![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
О сюжетных цитатах в стихотворении Некрасова «Секрет» | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Преувеличенность и несправедливость таких отзывов теперь очевидна, но их следует принять во внимание, чтобы понять, что отказ во второй половине XIX века от жанра «русской песни» был продиктован прогрессивным стремлением к развитию реализма и к более высокой ступени народности. Этим и следует объяснить тот факт, что и Некрасов, и даже Никитин и Суриков не столько следуют традиции «русской песни», сколько сочетают интерес к народной жизни и подлинному фольклору с изучением опыта русской классической поэзии. Не случайно также песнями в точном смысле этого слова теперь еще чаще, чем в первой половине XIX века, становятся не те стихи, которые в какой-то мере все же ориентируются на традиции «русской песни», а те, которым сами поэты не пророчили «песенного будущего». Еще И. Н. Розанов заметил, что из стихотворений Некрасова популярность в быту приобрела его агитационно-гражданская лирика, сюжетные стихотворения, отрывки из поэм, а не собственно «песни». То же самое произошло и с произведениями Никитина в устный репертуар прочно вошли главным образом не его «песни» (из них только «Песня бобыля» действительно стала песней), а такие стихотворения, как «Вырыта заступом яма глубокая», «Ехал из ярмарки ухарь-купец», «Медленно движется время»
Особое видение проблемы Мережковским обусловило его особое поэтическое, «символическое» мировосприятие. Мережковский тонко ощутил специфичный, неповторимо личностный характер лирического восприятия у Некрасова, особую попытку освоения мира. Говоря о феномене «лирической эпичности» Некрасова следует сопоставить его творчество с творчеством других поэтов, являющихся как предшественниками, так и современниками. Некрасов сочетает в своём творчестве отрешённую, роковую интонацию вещания мировых истин унаследованную от Тютчева с потрясенной интонацией сверх чувственности, невыразимости ощущений Фета. Обращаясь к отличию поэзии Некрасова от поэзии современников и предшественников, нам представляется возможным отметить «особую позицию субъекта» (40:23) в стихотворениях Некрасова. Обращаясь к стихам поэта, можно отметить отсутствие в них искусственности, надуманности. Характерным явлением для лирики 19 века, особенно периода, предшествующего творчеству Некрасова, является искусственное создание ролей, проблем, тематики стихотворений.
В лице Агарина перед нами оригинальная разновидность Рудина; в Медвежьей охоте насмешливая характеристика русского общественного мнения и либерализма; в Современниках типы всевозможных дельцов и аферистов (еще в 1846 году в стихотворении Секрет Некрасов выразил свое крайне отрицательное отношение к нарождавшейся русской буржуазии). Стихотворения Песня Еремушке, Она была исполнена печали, Песня Любы, Я сбросила мертвящие оковы и прочие рисуют любопытные общественные настроения иного характера. Гриша (Пир на весь мир)P представитель поколения семидесятых годов, которое несло в народ свои знания и любовь Поэт верит, что русская интеллигенция посеет добрые семена на почве богатого, но дремлющего народного духа,P и русский народ скажет ей спасибо сердечное Остается отметить ряд наиболее проникновенных и трогательных стихотворений Некрасова, в которых он высказывает свой взгляд на роль писателя вообще и на свое писательское призвание в частности. Назначение поэта, по его мнению,P напоминать человеку высокое призвание его, чтоб человек не мертвыми очами мог созерцать добро и красоту
Поэт утверждает превосходство крестьян над господами, изображает своекорыстие и жестокость бар-тунеядцев. В его поэмах выведены и образы тех, кого Некрасов называет «народными защитниками»,—-борцов за интересы народа. Лирические стихотворения Некрасова раскрывают образ самого поэта, передового писателя- гражданина, чувствующего страдания народа, рыцарственно преданного ему, готового пойти «на смерть за честь отчизны». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889)— сатирик мирового значения. Его сатира, проникнутая сознательной революционно-демократической тенденцией, направлена против общественного строя самодержавной России, обнажает уродства этого строя, доводит их до карикатуры и гротеска. Щедрин проявляет большую свободу в выборе форм и жанров, прибегает к сатирическому очерку и фельетону, к роману и диалогу, к комедии и памфлету. В «Истории одного города» (1869—1870 гг.) он дает обобщенное сатирическое изображение царизма, верховной власти российской империи. В романе «Господа Головлевы» (1870—1880 гг.) показан распад дворянской семьи, а в образе Иудушки воплощены мерзость и смрад крепостничества.
