![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Судьба поколения в лирике А. Ахматовой | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Из "Прозы о Поэме": "Такой судьбы не было ни у одного поколения, а может быть, не было и такого поколения..." Судьба поколению была обещана событиями Русско-японской войны. Непосредственно участвовали в этой войне старшие брат и сестра Гаршина -- Михаил и Вера Гаршины. {79} Из поэмы "Путем всея земли": Черемуха мимо Прокралась, как сон, И кто-то "Цусима!" Сказал в телефон. Ахматова называла Цусиму "первым ужасом" своего поколения. {80} Определила судьбу поколения Первая мировая: Окопы, окопы, - Заблудишься тут! От старой Европы Остался лоскут, Где в облаке дыма Горят города... Юность Гаршина, выпавшая на годы Первой мировой и Гражданской войны, -исторический комментарий к этим строкам поэмы "Путем всея земли".{81} Есть основания полагать, что тогда на военных дорогах судьба столкнула Гаршина с М.Булгаковым и М.Волошиным.{82} Гаршина упоминает в своем письме от 13 сентября 1914 г. Блок.{83} К Гаршину обращены и написанные в 1942 г. в Ташкенте два стихотворения Ахматовой о Второй мировой, которые она первоначально предполагала включить в один цикл {84}: Глаз не свожу с горизонта, Где мятели пляшут чардаш
Танцевально-пластическая партитура синтезировала классический танец с нар. танцами и обрядами башкир. Большой удачей спектакля явились обращение к хореогр. симфонизму в сцен. действии и воплощение классически завершенного образа Журавля - тотемной птицы древних башкир, худ. символа свободолюбия и патриотизма народа. Тема Б. "Журавлиная песнь", его муз. и хореогр. воплощение вдохновили на создание балетных спектаклей "Зюгра" ("Зэhрэ", 1947; музыка Н.Г.Жиганова, либретто и хореография Гаскарова, сценография Арсланова) и "Горная быль" ("Карт таузар хикэйэте", 1951; комп. А.С.Ключарев, либреттист и художник те же, хореография Войтович и Сафиуллина). Событиям Крестьянской войны 1773-75 гг. и подвигу Салавата Юлаева был посвящен балет "Горный орел" ("Урал бэркэтэ", 1959; либретто и музыка Х.Ф.Ахметова и Н.Г.Сабитова, хореография К.Д.Карпинской, декорации Арсланова). Глубокую психологическую драму о судьбах поколений, разъединенных классовой борьбой, представлял балет "Гюльназира" ("Гэлнэзирэ"), воссоздавший ист. и нравственные перипетии гражданской войны в Башкирии (1963; комп. Сабитов, балетм. С.В.Дречин, худ. В.И.Плекунов). Соц. и нравственные коллизии старой баш. деревни нашли воплощение в балете "Черноликие", созданном по мотивам одноим. повести М.Гафури ("Кара йэззэр", 1965; композиторы Х.Ш.Заимов и А.Г.Чугаев, балетм. Х.Ф.Мустаев, худ. Арсланов). Хореография произв. опиралась на т.наз. действенный танец, включающий сквозные пластические линии и формы, почерпнутые преим. из языка нар.-характерного танца. Трагедия "черноликих" находила свое выражение в контрасте лирики и гротеска.
