литература

Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

найти похожие
найти еще

Горшок торфяной для цветов.
Рекомендуются для выращивания крупной рассады различных овощных и цветочных, а также для укоренения саженцев декоративных, плодовых и
7 руб
Раздел: Горшки, ящики для рассады
Ночник-проектор "Звездное небо и планеты", фиолетовый.
Оригинальный светильник - ночник - проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фонариков) 2) Три
330 руб
Раздел: Ночники
Пакеты с замком "Extra зиплок" (гриппер), комплект 100 штук (150x200 мм).
Быстрозакрывающиеся пакеты с замком "зиплок" предназначены для упаковки мелких предметов, фотографий, медицинских препаратов и
148 руб
Раздел: Гермоупаковка
А в том монастыре – святая икона Святой Богородицы, называемая "Одигитрией", что переводится "Путеводительница", потому что некогда было двое слепых, которым явились Святая Мария, отвела их в церковь свою и просветила их глаза, и они увидели свет. Эту икону Святой Марии Богородицы написал Святой Лука Евангелист, (изобразив) Спасителя на руке Её. С этой иконой Богородицы совершают процессии каждый вторник по всему городу, с великими почестями, пением и гимнами".5 В компилятивном сочинении 1438-1439 гг. "Повесть о всечестном и божественном храме, именуемом Одигон" также сообщается о чудесном источнике, от воды которого некогда получили исцеление двое слепых; с тех пор это место прозвали "именем Проводников".6 По свидетельству историка Михаила Дуки, царьградская святыня, в период осады Константинополя в 1453 году находившаяся в монастыре Хора, была уничтожена турками, делившими её драгоценный оклад.7 Представление о погибшем чудотворном образе дают описания испанских (Руи Гонсалес де Клавихо) и русских (Стефан Новгородец, иеродиакон Зосима) паломников XIV-XV веков, отдельные изображения процессий с "Одигитрией" (фреска XIII века во Влахернском монастыре близ Арты, клеймо Кремлёвской иконы "Похвала Богоматери с Акафистом"), а также иконы-списки. Икона "Одигитрии" представляла Божию Матерь в рост, стоящей и держащей на левой руке Младенца, что подтверждает ряд древнейших памятников: изображения на именных печатях и монетах, фрески церквей Санта-Мария Маджоре и Санта-Мария Антиква в Риме. Но уже в очень раннее время появились поколенные и погрудные списки иконы. Вероятно, образы поклоняющихся архангелов являлись характерной особенностью константинопольской "Одигитрии". В северо-восточной Руси культ царьградской святыни получил отражение в почитании трех икон: "Богоматери Владимирской", "Одигитрии" из Вознесенского монастыря и "Одигитрии Смоленской". На Руси изображения Одигитрии известны с домонгольских времен ("Одигитрия" с поясным Георгием на обороте начала XII века в Успенском соборе Московского Кремля и другие). Точные копии-списки именно константинопольской иконы появились на Руси в конце XIV века. В 1381 году архиепископ Суздальский Дионисий прислал из Константинополя две иконы Богоматери Одигитрии, поставленные в два главных города новой архиепископии: в Суздале и Нижнем Новгороде.8 Культ "Одигитрии" распространился во многом благодаря суздальской княжне Евдокии, ставшей супругой великого князя Дмитрия Ивановича в 1367 году. В 1386 году она основала в Московском Кремле женский Вознесенский монастырь. Скорее всего, по желанию княгини Евдокии, после смерти архиепископа Дионисия в 1401 году, в Москву была перевезена икона-список царьградской "Одигитрии".9 Об "Одигитрии" Вознесенского монастыря имеется важная летописная запись, гласящая "В лето 6990 (1482) сгоре икона Одигитрие на Москве " Судя по этой записи, обгоревшую греческую икону поновил иконописец Дионисий, сохранив ее прежний рисунок,- написал "в той же образ".10 Почитание иконы нашло отражение в традиционном создании списков. В шитье этот образ был не менее популярен, чем в иконописи. Изображение его встречается как в шитых иконах и подвесных пеленах, так и в многофигурных композициях.

