телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАКрасота и здоровье -30% Рыбалка -30% Одежда и обувь -30%

все разделыраздел:Искусство, Культура, Литератураподраздел:Культурология

Понятие культуры по работе К. Юнга Архетип и символ

найти похожие
найти еще

Ночник-проектор "Звездное небо, планеты", черный.
Оригинальный светильник-ночник-проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фанариков); 2) Три
350 руб
Раздел: Ночники
Ручка "Шприц", желтая.
Необычная ручка в виде шприца. Состоит из пластикового корпуса с нанесением мерной шкалы. Внутри находится жидкость желтого цвета,
31 руб
Раздел: Оригинальные ручки
Забавная пачка "5000 дублей".
Юмор – настоящее богатство! Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь
60 руб
Раздел: Прочее
Карл Густав Юнг был человеком ХХ в., лишенным позитивистских предрассудков. Прежде всего К. Юнг изучал поведения индивида в различных областях менталитета. Юнг выделял две крайности, которые, с его точки зрения, равно опасны для индивидуального и социального бытия человека. Первую крайность он видел в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало растворяется в коллективном бессознательном. Другая крайность - это западное индивидуалистическое рациональное мышление, где, напротив, подавляется коллективное бессознательное. В противовес этим крайностям Юнг развивал учение об индивидуальности как интеграции сознательного и бессознательного начал психики индивида через символическое толкование и субъективное проживание своих архетипических структур таких как: Время и архетипы. Динамика времени меняет не только формы социальной жизни больших коллективов но и меняется сам человек, меняются архетипические варианты судеб индивидов и коллективов и становится несравненно более ясной сама природа человека как творения Божьего и Божественного инструмента воздействия на мир. Информация и техники, бывшие раньше в распоряжении узкого круга избранных, рассекречиваются и становятся доступными всем желающим - разумеется, теряя при этом первоначальную харизму и превращаясь из последних в первые ступени Лестницы Восхождения, но все же открывая ее всем стремящимся. Поиск и первичное описание ведущих (активных) архетипов эпохи - задача культурологии и философии, но без подробного изучения их влияния на психику отдельных людей и коллективов она не может считаться выполненной, так как именно в психике архетип проявляется наиболее развернуто и полно. Архетипы и модальности. Архетип проявляется во внутреннем и внешнем поведении человека не напрямую, а через определенную модальность, то есть через качество происходящих внутри и вне человека процессов. Универсальные и частные архетипы. Как правило, высшие архетипы не существуют поодиночке: они появляются родственными группами (если угодно, кланами), тесно связанными друг с другом, как на философском плане, так и в индивидуальной психологии, и именно так, системно, их естественно описывать. Поэтому, учась правильно балансировать соответствующие частные архетипы, человек если и не решает свою наболевшую проблему кардинально, то, по крайней мере, существенно оздоравливает больную почву, на которой она выросла. Холистический архетип. Этот универсальный архетип состоит из двух частных архетипов, глобального и локального. Глобальному архетипу соответствует взгляд на объект в целом, когда он рассматривается как единая замкнутая система, существующая изолированно от остального (внешнего) мира - это, если угодно, архетип рамки, которая наводится на определенный фрагмент мира, отделяет его от окружающего пространства глухой стеной и объединяет в единое целое, делая его при этом моделью мира. Локальный архетип рассматривает объект как выделенную часть (деталь) некоторого целого, с другими частями (деталями) которого он связан различными связями. При этом как целое само по себе, так и остальные его детали, видятся словно в сильном тумане, как бы подразумеваются, а весь фокус внимания направлен на данный объект.

