![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Международное право |
Реституция культурных ценностей и международные конференции 10-30-х гг. XX в. | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
ОХОЦИМСКИЙ Дмитрий Евгеньевич (р. 1921) российский ученый, академик РАН (1991), Герой Социалистического Труда (1961). Труды по динамике летательных аппаратов и управлению ими. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1970). ОХРА природный желтый пигмент. Основные компоненты — гидроксиды железа и глина. Благодаря невысокой стоимости широко применяется для приготовления красок, шпатлевок и грунтовок. ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ система государственных мер по сохранению, восстановлению, использованию и пропаганде памятников. Основной международной межправительственной организацией, занимающейся решением широкого круга проблем международного культурного и научного сотрудничества, включая охрану культурных ценностей, является ЮНЕСКО. Вопросами охраны памятников истории и культуры занимаются Международный совет музеев, Международный исследовательский центр по охране и реставрации культурных ценностей, Международный совет по охране памятников и достопримечательных мест. См. также Всемирное наследие, Национальное наследие Российской Федерации России, Российский международный фонд культуры "Наследие", Общества охраны памятников истории и культуры
Важным фактором в этом процессе является опора правоприменителя на общепризнанные принципы и нормы международного права, которые, как уже отмечалось, наряду с международными договорами России являются составной частью ее правовой системы. Примером использования Конституционным Судом международно-правовых актов, касающихся обеспечения права собственности, явилось дело о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998г. "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации". "Правовые основания нахождения указанных культурных ценностей на территории России определены международно-правовыми актами, принятыми в период и после окончания Второй мировой войны и сохраняющими свое действие для возникших в силу этих актов имущественных отношений в настоящее время. Конституционный Суд опирался и на один из основных и общепризнанных принципов международного права - принцип международно-правовой ответственности государства - агрессора за развязывание и ведение агрессивной войны, позволивший возложить после окончания войны на бывшие неприятельские государства обязательства по обычной и компенсаторной реституции культурных ценностей".
Но и оставшиеся в музее картины сегодня не экспонируются: 26 из них упрятаны в запасники музея в Мальме из-за боязни дирекции быть обвиненными в воровстве. Сегодня Департамент по сохранению культурных ценностей и МИД РФ через свое посольство в Швеции ведут активную работу по возвращению этих оставшихся «перемещенных культурных ценностей» из Мальме в Россию. Хотя дело это очень непростое: ведь законы «оккупационного права» и даже конвенции 1970 и 1995 гг. (законы обратного действия не имеют) к Первой мировой войне неприменимы. Лишь шведский закон 1937 г. о праве короля Швеции выступить моральным арбитром в этом споре, подкрепленный пиар-акцией в отечественных и зарубежных телевизионных СМИ, может ускорить дело. Важно, чтобы к сложному и долгому делу реституции не примешивались амбиции политических деятелей, как это, в частности, случилось с «коллекцией капитана Балдина» (пиар-акция Николая Губенко в преддверии очередных думских выборов) или немецкого чиновника от культуры на международной конференции в Царском Селе в мае 2003 г. (чиновник тоже был намерен баллотироваться в германский бундестаг), когда сей германский культуртрегер в ультимативной форме потребовал вернуть еще сто аналогичных «балдинских коллекций», ссылаясь на то, что Янтарная комната была реставрирована на деньги Рургаза
Более того наступление реституции предшествует возникновение правовой ситуации, требующей разрешение именно с помощью этого института. Этот механизм не может применяться автономно, он является логическим следствием возникшей правовой ситуации и требует подробного рассмотрения обстоятельств, явившихся причиной возникшего. В следующих двух пунктах этой главы мы рассмотрим как был адаптирован институт реституции к нормам международного права, а также рассмотрим его механизм с точки зрения международного публичного права. В то же время, не стоит забывать все вышеперечисленные особенности реституции, как института римского и гражданского права, т.к. они пересекаются с механизмом реституции международного права. а.) Развитие и становление института реституции культурных ценностей. Процессу реституции культурных ценностей в международном праве неизменно предшествует незаконное перемещение этих ценностей из одного государства в другое. Под незаконным перемещением понимаются самые различные действия, носящий противоправный характер: хищение, кражи, контрабандная перевозка, незаконный вывоз и т.д. В основном эти действия сопутствуют вооруженным конфликтам.
