![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Лотман и марксизм | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Кроме того, есть ряд статей о материалистическом понимании истории Каутского, Меринга, несколько брошюр как в Западной Европе, так и у нас в России, трактующих все тот же предмет. А затем, не так давно вышла интересная книга тов. Н. Бухарина, в которой сделана попытка положительного и систематического изложения основ марксистского мировоззрения. Тщательно взвесив все указанные обстоятельства, я все же пришла к заключению, что и моя работа может быть не совсем бесполезна. Дело в том, что классические призведения "Антидюринг" и "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" не вполне доступны современному поколению, благодаря своему полемическому характеру. Настоящее понимание этих произведений возможно лишь при условии основательного знания тех идеологических течений, против которых Энгельс и Плеханов вели борьбу. "Основные вопросы марксизма" превосходное, конечно, произведение, но оно отличается чрезвычайной сжатостью. Замечательная книга А. Лабриолы занимается, главным образом, одной стороной материалистического понимания истории, - его монизмом
Содержание Несколько слов о философии культуры а) Вопрос о взаимосвязи культуры и истории П.Я. Чаадаев: идеи евроцентризма Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского а) Культурно-исторические типы б) Направления культурной деятельности человека в) Культурные типы К.Н. Леонтьев а) Три стадии развития общества б) О национализме Н.А. Бердяев – философ свободы и творчества Ю.М. Лотман: семиотика и структурализм Д.С. Лихачев: культура как историческая память Русская идея а) Нравственно-практическая ориентация Несколько слов о философии культуры Философия культуры, или культурфилософия, - общая теория культуры, касающаяся сущности и природы культуры, ее взаимоотношения с природой и обществом, классификации видов, форм и направлений, а также некоторых частных проблем, прежде всего связанных с цивилизацией. Философия культуры - система метафизических утверждений о сущности, генезисе и наиболее общих законах культуры, прямо не опирающихся на эмпирические факты. Термин был введен немецким романтиком А. Мюллером. Современные мыслители заменили культуру цивилизацией. Сегодня философская природа культуры рассматривается в рамках экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии, марксизма, религиозных философских систем.
Интересы человечества, о которых заявлялось в марксизме, логически вели к признанию гуманизма как принципа действия. Борьба с эксплуататорами предполагала лишь свержение политической власти владельцев капитала и превращение этих владельцев в тружеников производства. Гуманизм К. Маркса и Ф. Энгельса вытекал из анализа отчуждения как всеобщего состояния человечества, обусловленного наряду с разделением труда господством форм собственности. Итак, единство партийности и научности, революционности и гуманистичности - характерная черта марксизма, как она проявилась в нем теоретически в процессе его формирования и развития. Это единство трех принципов вытекало из нового понимания практики в марксизме. Она стала выходить на первое место среди других понятий марксизма. В "Тезисах о Фейербахе" К. Маркс подверг критике прежний материализм (за его созерцательность) и идеализм за сведение практики к чисто теоретической деятельности. Сопоставляя теоретическую (умозрительную) деятельность и практику, он отдавал предпочтение практике, предметно-чувственной деятельности человека по изменению систем
Во время перехода к рыночной экономике в Украине, как, впрочем, и в других постсоциалистических странах, осуществление реформ столкнулось с рядом объективных и субъективных трудностей, первоочередной среди которых, безусловно, можно назвать проблему собственности. 1. Разногласия в подходах оценки форм собственности. С зарождением капитализма возникает критика частной собственности. Т. Мор в своей книге "Утопия" пришел к выводу, что "там, где властвует частная собственность, все богатства попадают в руки немногих". Проблемы частной собственности рассмотрены в трудах А.Смита. По мнению основоположников марксизма, определяющим значением в характеристике собственности является экономический смысл собственности, в первую очередь, с помощью каких производственных отношений происходит процесс присвоения. Своеобразно рассматривает проблемы собственности основатель социально- институционного направления в экономической науке, американский ученый Т. Веблен. По его мнению, мотив, "который лежит в основе собственности, - соперничество; этот самый мотив соперничества, на базе которого возникает институт собственности.". Исследователь считает: поскольку богатство становится почетным, принося честь собственнику имущества, постольку приобретение дополнительного имущества, увеличение собственности становится необходимым для получения одобрения со стороны общества и крепкого положения в нем.
