![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Культурология |
Теории технократии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Особую роль в общественном развитии отводил технической интеллигенции. Идеи Веблена стали основой различных теорий технократии. ВЕБСТЕР (Уэбстер) (Webster) Чарлз Кингсли (1886–1961) английский историк. В 1950-54 президент Британской академии. Основные труды по истории английской внешней политики. ВЕБСТЕРА СЛОВАРИ см. Уэбстера словари. ВЕВЕ (Vevey), климатический курорт в Швейцарии, на северном берегу Женевского оз., при впадении р. Вевез, к юго-востоку от Лозанны. Архитектурные памятники 15–18 вв. Туризм. Фестивали классической музыки. ВЕВЕРИЦА самая мелкая, неделимая денежная единица в Др. Руси, равная 1/2 или 1/3 резаны. ВЕВИС (Vievis) (до 1917 официальное название Еве) город (с 1950) в Литве. Железнодорожная станция. 5,6 тыс. жителей (1990). Производство стройматериалов, комбикормов; пищевые предприятия. ВЕГА (? Лиры) звезда нулевой звездной величины, одна из самых ярких звезд Северного полушария. Вега, Денеб (? Лебедя) и Альтаир (? Орла) хорошо видны на летнем небе и образуют т. н. большой летний треугольник. "ВЕГА" (сокращенно от названия проекта "Венера — комета Галлея") название советских межпланетных автоматических станций ("Вега-1" и "Вега-2"), использовавшихся в 1984-86 для изучения планеты Венера и Галлея кометы
Наиболее полное выражение эта тенденция нашла в теории плебисцитарной демократии, разработанной на базе политического опыта V Республики Франции голлистского периода. Синтетический характер этой теории объясняется желанием сделать сплав из теорий романтистов и реалистов. Теория плебисцитарной демократии исходит из положения о том, что единственным признаком, объединяющим страны в родственные группы, является степень их промышленного развития. Управление в этих странах осуществляется профессионалыыми экспертами и технократами, а средства массовой коммуникации полностью монополизированы истэблишментом для мобилизации масс и контроля за их поведением. Однако плебисцитарные демократы, в отличие от элитистов, не считают авторитаризм конечным продуктом развития цивилизации. Их пророчество носит более оптимистический характер. Современный «торитаризм, учат они, является переходным периодом, подобно тому, как авторитаризм абсолютных монархов был переходным периодом к демократии XIX столетия. В вопросе отношения к государству плебицистарны близки к эллистам, но идут еще дальше, заявляя, что идеальная форма элиты это вождь. И в качестве примера такого общества приводят республику Франции времен де Голля.
Но Платону мало, чтобы государственные мужи были людьми высокого умственного и образовательного ценза. Он выдвигает утопический и довольно сомнительный план, согласно которому «философам» отдается безраздельная власть в государстве. Пример Архита казался Платону доказательством верности этого принципа. «Пока в государствах, — говорил он, — не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор… государствам не избавиться от зол» [14]. Иными словами, Платон хотел превратить философию и науку (ибо тогда они были едины) в главенствующую политическую силу. Это чем-то напоминает современную теорию «технократии». Принято считать, что в области политической Платон был фантазером, чистым мечтателем. На самом же деле он находился в прямой зависимости от конкретного опыта своего времени и личных наблюдений. «Писаные законы и нравы поразительно извратились и пали, — жаловался он в одном из своих писем, — так что у меня, вначале исполненного рвения к занятию общественными делами, когда я смотрел на это и видел, как все пошло вразброд, в конце концов потемнело в глазах
До сих пор несмотря на широкое распространение термина «информационное общество» учёные и специалисты ещё не пришли к единодушному пониманию его основного содержания. В мире активное обсуждение теоретических основ развития информационного общества проходило в конце 70- х начале 80-х, когда возникла так называемая теория информационного общества, основные положения которой сводятся к следующему: - на смену самовозрастания капитала идет самовозрастание информации, совместное пользование которой ведет к развитию новых социальных отношений, в которых главное не право собственности, а право пользования; - возрастание скорости и эффективности обработки информации вместе с понижением стоимости этих процессов имеет далеко идущие социально- экономические последствия; - информационно-коммуникационная техника становится определяющим фактором социальных перемен, меняющим мировоззрение, ценности, социальные структуры. Уже к началу 60-х годов сформировались важнейшие методологические основы, позволявшие рассматривать становление нового социального состояния с позиций отхода от традиционного индустриализма и развития «экономики услуг», сопряжённого с повышением роли технологического фактора, науки и образования, расширением влияния нового класса квалифицированных профессиональных менеджеров и технократов и качественным изменением места теоретического знания и информации в общественном производстве.