Полностью фраза звучала так: «Pro captu lectoris habent sua fata libelli (Книги имеют свою судьбу в зависимости от того, как их принимает читатель)». Потапенко Игнатий Николаевич (1856—1929) – плодовитый беллетрист, популярный у широкой публики в конце XIX века. См. о нем: Струнин Д. Кумир девяностых годов // Русское богатство. 1891. № 10. «где-то есть душа одна… она до гроба помнить будет» — из стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны…» (1855 или 1856). ….Вячеслав Иванов когда-то заметил, что Анненскийпринадлежит к «скупым нищим жизни»… — В статье «О поэзии Иннокентия Анненского» (Аполлон. 1910. №4) Вячеслав Иванов писал: «Анненский становится на наших глазах зачинателем нового типа лирики, нового лада, в котором легко могут выплакать свою обиду на жизнь души хрупкие и надломленные, чувственные и стыдливые, дерзкие и застенчивые, оберегающие одиночество своего заветного уголка, скупые нищие жизни» (Иванов Вяч. Борозды и межи: Опыты эстетические и критические. М.: Мусагет, 1916. С. 311). «Счастье : Роман» (Берлин: Парабола, 1932) — вторая книга Юрия Фельзена, отдельные главы которой ранее печатались в «Числах» (1932. № 6. С. 88-109). «Сердце мое, исходящее кровью…» — неточная цитата из стихотворения Некрасова «Муж и жена» (1877). «Клетчатое солнце : Роман» (Берлин: Парабола, 1932) — книга Анны Таль. 1933 <«Скутаревский» Леонида Леонова>. — Последние новости. 1933. 5 января. № 4306. С. 2
Фольклорный ритм «Забытой деревни» воспроизводит содержание многих народных песен, выражающих надежду на доброго барина. Описание «славного» помещика связывается с историей крестьян, которые умирают, уходят в солдаты, выдаются замуж, но нет в их жизни перемен, связанных с верой в барина-благодетеля. Многие стихотворения Некрасова основаны на приеме перенесения наиболее кульминационных сцен в финал. «Забытая деревня» не является исключением. Помещика привозят в деревню, чтобы похоронить, а новый «сел в свою карету – и уехал в Питер». Образы детства в некрасовской лирике связаны с темой человеческого страдания. Уже само название – «Плач детей» – указывает на апофеоз трагедии. В «Крестьянских детях» выражена близкая идея. Поэт обращается к детям с призывом любить «вековое наследство», «хлеб трудовой», «скудное поле», но в пределах одного четверостишия встречается образ «поэзии детства» и «недр землицы родной», что означает понимание автором неизбежности разрушения прекрасного начала мира. В стихотворении «Арина, мать солдатская» выражена мысль, что горе народное трудно передать: «Мало слов, а горя – реченька, горя реченька бездонная».
Лирические отступления изобилуют биографическими подробностями, на основе которых можно составить историю жизни рассказчика. Он путешествует, ведет замкнутый образ жизни, много размышляет, скептический ум, независимость суждений представляют его наследником литературной традиции гражданского обличения. Размышления повествователя о судьбах страны вызваны необходимостью в противоречивой действительности обнаружить начала идеальной будущности России, именно к ней обращены многие взволнованные пассажи, отражающие искренность и глубину авторского переживания. В композиции «Мертвых душ» прослеживается авторское стремление создать гармоническую модель, компенсирующую своей упорядоченностью хаос страстей, желаний и побуждений героев. Помещикам и чиновникам отведено в поэме по пять глав, а одна посвящена рассказу о Чичикове. Кроме индивидуальных автор также создает и обобщенные портреты чиновников, дает им сатирические характеристики. Тема творчества становится основой лирического отступления начала шестой главы. Следуя традиции пушкинского стихотворения «Поэт и толпа», Гоголь противопоставляет художника, изображающего потрясающую безысходностью тину мелочей, окутавших жизнь, стороннику другого направления в искусстве, чье внимание направлено на темы, которые далеки от действительности и парят «не касаясь земли.». Данная антитеза впоследствии послужила образцом для стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт».