В-седьмых, "четвертая власть" превратилась в "пятую колонну" и с этим нужно считаться… Реплика (программист, 30 лет): — Ну, этим тоже электричество нужно. Это колонна зомби, не бойтесь! Придется перекодировать их обратно: "Кризис на марше — не будет атома — рухнет цивилизация!" Семинар 4 ФИЗИКИ И ЛИРИКИ Акторами международной политики являются государства. Они определяют позиции и достижения стран в мировых войнах или мировых "раскладах", что тоже войны, но только экономические. Акторами жизни общества являются люди. И чем больше среди них Людей, тем более выразительной является судьба поколения. Выделяют серые поколения. Бывает, что среди однокашников по всей стране, ну не светят звезды… Вровень все. Никакие. Харизматическим лидерам из любого поколения трудно жить, их обходят слава и богатство, или и то и другое является не вовремя, на них валятся все шишки за то развитие, которое они принесли в мир. Развиваться никто не хочет. Особенно даром. Если харизматических лидеров много, то они себя такими не именуют, а создают домены, организуют информационно обогащенные среды и пропускают сквозь них большую часть молодежи — тогда общество развивается
Возле тюрем своих Ленинград. И тогда, обезумев от муки, Шли уже осужденных полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки, Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных «марусь».Да, лучше не скажешь, лучше сравнений и метафор не выдумаешь. Читая о несчастной судьбе женщины, у которой «муж в могиле, сын в тюрьме», столь типичной в «страшные годы ежовщины», веришь, что, действительно, «перед этим горем гнутся горы.». От грудной, напевной лирики Ахматовой перехожу к чеканному стиху Твардовского. . Когда кремлевскими стенами Живой от жизни огражден.Нет, это из поэмы «За далью - даль». А в журнале другая вещь- «По праву памяти». Хочется цитировать без конца, так трудно что-то выбрать. Вот это. О репрессиях. . И званье «сын врага народа» Уже при них вошло в права. И за одной чертой закона уже равняла всех судьба: Сын кулака иль сын наркома; Сын командира иль попа. . И все, казалось, не хватало Стране клейменых сыновей. Или вот еще о том, как детей заставляли отрекаться от родителей.
Но и "неверный звук", извлеченный из лиры в минуту слабости, выдает общий закон: в лирике Ахматовой нет срединных координат: исторических, социальных, геополитических. Есть потрясающее ощущение конкретной судьбы, психологического "жеста". И есть гениально чуемая "запредельность". В какой-то момент душа пытается опереться на "азиатский камень". Ташкентская эвакуация дает эту возможность. "Ты, Азия, родина родин!" "На этой древней сухой земле я снова дома" "Рысьи глаза твои, Азия, что-то высмотрели во мне". "Что-то" из прапамяти, из татарской бабкиной родословной? Нет. Не связалось. Не восстановился Дом. Азиатских стихов, по позднейшему свидетельству Л.Чуковской, Ахматова не любила. С азиатским эпизодом рассчиталась пятнадцать лет спустя, написав четыре строки. "Имя": PPPPPPPPPPPPPPPPPPPPPPP Татарское, дремучее PPPPPPPPPPPPPPPPPPPPPPP Пришло из никуда, PPPPPPPPPPPPPPPPPPPPPPP К любой беде липучее, PPPPPPPPPPPPPPPPPPPPPPP Само оно беда. Нет, не складывается евразийский мотив. Но вот провиденциальность судеб: сын, тот самый "мальчик", которому петы колыбельные песни в 1915-м и ношены тюремные передачи в 1938-м,P возвращается с каторги евразийцем: великий историк Лев Гумилев, автор "Древней Руси и Великой Степи", находит России уникальное место в координатах Востока и Запада
Часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. Вскоре вернулась в Москву, в июне 1944 - в Ленинград. В 1964 году побывала в Риме и на Силиции. Весной 1965 года поехала на родину Шекспира, увидела британское небо и Атлантику, ещё раз посетила Париж. В Италии ей вручили международную премию "Этна - Таормина" - "за 50- летие поэтической деятельности и в связи с недавним изданием в Италии сборника стихов", в Англии же присудили степень почётного доктора Оксфордского университета. 3. Художественный мир поэта. После смерти Блока музе Ахматовой пришлось вдоветь, ибо в её литературной судьбе Блок сыграл колоссальную роль. С ним связан почти весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой. Именно от образов Блока во многом идёт герой ахматовской лирики. И если я умру, то кто же Мои стихи напишет вам, Кто стать звенящими поможет Ещё не сказанным словам. (!)Лирическая героиня - сложна и многолика, не окружена бытом и сиюминутными тревогами, НО - бытийная, вечная женщина. Она не совпадает с личностью автора, она - лишь своеобразная МАСКА, представляющая собой ту или иную грань женской судьбы. По выражению А. Колонтай, Ахматова дала "целую книгу женской души". (!)Ахматова - революционный поэт.
