![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Роль эпизода «Бородинское сражение» | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
в романе-эпопее? Каковы особенности композиции "Войны и мира"? Как вы понимаете внефабульные художественные связи в книге? Чем отличается "толпа" от "народа" в "Войне и мире"? Почему Наполеон является ставленником "толпы", а Кутузов - "народа"? Как полководческая деятельность Кутузова отвечает формуле Толстого "и нет величия там, где нет простоты, добра и правды"? Чем близки и чем далеки друг от друга Андрей Болконский и Пьер Безухов? Как изменяется характер князя Андрея от Аустерлица до Бородинского сражения? Почему трагически обречена любовь Наташи к князю Андрею? Случайно ли погибает в 1812 году князь Андрей, а Пьер выносится в жизнь войною? Какую роль в судьбе Пьера играет участие в Бородинском сражении и общение с Платоном Каратаевым? Чем каратаевская любовь к жизни отличается от любви князя Андрея? Что отличает Наташу Ростову от интеллектуальных героев романа-эпопеи? В чем ее преимущества и недостатки? Каков смысл эпилога в "Войне и мире"? Как достигается в романе "Анна Каренина" единство двух сюжетных линий
№9 Горе от ума - Чацкий и №14 РОЛЬ ЭПИЗОДА №13(7) ГЕРОЙ НАШЕГО Молчалин «СОВЕЩАНИЕ В ФИЛЯХ» ВРЕМЕНИ" В самом название своей Лев Николаевич Толстой в комедии “Горе от ума” романе «Война и мир» Многие писатели разных Грибоедов закладывает неоднократно подчеркивал эпох и народов стремились основную идею поизведения, предопределенность запечатлеть своего мы уже можем понять, что происходящих событий. Он современника, через него всё в нём будет относиться отрицал роль личности в донося до нас свое время, к понятию “ум”. истории, но отстаивал свои идеи, свои идеалы. Грибоедов сам говорил что предначертан-ность судьбы Каков он, молодой человек, в его произведениях на 1 отдельного человека и разных эпох? Пушкин в умного приходятся 15 государства в целом. романе "Евгений Онегин" глупцов. Мы понимаем, что Несмотря на то что на запечатлел молодого здесь будет один Бородинском поле русские человека 20-х годов: единственный герой одержали «нравственную» умного, неудовлетворенного наделенный умом, а все победу и собирались на существующей люди его окружающие его следующий день продолжать действительностью, жизнь будут теми 15-ю глупцами, сражение, выяснилось, что которого так и прошла без о которых говорил войска потеряли убитыми и пользы. Не успели Грибоедов. ранеными до половины отгреметь страсти вокруг состава и сражение Онегина, как вслед за ним Чацкий и Молчалин оказалось невозможным.
При этом основное внимание Алданов уделил почему-то вопросу, который в рассуждениях Толстого не играл сколько-нибудь важной роли, а только упоминался при описании Бородинского сражения, - отказ Наполеона от введения в бой старой гвардии (10, 244). Алданов утверждал, что "нет ничего неправдоподобного" в предположении, что "атака 18-тысячной старой гвардии действительно могла бы решить исход сражения" (*). Но что значит "решить исход сражения"? Заставить русских отступить или уничтожить русскую армию, с тем чтобы она совсем не могла дальше сражаться? Угроза уничтожения русской армии несомненно побудила бы Кутузова отступить, ибо он не хуже Наполеона понимал, что "спасенье России в армии" (10, 275). Если бы введение в бой старой гвардии могло привести только к такому отступлению русских - то стоило ли гвардию вводить? И без этого после Бородинской битвы русские отступили и оставили Москву. А с другой стороны, потеря старой гвардии была бы катастрофой для Наполеона, ибо она, как вспоминал Денис Давыдов, оказалась единственной боеспособной частью, противостоявшей партизанам при отступлении французов. (* Алданов М. А. Ульмская ночь. Нью-Йорк, 1953. С. 97, 109, 117, 321-348. *) Главная мысль Толстого в рассуждении о Бородинском сражении заключалась, как мы знаем, в том, что французская армия шла на эту битву не столько по воле Наполеона, сколько в соответствии с "однородными стремлениями" солдатской массы