Марксизм как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи - П. Лафарг (1842 - 1911), А. Лабриола (1843 1904), А. Грамши (1891 - 1937) и др. Наиболее видными марксистами в России были Г. В. Плеханов (1856 - 1918) и В. И. Ленин (1870 - 1924). Г. В. Плеханов - энциклопедически образованный ученый, крупный философ, исследователь в области экономики, социологии, эстетики, этики. Г. В. Плеханов обосновывал и популяризировал учение марксизма, разрабатывал и конкретизировал его отдельные вопросы, особенно в области социальной философии: о роли народных масс и личности в истории, о взаимодействии базиса и надстройки, о роли идеологии и т.д. Он считал, что ключ к раскрытию существа социальных явлений нужно искать не в природе отдельных индивидов, а в тех отношениях, в которые они вступают в процессе производства. По его мнению, существуют два типа производственных отношений: технические ("непосредственные отношения производителей в процессе производства"), не носящие классового характера, и "имущественные", которые в классовом обществе имеют классовый характер
Но в программе отсутствовали даже упоминания о диктатуре пролетариата, требования демократической республики, как ближайшей цели. В 1893 году социал-демократы привели в рейхстаг 44 депутата, а в 1898 году – 56. Рабочее движение стало серьезным фактором политической жизни в стране. Германская социал-демократия играла в то время ведущую роль в международном рабочем движении. Но уже в конце XIX века заявили о себе оппортунисты, выступившие во главе с Э. Бернштейном с ревизией марксизма. Опорой оппортунизма была рабочая аристократия, с которой аристократия делилась частью прибыли, и выходцы из мелкобуржуазных слоев. В 90-е годы XIX века руководящие деятели тяжелой промышленности выдвинули программу экспансии, так называемой «мировой политики». Еще большую роль, чем прежде, начал играть в жизни страны генеральный штаб. Выдвигались требования о «месте под Солнцем» для Германии. Первоочередной задачей в осуществлении экспансии считалось создание крупного военно-морского флота, который помог бы положить конец господству Великобритании на морях.
Это способствовало укреплению связей русского и западно - европейского революционных движений. В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и "общинного социализма". В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа: 60-е годы — складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы -оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников; 80-90-е годы - активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы. Революционные народники. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. М.А. Бакуниным, ПЛ. Лавровым и П.Н. Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического. М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции.
С 1874 производится «хоздение в народ» для пропаганды соц идей и подготов нар восстания.законч неудачно. 1876 земля и воля но в 1879 распалась на 2.Народная воля (желябов перовская) цель организация террора против царя и высш сан гос–ва. Терр основн ср–во для дезорг самодержав и поднятия авторитета рев борьбы.Черный передел(плеханов) пропаганда среди кр–н. После уб–ва ал2 народнич орг практич разгромлены кризис народничества. Во второй пол 19 развиваются идеи либерализма в ряде земств. Петрункевич, Шипов, Чичерин. Рабочее движен.в 70 первые попытки создать раб орг. Южноросс союз рабоч.в одессе и северный союз русских рабочих. За свержение самодержавия, пол свободы соц переустройство. Под сильным влиян народников. 80–е принимает более орг хар–р. стачки. Ст на текст ф–ке морозова. В рез–те кризиса народничства и роста рабоч движения частьь интелл обращ к марксизму. Первая маркс орг созд в 1883 в женеве Плехановым засулич и др. идейно–теорет спор с народниками пропаганда марксизма.в начале 90–х марксистские кружки (Благоев, Бруснев).15 На рубеже 19–20 вв Р оставалась ед имп с абсолютной монархией.
Завершение образования антигитлеровской коалиции. Исторические предпосылки создания ПП в России. Обр.соц.партий. Партия - организация самой активной части класса, задача - ведение п-кой борьбы, отстаивание интересов с помощью вл-ти. В России создание ПП - конец 19 в, конституирование - начало 20 в. Предпосылки: пром. подъем конца 90-х 19 в, потом кризис 1900 - 1903 гг.; переплетение передовых форм хоз-ва с феодальными пережитками в эк. и п-кой сферах; многонациональность гос-ва; Русско-японская война 1904 - 05 гг. => приведение в движение всех общ-венных сил. Партии создавались на базе движений. Первыми возникли соц. партии, а не буржуазные (особенность). Эсеры - из революционного народничества 90-е годы 19 в. Программа: провозглашение народной дем. республики, социализация всех земель, введение рабочего законодательства. РСДРП - образована в марте 1898 г. Минск на базе марксизма. 1-ый съезд РСДРП - июль - август 1903 г. Программа: гегемония в революции принадлежит пролетариату, свержение самодержавия, установление диктатуры пролетариата. НЭП в СССР.Сущность и р-ты. Эк. и п-кий кризис, охватившие страну, заставляли п-кое. рук-во искать выход из них. Поиски новой эк. п-ки проявились на 8 Всероссийском съезде Советов (декабрь 1920 г.). 1) 10 съезд РКП(б) в марте 1921 г. по докладу В. И. Ленина принял решение о замене продразвёрстки продналогом, т. е. фиксированной данью, накладываемой на кр-ян.