Линии между строками символизируют границы между карточками. - Ну что я вам могу сказать? - Он что-то знает, но молчит. - Не знаю, может, ты и прав. - Он и полезней и вкусней. - У первого вагона в семь. - Там дальше про ученика.ЛОГАЭДИЗАЦИЯ - один из путей динамики развития культурных явлений в первой пол. ХХ в., противоположный верлибризации . Логаэд - это тип метрической композиции, суть которого заключается в том, что внутри стихотворной строки ударения и безударные слоги могут располагаться произвольно, но в дальнейшем эта произвольность сохраняется на протяжении всех строк (ср. додекафония, серийное мышление). Пример логаэда: Сегодня дурной день: 3/2 2/2 1 Кузнечиков хор спит, 3/2 2/2 1 И сумрачных скал сень 3/2 2/2 1 Мрачней гробовых плит. 3/2 2/2 1 (О. Мандельштам) ("Основание" "степени" означает количество слогов в слове; "показатель" - место ударения). В противоположность верлибру в логаэде количество ритмических типов слов резко ограничено, что создает эффект - каждое слово, стремящееся занять определенное место в решетке логаэда, стремится к тому, чтобы быть близким этой позиции по смыслу. Чтобы объяснить этот принцип. приведем еще один пример: По холмам - круглым и смуглым, 3/3 2/1 3/2 Под лучом - сильным и пыльным, 3/3 2/1 3/2 Сапожком - робким и кротким - 3/3 2/1 3 За плащом - рдяным и рваным, 3/3 2/1 3 (М. Цветаева) Все стихотворение делится по вертикали на две части - первую с ритмическим словом 3/3, выражающим идею движения, и вторую с ритмическими словами 2/1 и 3/2, выражающим идею затрудненности этого движения. Логаэд - размер, принадлежащий своими корнями античной метрике, но именно в ХХ веке поэзия (особенно русская) стала очень часто обращаться к этой композиции (особенно много логаэдов написали М. Цветаева и Вяч. Иванов). Это было частью более общего движения, которое мы называем логаэд и суть которого состоит в том, что оно представляет фрагмент системы как всю систему. Механизм логаэд - повышенная ограниченность структуры.ЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА - раздел математической логики, посвященный проблеме отношения высказывания или его частей к реальности. Основатель современной логическая семантика - немецкий ученый Готтлоб Фреге. Прежде всего, он сформулировал различие между денотатом (значением) знака (то есть тем классом предметов или понятий, которые он обозначает) и его смыслом, то есть тем, как знак представлен в языке. Однако логика занимается в основном не отдельными словами, а целыми высказываниями. Смыслом же высказывания является высказанное в нем суждение. В сложноподчиненных предложениях истинностным значением обладает только главное предложение. Например, в предложении "Он сказал, что он скоро придет" истинностное значение имеется только у предложения "Он сказал", то есть ответственность за истинность слов "что он скоро придет", ложится на того, кто это сказал. Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются. Повторяемость - это свойство мифа – в этом глубинное родство элитарной культуры, которая в ХХ в. волей-неволей ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические мифологические боги.