Как раз первые шесть лет приходятся на окончание жизни Этельстана. Эти годы ушли на кризис перехода (в современной России это 1989-1995), а кризис - это всегда ослабление центральной власти, а стало быть, кратковременное усиление центробежных тенденций. Давление Уэссекса (дань, обязательная служба в войске) вызвало решительное сопротивление в покоренных Нортумбрии, Уэльсе, Шотландии. Решительная битва между старым и новым (по теории, это битва нового уклада с псевдоукладом темного времени) произошла в 937-м при Брунанбурге. В современной российской транскрипции это события осени 1993-го, когда был дан последний бой демагогам и агитаторам "темного времени" и окончательно утвердилась власть прагматиков-технократов. Ну а при Брунанбурге Этельстан разгромил союзные войска шотландцев, бриттов и датчан. Это была самая кровопролитная битва, которую когда-либо вели короли династии Альфреда. Значение её для молодого государства было столь велико, что предание о ней сохранилось наравне с победами Альфреда над датчанами
Кроме того, по жизненным стандартам, а часто и по характеру труда к этой социальной группе можно отнести некоторых представителей традиционных средних слоев населения, таких как преподаватели, врачи, адвокаты и т.п. К новым высшим слоям населения исследования 60—80-х гг. относили тех людей, которые концентрировали знания и информацию о производственном процессе, развитии общества в целом, а также участвовали в принятии управленческих решений («высшие кадры», менеджеры и проч.). Они получили название технократы (Д. Белл, Дж. Гелбрейт, Э. Тоффлер, А. Турен и др.). Господствующие позиции в обществе технократов («нового высшего класса») основываются уже не на собственности на «видимые вещи», такие как земля, фабрики, капитал и т.п., а на знаниях и информации, которые тоже могут рассматриваться как своеобразный капитал. Влияние данной социальной группы обуславливается, в первую очередь, доминирующим положением в социальной иерархии, сложившейся в различных областях человеческой деятельности. Хотя принадлежность к этой группе определяется, в первую очередь, научной компетентостью, а «новый высший класс» считается более открытым, чем традиционные высшие слои общества, не всякий человек может попасть в эту страту в силу переплетенности различных социальных институтов. В 90-х гг. концепция «нового высшего класса» получила свое дальнейшее развитие в рамках теории «постэкономического общества».
Но теперь, в обстановке нарастающих социальных конфликтов и приближающейся всеобщей забастовки, Уэллс делает иные выводы, чем в период войны. Именно начиная с 1926 г. основное противоречие творчества Уэллса приобретает наиболее острую форму. Как демократическая, так и реформистски- охранительная тенденция получают свое законченное выражение — первая в романе «Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол» (Mr. Ble swor hy o Rampol Isla d, 1928), вторая — в трактате «Открытый заговор» ( he Ope Co spiracy, 1928), где Уэллс полнее всего изложил идеи технократии. Эти идеи отразились в романе «Мир Вильяма Клиссольда» ( he World of William Clissold, 1926) — первом из значительных произведений Уэллса послевоенного периода. Это автобиография человека, объединяющего в своем лице ученого и капиталиста. Клиссольд недоволен современным миром и мечтает перестроить его на разумных основаниях, руководствуясь велениями науки и здравого смысла. Подтверждение своим теориям он видит в накоплении знаний о мире и человеке, в распространении новых взглядов и новых отношении между людьми. Когда- нибудь, думает Клиссольд, неизбежно произойдет «созидательная революция».
