![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Культурология |
Буддийская скульптура в Корее | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
История города Афин в средние века. - СПб, 1900. 47. Грегоровиус Ф. История города Рима в средние века. От V до XVI столетия. - Тома 1-5. СПб, 1902-1912. 48. Григорович В. Очерк путешествия по Европейской Турции. - М., 1877. 49. Грослие Б. Борободур. Величайшее в мире средоточие буддийской скульптуры подвергается разрушению. - "Курьер ЮНЕСКО". - 1968. No. 6. - С. 23-27. 50. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. - М., Учпедгиз, 1938. 51. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., Культура, 1972. 52. Дантас Ж. Парфенон в опасности. - "Курьер ЮНЕСКО". - 1968. No. 6. - С. 16-18,34. 53. Данте Алигьери. Малые произведения. - М., Наука, 1968. 54. Две византийские хроники X века. Псамафийская хроника; Иоанн Камениата. Взятие Фессалоники. - М., Изд-во вост. лит., 1962. 55. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. - М., Рус. яз., 1976. 56. Джелал Эссад. Константинополь (От Византии до Стамбула). М., 1919. 57. Дживелегов А.К. Данте Алигьери. - М., ОГИЗ, 1933. 58. Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. - М., ОГИЗ, 1935. 59. Джуа М. История химии. - М., Мир, 1975. 60. Диль Ш
Этот чрезвычайно сильный аспект дополнительно подчеркивался наличием хвабэка («совета старейшин»). Первоначально в него входили главы племен, а затем совет превратился в собрание аристократов, наделенных правом определять порядок наследования престола и налагать (в крайних случаях) вето на королевские решения. Привилегии феодальных верхов при слабости королевской власти ощущались и на более поздних этапах корейской истории. Наиболее утонченная культура среди Трех государств была, по-видимому, свойственна государству Пэкче, которому во многом обязана своим развитием раннеяпонская цивилизация. Ныне с главными достижениями искусства эпохи Пэкче можно ознакомиться в одном из центров древней японской культуры – Ямато (город Нара). В самой Корее также осталось немало памятников культуры Пэкче, среди которых великолепные декоративные изразцы, богатые гробницы, изделия из золота, буддийские скульптуры. Величественные каменные гробницы правителей Когурё сохранили на своих стенах превосходные росписи. В захоронениях королей Силла обнаружены уникальные золотые короны. Государство Объединенное Силла: 668–892.
Очерк путешествия по Европейской Турции. - М., 1877. 49. Грослие Б. Борободур. Величайшее в мире средоточие буддийской скульптуры подвергается разрушению. - "Курьер ЮНЕСКО". - 1968. N 6. - С. 23-27. 50. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. - М., Учпедгиз, 1938. 51. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., Культура, 1972. 52. Дантас Ж. Парфенон в опасности. - "Курьер ЮНЕСКО". - 1968. N 6. - С. 16-18,34. 53. Данте Алигьери. Малые произведения. - М., Наука, 1968. 54. Две византийские хроники X века. Псамафийская хроника; Иоанн Камениата. Взятие Фессалоники. - М., Изд-во вост. лит., 1962. 55. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. - М., Рус. яз., 1976. 56. Джелал Эссад. Константинополь (От Византии до Стамбула). М., 1919. 57. Дживелегов А.К. Данте Алигьери. - М., ОГИЗ, 1933. 58. Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. - М., ОГИЗ, 1935. 59. Джуа М. История химии. - М., Мир, 1975. 60. Диль Ш. История византийской империи. - М., ИЛ, 1948. 61. Дильс Г. Античная техника. - М.-Л., ОНТИ-ГТТИ, 1934. 62. Диофант. Арифметика. - М., Наука, 1974. 63. Дирингер. Алфавит. - М., ИЛ, 1963. 64. Дитмар А.Б
Шесть лет спустя царь Чандрагупта, основатель династии Маурьев, сделал попытку объединить разрозненные индийские княжества в централизованную империю со столицей в Паталипутре (ныне Патна, штат Бихар). Его внук Ашока (273-237 до н. э.), проникшись отвращением к войне, стал ревностным буддистом. По его указанию на гладкой поверхности каменных колонн высекались буддийские изречения, призывавшие к состраданию и милосердию. Капители, завершающие колонны, представляют собой прекрасные образцы скульптуры. Правители династии Шунги (185-149 до н. э.) были ортодоксальными индуистами, но при Канишке (династия Кушан), который правил на северо- западе Индии (78-101), произошло заметное возрождение буддизма. При Кушанах в буддийской скульптуре получил развитие гандхарский стиль, отмеченный заметным влиянием античности. Другим центром буддийского искусства стала Матаура, расположенная к югу от Дели. Во времена Гуптской империи (319- 540), которую называют «золотым веком» древнеиндийской культуры, политический и культурный центр снова переместился в Паталипутру.
