телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы

РАСПРОДАЖАБытовая техника -30% Товары для дачи, сада и огорода -30% Товары для животных -30%

все разделыраздел:Искусство, Культура, Литератураподраздел:Литература, Лингвистика

Повесть временных лет

найти похожие
найти еще

Ручка "Помада".
Шариковая ручка в виде тюбика помады. Расцветка корпуса в ассортименте, без возможности выбора!
25 руб
Раздел: Оригинальные ручки
Коврик для запекания, силиконовый "Пекарь".
Коврик "Пекарь", сделанный из силикона, поможет Вам готовить вкусную и красивую выпечку. Благодаря материалу коврика, выпечка не
202 руб
Раздел: Коврики силиконовые для выпечки
Крючки с поводками Mikado SSH Fudo "SB Chinu", №4BN, поводок 0,22 мм.
Качественные Японские крючки с лопаткой. Крючки с поводками – готовы к ловле. Высшего качества, исключительно острые японские крючки,
58 руб
Раздел: Размер от №1 до №10
Этот свод в том или ином виде читается в начале практически любого позднейшего летописного сборника (если в нем нет утрат). Наиболее ценными являются два его древнейших списка. Один содержится в так называемом Лаврентьевском летописном своде 1377 г. Здесь он продолжен описанием преимущественно севернорусских событий вплоть до 1305 г., связанных с историей Суздаля. Другой список "Повести временных лет" читается в так называемой Ипатьевской летописи, написанной в 20-х годах XV в. и содержащей описание южнорусских событий в Киевской и Галицко-Волынской Руси вплоть до 1292 г. Более древние своды, предшествовавшие "Повести временных лет", до нас не дошли. Этот памятник русского летописания привлекает внимание ученых начиная с XVIII века. Однако одним из главных вопросов был и остается сегодня вопрос о его литературной истории. Несмотря на существование большого числа исследований о русском летописании, только к XX веку историко-филологическая наука сумела предложить несколько серьезных концепций относительно генезиса "Повести временных лет". В связи с этим уместно назвать имена нескольких крупных отечественных ученых-медиевистов: академиков Алексея Александровича Шахматова, Василия Михайловича Истрина, Дмитрия Сергеевича Лихачева и Бориса Александровича Рыбакова. Все они предложили собственные концепции формирования начального летописания. Правда ни одна из них не может считаться абсолютно доказательной, приемлемой и закрывающей проблему. В качестве гипотезы каждая из них интересна. Но наиболее ценными в данном отношении следует считать все же труды А. А. Шахматова (Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908; Повесть временных лет. Пг., 1916), поскольку они послужили исходной основой для всех других построений и предоставили научно-методические принципы изучения древнерусской письменности вообще. Концепция Шахматова может быть сведена к четырем тезисам: 1) ПВЛ нельзя считать результатом работы одного только игумена Сильвестра, имя которого проставлено в заключающей ее Лаврентьевский список записи: он лишь переработал более ранний текст; 2) ПВЛ - многослойное литературное произведение, возникшее благодаря трудам нескольких поколений летописцев; 3) работа над ПВЛ началась еще в XI веке; 4) известная нам по Лаврентьевскому и Ипатьевскому спискам ПВЛ представляет собой свод дру-гих более ранних сводов XI-XII вв., которые не сохранились. Итак, Шахматов полагал, что сначала, еще в 1039 г., в Киеве, в связи с перенесением архипастырской кафедры во вновь отстроенный Софийский собор, был составлен "Древнейший Киевский свод". Изложение в нем было доведёно до 1037 г. и завершалось похвалой великому киевскому князю Ярославу Мудрому, в которой, в частности, были и слова о его покровительстве книжному и переводческому делу. Инициатором составления этого свода Шахматов считал митрополита-грека Феопемпта. На основе "Древнейшего Киевского свода, а также Новгородской летописи 1036 г., в 1050 г. был создан "Древний Нов-городский свод". Внешним поводом для этой работы явилось завершение строительства и освящение новгородского Софийского собора, а ее инициатором был новгородский епископ Лука Житята. В 1073 г. игумен Киево-Печерского монастыря преподобный Никон Великий составил "Первый Киево-Печерский свод", включив в него "Древнейший Киевский свод" 1039 г. с дополнениями и продолжив повествование рассказами о событиях начиная с кончины Ярослава Мудрого (1054). Около 1095 г. "Первый Киево-Печерский свод" был дополнен "Древним Новгородским сводом" и материалами, заимствованными из несохранившегося жития Антония Печерского, греческого Хронографа и т. д. В результате возник "Второй Киево-Печерский свод", или "Начальный свод".