До Анны Ахматовой история знала много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Возникает вопрос: «Что же значит любовь для женщины?». Ответить на этот вопрос поможет образ лирической героини. Ахматова впервые в русской литературе явила в своем творчестве универсальный лирический характер женщины. Ее героиня – не окруженная бытом и сиюминутными тревогами, но бытийная, вечная женщина. Героиня не совпадает с личностью автора, она лишь своеобразная маска, представляющая ту или иную грань женской души и судьбы. Трагизм ахматовской героини углубляется постоянным мотивом непонимания, неприятия лирическим адресатом-мужчиной женщины-поэта: Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине – нелепость. Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость! Лирика Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») – почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционно вечной, многократно и до конца разыгранной теме. Новизна любовной лирики А.
Тема памяти в поэзии А.Ахматовой и А.Галича Ничипоров И. Б. Значительное место в русле целостного трагедийного осмысления истории и современности, составившего содержательный центр песенной поэзии А.Галича, занимают культурфилософские художественные рефлексии поэта, обращенные к самым различным творческим судьбам, образным мирам и эпохам. Творческая индивидуальность и жизненный путь А.Ахматовой не раз становились предметом изображения в стихах-песнях Галича. Во многом ориентируясь на опыт автора "Венка мертвым", Галич создал в цикле "Литераторские мостки" своеобразный "мартиролог" русских поэтов и писателей ХХ в. Художественная категория памяти в наследии двух поэтов многогранна: от индивидуально-личностного плана до памяти бытийного и историко-культурного значения. Тема памяти весома уже в ранней интимной лирике Ахматовой 1910-х гг. В стихотворении "В последний раз мы встретились тогда " (1914) в пунктире припоминания, психологическом параллелизме проступают кульминационные моменты лирического переживания: "Как я запомнила высокий царский дом // И Петропавловскую крепость ".
Начиная с середины 1920-х годов Ахматова много занимается архитектурой старого Петербурга, изучением жизни и творчества А. С. Пушкина, что отвечало ее художественным устремлениям к классической ясности и гармоничности поэтического стиля, а также было связано с осмыслением проблемы "поэт и власть". В Ахматовой, несмотря на жестокость времени, неистребимо жил дух высокой классики, определяя и ее творческую манеру, и стиль жизненного поведения. В трагические 1930 — 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со "стомилльонным народом": "Мы ни единого удара не отклонили от себя". Произведения Ахматовой этого периода — поэма "Реквием" (1935? в СССР опубликована в 1987 г.), стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории. Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия Ахматовой считал "ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в которой все значительно и общезначимо". "Отсюда, — замечал критик, — выход в историю, в жизнь народа, отсюда — особого рода мужество, связанное с ощущением избранничества, миссии, великого, важного дела." Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе.
Связь эта осмысляется поэтом как связь трагическая — связь смерти и страдания, требующая «бесслезной стойкости». Эпиграф, взятый из стихотворения 1922 года, подчеркивает постоянство темы Родины в лирике поэта. Образ Родины связан с темой земли. Образ земли в поэзии Ахматовой характеризуется святостью и чистотой. Он — один из ключевых в поэзии Ахматовой. Тема Родины в лирике Ахматовой, однако, не статична, ее развитие отражает эволюцию творчества поэта. Истоки ее — в стихотворении «Ты знаешь — я томлюсь в неволе.», созданном в 1913 году на основе впечатлений от Слепнева: Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба и тоска. Образ России усложняется и получает дальнейшее развитие в стихотворении «Плотно сомкнуты губы сухие.» (мотив страдания и нищеты, народной судьбы и пламенной веры). В годы первой мировой войны появляется беспримерное по жертвенности любви к родной земле стихотворение «Молитва» (1915), выражающее высшую степень самоотречения: Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.
