![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Культурология |
Древнегреческая и Римская цивилизации | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В этом нет ничего необычного, воркует автор книги. Мировое развитие подчиняется закону, по которому «мировое господство» поочередно переходит от одного государства к другому. Был период Pax Romana, затем Pax Britanica, а теперь наступило время Pax Americana. Развивая ту же идею, С. Хьюз «перманентность» международного кризиса» объясняет столкновением двух цивилизаций: «варварской» и «эллинской». Без тени смущения «эллинской культурой» объявляется американская, которая выступает носительницей «культурных традиций всех подлинных цивилизаций»[463]. Подобная мысль возникла и у профессора Коммаджера, которую он излагает в книге «Сознание американцев»[464]. Он тоже «авторитетно» подтверждает, что американская культура является наследницей древнегреческой, римской и палестинской культур. А коль так, то народы других стран должны отказаться от «ложной доктрины» национального суверенитета во имя торжества американского федерализма, а такие понятия, как «государственность», «нация», «патриотизм», «национальная гордость», должны быть преданы анафеме
Это были глиняные таблички, на которых стороны договора фиксировали свои обязательства по передаче на определенный срок в пользование и владение за определенную плату сельскохозяйственный инвентарь, право пользоваться водоемами и т.д. Глиняные таблички рассказали ученым о том, что первыми арендодателями, как правило, были священники, жившие в храмах города Ур. Учеными найдены свидетельства о том, что ориентировочно между 400 и 450 г.г. до н. э. к юго-востоку от Вавилона, в древнем городе Ниппур семьей Мурашу была открыта первая известная в истории человечества лизинговая компания. Семья Мурашу являлась непревзойденным лидером на рынке арендных услуг в Персидской империи. Она специализировалась на аренде земли, но также предлагала и ряд сопутствующих продуктов: аренду скота, сельскохозяйственной техники и продажу посевных материалов в рассрочку. Другие древние цивилизации, такие как древнегреческая, римская и египетская активно практиковали аренду в качестве эффективного и порой единственно доступного способа получить необходимые средства производства и землю для возделывания.
То, что мы называем Возрождением, как мы уже отмечали в других случаях, было никаким не возрождением, но смертью многих вещей. Выдавая себя за возвращение к греко-римской цивилизации, оно заимствовало лишь самую поверхностную ее сторону, так как именно последняя могла получить отражение в письменных источниках. Во всяком случае, подобное возвращение, будучи далеко не полным, являлось чем-то в высшей степени искусственным, так как означало восстановление внешних форм, покинутых духом жизни уже много столетий назад. Что же касается традиционных наук Средневековья, то после нескольких последних проявлений приблизительно на этом временном рубеже они исчезли так же безвозвратно, как науки далеких цивилизаций, разрушенных тем мли иным катаклизмом. Но на этот раз на их месте не появилось ничего аналогичного. С этого времени существуют лишь "профаническая философия" и "профаническая наука", основанные на полном отрицании подлинного интеллекта, на сведении знания к его самым низшим уровням эмпирическому и аналитическому изучению фактов, не связанных с Принципом, на расстворении в бесконечном количестве малозначительных деталей, на накоплении необоснованных гипотез, бесконечно разрушающих друг друга, и на фрагментарных точках зрения, не способных привести ни к чему иному, кроме как к узко практическому использованию
Вслед за тем наступил спокойный, во внутреннем отношении, период Македонской династии, подобный периоду римской цивилизации от Августа до Марка Аврелия. В это время были крещены славяне, частично венгры и половцы, а несториане (те же византийцы по культуре) обратили в христианство большую часть центральноазиатских кочевников, за исключением монголов. Это фаза исторического существования. Но к концу XI в. сила и энергия византийского этноса ослабели: Византийская империя потеряла Малую Азию, Сербию и подверглась нападениям норманнов, разоривших Эпир и Македонию. Энергичные императоры династии Комненов использовали силы крестоносцев для войны с мусульманами, чем на время задержали падение империи. Но в конце XII в. возник конфликт между греками и «франками» (т.е. западноевропейцами), захватившими в 1204 г. Константинополь, Македонию и Грецию. Очень важно отметить, что количество крестоносцев, осаждавших город с население в несколько сот тысяч, было около 22 – 25 тыс. человек, но против них сражалась только наемная варяжская дружина, а горожане позволяли себя беспрепятственно убивать и грабить.
