![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Чаадаев — Герцен — Достоевский | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
То же самое подтвердил в своем донесении штабс-лекарь крепости, коллежский советник Элькан, который посещал арестантов, нуждавшихся в медицинской помощи. Скроен не по простой мерке Декабристами были самые достойные русские дворяне-аристократы. Среди них мы видим и восторженных юношей, и видных мыслителей, незаурядных военных, экономистов, философов. Среди них был и Михаил Орлов — один из разносторонне одаренных людей. Этот видный военачальник в 1814 году принимал и подписывал акт о капитуляции Парижа. Из-под его пера вышли серьезные труды по политической экономии, по теории финансов. В то же время он был философом и литературным критиком. Дружбой с ним гордились Пушкин и Чаадаев, Герцен и Жуковский, Вяземский и другие выдающиеся люди того времени. Еще за три года до восстания декабристов, в 1822 году, Михаил Орлов попал в опалу. Александр I отнял у него дивизию, когда был арестован и предан суду служивший в ней В. Ф. Раевский. Только стойкость Раевского не позволила следствию собрать улики против Орлова и привлечь его к суду
Ключом к пониманию того, как подчас своеобразно и неожиданно использовались идейно-художественные традиции Жорж Санд в пору изначального формирования романа Тургенева, является уже упомянутая статья о «Племяннице». Но суждения о Ж. Санд вряд ли могут быть правильно поняты при изолированном анализе, вне их связи с целым рядом других высказываний писателя по тому же поводу. Поэтому прежде следует остановиться на характеристике некоторых главных моментов из истории восприятия Тургеневым личности и творчества Жорж Санд в разные годы его жизни. Интерес Тургенева к идеям и образам Жорж Санд наметился, как и у большинства крупных деятелей русской литературы, его современников (Белинский, Салтыков-Щедрин, Герцен, Достоевский, Писемский, Гончаров и др.), в сороковые годы и сказался определенными последствиями в цикле очерков «Записки охотника». В связи с этим часто цитировалось, например, письмо Тургенева к Полине Виардо (5 (17) января 1848 г.), в котором он восхищается «описанием осеннего дня» в романе «Франсуа Найденыш» (1847-1848). «У этой женщины, - писал Тургенев о Ж.
Все это выкрикивает интеллигенция, заимствуя свои формулы из плохо переваренных и невпопад примененных западных учений. Но что раскрыл из себя и обнаружил тот «народ», в который верили русские славянофилы и русские революционеры-народники, верили Киреевский и Герцен, Достоевский и семидесятники, «ходившие в народ», новейшие религиозные искатели и русские социал-демократы, переродившиеся в восточных народников? «Народ» этот обнаружил первобытную дикость, тьму, хулиганство, жадность, инстинкты погромщиков, психологию взбунтовавшихся рабов, показал звериную морду. Собственные слова «народа» нечленораздельны, истинные слова еще не родились в народе. За весь этот ужас, за всю эту тьму народную ответственность лежит прежде всего на классах командующих и интеллигентных. Одни не хотели просвещать народ, держали его в принудительной тьме и рабстве; другие идолопоклонствовали перед народом и несли ему новую тьму вместо света, тьму полупросвещения и интеллигентского нигилизма. И в самый страшный и ответственный час русской истории за элементарные блага государства и культуры, за национальное достоинство стоит у нас лишь очень тонкий, немногочисленный культурный слой
В этой же статье Бердяев, размышляя о судьбах русской интеллигенции, подчеркивает: "У нас было народничество левое и правое, славянофильское и западническое, религиозное и атеистическое. Славянофилы и Герцен, Достоевский и Бакунин, Л. Толстой и революционеры 70-ых годов - одинаково народники, хотя и по-разному. Народничество есть прежде всего вера в русский народ, под народом же нужно прежде всего понимать трудящийся простой народ, главным образом крестьянство. Русские народники всех оттенков верили, что в народе хранится тайна истинной жизни, скрытая от господствующих культурных классов. Чувство вины перед народом играло огромную роль в психологии народничества". Шмелеву все эти качества были присущи органически, что мощно и проявилось в его писательстве. А пока, окончив в 1898 году Московский университет и недолго проработав помощником присяжного поверенного в Москве, он отправился во Владимир-на-Клязьме служить налоговым инспекторам. Служба Шмелева состояла в бесконечных разъездах по глухим губернским углам, по ухабам русских дорог, ночлегах на постоялых дворах, заросших сиренью и лопухами провинциальных городках.
