![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Конституционное (государственное) право России |
Двухпалатная структура Федерального Собрания | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ 1.PФедеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ является парламентом РФ. Федеральное Собрание представительный орган РФ. Тем самым Конституция РФ устанавливает, что формой государства РФ является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство. Конституция РФ (ст. 94) характеризует Федеральное Собрание РФ как законодательный орган РФ. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства. Как и предыдущие конституции России, действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента: Федеральное Собрание РФ состоит их Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты РФ
Новым органом законодательной власти стало Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, а Государственную Думу I созыва возглавил И.П. Рыбкин. Центральное место в работе Государственной Думы I созыва занимали вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения. В течение 1993 - 1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов. Подавляющая часть из них была подписана президентом. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся всенародно избираемый президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краёв, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их исполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет.
Высшим органом власти в РФ стал Верховный Совет, но реальная власть все более собиралась в руках президента. Весной 1992 г. соотношение политических сил сильно поменялось. Появившаяся в парламенте оппозиция старалась ослабить президентские структуры, установить контроль над правительством. Союзники президента выступили с предложением распустить парламент и остановить деятельность Съезда народных депутатов. С целью устранения достигшего опасных пределов противостояния законодательной и исполнительной власти, Б. Н. Ельцин провозгласил особый порядок управления Россией. В стране буквально вводилось правление президента. На 25 февраля 1993 г. назначили референдум о доверии президенту и его проекту конституции. Хотя референдум укрепил президентские позиции, не удалось преодолеть конституционный кризис. Наоборот, его характер становился все более угрожающим. Оппозиция собиралась ограничить власть и полномочия президента. Тогда президент объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по вопросу принятия новой Конституции и проведения выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (Государственную Думу и Совет Федерации)
Вопрос №1 Федеральное собрание - парламент, согласно Конституции Российской Федерации 1993, является законодательным и представительным органом власти. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы, - это общегосударственное федеральное представительное учреждение. Российский парламент - представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей – субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации. Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт: 1) самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой из них, независимости во внутренней организации; 2) Неодинаковая компетенция палат – к их ведению относится в основном разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют разные полномочия; 3) разный порядок формирования палат. Состав палат определяется Конституцией Российской Федерации. Совет Федерации состоит из представителей от каждого из субъектов Российской Федерации – по два от каждого из субъектов Российской Федерации.
Структура политической элиты в постсоветской России связана со структурой власти в стране; она включает следующие компоненты: Президент РФ и президентские структуры - и по Конституции РФ и де-факто играют ведущую роль во властных структурах страны; - Парламентский корпус - члены Федерального собрания - Государственной Думы (многие члены ее жалуются, и не без оснований на то, что обладают весьма ограниченными ресурсами власти, что законодательная власть явно уступает исполнительной), и Совета Федерации, представляющий прежде всего региональные интересы и региональные элиты (его влияние ослаблена указами Президента 2000 г. Это, так сказать, формальная структура политической элиты. Но огромную роль в политическом процессе играет неформальная структура элит, прежде всего, группировки и кланы внутри элиты, ведущие открытую или, чаще подковерную борьбу за власть и влияние, в том числе за влияние на Президента. Каждая элитная группировка возглавляется лидером, который обычно контролирует ту или иную государственную структуру или определенный регион
В настоящее время порядок формирования Совета Федерации установлен Федеральным законом от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»5. Выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 года6. Выборы в Российской Федерации проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании7. Конституционная характеристика Федерального Собрания как органа народного представительства предполагает, что возможная неполнота состава его палат не должна быть значительной, ибо в противном случае его представительный характер может быть поставлен под сомнение. Акты парламента должны воплощать интересы большинства в обществе, а не только самого парламентского большинства. Федеративное устройство Российской Федерации обусловливает двухпалатную структуру Федерального Собрания и значительную самостоятельность Совета Федерации и Государственной Думы по отношению друг к другу.
Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы: 1. правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации; 2. правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания; 3. правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания. 2. Структура Федерального Собрания. Состав палат. Как уже отмечалось Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатность Федерального Собрания формально не ведет к признанию того, что одна палата признается первой, а другая - второй или одна нижней, а другая - верхней. Такое деление обычно связывают с тем, что первая, или нижняя палата играет более значимую роль в законодательном процессе. Палаты Федерального Собрания рассматриваются как части единого парламента и в этом смысле они равноправны, хотя полномочия палат неодинаковы. В то же время нельзя не отметить, что основная тяжесть в принятии федеральных законов падает на Государственную Думу (именно с нее начинается законодательный процесс), которая поэтому более заметна в общественной жизни.