Изображение города в лирике Некрасова Главный герой поэзии Некрасова - человек из народа: крестьянин, рекрут, горожанин. Именно городу посвящены многие стихотворения поэта, в которых он показывает нищету, беспросветную жизнь и страдания. Капиталистический город и судьбы людей живущих в нем отражаются в стихотворении Некрасова «Еду ли ночью.». В нем поэт изображает жизнь большого города, жить в котором еще труднее чем в деревне. В стихотворении автор показывает семью, лишенную средств к существованию, которая отчаянно борется за выживание. Также Некрасов ярко отображает высокую жертвенность русской интеллигенции. Так, женщина продает себя, чтобы купить гробик для ребенка и ужин мужу. В другом стихотворении под названием «На улице» автор открывает перед читателем зарисовки и миниатюры рассказывающие о жизни несчастных горожан. В зарисовке «Вор» автор показывает образ мужчину, который крадет калач. У него нет денег и именно по этой причине он вынужден идти на преступление. Вторая зарисовка под названием «Проводы» показывает весь ужас рекрутской системы: солдата провожают в армию, лишаясь единственного кормильца. В третьей миниатюре солдат несет гробик своего сына и проклинает себя за грубое отношение к своему сыну, вызванное вечной нехваткой денег.
В произведениях нашли отклик страдания простого человека. Стихи Некрасов имели огромный успех, все чувствовали, что появился поэт, которого еще не было на Руси. Он произнес обличительный приговор самодержавию, высказал свою любовь к народу и светлую веру в прекрасное будущее Родины. Расцвет творчества поэта относится к 60-м годам XIX века. В это "трудное и лихое" время его муза заговорила "бойким" языком. Чернышевский о нем писал: "Вы теперь лучшая - можно сказать, единственная прекрасная надежда нашей литературы". Родине и народу посвящены многие стихотворения поэта. Еще в ранний период творчества Некрасова обнаружилось, что "родина", "земля" - для него всепоглощающая тема. Трудно себе представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, в котором не было бы русской природы и русских людей. "Да, только здесь могу я быть поэтом!" - воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его, поэт даже попытки не сделал отречься хотя бы на короткое время "от песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень".
Обратите внимание на «прозаические» мотивы (такие, как ссора и примирение), бытовые подробности. Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья. («Мы с тобой бестолковые люди.») Гражданский идеал в лирике Н. АНекрасова В стихотворениях Некрасова гражданский идеал связан чаще всего не с образом поэта, а с другим героем, именно «гражданином» — писателем-публицистом, общественным деятелем, разделяющим интересы народа. Реальными прообразами этого персонажа лирики Некрасова являются В. Г. Белинский («Рыцарь на час», «Памяти Белинского»), Н. Г. Чернышевский («Пророк»), Н. А. Добролюбов («Памяти Добролюбова»). Обратите внимание на художественные средства, с помощью которых изображается этот тип героя. Прежде всего здесь актуальна христианская (собственно новозаветная и агиографическая, т. е. житийная) символика, придающая герою черты мученика, подвижника, аскета. (Найдите эту символику и отсылки к библейской риторике в стихотворениях «Памяти Добролюбова», «Пророк».) Смысл христианских образов — не столько религиозный, сколько социальноэтический, а иногда — политический, революционный.
АНАЛИЗ ОТРЫВКА СТИХОТВОРЕНИЯ НЕКРАСОВА (8 класс ср. шк.). В дороге "Скучно! Скучно!. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи - Буду, братец, за все благодарен". - Самому мне не весело, барин: Сокрушила злодейка жена!. Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме была учена Вместе с барышней разным наукам, Понимаешь-ста, шить и вязать, На варгане играть и читать - Всем дворянским манерам и шуткам. Одевалась не то, что у нас На селе сарафанницы наши, А, примерно представить, в атлас; Ела вдоволь и меду и каши. Вил вальяжный имела такой, Хоть бы барыне, слышь ты, природной, И не то что наш брат крепостной, Тоись, сватался к ней благородный (Слышь, учитель-ста врезамшись был, Баит кучер, Иваныч Торопка),- Да, знать, счастья ей бог не судил: Не нужна-ста в дворянстве холопка! Вышла замуж господская дочь, Да и в Питер. А справивши свадьбу, Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу, Захворал и на Троицу в ночь Отдал богу господскую душу, Сиротинкой оставивши Грушу.