Но философия, публицистика и другие виды так называемой изящной словесности, которые отличаются индивидуальным стилем, свободой композиции и авторской терминологией, часто с трудом поддаются описанию. Поэтому такого рода описания могут содержать различного рода отступления, дополнения и риторичес- кие фигуры, с помощью которых излагатель избегает возможных упреков в неполноте, неточности или предвзятости. «Народничество есть столь же характерно русское явление, как и нигилизм, как и анархизм. У нас было народничество левое и правое, славянофильское и западническое, религиозное и атеистическое. Славянофилы и Герцен, Достоевский и Бакунин, Л. Толстой и революционеры 70-х годов - одинаково народники, хотя и по-разному. Народничество есть прежде всего вера в русский народ, под народом же нужно понимать трудящийся простой народ, главным образом крестьянство. Народ не есть нация. Русские народники всех оттенков верили, что в народе хранится тайна истинной жизни, скрытая от господствующих культурных классов. В основе народничества лежало чувство оторванности интеллигенции от народа
Интеллигенция всегда была увлечена какими либо идеями, преимущественно социальными, и отдавались им беззаветно. Она обладает способностью жить исключительно идеями. Невозможность политической деятельности привела к тому, что политика была перенесена в мысль и литературу. Литературные критики были властителями дум социальных и политических". В этой же статье Бердяев, размышляя о судьбах русской интеллигенции, подчеркивает: "У нас было народничество левое и правое, славянофильское и западническое, религиозное и атеистическое. Славянофилы и Герцен, Достоевский и Бакунин, Л. Толстой и революционеры 70- ых годов - одинаково народники, хотя и по-разному. Народничество есть прежде всего вера в русский народ, под народом же нужно прежде всего понимать трудящийся простой народ, главным образом крестьянство. Русские народники всех оттенков верили, что в народе хранится тайна истинной жизни, скрытая от господствующих культурных классов. Чувство вины перед народом играло огромную роль в психологии народничества". Проблема духовно-нравственного совершенствования общества в целом и отдельного человека не была для Шмелева в достаточной степени актуальной. В этот период, по меткому определению самого писателя, он был «никаким по вере».
Чаадаев написал серию фил. писем. После публикации 1-ого письма, он был объявлен сумасшедшим, редактор сослан в Сибирь. Это был открытый протест против самодержавия и крепостничества. Ч. рассматривает каким путем должна идти Россия: путем Запада или своим путем. Идеи Ч. развивали и западники и славянофилы. - Киреевский, Самарин, братья Аксаковы. Они обосновывали самобытный путь развития Росс. В основе прогресса должны лежать православные, которые должны являться основой мировоззрения. Общине, которая гармонизирует личный и общественный интерес и монархия, которая оберегает об-во от революций. Славянофилы видели и вскрывали противоречия м/у властью и об-ам, м/у народом и дворянством. Западники - Герцен, Гроновский, Боткин, Тургенев. Осн. идеи: Росс. С петровских времен необратима привязан к западу и должна идти по капиталистическому пути. Западники высоко оценивают фил. Гегеля, ориентируются на развитие науки, естествознание. В 60-70гг. представителями славянофильской традиции выступили: Аполлон-Григорьев, Достоевский, Страхов.