Об этом был заключен договор и скреплён клятвой: греки целовали крест, а русские клялись по русскому закону - своим оружием и своими богами - Перуном и Волосом, скотьим богом. Летописец приводит и текст этого. И вслед за тем сообщает, что Олег велел Руси, то есть киевлянам, приготовить шёлковые паруса, а славянам, то есть новгородцам, - полотняные и, повесив в знак победы щит на вратах Царьграда, двинулся в обратный путь. В пути паруса новгородцев были изодраны ветром, и они, решив, что полотно не годится для их парусов, прибегли к своим старым холстинам. И пришёл Олег в Киев, неся с собой золото, шелка, фрукты, вина и всякие драгоценные ткани. И прозвали люди Олега вещим, так как были они язычники и невежды. Под 945 и 946 гг. в ПВЛ рассказывается о смерти Игоря и о том, как жена его Ольга отомстила виновникам смерти - древлянам за гибель своего мужа. В первом рассказе, являющемся отзвуком дружинного сказания, прежде всего, изображаются взаимоотношения князя и дружины. Дружина Игоря стала жаловаться ему на то, что дружинники одного из его воевод - Свенельда - снабжены оружием и одеждой, а они голы, и предложили князю пойти с ними за данью: "ты добудешь и мы". Послушался Игорь дружины, пошёл на древлян и, взяв с них дань, отпустил большую часть своих воинов, а с малой дружиной вновь отправился к древлянам, чтобы взять с них новую дань. Услышав о новом приходе Игоря, древляне порешили с князем своим Малом: "Повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, если не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит". Не послушался Игорь предупреждения древлян, и они убили Игоря и дружину его. После смерти Игоря древляне предлагают Ольге через своих послов выйти замуж за их князя Мала. Ольга притворно соглашается принять предложение древлян, на деле же затаивает месть против них. Сначала она умерщвляет древлянских послов, одних засыпав землёй в яме, других уморив в зажжённой бане, третьих перебив, после того как они опьянели. Четвёртая месть Ольги состояла в том, что, потребовав от осаждённых ею в Искоростене древлян по три голубя и по три воробья и пообещав после этого снять осаду, она велела привязать к птицам серу и затем выпустила их. Птицы, вернувшись в свои гнёзда, сожгли весь Искоростень, а бежавших из города древлян Ольга велела своим воинам частью перебить, частью взять в рабство, на остальных же наложила большую дань. Все четыре рассказа о мести Ольги написаны в живой форме художественного эпического повествования и обильно уснащены диалогической речью. В характеристике Святослава, сына Ольги, явно слышатся отзвуки эпического сказания, сложенного, несомненно, в дружинной среде: "Бе бо и сам храбр, и легко ходя, акы пардус, войны многы творяше; ходя же, воз по собе не вожаше, ни котьла, ни мяс варя, но, потонку изрезав конину, или зверину, или говядину, на углех испек, ядяше; ни шатра имеяше, но подклад (потник под седлом) постилаше, а седло в головах; тако же и прочии вои его вси бяху. И посылаше к странам, глаголя: "хощю на вы ити". В летописи Святослав выступает едва ли не как самый воинственный русский князь. Война - его обычная стихия.

