![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Монголо-татарское нашествие и литература XIII века | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
ПРИВОЛЖСКИЕ «ПОМПЕИ» Монголо-татарское нашествие привело к образованию в середине 40-х годов XIII века в степях Поволжья нового обширного полугосударства-полукочевья — Золотой Орды. «Может быть, «вакуум», который возник в поволжских степях в XII — начале XIII вв., обусловил то, что именно этот район стал центром золотоордынских ханов — здесь были свободные пастбища, где монгольская знать — нойоны и огланы — могли вольно кочевать вместе с зависимыми от них кочевыми улусами Здесь же степи, пригодные для кочевого скотоводства, перемежались пойменными плодородными низинами, удобными для сельского хозяйства той части населения, которая переходила к оседлости. Транзитное значение волжского торгового пути делало этот район еще более удобным и благоприятным для строительства новых городов золотоордынских ханов — центров и форпостов власти завоевателей, пунктов сосредоточения рабов, награбленных богатств, развивающегося на этой почве ремесла и торговли».[16] В короткие исторические сроки на Нижней Волге выросли огромные города, созданные трудом большого количества пленных строителей и ремесленников — русских, волжских болгар, жителей Северного Кавказа, Средней Азии, Крыма и Китая На рубеже XIII–XTV вв. рост золотоордынских городов обеспечивался сильной ханской властью
Этому способствовало: рост городов, развитие ремёсел и торговли. В 1132 г. Киевская Русь распалась на полтора десятка княжеств. Появление в середине XI в. в южнорусских степях кочевников-половцев (кыпчаков), с которыми в течение двух веков Киевская Русь вела непрерывную борьбу, затруднило русскую торговлю с Византией на Русском море. Междоусобия удельных князей, а затем монголо-татарское нашествие в XIII в. окончательно отрезало Русь от южных морей. Так вторично было прервано мореплавание руссов на юге страны под натиском кочевников из восточных степей. В связи с этим, начиная с XI в. возросло значение для Руси мореходства на севере и в Варяжском (Балтийском) море. На северном конце торгового пути, на реке Волхов стоял один из десяти древнейших русских городов – Новгород Великий. Новгородские купцы не ограничивались торговлей в Балтийском и Северном морях. Они огибали Европу, через Гибралтар плыли в Средиземное море и доходили до Италии и Византии. Дания и Швеция всеми способами стремились вытеснить русских купцов с Балтийского моря. В 1134 г. новгородские купцы, прибывшие в Данию, были перебиты. В 1157 г. по приказу датского короля были захвачены торговые суда в Шлезвиге. В 1188 г. новгородцы подверглись нападению на острове Готланд.
Дальнейший отрывок Послания Симона к Поликарпу.P ТОДРЛ, т. 24. М.P Л., 1959, с. 93100. 172 Патерик издан по Арсениевской и Кассиановской редакциям: Патерик Киево-Печерского монастыря. СПб., 1911. По Кассиановской редакции он издан Д. Абрамовичем (Абрамович Д. Киево-Печерский патерик. Киев, 1930). Новое издание текста патерика с переводом см. в кн.: Памятники литературы древней Руси. XII век, с. 412623. 173 Пушкин А. С. Письмо к П. А. Плетневу.P Полн. собр. соч., т. 14. М.P Л., 1941, с. 163. 174 См. об этом подробнее в статье: Адрианова-Перетц В. П. Задачи изучения «агиографического стиля» Древней Руси.P ТОДРЛ, т. 20. М.P Л., 1964, с. 5169. 175 Недоумевая, что это за неведомый дотоле народ («зовут их Татары, а инии глаголять Таурмени, а друзии Печенези») нахлынул на Русь, автор летописной повести отождествляет монголо-татар с апокалипсическими племенами, о которых пророчествовалось в «Слове» Мефодия Патарского: «ко скончанию времяни [к концу мира] явитися им и попленять всю землю кроме Ефиопия» (см.: ПСРЛ, т. 1. М., 1962, с. 503). 176 Там же, с. 508. 177 Арабский историк Ибн аль-Асир, современник монголо-татарского нашествия, охарактеризовал войны монголо-татар как несчастье, равного которому история не знала