Амплитуда решений громадная. Достаточно только перечислить имена некоторых мыслителей, чтобы понять, насколько разнообразен их ряд: Чаадаев. Гоголь. Белинский. Хомяков. Достоевский. Салтыков-Щедрин. Тютчев. Чернышевский. Писарев. Чичерин. В этом ряду Герцен - одна из важнейших фигур''. Хорошо известен принцип: идеи мыслителей прошлого надо рассматривать в свете исторических условий их деятельности, искать в этих идеях не то, чего эти мыслители не дали и объективно не могли дать, а то, что было ново и смело для своего времени. Н. Г. Чернышевский Николай Гаврилович Чернышевский был сыном священника в Саратове. Отец предназначал его к духовной карьере, но, видя исключительные способности своего сына, дал ему домашнее (очень тщательное) воспитание, и только когда ему исполнилось 16 лет, отдал его прямо в старший класс духовной семинарии. Чернышевский поражал и учителей, и товарищей огромными знаниями - он знал очень хорошо все новые языки, а также латинский, греческий и еврейский. Начитанность его была совершенно исключительной и резко выделяла его из среды товарищей. Уже в студенческие годы оформились философские и ' социально-политические убеждения Чернышевского; особо надо отметить его вхождение в кружок Иринарха Введенского (1815-1855). которого тогда называли 'родоначальником нигилизма'.
Какие-то грани этой проблемы отразились в творчестве русских мыслителей XVIII и начала XIX в. Но она приобрела новый и острый смысл, когда, с одной стороны, в Западной Европе укрепился капитализм и народились социалистические идеи, а с другой—в России назрел кризис феодально-крепостнического строя н встал вопрос о «выборе пути». Герцен с особой яркостью и неповторимым своеобразием показал, что вокруг проблемы «Россия и Запад» группируется весь круг вопросов будущего развития России и русского народа. Нельзя не согласиться со словами А. Володина: «Русские мыслители самых разных мировоззрений, но объединенные общим беспокойством о будущем своей страны, проявляют именно в это время предельную активность в осмыслении проблемы «Россия и Запад». Амплитуда решений—громадная. Достаточно только перечислить имена некоторых мыслителей, чтобы понять, насколько разнообразен их ряд: Чаадаев. Гоголь. Белинский. Хомяков. Достоевский. Салтыков-Щедрин. Тютчев. Чернышевский. Писарев. Чичерин. В этом ряду Герцен—одна из важнейших фигур»'.
Ему все же нужно верить во что-либо большое и светлое. Община и социализм Центральной проблемой жизни и творчества Герцена была историческая общность и различность судеб России и Западной Европы. Какие-то грани этой проблемы отразились в творчестве русских мыслителей XVIII и начала XIX в. Но она приобрела новый и острый смысл, когда, с одной стороны, в Западной Европе укрепился капитализм и народились социалистические идеи, а с другой—в России назрел кризис феодально-крепостнического строя н встал вопрос о «выборе пути». Герцен с особой яркостью и неповторимым своеобразием показал, что вокруг проблемы «Россия и Запад» группируется весь круг вопросов будущего развития России и русского народа. Нельзя не согласиться со словами А. Володина: «Русские мыслители самых разных мировоззрений, но объединенные общим беспокойством о будущем своей страны, проявляют именно в это время предельную активность в осмыслении проблемы «Россия и Запад». Амплитуда решений—громадная. Достаточно только перечислить имена некоторых мыслителей, чтобы понять, насколько разнообразен их ряд: Чаадаев. Гоголь. Белинский. Хомяков. Достоевский. Салтыков-Щедрин. Тютчев. Чернышевский. Писарев. Чичерин. В этом ряду Герцен—одна из важнейших фигур»'.
Военные вопросы в произведениях русских философов.В русской философии спектр отношения к войне, как крайней форме насилия, чрезвычайно широк: -от полного её отрицания в любых формах -до признания её главным двигателем прогресса. Тем не менее есть два общих аспекта рассмотрения этой проблемы: 1-й - попытки нравственной оценки войны (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев); 2-й - подходы к возможности или невозможности оправдания насилия и войны для осуществления мессианского предназначения России, а также выбора её исторического пути (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, М.А. Бакунин, В.И. Ленин). Выводы: 1. В целом русская философия 19 - начала 20 века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России. 2. В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма. 4 ВОПРОС. Философская мысль в советский период.В советский период отечественной истории (1917- 1991 г.г.) исключительную поддержку получила материалистическая традиция в философии.