Сталинистский вариант цивилизационного подхода также опирается на философский идеализм и вульгарный материализм, как и теории его западных оппонентов. Сталинисты также обращают внимание на ценности, скрепляющие общество, но не рассматривают их конкретно-историческое содержание, масштаб распространения, игнорируют противостоящие им ценности. Акцент делается на изучении существующего общества, которое провозглашается почти совершенным. Источником развития признается деятельность творческого меньшинства – «коммунистической партии», и «ответ» вдохновленных партией советских людей на «вызов» (А. Тойнби) капиталистического мира. К подобному видению мира вела логика борьбы между блоками в период холодной войны со второй половины 40-х годов, классовые интересы номенклатуры. Идентификация сталинизма с марксизмом стала нормой в научных кругах СССР и за рубежом. В результате часть работников духовной сферы и сегодня не может объективно осветить причины краха СССР: цивилизационный подход не ориентирует их на выявление предпосылок изменений.
Амин сам инсценировал это покушение на себя. X. Амин не пострадал, но был убит подполковник С. Тарун. На срочно созванном пленуме ЦК НДПА Н.М. Тараки и его сторонники снимаются со всех постов и исключаются из партии. Их объявляют «бандой, самоизолировавшейся от парода». Генеральным секретарем партии и Председателем Революционного совета становится X. Амин. Н.М. Тараки был полностью изолирован и содержался под охраной во дворце Арк. 9 октября 1979 г. в ответ на отказ Н.М. Тараки поздравить X. Амина с «избранием» на высшие партийные и государственные посты, последний отдал приказ физически уничтожить «великого вождя». В тот же день Н.М. Тараки с помощью подушки был задушен охранниками. По радио было сообщено, что «великий деятель народной революции скоропостижно скончался после непродолжительной болезни». Причиной смерти якобы стала сердечная недостаточность. Кампания террора. Установив свою единоличную власть, X. Амин разворачивает в Афганистане кампанию террора против «феодалов» и всех лично ему неугодных лиц. Резко возрастает число беженцев в Пакистан и Иран. В то же время X. Амин делает ряд заявлений, из которых следовало, что он намерен продолжать курс на развитие революции, на упрочение сотрудничества с Советским Союзом, социалистическими странами (а в его окружении было немало людей, стоявших на позициях марксизма-ленинизма).
В контексте этой перемены укоренилось и обрело популярность понятие "либерализм". Но освоению либеральных принципов существенно способствовал уже горбачевский курс реформ образца 1987-1988 гг.Концепция демократизации включила тогда не только собственно демократические меры (введение альтернативных выборов, разделение властей, отмена цензуры), но и ряд идей из арсенала либерализма (естественные и неотъемлемые права человека, рынок и рыночная конкуренция, гражданское общество и т.д.). В целом идейно-политическая концепция Горбачева становилась во всебольшей степени либерально-демократической, прокладывавшей путь внедрения в российское общество моделей и механизмов, характерных для западных стран. Правда, сам Горбачев и его окружение отвергали наличие в реформаторском курсе каких-либо "буржуазных" (в марксистско-ленинской трактовке тождественных либеральным) ценностей, доказывая, что провозглашенная ими демократическая модель социализма восходит к идеалам Маркса и Ленина. Но в действительности новая идеология и стратегия означали либеральную ревизию "марксизма-ленинизма", ибо многие из включенных в них ценностей, в первую очередь гражданское общество, парламентаризм, разделение властей, естественные и неотъемлемые права человека, характеризовались Марксом и Лениным как буржуазные и резко осуждались.
Идея общерусской политической газеты лежало в основе плана Ленина. По этому плану, получившему дальнейшее развитие и всестороннее обоснование в 1901-1902 годах, будущая газета должна была не только идейно-политически, но организационно сплотить социал-демократию в России. Партийная газета, по мысли Ленина, должна охранять чистоту теории марксизма, бороться с буржуазными влияниями. По проекту Ленина, программа партии должна была охарактеризовать экономический строй России и показать, что капитализм ведет к росту нищеты и возмущение рабочих, а классовая борьба пролетариата составляет базу социал-демократии. В ней требовалось определить международный характер и конечные цели социал-демократического движения, подчеркнуть необходимость завоевание политической власти для осуществления этих целей. Ленинская позиция в крестьянском вопросе основывалась на анализе расстановки классовых сил в России пореформенного периода. Крестьянский вопрос в России, указывал он, существенно отличается от крестьянского вопроса в Западной Европе.
