![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Признайся, что у тебя с ненавистью и впрямь плоховато обстоят дела. Тренировки нет... Не умеешь... Обмен веществ не тот... Почему это? Вот двоих наших современников я остро ненавижу. К счастью, обоих уже нет в живых. Кто же второй? улыбаясь, осведомился Симорин. Как кто? Гитлер, конечно! Но Гейс не шел на шутки, был по-прежнему мрачен. Теперь он обратился к Антону: А если без зубоскальства, всерьез? Одобряешь педагогическую деятельность своей жены? По-моему, единственное, что надо делать с этими комендантами, это их учить. Ведь темнота несусветная! И мы не знаем, что раскроется в их душах, когда хоть немного света туда проникнет... Потом Антон помолчал немного и совсем тихо добавил: Вообще мне думается, что лечить и учить надо всех... ...Гости разошлись. Первый час ночи, а я еще не проверила тетради. Зажигаю настольную лампу и раскрываю тетрадь старшего лейтенанта Насреддинова. Сочинение "Образ Ниловны в романе Горького "Мать". "В молодой годы Ниловна, как и все девчата, любила прогулок и гулянок..." Замаялся, бедняга, с этим родительным падежом..
Глядя, однако, из исторической перспективы более спокойно, я думаю, можно сказать, что именно "азефы" и подтолкнули радикальную интеллигенцию к самокритике, казавшейся еще немыслимой во время скандала вокруг "Вех". Нападки Горького на Достоевского опоздали по меньшей мере лет на десять. Прогрессивная интеллигенция, познакомившаяся с романами Савинкова, критическими работами Мережковского и других авторов о Достоевском, видела в последнем не политического противника, но, как заявил в споре Арцыбашев, автора "ошеломляющего изображения распада человеческой личности и разума", имевшего огромное значение для современности. Актеры Московского Художественного театра отмечали, что их постановка "Бесов" была связана отнюдь не с политической стороной романа, а посвящена духовной драме Ставрогина, и признавали, что "удручены" тем, что Горький не увидел в произведении Достоевского ничего, кроме садизма, истерии, эпилепсии и политической клеветы. К 1913 году самый знаменитый в среде русских левых писатель стал для нее чем-то стеснительным. Ленин, с энтузиазмом приветствовавший роман Горького "Мать", оказался в одиночестве среди влиятельных критиков; Плеханов и другие левые нашли роман сентиментальным, схематичным и грубо дидактичным, и это мнение фактически не пересматривалось вплоть до введения социалистического реализма в 30-е годы. В 1913 г. левые больше не принимали ограничений, которые накладывались ранее на разум, сердце и волю их рационалистическим самоотречением.
Текст есть феномен,рассчитанный только и исключительно на чтение:его «адекватное понимание»(как сведение смысла к набору формулировок)невозможно Вот, например, реакция обыденного читательского сознания на принятые в практике средней школы формулировки: «Но ужасней всего было открывать учебник и механически усваивать по нему, что пушкинская Татьяна «воплощение национального духа» («цельная натура» Е.К.), Катерина Островского «луч света в темном царстве», а роман Горького «Мать» «первое значительное произведение нового художественного метода» Гоголь взялся за «Мертвые души» затем, чтобы показать «собирательный образ родины», а Толстой в «Войне и мире» раскрыл «подлинную красоту русского человека» в Бородинской битве. Почти каждый (писатель Е.К.) мучается над «задачей исторического разрешения проблемы власти и народа» и ко всем явлениям подходит исключительно «с точки зрения коренных народных интересов».[12] Понятно, что поиск формулировок по поводу Алисы и «Снарка» Л. Кэрролла и «чепуховых» песенок и алфавитов Э
Сильный и мужественный в открытой борьбе, он теряется и поддается панике при столкновении с тайными происками врагов, как например, во время массового убоя скота гремяченцами. Но он не упорствует в своих ошибках, а стремится в них разобраться, прислушивается к словам Давыдова. Он органично связан с трудовым казачеством и пользуется у них авторитетом. В 30-х годах роман "Поднятая целина" оказал большую практическую помощь в разрабатывании сложных задач социалистического преобразования деревни, указал правильные методы руководства массами, помогал распознавать классовых врагов, помог массе крестьян осознать смысл коренного переворота в их жизни."Поднятая целина" была не менее своеременной книгой в 30-е годы, чем роман Горького "Мать" в годы его появления.