От своих подданных император требовал неукоснительного соблюдения законов и своей государевой воли - и не более того. И любой, посмевший заступить за эту грань, очерченную императорской волей, немедленно подвергался наказанию. Так были наказаны П.Я. Чаадаев, петрашевцы (среди которых, как известно, был и молодой Ф.М. Достоевский), революционные демократы А.И. Герцен и П.И. Огарев (последние эмигрировали за границу). Под бдительный пресс личной государевой цензуры попал и московский кружок славянофилов. Еще в начале 1830-х годов Николай I, прочитав статью И.В. Киреевского "Девятнадцатый век", разразился гневной филиппикой в адрес автора (слова государя передал А.Х. Бенкендорф): "Под словом просвещение он понимает свободу. деятельность разума означает у него революцию, а искусно отысканная середина не что иное, как конституция". И с тех пор Николай Павлович постоянно подозревал славянофилов в либерализме, а сами славянофилы подвергались такому гонению, как "ни один западник, ни один социалист". Вот так, к сожалению, и разошлись, особенно в 40-е годы XIX века, две мощные национальные силы - государственный инстинкт императора и выросшее из народного сознания славянофильское учение.
В) религиозность, призванная объединить людей С) добровольное соединение индивидов на основе любви к Богу и друг к другу D) развитие в человеке религиозных чувств Е) единение церкви и души человека 545 Представитель «западничества» в русской философии А) И.С.Аксаков В) А.С.Хомяков С) П.В.Киреевский D) Ф.Достоевский Е) И.И.Герцен 546 Представитель славянофильства ХIХ века в России А) П.Чаадаев В) А.Хомяков С) Н.Данилевский D) Л.Толстой Е) Ф.Достоевский 547 Автор высказывания: «Ноосфера – это этап в эволюции биосферы, обусловленный историческим развитием человечества, его трудом и разумом» А) Н.Федоров В) В.Соловьев С) Н.Бердяев D) В.Вернадский Е) Л.Шестов 548 Философская позиция, которая может быть отнесена к русской религиозной философии ХIХ - начала ХХ вв.
Местная община передала участок земли подле мемориала в дар России. И сегодня на этой площадке в несколько десятков квадратных метров действуют законы Российской Федерации. Сами же швейцарцы любят говорить, что в их стране соединились черты не только Германии, Италии, Франции, но также и России. Многие русские солдаты, получившие ранения, остались в Швейцарии подлечиться. Они обзавелись семьями, да так на родину и не вернулись. У наших граждан эта страна всегда пользовалась особой популярностью. Швейцария словно магнитом притягивала к себе знаменитых людей России, которые непременно посещали швейцарскую Ривьеру. Считается, что энергетика Женевского озера каким-то необъяснимым образом влияет на раскрытие творческих способностей. Здесь любили работать и отдыхать Толстой, Достоевский, Герцен, Стравинский, Нижинский, Чайковский. Владимир Набоков последние 13 лет своей жизни провел в городе Монтрё. Здесь, в отеле "Палас", он снимал номер на 6-м этаже. Во время своих странствий по Швейцарии, в 1816 г. в Монтрё заглянул лорд Байрон.
Это самоутверждение есть утверждение своей независимости от природы,—все достоинство человека в этом как раз и состоит. Но именно потому подлинное в человеке и состоит лишь в его этической жизни—здесь, и только здесь, человек есть по существу новое, высшее, несравнимое бытие. В этом смысле уже в «Записках из подполья» мы находим такой апофеоз человека, который превращает его если не в центр мира, то в важнейшее и драгоценнейшее явление. Достоевскому совершенно чужд и противен тот «антропологизм», который мы видели раньше у русских позитивистов и полупозитивистов (Чернышевский, Лавров, Кавелин, даже Михайловский) , — он ближе всех к Герцену с его патетическим утверждением независимости человеческого духа от природы. Натурализм в антропологии высмеян беспощадно Достоевским в «Записках из подполья», — и поэтому все его дальнейшее учение о человеке так глубоко отлично от тех (более поздних) учений, которые, сходясь с Достоевским в учении об аморализме в человеке, трактуют это в духе примитивного натурализма. Для Достоевского аморализм, скрытый в глубине человека, есть тоже апофеоз человека,— этот аморализм — явление духовного порядка, а не связан с биологическими процессами в человеке.