Козлова и его соавтора Акинши о «золоте Трои» и других «секретных трофеях» С тех времен Г. Козлов заметно смягчил свою непримиримую позицию к «агентам КГБ» в российских музеях. Так, на очередной международной конференции о культурном сотрудничестве в Европе в мае 2003 г. в Царском Селе под Петербургом, в отличие от прежних времен, он промолчал и не поддержал агрессивно настроенных германских чиновников от культуры, хотя ныне Козлов проживает в Кельне. С тех пор дебаты о «перемещенных художественных ценностях» не утихают ни за рубежом, ни в России. Как это часто случается сегодня, проблема из чисто художественной быстро превратилась в откровенно политическую. Одни кричат: «Наши отцы за это кровь проливали, а мы должны это отдавать?» (Александр Севостьянов, «Правда», 1995 г.) Другие кипятятся: «Мы совершаем по отношению к своим солдатам настоящее преступление: мы как бы объявляем их продолжателями дела нацистов, а себя правопреемниками гитлеровской Германии» (Алексей Расторгуев, «Литературная газета», 1991 г.)
Так, завоевав Древнюю Грецию, римляне полностью разграбили эту страну, славившуюся своим культурным развитием. Добычей римских завоевателей стали великие творения Поликлета, Праксителя, Фидия. Лишь один полководец Фульвий Нобилиор привез в Рим 280 медных и 230 мраморных статуй. Во времена императора Нерона, из Дельф были вывезены 500 скульптур, которые затем пошли на украшение дворцов и парков. Всего же за эту компанию из Греции вывезли около 100000 ценных предметов искусства. Такое варварское поведение вынудило более 2000 лет назад греческого летописца Полибия написать такие слова: ” Я надеюсь, что будущие завоеватели научаться не разорять покоряемые ими города, что они будут воздерживаться от украшений своих стран за счет бед и несчастий других народов”.На протяжении всего XIX века начинает постепенно формироваться норма обычного международного права о реституции имущества, незаконно изъятого и вывезенного одним государством с оккупированной территории другого. принцип реституции культурных ценностей (некоторых архивов и ценностей), захваченных во время войны находит отражение в текстах ряда мирных договоров.
В проекте кодекса содержались такие важные принципы, как защита гражданского населения и гражданских объектов, уважение религиозных убеждений, чести, жизни и собственности мирных жителей, защита культурных и исторических ценностей и другие. И хотя дальше обсуждения этих вопросов дело тогда не пошло, конференция подготовила почву для последующего принятия таких документов. Важнейшие международно-правовые политические документы. Общепризнанные законы и обычаи войны были закреплены в Гаагских конвенциях о законах и обычаях войны 1899 и 1907 г., которые получили название “право Гааги”; в Женевском протоколе о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г. (показательно, что во Второй мировой ойне эти средства не использовались). Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г., получивших название “право Женевы”; Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.; конвенции о запрещении или ограничении некоторых видов обычного оружия, которые могут считаться чрезмерно жестокими или имеющими неизбирательное действие, 1980 г.; в уставах и приговорах Нюрнбергского и Токийского Международных военных трибуналов.
ЮНЕСКО заявляет о себе как о мировом лидере в содействии свободе прессы и плюралистическому и независимому характеру средств массовой информации. В своей основной программе в этой области она стремится поощрять свободный поток информации и укреплять коммуникационные возможности развивающихся стран. В рекомендациях ЮНЕСКО «О международном обмене культурными ценностями» (Найроби, 26 ноября 1976 года) говорится, что Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры напоминает, что культурные ценности являются основными элементами цивилизации и культуры народов. В Рекомендациях также подчеркивается, что расширение и укрепление культурных обменов, обеспечивая более полное взаимное ознакомление с достижениями в различных областях культуры, будет содействовать обогащению различных культур при уважении самобытности каждой из них, а также ценности культур других народов, составляющих культурное наследие всего человечества. Взаимный обмен культурными ценностями с того момента, как он обеспечивается юридическими, научными и техническими условиями, дающими возможность предотвратить незаконную торговлю и нанесение ущерба этим ценностям, является мощным средством укрепления взаимопонимания и взаимного уважения между народами.