Могилы императриц и царских наложниц размещаются на линии, проходящей ниже главных захоронений, словно говоря о подчиненном положении своих обитательниц. Тропинки от женских гробниц тянутся к дорогам, ведущим к могилам владык, а те, в свою очередь, стремятся к Священному пути, обрывающемуся у могилы Шуньчжи. В плане все дороги формируют своеобразное генеалогическое дерево, в котором посвященный непременно заметит символ продолжения рода и вечной власти Сыновей неба. Самым оригинальным сооружением комплекса Дунлин является Цзинлин, или могила императора Канси, правившего 61 год. Так долго трон не занимал ни один из правителей Китая. На 1 год меньше находился у власти его сын Цяньлун, похороненный в могиле Юйлин. Достигнув 86 лет, он передал власть сыну и последние годы довольствовался титулом императорского отца. Благодаря множеству буддийских скульптур и рельефных изображений подземный дворец в Юйлин часто называют Торжественным подземным залом поклонения Будде. Скромная могила Динлин служит пристанищем императора Сяньфэна, скончавшегося в 1861 году
Однако и в Китае буддизм подвергался атакам как извне — от иноземных завоевателей, так и изнутри — со стороны возрождённого конфуцианства. Правда, он не был совершенно вытеснен из этой страны, как случилось в Индии, но его влияние неизмеримо ослабло. В дальнейшем тот же процесс повторился в Японии, где укрепилась национальная религия — синтоизм. Вообще появление и утверждение буддизма, как можно видеть на примере Китая, Индии и некоторых других стран, своеобразно стимулировало возрождение местных религиозных традиций. Если они, впитав все достижения буддизма, оказывались достаточно сильными, то господству буддизма приходил конец. В каждом регионе развивались своя собственная буддийская символика и буддийские обряды — почитание святых мест, календарные праздники, обряды жизненного цикла, подпитываемые местными традициями. Буддизм вошёл в кровь и плоть многих и многих народов, стал частью их повседневной жизни. Он изменил местные традиции, но и сам претерпел изменения. Буддизм способствовал расцвету культуры этих стран — архитектуры (строительство храмов, монастырей и ступ), изобразительного искусства (буддийская скульптура и живопись), а также литературы.
На кушанских монетах были выбиты рельефные изображения индуистских богов, а некоторые чужеземные предводители получали индийские имена, например Васудэва. Величайший из кушанских царей Канишка (правил на рубеже 2–1 вв. до н.э.) созвал последний буддийский собор и покровительствовал знаменитому буддийскому поэту Ашвагхоше, а также Чараке, автору руководства по индийской медицине. В этот период буддийская скульптура развивается под влиянием греко-римских традиций, о чем свидетельствуют достижения гандхарской школы изобразительного искусства. Южноиндийские государства На плоскогорье Декан в Южной Индии вскоре после смерти Ашоки сложилось мощное независимое государство Андхра (ок. 230 до н.э. – 230 н.э.), во главе которого стояла династия Сатаваханов. Эти правители посылали свои войска на север и захватили Удджайн, разделив в итоге плато Малва с правителями из династии Шунга, преемниками империи Маурья. Позднее Сатаваханы вели с переменным успехом войны с сакскими сатрапами в Гуджарате и Малве. Легенды о знаменитом Викрамадитьясакари, неустрашимом враге саков (шаков), по-видимому, относятся к ранней стадии этих вооруженных столкновений.