В 1650 году он женился вторым браком на Анне Ивановне Злобиной. Её деятельность ознаменовала самый плодотворный и продолжительный период в истории Строгановского лицевого шитья. Исследователи, обращавшиеся к искусству Строгановских мастерских, характеризовали этот период как время расцвета.23 Иконография композиции близка к образу Богоматери "Страстной", но без ангелов с орудиями страстей. На мафории Марии на плечах и голове – три медальона с ангельскими ликами, символами девства. В Сийском иконописном подлиннике этот перевод иконы назван "Что Тя наречем ".24 Личное шито плотно крученым шёлком светло-серого цвета атласным швом "по форме" со схематическими тенями более тёмного тона; доличное – прядёным золотом и серебром "в прикреп". Контуры, складки одежд и надписи в среднике выполнены серебром рельефным швом "по верёвочке". На фоне в двух клеймах в виде дробниц сделана надпись "Одигитрия". На каймах из красного атласа серебряной вязью шит тропарь: "К Богородице прилежно ныне притецем ", а на нижней кайме в рамке – вкладная надпись: "Сия пелена строение Григория Димитриевича Строганова". С XV века русские варианты иконографии "Одигитрии" получали наименования, связанные с местами их особого почитания: "Смоленская", "Тихвинская", "Седмиезерская" и другие. В XV веке в Московском Кремле наряду с иконой из Вознесенского монастыря почитался и другой список константинопольской святыни - "Одигитрия Смоленская", восходящий к чтимой иконе города Смоленска. Древних письменных свидетельств о смоленской святыне не зафиксировано. В церковной литературе XIX – начала XX века излагается версия о принесении иконы на Русь в 1046 году греческой царевной Анной, выданной замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. После смерти Всеволода икона перешла по наследству к его сыну Владимиру Мономаху. В 1101 году он построил в Смоленске Успенский собор и поставил в нём греческую икону Богородицы, получившую после наименование "Смоленской".25 В повести конца XV века "О пречистой Смоленской", включённой в Московский летописный свод, рассказывается, что "в лето 6964" (1456) в январе месяце к великому московскому князю Василию прибыл смоленский владыка Мисаил с просьбой отпустить чудотворную икону Богородицы, которую взял пленом Юрга. Юрга (Юрий Лугвеньевич из рода Гедиминовичей) был, вероятно, служилым новгородским князем. В 1440 году он вернулся из Новгорода в Литву. Великий литовский князь Казимир Ягайлович дал ему в удел Мстиславль, Кричев и другие города и волости. Возгордившись, Юрий занял смоленский престол, но в том же году, увидев "свою неразсудную дерзость" и убоявшись "страхом велиим" великого князя Казимира, "избеже на Москву".26 С собой он увёз много икон, и среди них была древняя святыня Смоленска. Таким образом, оказывается, что "Богоматерь Смоленская" находилась в Московском Кремле с 1440 по 1456 год. Князь Василий, посоветовавшись со своими боярами, митрополитом Ионой и другими святителями, решил, что чудотворный образ и прочие пленные иконы необходимо возвратить. Из них митрополит Иона попросил оставить одну икону "Владычица со Младенцом " Эта икона была излюбленным богородичным образом великокняжеской семьи и, вероятно, изображала "Богоматерь Одигитрию". Н. А. Маясова отождествила её с небольшой византийской иконой XIV века в серебряном окладе, происходящую из собрания Благовещенского собора и ныне находящуюся в экспозиции Оружейной палаты.27 А с Божией Матери "Смоленской" сняли меру и назнаменовали образ, который также остался в Москве.

