![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Наш современник Вильям Шекспир | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Камерный т-р), "Потерянное письмо" Караджале (1952, Моск. т-р Сатиры), "Они выросли в боях" Ху Кэ (1953, ЦТСА) и мн. др. С и ч.: Против ремесленничества, "Тсатр, 1938, Д1' 4; Диалог с режиссёром, "Театр п драматургия", 1935, J\a 7. Лит..-К о з и и ц е в Г., Театральные работы А. Г. Тыш-лера. "Нева", 1956; Л" 7; е г о ж е, Наш современник Вильям Шекспир, Л.-М., 1962: Б е p г г о л ь ц О., Человечное искусство, "Театр", 1956, Ли 7; M у p и н а Е., Встреча с Шекспиром, "Творчество", 1954, № 7; Выставка эскизов к шекспировским спектаклям. [К 400-летию со дня рождения В. Шекспира, вступ. ст. Ф. Сыркиной]. Каталог, М., 1964. М. П. ТЫОТИН (Tutin), Доротп (р. 8. IV. 1930) - англ. актриса. Театр. образование получила в Королевской академии драм. пск-ва. В 1949 дебютировала в т-ре "Болтонс". В 1950 играла в т-ре "Бристольский Олд Впк", сезон 1950-51-в т-ре "Олд Впк" в Лондоне (Энн Пейдж - "Виндзорские проказницы", принцесса Катарина - "Генрих V" Шекспира), затем выступала в разл. т-рах Лондона. Первый крупный успех - роль Роз Пембертон ("Комната для живых" Грина, т-р "Унндемс")
Следует помнить, конечно, и о том, что в духовной культуре нашей страны образовался определенный вакуум, который благодаря деятельности средства массовой информации, активно заполняется всяческими суевериями и мистическими учениями. В кризисные периоды развития общества, как правило, возарстает интерес людей к новому, необычному. Это подтвердили и результаты всероссийского опроса, проведенного фондом «общественное мнение» 18 октября 1997 г. (было охвачено 1500 человек). Респондентов спрашивали, какие из паранормальных явлений они считают возможными, верят в них. Чаще всего люди называли (данные в процентах): Сбывающиеся приметы 32 Наведение порчи, сглаз, колдовство 28 Экстрасенсорику 24 Астрологические предсказания 15 Меньше всего россияне верят в возможность таких явлений, как левитация (4%), полтергейст и спиритизм (по 5 %), а также деятельность инопланетян на земле (7%)1. Познание мира бесконечно, и поэтому всегда было и остается что-то непознанное. «Есть многое на свете, «друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» (Вильям Шекспир «Гамлет»).
Первым вариантом этой работы был спектакль (Большой драматический театр им. Горького, 1941 г), вторым-глава книги "Наш современник Вильям Шекспир" (1962 г.), третьим-фильм (1967-1970 гг.) Содержание: Главы 1 - 24 Фотографии из "Король Лир" - дано отдельно! {3} 1 Чем больше я тружусь над картинами, которые называют историческими, тем меньше понимаю смысл такого определения. Все, связанное со старинным антуражем, я давно стараюсь нейтрализовать, показать скромнее, незаметнее. Границы, разделяющие эпохи, могут быть подчеркнуты, но их можно и сгладить. (Во что вглядываться: в покрой платья или в лица людей?) Особенно неясны рубежи времени в шекспировских произведениях, действие которых будто бы происходит в старину. Как в прошедшем грядущее зреет, Так в грядущем прошлое тлеет... строчки Анны Ахматовой объясняют такие запутанные процессы. Обратимся к самой вещи. Пьеса "Король Лир", места действия: дворец короля, замок герцога, шалаш для свиней, проезжая дорога по пути в Дувр, вселенная; костюмы: предел роскоши и самые грязные лохмотья; реквизит: корона, карта государства, веревка для повешения
На путях к героическому театру. Из сценической истории «Гамлета» Шекспира. М., «Искусство», 1966. Шведов Ю. Вильям Шекспир. Исследования. М., 1975. Шведов Ю. Эволюция Шекспировской трагедии. М., 1975. Шекспир в меняющемся мире. Сборник статей. М., Прогресс, 1996. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Навозник гонится за орлом. Разговорызапросто. // Библиотека всемирной литературы. Серия первая, т. 33. М., 1971. Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. Сборник. – М., Гнозис, 1994. 1 Известный польский поэт, критик, специалист по истории и теории драмы, профессор Ян Котт последовательно и до конца выразил такой подход в «Очерках о Шекспире» (Варшава, 1964), переведенных на различные европейские языки под заглавием «Шекспир — наш современник». Эта книга вызвала широкий интерес у шекспироведов и режиссеров. Считается, что постановка «Короля Лира», осуществленная Питером Бруком с Полом Скофилдом в главной роли, была непосредственной перекличкой с книгой Яна Котта. Между тем в защиту «нашего Шекспира» прозвучал голос Дж.Б. Пристли. 1 Показательно, что и эти слова, сделавшиеся, подобно изяществу, неотъемлемой характеристикой Гамлета, у Шекспира отнесены совсем к другому персонажу.