И дело тут не в количественных характеристиках – не в числе учеников Радонежского игумена, основавших новые обители на Руси, не в размерах благотворительности, которой всегда отличалась Троицкая обитель, не в материальном достатке, установившемся здесь по неложному обещанию Небесной Заступницы, не в красоте зданий и не в прочности монастырских стен. Дело совсем в другом. Преподобный Сергий явился воспитателем и великим собирателем народного духа. Время, в которое он жил, явилось переломной эпохой в жизни русского народа. Татарское нашествие середины XIII века принесло с собой не только бедствия внешние, не только разорение городов и сел, безвременную гибель и массовое рабство мирных жителей. Русские люди потеряли нравственную опору в жизни. Они с надеждой осматривались вокруг в ожидании освобождения, но освобождение не приходило. Многочисленные русские князья пресмыкались перед татарами и воевали друг с другом, продолжая прежнюю политику междоусобных распрей, приведшую Русское государство к порабощению монголами.
Ногайская Орда во 2-й половине XVI века // Сб. научных трудов. Мордовский пединститут. Саранск, 1949. Содержание Предисловие 2 Пролог 4 МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ НА РУСЬ 4 (2030-е гг. XIII в.) 4 Как татарские народы оказались на южных и восточных границах Руси? 4 I. ЗОЛОТАЯ ОРДА (УЛУС ДЖУЧИ) 7 Отношения между Золотой Ордой и государствами Северо-Восточной Руси (12381481 гг.) 7 1. Хронологическая таблица правления ханов Золотой Орды 9 (12361481 гг.) 9 2. Золотоордынские послы во Владимиро-Суздальской, 13 Московской и Тверской Руси с середины XII по конец XV в. 13 (12591474 гг.) 13 3. О приездах русских князей в Орду 14 4. Две сакмы Батыя 18 Два традиционных пути движения ордынских войск на Русь 18 из Заволжских столиц Золотой Орды (Сарая I и Сарая II) 18 5. Русско-ордынская граница 19 6. Столицы Золотой Орды 20 7. Особенности международно-правовых отношений Руси с Ордой 21 8. Сводный хронологический перечень ордынских вторжений на Русь 23 1380 г. Куликовская битва 30 1382 г. Нашествие Тохтамыша на Москву 33 1408 г
Содержание1. Система ордынского ига 2. Политические, экономические и культурные последствия ига 3. Борьба русского народа за освобождение Список литературы Система ордынского ига Монголо-татарское феодальное государство (в вост. источниках Улус Джучи), основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем (1208-1255), внуком Чингисхана в результате завоевательных походов монголов. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь от Иртыша до Дуная). Крайним юго-восточным пределом Золотой Орды был Южный Казахстан (ныне г.Джамбул), а крайним северо-восточным - г.Тюмень и Искер (близ совр. г.Тобольска) в Западной Сибири. С севера на юг Орда простиралась от среднего течения р.Камы до г.Дербента. Вся эта гигантская территория была достаточно однородна в ландшафтном отношении - в основном это была степь. Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости, установленной в результате монголо-татарского нашествия на Русь. Русские князья приезжали в ставку хана за ярлыком, подтверждающим их великокняжескую власть, иногда подолгу жили здесь, далеко не всегда по своей воле.
