![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Культурология |
Культура России во второй половине 18 века | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Сказалась крестьянская психология, а также быстрое продвижение главной пугачевской армии. По этим причинам крестьянская война распалась на многочисленные местные восстания, не связанные зачастую с главной армией Пугачева. Не случайно многие историки называют этот этап «пугачевщиной без Пугачева». Среди казаков, окружавших Пугачева, зрел заговор. В сентябре 1774 г. заговорщики схватили Пугачева и выдали его властям. В январе следующего года Пугачев был казнен в Москве на Болотной площади. Эта война во многом подобна предыдущим крестьянским войнам. В роли застрельщика войны выступает казачество, во многом похожи как и социальные требования, так и мотивы восставших. Но есть и существенные отличия. Это, прежде всего, охват огромной территории, что не имело прецедентов в предшествующей истории. Далее, надо отметить существенно отличную от остальных организацию движения, создание центральных органов управления войском, издание манифестов, достаточно четкое строение армии. Культура России середины — второй половины XVIII в
Руководящая роль отводилась пролетариату и его партии. Союзником пролетариата в революции группа считала не крестьянство, а буржуазию. В 80-х - начале 90-х гг. в России появился ряд марксистских групп. В 1883-1885 гг. в Петербурге независимо действовали кружки Благоева и Точисского. В 1889 г. здесь появилась группа Бруснева, создавшая около 20 рабочих кружков. Подпольщики изучали марксизм, пропагандировали его, распространяли нелегальную литературу, пытались издавать газету и проводить политические демонстрации. Но их было мало, они не имели прочных связей с рабочими. С одним из подобных кружков в Казани (Федосеева) был связан молодой Ленин. Культура России во второй половине XIX века Просвещение и наука во второй половине XIX века развивались в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим временем. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы способствовали ускорению экономического прогресса и развитию общественного движения. Достижения Александра II в этой области не могли перечеркнуть даже контрреформы Александра III.
Правда, неоценимое значение этой «темы» выявляется только при условии осознания истинного смысла чаадаевской историософии (то есть философии истории), действительного характера эпохи, которую мы склонны называть «Пушкинской», и, наконец, реальных отношений двух ее великих деятелей. А надо прямо сказать, что все это либо недостаточно изучено, либо толкуется заведомо неверно. Поэтому нам придется обращаться ко многим — иногда кажущимся, может быть, уводящим в сторону — идеям и фактам. В своей заслуженно чтимой «пушкинской» речи «О назначении поэта» (1921 г.) Александр Блок говорил, что «жизнь Пушкина, склоняясь к закату, все больше наполнялась преградами, которые ставились на его пути. Слабел Пушкин — слабела с ним вместе и культура его поры: единственной культурной эпохи в России прошлого века. Приближались роковые сороковые годы». Главный симптом «ослабления» культуры Блок видел в том, что «над смертным одром Пушкина раздавался младенческий лепет Белинского… Во второй половине века то, что слышалось в младенческом лепете Белинского, Писарев орал уже во всю глотку»
Культура России во второй половине 19 века План 1.Развитие просвещения и науки 2. Вклад Русской литературы и искусства в мировую культуру 1. Развитие просвещения и науки Отмена крепостного права и рост небывалыми темпами производительных сил самым непосредственном образом сказались на развитие культуры во второй половине 19 века. Рост промышленности, совершеннствоние техники производства настоятельно требовали грамотных рабочих, большого числа специалистов, что вызвало развитие просвещения и науки. Приобщение буржуазии к культуре сделало процесс ее развития более широким, чем раньше. В пореформенное время в России Сложился особый слой образованных людей, котрый получил название , книги на узбекском, казахском языке. Переводятся многие книги русских писателей, издавалась литература Востока.