И только природа понимает поэта: . И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Лермонтовский герой полностью разочарован в своем существовании и одинок в людском окружении. Трагедия творца заключается в том, что его мечты и желания не соответствуют действительности. Не менее значительный поэт 19 века Н.А. Некрасов также затрагивал в своем творчестве тему поэта и поэзии. Николай Алексеевич трактует эту проблематику по-своему, так, как характерно для его времени. В годы жизни Некрасова произошло столкновение двух литературных направлений: «чистого искусства» и гражданской поэзии. Сторонники «чистого искусства» считали, что поэзия должна описывать природу, прекрасные нежные чувства, а Николай Алексеевич считал, что стихотворения могут быть посвящены описанию жестокой действительности. И в своем творчестве показывая страдания русского мужика от холода и голода. Все стихотворения Некрасова были написаны простым языком, понятным народу, а не высокопарными фразами. Именно все эти переживания о соотношения «чистого искусства» и гражданской поэзии отразились в сборнике стихов, под названием «Поэт и гражданин», принесшим Николаю Алексеевичу невиданный литературный успех. Поэт-гражданин Некрасова глубоко переживает за безмолвие и долготерпение России, он борется за справедливость, пытаясь в своих стихотворениях показать народу его судьбу. Все эти великие поэты - А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Н.А. Некрасов - служили народу, пытались убедить его в том, что он должен бороться за свое счастье, и истинным рупором борьбы является поэт и его поэзия.
Глупец, хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами!. И только природа понимает поэта: . И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Лермонтовский герой полностью разочарован в своем существовании и одинок в людском окружении. Трагедия творца заключается в том, что его мечты и желания не соответствуют действительности. Не менее значительный поэт 19 века Н.А. Некрасов также затрагивал в своем творчестве тему поэта и поэзии. Николай Алексеевич трактует эту проблематику по-своему, так, как характерно для его времени. В годы жизни Некрасова произошло столкновение двух литературных направлений: “чистого искусства” и гражданской поэзии. Сторонники “чистого искусства” считали, что поэзия должна описывать природу, прекрасные нежные чувства, а Николай Алексеевич считал, что стихотворения могут быть посвящены описанию жестокой действительности. И в своем творчестве показывая страдания русского мужика от холода и голода. Все стихотворения Некрасова были написаны простым языком, понятным народу, а не высокопарными фразами.
Мысль о ней вызывала в нем нежность и боль. В ноябре 1844 года наступила ее смерть. Хотя ничего неожиданного в смерти матери не было, весть об этом потрясла Фета. Тогда же, осенью 1844 года, умирает скоропостижно дядя Фета, брат Афанасия Неофитовича Шеншина, Петр Неофитович. Он обещал оставить Фету свой капитал. Теперь он умер, а деньги его загадочным образом исчезли. Это было еще одним потрясением. И у него начинаются финансовые проблемы. Он решает пожертвовать литературной деятельностью и поступить на военную службу. В этом он видит для себя единственный практически целесообразный и достойный выход. Служба в армии, позволяет ему вернуть социальное положение, в котором он пребывал до получения того злополучного письма от отца и которое он считал, своим, принадлежащим ему по праву. К этому следует добавить, что военная служба не была противна Фету. Напротив, когда-то в детстве он даже мечтал о ней. Основные сборники. Первый сборник у Фета был издан в 1840 году и назывался «Лирический пантеон», был издан только с одними инициалами автора «А. Ф.». Интересно, что в том же году вышел из печати и первый сборник стихотворений Некрасова – «Мечты и звуки».
Белинский внимательно следил за творчеством Некрасова, помогал советами, старался привлечь его к более активному сотрудничеству в журнале "Отечественные записки", где возглавлял критический отдел. Однажды Некрасов прочитал Белинскому и его друзьям стихотворение "В дороге", в котором говорилось о печальной судьбе простой крестьянской девушки, воспитанной в барском доме, а затем выданной замуж за темного, но по- своему доброго парня-ямщика. Послушав стихотворение Белинский, по словам И.И. Панаева, обнял Некрасова и со слезами на глазах сказал: "Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?" Отныне каждое стихотворение Некрасова воспринималось в кружке Белинского как событие. Некрасов стал первым поэтом, в творчестве которого находили свое отражение важнейшие принципы "натуральной школы" : интерес к жизни простого народа – и в первую очередь трудового крестьянства и городских низов, - ненависть к крепостному праву, ко всякого рода бюрократам, взяточникам, помещикам-самодурам. Одно за другим появляются стихотворения Некрасова о крестьянской жизни: о судьбе "мужика- вахлака", который осмелился полюбить дворянскую дочь ("Огородник"), о бедняке которому уготована одна дорога – "К кабаку" ("Пьяница"), о сельской красавице, которую ожидает горькая доля русской женщины ("Тройка").