В глубь Европы орда Батыя двинулась ослабленной, утратив во многом свою наступательную мощь. Освободительная борьба русского и других народов нашей страны, развернувшаяся в тылу монгольских войск, вынудила Батыя отказаться от дальнейшего продвижения в глубь Западной Европы. Батыю понадобилось еще два десятилетия, чтобы завершить полное подчинение Руси. Растерзанная Русь избавила другие страны Европы от той участи, которая выпала на ее собственную долю. Страны Центральной и Восточной Европы были избавлены от многолетнего ига и получили возможность дальнейшего экономического и культурного развития. Список литературы Паленко И.И., Кобрин В.Б. Федоров А.В. История СССР с древнейших времен до 1861 г. М.: 1989. Заичкин И.А., Почитаев И.Н. Русская история: популярный очерк IX-середина XVIII века. М.: 1993 Греков Б.Д., Шахманов Ф.Ф. Мир истории русских земель в XII-XV веках. М.: 1986 Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь XIII век. М.: 1966
Изготовлен он был, без сомнения, во Франции в лиможских мастерских, чья продукция в свое время распространилась по всей средневековой Европе. Пропорции и общая иконография находки - XIII века. Новые археологические материалы постепенно изменяют общее представление о развитии киевского художественного ремесла XI-XIII веков. В Западной Европе сохранилось огромное количество произведений средневековой пластики и ювелирного искусства, происходящих из соборных и монастырских ризниц. Церковная утварь Киева того же периода практически утрачена. Только начиная с конца XIX века стали находить и изучать бронзовые кресты-энколпионы, каменные, бронзовые и керамические иконки. Они в своем большинстве представляют адаптированное воспроизведение византийских образцов. В начале XIII века расцвету местного ремесленного производства немало способствовали оказавшиеся здесь константинопольские мастера13. Перенесение на киевскую почву искусства византийской столицы открывало большие перспективы, но конец всем надеждам вскоре положило монголо-татарское нашествие. Список литературы 1.
Массовому разорению и уничтожению подверглись русские города. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и, в конечном счете, задерживало экономическое развитие. Монгольское завоевание консервировало политическую раздробленность. Оно ослабило связи между различными частями государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Вектор русской внешней политики, проходивший по линии «юг-север» (борьба с кочевой опасностью, устойчивые связи с Византией и через Балтику с Европой) кардинально переменил свою направленность на «запад-восток». Замедлились темпы культурного развития русских земель. Список использованной литературы 1. Греков Б.Д., Шахманов Ф.Ф. «Мир истории русских земель в XII-XV веках». М.: 1986г. 2. Каргалов В.В. «Монголо-татарское нашествие на Русь XIII век». М.: 1966г. 3. Ключевский В.О. «Курс русской истории». – М.: Мысль, 1987г. 4. Орлов А.С., Георгиев В.А. «История России». – М.: Проспект, 1997г. 5. Платонов С.Ф. «Курс лекций по русской истории». – М., 1993г.
Особенное развитие получила архитектура, в основном каменная. Великолепными памятниками того времени являются Золотые ворота во Владимире (узел обороны и торжественный въезд), Успенский собор (величественный, все вокруг покоряющий, как и держава Андрея). Так же в этом княжестве была широко распространена иконопись и летопись. Следует так же выделить Новгород и Псков - эти города избегли разорения во время нашествия. Надо также отметить то, что в Новгороде установился особый (феодальный) политический строй. Выбор высших должностных лиц, приглашения князей, важнейшие вопросы общественной жизни республики феодальной решало вече (народное собрание). Что же касается культурного развития, то наиболее широкое развитие получила письменность, деревянное зодчество (Кижи) и главная особенность - ювелирное дело. Таким образом, русские города, были богатыми не только предметами искусства, но что более важно для захватчиков, они представляли лакомый кусок для того, кто бы мог их захватить. Страшным историческим событием, которое повлияло на ход истории почти всех славянских народов, стало монголо-татарское нашествие XIII века. 2.Татарская неволя 2.1 Татары Рассмотрим историю образования государства у кочевников.