Церемония освящения Большого Будды состоялась по требованию духовенства даже до завершения работ по позолоте этой скульптуры. Гигантская фигура предназначалась для столь же грандиозного, величественного храма Тодайдзи. В дальнейшем статуя Большого Будды вместе с храмом несколько раз разрушалась и вновь воссоздавалась. Дошедшая до нас скульптура почти полностью реконструирована в 1692 г. Получила распространение такая точка зрения, будто сооружение Большого Будды истощило страну, что способствовало росту политических противоречий. Так или иначе, но после создания Дайбуцу мода на столь огромные статуи стала уходить в прошлое. Количество вновь сооружавшихся крупных буддийских скульптур резко сократилось. Развитие каменной скульптуры в Японии тормозилось отсутствием подходящих материалов. До наших дней, правда, сохранилось много каменных будд, но все же каменная буддийская скульптура в Японии распространена значительно меньше, чем в других буддийских странах. От периода Нара до нас дошли рельефные на камне изображения будд — так называемые будды дзуто. В этот период вообще была довольно развита техника скульптурного рельефа.
Чужие образы постепенно становятся своими, чужие легенды рассказываются на китайский лад. Еще больше это родство со старым Китаем чувствуется в пещерах храма Лунмынь ( Ворота дракона), расположенного близ второй Вэйской столицы - Лояна. На стенах его гротов, относящихся к VI веку, изображены в рельефах из мягкого известняка то царственные дарители храма в роскошных китайских одеждах с китайскими лицами и причёсками, то лёгкие и гибкие фигуры крылатых гениев, несущихся, подобно духам ханьских рельефов, окутанных острыми складками длинных одежд и развевающимися шарфами. Если близко подойти к стене, можно разглядеть и совсем миниатюрные, прочерченные на ней рельефы, поражающие красотой линий и законченностью каждой детали. В пору когда создавались храмы, скульпторы расписывались нежными минеральными красками. Сейчас их следов почти не видно. Однако о принятой те времена манере сочетать во едино скульптуру и живопись можно и теперь узнать из ознакомления со скальными пещерами знаменитого храма Цаньфодун. Этот монастырь, расширявшейся и дополнявшейся целое тысячелетие (с 366 по 1368), был не только местом паломничества монахов, но и крупным культурным центром. Образы таньской буддийской скульптуры многообразны.
Прекрасными образцами искусства того периода являются голова Будды в храме Ямададэра и триада Якуси в храме Якусидзи. Как и в других буддийских странах, в Японии периода Нара создаются огромные скульптурные изображения будд и бодисатв, расположенные вне помещений. Например, 18-метровая скульптура бодисатвы Мироку в храме Дайандзи. В целом буддийская скульптура в Японии достигла в период Нара уровня лучших образцов скульптуры других буддийских стран. В поздний период Нара (VIII в.) была построена группа ведущих храмов, что потребовало большого количества скульптур. В изображениях будд в этот период отмечается более строгое следование канону. Вместе с тем буддийская скульптура стала более разнообразной. Начала развиваться и портретная скульптура. Характеризуя особенности реализма в японской скульптуре того периода, академик Н. И. Конрад писал: "Скульптура наделена живым человеческим лицом; но важна не столько точная передача внешних черт портретируемого, сколько внутреннее выражение средневекового портрета. Выражение же может быть реалистическим, если оно соответствует внутренней природе изображаемого персонажа. Персонажи в данном случае - святые, подвижники, проповедники; подлинное в них - именно то, что делает их святыми, подвижниками, проповедниками.