Оба были мальчики: один годовалый, весь какой-то крошечный и сморщенный, почти все время плакал; второму было три года, но он еще не научился говорить и ходил почему-то все время голый, упорно не давая надеть на себя штаны. Третьи день и ночь были не лучше; если днем я раньше ложился немного поспать, так как за ночь не высыпался, то теперь больше сидел во дворе, чтоб отдохнуть от крика, и ждал, когда же снова на работу, как раньше ждал возвращения домой. Чтоб писать что-нибудь, не могло быть и речи, все свои бумаги я спрятал, а машинку закрыл и убрал под кровать. Жена пастуха предложила мне почитать две книжки, которые очень хвалила. Одна оказалась романом Горького «Мать». После первых фраз я его читать бросил, настолько вычурным и претенциозным языком в стиле худших декадентстких произведений «конца века» был написан этот первенец «социалистического реализма». Вторая книжка, без начала и конца, была, как я понял, сборником болгарских рассказов, более безыскусственных, но книжка сама настолько пропиталась смешанными запахами детской каши и мочи, страницы ее были настолько липкими и грязными, что ее противно было в руках держать, не то что читать
Конечно, в таких случаях оценка за сочинение не может не быть снижена, иначе учащиеся широко «разовьют практику» самовольной замены тем. Иногда сочинение, написанное не на тему, все же заслуживает высокой оценки. В 1945 году впервые была на выпускном экзамене предложена тема «Душевная красота и идейное богатство людей в романе Горького «Мать». Для подавляющего большинства выпускников тема оказалась непосильной. Но многие из тех, кто ее не понял или недопонял, написали сочинения, свидетельствующие о высоком культурном и общественно-политическом уровне их авторов, знании текста романа, об отличном владении языком. Разве можно игнорировать эти достоинства сочинения? Ведь в данном случае несоответствие написанного предложенной теме нередко было результатом необычной, непривычной для десятиклассников формулировки темы. После неудачи этой темы много говорилось о необходимости разнообразить формулировки тем. Хорошо, когда учитель наряду с темами, просто построенными, предлагает и более сложно сформулированные темы («Город Калинов на Волге в предчувствии катастрофы», «Что потрясает нас в трагической судьбе Н. Г. Чернышевского»), но в таких случаях необходимо с чрезвычайной чуткостью подходить к оценке сочинения, не вполне отвечающего теме, если в нем есть большие достоинства.
Реферат На тему Феноменологічна рецепція духовної кризи у романі Марії Матіос «Майже ніколи не навпаки» Тетяна Дриженко (Луганський націанальний університет імені Тараса Шевченка) Криза цивілізації, несталість у суспільстві після Першої світової війни стали благодатним ґрунтом для виникнення нової філософської течії – екзистенціалізму, яка на перший план висунула ідею унікальності людського буття. На перший погляд, вона була безперспективною, та у другій половині XX ст. набуває поширення, широкого розголосу у працях Ж.-П.Сартра, М.Гайдеггера, К. Ясперса, А.Камю та інших. Свої світоглядні позиції екзистенціалізму підтверджують художніми творами, наприклад, Ж.-П. Сартр «Нудота», «Мухи», А. Камю «Міф про Сізіфа», «Чума». Екзистенціалізм як художній і літературний напрям не є монолітом, існує кілька течій, що відрізняються насамперед світоглядними позиціями, з одного боку - це релігійний екзистенціалізм, з іншого, - атеїстичний . Ж-П.Сартр зазначає, що «ці види об Сартр Ж-П. «Екзистенціалізм- це гуманізм/ h pp: psylib.org.ua/ books/sar r01/
Художественное своеобразие М.Горького "Мать" В истории мировой литературы можно найти немало примеров того, что новое время часто ставит художника перед необходимостью переосмысливать традиционные методы творчества. С подобной ситуацией мы сталкиваемся и при попытке проанализировать художественную структуру книги М. Горького “Мать”. Начнем с того, что практически невозможно точно определить жанр этого произведения. Сам М. Горький жанр никак не обозначил, однако можно выделить некоторые черты, характеризующие книгу как роман. Во-первых, в произведении присутствует разветвленный сюжет с несколькими сюжетными линиями, которые, впрочем, сконцентрированы вокруг одного героя (Пелагеи Ниловны), чьим именем названа книга. Во-вторых, в произведении рассматривается проблема взаимоотношений личности и времени, дается широкий социальный контекст. Героев нельзя назвать неподвижными, их мировосприятие постоянно меняется. В-третьих, проводится анализ различных слоев населения: слободка, фабрика, деревня, город. И наконец, следуя традиции романов XVIII века, а также романов Н. Г. Чернышевского и Л. Н. Толстого, М. Горький являет в произведении нового положительного героя и представление о нравственной норме.