Так, незадолго до монголо-татарского нашествия, на рубеже ХII-ХIII вв. в Киеве был создан новый летописный свод, в котором отражались события, происходившие в Чернигове, Галиче, Владимиро-Суздальской Руси, Рязани и других русских городах. Видно, что автор свода имел в своем распоряжении летописи различных русских княжеств и использовал их. Хорошо знал летописец и европейскую историю. Он упомянул, например, III крестовый поход Фридриха Барбароссы. В различных русских городах, в том числе в Киеве, в Выдубицком монастыре, создавались целые библиотеки летописных сводов, которые становились источниками для новых исторических сочинений ХII-ХIII вв. Сохранение общерусской летописной традиции показал Владимиро-Суздальский летописный свод начала XIII в., охвативший историю страны от легендарного Кия до Всеволода Большое Гнездо. Литература Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы.
Ярославль находится недалеко от Москвы. Его не могли не затронуть крупные исторические катаклизмы. Здесь было оказано активное сопротивление и во времена монголо-татарского нашествия. Отсюда в "смутное время" в начале XVII века уходила дружина Минина и Пожарского спасать Москву. XVII век стал для Ярославля "золотым". Через него шли торговые пути из Западной Европы в Азию. Здесь останавливались шведские и немецкие купцы. Англичане имели здесь свое подворье и отправлялись отсюда на Восток за знаменитыми восточными тканями. Но со строительством в XVIII веке Санкт-Петербурга город потерял свой экономический статус. Сегодня Ярославль пытается восстановить свой утраченный авторитет. Он - самый экономически стабильный город этого региона. Список литературы
В русском интерьере печь становится необходимой принадлежностью каждого жилого покоя, занимает в неё большое пространство, входит одновременно в архитектуру помещения и, наравне со шкафами и буфетами, всю обстановку. При декоративном оформлении интерьера – печь, естественно, играет роль одного из главных декоративных компонентов.1. Белов В. И. Ук. соч. С. 49. Глава III. Из истории изразца. ''Русское изразцовое искусство – одна из замечательных отраслей народного творчества. Изразцовые декоры, выполненные из отдельных изразцов или многоизразцовых клейм и фризов, создавали яркие цветовые акценты на фасадах храмов и светских зданий, придавали им живописность, праздничность и нарядность''.1 Во второй четверти XIII века смерч монголо-татарского нашествия обрушился на русский край. Разрушенные княжества, ослабленные усобицами города сопротивлялись яростно, но были смяты полчищами Батыя. Русский народ оказался под тяжким ярмом. Борьба длилась столетия. В XIV – нач. XV века русская земля ещё лежала в развалинах: разрушены были храмы, сравнены с землей каменные палаты и стены крепостей, выжжены города и селения.
Однако печатная книга даже в XVII веке не вытеснила рукописную, ибо печатали в основном богослужебные книги, летописи же, повести, сказания и даже жития святых по-прежнему переписывали от руки. III. Архитектура. В данный период развивается русская архитектура. После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов конца XIII – 1-й половины XIV вв., которым обмазка фасадов придавала монолитный облик.
В последующем первоначальная редакция Повести использовалась русскими книжниками как основа для развития агиографии святого князя Александра Невского. Вообще Житие князя не раз привлекало внимание русских книжников. В XV веке его трижды перерабатывали, затем в XVI столетии, при митрополите Макарии, были созданы еще три версии Жития (две редакции в Великих Минеях Четьих и одна в Степенной книге). Кроме того, в XVI веке были составлены также проложная и светская версии Жития, возникали переделки и в XVII веке. Житие Михаила Черниговского Другим памятником русской агиографии, связанным с эпохой монголо-татарского нашествия является "Слово новосвятую мученику Михаила, князя русскаго, и Феодора воеводы, перваго во княжении его, сложено вкратце на похвалу святыма отцем Андреем". Вместе с тем это один из старейших памятников ростовской литературы. Сюжет произведения посвящен насильственной смерти князя Михаила Всеволодовича Черниговского в Орде в 1245 году. Самое раннее сообщение об этом событии содержится в летописном своде 1263 года, который составлялся в Ростове по инициативе дочери Михаила, княгини Марии (ум. 1271 г.). Исследователи полагают, что не без ее участия было составлено и краткое сказание об убиении Михаила Черниговского, или проложное житие.
