![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Антиутопия | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Мы хотели бы лишь подчеркнуть, что указанные идеи "витали в воздухе", их нужно было систематизировать, связать в общую концепцию. Это и сделал Джилас. То, что было высказано предшественниками в фор [370] ме догадок, антиутопий, получило у Джиласа целостное теоретическое объяснение. Еще до публикации своего главного труда Джилас выступал с обличением коммунистов в тайном элитизме. "Бюрократическая и догматическая теория о том, что только коммунисты - созидательная сила социализма ("люди особой закалки", по Сталину), служит основой для их отделения от общества... Она скрывает реальную тенденцию к созданию особого привилегированного класса по принципу политической и "идейной" принадлежности, а не на основе способностей и профессионализма. Такая практика может превратить коммунистов в попов и жандармов социализма"(1). Главной целью книги М. Джиласа "Новый класс. Анализ коммунистической системы" было доказать, что социализм в СССР и восточно-европейских странах не ведет к созданию бесклассового общества - программной установки компартии, а служит основой для образования нового привилегированного класса
Творческие работники, которые хотят и умеют работать над таким фильмом, и администраторы, которые сумеют оценить такой фильм по достоинству. Здесь полезно вспомнить новейшую историю советской фантастической литературы. Литературная фантастика не смогла бы у нас достигнуть современного уровня, если бы не нашлись авторы, осознавшие ее возможности и силу, и издатели, осознавшие необходимость ее серьезной, проблемной, философской модификации. Но писатели, режиссеры, сценаристы не решают всех проблем. Существует еще проблема хронического непонимания возможностей киберпанка, косность представлений, отсутствие традиций. Между тем, главная проблема – технические возможности. Есть не мало хороших, любимых фильмов в лучших традициях и жанрах фантастического кино, но это не киберпанк. Должно измениться мировоззрение, прежде чем туда придут технологии киберпанка. Так, проникнув в различные виды искусств, киберпанк оказал влияние на различные области художественной культуры, стал частью современной культуры. А что касается кино, то он изменил мышление зрелищности, из литературы и искусства он проник в жизнь, из жанра фантастики, утопии превратился в антиутопию, в киберпанк, жанр, где самые фантастические предсказания осуществимы, будущее компьютерных систем или отсутствии такового Глава 3.
Более гориста обратная сторона Луны. ЛУННЫЙ САМОХОДНЫЙ АППАРАТ (луноход) - автоматическое или управляемое устройство для работы и передвижения по поверхности Луны. Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, - советский "Луноход-1" (1970). В 1970-75 запущено 2 советских лунных самоходных аппарата. Максимальная масса 840 кг, максимальное пройденное расстояние 37 км, время работы ок. 1 года. Первый управляемый лунный самоходный аппарат - американский луноход "Ровер" (1971). В 1971-72 на Луну доставлены космическими кораблями "Аполлон-15, -16 и -17", 3 лунохода "Ровер" для передвижения астронавтов. Максимальная масса (с двумя астронавтами и грузом) 725 кг, максимальное пройденное расстояние ок. 36 км. ЛУНЦ Лазарь Адольфович (1892-1979) - российский юрист, профессор, заслуженный деятель науки России (1967). Труды в области международного частного права. Государственная премия СССР (1970). ЛУНЦ Лев Натанович (1901-24) - русский писатель. Теоретик литературной группы "Серапионовы братья". Тяготеющие к антиутопии трагедия "Вне закона" (1923), пьесы "Обезьяны идут!" (1923), "Город Правды", (1924). Рассказы (в т. ч. "В пустыне", 1922)
Долгое время все попытки воплотить утопические мечты в реальность увенчивались крахом: человеческая природа упорно сопротивлялась всяческим стремлениям разума ввести её в рациональное русло, упорядочить то, что плохо поддаётся упорядочению. И только двадцатый век, с его катастрофическим развитием техники и торжеством научного знания, обеспечил утопическим мечтателям возможность переносить их подчас бредовые замыслы с бумаги на саму действительность. Первыми опасность трансплантации буйных творческих фантазий из мира вымысла в реальность, опасность превращения самой жизни в огромное утопическое произведение почувствовали писатели: в эпоху торжества утопических проектов, когда только мечта вдруг перестала удовлетворять ищущий разум человека, появляется новый, великий спорщик - антиутопия. В утопиях рисуется, как правило, прекрасный и изолированный от других мир, предстающий перед восхищённым взором стороннего наблюдателя и подробно разъясняемый пришельцу местным «инструктором» - вожатым. В антиутопиях, основанный на тех же предпосылках мир дан глазами его обитателя, рядового гражданина, изнутри, дабы проследить и показать чувства человека, претерпевающего на себе законы идеального государства.