Если вчера еще кто-либо мог высказывать свои разногласия, то сегодня все мы должны только подчиняться". Ватиканский журнал "Чивильта каттолика" 11 октября 1935 г. клеветал на Абиссинию, называя ее "типичным примером морального разложения и духовного упадка христианского народа, отделившегося от Рима в результате раскола и ереси и тем самым оказавшегося изолированным от косвенного влияния католицизма на его гражданские институты...". Один из приближенных Пию XI прелатов, Тиссеран, обещал в октябре 1936 г., что в Абиссинии "католические миссионеры будут продолжать работать, поддерживая цивилизаторскую деятельность, начатую Италией при фашистском правительстве с целью возвратить народу римскую цивилизацию". Кардинал Ильдефонсо Шустер, преемник Пия XI на посту архиепископа Миланского, 28 октября того же года витийствовал в своей проповеди в Миланском соборе: "Мы, вдохновленные богом, поддерживаем эту национальную и подлинно католическую миссию (то есть грабительскую войну Италии против Абиссинии. - И. Г.), в особенности в этот момент, когда на полях Эфиопии итальянское знамя обеспечивает триумф христового креста, рвет цепи рабства и открывает пути для миссионеров Европы"
Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н. э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул., это произошло 23 августа 476 г н.э. Таким образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода: царский 8-6 вв. до н.э., период римской республики 4-1 вв. до н.э., период римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э. Этот последний период делится на два этапа: принципата 30 г. до н.э-.284 г н.э. и доминиата- 284- 476г н.э. Истоки Римской цивилизации. Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I—III вв. н.э. другие большие города. Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, “базилики”, портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных четверками лошадей колесницах — “квадригах”.
Творение не было бы творческим, если бы оно не поглощало в себе все существующее на небе и на земле.4. Аргументы «против»С предложенной Тойнби теорией «локальных цивилизаций» согласны далеко не все исследователи. Наиболее развернутая критика содержится в трудах П.А. Сорокина (1889—1968). По его мнению, достаточно спросить, насколько достоверна общая схема теории подъема и упадка цивилизаций, как оценки сразу меняются. Труд, вообще говоря, слишком обширен и явно перенасыщен пухлыми цитатами из Библии, мифологии, поэзии. Стремление использовать чрезмерно развернутые поэтические и символические образы помешали автору более четко выстроить свою теорию и сделать ее значительно доступнее. П.А. Сорокин считает, что, несмотря на поразительную эрудицию, Тойнби обнаруживает либо незнание, либо сознательное пренебрежение многими социологическими трудами, да и знание истории у него неровно. Оно превосходно в отношении эллинской (греко-римской) цивилизации, но значительно скромнее в отношении других цивилизаций. Его знакомство с накопленным знанием по теории искусства, философии, точных наук, права и некоторых других тоже не всегда достаточно. По мнению П.А. Сорокина, труд Тойнби имеет два коренных дефекта, относящихся не к деталям, а к самой сердцевине его философии истории: во-первых, к «цивилизации», избранной Тойнби в качестве единицы исторического исследования, во-вторых, к концептуальной схеме генезиса, роста и упадка цивилизаций, положенной в основу его философии истории.
За ними последовали другие тевтонские племена, и эти переселения продолжались около полутора веков. Племена, которые пришли в Британию в это время, называют общим именем – англо-саксы, однако существовали и отдельные от них поселения ютов. К концу 6 в. они завоевали и заняли восточную половину острова, от Ла-Манша и почти до Ферт-оф-Форта. Кельты были вытеснены на запад и север, хотя не существует достаточных свидетельств того, что они полностью покинули восточные земли. Победа саксов в сражении у Бата (577) привело к завоеванию долины Нижнего Северна на границе с Уэльсом; победа англов близ Честера в 613 открыла путь к Ирландскому морю. Вместе эти две победы вбили двойной клин в западные кельтские территории и закрыли возможность объединения кельтов, разделив кельтов Шотландии, Уэльса и Корнуолла. Римская цивилизация почти не задела англо-саксов. В отличие от франков, вторгшихся в Галлию, они не создавали своих поселений рядом с более развитыми кельтами и не ассимилировали их культуру. Они сохраняли свой собственный язык, развивали собственную культуру и назвали новую землю по-своему – Англией, землей англов.