Если это не хищничество (пусть и новаторское), то что же тогда хищничество?! Так что кругозор Плиния оказался шире, чем у нынешнего технократа: «Мы гонимся за всеми жилами земли и. еще удивляемся, если земля иногда раскрывается и трепещет. мы проникаем в ее чрево, мы ищем богатств в царстве душ усопших»8. Возникла теория упадка нравов, и беды государства связывали с ним. Как показало бурение ледникового щита Гренландии, те его слои, что отложились за века расцвета металлургии в древнем Средиземноморье, сильно обогащены свинцом: в Гренландии осело около 400 т свинца, причем максимум пришелся на время расцвета Римской империи. А ведь от Испании до Гренландии — 4 тыс. км! Полагая, что в атмосферу уходило 5% добытого свинца, и используя математические модели рассеяния пыли, можно оценить добычу свинца. Оказывается, в годы максимума она достигала огромной величины 80 000 т в год. Испания должна была прямо-таки задыхаться в свинцовой пыли. Из свинца по всей Римской империи делали листовые кровли, водопроводные трубы, ядра для пращей, таблички для письма, украшения, посуду, косметику и даже подслащали кушанья ядовитым «свинцовым сахаром».
Применительно к общению людей идея права дает социальный идеал. Р.Штаммлер видел в социальном идеале регулятивной, упорядоточивающийпринцип единства всех целей и формулировал его как "общение свободно хотящих людей". Идеи равенства, социальный идеал в теорииР. Штаммлера является лишь критериемоценки действующего права, и в этом качестве играли роль естественного права. Право всегда было и остается несовершенным и изменчивым. Нов рамках этого исторически несовершенного права выделяется правильное право,т.е.такое, какое ориентируется на справедливость, на идею права, как на конечную цель. Это право и выступает как "естественное право сизменяющимся содержанием" Оно представляет собой не какое-либо конкретное право, а лишь "единый формальный метод суждения о праве". Исходя изэтого, идеал права, социальный идеал, согласно теории Штаммлера, лишен исторической конкретности и содержательности и не является каким-либодействительным состоянием эмпирического права. Вывод: По мнению ведущих идеологов социал-демократии, выработанная Штаммлера концепция этического социализма ближе всего к актуальным в настоящеевремя проблемам гуманизации политико-правовых институтов. 4.Теория элит, бюрократии и технократии а) Теории элит и бюрократии Ееоснователями были итальянские политикиГ.
Технодетерминизм, особенно на начальных этапах формирования технократического направления, присутствовал, главным образом, как умонастроение, мировоззренческая установка, подход и лишь в современных развитых технократических теориях выступает как метод в собственном смысле слова. Его идентификация тем, что многочисленные модификации теорий, вызванные их внутренней противоположностью, сопровождаются приспособлением философско-методологической базы, ассимилированием других подходов, заимствованных из культурологии. Кроме того, рефлексия самих теоретиков технократизма по поводу применяемого ими метода, скорее комуфлирует, чем проявляет суть дела. Тем не менее "технократический детерминизм" остается для технократов универсальной формулой объяснения общественной жизни и методологическим принципом построения теорий. В этом качестве он задает параметры теоретического объяснения социальных проблем и способов их решения. При всем внешнем многообразии рождающихся в русле данного направления теорий и проектов их объединяет взгляд на общественную жизнь сквозь призму "технологии", отождествления технического проекта с социальным, вера в то, что задачи социального и культурного порядка можно решить научно- техническими средствами.
Превращение капиталистической собственности в абсентеистскую. Гипертрофия кредита и кредитная инфляция как основа кризисов. Разрешение конфликта бизнеса и производства через установление технократии. Д. Коммонс – автор теории сделок. Субъекты сделок на стадии финансового капитализма – объединения индивидуумов. Государство как экономический арбитр. Ожидаемый переход к административному капитализму. У. Митчелл – исследователь экономических циклов. Асинхронность изменений взаимосвязанных экономических явлений («опережения» и «запаздывания»). Институционалисты как сторонники государственного регулирования.14. Экономические концепции социал-демократизма Ф. Лассаль (60-е гг. Х1Х в.): «Железный закон заработной платы», устранение наемного труда через производственные ассоциации с государственной поддержкой. Ревизионизм в марксизме (начало ХХ в.). Э. Бернштейн: критика марксова положения об абсолютном обнищании пролетариата, теория демократизации капитала через акционирование. К. Шмидт: высвобождающиеся вследствие технического прогресса в промышленности найдут работу в сфере услуг.