Однако и здесь Бродский стоит особняком. По собственному признанию, Пастернака он не «понимал» до 24 лет, до той же поры не читал Мандельштама, почти не знал (до личного знакомства) лирики Ахматовой. Безусловной ценностью обладало для Бродского – с первых самостоятельных шагов в литературе и до конца жизненного пути – творчество М.Цветаевой. Бродский больше отождествляет себя с поэтами начала 19 в. В Стансах городу (1962) соотносит свою судьбу с судьбой Лермонтова. Но и здесь сказывается характерная черта поэта: боязнь быть на какого-то похожим, растворить свою индивидуальность в чужих смыслах. Бродский демонстративно предпочитает лирику Е.Баратынского, К.Батюшкова и П.Вяземского пушкинским традициям. В поэме 1961 Шествие пушкинские мотивы поданы сознательно отчужденно, отстраненно, и помещенные автором в чужеродный контекст, они начинают звучать откровенно иронично. Творческие предпочтения Бродского были обусловлены не только желанием избегать банальности. Аристократичная уравновешенность «просветленной» пушкинской музы была менее близка Бродскому, чем традиция русской философской поэзии.
Свои произведения он посвящает крестьянской Руси, великолепна его пейзажная лирика (сборники «Радуница», «Сельский часослов»). Привлекала внимание поэта и современная ему социальная реальность (поэмы «Баллада о двадцати шести», «Анна Снегина»). Замечательным, поистине мировым явлением в культуре стала Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия – Горенко, 1889–1966). В лирике Ахматовой нашел воплощение образ женщины, предстающий во всем многообразии женской судьбы: любовь, страдание непонятого чувства, жертвенный путь поэта (сборники «Вечер» 1912 г., «Четки» 1914 г.). Произведениям Ахматовой свойственен глубокий психологизм, ее поэтический язык тяготеет к классическому стилю. Не случайно увлечение Ахматовой творчеством А. С. Пушкина. Сильна в поэзии Ахматовой и тема судьбы России, трагедия которой воспринималась поэтессой как личная боль, как трагедия ее собственной судьбы («Реквием» 1940 г.). Большое значение для развития русской литературы ХХ в. сыграло поэтическое творчество В. Я. Брюсова, Э. Г. Багрицкого, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака, Д. Бедного, «крестьянских» поэтов, ярчайшим представителем которых был друг Есенина Н. А. Клюев. Особую страницу в истории отечественной литературы составляет творчество поэтов и писателей, не принявших революцию и вынужденных покинуть страну.
Ярким символом одиночества в стихотворении является воздушный корабль: Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах. Картина моря и одинокого среди бескрайних морских просторов судна предстает и в стихотворении «Парус»: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!. В таких стихотворениях, как «Утес», «На севере диком.», «Листок», ведущим мотивом является трагедия одиночества, которая выражается или в неразделенной любви, или в непрочности человеческих связей. Тема одиночества представлена в лирике Лермонтова широко и многогранно. Он осмыслил эту тему как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворенность самим собой, судьбой, политической обстановкой, обществом, но в его поэзии нет равнодушия к жизни, нет полной безнадежности. 4. Политическая и гражданская лирика. Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его характер и творчество. По стихам поэта можно проследить судьбу поколения.
Белинский говорил, что лирика Лермонтова перенаполнена глубокими его чувствами и составляет силу множества его вещей. В память о рано угасшей матери он написал своего «Ангела» Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез. И звук его песни в душе молодой Остался без слов, но живой Лермонтов любил жизнь страстно, вдохновленный мыслями о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу. Чем старше он становился, тем все чаще соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбою целого поколения, все чаще «объектировал» современную ему жизнь. Мир романтической лирики уступад место реальной лирике. Все чаще в лирику Лермонтова вторгались повседневная жизнь и конкретное время: глубокие идейные интересы и мертвящие застои общественной жизни. И все, что создано за тринадцать лет творчества, - это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках «Люблю Отчизну я » или в стихотворном рассказе «Мцыри», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но говорится о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его жизни. II. Любовь в лирике Лермонтова.