Вмешательство гуманистов Раннехристианская теория исторической периодизации не сталкива- лась с возражениями до XIV века, когда итальянские гуманисты впервые провели широкий пересмотр этой концепции. Недовольные претензиями Германии на то, что она - единственная наследница Рима, и воодушевленные растущими богатством и властью своих своих собственных государств, итальянские гуманисты азартно приступили к исследованию столетий, прошедшие со времени падения Рима до их времени. Для итальянцев Рим был цивилизацией-прародительницей. Как никто другой из европейцев, итальянцы испытывали почти племенную гордость высокими достижениями культуры своих классических предков. Они проводили четкую границу между культурным великолепием Римской цивилизации и временем "варварского мрака", последовавшим за гибелью Империи. Начиная с XI века итальянцы, сопротивляясь господству императоров-германцев Священной Римской Империи, резко отвергали и моральные основания этого господства - то, что германцы считали себя законными наследниками римских императоров.
Далее, в системе ценностей римлян особое отношение к иностранцам и ко всему иностранному, а именно они считали, что все иностранной имеет цену только тогда, когда оно работает на Рим. Введем периодизацию, определим хронологические рамки существования Римской цивилизации, она уникальна тем, что период ее существования мы можем назвать не только с точностью о столетия и даже до года, но и даже с точностью до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н. э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул , варварским вождем Адаакром., это произошло 23 августа 476 г н.э. Таким образом Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода царский 8-6 вв. до н.э., период римской республики 4-1 вв. до н.э., период римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э. Этот последний период делится на два этапа: принципата 30 г. до н.э-.284 г н.э. и доминиата- 284- 476г н.э. 2. Истоки Римской цивилизации. Отвечая на вопрос об истоках Римской цивилизации, необходимо ответить на вопрос о ее территориальном расположении. Итак, колыбель Римской цивилизации город Рим возник на юго-западе Европы, на Аппенинском полуострове, который греки называли Италией, по названию одного из племен, населявших эту территорию.
Крупнейшими римскими городами были Сердика ( в настоящее время София), Никопо- лис ад Иструм ( развалины у Никуп к северу от города Велико Тырново ), Филипополис ( ныне Пловдив ) После того как Мизия и фракия вошли в экономическую и культурную область влияния Латинского мира, они вступают в период интенсивного развития, о котором свидетельствуют многочисленные памятники и археологические ценности. Нашествия варваров воспрепятствовало развитие римской цивилизации, а позднее, с начала 4 века, начали угрожать господству Византийской империи, возникшей после распада Римской империи на две части - Западную и Восточную. Готы и гунны, чередуясь, переправлялись через Дунай, уничтожали города и истребляли часть населения. В 6 веке императору Юстинияну удалось восстановить большую часть разрушений и вернул этим районам империи их прежний блеск. Но вскоре нашествия, на этот раз аваров, возобновились. Что касается славян, то они начали проникать на Балканы еще в конце 5 века. Во второй половине 6 века их нашествия участились и они начали оседать на правом побережье Дуная.
Рим – исторически первая цивилизация, основанная на требовании соблюдения хорошо разработанных законов. Огромный интерес представляет римское право (Законы XII таблиц), а также отношение граждан к законам своего государства. В ходе развития римской цивилизации были заложены основы гражданского общества – самоорганизации населения. Правда, оно не противостояло государству, а было его основой, что обуславливалось спецификой полиса как гражданской общины. Достижения античности – это достижения свободного человека. "Классическая" эксплуатация рабов – исключение, а не правило для греко- римской цивилизации: утверждение рабовладельческого способа производства в Римской империи (II в. до н.э. – III в. н.э.) было одним из основных факторов гибели античного мира. Римский полис обеспечивал существование и развитие римской цивилизации лишь на определённом этапе истории. Наступил момент, когда интересы дальнейшего развития требовали преодоления полиса как типа государства, подводили к необходимости образования значительно более крупных и иначе устроенных государств.