На том месте, где остановилась икона, устроен был деревянный храм во имя Успения Божией Матери, а позже основан мужской монастырь.36 Возникновение литературной обработки "Сказания о Тихвинской Одигитрии" относится к концу XV века.37 К первой половине XV века относится икона-список пядничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.38 Но более известными списки иконы становятся в начале следующего столетия, в том числе со святыми на полях и с житием Богородицы, а позднее – и с чудесами от Тихвинской святыни. Параллельно появляются и шитые пелены, приложенные к ней, а также к её чтимым спискам. Самая ранняя из сохранившихся пелен с изображением Богоматери Тихвинской, в собрании Русского музея, отнесена Л. Д. Лихачёвой ко второй половине XV века.39 Шитьё отличается прекрасным рисунком, изысканными пропорциями фигур и очень тактичным применением металлических нитей, тонко соотносимых с серебристым и бардовым тонами одежды Богоматери. Вышивальщицы точно следовали иконописному оригиналу. Отмеченные черты указывают на элитарную мастерскую, из которой вышла подвесная пелена. В стилистическом отношении наиболее близкие параллели давали произведения великокняжеской мастерской времени жены Василия III Соломонии. При них строится каменная церковь в Тихвине.40 Изображение вышито по голубой камке золотными и серебряными нитями "в прикреп" и шёлковыми нитями "в раскол". Лики и руки выполнены шёлком телесного цвета "по форме", без притенений, с применением выразительной контурной линии. Шитьё вырезано по контуру и переложено на тонированный холст. К московскому искусству первой половины XVI столетия относится небольшая пелена из Русского музея "Богоматерь Тихвинская", сохранившаяся во фрагментарном состоянии. Пелена шита в мастерской Марии Васильевны Пенковой, сестры Елены Глинской. Боярин князь Иван Данилович Пенков был внуком последнего владетельного князя Ярославского, а княгиня Мария, рождённая княжна Глинская, приходилась родной тёткой царю Ивану IV Грозному. В летописи под 1535 годом записано: "Тоя же осени пожаловал князь велики князя Ивана Пенкова, дал за него своякиню свою княжну Марию".41 Стиль шитья в целом схож с предыдущей пеленой, но манера исполнения иная, столь же индивидуальная. Она отличается тонким рисунком и высоким уровнем техники исполнения. Фоном для изображения служит жёлтая итальянская камка с крупными цветами (куфтерь). Шитьё выполнено шёлковыми нитями "в раскол", золотными и серебряными нитями "в прикреп". На Богоматери коричнево-малиновый мафорий и голубой чепец; одежда Младенца шита золотной нитью. Лики и руки без притенений, тонко прорисованы контурной линией по шитью телесного цвета. В овальных небольших клеймах на фоне монограммы Богоматери и Христа. Под изображением серебряной нитью выложена надпись: "Приложила сию жена Ивана Даниловича Пенкова княгиня Марья". Несколько шитых пелен с изображением "Богоматери Тихвинской" происходит из церковных ризниц Ростова. Наиболее ранней среди них является небольшая пелена, предположительно, XVI века. На это указывает типологический характер пелены с кистями, как и применяемые стежки, которыми шиты одежды и нимбы.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Зелье для государя. Английский шпионаж в России XVI столетия

Олаус Магнус и его «История северных народов». Л. Наука. 1983. С.P4452. 244 Harrisse, Henry. John Cabot, the Discoverer of North-America and Sebastian, His Son. London, 1896., p.P318319. 245 Calendar of State Papers, Colonial Series. East Endies, China and Japan, 15131616. Ed.PSainsbury, W.PNoel. London. 1862. Vol. II. Pp. 1011. 246 ААЭ. СПб., 1836., Т. 1. С.P182183 (P204). 247 Hakluyt, Richard. The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation. Glasgow. 1903. Vol. II, p. 394. 248 Костомаров Николай. Очерк торговли. С. 291. 249 Штаден, Генрих. О Москве Ивана Грозного. (Пер. И.PИ.PПолосина). 1925. С. 66. 250 ЗиминPА.PА. И.PС.PПересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М.: АН СССР. 1958. С. 44 (прим.). 251 Hooper, Wilfrid. The Tudor Sumptuary Laws. Ibid. Р. 436. 252 МаясоваPН.PА. Древнерусское лицевое шитье. М. «Красная площадь», 2004. С. 34. 253 Harrisse, Henry. John Cabot, the Discoverer of North-America and Sebastian, His Son. London, 1896., p.P320327. 254 Барберини Рафаэль

