![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
«Песня про купца Калашникова» и «Мцыри» | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Некоторые русские писатели в совершенстве владели обоими методами — романтическим и реалистическим, часто не разлучавшимися, и на всем протяжении своей жизни работали как бы в двух направлениях. Классическим примером такого рода был Лермонтов. Его «Мцыри» и «Демон» никак не уступают по художественному своему значению «Песне про купца Калашникова» и даже «Герою нашего времени». Лермонтов видел достоинство одного и другого метода изображения и никогда их не противопоставлял. Нечто подобное имело место и у Гоголя. Романтические краски, разумеется, преобладали в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Но интересно, что еще до выхода в свет «Вечеров» были опубликованы отрывки из исторического романа «Гетьман» и повести «Черный кабан», написанные в реалистической тональности. Казалось, что «Иван Федорович Шпонька…» предвещал окончательный поворот писателя к реализму. Однако в цикл «миргородских» повестей, появившийся через два с лишним года после «Вечеров», наряду с вещами, написанными в реалистической манере, был включен «Тарас Бульба» — повесть, в которой романтический элемент играл весьма важную роль
Беглец Гарун – полная противоположность Мцыри. Мцыри человек «могучего духа», у себя на родине совершал бы подвиги. Гарун ничтожество и трус. Он убежал с поля сраженья, где его близкие пали «за честь и вольность». И сколько гневного презрения заключено в словах поэта: Он растерял в пылу сраженья Винтовку, шашку – и бежит! Где-то в глубине, на втором плане, происходит сраженье, которое Лермонтов не описывает, но до нас как бы долетает шум битвы, и мы можем представить себе, как борются и умирают за свободу отец, братья и сородичи Гаруна. На этом героическом фоне ещё резче выделяется, как темная тень, фигура беглеца. Мы видим его умирающего друга. В час смерти в нём не угасает дух бойца, и он отвергает труса. Мысль о бессмертии, о жизни в памяти грядущих поколений пронизывает всё творчество Лермонтова. Тема народного придания звучит в «Измаил-Бее» и в «Песне про удалого купца Калашникова», а любимый герой Лермонтова Мцыри больше всего скорбит о том, что воспоминание о нём не сохранится в родном народе: И повесть горьких мук моих Не призовёт меж стен глухих Вниманье скорбное ничье На имя тёмное моё.
Американец оказался парнем с чувством юмора: поскольку ему принадлежало право выбора оружия, он предложил вести поединок сливочными тортами на расстоянии шести шагов до тех пор, пока один из дуэлянтов не запросит пощады. Оскорбленный в лучших чувствах писатель снял свой вызов... РУССКИЙ "АМЕРИКАНЕЦ" Вы вправе спросить: а что же Россия? Неужели всеобщая дуэльная лихорадка обошла нас стороной? Нет, не обошла. В допетровские времена на Руси тоже существовали ратные и судебные поединки, были и дуэли, но в большинстве случаев наши предки выясняли отношения на кулаках. Помните "Песню о купце Калашникове" Лермонтова, где великий поэт довольно точно описал поединок того времени?.. Когда на престол взошел Петр Великий, он специальным указом запретил дворянам выяснять отношения на простонародный манер. В ход пошли шпаги и пистолеты. Удивительно трагически складывались судьбы известных русских бретеров. Расскажем об одном из них, в свое время "прогремевшем" не только в нашей стране, но и за ее пределами. Речь идет о графе Федоре Толстом, прозванном "Американцем"
Ждать, пока это произойдет естественным путем, Пушкин не желал и не мог. И - такова уж была его натура! - осмеяв романтические "трубу, личину и кинжал", казавшиеся ему архаизмом, заразил русскую сцену неудержимой тягой к комбинациям отдельных драматических элементов. Началась эпоха мичуринских экспериментов с трагедией, когда грушу скрещивали с тыквой, а эпос - с личной фабулой. Пост-пушкинская трагедия Если Пушкина в день смерти назвали "солнцем русской поэзии", то ее луной, "солнцем неспящих", стал Лермонтов. Он обладал даром придать высоту чистой, беспримесной, прозрачной, как слеза, трагедии любому жанру, к которому прикасался. Если бы "Песню о купце Калашникове" Лермонтов записал как драматический текст, выделив реплики и ремарки, - мы бы имели одну из величайших европейских трагедий XIX века. Но "Калашников" - поэма, а главное законченное произведение драматурга Лермонтова "Маскарад" - безусловно, драма. В ней нет катарсиса, нет финального примирения Рока с главным героем - всего того, что есть в "Герое нашего времени", "Мцыри", "Демоне".