Именно поэтому мне было интересно разобраться во всех основных военных и дипломатических событиях и решениях этой войны. В наше неустойчивое время постоянно появляются очаги напряжённости, и, как и 200 лет назад дипломатия и стратегия играют далеко не последнюю роль, влияя на ход событий. При написании работы моей целью было – рассмотреть основные события войны 1812г. и их причинно-следственную связь. Для этого я ставила перед собой задачи: осветить работу дипломатий, стратегические умения полководцев и их планы, рассмотреть соотношение сил на фоне основных военных действий. В работе я придерживалась в датах обозначений по старому стилю. К важным источникам относят: Рескрипт Александра I генералу от инфантерии князю М.И. Голенищеву-Кутузову 8 августа за №61, описание бородинского сражения, сделанное майором Д.Н. Болговским, дежурным штаб- офицером при 6-м пехотном корпусе Дохтурова, опубликованное впервые В. Харкевичем в «1812 год в дневниках, записках, воспоминаниях современников» Материалы ВУА, Вильно, 1900. С. 298-299. Вышеупомянутый рескрипт Александра I был впервые опубликован в «Сборнике материалов» под редакцией Дубровина, т. 1. СПб, 1876. Положение армии, описанное в нём Александром I, несколько приукрашено, т.е. недостоверно, что объясняется нежеланием императора показывать М.И. Кутузову острую необходимость в его руководстве над русской армией.
За Отечественную войну 1812 года и Бородинское сражение полк получил в награду 22 серебряные георгиевские трубы, и с тех пор инструменты нашего оркестра всегда были обвиты георгиевскими лентами. Права гвардии полк получил сравнительно поздно - лишь в 50-х годах прошлого столетия, но получил эти права исключительно за свои прошлые многочисленные боевые заслуги. Все это было замечательно и радовало меня. Но замечательнее всего было сознание, что жизнь полка, начавшаяся при Петре I, не прерываясь ни на одно мгновение, била ключом в течение двухсот с лишним лет. Что со времен Петра и до моих дней в полку одни люди постепенно заменялись другими, и в любую эпоху в полку всегда находились старожилы, которые помнили прежних людей, прежних начальников, прежние порядки. Одно поколение кирасир сменяло другое не сразу, а постепенно, прививая новичкам свои взгляды и полковые традиции и передавая молодежи изустно старые песни и поговорки. Благодаря этой преемственности лицо полка оставалось неизменным. Подобно тому как в теле живого человека с годами одни органические клеточки и кровяные шарики постепенно заменяются другими, но самый человек продолжает жить своей жизнью, почти не меняясь характером, так и старый боевой полк, постепенно сменяя лишь людей, играющих роль тех же клеточек организма, не менял своего "я", а лишь приспосабливался и приноравливался к новым эпохам и требованиям
Среди произведений, воскресавших эпизоды Отечественной войны 1812 года, широко известен роман С. Голубова «Багратион» (1943). В нем автор повествует о драматическом и трудном начальном периоде освободительной войны — от вторжения Наполеона в Россию до Бородинского сражения. Тематическая основа книги — изображение жизни армии, ее патриотического духа, волик победе, преодоления трудностей и противоречий, порожденных неблагоприятным течением событий. Широко освещены стратегия кампании, вопросы военного искусства. Поэтому действие нередко сосредоточивается в высших командных сферах. В лице генерала Багратиона читатель видит блестящего представителя суворовской школы. Весь склад полководческого мышления его основан на смелом наступательном порыве. Багратион, в обрисовке Голубова,— страстная, волевая натура, им движет вдохновенная любовь к Родине, в его характере - отвага стойкого солдата прямота и человечность. Этими свойствами души объясняется редкая популярность генерала в войсках, восторженная преданность ему офицеров. Психологически проникновенно раскрыта трагедия Багратиона - человека и полководца: необходимость подчиняться оборонительному ходу войны, непримиримая с самой сущностью его характера.