Горе, тяжелое горе овладевает мною при виде босоногих мальчишек, играющих на улице в бабки, и оборванных нищих, и пьяного извозчика, и идущего с развода солдата, и бегущего с портфелем под мышкою чиновника." Сильно подействовали на восприимчивого юношу социалистические убеждения Белинского. Ведь горькую долю бесприютного бедняка Некрасов испытал на своем собственном опыте: "петербургские мытарства" научили его в каждом нищем видеть своего собрата, искренне сочувствовать несчастьям и бедам народным, глубоко любить "золотое народное сердце". Социалистические идеи пали на благодатную почву, они нашли в душе поэта самый прямой и прочувствованный отклик. Впоследствии Некрасов заплатил щедрую дань любви и благодарности своему учителю в стихотворении "Памяти Белинского", в поэме "В. Г. Белинский", в сценах из лирической комедии "Медвежья охота": Ты нас гуманно мыслить научил, Едва ль не первый вспомнил о народе, Едва ль не первый ты заговорил О равенстве, о братстве, о свободе. Именно теперь Некрасов выходит в поэзии на новую дорогу, создавая первые, глубоко реалистические стихи с демократической тематикой. Восторженную оценку Белинского, как известно, вызвало стихотворение Некрасова "В дороге" (1845).
В нем наиболее полно до того времени, равносторонне и в духе последовательного реализма изображается жизнь петербургских низов. Молодой художник свел воедино, представил в одной большой картине те зарисовки Петербурга, которые появились в отдельных повестях Гоголя, в стихотворениях Некрасова и в многочисленных очерках писателей «натуральной школы». Перед читателем «Бедных людей» предстал не пушкинский Петербург – нарядная столица громадной империи, овеянная историческими преданиями, сосредоточившая в себе славу страны и власть над ней. Нет, Петербург Достоевского – это иной город: с нечистыми переулками, мрачными доходными домами, темными дворами-колодцами. Разумеется, Достоевский помнил о дворцах знати, созданных прославленными зодчими, о прелестных парках с их узорными чугунными оградами. Но ведь его герои не видели всего этого! Обитатели убогих квартир и углов в петербургских трущобах с опаской проходили мимо роскошных парадных подъездов, сторонились Невского, смотрели на дворцы – и не видели их красоты. Они ютились в своих закоулках – и великолепие богатых особняков лишь напоминало им об их обездоленности. Действие романа развевается с 8 апреля по 30 сентября – весна, лето, начало осени.
Книга состоит из нескольких разделов. В одном – стихотворения из сборников «Деревья», «Зернышко», «Где спит рыбка», «Весело и грустно», «Разговоры»; в другом – стихотворные сказки («Вечерняя сказка», «Кукареку», «Сказка о Сазанчике», «Котята»); в третьем – прозаические повести «Ростик и Кеша», «Аля, Кляксич и буква «А». Подписи к картинкам, считалки, колыбельные песни, лирические стихи, сюжетные, игровые стихотворения, стихотворные сказки, поэмы – таков жанровый диапазон поэзии Токмаковой. В критике необнакратно отмечались не только многожанровость, но и эволюция творчества поэтессы (С. Баруздиным, В. Берестовым, В. Приходько). Начав с колыбельного и веселого игрового стиха, Токмакова приходит к разработке серьезных жизненных проблем и, как точно подметил В. Приходько, к проблеме положительного героя – ребенка. Лирический герой ее зрелой поэзии тоже дошкольник, как и в ранних стихах. Он тоже мечтатель. Ему видятся голубые, золотые, а то и совсем «никакие» страны, населенные голубыми, золотыми и «никакими» людьми, лошадьми, индюками, подобно тому, как герою ранних стихов березка и ива представлялись девочками, а старые ели и молодые елочки – бабушками и внучатами.
![]() | 978 63 62 |