И те, которые не находят их для себя,– те просто лентяи или трусы или не понимают жизни » – писал Горький («Старуха Изергиль»). Передовая молодёжь России восторженно встретила эти гордые горьковские слова. Вот что рассказывает рабочий Пётр Заломов, прототип Павла Власова в романе Максима Горького «Мать», об огромной силе революционного воздействия горьковских романтических образов: «Песня о Соколе» была для нас ценнее десятков прокламаций Разве только мёртвый или неизмеримо низкий, трусливый раб мог от неё не проснуться, не загореться гневом и жаждой борьбы». В эти же годы писатель, рисуя людей из народа, раскрывал их неудовлетворённость жизнью и неосознанное стремление изменить её (рассказы «Челкаш», «Супруги Орловы», «Мальва», «Емельян Пиляй», «Коновалов»). В 1902 году Горький пишет пьесу «На дне». Она проникнута протестом против социальных порядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и свободной жизни. «Свобода во что бы то ни стало! – вот её духовная сущность». Так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший её на сцене МОСАТа. Мрачный быт костылевской ночлежки изображён Горьким как воплощение социального зла.
Не случайно она просит Павла и Рыбина: “Уж вы мне Бога-то оставьте, как я без него жить буду?” Если в начале произведения Ниловна верует глубоко и страстно, то по мере развития действия ее вера отходит на второй план, она даже замечает, что стала меньше молиться. Таким образом, процесс перерождения матери связан с изменением ее мировосприятия. И наконец, Ниловна — просто женщина, а традиционные для ее времени и среды представления о назначении женщины ограничивались семьей и детьми. И это тоже в известной мере осложняет ее включение в активную деятельность. А потому вся книга становится историей возрождения души, освобождения личности от страха. Поставив в центре повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизни ничего не видело, кроме побоев и грубости, Горький показал, как в процессе постепенного перерождения расширяется значение слова “мать”. Сначала Ниловна — источник жизни Павла, ее любовь — эгоистическая любовь к сыну. Позже Ниловна начинает ощущать себя матерью Находки, Наташи. В конце книги она мать всех детей: “Теплая тень ласково окружила женщину, грея сердце чувством любви к неведомым людям, и они складывались в ее воображении все в одного огромного человека”, Особое значение приобретает и следующая фраза: “Мы все дети одной матери-правды”.
Горький: Мать Находка Андреи Онисимович ("хохол", Андрей) - революционер-подпольщик, друг Павла Власова и как бы приемный сын И ил овны. Андрей - украинец, "незаконнорожденный" сирота-приемыш. Он "сын всех людей". Имя героя (Андрей - "человек") символизирует "общечеловеческое", гуманное начало в революционной деятельности. Андрей высказывает мысли об интернациональном братстве рабочих всех стран, содержащие евангельские ассоциации: "Для нас нет наций, нет племен". Ниловна предлагает Андрею поселиться у них в доме. Во время обыска выясняется, что он уже дважды "привлекался к дознанию по политическим преступлениям"; его арестовывают, но через несколько недель выпускают. Именно в разговоре с Андреем - сиротой, всю жизнь тоскующим в поисках матери, актуализируется для Ниловны чувство материнства в конкретном, общечеловеческом и даже мистическом смысле. Однако именно Андрей принимает косвенное участие в убийстве местного шпиона и доносчика Исая Горбова; это доставляет Андрею тяжелые моральные страдания, хотя он и заявляет: "Если на пути честных стоит Иуда, жаждет их предать, - я буду сам Иуда, когда не уничтожу его!" Во время первомайской демонстрации Андрей стоит около Павла, несущего знамя, и арестован вместе с ним.