Стоит упомянуть и такие главные особенности Федерального Собрания, закреплённые в гл. 1 “Основы конституционного строя” Конституции РФ, как независимость и самостоятельность. Данные особенности позволяют Федеральному Собранию самостоятельно и независимо, без контроля “с верху”,принимать законодательные акты, распоряжаться финансовыми средствами выделенными Федеральному Собранию из государственного бюджета. Однако данная независимость и самостоятельность не является абсолютной и ограничена такими институтами конституционного права, как:референдум, Конституционный Суд РФ, Президент РФ, ратифицированные международные договора, Правительство РФ и т.д. 2. Структура Федерального Собрания. Федеральное собрание имеет двух палатную структуру – Совет Федерации и Государственная Дума. Двухпалатность Федерального Собрания не означает, доминирования одной палаты над другой. Такое деление обусловлено тем, что нижняя палата (Государственная Дума) играет более значимую роль в законодательном процессе. Именно на Государственную Думу падает основная тяжесть в принятии федеральных законов.
По структуре Федеральное Собрание является двухпалатным органом и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура парламента имеет следующие основные преимущества. Во-первых, в федеративных государствах одна из палат, как правило, отражает интересы входящих в состав этого государства политико-территориальных образований. Во-вторых, наличие второй палаты позволяет делать законодательный процесс более качественным, поскольку законопроекты последовательно проходят через обсуждение двумя палатами. Среди основных недостатков двухпалатной структуры парламента называют, напротив, торможение законодательного процесса второй палатой, которая часто отличается сдержанностью и консерватизмом. В качестве недостатка можно говорить и о разобщенности, несогласованности действий парламента в случае, если палаты противоборствуют и конфликтуют. Палаты Федерального Собрания работают самостоятельно. Они заседают раздельно, имеют неодинаковое внутреннее устройство, например образуемые ими комитеты и комиссии отличаются количеством и названиями. Срок полномочий Государственной Думы составляет четыре года.
Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента России считается отклоненным. Конституция Российской Федерации (ст. 92 п. 3) устанавливает правила, что во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. При этом он не обладает правом распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Выборы нового Президента России должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий главой государства. Билет 25 Федеральное Собрание – парламент РФ: правовой статус и структура Федеральной Собрание России состоит из двух палат, которые существуют отдельно: А)Государственная Дума - народная палата. 225 человек по спискам политических партии 225 по выборам в одномандатных округах. Б)Совет Федерации - кантональная палата, объединяет по два представителя от субъекта РФ (законодательного и исполнительного органа). Палаты заседают раздельно, так как у них у каждой есть своя компетенция.
Конституция СССР 1977 г. и Конституция РФ 1978 г. 2. Государство и гражданское общество №13 1. Конституция Республики Татарстан 1992 г. 2. Конституционный контроль и надзор в СССР, РФ и РТ №14 1. Собственность и рыночный принцип развития экономики 2. Структура Федерального Собрания РФ №15 1. Общественные объединения и их место в политической системе общества 2. Акты Федерального Собрания РФ №16 1. Формы прямой демократии. Референдум РФ 2. Законодательный процесс в Гос. Думе РФ №17 1. Понятие и сущность местного самоуправления 2. Роль Совета Федерации в законодательном процессе №18 1. Социальная структура современного российского общества 2. Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 г. №19 1. Гражданство РФ и его принципы 2. Порядок формирования Гос.Думы и Совета Федерации РФ №20 1. Юридическая природа основных прав и обязанностей граждан РФ 2. Структура палат Федерального Собрания РФ №21 1. Классификация основных прав и обязанностей граждан РФ 2. Государственный Совет РТ №22 1. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства. Двойное гражданство. 2. Распад СССР. СНГ №23 1. Правовой статус Российской Федерации 2.
Глава страны – президент, избираемый каждый год по принципу ротации из числа членов Федерального совета. Высший орган законодательной власти – двухпалатный парламент – Федеральное собрание, состоящие из Национального совета и Совета контанотов. Национальный совет (200 депутатов) избирается населением на 4 года по системе пропорционального представительства. В Совете кантонов 46 депутатов, которые избираются населением по мажоритарной системе относительного большинства в 20 двухмандатных округах и 6 одномандатных, то есть по 2 человека от каждого кантона и по одному от полукантонов на 4 года (в некоторых кантонах на 3). Федеральный совет состоит из 7 членов, каждый из которых возглавляет один из департаментов (министерств): Бюргерско-гражданская партия (1), Швейцарская народная партия (1), Социально-демократическая партия (2), Радикально-демократическая партия (2), Христианско-демократическая партия (1). Члены Федерального совета избираются на совместном заседании обеих палат парламента. Все члены Федерального совета поочередно занимают пост президента и вице-президента.