Любопытна динамика внедрения отдельных масонских систем в России в 1770-е - 1780-е годы: 1775 год - 13 лож первого Елагинского союза и 18 Рейхелевых лож 1777 год - 18 лож Елагинско-рейхелевого союза 1780 год - 14 лож Шведской системы 1783-1786 гг. - 14 (только явных) лож розенкрейцерских 1787-1790 гг. - 22 ложи второго Елагинского союза и не менее 8 розенкрейцерских тайных лож (теоретических собраний) [565]. Согласно донесению князя А.А.Прозоровского Екатерине II, в 1792 году в России было не менее 800 масонов [566]. Те же цифры приводит и его современник, ритор ложи "Трех знамен" [567]. Общее же число масонов за весь период его существования в России во второй половине XVIII века гораздо больше. "Принимая в среднем по 35 человек на ложу (цифра, очевидно, скорее низкая, чем высокая), получаем для сотни лож, какую, вероятно, можно было насчитать в годы масонского расцвета (конец 1770-х - начало 1780-х годов) - не менее 2500 человек", считал Г.В.Вернадский [568]. Однако другой исследователь, О.Ф.Соловьев, ссылаясь на данные А.Н.Пыпина [569], пишет всего о 93 масонских ложах последней трети XVIII века, распределявшихся по десятилетиям следующим образом: 1770-е годы 54; 1780-е - 35; 1790-е - 4. Г.В.Вернадский, по его мнению, сильно завысил цифры
Творчество замечательных литераторов первой половины XIX в. выражало национальную специфику и проблематику, воплощало в себе процесс становления национального самосознания, корни которого были заключены в важнейших событиях того времени и в социальных изменениях, происходивших в России. Это был период господства «натуральной школы», считавшей своей первейшей задачей глубокое и тщательное изучение окружающей действительности, ее вдумчивый анализ. В.Г. Белинский, бывший идеологом критического реализма, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский и многие другие завершили то движение, которое шло в сфере эстетической мысли и в практике художественной культуры в течение первой половины XIX столетия. С этими именами русская культура вошла во вторую половину века, ибо среди последователей Гоголя были такие личности, как Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский, который стал драматургом не только 40–50-х годов, но и более позднего времени. Во всем этом процессе немалая роль принадлежала пластическим искусствам. Совершенно иной сравнительно с XVIII столетием стала общественная роль художника.
Содержание № стр. 1. Введение. 2. Предреформенная Россия. 2.1 Образование и просвещение. 2.2 Успехи научной мысли. 2.3 Общественно-политическая мысль 2.4 Художественная культура 3. Вывод Список литературы 1. Введение. Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века( пореформенная Россия). На общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны — Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры. Эпоха 1812 г. — важный этап в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение в войне воспринималось современниками как, национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение. "Война 1812 г. пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в политическом его существовании." "1812 г. — эпоха, с которой начиналась новая жизнь для России и дело не только во внешнем величии и блеске, но прежде всего во внутреннем развитии в обществе гражданственности и образования, которые были результатом этой эпохи".
Министерство образования Российской Федерации Кубанский государственный технологический университет Армавирский механико-технологический институт Кафедра гуманитарных дисциплин РЕФЕРАТ Тема: Русская культура XIXв. и ее вклад в мировую культуру. Выполнил: студент I курса Группа 01-Э13-2 Кузьмин А.В. Научный руководитель к.ф.н. Москвитин А.А. г. Армавир 2001 год Содержание стр.Введение .3§1. Культура России в первой половине XIXв. .4 §2. Культура России во второй половине XIXв. Пореформенные годы .8 §3. Две линии в русской культуре XIXв. 22 Заключение 25Список использованной литературы .28 Введение В истории культуры России XIXв. занимает особое место. Это в. небывалого взлета русской культуры, в., когда Россия выдвинула гениев во всех во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIXв. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIXв. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей.
Московский филиал института индустрии и моды РЕФЕРАТ НА ТЕМУ Культура России во второй половине ХIХ в. выполнила студентка заочного отделения КШИ 1 курса института индустрии и моды Мастеева Асель Тимерхановна Оренбург 2007 / 2008 г Покоится. Как пишет Бердяев, русские писатели были «полны жутких предчувствий надвигающейся катастрофы». Эти предчувствия оказались возможными потому, что русские писатели XIX в. всегда искали, по словам Бердяева, не столько совершенных продуктов творчества, сколько совершенной правды жизни и совершенной жизни. Отсюда - реализм русской литературы XIX в. Это был реализм в смысле раскрытия глубины и правды жизни. Особенность такого реализма состояла в том, что в методологических приемах достижения этой правды некоторые писатели, например Гоголь, использовали романтические приемы, а другие, например Толстой — классические. Литература для них была средством осуществления совершенной жизни и Потому в своем творчестве они выходили за пределы литературы, за пределы искусства. Эта великая писательская жертва — пожертвовать своим творчеством во имя творчества жизни и ее совершенствования и совершенства — сделали эту великую литературу по особому социально взволнованной.