В контексте изложенного ментальность приобретает ряд объективированных характеристик, представляющий интерес с точки зрения выявления особенностей специфических культурных условий, в которых мы живем. В действительности культурные условия не только придают тот или иной вес и окраску индивидуальным переживаниям, но в конечном счете определяют их форму. Национальная психология в последние годы вызывает все больший интерес, который объясняется не только связанное с расширением международных контактов, а требует разработки новых подходов в изучении нацеленных, прежде всего, на выявление и раскрытие сущности этнопсихологических феноменов. По мнению большинства исследователей национальной психологии, ее структура выражает структурообразующую сторону этнопсихологии, а национально-психологические особенности – динамическую. Именно исследование динамической стороны этнопсихологии дает возможность понять состояние того или иного современного этноса и выявлять направления его развития в культурного процесса. Психология нации как явление представляет собой компонент общественного сознание, и включают в себя психические черты и свойства, совокупность которых позволяет изучать системный подход к культурологии. В конечном счете данное, или модель, соотноситься с реальным положением культуры, на основе чего могут выть выработаны рекомендации, шаги практических действий. Важное место в структуре психического склада нации занимает национальное чувство, которое придает своеобразную окраску любому межэтническому контакту и определяет эмоционально-оценочное отношение к партнеру по коммуникации. Национальное чувство – это обусловленное объективной социальной действительностью, в которой отражается этнофера к различным особенностям культуры. Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. В мифах и преданиях народов, в учениях отдельных мыслителей содержатся личностные и социально-психологические характеристики, выражающее стремление в развитие культурологии как единый процесс – матрица культуры. 3. Сущность механизмов проявлении индивидом в окружающей его действительности исходя из этнической принадлежности. В средневековой христианской культуре были живы актуальные языческие мифологические представления, в частности аграрный культ (см. миф). Для того чтобы "погребенное" в землю зерно дало плод, оно должно было символически умереть, поэтому карнавальные ругательства имеют амбивалентную природу. Когда на карнавале говорят: "Иди в ." - это означает: "Вернись в материнское лоно, в оплодотворяющий хаос материально- телесного низа, для того чтобы после этого очиститься и возродиться". Наиболее ярко сохранилась традиция европейской карнавальной культуры в Латинской Америке, и в частности в Бразилии. В культуре ХХ века актуализируется повышение общего интереса к мифу (неомифологическое сознание). Проза русского концептуализма знает лишь одного представителя, ставшего писателем с международной известностью. Это Владимир Сорокин. Его творчество характерно своей амбивалентностью - с одной стороны, явный и острый авангард, с другой - тесная связь с поэтикой постмодернизма.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий

Юнговские работы, посвященные символам, очень трудно отделить от других его работ, связанных со сновидениями и их толкованием, поскольку его интерпретации снов демонстрируют до мельчайших подробностей, как Юнг постигает функцию символизма в нашей внутренней и внешней жизни. Из основных работ Юнга, посвященных символам, следует назвать «Символы трансформации», книгу, написанную в первой редакции еще в ту пору, когда Юнг тесно сотрудничал с Фрейдом. Собственно, эта работа и послужила формальным поводом к их разрыву. Первая часть этой книги посвящена реинтерпретации истории болезни, опубликованной Теодором Флурнуа, и связана с фантазиями, снами молодой женщины, мисс Миллер (сами ее сны и фантазии опубликованы в приложении к книге). Вторая часть представляет предварительную попытку Юнга изложить процесс психологической индивидуации на пути его символизации. Эта книга интересна еще и тем, что окончательная редакция текста была осуществлена Юнгом в последние годы жизни, когда он уже развил и консолидировал многие идеи, ставшие основанием аналитической психологии

скачать реферат Работа со сновидениями

Сам я этой техникой еще не пользовался, но чувствую, что она может быть очень эффективной.  Когда индивидуальный смысл всех образов (различные взаимодействия между объектами сновидения - это тоже образы; с ними надо проделывать ту же работу) более-менее ясен, можно посмотреть на них с точки зрения коллективной символики. Отличие здесь в том, что смысл коллективных символов не зависит от опыта отдельного человека. Многие образы могут иметь общечеловеческий смысл. Подробно об этом надо читать К. Г. Юнга - это его область исследований. Таких символов не очень много. Юнг группировал их по соответствию тому или иному архетипу (суть этого понятия тоже смотрите в работах Юнга). Возьмем еще раз наш пример. В нем можно увидеть два ярких образа, созвучных по смыслу - это центр большого города, в котором происходит действие и волшебный дворец. Подробно расписывать символику этих образов не буду - по этому вопросу можно книгу написать целую книгу. Ну, а вкратце, эти образы указывают на центр психики (Самость, по Юнгу) - самую глубинную сердцевину человеческой души. То, что девушка оказалась в центре города и стала свидетельницей волшебного зрелища, возможно, указывает на то, ей удалось наладить какую-то связь со своей Самостью (в христианстве это назвали бы связью с Богом), но в силу совершаемой ей ошибки, она постоянно эту связь обрывает.  Обычно, анализ коллективного символизма сновидения приводит к проблемам более глобальным, к каким-то экзистенциальным вопросам, которые стоят перед человеком (об тоже разговор отдельный и долгий).