Е.М. Бабосов Белл (Bell) Даниэл (р. 1919) — американский социальный философ, социолог и футуролог. Окончил колледж в Нью-Йорке, изучал социологию в Колумбийском ун-те. Один из авторов концепции деидеологизации, т.е. истощения идеологических систем. В кн. «Конец идеологии» (1960) рассматривал идею затухания социальных конфликтов. Впоследствии частично отказался от своих позиций и стал одним из инициаторов «реидеологизаторской волны». В работах «К 2000 году» (1968) и «Грядущее постиндустриальное общество» (1973) показал, что стремительное развитие научно-технической революции устранит социальные революции. Поэтому «индустриальное общество», которое всемерно развивало технику, перейдет в новую фазу социального развития — «постиндустриальное общество». Оно получит огромный импульс от развития науки и научных знаний. Б. описывает следующие черты постиндустриального общества: переход от производства товаров к экономике обслуживания; появление в общественной иерархии социальной группы профессионалов-технократов; повсеместное распространение «интеллектуальной технологии» (информатики, теории игр и моделирования, компьютеризации); возможности саморазвивающегося технологического роста на базе теоретических знаний. Б. считает, что общество представляет собой относительно целостный феномен, но состоит из трех независимых друг от друга сфер: социальной структуры, которая создается на технико-экономической основе политической системы и культуры.
На нём были намечены основные ориентиры модернизации в области сельского хозяйства. Ставилась задача не только усовершенствовать материально-техническую оснащённость села, но и повернуть его к преобладанию коллективистских форм организации производства. В 20-е гг. существовало немалое количество модернизационных проектов, но к концу послереволюционного десятилетия только два из них, опираясь на поддержку различных группировок внутри большевистского Политбюро, сохраняли шансы стать реальной программой реконструкции. Первый вариант дальнейшего развития СССР отстаивала группа Бухарина, Рыкова, Томского, Угланова и др. "правых большевиков". Они склонялись к так называемому "органическому" варианту модернизации. Драпируясь в яркую революционную фразеологию, концепция Бухарина и его единомышленников в значительной мере опиралась на экономические теории "буржуазных спецов" типа Кондратьева, Юровского, Чаянова и немногочисленных технократов внутри самой большевистской партии, таких как Красин. Второй вариант в конечном итоге стал отождествляться со сталинской группой. Бухаринская альтернатива предусматривала более мягкую ломку существующего в СССР уклада, опору на плавно растущую сельскохозяйственную базу, вслед за которым должно было идти и развитие индустрии.
Американский ученый Бентли разработал теорию “заинтересованных групп”. По его мнению, в обществе существуют интересы групп, которые в ходе борьбы за влияние на правительство добивается защиты своих интересов. Конгресс, президент, суды, согласно Бентли, представляют собой лишь “официальные” заинтересованные группы. Появилась теория “государства всеобщего благоденствия”, в которой активная регулирующая роль государства совмещалась с политикой социальных услуг. В течение 20 века наука конституционного права продолжала разрабатывать такие доктрины, как, воздействие на общественную жизнь достижений научно-технического прогресса, теории плюралистической демократии, правящей элиты, технократии и т.д. Современные конституционные принципы взаимоотношения государства, общества и человека являются результатом исторического развития человечества. Права человека можно рассматривать как основу конституционализма. Главный смысл создания конституций заключался в обеспечении свободы и безопасности человека, прежде всего от произвола государственной власти. 1.3. Конституции как юридическое воплощение теорий По общепризнанному мнению, появление конституции в современном ее понимании относится к 17 веку.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ШКОЛА АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ФАЙОЛЮ Развитие и становление современной школы управления Биографические данные и основной вклад А. Файоля А. Файоль об администрировании ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список используемой литературы Приложения ВВЕДЕНИЕ Анри Файоль был одним из выдающихся теоретиков менеджмента начала XX в. Его исследования хорошо дополняют изыскания Ф. Тейлора и являются важным вкладом в классическую теорию менеджмента (см. параграф 1.1. настоящей работы). В своих работах А. Файоль одним из первых сделал попытку разработать общие принципы управления и провести анализ различных обязанностей, выполнение которых и составляют суть деятельности руководителя компании. Репутация А. Файоля значительно пострадала от того, что последующие поколения воспринимали его как технократа, разрабатывавшего абстрактные механистические законы администрирования. Отчасти это произошло оттого, что его утверждения воспринимались слишком буквально, а перевод использовавшейся им терминологии с французского на английский был не всегда точным.
