![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Конституционное (государственное) право зарубежных стран |
Толкование правовых норм | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Это бесплатное приложение к банкам Финансист и ВопросыОтветы раздела «Финансовые консультации». Наполнение Приложения Бухгалтерские Издания постоянно расширяется: растет количество представленной в банке периодики и книг по актуальным темам. Ежемесячно в банк поступает в среднем 10001500 новых материалов. На сегодня Приложение БухгалтерскиеИздания содержит около 62.000 публикаций из 69 изданий и 182 книг. Комментарии законодательства В информационном банке «Комментарии законодательства» представлены постатейные комментарии к законам и кодексам, дающие развернутое толкование правовых норм, а также аналитические статьи и монографии ведущих юристов по актуальным проблемам законодательства и права. В систему включены книги, издаваемые ведущими издательствами юридической литературы, такими, как «Статут», «Юрайт», «Юстицинформ», «Норма», «Городец» и других. Также информационный банк регулярно пополняется новыми материалами из более чем 30 популярных периодических изданий правовой тематики: «Право и экономика», «Журнал российского права», «Коллегия», «ЭЖ-Юрист», «Адвокат», «Современное право», журналы Издательской группы «Юрист». 7.3
Правила общежития, морально-этические принципы не относятся к источникам права. Они могут служить целям толкования правовых норм, выяснения их смысла, ничего не добавляя, не привнося в содержание закона. Правовые нормы и правила общежития, этика, мораль не могут противопоставляться: поведение, соответствующее правовому предписанию, не может расцениваться как аморальное, неэтическое. Абсолютно несостоятельны и вредны прочно укоренившиеся на "бытовом уровне" представления о том, что в том или ином конкретном случае суд должен был бы решить дело не по "формальной букве закона", а "по совести". Пример: Супружеская пара долгое время прожила в незарегистрированном установленным порядком браке. Один из супругов умирает. Суд признаёт право наследования имущества (довольно значительного) за дальним родственником умершего. На решение не повлияли апелляции от имени трудового коллектива в административные и общественные инстанции с призывом "войти в положение", "решить по совести". Существует представление о том, что возможно использование прав одним субъектом в противоречии с их назначением, в противоречии с правами и интересами других субъектов или общества, то есть, возможно, злоупотребление правом.
Содержание права находит свое выражение в нормативных правовых актах, которые не всегда правильно выражают волю законодателя. Низкий уровень юридической техники, недостатки технического порядка приводят к пробелам, противоречиям, искажению содержания права. В подобном случае толкование – условие познания подлинного содержания юридических предписаний. В литературе высказывалось мнение, что толковаться должны только неясные нормы, ясные же, понятные толкования не требуют. Такой взгляд представляется спорным. Ведь для определения, является ли данная норма понятной, ясной, нужно ее уяснить, понять, истолковать. Толкование права необходимо также в силу противоречия между формальным характером правовых норм и динамикой общественных отношений. В силу формальной определенности правовые предписания остаются неизменными, стабильными до их изменения. В то же время общественная жизнь изменяется постоянно. Поэтому нередко закон применяется в существенно изменившихся по сравнению с моментом его издания условиях. § 2. Способы (приемы) толкования правовых норм Специфика правового толкования требует использования в этом процессе специальных процедур, технологий, способов
Такое понимание толкования обозначается обычно путем выражения “уяснения смысла (содержания) норм права“. Оно находит свою характеристику в совокупности способов толкования. С другой стороны, под толкованием права (норм права, закона) понимается результат мыслительного процесса (уяснения), который фиксируется в совокупности языковых высказываний, отражающих содержание норм права. Толковании правовой нормы представляет собой сложное явление интеллектуально-волевого характера, направленное на познание и объяснение смысла права в целях их наиболее правильной реализации. Толкование является необходимым и очень важным элементом юридической деятельности, хотя во многих случаях этот процесс внешне незаметен, поскольку происходит зачастую автоматически, как само собой разумеющийся, без ясно выраженной цели толковать словесное выражение правовой нормы. Это объясняется тем, что толкование нормативного акта обычно является не самоцелью, а лишь средством для того, чтобы правильно со знанием дела осуществлять правовые нормы в реальной жизни, а также издавать подзаконные нормативные акты.