Антимоскитная сетка для дверного проема, 2.1x1.0 м (арт. CF84-136).
Антимоскитная сетка предназначена для размещения на дверном проеме у Вас дома или на даче. Сетка выполнена в виде занавесок, оснащена
444 руб
Раздел: Сетки противомоскитные
Игра "Русское лото", деревянное.
В состав Русского лото входят: деревянные бочонки - 90 шт, тканевый мешок, карточки из картона - 24 шт, пластмассовые жетоны - 100 шт, инструкция.
538 руб
Раздел: Лото
Бумага "Color Copy" А4, белая, 150 листов.
Плотность: 280 г/м2. В пачке 150 листов. Белизна CIE 168%. Многофункциональная матовая бумага высшего качества без покрытия для создания
680 руб
Раздел: Формата А4 и меньше
 Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий

Кроме того, рекомендуются работы (см. список), которые более подробно описывают архетипический символ Героя, а также раскрывают понятие Юнга о мана-личности, наряду с анализом сновидений и обсуждением фигуры Героя в снах американских негров, которые, по мнению Юнга, имеют более тесную связь с «первобытной ментальностью», чем белые американцы. В других работах Юнга представлено обсуждение общей психологической динамики, раскрывающей статус Героя в психике современного человека. Среди трудов последователей и учеников Юнга особый интерес представляют две классические работы об архетипе Героя и его различных проявлениях: «Происхождение и история сознания» Эриха Нойманна и книга Джозефа Кемпбелла «Герой с тысячью лиц». Совместная работа жены Юнга Эммы Юнг и М.-Л. фон Франц «Легенда о Граале» (закончена и отредактирована фон Франц после смерти Эммы Юнг в 1955 году) посвящена исследованию героической фигуры западноевропейской легенды Парсифалю и его поискам Святого Грааля. Литература Кемпбелл Дж. Герой с тысячью лиц.P М., 1997. Нойманн Э

скачать реферат Понимание культуры в классической и постклассической западноевропейской философии

Однако, писал далее Фрейд, «нельзя предположить, что экономические мотивы являются единственными определяющими поведение людей в обществе. Уже тот несомненный факт, что различные лица, расы, народы в одинаковых экономических условиях ведут себя поразному, исключает единовластие экономических мотивов. Люди не могут не вводить в игру свои первоначальные влечения, свой инстинкт самосохранения, свое стремление к агрессии, свою потребность в любви, свое желание получать удовольствие и избегать неудовольствия»'. И, завершая свою критику марксизма как очередного «мифа», Фрейд заключает: «Произведения Маркса как источник откровения заняли место Библии и Корана, хотя они и не менее свободны от противоречий и темных мест, чем эти более древние священные книги». Конечно, культурологические концепции Фрейда, по мнению не только марксистов, но и многих других ученых, выглядят слишком прямолинейными и чрезмерно «сексуализированными». Так, его крупнейший последователь — швейцарский психолог и теоретик культуры Карл Густав Юнг (1875—1961), критикуя фрейдовский «пансексуализм», в работе «Метаморфозы и символы «либидо» (1912) трактует понятие либидо как психическую энергию вообще.

 История русской семиотики до и после 1917 года

В неопубликованной при жизни работе, словаре символов "Symbolarium" в единственной законченной статье "Точка" П.Флоренский вновь обращается к визуальной коммуникации. Он подчеркивает особый характер зрительных образов, говоря, что "и в эпохи культур, достигших, казалось бы, наибольшего расцвета, сказывается некое тяготение к зрительным формам изображения понятий, при которых зрительные образы становятся способом выражения отвлеченных понятий простых и сложных и в которых конкретные изображения становятся знаками и символами идей" (Флоренский П. Symbolarium (Словарь символов). Вып.1. Точка / Некрасова Е.А. Неосуществленный замысел 1920-х годов создания "Symbolarium'a" (словаря символов) и его первый выпуск "Точка" // Памятники культуры. Новые открытая. 1982. - Л., 1984. С.100). При этом Флоренский достаточно жестко критикует символизм, который не смог выполнить ряд важных исследований в рамках своих интересов: "работа по анализу символов как идеографических знаков, служащих для воспроизведения понятий, оставленных нам как наследие минувших культурных эпох и ныне самопроизвольно вновь возникающих, работа эта не была произведена вовсе, а потому все определения символизма представляют из себя некие схоласти религиозный подход 211 ческие домыслы, витающие в метафизическом пространстве и не соединенные живой органической связью с реально существующим явлением идеограммы или символа" (С. 103)