Шекспира «Король Лир» (1941), «Отелло» (1943), «Гамлет» (1954) в ленинградских театрах. Значительные работы К. связаны с экранизацией им трагедий Шекспира «Гамлет» (1964: Ленинская пр., 1965) и «Король Лир» (1971). Эти фильмы и фильм «Дон Кихот» (1957, по Сервантесу) отличало углублённое развитие тем гуманизма, социальной справедливости, борьбы со всеми формами человеконенавистничества. К. занимался педагогической деятельностью (1922—26 — мастерская ФЭКС, 1926—32 — Ленинградский институт сценического искусств, с 1941 — ВГИК). Государственная премия СССР (1941, 1948). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 др. орденами, а также медалями. Соч.: Наш современник Вильям Шекспир, Л. — М., [1962]; Глубокий экран, М., 1971. Лит.: Недоброво В., ФЭКС, Г. Козинцев. Л. Трауберг, М. — Л., 1928; Вайсфельд И., Г. Козинцев и Л. Трауберг, М., 1940: Добнн К., Козинцев и Трауберг, [Л. — М., 1963]. О. В. Якубович. Кадр из фильма «Гамлет». 1964. Режиссёр Г. М. Козинцев. Г. М. Козинцев. Козицкий Николай Григорьевич Кози'цкий Николай Григорьевич [24.1(5.2).1880, село Сциборы Ущицкого уезда, ныне Житомирской области, — начало ноября 1920, около села Каменки, ныне Киевской области], революционный деятель
С 1612 по 1616 года он живёт в своей семье, с богатым приданым выдаёт замуж своих дочерей и занимается приобретением недвижимого имущества. В 1616 году драматург умирает, не упомянув в завещании о рукописях пьес и не оставив ни одного прижизненного портрета. Бедность биографических данных привела к возникновению в западном литературоведении так называемых антишекспировских теорий, т. е. Предположений о том, что актёр Вильям Шекспир не был на самом деле автором пьес, известных под его именем, что их написал тот или иной из его современников-аристократов, уплативший Шекспиру за право подписываться его фамилией. Сторонники этих теорий приписывали творения Шекспира различным лицам, например выдающемуся английскому учённому и философу Бэкону или графу Ретленду, в биографии которого ряд фактов совпадает с некоторыми моментами шекспировских пьес. Советские шекспироведы, а также наиболее серьёзные учённые за рубежом отвергают эти теории как лишённые всякого научного основания. Творчество Шекспира составляет целую эпоху мировой драматургии.
(1564-1616) Подготовил: Волощук Алексей 8 «З» класс Созданные три с лишним века назад трагедии, исторические хроники и комедии Шекспира живут до сих пор, волнуют и потрясают воображение зрителей. Лучшие театры мира и выдающиеся актеры поныне считают для себя экзаменом и счастьем поставить и сыграть шекспировский спектакль. Увидев такой спектакль или просто прочитав пьесу Шекспира, вы захотите, наверное, узнать побольше о том, кто создал эти произведения. Но это не так просто. О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений. Шекспир не писал воспоминаний и не вел дневника. Нет у нас его переписки с современниками. Не сохранились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло лишь несколько документов, в которых упоминаются разные обстоятельства его жизни. Каждый из этих документов, даже если в нем лишь несколько слов о Шекспире, исследован и истолкован. Редчайшими историческими ценностями считаются те немногие клочки бумаги, на которых рукой Шекспира написано несколько строк или просто стоит его подпись. Нужно было положить очень много труда, чтобы мы могли прочитать теперь о Шекспире то, что должен знать о нем каждый образованный человек. Вильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком английском городке Стратфорде, расположенном на реке Эйвон.
