телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАТовары для животных -30% Электроника, оргтехника -30% Всё для дома -30%

все разделыраздел:Искусство, Культура, Литератураподраздел:Литература, Лингвистика

«Песня про купца Калашникова» и «Мцыри»

найти похожие
найти еще

Совок большой.
Длина 21,5 см. Расцветка в ассортименте, без возможности выбора.
21 руб
Раздел: Совки
Брелок LED "Лампочка" классическая.
Брелок работает в двух автоматических режимах и горит в разных цветовых гаммах. Материал: металл, акрил. Для работы нужны 3 батарейки
131 руб
Раздел: Металлические брелоки
Мыло металлическое "Ликвидатор".
Мыло для рук «Ликвидатор» уничтожает стойкие и трудно выводимые запахи за счёт особой реакции металла с вызывающими их элементами.
197 руб
Раздел: Ванная
«Песня про купца Калашникова» и «Мцыри» Татьяна Скрябина Идеал личности в поэмах М.Ю.Лермонтова Поэма — излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около тридцати поэм (1828–1841), но опубликовал Лермонтов только три из них: «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Тамбовскую казначейшу» и «Мцыри». «Хаджи Абрек» был напечатан в 1835 году без ведома автора. Такая взыскательность вполне оправдана: среди лермонтовских поэм немало довольно беспомощных, ученических произведений, много подражаний, заимствований — особенно из Пушкина («Черкесы», «Кавказский пленник», «Преступник», «Две невольницы»), Байрона, Шиллера. Во время учения в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лермонтов писал фривольные, юнкерские поэмы — «Гошпиталь», «Петербургский праздник», «Уланша». Создавались им и ироничные “повести в стихах” («Сашка»), которые Лермонтов также не считал достойными печати. Не увидел свет и «Демон», над которым Лермонтов работал с 1828 года. Поэмы Лермонтова тесно взаимосвязаны с его лирикой. В большинстве из них герой — одинокий, надменный бунтовщик, “странный человек”, напоминающий лирического героя ранних стихотворений («Последний сын вольности», «Исповедь», «Боярин Орша»). Так, поэма «Исповедь» перекликается со стихотворением «1831. Июня 11-го дня». Демоническая тема одновременно развивается в поэме «Демон» и в стихотворениях «Мой демон», «Я не для ангелов и рая ». Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Но в отличие от лирики, лиро-эпический жанр давал редкую возможность показать героя в действии, со стороны, в самой гуще жизни. Предметом изображения, особенно в поэмах 30-х годов, становится столкновение героя с миром, романтический конфликт. «Мцыри» не только раскрывает перед нами внутренний мир, “тайник души” юноши-монаха, но и изображает его бунт, конфликт с действительностью. «Мцыри» не сводился только к исповеди, созданию психологического портрета — в основе лежало повествование о побеге Мцыри, о трёх счастливых днях блужданий и борьбы. В «Мцыри» множество пейзажей, красочных картин мира, жанровых сцен. И всё же главным в поэмах оставалась не “гуща жизни”, а выдающаяся исключительная личность, вступающая в противоборство с миром, судьбой, людьми. Не случайно в заглавия вынесены имена героев: «Джюлио», «Корсар», «Измаил Бей», «Хаджи Абрек», «Мцыри». Юношеские поэмы Лермонтова не столько повествовательные, “сколько лирические, малые по объёму, с небольшим числом действующих лиц и с мятежным героем, противостоящим окружающей среде” (В.А.Мануйлов). В ранних поэмах в поисках исключительного героя Лермонтов обращался к неистощимой кавказской теме, искал неординарные ситуации. Так появилась цыганка Гюльнара в поэме «Две невольницы» (1829–1830), молодой черкес Аджи, убивающий муллу («Каллы», начало 30-х годов), бесстрашный мститель Хаджи Абрек («Хаджи Абрек», 1833), губящий юную красавицу лезгинку. Кавказский быт, этнографические подробности, фольклор, обычаи, а главное — сам герой-горец отличали поэмы Лермонтова от западноевропейских образцов романтизма.