скачать реферат Аналитическая психология К.Г. Юнга: к вопросу понимания самости

Тогда Бог Сын как символ духовности может быть понят в качестве символа полной, реализованной самости, в которой бессознательное конструктивно переработано сознанием, и в таком виде входит в некую новую целостность. Этому пониманию соответствует и богочеловеческая природа Христа, что совпадает с природой героя, одновременно и божественной, и человеческой. В работе “Психология архетипа младенца” К.Г. Юнг писал: “В то время как Бог, особенно при его близком сходстве с символическим животным, олицетворяет коллективное бессознательное, которое еще не интегрировано в человеческое существо, сверхъестественность героя включает человеческую природу и, таким образом, представляет синтез "божественного" (т.е. еще неочеловечившегося) бессознательного и человеческого сознания. Следовательно, он означает возможное предчувствие процесса индивидуа-ции, ведущего к целостности” . Я бы уточнила: ведущего к полной, реализованной целостности, в отличие от первичной бессознательной целостности, совпадающей с целостностью не героя, но Бога.

скачать реферат Экологическое сознание экологическая культура

Позднее оно стало пониматься как “почитание богов”, что подтверждает доставшееся нам в наследство слово “культ”. И действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, “культура” была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под “культурой” понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, “человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом”. Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Безусловно, базисные архетипы и категории культуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть и другие, у всех людей одинаковы, но что же касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает их по-своему.

скачать реферат Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками

Появляются специальные выставочные помещения и музеи, концертные залы и театры, библиотеки и другие культурно-просветительные учреждения. Совокупность таких учреждений образует фундамент художественной культуры. Библиотеки собирают, хранят, изучают, распространяют, пропагандируют книги. Письменная культура с момента появления книгопечатания стала средоточением накопленной человечеством информации. Именно поэтому библиотеки – насущнейший фактор культуры, а их состояние – символ состояния нации. Мир современной художественной культуры – место, с которым взаимодействует детская библиотека, - чрезвычайно сложен и многообразен. Библиотечная работа строится на организации познавательного чтения через индивидуальные и массовые формы работы, в результате происходит формирование духовной культуры, развитие интеллекта, творческих способностей личности. Цель: изучение и обобщение материалов по формированию художественной культуры у детей младшего школьного возраста; Задачи: Рассмотреть понятие и структуру художественной культуры; Рассмотреть развитие личности ребенка средствами искусства в контексте библиотеки; Рассмотреть особенности интереса и потребностей младших школьников в понимании художественной культуры; Рассмотреть библиотечные формы обслуживания читателей – детей в области художественной культуры; Рассмотреть формы обслуживания детей в библиотеке № 4 МУК ЦБС г. Кунгура. Объект: вопросы формирования художественной культуры у детей библиотечно-библиографическими средствами.

скачать реферат Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой

Самоосуществление или спонтанно-внутреннее делание - эта "функция" тесно связана со всей органомией сознания: его чувственной и рефлексивной, биодинамической и аффективной тканями сознания. Они обеспечиваются языком или языками, выносящими акты переживания и рефлексии во внешний план и возвращающие их в сознание через усмотрение их значений и отработку в контексте культуры ( культура, таким образом, понимается как общественный полигон смыслов, утяжелённых многократным отражением в её явлениях ( через архетипы ) и способных влиять на антропогенез). Таковы процессы, "омывающие" сознание человека как данность и обеспечивающие трансформации этой данности, психическое развитие человека и человечества. Напомним мысль М.К.Мамардашвили о том, что сколь бы глубоко в историю мы не погружались, нигде мы не найдём человека без сознания, без языка, без плача по умершему. Таким образом, двунаправленными становятся предметные понятия нашего тезауруса: сознание, язык, символ, символическое действие - одним концом направлены к пониманию порождающей музыку цепочки превращенных форм сознания, а другим концом - к пониманию порождения человека и трансформаций его природы через звукосимволический пласт культуры.