скачать реферат Богоматерь Донская (ГТГ) Интерпретация темы Богоматери Елеусы

Есть, конечно, и многие другие произведения такой же светлой духовной направленности. Расписанный Феофаном Благовещенский собор содержал известный Деисус, икона Богоматери из Деисуса во многом параллельна иконе Донской Богоматери. “Изящество, хрупкая женственность фигуры богоматери “в Деисусе собора” контрастно подчеркнута тяжело ниспадающими складками синего одеяния, чудесного по бархатистости и глубине цвета, отсвечивающего в складках голубым. Чистым золотом отливают желтые рукавчики, сразу же притягивающие внимание зрителя к чуть приподнятым в молитвенном жесте рукам богоматери. Ее поза, нежное просветленное лицо полны спокойного достоинства. Мария лишь слегка склонила голову: разве она не "матерь Божия"), разве ее молитвы не будут услышаны прежде всех других?” Иконографический тип рассматриваемой иконы не так то легко определить. Традиционно она считается Богоматерью Умиление, но ряд стилистических черт противоречит этому : явственно заметны черты иконографического типа богоматери Одигитрии. Таким образом перед нами сложное сочетание нескольких иконографических типов. Мы не знаем точного времени написания иконы “Донской Богоматери”, но видим, что лицевая сторона иконы ближе всего подходит к типу икон благовещенского чина, приписываемых нами Феофану, стиль же “Успения” ближе всего к волотовским и федоровским фрескам. БиблиографияЛифшиц Л.И. Икона Донской Богоматери // Древнерусское искусство.

Настольная игра "Эволюция".
Разнообразие живых организмов, населяющих нашу планету, поистине поражает. Теория эволюции объясняет это различием способов, которые
1090 руб
Раздел: Карточные игры
Доска магнитная для рисования, со штампиками.
Магнитная доска предназначена для рисования; у доски стирающееся поле для создания рисунков при помощи специального маркера. На
347 руб
Раздел: Магнитные доски
Уничтожь меня! Уникальный блокнот для творческих людей. Смит К.
Перед вами книга-сенсация, проданная миллионными тиражами по всему миру. Поздравляем, теперь и вы сможете приобщиться к разрушительному
336 руб
Раздел: Блокноты оригинальные, шуточные
 Православные праздники

Происхождение этого образа неизвестно. На иконе "Споручница грешных" Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который обеими руками Своими держит Ее правую руку, как это делается при получении согласия. Этим Сын Божий как бы заверяет Пресвятую Богородицу, что всегда будет внимать Ее мольбам за грешников. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами. «Споручница грешных» означает Поручительница, или Посредница за грешных пред Господом Иисусом Христом. Наименование иконы служит выражением безграничной любви Пресвятой Богородицы к грешному роду человеческому, которую Она проявляла во все времена. Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре близ города Карачева Орловской губернии в середине XIX века. Древняя икона Богоматери "Споручница грешных" из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему Промыслу, чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь

скачать реферат Древнерусская иконопись – шедевры северного Возрождения

Почитание "Богоматери Владимирской" привело не только к тому,  что на Руси существовало много списков с нее, много ее повторений. Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней иконе, особенно в северо-восточных русских землях, широкое распространение получил сам тип "Умиление", к которому она принадлежала. "Умилением" является прославленная "Богоматерь Донская" - икона, согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон,  в битву на Куликовом поле,  Где одержана была великая победа над татарами. Кроме изображений типа "Умиление",  многочисленными и любимыми  были изображения Богоматери с младенцем на руках,  которые назывались "Одигитрия",  что означает "Путеводительница". В композициях "Одигитрия",  Богоматерь изображена в фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления,  обращенном к сыну.  Иногда "Богоматерь Одигитрию",  называют "Богоматерь Смоленская".  Дело в том,  что согласно летописному приданию, древнейший из привезенных на Русь списков "Одигитри" находился в Смоленске.

 Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих

В приходской церкви под кафедрой он же написал для мессера Леонардо Альберготти Христа, несущего крест. Учеником аббата Сан Клементе был равным образом один брат-сервит, аретинец, расписавший в цвете фасад дома семьи Беликини в Ареццо, а в церкви Сан Пьеро фреской две капеллы одну рядом с другой. Учеником дон Бартоломео был также Доменико Пекори, аретинец, написавший в Сарджано на дереве темперой три фигуры, а маслом для сообщества св. Марии Магдалины хоругвь, предносимую во время процессий, отменно прекрасную, для мессера же Презентино Бисдомини в приходской церкви, в капелле св. Андрея, – образ св. Аполлонии, сходный с вышеупомянутым, но написанный на холсте. Он дописал также много вещей, остававшихся не завершенными его учителем, как, например, в церкви Сан Пьеро на дереве образ со святыми Себастьяном и Фабианом, предстоящими Мадонне, для семейства Бенуччи, а в церкви Сант Антонио он написал на дереве образ главного алтаря с весьма благостной Богоматерью и несколькими святыми; а так как названная Богоматерь, сложив руки, молится младенцу, которого она держит на коленях, он придумал изобразить коленопреклоненного ангелочка, поддерживающего сзади Господа нашего подушкой, ибо Мадонна, молясь со сложенными руками, держать его не может