О Шекспире написаны сотни книг; в науке, именуемой шекспироведением, насчитываются сотни имён учёных. Среди исследователей творчества Шекспира были и великие писатели, сказавшие о Шекспире иногда несколько слов, но бросившие на это необыкновенное явление новый ослепительный свет: Пушкин, Тургенев, Достоевский, Гейне, Гёте, Гюго, Шоу В. Г. Белинский назвал Шекспира царём драматических поэтов, «увенчанным целым человечеством», и это поэтическое определение оказалось очень точным. Шекспир жил в эпоху Возрождения, в период создания национальных государств, необычайного расцвета ремёсел и искусств, науки и торговли. Биографические сведения о Шекспире довольно скудны и не всегда достоверны. Иногда события, которые подтверждаются документами и свидетельствами современников, дополняются устной легендой. Вильям Шекспир родился в 23 апреля 1564 года в окружённом лесами городке Стратфорде на реке Эйвоне. Предки Шекспира были йомены, вольные землепашцы, не испытавшие не себе крепостного ига. Среди них были, видимо, храбрые воины – лучники, копейщики, частники отгремевшей за сотню лет до того Столетней войны.
С 30-х годов начинается плодотворная деятельность писателя-профессионала. М. О. Ауэзов много ездит по стране, знакомится с людьми, изучает жизнь. С творчеством Ауэзова связан расцвет казахской драматургии. Им написано свыше двадцати пьес, а также переведены такие классические произведения мировой и русской драматургии, как «Ревизор» Н. Гоголя, «Отелло» и «Укрощение строптивой» 'В. Шекспира, «Аристократы» Н. Погодина, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Офицер флота» А. Крона. Значительным вкладом в советское литературоведение являются исследования Ауэзова устно-поэтического, творчества казахского народа, эпоса «Манас», творчества Абая и других классиков. Его литературное наследие увенчивает многотомная эпопея «Путь Абая». Последние годы жизни писатель работал над созданием новой эпопеи о наших современниках—«Племя младое». М. Ауэзов словно не пережил писательской молодости, а пришел в литературу сразу звездой первой величины. Его пьесы, рассказы и повести 10—20-х годов «Енлик-Кебек», «Карагоз», «Байбише-токал», «Судьба беззащитной», «Разборчивая невеста», «Красавица в трауре», «Серый лютый», «Выстрел на перевале», «Лихая година» свидетельствуют о зрелости таланта молодого писателя.
Такие люди есть, и некоторые из них были знаменитыми. Одним из первых глубоко проник в душевный мир Гамлета, остро почувствовал мучившие его противоречия величайший немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832), с большой симпатией писавший о герое Шекспира. Английский поэт-романтик Семюэл Тейлор Колридж (1772-1834) признавался, что в чём-то сам подобен Гамлету. Гамлет стал любимейшим героем, когда широко распространилась романтическая чувствительность. Многие стали отождествлять себя с героем трагедии Шекспира. Глава французских романтиков Виктор Гюго (1802-1885) писал в своей книге «Вильям Шекспир»: «На наш взгляд, «Гамлет» – главное создание Шекспира. Ни один образ, созданный поэтом, не тревожит и не волнует нас до такой степени Бывают часы, когда в своей крови мы ощущаем его лихорадку. Тот странный мир, в котором он живёт, - в конце концов, наш мир. Он – тот странный человек, каким мы все можем стать при определённом стечении обстоятельств Он воплощает неудовлетворённость души жизнью, где нет необходимой ей гармонии».