Солнцезащитные шторки Spiegelburg "Капитан Шарки. Capt'n Sharky".
В комплекте 2 штуки. Размер: 37x44 см. Материал: полиэстер.
896 руб
Раздел: Прочее
Ручка-стилус шариковая сувенирная "Николай".
Перед Вами готовый подарок в стильной упаковке — шариковая ручка со стилусом. Она имеет прочный металлический корпус, а именная надпись
415 руб
Раздел: Металлические ручки
Глобус "Двойная карта", рельефный, диаметром 320 мм, с подсветкой.
Диаметр: 320 мм. Масштаб: 1:40000000. Материал подставки: пластик. Цвет подставки: черный. Мощность: 220 V, может использоваться в
1290 руб
Раздел: Глобусы
скачать реферат Психоаналитическое исследование Э.Фромма в работе "Бегство от свободы"

По мысли Юнга, бессознательное вовсе не является темным океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека; скорее, это -- вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознательного мышления. Бессознательное действует отнюдь не во вред человеку, а, наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную ступень развития. Уже в ранних работах Юнг выдвигает одну из самых оригинальных идей в современной психологии -- идею архетипов коллективного бессознательного. Это -- некие мифические образы, являющиеся общими для всего человечества и представляющие собой адекватные выражения всеобщих человеческих нужд, инстинктов, стремлений и потенций. Эти образы вневременны, внепространственны и, в конечном счете, предшествуют человеческой истории; здесь понятие архетипа приближается к миру платоновских идей. Вторая главная тема его исследований -- духовная жизнь европейского человека и выявление причин, влекущих за собой иррациональное саморазрушение человеческой личности и общества.

скачать реферат Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой

Самоосуществление или спонтанно-внутреннее делание - эта "функция" тесно связана со всей органомией сознания: его чувственной и рефлексивной, биодинамической и аффективной тканями сознания. Они обеспечиваются языком или языками, выносящими акты переживания и рефлексии во внешний план и возвращающие их в сознание через усмотрение их значений и отработку в контексте культуры ( культура, таким образом, понимается как общественный полигон смыслов, утяжелённых многократным отражением в её явлениях ( через архетипы ) и способных влиять на антропогенез). Таковы процессы, "омывающие" сознание человека как данность и обеспечивающие трансформации этой данности, психическое развитие человека и человечества. Напомним мысль М.К.Мамардашвили о том, что сколь бы глубоко в историю мы не погружались, нигде мы не найдём человека без сознания, без языка, без плача по умершему. Таким образом, двунаправленными становятся предметные понятия нашего тезауруса: сознание, язык, символ, символическое действие - одним концом направлены к пониманию порождающей музыку цепочки превращенных форм сознания, а другим концом - к пониманию порождения человека и трансформаций его природы через звукосимволический пласт культуры.

скачать реферат Образование как способ трансляции ценностей в русской культуре

Образование как способ трансляции ценностей в русской культуре Т.А. Рубанцова, Институт философии и права СО РАН Русская культура формировалась под мощным воздействием Востока и Запада. Для того чтобы рассмотреть ценности основания русской цивилизации, следует определить понятие культуры. Существует бесчисленное множество определений "культуры", от самого широкого - культура есть все, что создано человеком, в отличие от природы, до самого узкого, сводящего ее к культуре художественной. Следует отметить, что этимологически в понятие культуры (от лат. "cul ura" - обработка, возделывание) заложено два смысла облагораживания природы; второй источник понятия культуры - это внутреннее таинство и сокровенность культа (от лат. "cul us" - почитание), закрепленного в архетипах "коллективного бессознательного" (К.Г.Юнг) и передаваемого из поколения в поколение . Наиболее плодотворным является, на наш взгляд, аксиологический подход к культуре. Г.Риккерт определяет культуру как "процесс реализации всеобщих ценностей в течение исторического развития . С.Л.Франк определяет культуру как "совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей" .