СОВЕТСКОЙ АРМИИ ТЕАТРЫ - см. Театры Советской Армии. СОВЕТСКОЙ ОПЕРЫ АНСАМБЛЬ (Ансамбль советской оперы Всероссийского театрального общества). Работал в 1934- 1962 в Москве. Организаторами ансамбля были К. М. Попов и Е. В."Лигин. С. о. а. стремился знакомить слушателей с новыми, еще не пост. операми, пропагандировать произв. сов. композиторов. Среди первых пост.: "Декабристы" Шапорина (1937, 1-я ред.), "Казначейша" Асафьева (1937), "Чапаев" Мокроусова (1938), "Любовь Яровая" Энке (1939), "Степан Разин" (1-я ред. 1940, 2-я ред. 1953) и "Фома Гордеев" (1946) Касьянова, "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Аксюка (1940) и др. В годы Великой Отечеств, войны ансамбль был объединён с фронтовыми бригадами. В 1944 возобновил свою деятельность. С. о. а. являлся творч. лабораторией, где формировались и апробировались мн. произв. сов. композиторов для пополнения репертуара муз. т-ров. Ансамбль пост. св. 75 опер, мн. впервые в СССР. Пост.: "Щорс" Жданова (1938), "Война и мир" (1944) и "Семён Котко" (1957) Прокофьева, "Певцы" (1945) и "Вешние воды" (1955) Гольденвейзера, "Севастопольцы" Коваля (1945), "Хозяйка гостиницы" (1946), "Хождение по мукам" (1951) и "Бравый солдат Швейк" (1962) Спадавеккиа, "Надежда Дурова" Богатырёва (1947), "Барышня-крестьянка" Бирюкова (1947), "Заря" Молчанова (1954), "Маскарад" Д
Новая экспозиция состояла главным образом из текстов, иногда не имеющих никакого отношения к Лермонтову. Появились опять вещи «княжны Мери» (все те же трюмо и диван!), был установлен «камень с могилы Лермонтова» в виде какой-то глыбы полуметровой высоты, грубо обтесанной наверху наподобие крышки гроба. Особое внимание посетителей обращала на себя большая фотография с иллюстрации художника Шарлемана к «Песне о купце Калашникове» с надписью: «Так отрубали голову по приказу царей». А так как под этой фотографией стоял бюст Лермонтова, то получалось, что «так» отрубили голову поэту. Эту, хотя бы и самую краткую, характеристику музейной экспозиции того времени, быть может, и не стоило бы давать, но выдвинутая Коротковым сенсационная версия об убийстве Лермонтова, всплывшая совсем недавно на страницах печати, обязывает дать некоторое представление о ее авторе. По версии Короткова, в Лермонтова на дуэли попала пуля не Мартынова, а какого-то наемного убийцы, который прятался под кустом и выстрелил одновременно с Мартыновым.
Но Россия Лермонтова не только пейзажные зарисовки, не только раздолье, родные края; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, это - .Немытая Россия, Страна рабов, страна господ. Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение "Прощай, немытая Россия.". В произведении "На смерть поэта", бесконечно скорбя о безвременной кончине Пушкина, Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник - не одинокий странник. Он болеет проблемами своей страны и народа. Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России. В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает "Бородино" и "Песню про купца Калашникова". В стихотворении "Бородино" Лермонтов воспевает подвит российских солдат, "богатырей", победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны.
Это не демонический нигилизм, это – активная борьба за свои представления о справедливости. Вывод достаточно очевидный. Особенно если учесть, что стихотворение было написано перед самым отъездом Лермонтова на Кавказ. А за мысли, как известно, не ссылают. Ссылают за действия. Ни личные невзгоды, ни николаевская реакция не сломили волю Лермонтова. Вера "гордая в людей", в лучшую жизнь помогала поэту преодолеть разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу. В стихотворении "1831-го июня 11 дня" читаем: "Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать". Воля к действию у Лермонтова проявилась в отрицании самодержавия, в обличении уклада жизни светского общества, в осуждении молодого поколения, стоящего в стороне от серьёзных дел. Ещё в большей степени философия действия проявляется в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Для честного Калашникова позор жены – это и его собственный позор, что хуже смерти.
Чем выше поэт, тем больше принадлежит он обществу, среди которого родился, тем теснее связано развитие, направление и даже характер его таланта с историческим развитием общества. В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, тех, в которых он особенно является русским и современным поэтом, также виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства. Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества. Поэма Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — создание мужественное, зрелое и столько же художественное, сколько и народное. «Песня» представляет собою факт в кровном родстве духа поэта с народным духом и свидетельствует об одном из богатейших элементов его поэзии, намекающем на великость его таланта. В созданиях поэта, выражающих скорби и недуги общества, общество находит облегчение от своих скорбей и недугов: тайна этого целительного действия — сознание причины болезни чрез представление болезни.