Замысел «Мцыри», как и замысел «Демона», Лермонтов вынашивал в течение нескольких лет. Но если Демон — непримиренный гордый дух, то Мцыри — человек, вступающий в схватку с судьбой, рвущий оковы предопределённости. Белинский назвал «Мцыри» любимым идеалом поэта. Почему? Что ценит Лермонтов в человеке, что возвеличивает? Белинский определил это так: “огненная душа”, “могучий дух”, “исполинская натура”. “Огненная душа” делает юношу-монаха страстным существом. “Могучий дух” проявляется в бесстрашной схватке Мцыри с барсом. “Исполинская натура” роднит Мцыри с “людьми прежних дней”, в страну которых он мечтает вернуться. Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и “естественный человек”, и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром. Однако таким Мцыри явился не сразу. «Мцыри» предшествовали сходные по сюжету и замыслу поэмы: «Исповедь» (1831) и «Боярин Орша» (1835–1836). Все три поэмы — исповеди: герой исповедуется, а значит, подводит итоги своей жизни, оглядывается назад, анализирует — что вообще очень характерно для поэзии Лермонтова. Исповедь — это и возглас, упрёк, вопрос, который исповедующийся обращает перед смертью к живым. Примечательно, что испанец-монах («Исповедь»), Арсений («Боярин Орша»), Мцыри исповедуются перед старцами: юность говорит перед опытом, желание перед отрешённостью, гордый дух перед смирением. Исповедующийся осознаёт тщету своих усилий: “А душу можно ль рассказать?”, но исповедь даёт ему возможность “жить, хоть мысленно опять”. Подобным образом Печорин вновь переживает события своей жизни, занося их в журнал («Герой нашего времени» создавался одновременно с «Мцыри»). Испанец, Арсений, Мцыри — монахи, но в них мало монашеского, это эмоциональные, страстные натуры. Не для них суровый закон монастыря, против которого бунтует сердце: Пусть монастырский ваш закон Рукою Бога утверждён, Но в этом сердце есть другой, Ему не менее святой. Объединяет трёх героев лермонтовских поэм и романтический конфликт с миром: Мцыри чужд людям, Арсений окружён врагами, испанец “ничего не ждёт от людей”. Но в отличие от «Исповеди» и «Боярина Орши» в «Мцыри» не упоминается любовь как сила, направляющая героя. “Яд любви” не отравил сердце Мцыри: юноша стремится обрести Родину, “припасть к груди родной”. В юношеской поэме Лермонтова «Исповедь» герой нарушил монастырский закон ради женщины. Во имя любви он совершает таинственное, неведомое читателю преступление, его судят “за чем, за что не знал и знать не мог никто”. Осуждённый монах отказывается молить о спасении, не сожалеет о своей участи. Минуты человеческого, наполненного радостями земной любви бытия для него дороже “жизни без радости и бед”. Герой отказывается от рая, если это рай без возлюбленной, без осуществления его жгучих желаний: Что без неё земля и рай? Пустые, звонкие слова, Блестящий храм без божества. И если б рай передо мной Открыт был властью неземной. Клянусь, я прежде, чем вступил, У врат священных бы спросил, Найду ли там, среди святых, Погибший рай надежд моих? Любовь заставляет совершать преступления и Арсения («Боярин Орша»): он вкушает запретной любви, становится разбойником, изменяет своим соотечественникам, переходя на сторону литовцев.

Желая уничтожить своего врага, Арбенин предаёт его честь на поругание («Маскарад»). О клятве верности и чести говорит солдат-артиллерист в стихотворении «Бородино». Печорин ставит честь превыше жизни. Примечательно, что к роману о Пугачёве Пушкин также выносит эпиграф, связанный с честью: “Береги честь смолоду”. Это понятие является для Пушкина, а затем и для Лермонтова мерилом поступков и нравственности героев. «Песня» создавалась в один год со стихотворением «Смерть поэта», которым Лермонтов откликнулся на гибель Пушкина, пожертвовавшего жизнью ради чести семьи. В «Песне », отстоящей от событий 1837 года на три столетия, сходная тема — гибель бесстрашного человека за вечные ценности, за неприкосновенность священных понятий: дом, семья, очаг. Носитель чести в «Песне.» — московский купец Калашников, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает: А зовут меня Степан Калашников, А я родился от честного отца, И жил я по закону Господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью тёмною, Не таился от свету небесного. Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последнева”. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, “народу русскому”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: “Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!” Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Это не просто месть, наказание “бусурманскому сыну”, это и не страх “злых охульников”: Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. А ведь он мог, услышав о “славной семье” Скуратова, поняв, что Кирибеевич — опричник, повести себя иначе. Многие обесчещенные опричниками жёны возвращались по домам — и семья смирялась с фактом своего бесчестья. Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича “вольной волею”, то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке — безусловное право на сохранение суверенности, тайны перед лицом власти. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном, интимном переживании — любви к Алёне Дмитриевне, но вольный купец не признаёт вмешательства в свою внутреннюю, сокровенную жизнь. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил по себе добрую память: Пройдёт стар человек — перекрестится, Пройдёт девица — пригорюнится. А пройдут гусляры — споют песенку. Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и “оклеветанный молвой”, становится народным героем. Антагонист Калашникова — Кирибеевич. Кирибеевич — опричник, ревностный слуга Ивана Грозного.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Художественный мир Гоголя