Язык этого отрывка резко контрастирует .с языком остального изложения. 74. Вот образец языка исторической песни. Мать Скопина узнала об отравлении сына: И восплакалася горько мати его родимая, И во слезах говорит ему слово жалостно: "Чадо мое, князь Михаиле Васильевич. "Для чего ты рано и борзо с честного пиру отъехал? "Любо тобе в пиру место было не по отечеству? "Или бо тобе кум и кума подарки дарили не почестные? "А кто тобя на пиру честно упоил честным питием? "И с того тебе пития век будет не проспатися." 75. А вот как продолжает автор плач матери: "И паде князь Михаиле на ложи своем, и нача у него утроба люто терзатися от того пития смертного. Он же на ложе в тосках мечущеся и бьющеся и стонуще и кричаще люте зело, аки зверь под землею, и желая отца духовного." 76. Народная поэзия не могла, естественно, оказать сколько-нибудь значительное влияние на книжную литературу XV- XVII вв. В боярских и дворянских кругах народным искусством в лучшем случае потешались. В церковнокнижной среде его отрицали и гнали: скоморох попу не товарищ, как говорит народная пословица.
Мой любимый герой в романе А.М.Горького "Мать" "Достойный человек- это не тот, у которого нет недостатков, а тот, у которого есть достоинства". Я не помню, кому принадлежит эта фраза, и поэтому не привожу ее в качестве эпиграфа, но она очень точна и без нее не обойтись. Люди могут вызвать симпатию своей эрудицией, смелостью, темпераментом да мало ли достоинств у человека. Но главное его достоинство, на мой взгляд, - это целеустремленность, готовность идти до конца по выбранной дороге, душевное отношение к людям. Целеустремленность является как бы стержнем, без которого характера, в общем-то нет: человек или мечется из стороны в сторону, отыскивая себя, или просто плетется по жизни, не особенно раздумывая над таким, казалось бы, естественным вопросом: "А кому, откровенно говоря, я нужен?" Разумеется, цель должна быть нравственной. Вторым необходимым качеством человека является душевность, способность внимательно и заинтересовано относиться к чужим судьбам, делам, умение быть приятным для людей, помогать им по мере сил.
Каковы они? Сопоставьте эти образы с образами врагов в романе М.Горького "Мать". Почему М.Горький отказывает образам солдат и офицеров, противостоящих революционерам, в индивидуализации? Связано ли это с тем, что повествование в романе Горького ориентировано на романтическое сознание героини, склонное к резкому противопоставлению двух миров (революционеров и вражеского лагеря), в то время как повествование в романе Солженицына строится на совершенно иных принципах, оказывается полифоничным, а не сориентированным на сознание какого-либо одного героя? С хронотопом шарашки связаны еще и женские образы. "Вольняшки", по терминологии заключенных, тоже включены в мир марфинской тюрьмы. С образами Симочки и Клары Макарыгиной в роман входят две возможные, но так и не реализовавшиеся любовные линии (Нержин - Серафима Витальевна и Клара - Руська).Какие мотивы возникают в романе в связи с женскими образами? Почему обе любовные линии оказались нереализованными? Прочитайте повесть Солженицына "Раковый корпус". Почему не реализовались возможные любовные линии героя повести Олега Костоглотова? Схожи ли причины, заставившие героев романа и повести отказаться от возможной любви? Один из идейно-композиционных стержней произведения составляет рассказ о двух несостоявшихся историях любви Олега Костоглотова - к медсестре Зое, веселой современной и отчасти легкомысленной девушке, переживающей индийские фильмы тех лет как высшую эстетическую реальность, и к Вере Гангарт, Веге, красивой, стройной, одинокой, воплощающей высшую, почти идеальную чистоту и верность.