Философский роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов. Лирический герой поэзии Лермонтова принадлежит двум временным сферам. Разочарованный дух, пессимистически размышляющий о бытии, направлен в прошлое, в героические эпохи, куда ушли титаны духа. Настоящее для автора и его героя – это миг вдохновенного ожидания опасности, мгновение, которое должно удостоверить готовность одинокой личности отстоять в борьбе высокие идеалы. Обе сферы, воплощающие духовный поиск, соединились в романтической поэме «Песня про купца Калашникова.», написанной в стилистике народных преданий. Поэт воссоздает картину жесточайшей эпохи в русской истории, ставшей олицетворением безудержного самовластия. В сказовой форме автор повествует о грандиозных по эпическому масштабу характерах Кирибеевича и Калашникова. Их противоборство иллюстрирует мысль о торжестве личности над обстоятельствами. Романтическая концепция произведения заключается в намеренном создании максимально драматической ситуации. Сюжет выстроен таким образом, что симпатии эпического мира направлены на обоих героев. Апофеоз идеи самоотверженности выражен в образе Калашникова, он идет на бой, исход которого предрешен.
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова. Произвол и беззаконие были "визитной карточкой" опричников. Простой народ боялся их, знатные люди избегали с ними встреч. Лермонтову очень точно удалось описать атмосферу царствования Ивана Грозного: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Заметил царь, что пригорюнился Его верный слуга Кирибеевич: Не ест, не пьет. Разгневался царь, .стукнул палкою /И дубовый пол на полчетверти/ Он железным пробил оконечником.". Узнал царь, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну, но не сказал Кирибеевич, что она — жена купца Калашникова. Царь Иван Васильевич посоветовал: .Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый Да возьми ожерелье жемчужное. .И пошли дары драгоценные Ты своей Алене Дмитриевне: Как полюбишься — празднуй свадебку, Не полюбишься — не прогневайся.
Москва в творчестве М. Ю. Лермонтова Тема Москвы развивается Лермонтовым в романе "Княгиня Лиговская" и ряде юношеских стихотворений. Поэтические картины Москвы времен Ивана Грозного воспроизведены в поэме "Песня.про купца Калашникова". Тема Москвы раскрывается в стихотворении Лермонтова "Бородино". В поэме "Сашка" поэт писал: "Москва, Москва!. люблю тебя как сын, Как русский сильно, пламенно и нежно! ". Обратимся к « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ». Действие этого лирико-эпического произведения происходит в Москве. Каким читатель представляет себе город? Поищем ответ в первых строках «Песни »: Москва в этом фрагменте текста- престольный град, царское место, центр Руси, а сам царь сидит на троне как на небесах и « словно ястреб» смотрит на то, что творится у него под ногами. Власть его безгранична, он волен и казнить, и миловать по своему усмотрению. В этой части произведения Москва представляется нам в царском обличии. Вторая часть произведения начинается с описания Москвы купеческой, и по отдельным приметам мы можем представить её облик.
Стихотворение "Бородино" было написано на 25летие Бородинской битвы. Юноша, современник поэта, спрашивает своего родственника о прошедшей войне: Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Старый солдат рассказывает о битве, вновь переживая все то, что было на поле боя. Впервые в русской литературе Лермонтов показывает ход событий глазами простого участника войны. В стихотворении появляются мотивы патриотизма, раскрывается русский национальный характер. Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою. Для М.Ю. Лермонтова народ - это совокупность сильных личностей. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы. Вторым произведением, обращенным к истории, стала "Песня про купца Калашникова". Это историческая песня, написанная в фольклорной традиции. В ней рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитриевну - жену купца Степана Парамоновича Калашникова, и своими признаниями, поступками бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение "Прощай, немытая Россия.". В произведении "На смерть поэта", бесконечно скорбя о безвременной кончине Пушкина, Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник - не одинокий странник. Он болеет проблемами своей страны, Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литератору, стоящую в стороне от общественном жизни России. В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает "Бородино" и "Песню про купца Калашникова". В стихотворении "Бородино" Лермонтов воспевает подвиг российских солдат, "богатырей", победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которых легла основная тяжесть войны: Да! Были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя, Богатыри -не вы! Это поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое "толпой угрюмою и скоро позабытой" пройдет, "не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда".