Его авторитет в глазах летописца был весьма высок. Говоря об обители, он писал: "Мнози бо монастыри от цесарь и от бояр и от богатьства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлени слезами, пощеньем, молитвою, бденьем", потому и подвижники монастыря "сияют и по смерти, яко светила". Соответственно, в летописи истории этой обители уделено достаточно много места. Так, в статье 1051 г. содержится пространный рассказ об основании Киево-Печерского монастыря; в статье 1074 г. рассказывается о кончине игумена этого монастыря Феодосия, приводятся эпизоды подвижнической жизни в монастыре самого Феодосия и других иноков; в статье 1091 г. описывается перенесение мощей Феодосия и приводится похвала святому. Немало места в ПВЛ уделено и деятельности связанных с Киево-Печерским монастырем князей - прежде всего Ярославичей: Изяслава (1054-173), Святослава (1073-1078), Всеволода (1078-1098) и их сыновей. Нередко описания исторических событий в летописи сопровождаются публици-стическими размышлениями. Так, в статье 1068 г. в связи с половецким нашествием на Русь летописец рассуждает о причинах бедствий Русской земли и объясняет "нахождение иноплеменников" божественной карой за прегрешения. В статье 1071 г. читается рассказ о возглавленном волхвами восстании в Ростовской земле; летописец рассуждает при этом о кознях бесов и приводит еще два рассказа, тематически связанные с предыдущим: о новгородце, гадавшем у кудесника, и о появлении волхва в Новгороде. В 1093 г. русские князья потерпели поражение от половцев. Это событие явилось поводом для новых рассуждений летописца о том, почему Бог "наказывает Русскую землю", почему "плач по всем улицам упространися". Драматично описание страданий русских пленников, которые, будучи угоны на чужбину, бредут "печални, мучими, зимою оцепляеми (страдая от холода), в алчи, и в жажи, и в беде" и со слезами говорят друг другу: "Аз бех сего города", "Яз сея вси (села).". В статье 1097 г. мы находим подробную повесть о трагической судьбе Василька Теребовльского. Вероятно, она была написана специально для летописи и полностью включена в ее состав. Она отличается натурализмом и драматизмом описаний конкретных ситуаций и положений, а также психологизмом изображения характеров. После междоусобных войн, зачинщиком и непременным участником которых был Олег Святославич ("Слово о полку Игореве" именует его Олегом Гориславличем), князья собираются в 1097 г. в Любече на съезд. Здесь они решают жить в мире и дружбе, держать владения отца и не посягать на чужие уделы. Однако сразу же после съезда было свершено новое злодеяние: волынский князь Давид Игоревич убедил киевского князя Святополка Изяславича в том, что против них злоумышляет теребовльский князь Василько. Святополк и Давид заманивают Василька в Киев, пленяют его и выкалывают ему глаза. Сцена ослепления Василька воспроизведена в "Повести" с потрясающей силой. Схваченный и закованный по приказанию Святополка, ничего не подозревавший Василько был отвезен в Белгород, находившийся в десяти километрах от Киева. Там ввели его в обыкновенную избу. "И седящю ему, - рассказывает Василий, - узре Василко торчина остряща ножь, и разуме, яко хотят и слепити, възпи к Богу плачем великим и стенаньем.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Тайны мятеж-войны - Россия на рубеже столетий

Таким образом, история Руси к моменту образования древнерусского государства уже насчитывала по крайней мере пять столетий. Это подтверждается и другими письменными источниками. Существуют достоверные данные о руси на Черном море в конце VIII - начале IX века. Они содержатся в жизнеописаниях двух византийских святых - Стефана Сурожского и Григория Амастридского. Хронологически достоверные данные о росах относятся к 838 году, когда к императору Феофилу II прибыли послы от "народа Рос". Они просили императора содействовать возвращению посольства из Константинополя на родину через земли варваров и контролируемых хазарами племен Поднестровья, что свидетельствует о трудностях пути и северной локализации руси. О северном происхождении руси говорится в "Повести временных лет" главном письменном источнике нашей истории. Судя по "Повести..." формирование Древнерусского государства происходило в три этапа. Первый остался за пределами летописи, о нем известно лишь то, что где-то "за морем" существовало государство народа русь

скачать реферат Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира

В первой половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит величественный ансамбль каменных зданий. В «Повести временных лет» под 1037 годом об этом сказано так: « Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье; посемь святого Георгия манастырь и святыя Орины». Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней: « Церкви дивна и  славна всем округниим странам » Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные церемонии «посажения » на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями.

