![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Перед всякими «дворовыми командами» наша властная аристократия этическими нормами себя не связывает. Так что будем говорить о политике. Нарушая политические нормы, власть выхолащивает политический процесс, лишает его смысла. И не об интриге тут идет речь, не о спектакле, а о том, что власть, подавив политическую мысль, подавляет «искусство возможного» — умение через диалог и компромиссы найти неразрушительный способ разрешения общественных противоречий. Если такого искусства нет, остаются или способы «топорные», или противоречия вообще не разрешаются, а только загоняются вглубь. Рано или поздно они прорываются уже в виде катастрофы — а если прорваться не могут, страна хиреет и угасает. Нынешняя выборная кампания и стала шедевром технологий по выхолащиванию политического процесса. При этом «технологи» так переборщили, что власть всерьез опасалась массовой неявки граждан на выборы. Это примечательная ошибка. Власть не поняла настроения людей, а значит, она не поняла и смысла массового голосования за В.В.Путина. Это тоже плохой признак
Структура и субъекты политического процесса в современной России. 1. Понятие политического процесса Словосочетание «политический процесс» часто используется не только исследователями, употребляется оно и в СМИ, и в обыденной речи. В России под политическим процессом часто понимают череду событий политической жизни, связанную с применением властями судебного и карательного аппарата. Это связано с тем, что в обыденном сознании это словосочетание долгое время ассоциировалось со сталинскими политическими процессами, с показательными судами над диссидентами, с репрессиями в гитлеровской Германии и т.п. При описании подобных явлений политологи также пользуются данным выражением, однако в политической науке слова политический процесс используют, прежде всего, для обозначения одной из базовых категорий политического анализа, более сложной по содержанию и смыслу. Политическая действительность образуется деятельностью людей, групп или институтов (иными словами — субъектов или субъектов), связанной с реализацией властных интересов и целедостижением.
Однако до 1980-х понятие политического риска оставалось на периферии прикладной политологии. И только в 1980-е гг. начинает уделяться повышенное внимание разработке методики определения политического риска. Большинство исследователей относят к рискам явления, вызывающие негативные последствия в социальной, хозяйственной и т. п. сферах жизнедеятельности. Исследование политического риска связано со сложностью и неоднозначностью определения содержания категории «политический риск». Значительная часть политологов связывают сущность понятия политического риска с возможностью ущерба для бизнеса, связанного с принятием решений политической системой и теми изменениями окружающей среды, которые обусловлены политическими процессами. Определение политического риска позволяет оценить воздействие неблагоприятных (прежде всего политических) факторов на достижение социальных и экономических целей. «Политический риск проистекает из действий органов государственной власти, которые препятствуют проведению деловых операций, изменяют условия соглашений или ведут к частичной или полной конфискации собственности иностранных кампаний.» В. Вестон, Б
С точки зрения системных качеств организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия, и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан. Целесообразно выделять основные этапы формирования и развития политического процесса. Его началом можно рассматривать этап выработки и представления политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения. Далее выделяется этап принятия политических решений, в которых и концентрируется межгрупповая, государственная и коллективная политическая воля. Третий этап политического процесса – реализация политических решений, воплощения волевых устремлений институтов власти, различных субъектов политики. С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделять стабильные и нестабильные политические процессы.
Преодолеть это состояние обреченности мы сможем только через политическую идею единства российской нации, включая русскую диаспору, не утратившую связи с Россией. Национальная скромность не украшает Современный мир, процессы глобализации ставят перед российской нацией задачи сохранения своей идентичности, которая может оказаться под угрозой растворения в "общечеловеческом". И здесь особенную роль могут сыграть средства информации, которые должны вернуться к своим естественным функциям - просвещению, информированию, утверждению национальных ценностей и традиций. Из механизма разложения национального самосознания СМИ должны превратиться в инструмент его укрепления. Это та сфера, в которой государство и общество должны усилить свое присутствие. Но есть и иные сферы, где избыточное присутствие государства может идти только во вред стране. Это, прежде всего, контроль над мелким и средним предпринимательством. Чем мельче предприятие, тем меньше его деятельность должна регламентироваться со стороны государства. Но когда мощь предприятия или корпоративной группы выходит на федеральный или международный уровень, внимание государства должно возрастать
Результатом политической социализации является определенная структура личности, политические ценности которой являются устойчивыми элементами, трансформируясь в убеждения к установки. В человеке изначально не заложены ни консервативные, ни демократические, ни либеральные, ни анархистские взгляды. Они формируются на протяжении длительного процесса под воздействием рассмотренных выше факторов. При этом определяющую роль играет непосредственный жизненный и политический опыт гражданина, который позволяет ему сопоставить предлагаемые различными посредниками и агентами политические теории и концепции с соответствующими жизненными реалиями. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую бы значительную роль ни играли социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяются содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.
ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА. Человек как субъект и объект политики. Теории личности и особенности интерпретации политического поведения. Социально-психологические детерминанты поведения. Типология политического поведения. В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение. Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач.
Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение. Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех возможностей человека, для его творческого самовыражения, что составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие. Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия деятельному аппарату управления, отделений функций управления от общества.
Формирование системы однопартийной печати и жесткое ограничение свободы слова - таков был важнейший итог для журналистики и СМИ победы Октябрьской революции. Идеологический партийный диктат во всех сферах жизни, в том числе и в журналистике, борьба с инакомыслием, в том числе и физическая, закрытие всех оппозиционных и частных изданий, монополизация права издания СМИ, использование СМИ и информации как инструмента политического воздействия на людей - вот главные черты советской журналистики первых лет советской власти и последующих 70 лет существования СССР. Но это произошло не сразу. Потребовалось несколько лет. Накануне 25 октября 1917 г. в стране выходили газеты различных буржуазных и социалистических партий. Например, 52 меньшевистских, 31 эсеровская, 6 анархистских. Большинство из них отнеслись негативно к свершившейся пролетарской революции. И уже на следующий день после победы вооруженного восстания 10 самых крупных буржуазных газет были закрыты: “Речь”, “Новое время”, “Русское слово”, “Русская воля”, “Биржевые ведомости”, “Копейка” и другие.
Политические ценности возникают и функционируют в сознании человека, социальной группы как продукты духовной жизнедеятельности в виде соответствующих идей, целей, норм. Наличие так называемой «преференциальной детерминации» способствует тому, что каждая политическая ценность как бы вступает в многочисленные контакты и в силу этого обстоятельства подвергается «расщеплению» на два элемента – абстрактный и конкретный, которые на следующем этапе начинают производить соответствующие ценностные потребности субъектов. Система предпочтений как совокупность элементов группового сознания и как основа формирования политических ценностей является, таким образом, существенным фактором, определяющим условия инициирования, детерминации всего политического процесса. Каждый политический процесс имеет свои предпочтения и тем самым находит свою ценностную нишу, которая становится важной составляющей во взаимодействии с подобными себе. Политические ценности и могут быть выявлены с помощью этого субъектного критерия, включающего предпочтения, которыми могут обладать социальные общности как организованные целостности.
Остановимся на характеристике таких неполитических по своей природе социальных институтов, как средства массовой информации и церковь, занимающих довольно специфическое место в политической системе. Средства массой информации (СМИ) - это сложный институт, который состоит из множества органов и элементов, предназначенных для информирования населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всём мире событиях и явлениях. СМИ - иногда называют “четвёртой властью”, подразумевая под тремя другими - законодательную, исполнительную и судебную. Их политическая роль обусловлена прежде всего тем, что они являются достаточно самостоятельным предприятием по производству политической информации, формируют общественное мнение, оказывают влияние на все политические процессы, способствуют политическому просвещению широких слоёв населения. В современных условиях на облик СМИ оказывают воздействие разные факторы. Важно, кто является учредителем, каково их социальное назначение и на какую аудиторию они рассчитаны. Специфика определяется профессиональной ориентацией, возрастными характеристиками, характером духовных запросов людей. Своеобразие их положения в политической системе общества обусловлено тем, что они являются органами государственных учреждений, массовых общественных организаций, политических партий.
Российский Государственный Гуманитарный УНИВЕРСИТЕТ КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ РефератТема: «Субъекты политических отношений» Учебная дисциплина «Политология» Студент: Карасев Андрей Викторович Группа: ЭЗПС Преподаватель Оценка « » Калуга – 2000 План ВВЕДЕНИЕ 3 стр. ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛИЧНОСТЬ 5 стр.МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 5 стр. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УЧАСТИЯ ЛИЧНОСТИВ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 6 стр.ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЛИЧНОСТИ 8 стр.ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ 9 стр.ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ 9 стр.Список литературы 11 стр. Введение. В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.
Остановимся кратко на характеристике основных элементов политической системы. Любая долговременная политика институциональна. Институционализация - важнейший признак политической системы. Среди политических институтов, оказывающих наибольшее влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить политические партии и государство. Это собственно политические институты. К ним примыкают не собственно политические институты, деятельность которых не может быть сведена только к борьбе за политическую власть, более того, участие в осуществлении власти или борьба за политическую власть не является существенной, определяющей стороной их деятельности - это различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы. Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов классов, социальных групп и других социальных общностей люден. Политические отношения представляют собой отношения между субъектами политической жизни (классами, нациями, социальными группами, политическими институтами, государствами) по вопросу об устройстве и функционировании политической, государственной власти.