скачать реферат Экологическая культура

Позднее оно стало пониматься как “почитание богов”, что подтверждает доставшееся нам в наследство слово “культ”. И действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, “культура” была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под “культурой” понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, “человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом”. Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Безусловно, базисные архетипы и категории культуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть и другие, у всех людей одинаковы, но что же касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает их по-своему.

скачать реферат Культура: особенности и значение, взгляды и понятия

ТОМСКИЙ ГОСУАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ По теме: « Культура: особенности и значение, взгляды и понятия» По предмету: Культурология. ФБД ВШТ ТГУ ВО Студент 1 курса Журих К.А. Проверил: доцент, К. Ф. Н. Тихонова Е.П. Томск-2001г. ПЛАН. I. Понятие культуры II. Исторические этапы культурологии. 1. Античность 2. Cредние века 3. Новое время а). Философия Просвещения. б). Философия Романтизма. III. Современное понимание культуры 1. Теория архетипов культуры. 2. Теория социальной стратификации и социальной мобильности. Культурология как интегративная наука формируется на стыке целого ряда научных направлений, создавших собственные традиции изучения культуры. Наиболее важным из них стали философия культуры, культурная антропология, сравнительное языкознание, история культуры, социология культуры и т. д. Специфику антропологической традиции точно подметил американский культурантрополог Л. Уайт. Определив культуру как специфический класс явлений, наделенных символическим значением и присущих только человеческому сообществу, он выявил принципиально важную черту антропологии как науки о человеке, дополнив свое определение соображениями о том, что мир человека – это мир культуры.

Коробка подарочная "Апрельский Париж".
Коробка подарочная. Материал: мелованный, ламинированный, негофрированный картон плотностью 1100 г/м2. Отделка: полноцветный декоративный
326 руб
Раздел: Коробки
Табурет-подставка детский с ручкой.
На прочный табурет малыш сможет не только сесть, но и встать. Табурет удобно использовать как подставку, легко переносить за ручку.
390 руб
Раздел: Стульчики
Набор цветных карандашей "Noris Club", акварельные, 24 цвета, с кистью.
Детские цветные карандаши в картонной коробке. Серия «Noris Club» предназначена для использования детьми. Специальное защитное белое
573 руб
Раздел: Акварельные
скачать реферат Культура как предмет исследования

К этому направлению примыкает марксистская теория культуры как «исторически развивающейся совокупности внебиологически выработанных способов, средств и механизмов деятельности общества» (Э. Маркарян). Другое направление – идеационизм– понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. В конечном счёте, средоточием культуры, её определяющим и образующим началом оказывается лишь некоторая ограниченная сфера духовного творчества – главным образом наука и искусство (так называемая «высокая культура»). Именно здесь создаются символы, идеи, ценности, в свете которых люди воспринимают и понимают действительность и строят своё бытие в мире. Позиция адаптационизма и идеационизма в течении последнего времени постепенно сближается. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры. В ней, по сути дела, синтезируются и развиваются содержащиеся в них идеи. В заключении данной главы, чтобы дать окончательное определение культуре я обращусь к словам П.А. Сорокина: «В самом широком смысле это слово может означать общую сумму всего, что создано или модифицировано путём сознательной активности двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или обуславливающих поведение друг друга». Глава 2. Функции культуры. Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе, или, иными словами, определённого рода работу, которая требуется от него в интересах системы в целом.