Северо-Западный, Центральный (ЦЭР), Волго-Вятский (ВВЭР) и Центрально-Черноземный (ЦЧЭР) экономические районы являются районами старого освоения, но история их развития, отрасли специализации, трудовые ресурсы и проблемы различаются. В формировании Северо-западного района сыграли роль три аспекта истории населения и хозяйства: 1) заселение территории района древними славянскими племенами, сложившими русскую народность; 2) развитие ремесел и торговли, что уже в период раннего феодализма вывело Новгородскую республику на международную арену; 3) концентрация в Санкт-Петербурге (XVIII в.) промышленности и торговли, особенно международной, квалифицированных кадров, культурных ценностей, что обусловило его ведущую роль в жизни страны. Важнейшими предпосылками развития ЦЭР стали: 1) центральное геополитическое и геоэкономическое положение; 2) мощный экономический и научно-технический потенциал; 3) высокая степень освоенности; 4)наличие квалифицированных кадров, рынка сбыта, развитой инфраструктуры. Район играл огромную роль в формировании российской государственности, промышленности, нарастании научно-технического потенциала страны, освоении ресурсов Сибири и Севера, сейчас район – основа рыночных преобразований всей страны.
Выработаны международные конвенционные нормы авторского права, определились основные правовые условия обмена произведениями литературы и искусства. Деятельность по охране моральных и материальных прав автора тесно связана с развитием международного культурного сотрудничества. Сама жизнь поставила в один ряд понятия «авторское право» и «культурные ценности». Это нашло своё подтверждение и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Так, в разделе «Сотрудничество и обмены в области культуры» государства - участники совещания в Хельсинки обязались: Заботиться о полном и эффективном применении международных соглашений и конвенций об авторском праве и о распространении культурных ценностей; Содействовать дальнейшему расширению распространения книг и художественных произведений, в частности такими путями, как: Способствовать при полном учёте международных конвенций по авторскому праву, в которых они участвуют, международным контактам и связям между авторами и издательствами, а также другими учреждениями культуры, имея в виду более полный взаимный доступ к достижениям культуры; Поощрять компетентные организации и соответствующие фирмы заключать соглашения и контракты и содействовать таким путём постепенному увеличению количества и разнообразия произведений авторов других государств-участников.
В 1996 году был принят закон о культуре Российской Федерации. В данном документе признается основополагающая роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранение национальной самобытности народов, утверждение их достоинства; отмечается неразрывная связь создания и сохранения культурных ценностей, приближения к ним всех граждан. Одним из основных направлений учреждений культуры Омской области является работа по сохранению и возрождению культуры народов, проживающих на её территории. Накопленный опыт работы позволяет утверждать, что сложилась система поддержки национальных культур. Благодаря комплексному подходу в решении вопросов международных отношений и развития национальных культур в Омском районе, реализуется региональная культурная политика, которую проводит Комитет по национальной политики, религии и культуры при Администрации Омской области. Комитет взаимодействуя с управлениями и комитетами Администрации Омской области; муниципальными образованьями, учреждениями культуры, искусства, науки и образования; общественными организациями и творческими коллективами, занимающимися вопросами национально-культурного развития, формирует максимально благоприятные условия для развития гражданского общества, установление партнерских отношений и ведение диалога между властью и обществом.