Современные технократ. концепции развития мировой цивилизации. Содержание Кризис эмпирической социологии на рубеже 30-40-х гг.: «теоретическая неопределенность и отсутствие целостного образа современного общества Концепция единого индустриального общества. Теория конвергенции и деидеологизации: прозападная (Р. Арон, У.Ростоу) и «параллельная» (З, Бзежинский, П.А. Сорокин) – идеи сближения , сглаживания и заимствования двух индустриальных систем – капитализмом и социализмом- сильных сторон и черт друг друга Споры о путях модернизации: соотношение вестернизации и самостоятельного социального творчества Концепции массового общества. Опасности тоталитаризма. Идеи Х.Арендт, Р. Арона, К. Манхейма Альтернативная демократическая теория массового общества Д. Белла, С. Липсета, Э. Шилза и др. Сравните марксистскую концепцию стадиальности исторического процесса и теорию У.Ростоу В чем сходство марксистской теории генезиса капитализма и теории глобализации И. Валлерштайна Можно ли считать, что теория конвергенции себя оправдала в свете распада СССР Каковы экономические причина становления информационного общества? Каковы его черты Можно ли согласиться с таким мнением: «В информационном обществе тоталитаризм невозможен, так как на первый план выходит не машина, а человек, человеческий фактор».
Наиболее полное выражение эта тенденция нашла в теории плебисцитарной демократии, разработанной на базе политического опыта V Республики Франции голлистского периода. Синтетический характер этой теории объясняется желанием сделать сплав из теорий романтистов и реалистов. Теория плебисцитарной демократии исходит из положения о том, что единственным признаком, объединяющим страны в родственные группы, является степень их промышленного развития. Управление в этих странах осуществляется профессионалыыми экспертами и технократами, а средства массовой коммуникации полностью монополизированы истэблишментом для мобилизации масс и контроля за их поведением. Однако плебисцитарные демократы, в отличие от элитистов, не считают авторитаризм конечным продуктом развития цивилизации. Их пророчество носит более оптимистический характер. Современный «торитаризм, учат они, является переходным периодом, подобно тому, как авторитаризм абсолютных монархов был переходным периодом к демократии XIX столетия. В вопросе отношения к государству плебицистарны близки к эллистам, но идут еще дальше, заявляя, что идеальная форма элиты - это вождь. И в качестве примера такого общества приводят республику Франции времен де Голля.
Веблен требовал применять к экономической теории данные социальной психологии. Он является основателем науки - экономическая социология. Главное противоречие капитализма - противоречие между “бизнесом” и “индустрией”, материальным производством и системой частного предпринимательства, направленной на получение прибыли. Это противоречие обостряется, т.к. финансовая олигархия получает все большую часть доходов за счет операций с фиктивным капиталом, а не за счет роста производства, повышения его эффективности. Развитие индустрии подводит к необходимости преобразований и предсказывает установление в будущем власти технической интеллигенции - “технократия”, основной целью которой является наилучшая работа промышленности, а не прибыль. Производство функционирует для удовлетворения потребностей, эффективного распределения природных ресурсов, справедливого распределения и т.д. Эти идеи Веблена были подхвачены и развиты американским экономистом и социологом Дж. Гэлбрейтом . В работе “Новое индустриальное общество” (1969 г.) Гэлбрейт утверждает, что целью техноструктуры является постоянный экономический рост, который только и обеспечивает рост должностных окладов и стабильность.
![]() | 978 63 62 |