Важнейшей особенностью масок является выражение лица, переданное в высшей степени экспрессивно. В них схвачено то, что можно назвать концентрацией человеческих чувств. В период Эдо (1600–1868) некоторые монахи секты Дзэн в поисках «озарения» создавали буддийские скульптуры, подобно тому, как когда-то, в периоды Камакура и Муромати, дзэнские монахи в тех же целях писали тушью на свитках картины и делали тушью каллиграфические надписи. Монахи секты Дзэн, Мокудзики Сёнин и Энку, странствуя по различным провинциям и используя местный материал, вырезали фигуры, которые при всей наивности манеры выглядят и сейчас весьма современно. Энку создавал изображения будд из кусков распиленных бревен. Смелыми ударами широкого долота он вырубал из чурок и поленьев исполненные большой силы и выразительности произведения. Его художественное наследие состоит из множества работ, примитивных по манере, по сравнению с технически совершенными произведениями скульпторов- профессионалов. Однако следы резца таят вдохновение подлинного таланта.
Шесть лет спустя царь Чандрагупта, основатель династии Маурьев, сделал попытку объединить разрозненные индийские княжества в централизованную империю со столицей в Паталипутре (ныне Патна, штат Бихар). Его внук Ашока (273-237 до н. э.), проникшись отвращением к войне, стал ревностным буддистом. По его указанию на гладкой поверхности каменных колонн высекались буддийские изречения, призывавшие к состраданию и милосердию. Капители, завершающие колонны, представляют собой прекрасные образцы скульптуры. Правители династии Шунги (185-149 до н. э.) были ортодоксальными индуистами, но при Канишке (династия Кушан), который правил на северо-западе Индии (78-101), произошло заметное возрождение буддизма. При Кушанах в буддийской скульптуре получил развитие гандхарский стиль, отмеченный заметным влиянием античности. Другим центром буддийского искусства стала Матаура, расположенная к югу от Дели. Во времена Гуптской империи (319- 540), которую называют "золотым веком" древнеиндийской культуры, политический и культурный центр снова переместился в Паталипутру.
Буддийские храмы, ранее создававшиеся на японской земле, отличались отсутствием в них помещений для молений. Они традиционно ориентировались с юга на север, в направлении зоны повышенной сакральности, а их интерьер преимущественно предназначался для сохранения храмовых святынь. Первый буддийский храм был сооружен в 596 году во владениях Сога, в Асука-дэра. Сейчас от его былого величия сохранилась лишь трехметровая статуя сидящего Будды, первый образец буддийской скульптуры на японской земле. В народе ее до сих пор именуют «Большой Будда из Асука». Наиболее грандиозным культовым сооружением, воздвигнутым в столице Нара в 743 – 752 гг., стал буддийский монастырский комплекс Тодайдзи – «Великий Храм Востока», занимавший более 90 га и вместивший огромный храм (74,5 м в высоту и 90 м в длину), «Зал Великого Будды» с 16-метровой статуей Будды Вайрочаны (Сияющего). В Японии никогда прежде не отливали столь больших статуй. Изготовление одной только формы для нее заняло целый год. Работа шла непрерывно днем и ночью в течение двух лет.
Многочисленные складки одежд окутывают всю фигуру Будды. Правильные пропорции гибкого стройного тела выдают греческую традицию в скульптуре. Однако в образе прослеживаются и индийские черты. Прежде всего в статуе подчёркнута внутренняя сосредоточенность, а не физическая красота. На грани между индийской и эллинистической традициями создана статуя сидящего Будды из Тахт-и-Бахи (около 300 г.). Облик Учителя ясен, полон умиротворения и сосредоточенности, предельно спокоен. Поза Будды со скрещёнными и поджатыми ногами, с вывернутыми кверху подошвами — поза «лотоса» — с того времени стала канонической для всех школ буддийской скульптуры. Пальцы «поучения». В индийской пластике начала формироваться система мудр, когда определённые этапы священного пути Будды выражали через специфическое положение рук, ладоней и пальцев. Накинутое на плечи Будды одеяние, собранное в складки, полностью закрывает тело Будды, не скрывая, впрочем, его крупных форм. Другим центром развития скульптуры была Ма'тхура. Здесь был создан образ Будды, получивший чисто индийскую трактовку, а также образы других буддийских персонажей. Будду в матхурской пластике часто сопровождают бодхисаттвы (помощники Учителя) или якши.