Во второй половине века выдающийся ученый- самоучка И.И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель ( И.П. Кулибин, чей проект одноарочного 300- метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей. Театр. Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. А.С. Пушкина). В стране насчитывалось более 100 крепостных оркестров. В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены также первые русские опорные спектакли: «Анюта», композитором которой считают В.А. Пашкевича, «Маленький- колдун, обманщик сват» М.М. Соколовского, «Ямщики на поставе» Е.И. Фомина; создавал свои произведения композитор Д.С. Бортнянский. Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII столетии был процесс складывания русской нации.
Во второй половине века выдающийся ученый- самоучка И.И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель ( И.П. Кулибин, чей проект одноарочного 300- метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей. Театр. Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. А.С. Пушкина). В стране насчитывалось более 100 крепостных оркестров. В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены также первые русские опорные спектакли: «Анюта», композитором которой считают В.А. Пашкевича, «Маленький- колдун, обманщик сват» М.М. Соколовского, «Ямщики на поставе» Е.И. Фомина; создавал свои произведения композитор Д.С. Бортнянский. Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII столетии был процесс складывания русской нации.
Таким образом, можно говорить о наличии нескольких идеальных моделей политической культуры в каждом конкретном обществе. Они различаются по степени популярности, обусловленной широтой представительства и степенью агрессивности (активности) ее элементов в каждом конкретном обществе. Вторая составляющая политической культуры — это реальная практика политической жизни конкретного общества, во всем многообразии и противоречивости которой всегда можно обнаружить характерные черты, выделяющие именно это общество, государство в ряду других, и позволяющие говорить о специфике, например, российской политической жизни по сравнению с французской (т. е. о национальной специфике), о специфике политической культуры в России во второй половине XIX века и т. д. и т. п. Коротко говоря, всякое общество обладает политической культурой, виды которой представлены реальной политической культурой и идеальными моделями политической культуры. Их совокупность и составляет тот феномен, который можно обозначить, например, как "политическая культура России". Это достаточно условное разделение на "идеальное" и "реальное" (условное потому, что в реальной практике огромную роль играют "идеальные модели", в свою очередь базирующиеся на культурных архетипах и новых образах мира, созданных наукой, идеологией) в практическом анализе конкретной политической культуры должно подкрепляться рассмотрением типов политической культуры.
Билеты для экзамена по истории Отечества Б1 1. Возникновение и развитие древнерусского государства. Древнерусская держава (IX- XII вв.). Роль христианизации Руси. 2. Развитие культуры в России второй половины XIX века. Б-2 1. Русские земли в Х11-Х111 веках. Русь Удельная. 2. Внутренняя политика Александра III Б-3 1. Древнерусская культура Х-Х111 веков. 2. Основные направления и события внешней политики России во второй половине XIX века. Б-4 1. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII веке. 2. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XIX века. Б-5 1. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства. Противостояние Орде. 2. Культура России в 1900-1917 годах. Б-6 1. Московская Русь в XV-XVI веках. 2. Внешняя политика России в 1900-1917 годах, причины и последствия участия в первой мировой войне. Б-7 1. Основные направления внешней политики и расширение территории России в XV-XVI веках. 2. Револ. 1905-1907 годов: причины, основные события, итоги, отношение различных социальных слоев, полит партий. Б-8 1. Культура и духовная жизнь Руси в XIV-XVI веках. 2. 1917 год в России: основные события, характер и значение революционных потрясений в стране. Б-9 1. Социально-политический кризис конца XVI- начала XVII веков в России. «Смутное время »и его последствия. 2. Экономическая политика советского государства в 20-е годы; особенности, итоги, трудности Б-10 1.
Москва в годы правления Екатерины II (1762-1796) Вторая половина 18 – начало 19 века - время формирования в России “разумно построенного государства”, просвещенной монархии, ответ власти на мощные антикрепостнические движения, приспособление дворянства к требованиям нарождающегося капитализма. Развитие капиталистических отношений обусловило появление новых типов зданий. Строятся банки, торговые ряды, присутственные места, высшие учебные заведения, воспитательные дома, госпитали, больницы, появляются новые типы производственных, жилых, усадебных, дворцовых и культовых зданий. Складывается новый тип города. Происходит смена стиля в архитектуре. В становлении и развитии архитектуры той эпохи большую роль играет обращение искусства и культуры к античному классическому наследию как в Европе, так и в России. Архитектура второй половины XVIII - начала XIX в. развивалась преимущественно по двум руслам: осуществлялось крупное строительство в городах в связи с увеличением городского населения (в это время было разработано более 400 проектов планировки городов), и одновременно проводилось строительство усадеб (сельских и городских) для дворянства, освобожденного указом Екатерины II “О вольности дворянства” от обязательной государственной службы.