Национальная судебная и арбитражная практика выделяется как самостоятельный источник МЧП, но это также часть национального правопорядка, поэтому судебную практику можно отнести и к национальному праву как источнику МЧП. По аналогии с национальным правом можно утверждать, что источником МЧП является международное право в целом. В систему международно-правовых источников МЧП входят международные договоры, международные правовые обычаи и система негосударственного регулирования внешнеторговой деятельности (МКП). Из всех международно-правовых источников МЧП основное значение принадлежит именно международным договорам. Кроме того, нельзя забывать, что общепризнанные нормы и принципы международного права являются частью правовой системы большинства государств и имеют примат над нормами национального права в случае их противоречия (ст. 15 Конституции и ст. 7 ГК). Парадоксальный характер источников МЧП проявляется в том, что самостоятельными источниками этой отрасли права являются такие формы существования правовых норм, которые в других отраслях права считаются либо вспомогательными источниками, либо средствами определения и толкования правовых норм, либо просто правовыми институтами
Практика законодательного процесса в подавляющем большинстве случаев свидетельствует об обратном. Во-первых, авторами (составителями законов) редко являются сами депутаты (как правило, это бывают научные работники, иные специалисты). Во-вторых, депутаты, голосующие за определенный законопроект, не обязательно его читают. Кроме того, очень часто голосование осуществляется исключительно по политическим мотивам (не говоря уже о распространенной практике голосования одним депутатом за другого). Только по данным причинам можно, как минимум, серьезно усомниться в том, что в законе действительно может быть выражена реальная воля большинства членов органа законодательной власти. Проблема связи законодательного акта с волей принимающего его субъекта в еще большей степени обостряется при принятии законодательного акта (в частности, конституции) на всенародном референдуме. Указанные обстоятельства приводят к появлению иных, альтернативных подходов к пониманию цели толкования правовых норм. Так, Михайловский В. И. придерживался позиции, что «задачей толкования надо признать выяснение смысла закона, то есть исследование того, что мог выразить законом не тот или другой определенный человек, а вообще разумный человек, законодатель в абстрактом смысле слова.
Если материалы проверок рассматриваются в судах, то нередко решение примается на основе логических умозаключений, а не в соответствии с нормативной базо. Несовершенное законодательство, регламентирующее налоговые взаимоотношения субъектов налогообложения с государством, а также систему сбора налогов, оказывает существенное влияние на собираемость налогов, порождает как нелегальные способы уклонения от налогов, так и легальные. Анализ действующей правовой базы налогового контроля и практика работы налоговых инспекций в Тамбовской области высветили ряд причин, обусловивших правовую неурегулированность. Этими причинами являются: 1). несовершенство самих законов и отдельных их норм; 2). несогласованность законов и нормативных актов, принятых исполнительными олрганами власти; 3). нечеткость формулировок, ведущая к неправильному толкованию правовых норм; 4). отсутствие законов, принятие которых диктуется практикой налогового контроля. Недостаточно совершенным, на мой взгляд, являются Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Закон РФ «О Государственной налоговой службе РСФСР» в части применения мер отвественности к налогоплательщикам, умышленно неуплачивающих исчисленные в соответствии с законодательством налоги.
А применяют правовые акты участники гражданского оборота, суд и другие государственные органы и органы местного самоуправления. Толкование правовых норм имеет особое значение при использовании договоров. Оно позволяет сторонам определять поведение на стадиях заключения договора и его исполнения, учитывать, что можно и чего не следует ожидать от права и как восполнить его пробелы, а в конечном счете, как связать собственные интересы с предписаниями права. Любая правовая норма как таковая представляет собой абстрактное правило поведения, которое реализуется в актах его применения. Связующим звеном между нормой и ее применением служит понимание нормы, или, иначе, ее толкование. Толкование предполагает проверку подлинности норм (высшую критику) и уяснение их смысла (низшую критику). Особое значение среди всех видов толкования — правового определяется в конечном счете тем, что, как подчеркивал Е.В. Васьковский, ссылаясь на Ф. Са-виньи, «нельзя оговариваться не только незнанием права, но и непониманием или неправильным пониманием его. Незнание и ошибка обсуждаются в юриспруденции одинаково»'.
Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологии государствоведения и правоведения. Реформирование и совершенствование государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов пoзнания, существующих одновременно или разделенных известным периодом времени. Сравнению могут быть подвергнуты государства или правовые системы различных исторических типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики. Широкое внедрение конкретно- социологического метода исследований в государственно-правовую теорию может привести и приводит к появлению новых научных дисциплин, если в ходе таких исследований изучается определенная совокупность относительно самостоятельных закономерностей государственно-правовой сферы, не входящих непосредственно в предмет традиционных юридических наук. Формально-юридический метод является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из ее природы. Уже в период средневековья сложились целые школы и направления (глоссаторы, постглоссаторы), развивавшие приемы толкования правовых норм и формального анализа действовавшего законодательства.
