![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Конституционное (государственное) право России |
Основные политические права и свободы граждан | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Речь идет о пособиях по безработице, бесплатном образовании в школе, праве на забастовку, праве на равную оплату труда, пенсионное обслуживание, государственную медицину и т. д. Все это в Великобритании есть. Политические права (свобода слова, собраний, митингов, демонстраций) регулируются в основном обычаями. В законодательстве эти свободы предполагаются также естественно существующими, и оно устанавливает лишь определенные требования для их осуществления, например уведомление или разрешение полиции на проведение демонстраций, право полиции запретить на определенный срок митинги в районах, где возможны беспорядки на социальной или этнической основе, и т. д. Личные права регулируются немногими законами (например, Хабеас корпус актом), но конкретное регулирование этих прав обычно связано с актами о процессуальных действиях (например, при обыске), с судебными прецедентами. В последние десятилетия, когда у власти находились консерваторы (до 1997 г.), некоторые положения законодательства о правах граждан были ужесточены – в отношении профсоюзных свобод и забастовок, некоторые ограничения личных прав введены в связи с актами о борьбе против терроризма
Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др. В отличие о личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства. Основные политическиие права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия – 18 лет (ст.60). 3) Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень. К ним относятся: право на экономическую деятельность, право на собственность, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду.
В итальянском конституционном праве к собственно политическим правам, свободам и обязанностям относят права и свободы, дающие гражданину возможность полноправно участвовать в общественной деятельности и занимать выборные должности. В перечне политических прав первое место занимает избирательное право, им обладают все граждане независимо от пола. Голосование – личное, равное, свободное и тайное. Право на политические объединения рассматривается наряду с избирательным правом как один из основных устоев демократической системы. К политическим правам Конституция относит право на петиции, согласно которому все граждане могут направлять в палаты Парламента петиции с требованием законодательных мероприятий или с изложением общественных нужд. В ряду других политических прав стоят такие права, как возможность для всех граждан независимо от пола поступать на одинаковых условиях на государственную службу и занимать выборные должности. Экономические, этико-социальные и культурные права. По своей правовой конструкции большинство статей, определяющих социально-экономические права, свободы и обязанности, двойственны
Данные права могут быть реализованы как индивидуально, так и совместно с другими людьми. Отличительной чертой политических прав от личных является то, что многие из первых принадлежат исключительно только гражданам РФ. Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что: Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий. 1. Свобода печати и информации. Данный вопрос свободы печати и информации является бесспорно главным в проблеме демократии. Поскольку без последнего невозможно ни гражданское общество, ни правовое государство.
Экономически развитыми, богатыми, сильными, привлекательными становятся общества и страны, защищающие индивидуальные свободы и политические права своих граждан, развивающие и укрепляющие институты либеральной демократии — свободные, конкурентные и регулярные выборы органов власти, разделение властей, независимый суд, свободу средств массовой информации, правовой порядок, реальное равенство граждан перед законом. Страны, где соответствующие права не соблюдаются, институты не закрепляются, а правовой порядок отсутствует, по размерам дохода на душу населения сегодня находятся ниже уровня Голландии, Великобритании, Северной Италии трех-четырехвековой давности. Результаты исследований многих специалистов в течение столетий позволили сформулировать эту закономерность: чтобы стать богатой страной, надо иметь демократическую систему, защищать индивидуальные права и свободы граждан, обеспечивать правовой порядок. Многие выдающиеся философы, экономисты, социологи, специалисты в области политических наук внесли свой вклад в формулирование, уточнение и практическое приложение этой закономерности
Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Политические права и свободы. Данные права могут быть реализованы как индивидуально, так и совместно с другими людьми. Отличительной чертой политических прав от личных является то, что многие из первых принадлежат исключительно только гражданам РФ. Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Росийской Федерации, которая гласит, что: Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
В отличие о личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства. Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия – 18 лет (ст.60). 3) Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень. К ним относятся: право на экономическую деятельность, право на собственность, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду. К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры.
Их решения не окончательны и могут быть обжалованы в суд 2.5. Основы правового статуса личности Поскольку в Великобритании нет отчетливо выраженного юридического разделения конституционных и иных норм, нет и деления прав, свобод и обязанностей личности на конституционные (основные) и иные. На практике содержание основных прав определяется не столько законами (хотя принят ряд специальных законов, начиная с Билля о правах 1679 г.), сколько судебными прецедентами и конституционными обычаями. Главный из принципов, сложившийся в результате этого, гласит, что граждане вправе делать все, что не запрещено правовыми нормами. После второй мировой войны, когда у власти находилась Лейбористская партия, в законодательстве были зафиксированы определенные гарантии социально-экономических прав, хотя сами эти права нигде отчетливо не закреплены. Речь идет о пособиях по безработице, бесплатном образовании в школе, праве на забастовку, государственной медицине и т.д. Политические права (свобода слова, собраний, митингов, демонстраций) регулируются в основном обычаями, в законодательстве эти свободы предполагаются естественно существующими, и оно устанавливает лишь определенные требования для их осуществления, например уведомление или разрешение полиции на проведение демонстраций, право полиции запретить на определенный срок митинги в районах, где возможны беспорядки на социальной или этнической основе, и т.д. Личные права регулируются немногими законами, но конкретное регулирование этих прав обычно связано с актами о процессуальных действиях (например, при обыске), с судебными прецедентами.