Карта "Периодическая система употребления".
Эта карта - не только остроумный, но и познавательный подарок. На внешний стирающийся скретч-слой карты нанесены названия и крепость
837 руб
Раздел: Прочее
Набор для уборки Vileda "Ультрамат Изи Вринг" (швабра с телескопической ручкой + ведро с педальным.
Набор "Ультрамат Изи Вринг" состоит из плоской швабры с телескопической ручкой и ведра с педальным отжимом. Подходит для всех
6499 руб
Раздел: Швабры и наборы
Альбом для коллекционирования наклеек "Чемпионат мира по футболу FIFA 2018", с наклейками.
Альбом "Чемпионат мира по футболу FIFA 2018" - это место для хранения 682 коллекционных наклеек. Формат альбом: 232х270 мм. В
2749 руб
Раздел: Канцтовары, хобби
 Большой энциклопедический словарь (Часть 2, ЛЕОНТЬЕВ - ЯЯТИ)

Редактировалась Сильвестром и др. Текст включает летописные своды 11 в. и другие источники. История Руси в Повести временных лет" связана со всемирной историей и историей славянства. Положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов. "ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОСЧАСТИИ" (17 в.) - русская лироэпическая, в стихах, о добром, склонном к "кроткому пьянству" молодце, неотвязно преследуемом Горем-Злосчастием - "двойником" его слабостей и недобрых мыслей, от которого он спасается уходом в монастырь. Судьба безымянного молодца определяется не только заветами рода, "домостроевскими" уставами и промыслом Божиим, но и личной свободной волей, что характерно для эпохи перестройки средневековой русской культуры в 17 в., как необычное для прежней литературы теплое сочувствие автора к падшему молодцу. Повесть полуфольклорная и полукнижная: в традициях народных песен о Горе и "покаянных стихов" (см. о них в ст. Духовные стихи). "ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОСЧАСТИИ" (17 в.) - русская лироэпическая, в стихах, о добром, склонном к "кроткому пьянству" молодце, неотвязно преследуемом Горем-Злосчастием - "двойником" его слабостей и недобрых мыслей, от которого он спасается уходом в монастырь

скачать реферат Ответы на экзаменационные вопросы по истории

В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы. "Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Вопрос №3: Принятие христианства на Руси, его историческое значение. При Владимире произошло одно из величайших событий в русской истории - Русь приняла христианство.=Среди киевских дружинников христиане были уже в середине 10 в. Византийские источники сообщают, что крещение русов происходило уже в 60-70 гг. 9 века. Ольга была христианкой, но её сын не только остался язычником, по некоторым источникам, был ярым противником христианства.=До принятия христианства, т.к. славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. В языческой вере было 6 основных богов. Богам молились и приносили жертву(даже человеческие).=Придя к власти, Владимир хотел укрепить языческую веру, но ему это не удалось. Заставить по- новому верить в старых богов было очень трудно, а в прежнем виде язычество уже не устраивало княжескую власть. Этим, наверное, и объясняется отказ Владимира от язычества и принятие христианства.=“Повесть временных лет” рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители третьих религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария).