В любом случае интересы частных лиц не могут быть оставлены без судебной защиты. На такой же алгоритм толкования нацелен Конституционный Суд Российской Федерации. О догмах и о нормах как «живом» инструменте права Да и при наличии прямого регулирования толкование правовых норм • не должно быть догматичным, идти вразрез с целью защиты интересов частных лиц. Показательным в этом смысле является решение Европейского суда по правам человека по делу «Тирер против Соединенного Королевства» 1972 года. Суд признал, что нормы права, содержащиеся в Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека и гражданина, являются «не застывшим», но «живым», постоянно развивающимся инструментом (livi g i s rume ), открытым для толкования ее судом. «Конвенцию было бы неправильно понимать, только исходя из намерений ее авторов, высказанных десятилетия назад, но для сохранения ее идеалов во имя эффективности Конвенцию нужно подвергать интерпретации в духе повышения требований и юридических стандартов по всем направлениям»17.
Идеологический (толкование с помощью установления целей принятия нормативного акта); Специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательством). Результаты толкования могут быть различными в зависимости от »щения текста и действительного содержания юридических Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: 1)буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл права и ее текстуальное выражение совпадают);2) ограничительное (применяется тогда, когда действительный нормы права уже ее текстуального выражения); 3) распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения). 83. Способы и объем, толкования правовых норм Способы толкования — это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Толкование-уяснение достигается при помощи определенных способов: грамматического (филологического); логического; систематического; историко-политического; специально- юридического; функционального.
Способы толкования - это приемы правила и средства познания правовых норм, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых норм. Однако в теории права понятия “прием” и “способ” принято различать. Способ толкования - это понятие емкое, включающая в себя специальные технические средства: “приемы познания”. Понятие, в свою очередь, - это термин, означающий конкретное действие интерпретатора в познании (например: сравнение, аналогия и т.д.). По мнению Вопленко Н.Н. способы толкования права заранее обуславливаются основными сферами правовой деятельности. К ним относятся правовые отношения, правосознание, основные виды правовых предписаний, специфика языка права и т.д. Таким образом выбор способа толкования зависит от цели интерпретатора и специфики правовой деятельности (познание текста закона, правоотношения и т.д.) В связи с вышесказанным, а также опираясь на другие работы разных авторов по “Теории права“, можно выделить основные способы толкования правовых норм. К ним относятся: грамматико-логический способ толкования правовых норм, систематический и историко-политический. Целесообразнее всего, по моему мнению, начинать с грамматического (филологического) способа толкования.
Более того, мотивы, приведенные в постановлении, объясняют принятие того или иного акта соответствующим судом, убеждают заинтересованных лиц в его законности, воспитывают у них уважение к правоприменительной деятельности и ее результатам. С толкованием правовых норм тесно связанны и другие проблемы законности судебных постановлений, в целом и судебного решения, в частности, в особенности проблема судебного усмотрения. Д. М. Чечот понятие «усмотрение» рассматривает таким образом, что соответствующий орган или должностное лицо действует по своей воле, не связанной при принятии решения какой-либо нормой права. В пределах представленных ему полномочий орган государства «свободен в выборе соответствующего решения»1. Такая трактовка судебного усмотрения вызывает определенные возражения. Так А.Т. Боннер, подчеркивал, что при принятии решения на основе «усмотрения» государственные органы лишь в последнюю очередь руководствуются волевыми моментами. На самом деле они далеко не свободны в такого рода деятельности. Принимающий решение «по усмотрению» орган государства или должностное лицо исходит из общих указаний закона и конкретных обстоятельств дела.