скачать реферат Искусство Византии

Здесь мы встречаем произведения высокого качества, отразившие лучшие черты византийского классического стиля. Это прежде всего мозаики главной апсиды собора. В ее конхе на золотом сияющем фоне стоит одинокая фигура Богоматери с младенцем на руках в позе Одигитрии (Путеводителышцы). Удлиненные пропорции ее стройной, устремленной ввысь фигуры, окутанной синим плащом, создают впечатление бестелесности и воздушности. Она как бы парит над всем пространством храма. В нижней части апсиды ряды апостолов и святых в белых одеждах прекрасно гармонируют с главной фигурой Богоматери, составляя ее свиту. Рядом с главной апсидой на арках храма находится композиция Благовещения, также связанная с прославлением Марии. Латинские надписи показывают вкусы создателей храма и воздействие западной культуры. С византийскими мозаиками центральной апсиды полностью контрастирует грандиозная многофигурная сцена Страшного суда на западной стене собора, по видимому выполненная западными мастерами. Огромное панно во всю стену перегружено мелкими фигурами, большей частью в смятенных позах, изо бражающих ужас грешников перед адскими муками или смирение праведников; смакование адских мучений, обилие символов смерти, изображения сатанинских сил и чу довищ, пожирающих грешников,- все это характерно для западной иконографии Страшного суда.

скачать реферат Иконография «Казанской» иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря

Не случайно, именно "Казанская" икона почиталась русским воинством и является символом многих военных побед России в борьбе с иностранными завоевателями (начиная от польских интервентов начала 17в. вплоть до фашистских захватчиков Великой Отечественной войны).4 Но не только заступницей в военных сражениях предстает Богоматерь на "Казанской" иконе. Акафист Богоматери воспевает Пречистую – "Стена еси девам",5 тем самым, указывая на покровительство и защиту иночества.  Таким образом, "Казанская" икона Богоматери, не смотря на лаконичность и строгость своей композиции, содержит многоплановый образ. Как и большинство "Казанских" икон, образ из Новодевичьего монастыря имеет оклад, почти полностью скрывающий от зрителя живопись иконы, оставляя открытым только личное. Как кажется, украшение иконы окладом еще раз усиливает сдержанность, лаконичность и цельность образа. Оклад украшен орнаментом из цветов и плодов, которые явно указывают на символическую связь Богоматери с темой Рая. Богослужебные песнопения называют Марию "Раю словесный";6 акафист восхваляет Пречистую: "Радуйся, яко рай пищный процветаеши"7, "радуйся, райских дверей отверзение".8 Девятая песнь канона Богоматери Одигитрии воспевает Царицу Небесную: "Радуйся, тайных цветов прекрасный сущий раю".9 Вместе с тем, акафист Богоматери воспевает Ее: "радуйся, цвете нетления",10 указывая тем самым на девство Марии.

скачать реферат Проблемы изучения византийской живописи

Между тем самая структура византийского искусства такова, что в нем сосуществовало несколько разнородных стилевых направлений, точнее, различных форм художественного^мышления. Здесь будут отмечены некоторые из них. Прежде всего противоположность между монументальным и миниатюрным. Византийские мастера в каждом из этих родов достигли совершенства. Византийские мозаики, вроде богоматери в апсиде Софии или богоматери в Торчелло, благодаря архитектурному обрамлению, в которое они заключены, достигают почти космической силы воздействия. Рядом с этим византийцы в совершенстве владели искусством концентрации на крошечном поле страницы рукописи редкого богатства образов и красочных моментов. В византийских миниатюрах, как и в слоновых костях, самая их миниатюрность — это выражение одухотворенности творчества, какой не знала даже греческая вазопись. Византийское искусство в основном серьезно, торжественно, сурово, в нем есть нечто от священнодействия, величественного и неторопливого. Византийские богоматери в большинстве случаев спокойны и сдержанны, недаром даже ласка младенца в иконе Владимирской богоматери остается безответной, ее прекрасные глаза полны суровой печали.