Манифест устанавливал политические права для граждан Рос-сии: неприкосновенность личности, свободу совести, свободу слова, свободу собраний и союзов (профсоюзов и партий). К выборам в парламент привлекались слои населения, ранее лишенные избира-тельных прав. Согласно Манифесту, Государственная дума меняла свое значение и приобретала черты развитого парламента; провозгла-шалось, что закон не может иметь силу без одобрения Государствен-ной думы. Таким образом, Россия вступила на путь достаточно зрело-го парламентаризма. Появление Манифеста 17-го октября вызвало растерянность влас-ти на местах и не внесло скорого успокоения. Если умеренно-либера-льные круги готовы были принять созданное манифестом положение как исполнение их желаний конституционного преобразования России, то левые круги, социал-демократы и эсеры, не были ни в малейшей степени удовлетворены и решили продолжать борьбу для достиже-ния своих программных целей ( . Новый избирательный закон был принят без одобрения Государственной думы, как того требовали Основные законы. В этой связи в марксистской-ленинской литературе события 3 июня 1907 г. именуют государственным переворотом.
Так, правом избирать в органы государственной власти и местного самоуправления гражданин обладает с 18 лет, правом участвовать в отправлении правосудия – с 25 лет, правом быть членом или участником молодежного общественного объединения – с 14 лет.2 Конституция Российской Федерации закрепляет следующие основные политические права и свободы граждан. 1. Право на объединение. 2. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. 3. Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 4. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Группа социально-экономических прав и свобод человека и гражданина принципиально отличается от личных и политических прав и свобод. Как справедливо указывает профессор Е.А. Лукашева, «для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю работу, которая позволила бы гарантировать провозглашенные социальные, экономические и культурные права».1 Алиев М. считает, что в отличие от других видов прав человека социально-экономические права обладают следующими особенностями: эти права распространены в определенной социально-экономической области жизни человека; реализация социально-экономических прав зависит от состояния экономики страны.2 В настоящее время значение социально-экономических прав в обеспечении правового статуса личности является бесспорным.
Так, правом избирать в органы государственной власти и местного самоуправления гражданин обладает с 18 лет, правом участвовать в отправлении правосудия – с 25 лет, правом быть членом или участником молодежного общественного объединения – с 14 лет.2 Конституция Российской Федерации закрепляет следующие основные политические права и свободы граждан. 1. Право на объединение. 2. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. 3. Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 4. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Группа социально-экономических прав и свобод человека и гражданина принципиально отличается от личных и политических прав и свобод. В первую очередь надо отметить то, что социально-экономические права, являющиеся частью прав человека, касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды.
Государство учреждается в целях обеспечения всеобщего мира. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. Гоббс всячески подчеркивал роль государства, монархии как абсолютного суверена. Напротив, Руссо в XVIII в. выступает с резкой критикой государства, присвоившего себе права народа, что стало причиной общественного неравенства и насилия богатых над бедными. Руссо предлагал восстановить подлинный народный суверенитет в форме прямой демократии. Наиболее значительным идейно-политическим течением XIX в. был либерализм. Он объединил сторонников парламентского государства или «правового государства» – конституционного правления, основанного на разделении власти между исполнительными и законодательными органами, обеспечивающего основные политические права граждан, включая свободу слова, печати, вероисповедания, проведения собраний и т.д. На протяжении XIX в. либерализм отстаивал идею общественного устройства, при котором регулирование экономических и социальных отношений осуществлялось бы через механизмы конкуренции и свободного рынка, без вмешательства государства.
Основными политическими правами граждан были: а) право нести службу в регулярных римских войсках; б) право участвовать и голосовать в народных собраниях; в) право быть избираемым в магистраты. Вольноотпущенники оставались навсегда носителями некоторой ограниченной правоспособности в сфере публичных (они не служили в армии) и частноправовых отношений. В области частноправовых отношений: воспрещаются браки вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия. Вольноотпущенник несет по отношению к освободившему его из рабства господину ряд личных и имущественных обязанностей, построенных по типу обязанностей детей в отношении отца. Римское гражданство утрачивалось при жизни чаще всего с утратой свободы. Основанием к утрате гражданином свободы был, прежде всего, плен, захват неприятелем. Еще одним способом потери гражданства было обращение в рабство в связи с наказаниями, налагавшимися за некоторые тяжкие преступления. Гражданин мог и сам отказаться от прав гражданства, и притом только гражданства. В период империи не гражданин, выдавший себя за римского гражданина, карался смертью. Правовое положение la i i. La i i это древнейшие жители Лациума и их потомство (la i i ve eres).