Некоторые русские писатели в совершенстве владели обоими методами — романтическим и реалистическим, часто не разлучавшимися, и на всем протяжении своей жизни работали как бы в двух направлениях. Классическим примером такого рода был Лермонтов. Его «Мцыри» и «Демон» никак не уступают по художественному своему значению «Песне про купца Калашникова» и даже «Герою нашего времени». Лермонтов видел достоинство одного и другого метода изображения и никогда их не противопоставлял. Нечто подобное имело место и у Гоголя. Романтические краски, разумеется, преобладали в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Но интересно, что еще до выхода в свет «Вечеров» были опубликованы отрывки из исторического романа «Гетьман» и повести «Черный кабан», написанные в реалистической тональности. Казалось, что «Иван Федорович Шпонька…» предвещал окончательный поворот писателя к реализму. Однако в цикл «миргородских» повестей, появившийся через два с лишним года после «Вечеров», наряду с вещами, написанными в реалистической манере, был включен «Тарас Бульба» — повесть, в которой романтический элемент играл весьма важную роль

скачать реферат Поэмы Лермонтова

Беглец Гарун – полная противоположность Мцыри. Мцыри человек «могучего духа», у себя на родине совершал бы подвиги. Гарун ничтожество и трус. Он убежал с поля сраженья, где его близкие пали «за честь и вольность». И сколько гневного презрения заключено в словах поэта: Он растерял в пылу сраженья Винтовку, шашку – и бежит! Где-то в глубине, на втором плане, происходит сраженье, которое Лермонтов не описывает, но до нас как бы долетает шум битвы, и мы можем представить себе, как борются и умирают за свободу отец, братья и сородичи Гаруна. На этом героическом фоне ещё резче выделяется, как темная тень, фигура беглеца. Мы видим его умирающего друга. В час смерти в нём не угасает дух бойца, и он отвергает труса. Мысль о бессмертии, о жизни в памяти грядущих поколений пронизывает всё творчество Лермонтова. Тема народного придания звучит в «Измаил-Бее» и в «Песне про удалого купца Калашникова», а любимый герой Лермонтова Мцыри больше всего скорбит о том, что воспоминание о нём не сохранится в родном народе: И повесть горьких мук моих Не призовёт меж стен глухих Вниманье скорбное ничье На имя тёмное моё.

Маска для сна с "памятью" "Морфей".
Маска для сна «Морфей», сделанная из мягкого и гипоаллергенного материала, защитит глаза от света, препятствующего нормальному сну.
473 руб
Раздел: Дорожные наборы
Горшок дорожный и насадка на унитаз "HandyPotty".
Дорожный горшок и насадка на унитаз HandyPotty помогут сделать путешествие еще комфортнее для малыша. Комбинированная модель сочетает в
1128 руб
Раздел: Сиденья
Настольная игра Какаду "Упрямый Шарик" (Водный Рай).
Игра 100% такая же, как была в СССР! Цель игры Путешествие Шарика или Кто Быстрее - провести маленький металлический шарик через
1452 руб
Раздел: Игры на ловкость
 Поединок или убийство

Американец оказался парнем с чувством юмора: поскольку ему принадлежало право выбора оружия, он предложил вести поединок сливочными тортами на расстоянии шести шагов до тех пор, пока один из дуэлянтов не запросит пощады. Оскорбленный в лучших чувствах писатель снял свой вызов... РУССКИЙ "АМЕРИКАНЕЦ" Вы вправе спросить: а что же Россия? Неужели всеобщая дуэльная лихорадка обошла нас стороной? Нет, не обошла. В допетровские времена на Руси тоже существовали ратные и судебные поединки, были и дуэли, но в большинстве случаев наши предки выясняли отношения на кулаках. Помните "Песню о купце Калашникове" Лермонтова, где великий поэт довольно точно описал поединок того времени?.. Когда на престол взошел Петр Великий, он специальным указом запретил дворянам выяснять отношения на простонародный манер. В ход пошли шпаги и пистолеты. Удивительно трагически складывались судьбы известных русских бретеров. Расскажем об одном из них, в свое время "прогремевшем" не только в нашей стране, но и за ее пределами. Речь идет о графе Федоре Толстом, прозванном "Американцем"