Маркса) ; Нормы ? Поведение ? Структура (нормативный подход М. Вебера) . Выводы некоторых исследований не выходят за границы констатации того, что в одной стране уровень доверия к институтам власти или степень политической активности больше или меньше, чем в другой, из чего следует, что в этих странах существуют различные политические культуры: гражданская, подданническая и т.д. Большинство этих исследований проводятся в рамках научной традиции, заложенной отцами-основателями концепции политической культуры Г. Алмондом и С. Вербой) использования данной категории в качестве инструмента интерпретации текущего политического процесса. Современная политическая наука не ограничена этими моделями, но тем не менее достаточно много исследований политической культуры проводятся в методологических рамках, намеченных Максом Вебером. В изучении этой темы господствует нормативный, ценностный подход. Один из методов изучения процесса формирования политической культуры , так называемый метод исторической реконструкции, т.е. анализа социальной истории как процессов динамики (воспроизводства, изменения и взаимодействия) структур социального пространства. Так, например, Ю.С. Пивоваров предлагает рассматривать особенности формирования политической культуры России сквозь призму отношений между государством и церковью в сфере идеологического (и даже шире — культурного, или символического) производства .
Рассмотрим эти характеристики подробнее. Состав количество участников частного процесса. От состава участников политического процесса (их политической ориентации, целей которые они ставят, способов достижения этих целей) зависит немало. Можно назвать множество видов частных политических процессов в зависимости от состава участников. Например, политические процессы с участием различных общественно-политических институтов, организаций и даже государств. В них могут участвовать целые политические партии, но есть и политические процессы, субъектом которых являются отдельные граждане. По количеству участников частные политические процессы способны охватить всю страну и даже группу стран, например процессы, связанные с движением за запрещение производства ядерного оружия. Они также могут иметь сравнительно небольшое число участников в рамках региона, района и даже отдельной области (города). Социально-политические условия, в которых протекает частный политический процесс. От этого обстоятельства во многом зависит конечный результат, то есть будет, достигнута поставленная цель или нет. Форма протекания частного политического процесса.
Вместе с тем политическая идентичность является также продуктом «объективных» факторов, таких, например, как структура политического пространства и его динамика. Политическая идентичность сама может оказывать значительное влияние на специфику политического сознания. Поэтому она, при определенных условиях и с известными оговорками, может рассматриваться как составляющая политического сознания. Политическая идентичность играет существенную роль в процессе формирования «внешнего поведения» индивида: с помощью политической идентичности индивид или группа становится субъектом политических отношений и политического процесса. Под политической идентичностью следует понимать отождествление субъектом политического процесса себя с определенной политической позицией, признаваемое другими субъектами политических отношений. Идентичность формируется под влиянием явлений трех типов: психологической деятельности субъектов, системы ценностей и стереотипов и спецификой политической позиции (ее функциональными особенностями). Политическая идентичность, так же как и социальная, имеет групповую природу. Она проявляется в ощущении принадлежности к какой-либо группе (например, партии, идеологическому течению и т.д.) и/или как отождествление группой себя с какой-либо политической позицией и признание этого со стороны других субъектов политического процесса (например, борьба партий за возможность сформировать правительство и проводить определенный политический курс, а также последующее поведение ее как правящей партии с целью доказательства своего соответствия этой позиции).
Некоторые индивиды могут не проявлять никакой активности в политике. Для обозначения такого типа политического поведения существует понятие абсентеизм. Однако про этих граждан нельзя сказать, что они совсем не участвуют в политическом процессе: отсутствие политической активности не означает тот факт, что человек не является субъектом политических взаимодействий. В качестве самого простого примера можно привести неучастие избирателей в выборах с целью сорвать их проведение. Другие формы абсентеизма также не свидетельствуют о том, что человек не участвует в политической жизни. В политической науке существуют различные способы типологизации политического поведения и политического участия. Чаще всего выделяют типы политического поведения и политического участия в зависимости от экстенсивного (количество участников; например, отличают поведение индивида, группового актора и «толпы») и интенсивного (степень активности индивидов, количество затраченных им ресурсов: денег, времени и т.п.) характера. Другим критерием типологизации политического участия может быть уровень институционализации (от единичных нетрадиционных акций до участия в деятельности высокоинституциализированных политических организаций, например, «традиционных» политических партий).
К специфическим нормативным элементам политической системы России относят политические обычаи и традиции, например, открытие первой сессии парламента старейшим по возрасту депутатом. Таковы нормативные предпосылки политической системы современной России, которые способствуют ее результативному функционированию, а также постоянному взаимодействию элементов этой системы. По-видимому, правовые и политические нормы исполняют роль основных регулятивных элементов политической системы основных регулятивных элементов политической системы современной России. Они призваны упорядочить отношения между различными ее субъектами. Именно совокупностью правовых и политических норм обеспечивается определенная последовательность, согласованность и предсказуемость в действиях субъектов политики, поддерживается целостность и относительная устойчивость политической системы Российского общества. Политическая власть - существенный элемент политической системы Понятие политической власти является одним из центральных в политологии. Определение понятия «политическая власть» необходимо для понимания политики, политических отношений, политического процесса, особенностей политической системы общества и т.д. Для выяснения того, что же представляет собой политическая власть, необходимо остановится на особенностях более широкого понятия власти.
![]() | 978 63 62 |