Свобода мысли и слова. Мысль - неотъемлемое свойство каждого человека. В этом отношении законодательного закрепления свободы мысли не требуется человека можно заставить говорить не то, о чем он думает, но заставить человека думать или не думать по желанию невозможно. Признание свободы слова требует и признания ее ограничения. Конституция гарантирует свободу слова, но и сразу же закрепляет невозможность пропаганды или агитации, возбуждающие разного рода вражду и ненависть. Политические права и свободы Данные права могут быть реализованы как индивидуально, так и совместно с другими людьми. Отличительной чертой политических прав от личных является то, что многие из первых принадлежат исключительно только гражданам РФ. Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Свобода печати и информации. Данный вопрос свободы печати и информации является бесспорно главным в проблеме демократии. Поскольку без последнего невозможно ни гражданское общество, ни правовое государство.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Суверенитет и государственные символы РФ. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ. . Зав. кафедрой Исаков Н.В. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ кафедра государственно-правовых дисциплин БИЛЕТ № 5 по дисциплине Конституционное право. Субъекты конституционного права РФ. Система основных политических прав и свобод российских граждан. Конституционно- правовые основы судебной власти в РФ. . Зав. кафедрой Исаков Н.В. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ кафедра государственно-правовых дисциплин БИЛЕТ № 6 по дисциплине Конституционное право. Порядок пересмотра Конституции РФ и внесение конституционных поправок. Конституционное право граждан на социальное обеспечение. Правительственные ( законодательные) органы края, области. . Зав. кафедрой Исаков Н.В. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ кафедра государственно-правовых дисциплин БИЛЕТ № 7 по дисциплине Конституционное право.
Для большинства государственных служащих в силу особенностей их политического менталитета непривычно действовать, основываясь на законе, тем более на Конституции, которая, как правило, воспринимается как «торжественная декларация». Для многих российских граждан Конституция также носит «декоративный» характер, а для некоторых — изданием, которое можно пролистать на досуге. Проявлением подобного конституционного нигилизма выступает образное выражение, что «Конституция Конституцией, но для руководителя есть инструкция». Основным гарантом совокупности политических прав должна выступать такая система политического народовластия, которая бы органически сочеталась с особенностями российского менталитета и основывалась на праве. Ограничения политических прав должны быть продиктованы не только соображениями политической конъюнктуры, а требованиями обеспечить безопасность государства и осуществление политических прав российских граждан. Список литературы Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека / / Государство и право. 1997. № 8. Конституция Российской Федерации. М., 1993. Коваленко А.И. Конституционное право России. М., 1997. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М., 2000.
Основы правового статуса личности Поскольку в Великобритании нет отчетливо выраженного юридического разделения конституционных и иных норм, нет и деления прав, свобод и обязанностей личности на конституционные (основные) и иные. На практике содержание основных прав определяется не столько законами (хотя принят ряд специальных законов, начиная с Билля о правах 1679 г.), сколько судебными прецедентами и конституционными обычаями. Главный из принципов, сложившийся в результате этого, гласит, что граждане вправе делать все, что не запрещено правовыми нормами. После второй мировой войны, когда у власти находилась Лейбористская партия, в законодательстве были зафиксированы определенные гарантии социально-экономических прав, хотя сами эти права нигде отчетливо не закреплены. Речь идет о пособиях по безработице, бесплатном образовании в школе, праве на забастовку, государственной медицине и т.д. Политические права (свобода слова, собраний, митингов, демонстраций) регулируются в основном обычаями, в законодательстве эти свободы предполагаются естественно существующими, и оно устанавливает лишь определенные требования для их осуществления, например уведомление или разрешение полиции на проведение демонстраций, право полиции запретить на определенный срок митинги в районах, где возможны беспорядки на социальной или этнической основе, и т.д. Личные права регулируются немногими законами (например, упомянутым хабеас корпус актом), но конкретное регулирование этих прав обычно связано с актами о процессуальных действиях (например, при обыске), с судебными прецедентами.
Негативный способ наиболее характерен для американского права, например: «Никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле» (1-я поправка к Конституции США). Существуют и иные подходы к оценке прав, свобод и обязанностей. Они могут делиться на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные права могут касаться каждого гражданина, а коллективные — группы граждан. Эти понятия взаимосвязаны, потому что, например, работник может осуществить свое право на забастовку, которая проводится коллективно. Он обладает правом присоединиться к забастовке или нет. Классифицируют права, свободы и обязанности также на основные и вспомогательные. Основные — фундаментальные, а дополнительные (вспомогательные) зависят от основных. Например, право участвовать в управлении государством — основное политическое право, а право избираться и быть избранным — производное от него, дополнительное. 2. ВИДЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН. Личные права и свободы. Впервые появившись в писаных источниках права как юридическая гарантия от произвольного ареста, в настоящее время они фиксируют любые права личности (на жизнь, на свободу, на неприкосновенность), приобрели более универсальный и широкий характер после принятия международных актов о гражданских и политических правах.
![]() | 978 63 62 |