скачать реферат Отечественная трагедия

Ждать, пока это произойдет естественным путем, Пушкин не желал и не мог. И - такова уж была его натура! - осмеяв романтические "трубу, личину и кинжал", казавшиеся ему архаизмом, заразил русскую сцену неудержимой тягой к комбинациям отдельных драматических элементов. Началась эпоха мичуринских экспериментов с трагедией, когда грушу скрещивали с тыквой, а эпос - с личной фабулой. Пост-пушкинская трагедия Если Пушкина в день смерти назвали "солнцем русской поэзии", то ее луной, "солнцем неспящих", стал Лермонтов. Он обладал даром придать высоту чистой, беспримесной, прозрачной, как слеза, трагедии любому жанру, к которому прикасался. Если бы "Песню о купце Калашникове" Лермонтов записал как драматический текст, выделив реплики и ремарки, - мы бы имели одну из величайших европейских трагедий XIX века. Но "Калашников" - поэма, а главное законченное произведение драматурга Лермонтова "Маскарад" - безусловно, драма. В ней нет катарсиса, нет финального примирения Рока с главным героем - всего того, что есть в "Герое нашего времени", "Мцыри", "Демоне".

 Театральная Энциклопедия

СОВЕТСКОЙ АРМИИ ТЕАТРЫ - см. Театры Советской Армии. СОВЕТСКОЙ ОПЕРЫ АНСАМБЛЬ (Ансамбль советской оперы Всероссийского театрального общества). Работал в 1934- 1962 в Москве. Организаторами ансамбля были К. М. Попов и Е. В."Лигин. С. о. а. стремился знакомить слушателей с новыми, еще не пост. операми, пропагандировать произв. сов. композиторов. Среди первых пост.: "Декабристы" Шапорина (1937, 1-я ред.), "Казначейша" Асафьева (1937), "Чапаев" Мокроусова (1938), "Любовь Яровая" Энке (1939), "Степан Разин" (1-я ред. 1940, 2-я ред. 1953) и "Фома Гордеев" (1946) Касьянова, "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Аксюка (1940) и др. В годы Великой Отечеств, войны ансамбль был объединён с фронтовыми бригадами. В 1944 возобновил свою деятельность. С. о. а. являлся творч. лабораторией, где формировались и апробировались мн. произв. сов. композиторов для пополнения репертуара муз. т-ров. Ансамбль пост. св. 75 опер, мн. впервые в СССР. Пост.: "Щорс" Жданова (1938), "Война и мир" (1944) и "Семён Котко" (1957) Прокофьева, "Певцы" (1945) и "Вешние воды" (1955) Гольденвейзера, "Севастопольцы" Коваля (1945), "Хозяйка гостиницы" (1946), "Хождение по мукам" (1951) и "Бравый солдат Швейк" (1962) Спадавеккиа, "Надежда Дурова" Богатырёва (1947), "Барышня-крестьянка" Бирюкова (1947), "Заря" Молчанова (1954), "Маскарад" Д

скачать реферат Последний приют поэта (о Лермонтове)

Новая экспозиция состояла главным образом из текстов, иногда не имеющих никакого отношения к Лермонтову. Появились опять вещи «княжны Мери» (все те же трюмо и диван!), был установлен «камень с могилы Лермонтова» в виде какой-то глыбы полуметровой высоты, грубо обтесанной наверху наподобие крышки гроба. Особое внимание посетителей обращала на себя большая фотография с иллюстрации художника Шарлемана к «Песне о купце Калашникове» с надписью: «Так отрубали голову по приказу царей». А так как под этой фотографией стоял бюст Лермонтова, то получалось, что «так» отрубили голову поэту. Эту, хотя бы и самую краткую, характеристику музейной экспозиции того времени, быть может, и не стоило бы давать, но выдвинутая Коротковым сенсационная версия об убийстве Лермонтова, всплывшая совсем недавно на страницах печати, обязывает дать некоторое представление о ее авторе. По версии Короткова, в Лермонтова на дуэли попала пуля не Мартынова, а какого-то наемного убийцы, который прятался под кустом и выстрелил одновременно с Мартыновым.