Этим объясняется продуманность в подборе статуй. «Правосудие», «Милосердие», «Слава» в аллегорической форме возвеличивали преобразовательную деятельность Петра I. Бюсты Ахиллеса, Александра Македонского, Юлия Цезаря, римских полководцев напоминали о подвигах и деятельности героев, пробуждая «к мужественным делам усердие». Летний сад играл большую роль в общественной жизни столицы, в нем устраивались ассамблеи, разнообразные празднества и иллюминации по случаю побед и семейных торжеств. 1.4. Дворец Меньшикова. Васильевский остров богат старинными постройками 18 века. Наиболее интересная из них – дворец А. Д. Меньшикова. В свое время Меньшиков был видным государственным и политическим деятелем и за его заслуги, Петр I, в 1707 году подарил ему весь Васильевский остров. Правда, позже, в 1714 году, царь передумал и отобрал подарок, но за время властвования на острове Меньшиков выстроил этот дворец (архитекторы Д. М. Фонтана и Г. И. Шедель) – самое богатое здание Петербурга петровского времени. Начиная со второй половины 18 века здесь находилось военное учебное заведение – Первый кадетский корпус. В наши дни во дворце Меньшикова создан филиал Эрмитажа – здесь размещены экспозиции из коллекций, посвященные культуре России первой трети 18 века.
В России Х1Х век является периодом исключительного по силе и размаху развития Р Во второй половине века жественные завоевания Р. выводят русскую литературу международную арену, завоевывают ей мировое признание. Богатство и многообразие русского реализма Х1Х века позволяет говорить о разных его формах. Формирование его связано с именем Пушкина, который вы вел русскую литературу на широкий путь изображения "судьбы народной, судьбы человеческой".В условиях ускоренного развития русской культуры Пушкин как бы наверстывает ее прежнее отставание, прокладывая новые пути почти во всех жанрах и своей универсальностью и своим оптимизмом оказываясь сродни титанам Возрождения. В творчестве Пушкина закладываются основы критического Р., развитого в творчестве Гоголя и - за ним - в так называемой натуральной школе. Н. Чернышевский придает новые черты русскому критическому Р. (революционный характер критики, образы новых людей). Особое место в истории русского Р. принадлежит Л. Толстому и Достоевскому. Именно благодаря им русскый реалистиюский роман приобрел мировое значение.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Гуманитарный институт Кафедра истории России РЕФЕРАТ Архивный вопрос на археологических съездах Красноярск 2009 Содержание Введение Глава 1. Положение архивов России во второй половине XIX века Глава 2. Археологические съезды: основатели и цели Глава 3. Место архивного вопроса на съездах Глава 4. Деятельность Н.В. Калачова. Проект реформы архивного дела Заключение Список литературы Введение Казалось бы, как могут быть связаны между собой археологические съезды и проблемы архивного дела в России во второй половине XIX века? Ведь, на первый взгляд, археология и архивное дело не так уж сильно связаны между собой. Ответ на этот вопрос даёт Н.В. Бржостовская: «Главное место в вопросе съездов занимали вопросы изучения памятников материальной культуры, но в соответствии с бытовавшим тогда расширительным пониманием содержания археологии и разнообразием научных интересов участников немало времени посвящалось и другим видам исторических источников, в том числе архивным материалам»1.
Создание театра связано с именем первого русского профессионального актера Ф.Г. Волкова (1729—1763), которого называют «отцом русского театра», т. к. в 1756 г. в Петербурге он открыл профессиональный русский пуб личный театр. В литературе 2-й половины века пробивались ростки реализма, ощущались они и в театре. В актерском искусстве наблюдался отход от классицизма (И. А. Дмитриевский) и создание нового, реалистического стиля игры (Л.Е. Шушерин, Е.С. Санду-нова). Значительное место в театральной и музыкальной культуре XVIII в. занимало творчество крепостных. Во второй половине века большое распространение получили крепостные театры. Так, громкую славу приобрел крепостной театр графов Шереметевых в Москве и подмосковных имениях. Итоги культурного развития России в XVIII в. были впечатляющими. В общественно-политической мысли (Радищев, Новиков, Козельский и др.) сложилось направление, которое стало исходным моментом в развитии идеологии XIX в. Наука выдвинула в XVIII в. ученого-энциклопедиста Ломоносова, вставшего в истории мировой культуры рядом с такими гигантами, как Аристотель и Леонардо да Винчи.
![]() | 978 63 62 |