В Сычевском уезде крупный партизанский отряд был организован отставным майором Семеном Емельяновым. В его отряде был хороший порядок и дисциплина. Успешно действуя против врага, отряд нанес ему большой урон. Кроме этого в Сычевском уезде действовали и другие отряды, руководимые А. Ивановым, С. Мироновым, М. Васильевым, А. Степановым, А. Федоровым и волостным головой В. Никитиным. Среди активных организаторов крестьянских партизанских отрядов были имена крестьянок. Наиболее известна из них Василиса Кожина, староста хутора Горшкова. Ее отряд, состоящий из женщин и подростков, действовал в Сычевском уезде и совершил немало подвигов. Всего за 5 недель после Бородинского сражения армия Наполеона потеряла 30 тысяч человек от партизанских действий. Командование французской армии жесточайшим образом расправлялось с партизанами, пытаясь жестокостью устрашить русских патриотов. Большую роль партизаны сыграли и во время контрнаступлений русских войск. Они участвовали в сражениях, мешали наполеоновским войскам пополнять запасы продовольствия.
Если Наполеон стремился победы одним ударом в генеральном сражение, то Кутузов противопоставил Наполеону другую стратегию, сочетавшую в себе целую систему отдельных сражений, растянутых в глубину, маневров, активную оборону с последующим переходом в контрнаступление. Отводя армию вглубь страны, Кутузов уже тем самым как бы подготавливал необходимые условия для последующего перехода к активным наступательным действиям. В этом отношении грандиозное сражение у Бородино сыграло огромную роль. Оно было обусловлено прежде всего стратегической целесообразностью, направленной на срыв наполеоновского плана достижения победы в одном генеральном сражении, на приостановление дальнейшего продвижения наполеоновской армии к Москве, на создание прочного фундамента будущей победы над врагом. Историческому дню 26 августа 1812 года посвящена обширная литература. О Бородине писали историки и писатели, стратеги и тактики. В течение долгого времени в литературе существовало мнение о якобы стихийном возникновении Бородинского сражения.
Здесь же, в Смоленской губернии, действовал отряд под командой Ермолая Васильевича Четвершакова. В Сычевском уезде крупный партизанский отряд был организован отставным майором Семеном Емельяновым. В его отряде был хороший порядок и дисциплина. Успешно действуя против врага, отряд нанес ему большой урон. Кроме этого в Сычевском уезде действовали и другие отряды, руководимые А. Ивановым, С. Мироновым, М. Васильевым, А. Степановым, А. Федоровым и волостным головой В. Никитиным. Среди активных организаторов крестьянских партизанских отрядов были имена крестьянок. Наиболее известна из них Василиса Кожина, староста хутора Горшкова. Ее отряд, состоящий из женщин и подростков, действовал в Сычевском уезде и совершил немало подвигов. Всего за 5 недель после Бородинского сражения армия Наполеона потеряла 30 тысяч человек от партизанских действий. Командование французской армии жесточайшим образом расправлялось с партизанами, пытаясь жестокостью устрашить русских патриотов. Большую роль партизаны сыграли и во время контрнаступлений русских войск. Они участвовали в сражениях, мешали наполеоновским войскам пополнять запасы продовольствия.
Но у них самих не было больше сил для широкого маневрирования, для обхода или окружения армии Кутузова. Кроме того, Наполеон прекрасно знал стойкость русских солдат. Все вышеуказанное не умоляет доблести и самоотверженной стойкости русских солдат и офицеров, проявленных ими при Бородине. Вряд ли какая-либо другая армия, кроме русской смогла бы выдержать такой страшный артиллерийский огонь, такой мощный натиск и при этом не дрогнуть»52. Значение Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года. Велико значение Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года. Однако было бы ошибочным считать, что после Бородинской битвы наступил коренной перелом в ходе всей войны, что уже одно это сражение обеспечивало русской армии победу над врагом, что оно явилось « бомбой замедленного действия » . Именно к такому выводу о месте и роли Бородинского сражения в войне 1812 года пришли многие, писавшие о нем. Л. Н. Толстой в « Войне и мире » писал, что « прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по Старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции. » 53. Ту же мысль высказал и академик Е. В. Тарле, который считал, что « Тарутино и Малоярославец были прямым и неизбежным последствием Бородина.