Итак, это создание великое, поэтическое. Но есть ещё одна причина. Определите, о каком времени сказал поэт. И в философии царит сомненье, Погас огонь, осталось только тленье, Пропали солнце и земля, и где Тот ум, что нам помочь бы мог в беде; Распалось всё, ни в чём порядка нет. Ученики уверенно отвечают, что это написал наш современник о нашей стране. Учитель: Это стихи современника Шекспира Джона Донна, написанные в 1611 году. Шекспир (и Донн) сумел сказать об общечеловеческом, о том, что волнует всех во все времена. Как вы поняли, это произведение – трагедия. Почему? Ученики говорят о трагических событиях и судьбах в этом произведении. – Давайте разберемся, в какой обстановке действует Гамлет. Ученики (заранее подготовившие сообщения) рассказывают, используя цитаты, что Гамлет страдает от того, что “век расшатался” (в оригинале “ he ime is ou of joi ” – “время вышло из пазов”, “вывихнулось”). Гамлет остро ощущает, что “Дания – тюрьма”. Образы болезни, телесных недугов, язвы определяют состояние страны (приводится множество цитат из трагедии). Ученик комментирует свою иллюстрацию к трагедии.
Но раздумья о социальном прогрессе приводят к противоречивым вопросам, например: становится ли человечество физически и духовно более здоровым и счастливым или нет? развивается ли утонченность ума и чувств людей или же современные люди ни на шаг не продвинулись по сравнению с великолепием умов, скажем, древнегреческой цивилизации? Что принесла людям современная техника – этот «идол» человечества? Разве авангардизм и абстрактное искусство лучше полотен Рафаэля и Да Винчи, а пьесы или стихи наших современников гениальнее творений Гомера, Данте, Шекспира, Гете и Пушкина? Дело в том, что прогресс в его чисто логическом смысле есть лишь абстракция.
Такой чуткий художник, как Тарковский, безусловно, воспринял ее через атмосферу духовных исканий, пронизывающую творчество виднейших представителей русской культуры (в первую очередь Достоевского). Глава II. Взаимодействие мира и человека: путь к гибели и вера в спасение. §1. Эволюция представлений Тарковского о бытии: от абсолютной гармонии к Апокалипсису. Уже первый полнометражный фильм Андрея Тарковского «Иваново детство» четко обозначает основные моменты представлений Тарковского; дальше ему предстояло дать более детальную художественную разработку этих представлений, в том числе и во втором своем фильме «Андрей Рублев» («Страсти по Андрею»). Мировоззрение, выраженное в фильме «Страсти по Андрею», чрезвычайно сложно и включает множество различных составляющих. В этом широком художественном полотне Тарковский поставил перед собой титаническую задачу: обозначить в лаконичной форме те вечные основы нашего национального мировосприятия, по отношению к которым все выдающиеся представители русской культуры выступают как наши современники, а творения прошедших эпох становятся созвучными современной жизни и современной истории.
Несмотря на это этот период в отечественной культуре является переломным и вошёл в историю под названием «оттепели». Особенно заметно «оттепель» проявилась в литературе и искусстве. Восстанавливается доброе имя многих деятелей культуры – жертв беззакония: В.Э. Мейерхольда, Б.А. Пильняка, О.Э. Мандельштама, И.Э. Бабеля, Г.И. Серебряковой и других. После долгого перерыва стали издаваться книги А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко. Широкая аудитория получила доступ к произведениям, незаслуженно замалчиваемым или ранее неизвестным. Публиковались стихи С.А. Есенина, распространявшиеся после его смерти преимущественно в списках. В консерваториях и концертных залах зазвучала почти забытая музыка западноевропейских и русских композиторов конца XIX – начала ХХ веков. На художественной выставке в Москве, устроенной в 1962 году, были выставлены картины 20-30-х годов, долгие годы, пылившиеся в запасниках. Оживлению культурной жизни общества способствовал выход журналов: «Юность», «Иностранная литература», «Наш современник», «Молодая гвардия» и других.