В нашей стране он представлен в основном в качестве ламаизма. Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо- хамболабы и находиться в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан - Уде. С момента возникновения буддизм прошёл три основные стадии: начинался он как сектантская религия, проповедовавшая бегство от реальности (эскапизм), затем превратился в своего рода религию цивилизации, обьединившую различные культуры и традиции многих стран Азии, и, наконец стал культурной религией, формирующей культуру, по-разному вошедшей в культурные традиции многих стран и народов, стал частью их повседневной жизни. Он изменил местные традиции, но и сам претерпел изменения. Буддизм способствовал расцвету культуры этих стран - архитектуры (строительство храмов, монастырей и ступ), изобразительного искусства (буддийская скульптура и живопись), а также литературы. БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ Пожалуй, ни одна из восточных религий не вызывала у европейцев таких сложных и противоречивых чувств, как буддизм. И это вполне понятно - буддизм как бы бросал вызов всем основным ценностям христианской европейской цивилизации.
В комплексах Лунмэня, Юньгана и Дуньхуана органической частью архитектуры явились фрески, барельефы и особенно круглая скульптура. Искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма. Однако именно индо-буддийская скульптура, генетически восходящая к эллинистическо-кушанскому прототипу, с характерными для будд, бодхисаттв и буддийских святых канонами изображений, поз и жестов завоевала популярность и получила наибольшее распространение в Китае. В каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, техника изготовления и оформления которых так или иначе восходит к индо-буддийской. Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва – животного, которое в Китае до буддизма практически не было известно. Буддизм познакомил Китай с зачатками художественной прозы — жанра, до того почти не известного там. Новеллы, восходящие к буддийским прототипам, к жанру бяньвэнь и некоторым другим (в конечном счете—к индо-буддийским джатакам), со временем стали излюбленным видом художественной прозы и в свою очередь сыграли определенную роль в становлении более крупных жанров, в том числе классического китайского романа.
И в самом деле, часто глиняные скульптуры этого времени отличаются не только весьма значительными размерами, но и подлинной монументальностью. Человеческие эмоции этих народных изображениях переданы простым, лишённым условности языком. Здесь мы можем увидеть чиновника молящегося на коленях, Жанглёров, акробатов на шестах, придворных модниц, гибких танцовщиц, музыкантов - словом целый мир предстаёт здесь перед глазами. Каждая из ветвей танской скульптуры дополняет одна другую, создавая единую картину. Во время сунской династии полностью утрачивается буддийская скульптура. С появление философского мышления исчезает и интерес к индивидуальным эмоциям человека. А также и весь объем скульптурных работ. Со временем сунская пластинка, несмотря на своё совершенство, постепенно утрачивает гармонию физического и духовного, характерного для танского. Лак, сандаловое дерево заменяют собой простые материалы VII - X веков. Самыми интересными образцами сунской скульптуры являются лепные из лёссовой глины портреты монахов из храма Майцзишань и фигуры женщин-дарительниц (меценатов буддизма) из буддийских монастырей.
Пары, изображенные на фасаде чайтьи, олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в природе — мужское и женское. Их соединение рождает все живое на земле. В I—IV вв. в художественной культуре Индии произошли значительные перемены. В изобразительном искусстве появились антропоморфные изображения Будды, т.е. Учителя стали изображать в образе человека, а не в виде символов, как это было раньше. В этот период среди прочих выделяются две основные школы буддийской скульптуры: Гандхара (северо-запад) и Матхура (север). В Матхуре появились статуи Будды, выполненные из песчаника, очень близкие по стилю якшам, вырезанным на воротах в Бхархуте и Санчи. Эти фигуры с их широкими плечами и упрощенными формами, еще принадлежат индийской традиции, запечатлевшей в камне идеалы йогов. Будда наделен целым рядом характерных черт — атрибутов. Например, ушниша (выпуклость на темени) представляет собой символ высшей меры знаний и мудрости, присущих Учителю, а урна (точка между бровями) является знаком его совершенства и избранности.
![]() | 978 63 62 |