Самостоятельной фигурой в идейной оппозиции николаевскому правлению стал П. Я. Чаадаев (1794—1856). Выпускник Московского университета, участник Бородинского сражения и “битвы народов” под Лейпцигом, друг декабристов и А. С. Пушкина, он в 1836 г. опубликовал в журнале “Телескоп” первое из своих “Философических писем”, которое, по словам Герцена, “потрясло всю мыслящую Россию”. Чаадаев дал весьма мрачную оценку, исторического прошлого России и ее роли в мировой истории; он крайне пессимистически оценивал возможности общественного прогресса в России. Главной причиной отрыва России от европейской исторической традиции Чаадаев считал отказ от католицизма в пользу религии рабства — православия. Правительство расценило “Письмо” как антиправительственное выступление: журнал был закрыт, издатель отправлен в ссылку, цензор уволен, а Чаадаев объявлен сумасшедшим и отдан под надзор полиции. Значительное место в истории общественного движения 40-х гг. занимает общество, сложившееся вокруг социалиста-утописта М. В. Буташевича-Петрашевского. С 1845 г. у него по пятницам собирались знакомые для обсуждения философских, литературных и общественно-политических вопросов. Здесь бывали Ф. М. Достоевский, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев, М. Е. Салтыков, А. Г. Рубинштейн, П. П. Семенов. Постепенно вокруг кружка Петрашевского в Петербурге стали возникать отдельные нелегальные группы его сторонников. К 1849 г. часть петрашевцев, возлагавших надежды на крестьянскую революцию, начала обсуждать планы создания тайного общества, целью которого было бы свержение самодержавия и уничтожение крепостничества. В апреле 1849 г. наиболее активные члены кружка 'были арестованы, их намерения следственная комиссия расценила как опаснейший “заговор идей”, и военный суд приговорил 21 петрашевца к смертной казни.
Индивидуалистический порыв князя Андрея на поле Аустерлица контрастирует с новыми ошущениями. Обнаруживается метафорическая параллель между высоким небом, безучастно взирающим на убивающих друг друга людей, и ночным пейзажем Отрадного. Эти сцены при всем сюжетном отличии символически близки. Внутренний монолог о вечном небе противопоставлен восторженному и искреннему восприятию природы Наташей: в романе подготавливается новое развитие темы любви, преодолевающей эгоизм. Кульминация философской мысли Болконского отмечена в сюжетике романа сценами Бородинского сражения. Мужество толстовского героя, его самоотверженность наполнены уже иными, чем в начальных батальных эпизодах, мотивами. Он осознает собственную причастность к общему воодушевлению и национальному порыву. Писатель, однако, сомневается в перспективе логики разума, утверждая неограниченный потенциал человека, способного сердцем постигнуть глубину мира. Смерть Андрея Болконского символически интерпретирует тему гибели героического начала, этические принципы и моральные установки которого входят в противоречие со стабильной национально-духовной реальностью.
Ядовитая ирония, открытое возмущение автора не щадят ни Анну Павловну Шерер и посетителей ее салона, ни семейства Курагиных, Друбецких и Бергов (вспомним «любовное» объяснение Бориса Друбецкого с Жюли Карагиной или званый вечер Бергов), ни Александра I, но сатирический гротеск вступает в свои права лишь в тех сценах, где появляется Наполеон с его не знающим границ самообожанием, дерзостью преступлений и лжи (эпизод с Лаврушкой, с награждением орденом Почетного легиона солдата Лазарева, сцена с портретом сына, утренний туалет перед Бородинским сражением и, наконец, тщетное ожидание депутации «бояр» в день вступления в Москву). Свое эстетическое кредо в период создания «Войны и мира» Толстой определил следующим образом: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда неистощимых всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы». «Любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях» — в этом основа оптимистической философии «Войны и мира».
Этой картиной завершается показ мирной жизни в преддверии Отечественной воины. В центре восьмой картины - "Перед Бородинским сражением" - хоровые сцены народно-песенного склада, в которых замечательно передан исторический колорит эпохи, чувство патриотизма, уверенности в победе (хоры ополченцев и проходящих полков) . Народные черты подчеркнуты и в образе Кутузова; его арии "Бесподобный народ" придан эпический оттенок (мелодия далее развивается в хоре "Всколыхнулся народ"). Чувство горячей любви к отчизне выражено в монологе князя Андрея "Но я скажу тебе". Быстрая, динамическая смена эпизодов воссоздает драматически напряженную атмосферу подготовки к решающей схватке с врагом. Девятая картина - "В ставке Наполеона на Шевардинском редуте" - по характеру отлична от соседних; нервные, судорожные ритмы, короткие, обрывисто мелодии подчеркивают тревожность обстановки. В двух монологах Наполеона, оттеняемых звучащим издали хором русских солдат "Вступим, братцы, в смертный бой", раскрывается крах его высокомерных замыслов.