 Очерки по истории еврейского народа

История еврейской -литературы. Пер.Петра Вейнберга и др. с примечениями А. Я. Гаркави, Спб 1890 31. Клаузнер, И. Л. Новоеврейская литература XIX века 1785-1899). Литературно-исторический очерк. Варшава, 1900 32. Ковалев, С. И., Кубланов, M. M. Находки в Иудейской пустыне. Изд. 2-ое, Москва, 1964 33. Когут,А. Знаменитые евреи, мужчины и женщины, в истории культуры человечества. Перев. с немецк. А. А. Френа, т. 1-2, Одесса, 1902-3 34. Коковцов, П. Новые материалы для характеристики Иехуды Хайюджа, Самуила Нагида и некоторых других представителей филологической науки в X, XI и XII вв. Петроград, 1916 35. Корш, В. О.Барух Спиноза. Восход, 1881 (январь, май июль, август) 36. Корш, В. О. Моисей Мендельсон (По поводу стопятидесятилетнего юбилея его рождения). Евр. Библ. VIII 1880, стр. 1-33 37. Лившиц, Г. M. Кумранские рукописи и их историческое значение. Минск, 1959 38. Марголин, M. M. Вавилон, Иерусалим и Александрия. Обзор культурной и религиозной жизни древнего мира. Петроград, 1923 39. Мещерский, H. А. Отрывок из книги "Иосиппон" в "Повести временных лет"

скачать реферат История древнего Пскова

Повесть временных лет- впервые упоминает его под 903 г. как уже ранее существовавший. Какие-либо сведения о начальной истории Пскова в письменных источниках отсутствуют. В одной из псковских летописей замечено: «А о Плескове- граде от летописания не обретается воспомянуто, от кого создан бысть. и которыми людьми.» В 903 году князь Игорь взял себе в жены Ольгу «родом из Пскова» - следовательно, тогда Псков уже существовал. Наши предки знали, где строить города, На прекрасной местности у широкой реки Великой, в месте впадения в нее реки Псков, возвышалась окруженная водой высокая известковая скала с крутыми обрывистыми краями. Вокруг шумели леса, где водилось множество всякого зверья и дичи, а в реках и озерах было множество рыбы. Река была и средством сообщения. Недалеко отсюда река Великая впадала в Псковское озеро, сливавшееся затем с Чудским. По рекам Эмбаху и Нарове озера сообщались с далекими морями и странами. На этой скале, у слияния рек Великой и Псковы, был построен Кремль, или как сами Псковичи его называли «Детинец». Город быстро рос и развивался.

скачать реферат Культура Киевской Руси

В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже). Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями. В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для "книжного учения". Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты, относящиеся к XI-XIIвв. Среди них - частная переписка, деловые хозяйственные документы, даже ученические записи. В Киеве при соборе Св. Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях. На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести. Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси - "Повесть временных лет" (ПВЛ) - возник в начале XIIв.

скачать реферат Культурология

Произведения древнерусской литературы – Повесть временных лет, Древнерусская книга, Псалтырь, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слово о законе и благодати”. Какие функции сосредотачивали в себе древнерусские монастыри – создание архивов, перевод книг, составление библиотек, переписывание книг. Так же монастыри давали образование, которое было не только религиозным. Основные направления культуры Киевской Руси – Важнейшим событием культурной жизни является Крещение Руси – принятие Русью христианства. Культурно-политические причины крещения Руси – Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа. Тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии.

скачать реферат Семейная русская обрядность

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД Наиболее ранние сведения о русской свадьбе содержатся в летописях, записках иностранцев, посещавших Россию, в дипломатических документах, гражданских и церковных источниках. Начало формирования общеславянской свадебной обрядности принято относить к VI-VII вв. н.э., т.е. к периоду, когда патриархальная семья с присущим ей многобрачием (полигамией) переходила к единобрачию (моногамии). Материалы летописей позволяют предположить, что в древности существовало несколько архаичных форм брака. Автор "Повести временных лет" (XII в.) писал, что поляне "брачные обычаи имяху: не хожаше по невесту, но приводяху вечер, а завтра приношаху по ней, что вдадуче". Иными словами, поляне пользовались формой "брака-приведения", сочетавшейся с элементами договоренности. У остальных племен брака не было и они, говорит летописец, “живяху в скотстве”. Вместе с тем известно, что у древлян, радимичей, вятичей и северян бытовало "умыкание" невест по предварительному сговору. Умыканию предшествовали игрища, пляски. Похищение невест обычно происходило "у воды на праздниках в честь богини "женитьвы", - Лады, которые начинались ранней весной, на Красную горку, и продолжались до середины лета - дня Ивана Купалы.