скачать реферат Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века

Но Россия Лермонтова не только пейзажные зарисовки, не только раздолье, родные края; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, это - .Немытая Россия, Страна рабов, страна господ. Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение "Прощай, немытая Россия.". В произведении "На смерть поэта", бесконечно скорбя о безвременной кончине Пушкина, Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник - не одинокий странник. Он болеет проблемами своей страны и народа. Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России. В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает "Бородино" и "Песню про купца Калашникова". В стихотворении "Бородино" Лермонтов воспевает подвит российских солдат, "богатырей", победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны.

скачать реферат Философские проблемы в лирике М.Ю. Лермонтова

Это не демонический нигилизм, это – активная борьба за свои представления о справедливости. Вывод достаточно очевидный. Особенно если учесть, что стихотворение было написано перед самым отъездом Лермонтова на Кавказ. А за мысли, как известно, не ссылают. Ссылают за действия. Ни личные невзгоды, ни николаевская реакция не сломили волю Лермонтова. Вера "гордая в людей", в лучшую жизнь помогала поэту преодолеть разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу. В стихотворении "1831-го июня 11 дня" читаем: "Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать". Воля к действию у Лермонтова проявилась в отрицании самодержавия, в обличении уклада жизни светского общества, в осуждении молодого поколения, стоящего в стороне от серьёзных дел. Ещё в большей степени философия действия проявляется в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Для честного Калашникова позор жены – это и его собственный позор, что хуже смерти.

скачать реферат Конспект критических материалов. Русская литература 2-й четверти XIX века

Чем выше поэт, тем больше принадлежит он обществу, среди которого родился, тем теснее связано развитие, направление и даже характер его таланта с историческим развитием общества. В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, тех, в которых он особенно является русским и современным поэтом, также виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства. Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества. Поэма Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — создание мужественное, зрелое и столько же художественное, сколько и народное. «Песня» представляет собою факт в кровном родстве духа поэта с народным духом и свидетельствует об одном из богатейших элементов его поэзии, намекающем на великость его таланта. В созданиях поэта, выражающих скорби и недуги общества, общество находит облегчение от своих скорбей и недугов: тайна этого целительного действия — сознание причины болезни чрез представление болезни.

Кружка "On/Off".
Оригинальная чашка - меняет цвет и надпись при нагревании. Упаковка стилизованная - качественный картон. Размеры упаковки: 11х10х8
448 руб
Раздел: Кружки
Набор детской складной мебели Ника "Азбука".
Комплект складной. Подходит для кормления, игр и обучения. Поверхность столешницы ламинированная с нанесением ярких познавательных
1270 руб
Раздел: Наборы детской мебели
Дорожная игра "Голодные бегемотики".
Забавная игра «Голодные бегемотики» не даст соскучиться! Она рассчитана на двух человек, каждый из которых играет за голодного бегемота:
543 руб
Раздел: Игры на ловкость
скачать реферат Философский роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Философский роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов. Лирический герой поэзии Лермонтова принадлежит двум временным сферам. Разочарованный дух, пессимистически размышляющий о бытии, направлен в прошлое, в героические эпохи, куда ушли титаны духа. Настоящее для автора и его героя – это миг вдохновенного ожидания опасности, мгновение, которое должно удостоверить готовность одинокой личности отстоять в борьбе высокие идеалы. Обе сферы, воплощающие духовный поиск, соединились в романтической поэме «Песня про купца Калашникова.», написанной в стилистике народных преданий. Поэт воссоздает картину жесточайшей эпохи в русской истории, ставшей олицетворением безудержного самовластия. В сказовой форме автор повествует о грандиозных по эпическому масштабу характерах Кирибеевича и Калашникова. Их противоборство иллюстрирует мысль о торжестве личности над обстоятельствами. Романтическая концепция произведения заключается в намеренном создании максимально драматической ситуации. Сюжет выстроен таким образом, что симпатии эпического мира направлены на обоих героев. Апофеоз идеи самоотверженности выражен в образе Калашникова, он идет на бой, исход которого предрешен.