скачать реферат Русская иконопись. Язык икон

Способным разрешить материнс- кую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын: в его лике, в его обращенном к матери взгляде таинственно сли- лись детская мягкость и глубокая, неизречимая мудрость. Почитание "Богоматери Владимирской" привело не только к то- му, что на Руси существовало много списков с нее, много ее пов- торений. Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней ико- не, особенно в северовосточных русских землях, широкое распрост- ранение получил сам тип "Умиление", к которому она принадлежала. "Умилением" является прославденная "Богоматерь Донская" - икона, согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон, в битву на Куликовом поле, Где одержана была великая победа над татарами. Кроме изображений типа "Умиление", многочисленными и люби- мыми были изображения Богоматери с младенцем на руках, которые назывались "Одигитрия", что означает "Путеводительница". В ком- позициях "Одигитрия", Богоматерь изображена в фронтальной, тор- жественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления, обращенном к сыну.

Лоток вертикальный, 3 отделения, черный.
Ширину секций данного лотка можно регулировать. Секции маркируются сменной линованной табличкой. Количество секций: 3. Ширина: 230 мм. Цвет: черный.
301 руб
Раздел: Подставки, лотки для бумаг, футляры
Пенал школьный "Pixie Crew" с силиконовой панелью для картинок (цветная клетка).
Повседневные вещи кажутся скучными и однотонными, а тебе хочется выглядеть стильно и быть не как все? "Pixie Crew" сделает твою
1096 руб
Раздел: Без наполнения
Подарочный набор, 21x16x4 см, арт. 140304.
Материал: искусственная кожа. Правила ухода: избегать попадания влаги. Состав: кожзаменитель (PU), элементы металла. В наборе: бумажник,
355 руб
Раздел: Письменные наборы
скачать реферат Рождество

Из дальнейшего рассказа Луки становится ясно, что при рождении присутствовал Иосиф. Но если сравнить с этими свидетельствами Евангелия изображения рождения Христа в живописи, станет ясно, что они включают подробности, которых нет в Евангелии. Таким образом, иконография рождения Христа, сохраняя то, что дает Евангелие, идет дальше в развитии внешних подробностей. Сюда относятся место, где произошло рождение Христа, ясли, в которые был положен Спаситель, вол и осел у яслей, звезда над изображением сцены рождения младенца, положение фигуры родившей Богоматери, действия Иосифа, ангелы и пастухи, омовение младенца, повитухи и их поведение, особенности архитектурного убранства сцены. Для всех этих деталей сюжета имеются богословская база и литературные программы. Первые изображения рождения Христа относятся к эпохе древнехристианских саркофагов, но датируются не ранее IV века. Сцена, как правило, очень проста: в яслях под навесом лежит спелёнатый младенец, над ним склонились вол и осел, присутствуют Мария и Иосиф, иногда изображаются пастухи.

скачать реферат Об иконах Богородицы

В культуре конца XI-XII вв. страстная тема, тема любви приобрели особое значение в связи с новой литургией, богословской и философской полемикой, ересями, а также разногласиями с латинским западом. Этот тип, как никакой другой, отразил переосмысление роли Богоматери в контексте новой драматической литургии и человечески эмоциональную интерпретацию ее образа. Мы касаемся также и других композиций с близкими иконографическими элементами прежде всего с изображением лобзания Сретение и Оплакивание . На примере икон из монастыря св. Екатерины на Синае Богоматерь и пророки , Богоматерь влахернская , а также на примере Владимирской Богоматери мы прослеживаем различные иконографические прототипы из античного арсенала. Это естественно. Эрот или юный Дионис из вакхической иконографии для образа Христа-младенца, трагическая театральная маска для лика Марии и схема изображения Афродиты, целующей Эрота. Представляется весьма плодотворным проследить параллелизм между литературной экзегезой и изобразительным искусством не только в плане соотносимости содержания, но и потому, что механизм переосмысления древних мотивов, в том числе и мифологических, обнаруживает общие качества в этих двух сферах.