Набор мисок с крышками "Loraine", 6 предметов.
В наборе 3 миски с крышками. Материал: стекло. Крышка: полипропилен. Размер: 16 см, 18 см, 20,7 см. Объем: 370 мл, 650 мл, 1,0 л. Цвет:
923 руб
Раздел: Наборы
Мягкий пол универсальный, желтый, 60x60 см (4 детали).
4 детали - 1,5 кв.м. Размер кромки: от 1,5 см до 3 см. Толщина деталей около 9 мм. Пол идет в комплекте с кромками.
1080 руб
Раздел: Прочие
Карандаши акварельные, с кисточкой, 24 цвета.
Шестигранный корпус покрыт лаком на водной основе. Карандаши заточенные. Длина карандаша: 176 мм. Очень мягкие, не крошатся, цвета яркие,
349 руб
Раздел: Акварельные
скачать реферат Тематика и типы древнерусских книг

Нестор рассказывает о возникновении Руси, о ее историческом месте среди других государств мира. «Повесть временных лет» стала обязательной частью летописей всех княжеств во время феодальной раздробленности. После спада второй половины XIII в. летописание снова набирает силу в XIV в. Различные города (Тверь, Рязань, Новгород Великий) стремятся укрепиться в роли политического центра, но постепенно на первое место в области летописания выдвигается Москва. Первая летопись написана в Москве в 1378 г. Памятником письменности XIV в. является Лаврентьевская летопись, написанная монахом Лаврентием 1377 г. в Нижнем Новгороде по заказу суздальского и нижегородского великого князя Дмитрия Константиновича. Эта рукопись хранится сейчас в Российской Национальной библиотеке. Также памятниками летописания являются Ипатьевская летопись (XV в.), Радзивилловская летопись (XV в.). В конце XIV в. начинается складывание общерусского летописания. Общерусские летописи писались не только в Москве. Общерусскими являются следующие летописи: Лаврентьевская, Троицкая (доведена до 1408 г., сгорела в 1812 г.), Софийская I (доведена до 1418 г.), Новгородская IV (доведена до 1437 г.), Никаноровская (доведена до 1471 г.), Типографская (доведена до 1497 г.), Софийская II (доведена до 1518 г.), Львовская (доведена до 1533 г.) и др. Особо нужно сказать о Никоновской летописи, получившей свое название по одному из списков, принадлежащих патриарху Никону.

скачать реферат Былинные герои Илья Муромец и Добрыня Никитич и их исторические прототипы

Да они и сами к тому времени вполне ясно определили свое отношение друг к другу. Былина, которая нарочито ставит Илью над Добрыней , понадобилась для опровержения ходячего мнения , что Добрынина слава родилась раньше Илюшиной. Илья Муромец как богатырь, рожденный историей возвышения Ростово- Суздальской земли над прочими русскими землями, в своей эпической биографии также берет верх над остальными богатырями эпоса и , в первую очередь, над Добрыней, как главным героем эпоса IХ-ХI вв. В отличие от Ильи Муромца, Добрыня Никитич имеет вполне реального исторического «прототипа» – это знаменитый дядя князя Владимира Святославовича, посадник новгородский, а затем воевода Киевский Добрыня, рассказы о котором есть и в «Повести временных лет», и в других летописных источниках. Но существует и другая версия, согласно которой былинный Добрыня–собирательный образ, вобравший черты многих древнерусских Добрынь. Исследователь Ю.И.Смирнов отмечает, что летописи связывают, по крайней мере, семь Добрынь: -в сведениях по Х век упоминается несколько раз Добрыня, дядя Владимира I Святославовича ; -по ХI век – Добрыня Рагуилович , воевода Новгородский; -по ХII век – новгородский посадник Добрыня, киевский боярин Добрынка и суздальский боярин Добрыня Долгий; - по ХII - век Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович, епископ новгородский.