Согласно статье 1 новой Конституции «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», что отражает главные цели строительства нового Российского государства и дает ясное представление о тех ценностях, к достижению которых стремится наше общество. Вся полнота государственной власти в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, имеющим чрезвычайно широкие полномочия, совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент — Федеральное Собрание РФ), исполнительной (Правительство РФ) и судебной (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ) власти, действующих самостоятельно. Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя России. Президент, как глава государства, является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; он также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.
Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции, центральная власть имеет право принятия принудительных мер по отношению к субъекту федерации. Одним из обязательных элементов федерации является двухпалатная структура федерального парламента. Как правило, члены федерации имеют свою собственную конституцию. В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации, различаются федерации на территориальной основе (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на национальной основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально- территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада). Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. В теории также приводят различия между так называемыми конституционными федерациями (США, Канада, Бразилия), конституционно- договорными (РФ) и договорными (Швейцария, ОАЭ); между централизованными (Индия, где штаты, кроме одного, не имеют конституции и гражданства) и децентрализованные (США, ФРГ, РФ и т.д.). Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия).
В силовом поединке победу одержала исполнительная власть, получившая, тем самым, возможность начать реформирование государственного механизма. Главным направлением этой деятельности явилась борьба за проведение выборов в законодательные органы и одновременно референдума по принятию новой Конституции РФ. Согласно предложенной президентской стороной Конституции Российская Федерация должна была стать президентской республикой с двухпалатным парламентом (Федеральным собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной думы). Большинство на референдуме высказалось за принятие новой модели высшей государственной власти в России, однако на выборах проявилось и общее недовольство осуществлением реформ, что выразилось в относительном успехе Либерально-демократической партии В.В. Жириновского с ее демагогическими обещаниями быстрых и силовых решений. Оценка выборов как поражения демократов способствовала пересмотру курса исполнительной власти, в частности, ее отходу от либеральных идей в сторону активного государственного вмешательства в экономику.
В результате складывающийся демократический политический режим несет на себе четкие отпечатки экономической и политической олигархизации, что свидетельствует об усилении авторитарных тенденций в государстве. Как изменился политический режим в России за последние годы? На основании принятой в 1993 г. новой Конституции в России сложилась президентская республика с действующим двухпалатным парламентом — Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы. Верхняя палата Федерального Собрания — Совет Федерации — включает в свой состав представителей администраций и законодательных органов власти регионов. В Государственную Думу баллотируются депутаты по смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе. В силу этого политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма. Вообще авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену.
Ослабли контрольные функции власти, что позволяет элите решать свои корпоративные проблемы за счет общества. Однако вариант возврата к тоталитаризму вряд ли возможен, даже в случае выхода из-под контроля государственной власти. Но неустойчивость этой ситуации, сложность социально-политической обстановки затрудняют процессы демократизации общества и создают условия для усиления в стране авторитаризма. В результате складывающийся демократический политический режим несет на себе четкие отпечатки экономической и политической олигархизации, что свидетельствует об усилении авторитарных тенденций в государстве. На основании принятой в 1993 г. новой Конституции сложилась президентская республика с действующим двухпалатным парламентом — Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы. Верхняя палата Федерального Собрания — Совет Федерации — включает в свой состав представителей администраций и законодательных органов власти регионов. В Государственную Думу баллотируются депутаты по смешанной избирательной системе. В силу этого политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма.
ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1 Понятие и структура механизма современного Российского государства Понятие и признаки механизма государства. Орган государства. Принципы организации и деятельности механизма Российского государства Структура механизма современного Российского государства. ГЛАВА 2 Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в РФ1. Президент Российской Федерации - глава государства : а) конституционный статус президента России; б) полномочия главы Российского государства; в) основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ; г) президент республики - субъекта РФ.2. Органы представительной и законодательной власти Российской Федерации а) правовой статус и структура Федерального Собрания России; б) полномочия Совета Федерации; в) полномочия Государственной Думы; г) комитеты и комиссии палат Федерального Собрания; д) законодательная деятельность российского парламента; е) система и полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.3. Органы исполнительной власти Российской Федерации : а) Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти; б) состав правительства РФ и порядок его формирования; в) полномочия правительства РФ; г) взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания; д) система и компетенция министерств и государственных комитетов России; е) виды и компетенция органов исполнительной власти субъектов РФГЛАВА 3 Иные органы образующие механизм современного Российского государства1.
![]() | 978 63 62 |