скачать реферат Сравнительный анализ иконы Богоматерь Донская Феофана Грека и картины Рафаэля Сикстинская мадонна

В композиции “Донской Богоматери” явно преобладает пирамидальность. Пирамиду образуют очертания младенца. Его силуэту отвечает мафорий Богоматери, образующий точно такую же пирамиду. И, наконец, общее изображение мадонны, склонившей голову к сыну, и ребенка также напоминают пирамиду. что касается “Сикстинской мадонны”, то в расположении фигур этой картины одни авторы отмечали пирамидальность, другие – нечто круговое. Оба определения не исключают друг друга. Пирамидальность делает композицию устойчивой и подчеркивает господство мадонны над предстоящими. Однако, на мой взгляд, форма круга здесь доминирует над пирамидой. Благодаря соответствию верха и низа, правой и левой части картины, ее композиция приобретает завершенность и приближается к кругу. Направление папы Сикста к лицу мадонны, затем движение по краю ее покрывала к Варваре, от нее вслед за ее взглядом к младенцам и, наконец, от них снова кверху – эта цепь движений помогает нашему взгляду уловить тот круговой ритм, которым пронизана картина. Мне кажется, что такое различие в построении композиции обусловлено различными целями и задачами искусства Средневековья и Возрождения. Средневековое искусство, строгое по сути своей и регламентированное каноном, выражало божественную идею в строгих и законченных геометрических формах, примером которых может служить пирамида.

скачать реферат Синергийность иконообраза

Андрее Рублеве подчеркнуто, что он ''многия святыя иконы написал, все чудотворныя''. Чудотворная икона наиболее наглядно выражает идею синергийности иконообраза, идею — взаимодействия Божиего и человеческого, содействия Божиего человеческому. По древнему православному преданию, первый иконописец — апостол и евангелист Лука — показал написанные им образы Пресвятой Богородицы с предвечным Младенцем на руках Самой Богоматери, и Она не просто одобрила их, но освятила Своим благословением, произнеся знаменитые слова: ''Благодать Рождшагося от Мене и Моя милость с сими иконами да будут'' (Жития 1911:2,422). В акафистах, посвященных чудотворным иконам Божией Матери, никогда не говорится о красоте той или иной иконы, но воспеваются ее милости роду человеческому, как, например, в "Акафисте Пресвятой Богородице пред иконою ее, именуемой "Троеручица": ''Спасения залог даровася нам святая и всечестная икона Твоя, Богородительнице Дево, ибо, такоже древле прорекла еси Божественному евангелисту Луце, с нею и доныне сила Твоя благодатно пребывает, чудесы преславными веру в нас оутверждает, недужныя безмездно врачует и на путь спасения души наша приводит, да зовем прославльшему имя Твое во Вселенней Царю Небесе и земли: Аллилуиа''.

скачать реферат Образ Богородицы в русской иконе

Богородичная догматика основана на тайне Боговоплощения, и через образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений. Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится матерью Бога (Богородицей). И поскольку это материнство надприродно, то в нем таинственным образом сохраняется и Ее Девство. Тайна Богоматери в том и состоит, что через Девство и Материнство Она является новой тварью. И почитание Ее связано именно с этим. Св. Григорий Палама писал: Агиосоритисса - тип изображения Богородицы без Младенца при котором обычно в повороте три – четверти с молитвенным жестом рук. - К наиболее почитаемым иконам Богородицы на Руси можно отнести несколько сотен икон, однако, мы в нашем изложении мы остановились на нескольких иконах:

Ночник с проектором "Звездочка".
В свете проектора, отраженном на потолке, малыш увидит милых персонажей, медленно плывущих по кругу. Это небольшое волшебное представление
725 руб
Раздел: Ночники
Машина-каталка "Авторалли", цвет: розовый.
Игрушка выполнена в интересном дизайне: внешне она очень напоминает автомобиль BMW, но оформлена в ярком розовом цвете. Толокар снабжен
1073 руб
Раздел: Каталки
Кружка фарфоровая "Парижские улочки", 500 мл.
Кружка. Объем: 500 мл. Материал: костяной фарфор. В ассортименте, без возможности выбора.
470 руб
Раздел: Кружки, чашки, блюдца
скачать реферат Христианская концепция человека и гуманизм искусства