Это процесс, связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское начало играть роль особенную -- интерпретатора и хранителя художественного наследия античной эпохи при одновременном выявлении собственно своих римских принципов. Заключение Итак, в своей работе я попыталась проследить основные вехи развития римской культуры и ответить на вопрос о роли заимствованней. Мне кажется, что говорить о римском наследии как о заимствованном не справедливо. Слишком много своего было привнесено римской цивилизацией, в противном случае не был бы так велик интерес к ней сегодня. Что же касается кризиса империи, то мы видим, что основные причины скрывались внутри самого общества, а, следовательно, частично и в культуре, им насаждаемой. Искусство, вслед за обществом нуждалось в коренных переменах, в притоке новых сил и идей для своего возрождения и обновления, но ход истории нельзя изменить, и некогда могущественная империя пала от рук варваров. Захватчиков активно поддержали порабощенные народы рабы, что лишний раз подтвердило глубокий кризис внутри общества. В ходе работы я узнала много новых интересных фактов, которые и попыталась отразить наиболее полно.
Историческое значение этого времени заключалось в следующем: 1) Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства. 2) Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно- европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. 3) Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами. Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру - государство развалилось). Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни).
Особенное распространение в V в. в Галлии имела ересь выходца из Британии Пелагия, отвергавшего основной догмат церкви о греховной природе людей, якобы обремененной первородным грехом Адама, и на этом основании отрицающего рабство, угнетение и социальную несправедливость. Пелагианство в своеобразной религиозной форме, путем подчеркивания совершенной сущности человека оправдывало различные формы социального протеста низов римского общества против усиливающейся эксплуатации, фискального гнета и норм рабовладельческого права. Различные по формам своего проявления массовые народные движения расшатывали отживающие общественные отношения и стоящее за ними деспотическое государство — Западноримскую империю. Коренные изменения социально-экономической структуры, государственной организации происходили в условиях усиливающегося притока варварских племен к римским границам, их постоянных прорывов и грабежей пограничных и глубинных территорий. Живущие вдоль римского пограничного лимеса племенные федерации франков, свевов, алеманов, бургундов, вандалов, готов и других племен переживали процесс разложения родового строя и формирования раннеклассовых отношений, который был ускорен мощным влиянием римской цивилизации.
Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру-государство развалилось). Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром. Норманская теория И все-таки еще к середине IX в. земли по Днепру оставались тихой заводью — как в культурно-экономическом, так и в политическом отношении.
Практическому складу римского ума было чуждо стремление к теоретическому умовозрению, являвшееся столь характерным признаком греческой научной мысли. Несмотря на это, Рим дал миру великолепных поэтов, глубоких моралистов, замечательных историков, блестящих ораторов. Римские учёные специализировались более на практических науках , таких как, например, агрономия. В основном они развивали знания, полученные от греческих учёных. Во времена Ренессанса люди возродили культуру Рима, гумманистические идеи о человеке, как о личности. В те времена писали: "Выдающиеся авторы древности были причастны к божественной истине и подготавлиали человечество к её восприятию". Название самой эпохи - Возрождение - подчёркивает, что это было возрождение античности. з) Достижения античности - это достижения свободного человека. “Классическая’’ эксплуатация рабов - исключение, а не правило для греко-римской цивилизации: утверждение рабовладельческого способа производства в Римской империи (II в. до н.э. - III в. н.э.) было одним из основных факторов гибели античного мира.
В процессе диалога о "фюсеи" и "тесеи" Платон строил классификацию слов на логической основе: логос (‘слово, говорение, речь, высказывание’) делится на две части — ‘имя’, то, о чём говорящий что-то утверждает, и ‘глагол’, то, что "сказуется" об имени, что приписывается предмету говорения). Распространение древнегреческой цивилизации Древние греки, возводившие своё происхождение к мифическому Эллину и чётко противопоставлявшие себя другим народам (варварам), и в пору зарождения, и в пору подъёма и полного расцвета своей культуры и этнического самосознания, никогда не имели единого государства, были разрозненны политически, раздираемы внутриэллинскими войнами, но всегда чувствовали своё этническое единство в общности быта, обычаев, преданий, религии и культуры. Древнегреческая (эллинская) цивилизация распространялась в другие страны — на север к близкородственным македонянам и фракийцам, на запад в Италию, на восток в Малую Азию. Древние македоняне и фракийцы имели, как и эллины, палеобалканское происхождение, диалект (язык) македонян был особенно близок к эолийскому и дорийскому диалектам древнегреческого языка, однако первоначально их всё же считали варварами.
![]() | 978 63 62 |