скачать реферат Русская культура 9-13 вв.

При Владимире Святославиче и Ярославе Мудром началось "учение книжное" детей "нарочитой чади", "старост и поповых детей", были созданы первые школы для девочек. Общественно-политическая мысль и литература Острая публицистичность древнерусской литературы позволяет рассматривать многие литературные произведения одновременно как памятники общественно --политической мысли. Ведущим жанром формирующейся русской литературы было летописание. Наиболее Значительным памятником в этом жанре является "Повесть временных лет", составленная около 1113 г. монахом Киево- Печерского монастыря Нестором. Главная задача сочинения сформулирована автором в первых строках летописи: "се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала, есть". В основу "Повести" легли летописные своды XI в., не дошедшие до нас, документы княжеских архивов, русско-византийские договоры X в., фрагменты византийских хроник. Древнейшее из известных нам произведений русской литературы - "Слово о законе и благодати", написанное будущим митрополитом Илларионом между 1037 и 1050 гг.

скачать реферат Памятники и памятные места Полоцка

История города Полоцка насчитывает более одиннадцати веков. Полоцк впервые упоминается в "Повести временных лет" в 862 году. Раннее возникновение и интенсивное развитие города связано с торговым путем, соединявшим Византию, Арабский Восток и Южную Русь с Северной Русью, По полоцким землям проходил одни из важнейших торговых путей древности - путь "из варяг в греки". Основой роста города было развитие ремесленного производства и торговли. Многочисленные материалы археологических раскопок свидетельствуют о существовании в городе самых разнообразных ремесел: кузнечного, кожевенного, косторезного, гончарного, ювелирного, деревообрабатывающего. Полоцк был значительным культурным центром, а в период феодальной раздробленности (XII-XIII века) - центром просвещения западных земель Руси. В нем велось летописание, при монастырях открывались небольшие школы. Знакомство населения города с письменностью подтверждают находки археологов, монументальные памятники эпиграфики XII века, так называемые Борисовы камни с историческими надписями, и другие свидетельства.

скачать реферат Культура средневековой Европы

Следует отметить, что историческая тематика занимает в древне- русской литературе доминирующее место. Уже в одном из первых до- шедших до нас историософском сочинении русского митрополита Илариона «Слове о Законе и Благодати», написанном между 1037 и 1051 годами, сделана удачная попытка осознать историческое место Древней Руси в контексте мировой христианской истории. В «Повести временных лет» эта тема получила своё дальнейшее развитие. Литература Киевской Руси в 1238 – 1240 гг. была богата самыми разнообразными по темам и жанрам произведениями. Период 11 – 13 веков очень плодовит в жанрообразовательном плане. Древняя Русь быстро усвоила жанровую систему, привнесённую переводной, преж- де всего, церковной литературой, и стала формировать свою собствен- ную. Конечно же, жанры церковной литературы занимали в древне- русской письменности этого периода ведущее место, однако заметно и значительное развитие жанров мирской литературы. В мирской литературе на протяжении многих столетий доминиро- вала историческая тематика, а среди жанров – историческая повесть, во многих своих разновидностях: воинской повести, историческом сказании, повести о княжеских преступлениях и других.

Велосипед трехколесный Moby Kids "Leader 360°. AIR Car", с разворотным сиденьем, цвет:.
Детский трёхколёсный велосипед премиум-класса "Leader 360° 12x10 AIR Car" от торговой марки Moby Kids. Эта модель
7324 руб
Раздел: Трехколесные
Батут.
Диаметр рамы: 183 см. Высота батута: 46 см. Каркас из 1,5 мм гальванизированной стали. Соединение прыжковой поверхности с рамой: 42
6627 руб
Раздел: Батуты, надувные центры
Копилка декоративная "Дружок", 12,5x10x12 см.
Копилка декоративная. Материал: полистоун. Размер: 12,5x10x12 см.
334 руб
Раздел: Копилки
скачать реферат Возникновение и развитие древнерусского государства в IX-XIIвв.