Роман Горького в контексте духовного осмысления революционного движения в русской литературе конца XIX — начала XX века. «Несвоевременные мысли» . Анархическое начало революции (по Горькому, крестьянское), грозящее уничтожением культуры. Неприятие Горьким заигрывания политиков с разрушительными стихийными силами. Теоретико-литературные понятия Своеобразие реализма начала XX века. Углубление представлений о психологизме, об особенностях повествования. Особенности жанра рассказа рубежа веков. О творческих перекличках Чехова и Горького. Расширение представлений о творческом пути писателя, традициях и новаторстве в литературе. Важнейшие особенности поэзии серебряного века Постоянное стремление к расширению и обновлению художественных средств в поэзии, к всевозможным литературным экспериментам: от Брюсова (“старшие символисты”) до Маяковского, Хлебникова (футуризма 1910-х годов) и особенностей поэтического языка М. Цветаевой в 1920-х годах. А. А. Блок. Значение идей В. Соловьёва для мировоззрения и творчества молодого Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Героиня первых поэтических книг поэта, своеобразие лирического героя. «Вступление» («Отдых напрасен. Дорога крута. . . »), «Вхожу я в тёмные храмы. . . », «Мы встречались с тобой на закате. . . », «Предчувствую тебя. . . » , «Я отрок, зажигаю свечи. . . », «Девушка пела в церковном хоре. . . » . Символизм Блока. Принципы циклизации поэтических книг Блока.
Уж в чем действительно правы «ювеналы», как их называют Т.Л.Шишова и И.Я.Медведева, так это в том, что в бедственном положении детей зачастую виновны сами взрослые. «Родители главным образом ответственны за воспитание своих детей и вину за дурное воспитание их никому не могут приписывать, кроме себя», - проповедовал священномученик Владимир, митрополит Киевский. Каждый ребенок – дар Божий, поэтому «нерадение о детях - больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию. Нам нет извинения, если дети у нас развращены», - наставляет святитель Иоанн Златоуст. Но и дети должны относиться к родителям с почтением, как заповедовал Господь: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20. 12). Непочитание родителей, нетерпимое к ним отношение, тем более доносительство на них с выгодой для себя есть открытое противление Божией воле, а значит противление Богу. «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3. 20), - учит Апостол. Вера в Бога и доверие Богу, надежда на жизнь Вечную, любовь ко Христу, которая проявляется в любви к ближнему, укрепляют целомудрие, делают человека чуждым греху, способствуют его духовному перерождению.
Когда я думаю об этом человеке, вспоминаются строки Н.А.Некрасова: «Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру.» Тогда бы заглохла лиричность и поэтичность - светлые родники человеческой души.МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ В РОМАНЕ А.М. ГОРЬКОГО «МАТЬ» «Достойный человек- это не тот, у которого нет недостатков, а тот, у которого есть достоинства». Я не помню, кому принадлежит эта фраза, и поэтому не привожу ее в качестве эпиграфа, но она очень точна и без нее не обойтись. Люди могут вызвать симпатию своей эрудицией, смелостью, темпераментом - да мало ли достоинств у человека. Но главное его достоинство, на мой взгляд, это целеустремленность, готовность идти до конца по выбранной дороге, душевное отношение к людям. Целеустремленность является как бы стержнем, без которого характера, в общем-то, нет: человек или мечется из стороны в сторону, отыскивая себя, или просто плетется по жизни, не особенно раздумывая над таким, казалось бы, естественным вопросом: «А кому, откровенно говоря, я нужен?» Разумеется, цель должна быть нравственной.
Но как справедливо писал А.Синявский в статье "Роман Максима Горького "Мать" как ранний образец социалистического реализма" (25а; 91), повесть была закономерным и логическим развитием идеи богостроительства, глубоко заложенной еще в романе "Мать". В "Исповеди" Горького на первый план выходят собственно религиозное искание героя на этот раз Матвея (Матфея). Полагая, что богов не ищут - их создают, Горький говорит о необходимости строительства Бога в душе человека. К такому выводу его подводили живучие социально-утопические идеи сознания народа, легенды о "земле обетованной" и "избавителе" и безоглядная убежденность в их истинности (23; 29-36). В финале "Исповеди" герой, разочаровавшись в официальных формах религии, приходит к идее народобожия, а автор под богостроительством понимает устроение народного бытия в духе коллективистическом, в духе единения всех по пути к единой цели - освобождению человека от рабства внутреннего и внешнего. Такая сакральность в отношении к народу как целому, наряду с героем, приносящим себя в жертву общему делу, сохранилось на всех последующих этапах развития социалистического реализма; она исключала полифоничность точек зрения, требовала в начале нейтральности, а позже и авторитарности стиля, его однонаправленной воздейственности на читателя.
![]() | 978 63 62 |