Жития подвижников Церкви периода монголо-татарского нашествия. Авраамий Смоленский. Варлаам Хутынский Кириллин В. М. Житие Авраамия Смоленского В XIII столетии, в эпоху монголо-татарской зависимости, на Руси создавались и сочинения, которые никак не отражали новые и тяжкие обстоятельства жизни русского общества. К подобным произведениям относятся Жития подвижников Церкви, живших в предшествующее время, преподобных Авраамия Смоленского и Варлаама Хутынского. Жизнеописание Авраамия было создано в середине XIII века учеником подвижника, неким Ефремом. Оно бытовало на Руси в большом числе списков (правда, древнейшие относятся лишь к XVI веку) и нескольких редакциях. Первоначальная редакции переписывалась обычно под названием Житие и терпение преподобнаго отца нашего Авраамья. Ни о герое этого произведения, ни о его авторе ничего более неизвестно кроме того, что в нем самом о них сообщается. Сочинение Ефрема - типичный агиографический труд. Оно имеет вполне традиционную структуру: начинается с риторического вступления общего характера с самоуничижительными формулами, а завершается риторическим же послесловием с похвалой Авраамию.
С X века сюда всё чаще проникают славяне-вятичи, постепенно ставшие преобладающим населением. Известия XI в. рисуют вятичей обособленным племенем, отделенным от других восточнославянских племен глухими лесами. Наряду с сельским хозяйством все большее значение приобретает торговля. Этому способствовало исключительно выгодное положение местности, расположенной на пересечении торговых путей. Тяжелое разорение принесли этой земле княжеские усобицы и монголо-татарское нашествие. Однако жители разоренных деревень и городов возвращались на свои пепелища, вновь отстраивали дома, засеевали поля. В самом конце XIII в. на берега реки Москвы периехал из-под Киева боярин Нестер Рябец и перешел на службу к московскому князю. Его сын Родион Несторович за свои заслуги перед князем Ивангом Калитой был пожалован селом на реке Всходне в пятнадцати верстах от Москвы. Потомки Квашни не смогли удержать в своих руках родовое имение. В XVI в. село Тушино перешло во владение Троице-Сергиева монастыря. Монастырские старцы энергично взялись за заселение и хозяйственное освоение своей новой вотчины. В Тушине появляются двор монастырский да коровий двор, еще один монастырский двор - в деревне Наумовой близ Тушина. Ужев 1576 г. в селе и деревне насчитывалось 35 крестьянских и 9 бобыльских дворов.
Монголо-татарское нашествие и полное разорение Киева и киевских святынь в XIII веке, а затем и обособление Юго-Западной Руси от Северо-Восточной и разделение надвое единой прежде Киевской митрополии привели к тому, что большинство киево-печерских святых почитались лишь в пределах своей епархии. Только после подчинения Киевской митрополии Московской патриархии (1685 год) почитание киевских святых должно было распространиться и на Россию. Но официальное признание их со стороны церковных властей последовало только в 1762 году, когда был издан особый указ Священного Синода, которым дозволялось вносить киевских святых в общие (московские) месяцесловы и печатать службы им в минеях; этот указ был подтвержден затем еще дважды: в 1775 и 1784 годах(43). Какого-то особого культа преподобного Кукши в тех областях Центральной России, в которых предположительно развернулась его проповедь, так и не сложилось. Очевидно, этому помешало отсутствие каких-то зримых свидетельств его подвига - например, открытия мощей (что обычно становилось поводом к прославлению того или иного святого) или существующего монастыря, в котором могло бы удержаться устное предание о святом; неизвестны и какие-то местные названия, связанные с его именем.
![]() | 978 63 62 |