До Анны Ахматовой история знала много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Возникает вопрос: «Что же значит любовь для женщины?». Ответить на этот вопрос поможет образ лирической героини. Ахматова впервые в русской литературе явила в своем творчестве универсальный лирический характер женщины. Ее героиня – не окруженная бытом и сиюминутными тревогами, но бытийная, вечная женщина. Героиня не совпадает с личностью автора, она лишь своеобразная маска, представляющая ту или иную грань женской души и судьбы. Трагизм ахматовской героини углубляется постоянным мотивом непонимания, неприятия лирическим адресатом-мужчиной женщины-поэта: Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине – нелепость. Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость! Лирика Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») – почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционно вечной, многократно и до конца разыгранной теме. Новизна любовной лирики А.
Московский государственный институт электроники и математики (Технический университет) Кафедра культурологии Научная студенческая конференция «Русская культура на рубеже веков и тысячелетий» тема: Сегодня студенты, завтра – интеллектуальный потенциал нации – какой? (Взгляд самой молодёжи). Выполнил: студент гр. Р-41 Сёмин Василий Москва, 2001Россия только что переступила рубеж двух тысячелетий. Что значит для россиян новый век? С чем мы в него вошли? Какой будет наша страна в третьем тысячелетии: великой державой или страной третьего мира? Пожалуй, на эти вопросы смогут ответить те, в чьих руках находится будущее страны. Нет, оно находится не в руках сегодняшних политиков, несмотря на то, что они за свой век ещё успеют нас удивить. Будущее России в руках тех, кто сейчас учится в ВУЗах, пока не теряя надежду на то, что их знания и диплом будут востребованы и должным образом оплачены. Так что же из себя представляют сегодняшние студенты – те, в чьих руках судьба поколения? Хочется отметить, что культура молодёжи сильно изменилась с тех пор, как распался Советский Союз.
Горький); Весёлый и жизнерадостный, Радик был вообще любимцем (А. Фадеев); Охваченный каким – то не ясным предчувствием, Карчагин быстро оделся и вышел из дому (Н. Островский); Взьерошенный, немытый, Нежданов имел вид дикий и странный (И. С. Тургенев); Утомлённые маминой чистоплотностью, ребята приучались хитрить (В. Панова); Широкая, свободная, аллея вдаль влечёт (В. Я. Брюсов); Высокая, Лёля и в стёганных одеждах была излишне худой (Качетов); Всегда уравновешенный и терпеливый, капитан Чумашенко становился беспощадным, когда узнавал, что какая – то рота понесла напрасные потери (Гончар); Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой (А. Т. Твардовский). 7. Всегда обособляются согласованные определения, отделенные от определяемого существительного другими членами предложения или относящиеся к пропущенному члену неполного предложения, например: Митя надел фуражку с кокардой и, торжествующий, радостный, выбежал на улицу (А. П. Чехов); Долгую песню, льстивая, о славе поёт судьба (А. А. Ахматова); И вот, громадный, горблюсь в окне (В. В. Маяковский); Мне навстречу, чистые и ясные, словно омытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун (И. С. Тургенев); Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате (А. П. Чехов); Стрелы, пущенные в него, упали, жалкие, обратно на землю (М.
«Великая земная любовь» в лирике Ахматовой Первые стихи Анны Ахматовой появились в 1911 году в журнале “Аполлон”, а уже в следующем году вышел ее поэтический сборник “Вечер”. Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Таким образом, на рубеже XIX и XX столетий в России возникла “женская” поэзия — поэзия Анны Ахматовой. Лирика Ахматовой первых ее книг (“Вечер”, “Четки”, “Белая стая”) — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в “романности” ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у ворот (стихотворение “Сжала руки под темной вуалью.”), напечатанный в первый же год литературной известности Ахматовой, и другие ахматовские миниатюры. В кратком событии, одном жесте, взгляде Анна Ахматова передает историю десяти лет жизни: Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся — И загадочных, древних ликов На меня посмотрели очи„.
![]() | 978 63 62 |