Двадцать шестого августа 1812 года загрохотала канонада, началось самое кровопролитное для тех времен сражение. Сто двадцать одна тысяча русских воинов встали против ста тридцати тысяч французов. Наполеон, мечтавший одним ударом закончить войну, убедился, что эта битва только начало войны. Упорство защищающихся русских войск впервые показало французам, насколько велик моральный дух русской армии, и что впереди их не ждут легкие победы. В самый разгар Бородинского сражения, в момент ожесточенного наступления французских войск генерал Дорохов возглавил атаку четырех кавалерийских полков у деревни Семеновская. Бесстрашный рейд Дорохова помог Багратиону остановить продвижение противника. За этот подвиг Дорохов был произведен в чин генерал-лейтенанта, свой последний чин. Далее военная судьба Дорохова резко изменяется. Уже шестого сентября его назначают командиром воинского партизанского отряда. Создание таких отрядов соответствовало стратегическим замыслам Михаила Илларионовича Кутузова. Как известно, партизанское движение Отечественной войны 1812 сыграло огромную роль в победе русского народа над французами. Генерал - партизан получает первое задание - овладеть городом Верея.
Ядовитая ирония, открытое возмущение автора не щадят ни Анну Павловну Шерер и посетителей ее салона, ни семейства Курагиных, Друбецких и Бергов (вспомним “любовное” объяснение Бориса Друбецкого с Жюли Карагиной или званый вечер Бергов), ни Александра I, но сатирический гротеск вступает в свои права лишь в тех сценах, где появляется Наполеон с его не знающим границ самообожанием, дерзостью преступлений и лжи (эпизод с Лаврушкой, с награждением орденом Почетного легиона солдата Лазарева, сцена с портретом сына, утренний туалет перед Бородинским сражением и, наконец, тщетное ожидание депутации “бояр” в день вступления в Москву). Свое эстетическое кредо в период создания “Войны и мира” Толстой определил следующим образом: “Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда неистощимых всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы”. “Любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях” — в этом основа оптимистической философии “Войны и мира”.
Автор писал: «Краткое обозрение хода той и другой Отечественной войны показывает, как много аналогий можно провести между ними». И главная из этих аналогий – беспредельное мужество народов нашей страны. С.К. Богоявленский утверждал, что уже в 1941 г. под Москвой перелом в ходе войны «вполне определился». И хотя война еще не закончилась, ее исход ясен. «Гитлер может собирать кулак в том или другом районе, иметь временный успех, но карта его бита», - приходит автор к подтвержденному всеми последующими событиями выводу6. Немало содержательных статей, связанных с событиями 1812 года, имевших исследовательский характер, было опубликовано в 1941-1945 гг. в советской исторической периодике. Значительная их часть была посвящена стратегии и тактике Бородинского сражения, роли в нем, как и во всей войне 1812 года, М.И. Кутузова. При сопоставлении выводов этих авторов, выявляется наличие весьма различных суждений по тем или иным принципиальным вопросам. Так, Б. Кац полагал, что Бородинская битва была «не только моральной», но полной «победой русской армии над лучшей армией Европы»7.
И только это чувство поставило его на "высшую человеческую высоту". Толстой изображает Кутузова как мудрого полководца, глубоко и верно понимающего ход событий. Не случайно правильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается впоследствии. Так, он верно оценил значение Бородинского сражения, заявив, что это - победа. Как полководец, он явно стоит выше Наполеона. Именно такой полководец был нужен для ведения войны 1812 года, и Толстой подчеркивает, что после перенесения войны в Европу русской армии потребовался другой главнокомандующий. "Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер". В изображении Толстого Кутузов - живое лицо. Вспомним его выразительную фигуру, походку, жесты, мимику, его знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый. Примечательно, что Толстой дает этот образ в восприятии различных по характеру и социальному положению лиц, углубляясь в психологический анализ. Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах с близкими и приятными ему людьми (Болконским, Денисовым, Багратионом), его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородиным.
![]() | 978 63 62 |