Где на южноуральском промузле планировался рост нефтеперерабатывающей, химической промышленности, увеличение населения на 2 – 2.5 раза, что вызвало бы острый дефицит воды. Между тем реализация проекта приведет к уничтожению природных и историко- культурных ценностей, претендующих на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Исчезнуть или будут сильно нарушены природные комплексы НП "Башкирия", изменится гидрологический режим в заповеднике "Шульган-Таш". Будут уничтожены места обитания видов, внесенных в Красную книгу России. На затопление обречена орнитологическая территория международного значения. . Дно берега предполагаемого Юмагузинского водохранилища сложены, в основном, из известняков и доломитов - водо-растворимых пород. Это значит, что они будут быстро размываться водой, а уже имеющиеся пустоты - расти. Это может вызвать обвальные землетрясения, а результате - прорыв плотины. Через 26-29 часов волна достигнет г.Стерлитамак. В зоне затопления окажутся 84 населенных пункта. Среди них - города Мелеуз, Ишимбай, Салават - крупнейшие европейские центры нефтепереработки и химической промышленности. . Реакция федеральных структур высшего ранга - весьма неоднозначна.
Конституция России - это политико-правовой документ, выражающий волю многонационального народа Российской Федерации и определяющий основные принципы и нормы организации общественной и государственной жизни. Конституция России принята в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г. Она состоит из двух разделов, девяти глав и ста тридцати семи статей, определяющих основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративного устройства и полномочия высших органов государственной власти, местное самоуправление. Под основами конституционного строя понимается система коренных принципов организации общественной и государственной жизни. Основы конституционного строя сформулированы в первой главе, содержащей 16 статей. Устанавливается, что “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления” (статья 1). Основы охватывают все сферы общественной жизни - политико-правовую, социально-экономическую, культурно-идеологическую, международную. I. Политико-правовая сфера включает: принцип народовластия: “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ” (статья 3, п. 1); принцип приоритета прав и свобод человека: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.” (статья 2, п. 1); принцип правового характера государства (статья 1); принцип республиканизма (статья 1); принцип федерализма (статья); принцип разделения властей: “Государственная в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Серьёзные изменения оценки новых, или, как их ещё именуют, «молодых» городов в процессе урбанизации – в рамках цивилизационного подхода к социально-политическим и экономическим переменам в России последних лет – содержатся в материалах Международной конференцией под эгидой ЮНЕСКО (1993 г.) «Культура молодых городов». Органические недостатки создания новых городов в СССР, на которые старались не обращать внимания в тоталитарном государстве, в переходный период заявили о себе со всей определённостью и тем самым развеяли ещё один миф. Ведь в отличие от молодых городов в зарубежной Европе, основанных в 50-60-е гг. на больших традициях городской общины и самоуправления в компактных, небольших странах с близко расположенными исторически сложившимися крупными центрами, в России с её крестьянско-общинным прошлым, огромными пространствами, разнообразием регионов и другими особенностями процесс образования городов был изначально затруднён. В дальнейшем эти трудности возросли под влиянием идеологии «человек при производстве» и, как следствие, «город при заводе». Произвольное, без учёта потенциала крупнейших центров, массовое по своим масштабам «десантирование» новых городов в огромные пространства России, стремление с их помощью осваивать всё новые ресурсы и территории создавали сложнейшие социальные, экономические, культурные проблемы, что тормозило развитие общества в самых различных сферах.
Понимание игры как бесконечного комбинирования культурных ценностей и знаков в принципе выводимо из трудов Хейзинги. Модель культуры, предлагаемая Деррида, отвечает многим признакам игры, названным Хейзинга: свободный дух, самоценность, театральность, повторяемость, ставка на случайность, риск, шанс и тайна результата и, наконец, элемент забавы, веселья, остроумия. И все же классическая концепция игры существенно отличается от философии игры в постмодернизме. Обоснование этих различий содержалось в программном выступлении Деррида 1966 года на конференции в университете Дженса Хонкинса, поэтому статья «Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук» (название доклада 1966 года) считается в своем роде классикой и заслуживает внимательного и аналитического рассмотрения. Прежде всего, Деррида переформулирует ключевое понятие «структуры», ссылаясь на резкие изменения в его трактовке: «. в истории понятия «структура» произошло нечто такое, что можно было бы назвать «событием». . .Что же это за событие? Его внешняя форма представляется как некий разрыв и удвоение» .