скачать реферат Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова. Произвол и беззаконие были "визитной карточкой" опричников. Простой народ боялся их, знатные люди избегали с ними встреч. Лермонтову очень точно удалось описать атмосферу царствования Ивана Грозного: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Заметил царь, что пригорюнился Его верный слуга Кирибеевич: Не ест, не пьет. Разгневался царь, .стукнул палкою /И дубовый пол на полчетверти/ Он железным пробил оконечником.". Узнал царь, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну, но не сказал Кирибеевич, что она — жена купца Калашникова. Царь Иван Васильевич посоветовал: .Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый Да возьми ожерелье жемчужное. .И пошли дары драгоценные Ты своей Алене Дмитриевне: Как полюбишься — празднуй свадебку, Не полюбишься — не прогневайся.

скачать реферат Москва в творчестве М. Ю. Лермонтова

Москва в творчестве М. Ю. Лермонтова Тема Москвы развивается Лермонтовым в романе "Княгиня Лиговская" и ряде юношеских стихотворений. Поэтические картины Москвы времен Ивана Грозного воспроизведены в поэме "Песня.про купца Калашникова". Тема Москвы  раскрывается в стихотворении Лермонтова "Бородино". В поэме "Сашка" поэт писал:                          "Москва, Москва!. люблю тебя как сын,              Как русский сильно, пламенно и нежно! ".    Обратимся к « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ». Действие этого лирико-эпического произведения происходит в Москве. Каким читатель представляет себе город? Поищем ответ в первых строках «Песни »: Москва в этом фрагменте текста- престольный град, царское место, центр Руси, а сам царь сидит на троне как на небесах и « словно ястреб» смотрит на то, что творится у него под ногами. Власть его безгранична, он волен и казнить, и миловать по своему усмотрению. В этой части произведения Москва представляется нам в царском обличии.          Вторая часть произведения начинается с описания Москвы купеческой, и по отдельным приметам мы можем представить её облик.

скачать реферат 14 сочинений по литературе

Стихотворение "Бородино" было написано на 25летие Бородинской битвы. Юноша, современник поэта, спрашивает своего родственника о прошедшей войне: Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Старый солдат рассказывает о битве, вновь переживая все то, что было на поле боя. Впервые в русской литературе Лермонтов показывает ход событий глазами простого участника войны. В стихотворении появляются мотивы патриотизма, раскрывается русский национальный характер. Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою. Для М.Ю. Лермонтова народ - это совокупность сильных личностей. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы. Вторым произведением, обращенным к истории, стала "Песня про купца Калашникова". Это историческая песня, написанная в фольклорной традиции. В ней рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитриевну - жену купца Степана Парамоновича Калашникова, и своими признаниями, поступками бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.

скачать реферат Лирика патриотизма у Лермонтова

Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение "Прощай, немытая Россия.". В произведении "На смерть поэта", бесконечно скорбя о безвременной кончине Пушкина, Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник - не одинокий странник. Он болеет проблемами своей страны, Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литератору, стоящую в стороне от общественном жизни России. В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает "Бородино" и "Песню про купца Калашникова". В стихотворении "Бородино" Лермонтов воспевает подвиг российских солдат, "богатырей", победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которых легла основная тяжесть войны: Да! Были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя, Богатыри -не вы! Это поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое "толпой угрюмою и скоро позабытой" пройдет, "не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда".

Швабра для пола "Помощница".
Использование швабры позволяет очистить любые поверхности от пыли и грязи, даже без использования химических средств. Благодаря насадке
314 руб
Раздел: Швабры и наборы
Комплект детского постельного белья "Пираты".
Постельное белье из бязи выполнено из высококачественного хлопка, что гарантирует крепкий и здоровый сон. Комплект не требует особого
1498 руб
Раздел: Детское, подростковое
Терка для моркови "по-корейски" Regent "Linea Presto".
Терка для нарезки моркови "по-корейски". Материал: нержавеющая сталь, пластик. Размер: 32,7x12,5x2,5 см.
377 руб
Раздел: Тёрки, мультитёрки
скачать реферат Лермонтовские места