Таким удалым и бесшабашным выглядит русский крестьянин на рисунке неизвестного художника ХIХ века „Русская пляска". И может быть, такую пляску вспоминал Лермонтов незадолго до гибели: И в праздник вечером росистым Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужиков. ЛЮДСКАЯ ИЗБА По другую сторону от барского дома расположено кирпичное здание людской избы, восстановленное по аналогам XIX в. на старом фундаменте в 1979 году. В ней жили дворовые Е. А. Арсеньевой. В 1831 году в Тарханах насчитывалось дворовых, включая женщин и детей, 176 человек. По произведения поэта в людской избе создана экспозиция "Люблю Отчизну я.". В ее основе - представление романа "Вадим", стихотворений "Отчизна", "Предсказание", "Бородино", поэмы "Песня про . купца Калашникова". Экспозиция построена на аудиовизуальной системе, включающей в себя систему слайдов, фонограмм, светового и цветового оформления. Посетители знакомятся с экспозицией без экскурсовода. В экспозиции три зала, каждый из которых имеет свой цвет: черный — цвет трагедии, безысходности — в зале, посвященном "Вадиму"; красный — цвет победы— в зале, посвященном "Бородино", и белый — цвет справедливости, чести — в зале "Песни про . купца Калашникова". В музыкальное сопровождение включены произведения XIX в. и народные песни в исполнении ансамбля народной музыки под руководством Д. Покровского. Пояснительный текст читает артист М. Львов. ЦЕРКОВЬ МАРИИ EГИПЕТСКОЙ Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви, освященной в 1820 году во имя Марии Eгипетской.
Его духовный мир и мир внешний поражают своей раздробленностью, принципиальным нарушением взаимосвязей. Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенств. Эта тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил - сил добра и зла - в душе человека. Исследование духовного мира бесконечно. И эту бесконечность открыл русской литературе Михаил Юрьевич Лермонтов. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона : и добро и зло находятся не вне человека, но внутри его, в его душе. Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном пути героя. Художественное своеобразие и историко-философская проблематика "Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Поэма 1837 пуда "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором.
Но если копнуть глубже, то можно узнать, чего впрочем, не скрывал и сам Гиляровский, что все навыки он получил от беглого матроса, жившего у них в деревне. Прозвище его было Китаев, так как он провёл долгие годы в Китае, где и обучился приёмам позволявшим ему в одиночку одолеть десяток деревенских мужиков. Да и в Японии Китаев бывал, не говоря уж о том. что, как и многие моряки, хорошо освоил европейский бокс именно в боевом его варианте. Кстати, в своих воспоминаниях Гиляровский упоминает, что тот же Китаев обучил его ".некоторым невиданным тогда приёмам, происхождение которых я постиг десятки лет спустя, узнав тайны джиу-джитсу". Выходит, он и самостоятельно джиу-джитсу изучал (равно как и бокс). Да и он ли один? Так может все новоиспечённые основатели не только обманывают, но и сами обманываются. Ведь не у одного Гиляровского был "дядька Китаев". Каким же был "русский стиль в действительности? Довольно точное представление о нём даёт "песнь о купце Калашникове" Лермонтов многое знал. Многое умел сам, а многое ощущал поэтически. .На руках глухие кожаные рукавицы.
Михаил Юрьевич кричит: “Будет! Будет, еще убьет!” Нетрудно заметить сходство рассказа крестьянки с описанием центральной сцены “Песни”: Размахнулся тогда Кирибеевич И ударил впервой купца Калашникова, И ударил его посередь груди— Затрещала грудь молодецкая, Пошатнулся Степан Парамонович; На груди его широкой висел медный крест Со святыми мощами из Киева,— И погнулся крест и вдавился в грудь; Как роса из-под него кровь закапала; И подумал Степан Парамонович: “Чему быть суждено, то и сбудется; Постою за правду до последнева!” Изловчился он, приготовился, Собрался со всею силою И ударил своего ненавистника Прямо в левый висок со всего плеча. И опричник молодой застонал слегка, Закачался, упал замертво; Повалился он на холодный снег . За плотиной, справа, где глубокий сырой овраг, бочаги и ржавцы, в ту пору, когда порозовеет от утренних лучей вода, снимется пролежавший на травах и влажной земле туман, снимется, разрыхлится, поплывет, цепляясь за кусты и ветлы, низко продымит над полями. Посмотришь в противоположную сторону. За вязами и кленами, отгороженный гривой ставших по гребню сосен, там южный скат горы; к пруду и дороге он порос яблонями и вишнями.
![]() | 978 63 62 |