Но и в искусстве этих народов ясно чувствуется гуманистическая тенденция, переосмысление назначения человека в мире, правда, в пределах иконописного сюжета и канона. Особенно глубоко это проявилось, конечно, в творчестве Андрея Рублева, потому что «искусство Рублева в основе своей глубоко человечно, отзывчиво ко всему человеческому. Рублев создал целую галерею человеческих характеров». В этом искусстве невозможно обнаружить внешней достоверности или портретного сходства в изображении человека, но в канонических образах святых, евангелистов, житиях Христова и богоматери появляется нечто, что делает эти образы близкими земному человеку, его деяниям, мыслям и страстям. Духовная наполненность этих образов есть духовность реального, земного человека; вся гамма человеческих чувств, сосредоточенность и размышление — вот что наполняет глубоким человеческим смыслом эти образы. Гуманизм искусства конкретно-историчен и в этой своей конкретности должен быть объяснен и понят. В этом аспекте интересны мысли Н. И. Конрада о средневековом и возрожденческом гуманизме.

скачать реферат Программа испытаний творческой направленности по искусству в 2004г. (МГУ)

Программа испытаний творческой направленности по искусству в 2004г. (МГУ) На испытаниях по специализации общая теория искусства абитуриенты проходят собеседование по истории русского и зарубежного искусства. Абитуриент должен продемонстрировать: знание основных видов изобразительного (архитектура, скульптура, живопись), музыкального (опера, балет, инструментальная музыка) и театрального искусства и особенностей их художественного языка; понимание   закономерностей   развития   историко-художественного процесса в изобразительном, музыкальном и театральном искусстве; знание жанровой структуры произведений искусства; владение основной терминологией общей теории искусства; знание периодов исторической эволюции искусства, наиболее значительных произведений искусства и их авторов. I. Основные периоды и произведения искусства. Искусство Киевской Руси. Памятники зодчества и иконописи этого периода: Храм Покрова на Нерли, икона "Богоматерь Владимирская". Древнерусское искусство XIV-XVI вв. "Троица" Андрея Рублева и другие произведения этого мастера.

скачать реферат Изображение певцов и песнопений в древнерусском искусстве

В этом тексте Романа названы все образы, изображенные на иконе "Собор Богоматери", за исключением аллегорических образов дев. Изображение певцов и песнопений можно встретить не только на иконах, но и на фресках. Они встречаются преимущественно в храмах, посвященных Богородице, например Акафист Богородице на фресках Благовещенского собора Московского Кремля. На фресках собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, расписанного в 1502—1503 гг. иконописцем Дионисием "со своими чады", значительная часть фресок связана с песнопениями в честь Богоматери. Большую часть занимает Акафист Богоматери. На южном люнете изображен "Собор Богородицы", на северном — композиция "О Тебе радуется", на восточном — "Покров Богородицы". Как отмечает И. Данилова, "во всех этих изображениях Богоматерь прославляется в различных аспектах: на южной стороне — как родившая Христа, на западной — как посредница между Богом и родом человеческим, на северной — как царица мира и, наконец, на восточной — как покровительница русской земли"4.

скачать реферат Как рукодельничать и любое дело делать благословясь

Все они нашли свое отражение и в русских народных промыслах. Мы встречаем религиозные символы в каждой сфере деятельности россиянина. Многие из этих отраслей утрачены, но некоторые ремесла еще существуют сегодня, более того многие из них возрождаются. Каждый труженик в своей жизни пытался хоть как-то оправдаться перед Господом и сделать что-либо богоугодное. Поэтому кузнец выводил крест с мыслью о том, что кто-нибудь посмотрит издали на храм, перекрестится, помянет кузнеца и себе душу облегчит. Ибо как сказано святым старцем: «стяжай Духа Святого, и тысячи вокруг тебя спасутся». Этим же принципом руководствовались и домашние рукодельницы, которые издавна украшали русский быт. Стремление создавать прекрасное отразилось в неповторимых, красочных узорах и орнаментах народных вышивок. На Руси вышивка бытовала еще в домонгольский период. Археологи при раскопках славянских курганов и поселений находят обрывки тканей со следами вышивки. Древнерусская вышивка различалась лицевым (сюжетным) и орнаментальным шитьем. Лицевое шитье перекликалось с иконописью и было тесно связано с живописью. Лицевое шитье с изображением святых или сюжетами на религиозные темы служило украшением стен домов и храмов наравне с иконами.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.