Министерство образования Российской Федерации Тема: Возникновение и развитие Древнерусского государства IX-XIIв. Выполнил: Петрищев А.О. Ученик средней школы 57 Города Рязани Руководитель: Аксёнова О.А. Учитель истории и обществознания Рязань 2002г. План: Содержание 1 Вступление 2 Хозяйство 3 Образование городов 4 Торговля 6 Социальный строй 7 Образование государства 9 Социально экономическое развитие 10 Список использованной литературы 15 ВСТУПЛЕНИЕ. Письменных исторических свидетельств об истории Древней Руси не сохранилось по причине отсутствия письменности. Основным источником исторических данных являлись летописи, дошедшие до нас с более поздних веков, записанные на основании былин и сказаний летописцами, а так – же данные археологических раскопок. Во времена становления Киевской Руси история передавалась при помощи устного творчества на основе былин и сказаний. Первым дошедшим до нас письменным документом является «Повесть временных лет», написанная летописцем-Нестором и основанная на былинах и преданиях.

скачать реферат Рабовладение у восточных славян VIII-Х вв.

Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва богу». О том же пишет Гардизи: «Есть у них знахари, власть которых распространяется и на их царей. И если знахарь возьмет мужчину или женщину, накинет им на шею веревку и повесит, пока те не погибнут и говорит "это указ царя", - то никто не говорит ему ни слова и не выражает недовольства». Ибн Русте и Гардизи не уточняют, кого знахари приносили в жертву: соплеменников или чужеземцев-пленников. Зато Лев Диакон, о свидетельстве которого уже шла речь, сообщает, как русы, совершая обряд похорон, закололи «по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин". В Повести временных лет под 983г. читаем: «Иде Володимер на ятвягы, и победи ятвягы, и взя землю их. И иде Киеву и творяше требу кумиром с людьми своими". Поход Владимира на ятвягов был, как видим, успешным. Несомненно, что он сопровождался захватом пленников часть которых по возвращении в Киев князь принес в жертву «кумирам». Так позволяет думать применяемый летописцем термин «треба», который в другом летописном тексте напрямую связан с человеческими жертвоприношениями: «И жряху им (кумирам - Я. Ф.), наричюще я богы, и привожаху сыны своя и дъщери, и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими».

скачать реферат Соседи восточных славян. Кочевники и Византия

Хазары – кочевое племя тюркского происхождения; но оно не было похоже на предшествовавшие ему и следовавшие за ним азиатские орды, преемственно господствовавшие в южно-русских степях. Часть восточнославянских племён оказались в зависимости от государства хазар – Хазарского каганата, чей центр сначала размещался на Северном Кавказе, а позднее переместился в устье Волги, где располагалась хазарская столица Итиль. Но хазарское нашествие затронуло славянские земли лишь краем. Вскоре между землями восточных славян и хазарами установились соседские отношения. Через Хазарию шла славянская торговля с Востоком. Мирные отношения перемежались военными конфликтами: славяне стремились освободить свои юго-восточные территории, левобережье Днепра от хазарского владычества. Союзы племён. К тому времени, когда имя Русь стало применяться к восточным славянам, т.е. к VIII в., их жизнь претерпела существенные изменения. В «Повести временных лет» отмечается, что на кануне объединения большинства восточных племён под властью Киева здесь существовало по меньшей мере 15 крупных племенных союзов.

скачать реферат Культура Византии. Крещение Руси

Распространение христианства в княжеской и дружинной среде (в то время они в известной степени совпадали) происходило быстрее. Постепенно создавались предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Этим предпосылкам суждено было сбыться во времена правления св. Князя Владимира - Красное Солнышко. В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. «И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (под 980 год). Владимир вызвал в Киев мусульман, иудеев, римских христиан, византийских христиан и, выслушав аргументы каждого в защиту своей веры, остановился на византийском православии - эта каноническая версия основывается на одном-единственном источнике: так называемой «Повести временных лет».

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.