Конституция устанавливает государственный и общественный строй, их принципы организации и функционирования с ориентацией на перспективу. В ней закрепляется конституционный статус человека и гражданина, всего народа, как источника государственной власти и социальной базы государства. Конституция, как основной закон государства и общества, является источником всего законодательства. Иначе говоря, основываясь на положениях Конституции принимаются все нормативные акты, поэтому ей присущи такие черты, которыми не обладают другие нормативные акты.2 Конституция принята народом Казахстана, в ней выражается воля народа. При социализме считалось, что Конституция выражает волю народа. При этом особо подчеркивалось, что народ состоит из трудящихся – рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции. Такая характеристика народа основывалась на марксизме-ленинизме, который признает только классовый подход к любому общественному явлению. Конституция Республики Казахстан 1993 года впервые отказалась от классовой характеристики «народа».
Такое положение даёт хороший козырь в руки эстонских националистов, ратующих за выдворение из страны всех русских ( а также обладающих гражданством? ), потому что по республике именно русские на первом месте по количеству зарегистрированных преступлений, вызывая, тем самым, «справедливый» гнев среди эстонского народа. Однако русские в Эстонии – это не просто деклассированные элементы, интеллигентная прослойка здесь тоже велика, чего только стоит богатое культурное наследие, оставленное профессором тартусского университета Юрием Михайловичем Лотманом. А наличие русских периодических изданий, русского культурного центра и ВУЗов, готовящих специалистов на русском языке, говорит само за себя. Невзирая на ущемление прав, жизнь, тем не менее, в нашей маленькой республике продолжается. 2.ПРАВА. В Конституции Эстонской Республики принятой в 1992 году, в статье 3. мы находим обнадёживающий тезис: «Общепризнанные принципы и нормы международного права являются неотъемлемой частью правовой системы Эстонии». На словах Эстонская Республика широко поддержала Всеобщую Конвенцию по правам человека, однако в 1994 году имел место любопытный факт, когда общественность была взбудоражена листовкой, гулявшей по почтовым ящикам, подписанной неким Комитетом по борьбе с апартеидом в Эстонии. (См. выше.) Попала такая листовка и в мой ящик.
В отличие от эксплуататорских государств социалистические государста, согласно марксизму - ленинизму, представляют собой организацию политической власти трудящихся. Ее назначение не сохранение классового господства, а построение бесклассового коммунистического общества. Отсюда и соответствующая характеристика основных черт государства социалистического типа : 1. Все государства данного типа базируются на общественной собственностина орудия и средства производства, на отношениях товарищеской взаимопомощи и сотрудничества свободных от эксплуатации людей. 2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего большинства населения, а по мере преодоления классовых антагонизмов и всего народа. Любое социалистическое государство в процессе своего развития не только отчуждается от общества, но, напротив, все больше сливается с ним. В этом марксистско - ленинская наука видит коренные различия между эксплуататорским и социалистическим типом государства. Классово - формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным в нашей научной и технической литературе. Типом государства называлось “совокупность государств, развивающихся в рамкой и той же общественно - экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы”. “Исторический тип государства (или права) – это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам (или правовым системам) единой общественно - экономической формации”. “Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью”.
Содержание. 1. Введение. 2. Идеи правового государства в древности. 3. Идеи правового государства в эпоху феодализма. 4. Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций. 5. Развитие концепций правового государства в дореволюционной России. 6. Взгляды современных исследователей государства и права на проблему правового государства. 7. Основы и основные признаки правового государства. 8. Практика становления правового государства в России. 9. Заключение. 10. Список используемой литературы. 1. Введение. В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.
Единственным или основным источником социалистического права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позднее нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющегося большинства населения, а затем - всего народа, руководимого коммунистической партией. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инструкции и т.д.) фактически выражали, прежде всего, и главным образом, волю и интересы партийно-государственного аппарата. Социалистическое право рассматривается как реализация марксистско- ленинской доктрины. В своих работах советские авторы постоянно ссылались на основоположников марксизма-ленинизма, труды и речи советских руководителей, программу и решения коммунистической партии. Такого рода документы, как партийная программа и решения, совершенно очевидно, не образуют право в собственном смысле этого слова. Однако их доктринальное влияние для советского права неоспоримо, ибо в этих документах содержится изложение марксистско-ленинской теории в ее современном звучании по современным вопросам.
![]() | 978 63 62 |