Они резко критиковали не только российскую действительность (это делали и славянофилы), но и также основы социальной и духовной жизни России того времени, как самодержавие и православие. Главную задачу они видели в просвещении народа, в развитии демократических начал, в достижении большей социальной и политической свободы личности. Ориентация на западноевропейскую цивилизацию, критика православной церкви, обоснование приоритета личностного начала над коллективным четко просматривается уже у П. Чаадаева. Вместе с тем, критикуя церковь, П. Чаадаев считал необходимым сохранить христианскую религию, как основу духовности личности. А А. Герцен больше склонялся к материализму и атеизму. При всем отличии западников и славянофилов, у них было много общего. И этим общим у них была любовь к свободе, любовь к России, гуманизм. На первое место на шкале ценностей они ставили духовные ценности, были глубоко озабочены проблемой нравственного роста личности, ненавидели мещанство. Из всей системы западноевропейских ценностей, западники по существу хотели взять только ориентацию на разум, науку, рациональное осмысление мира.
Общее между ними заключалось в том, что они выступали за отмену крепостного права «сверху», путем реформ, за наделение крестьян землей за выкуп, за сохранение помещичьего землевладения. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаеву. «Философическое письмо» написано в 1836 г. в жанре поучений некоторой светской даме, которой он дает советы о том как продолжить образование. Первое письмо особенно важно. В нем негативно оценивается нынешнее состояние России, а истоки Чаадаев видет в принятии христианства в православной форме, которые восприняло дух разлагающейся бюрократизированной консервативной византийской империи. Православие отвлекает человека от реальной жизни, призывая его искать воздаяния после смерти. В противовес этому, католицизм проповедует активное отношение к жизни, призывая к построению идеального общества уже на земле. Консерватизм византийской церкви стал причиной уклонения пути России от общеевропейского пути. Вместе с тем Чаадаев критически оценивал западный путь. Он говорил, что западная традиция действует механистически, лишена духовности. Если Россия все же сможет преодолеть консерватизм своего развития, она способна указать путь и для возрождения западного общества, передав ему духовное начало. Западники. Умеренные ( Т.Н. Грановский. А.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин. Радикальные ( А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский. Они отрицательно относились к самодержавию, крепостному праву и полицейско- бюрократическим порядкам николаевской России.
Была выдвинута идея создания правового государства, одна из важнейших задач которого - предупреждать преступления. В русской литературе XIX века идеи о предпочтительности предупреждения преступления наказанию за их совершение, о том, что главное в борьбе с преступностью не наказание, а ее предупреждение, основывающееся на прогрессивных преобразованиях общества, развивали А. Радищев, А. Герцен, Н. Чернышевский, Ф. Достоевский и др. В их произведениях заложен социологические и нравственные основы предупреждения преступлений. На сегодняшний день предупредительная деятельность рассматривается как одно из средств социального регулирования общественных отношений в целях устранения причин преступности; как взаимодействия мер экономико- социального, воспитательно-педагогического, организационного и правового характера; как сочетание различных уровней предупреждения преступлений. К настоящему времени сложились основные категории предупреждения преступности как самостоятельного раздела криминологии. В ее формирование существенный вклад внесли работы видных ученых: А.И. Алексеева, Ю.М. Антоняна, Ю.А. Ветрова, И.И. Карпеца, В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, В.В. Понкратова, А.М. Яковлева и многих других.
![]() | 978 63 62 |