Иногда в драматических коллективах и кружках упор делается на развлекательные, сатирические номера, которые всегда хорошо воспринимаются зрителями. В отчетном докладе ЦК КПСС XXVIсъезду подчеркнуто, что большое воспитательное значение имеют произведения, в которых звучат высокие революционные мотивы, мотивы военной тематики, посвященные образам наших современников и вопросам морали. «Они волнуют людей, вызывают споры, заставляют задумываться о настоящем и будущем. В каждом из них читатели, зрители находят созвучие собственным мыслями переживаниям, видят воплощение лучших черт советского характера». С произведениями в первую очередь связывается задача повышения роли социалистической культуры и искусства в «формировании марксистко-ленинского мировоззрения, более полном удовлетворении многообразных духовных потребностей советских людей». Эти требования относятся и к художественным самодеятельным коллективам. Такой репертуар воспринимается действительно с интересом, впечатляет своей духовностью и социальной активностью.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени П.О.Cухого. Кафедра”Философии и социологии” РЕФЕРАТ Русская средневековая эстетика Выполнил студент гр.ПЭ-23: Миньков А.А. Принял преподаватель: Воробьева Л.С. Гомель 2002 СОДЕРЖАНИЕ 1. Древняя Русь 3 2. Русская эстетическая мысль XVII века . 9 3. Литература . 18 ДРЕВНЯЯ РУСЬ Историческая дистанция, даль времен делают особенно впечатляющим величественный силуэт древнерусской художественно-эстетической культуры. Древняя Русь в процессе исторического исследования ее духовной жизни все более поражает воображение нашего современника высоким уровнем эстетического сознания, богатством и разнообразием художественных форм, глубиной постижения нравственно-эстетического идеала. Непревзойденные шедевры созданы древнерусскими художниками и мастерами во всех сферах эстетической деятельности. Творения древнерусских зодчих (прославленный Софийский собор в Киеве, София Новгородская, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, ставшая символом красоты церковь Покрова на Нерли, Успенский собор в Рязани, ансамбли многочисленных кремлевских сооружений русских средневековых городов и т. д.); искусство знаменитых древнерусских иконописцев: Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия и др.; памятники древнерусской письменности, включая бессмертное «Слово о полку Игореве» и бесчисленное множество других памятников древнерусской литературы, запечатлели и передали потомкам разностороннюю эстетическую одаренность русского народа, его высокий эстетический вкус.
Порядок событий и появления действующих лиц нарушен окончательно и бесповоротно. Кажется, подобные вольности в работе с устоявшейся в нашем сознании классической пьесы недопустимы. Но у постановщика свой взгляд на драматургический материал. Он убежден в том, что «Гроза» сегодня актуальна, написана о нас с вами. И души Катерины, Дикого, других персонажей будто бы «переселились» в наших современников. Режиссер раскладывает действие пьесы по двум временным пластам, желая максимально приблизить написанное Островским к своим зрителям, подавляющее большинство которых – молодые люди. Во втором акте порядок вроде бы восстановлен. На сцене Кабаниха из девятнадцатого века. Заслуженная артистка России Марина Соколова являет нам властную, значительную особу, навязывающую всем собственные понятия о жизни и нравах. На сцене появляется и другой, приближенный к классическому, Дикой (Сергей Фетисов), и новая Катерина (Елена Колосова), и совсем иной Тихон (Александр Галуцкий). Все развивается по канону Островского. Но в кульминационные моменты на сцене вновь появляются двойники-персонажи из двадцатого века. Стыкуются времена, надежды, чувства. Понятны ли подобные постановочные инверсии зрителям? Обсуждения спектаклей показали, что и молодые и более взрослое поколение ориентируются в подобной эстетике, и воспринимают ее.
Поэт сталкивает их с неприглядным бытом своей эпохи. В стихотворении 70-х годов «О фатальных цифрах и датах» обращении к великому поэту уже лишается пародийного, комического начала, а взамен все более отчетливо звучат трагические ноты, связанные с осмыслением собственной поэтической судьбы. «Эта поэтическая параллель – знак духовной обязанности, которую ВЫСОЦКИЙ постоянно ощущая по отношению Пушкину . Имя Сталина для наших современников и для последующих поколений людей, наверное всегда будет ассоциироваться с годами войны и годами репрессии. О чем бы не писали историки, но все же с ним связана характеристика целой эпохи, эпохи героической и трагической одновременно. И героическое и трагическое связанное с именем Сталина, можно увидеть в содержании стихотворений Высоцкий. Пусть много говорил белиберды Наш Тамада – вы тамаду не троньте, - За Родину был тост алаверды, За Сталина, - я думал – я на фронте. (217) Да действительно, солдаты, идущие в бой кричали: «За Родину! За Сталина!» и этого нельзя вычеркнуть из памяти народной.
![]() | 978 63 62 |