Таким удалым и бесшабашным выглядит русский крестьянин на рисунке неизвестного художника ХIХ века „Русская пляска". И может быть, такую пляску вспоминал Лермонтов незадолго до гибели: И в праздник вечером росистым Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужиков. ЛЮДСКАЯ ИЗБА По другую сторону от барского дома расположено кирпичное здание людской избы, восстановленное по аналогам XIX в. на старом фундаменте в 1979 году. В ней жили дворовые Е. А. Арсеньевой. В 1831 году в Тарханах насчитывалось дворовых, включая женщин и детей, 176 человек. По произведения поэта в людской избе создана экспозиция "Люблю Отчизну я.". В ее основе - представление романа "Вадим", стихотворений "Отчизна", "Предсказание", "Бородино", поэмы "Песня про . купца Калашникова". Экспозиция построена на аудиовизуальной системе, включающей в себя систему слайдов, фонограмм, светового и цветового оформления. Посетители знакомятся с экспозицией без экскурсовода. В экспозиции три зала, каждый из которых имеет свой цвет: черный — цвет трагедии, безысходности — в зале, посвященном "Вадиму"; красный — цвет победы— в зале, посвященном "Бородино", и белый — цвет справедливости, чести — в зале "Песни про . купца Калашникова". В музыкальное сопровождение включены произведения XIX в. и народные песни в исполнении ансамбля народной музыки под руководством Д. Покровского. Пояснительный текст читает артист М. Львов. ЦЕРКОВЬ МАРИИ EГИПЕТСКОЙ Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви, освященной в 1820 году во имя Марии Eгипетской.

скачать реферат Лермонтов

Его духовный мир и мир внешний поражают своей раздробленностью, принципиальным нарушением взаимосвязей. Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенств. Эта тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил - сил добра и зла - в душе человека. Исследование духовного мира бесконечно. И эту бесконечность открыл русской литературе Михаил Юрьевич Лермонтов. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона : и добро и зло находятся не вне человека, но внутри его, в его душе. Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном пути героя. Художественное своеобразие и историко-философская проблематика "Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Поэма 1837 пуда "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором.

скачать реферат Боевые искусства на Руси

Но если копнуть глубже, то можно узнать, чего впрочем, не скрывал и сам Гиляровский, что все навыки он получил от беглого матроса, жившего у них в деревне. Прозвище его было Китаев, так как он провёл долгие годы в Китае, где и обучился приёмам позволявшим ему в одиночку одолеть десяток деревенских мужиков. Да и в Японии Китаев бывал, не говоря уж о том. что, как и многие моряки, хорошо освоил европейский бокс именно в боевом его варианте. Кстати, в своих воспоминаниях Гиляровский упоминает, что тот же Китаев обучил его ".некоторым невиданным тогда приёмам, происхождение которых я постиг десятки лет спустя, узнав тайны джиу-джитсу". Выходит, он и самостоятельно джиу-джитсу изучал (равно как и бокс). Да и он ли один? Так может все новоиспечённые основатели не только обманывают, но и сами обманываются. Ведь не у одного Гиляровского был "дядька Китаев". Каким же был "русский стиль в действительности? Довольно точное представление о нём даёт "песнь о купце Калашникове" Лермонтов многое знал. Многое умел сам, а многое ощущал поэтически. .На руках глухие кожаные рукавицы.

скачать реферат Лермонтов в Тарханах

Михаил Юрьевич кричит: “Будет! Будет, еще убьет!” Нетрудно заметить сходство рассказа крестьянки с описанием центральной сцены “Песни”: Размахнулся тогда Кирибеевич И ударил впервой купца Калашникова, И ударил его посередь груди— Затрещала грудь молодецкая, Пошатнулся Степан Парамонович; На груди его широкой висел медный крест Со святыми мощами из Киева,— И погнулся крест и вдавился в грудь; Как роса из-под него кровь закапала; И подумал Степан Парамонович: “Чему быть суждено, то и сбудется; Постою за правду до последнева!” Изловчился он, приготовился, Собрался со всею силою И ударил своего ненавистника Прямо в левый висок со всего плеча. И опричник молодой застонал слегка, Закачался, упал замертво; Повалился он на холодный снег . За плотиной, справа, где глубокий сырой овраг, бочаги и ржавцы, в ту пору, когда порозовеет от утренних лучей вода, снимется пролежавший на травах и влажной земле туман, снимется, разрыхлится, поплывет, цепляясь за кусты и ветлы, низко продымит над полями. Посмотришь в противоположную сторону. За вязами и кленами, отгороженный гривой ставших по гребню сосен, там южный скат горы; к пруду и дороге он порос яблонями и вишнями.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.