Судебные решения, которые не вошли в ежегодник, не содержат правовой нормы. Значит, судьям не нужно обращаться к архивам, а достаточно прочитать этот ежегодник. Есть одна проблема - проблема толкования правовых норм, сформулированных судом. Очень редко, когда все обстоятельства дела бывают абсолютно аналогичными, и при рассмотрении дела судья уже описал правовую норму и готов ее применить, задумывается над тем, что может ли эта правовая норма регулировать правоотношения, которые он сейчас рассматривает конкретно и именно эта ситуация дает возможность так называемому широкому толкованию. Судья должен решить какую норму применить, можно ли ее применить или он будет применять какую-то иную норму. Имеется также прецедентное право и статутное право. Законы принимаются парламентом, имеются полные административные акты. В праве существует признак верховенства закона, т.е. закон всегда стоит на первом месте. Закон может отменить прецедентную норму, законодатель тоже может отменить прецедентную норму. Но вот тут возникает особенность: нижестоящие суды при применении закона руководствуются не только нормами этого закона, но и решениями всех вышестоящих судов, которые этот закон уже применяет.
Помимо инструментального10, или специально-юридического, направления существуют еще два конструктивных подхода в исследовании механизма правового регулирования: психологический и социальный. В рамках данной работы наиболее целесообразно использовать определение механизма правового регулирования данное С.С. Алексеевым под которым понимается взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения 2. Правовая природа руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и их значение для квалификации преступлений 2.1. Общая характеристика деятельности Пленума Верховного Суда в РФ в области толкования уголовного закона В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г. 1-ФКЗ Тарасова В.В. Акты судебного толкования правовых норм: Юридическая природа и классификация / Под ред. М.И. Байтина. - Саратов, 2002. С. 152. 31О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 45 // Российская газета. 2007. 260. 32 О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 51 // Российская газета. 2008. 4. 33 О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 29 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 2. 34Савельева О.А. Указ. соч. С. 30. 35 Бошно С.В. Судебная практика: способы выражения // Государство и право. 2003. 3. С. 21. 36 Бошно С.В. Судебная практика: способы выражения // Государство и право. 2003. 3. С. 21.
Наконец не выявлены герменевтические методы и принципы толкования правовых норм. Необходимость углубленного изучения социально-философской методологии толкования норм права объясняется тем, что в рамках философии права может быть создана его целостная общетеоретическая концепция, которая объединила бы в себе достижения двух научных направлений: социально-философской методологии философии права и теории толкования правовых норм (юридической герменевтики). Всесторонний анализ и осмысление этого комплексного правового явления в современных условиях, думается, будут способствовать повышению эффективности взаимодействия юридической науки и практики. Комплексное, систематическое изучение методов и принципов конституционной герменевтики возможно лишь с позиций социально-философской методологии, а это требует осмысления уровней социально-философской методологии, понимания места юридической герменевтики в системе философии права, Исследовательский интерес к проблеме толкования и интерпретации правовых норм обусловлен и иными причинами.
Частнонаучные методы, кроме того, формируются и реализуются на основе и с учетом требований общих методов. Например, метод толкования правовых норм предполагает использование приемов сравнения, формальной логики, системно-структурного анализа и т.п. Озабоченность вызывает недооценка, а подчас и игнорирование мировоззренческих основ исследования государства и права и допускаемая в связи с этим подмена методологии изучения соответствующих закономерностей методикой проводимых научных изысканий. В первую очередь это связано с отказом от марксистско-ленинской концепции государства и права, отягощенной политическими догмами и игнорировавшей происходящие в мире социальные преобразования. Некоторые российские авторы прямо признают, что в настоящее время происходит эволюция отечественной теории государства и права – переход ее от марксистско-ленинского содержания и формы к одному из немарксистских направления научного изучения государства и права.1 Как видно, методы научного познания государства и права многообразны и все они в совокупности складываются в цельное системное образование, называемое общим методом юридической науки.
Предметом исследования являются уголовно-правовая и криминологическая характеристики мошенничества (включая банковское мошенничество), пути совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с мошенничеством в банковской сфере. Целью настоящего исследования является разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию уголовно-правовых мер борьбы с мошенничеством. Для достижения названной цели в выпускной квалификационной работе была предпринята попытка решить следующие задачи: - изучить историю развития уголовного законодательства об ответственности за мошенничество в России; - составить уголовно-правовую характеристику мошенничества и рассмотреть проблемы квалификации мошенничества в кредитно-банковской сфере; - изучить проблематику совершенствования борьбы с мошенничеством в кредитно-банковской сфере уголовно-правовыми и специально-криминологическими средствами. В числе специальных методов, примененных в процессе анализа предмета исследования, были использованы методы юридического анализа, дефинитивный, историко-правового анализа, метод систематически-структурного анализа, толкования правовых норм, статистический и другие.
![]() | 978 63 62 |