Под взрывчатыми веществами понимается химическое соединение и механические смеси веществ, способные к взрыву. К ним относятся тротил, аммонит, пластиты, дымный и бездымный порох, твёрдое ракетное топливо и т.д.2 Не могут быть отнесены к предметам контрабанды (при отсутствии признака крупного размера) газовые, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы, патроны (например, сигнальные холостые), не предназначенные для поражения цели. Они не относятся к огнестрельному оружию, боеприпасам и взрывчатым веществам. Международными нормами к оружию массового уничтожения (поражения) относится такое, которые действует путём взрыва или при помощи радиоактивных материалов. Смертоносное химическое и бактериологическое оружие и любое иное оружие, которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия. К оружию массового поражения относятся химическое, биологическое и ядерное оружие. Установлен запрет на провоз контрабандным способом стратегически важных сырьевых товаров, независимо от их стоимости. Постановлением Правительства РФ от 26.06.92г. №434 утверждён Перечень стратегически важных сырьевых товаров, экспорт которых осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ. Предметом контрабанды могут быть культурные ценности, в отношении которых действуют специальные правила. Порядок их перемещения через таможенную границу определён Федеральным Законом РФ от 15.04.93 года “О ввозе и вывозе культурных ценностей”1 . Под действие этого закона попадают исторические ценности, предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок художественные ценности.
Высокая скорость переоценки политических, экономических, моральных и культурных ценностей. 6. Несоответствие систем образования и здравоохранения современной экономической ситуации. 7. Ухудшение положения окружающей среды 8. Негативное влияние демографической ситуации на рынок труда. 9. Низкая мобильность населения. 10. Социальная апатия молодежи. Технологический фактор1. Увеличение разрыва в уровне технологий с основными развитыми странами. 2. Неэффективная инновационная политика государства. 3. Утечка за рубеж интеллектуальных ресурсов и уникальных технологий. 4. Внутренняя «утечка умов» из сферы науки и наукоемких технологий в другие. 5. Недостаточная скорость коммуникаций и их низкая доступность. 6. Низкий технологический уровень большинства производств. 7. Низкий уровень трансферта ресурсосберегающих технологий из-за рубежа. 8. Повышение уровня техногенных рисков.АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ВНЕШНИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ.Внутренние сильные стороны в реализации промышленной политики. . Появление долгосрочной стратегии развития администрации области. . Стремление законодательной и исполнительной ветвей власти к развитию производственных и торговых международных и межрегиональных связей. . Активизация законотворческой политики в направлении поддержки развития промышленности. . Сохранение политической стабильности между ветвями власти. . Вовлеченность факторов местного патриотизма и традиций в формирование корпоративной культуры предприятий региона. . Наличие хорошо организованных лоббирующих организаций, типа Нижегородской Ассоциации промышленников и Предпринимателей. . Появление круга внешних экспертов и представителей общественности для оценки промышленной политики Администрации.
Эта модель, позволила повысить, объективность оценки знаний абитуриентов, и исключить многие негативные явления, сопровождающие кампанию. "Без крупномасштабной интеграции с международными научно- исследовательскими и образовательными центрами мы никогда не достигнем уровня при проведении научных исследований и при подготовке кадров, отвечающим мировым стандартам ." Казахстан в настоящее время заключил договора о научном, культурном и образовательном сотрудничестве почти со всеми экономически развитыми государствами, но как они используются? "Согласно Лиссабонской конвенции каждое высшее учебное заведение может обратиться о признании и нострификации своего диплома. И таких соглашений и договоров очень много не только в области признания дипломов, но и по обмену студентами, преподавателями, стажерами, обучению за рубежом с целью освоения новых технологий и методик, проведению совместных исследований и т.д." Немаловажную роль имеет и привлечение зарубежных инвестиций различных международных фондов и организаций. "Мы запланировали в середине следующего года провести международную конференцию "Наука в третьем тысячелетии" с участием ряда выдающихся ученых- лауреатов Нобелевской Премии в области науки.
![]() | 978 63 62 |