скачать реферат Герменевтика в социологии

Имеет смысл выделить две группы феноменов, из которых первая относится к идее значения, а вторая - к идее интеллигибельности. В первую группу будут объединены феномены, позволяющие говорить о том, что действие может быть прочитанным. Действие несет в себе изначальное сходство с миром знаков в той мере, в какой оно формируется с помощью знаков, правил, норм, короче говоря - значений. Действие является преимущественно деянием говорящего человека. Можно обобщить перечисленные выше характеристики, употребляя не без осторожности термин "символ" в том смысле слова, который представляет собой нечто среднее между понятием аббревиатурного обозначения (Лейбниц) и понятием двойного смысла (Элиаде). Именно в этом промежуточном смысле, в котором уже трактовал данное понятие Кассирер в своей "Философии символических форм", можно говорить о действии как о чем-то неизменно символически опосредованном (здесь я отсылаю к "Интерпретации культуры" Клиффорда Геертца). Эти символы, рассматриваемые в самом широком значении, остаются имманентными действию, непосредственное значение которого они конституируют; но они могут конституировать и автономную сферу представлений культуры: они, следовательно, выражены вполне определенно в качестве правил, норм и т. д. Однако если они имманентны действию или если они образуют автономную сферу представлений культуры, то эти символы относятся к антропологии и социологии в той мере, в какой акцентируется общественный характер этих несущих значение образований: "Культура является общественной потому, что таковым является значение" (К. Геертц). Следует уточнить: символизм не коренится изначально в головах, в противном случае мы рискуем впасть в психологизм, но он, собственно, включен в действие.

скачать реферат Культура, как предмет социологического исследования

С другой – она подчас неосознанно способствовала формированию сциентически верифицированных культурных символов эпохи, «кодируя» образцы общественных типов личности, с которыми и до сих пор социологу нелегко разобраться (достаточно вспомнить о «всесторонне развитой личности», «советском человеке» и прочих культурологических фантомах).» Но в свою очередь автор считает, что в своё время эти фантомы казались все таки обоснованными, гармонизировав типы социального поведения и ценностную систему. «Интерпретация культуры, выполненная в духе её марксистского противопоставления природному, шла преимущественно по линии объяснения культурного феномена как проявления социально активной, исторически преобразующей позиции человека в обществе». 2. «Проблемы теории культура», Москва: НИИ Культуры, 1977. Файнбург в своих трудах классифицировал и систематизировал понятие культура. По Файнбургу в культуре наличествуют 2 стороны: динамическая (творческая деятельность) и консервативная (цели, навыки, нормы и т. п.). «Возможность фиксации в нормах, правилах, ролях, институтах нового, то есть закрепление этого нового в масштабах общества (в том числе в первую очередь классового, группового) и есть подвижный предел; лишь постепенно и в определённом темпе изменяет расширяющиеся границы преобразования культуры в целом».

скачать реферат Набор ответов для экзаменов по философии

Идеалистические учения неокантианца Кассирера и швейцарского психолога и философа культуры Юнга легли в основу представления о символических свойствах Культуры. Ряд представителей психологии Культуры, опирающихся на концепцию «локальных цивилизаций», стремились отыскать набор «культурных инвариантов», не сводимых друг к другу и не имеющих под собой реального общего субстрата. Напротив, сторонники феноменологического подхода к Культуре, а также некоторые представители экзистенциализма выдвигают предположение об универсальном содержании, скрытом в любой частной Культуре, исходя либо из утверждения об универсальности структур сознания, либо из постулата о психобиологическом. единстве человечества (Юнг), либо из уверенности в наличии некоего «фундаментального основания», «осевой изначальности» Культуре, по отношению к которым все её разновидности — лишь «частности» или «шифры» (Хайдеггер, Ясперс). ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский, государственный), 1. синоним культуры. 2. Уровень, ступень обществ, развития, материальной и духовной культуры (антич. Ц.). 3. Ступень обществ, развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). Понятие «Цивилизация» появилось в 18 в. в тесной связи с понятием «культура».

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.