Романы ("Корабли старого города", 1963), повести (в т. ч. антиутопия "После...", 1961), рассказы (сборник "Тень синего марта", 1938), сказки (сборники "Копилка времени", 1958; "Счастливое зеркало", 1966; "Королевство", 1976). В беллетризованных мемуарах "О нас" (1972) реалии послевоенного времени, быт т. н. "перемещенных лиц". Поэтический сборник "Разговор молча" (1956). Издавала стихи первого мужа - А. М. Перфильева. САВА (Sava) - река в Словении, Хорватии (на значительном протяжении по границе с Боснией и Герцеговиной) и Сербии, правый приток Дуная. 940 км, площадь бассейна ок. 95 тыс. км2. Средний расход воды 1670 м3/с. Судоходна почти на 600 км. На севере - г. Загреб, в устье - г. Белград. САВАННА - город на юго-востоке США, шт. Джорджия. 138 тыс. жителей (1990, с пригородами 234 тыс. жителей). Порт на Атлантическом побережье, в устье р. Саванна. Центр судостроения; транспортное машиностроение, деревообрабатывающая, химическая промышленность. Крупная целлюлозно-бумажная, сахарная промышленность. Океанографический институт. Корабельный музей
«Вселенная движется в сторону большей мерзости», Хакерская народная поговорка. «Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии – предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути» М.А.Нянковский Давно уже известно, доказано в некоторых философских учениях, что мир можно разделить на две части. Ну, к примеру, на «хорошо» и «плохо». Всегда при составлении какого – либо плана в расчет берутся два исхода дела – хороший и плохой. Примеры можно находить и находить, постепенно в конец загнавшись. В литературе начала прошлого века, в силу общественных перемен и потрясений, проявилась такая тенденция, даже просто – появился жанр антиутопии. Со времени Чернышевского все были знакомы со словом «утопия» в России. Оно было известно широкому обывателю. А это же было – нечто новое и неизвестное. Личностью, вошедшей в историю, как человек, подаривший России антиутопию, был писатель – интеллектуал Евгений Замятин. В его романе «Мы» был описан самый худший вариант развития нового коммунистического общества – его казарменный вид. Писателя упрекали, ругали, с ним спорили не переставая, обвиняя много в чем.
И символической фигурой как в рамках литературы, так и в рамках общественной жизни первых десятилетий XX века стал Г. Уэллс — создатель утопической модели «идеального общества» как общества «научного», целиком подчиненного научно подтвержденной целесообразности. В своем романе «Люди как боги» (1923) Г. Уэллс несовершенству земного бытия, где царит «старая концепция социальной жизни государства как узаконенной внутри определенных рамок борьбы людей, стремящихся взять верх друг над другом», противопоставил подлинно научное общество — Утопию (сам выбор названия свидетельствует об опоре Г. Уэллса на традицию, идущую от Т. Мора). Особого внимания заслуживают отразившиеся в литературе первых десятилетий XX века утопические модели, в основу которых легла идея «творческой эволюции», то есть осознанного изменения человеком собственной природы, направления собственной эволюции в то или иное желаемое русло.Причины появления антиутопии как жанра. Социальные утопии первых десятилетий XX века в значительной степени предполагали непосредственную взаимосвязь между правом Человека на достойную жизнь — и его коренным изменением (как правило, при этом оказывается допустимой и социальная селекция).
Впервые геополитические темы в литературе возникают уже у Джорджа Оруэлла, который в антиутопии "1984" описал футурологически деление планеты на три огромных континентальных блока "Остазия, Евразия, Океания". Сходные темы встречаются у Артура Кестлера, Олдоса Хаксли, Раймона Абеллио и т.д. Жан Парвулеско делает геополитические темы центральными во всех своих произведениях, открывая этим новый жанр "геополитическую беллетристику ". Концепция Парвулеско вкратце такова(20): история человечества есть история Могущества, власти. За доступ к центральным позициям в цивилизации, т.е. к самому Могуществу, стремятся различные полусекретные организации, циклы существования которых намного превышают длительность обычных политических идеологий, правящих династий, религиозных институтов, государств и народов. Эти организации, выступающие в истории под разными именами, Парвулеско определяет как "орден атлантистов" и "орден евразийцев". Между ними идет многовековая борьба, в которой участвуют Папы, патриархи, короли, дипломаты, крупные финансисты, революционеры, мистики, генералы, ученые, художники и т.д. Все социально-культурные проявления, таким образом, сводимы к изначальным, хотя и чрезвычайно сложным, геополитическим архетипам.
"предсказания джорджа оруэлла" I. ВВЕДЕНИЕ Последнее время, в год столетия со дня рождения Джорджа Оруэлла (псевдоним Эрика Артура Блэра (1903-1950)), новостные сообщения все чаще сопровождаются комментариями, проводящими аналогии с миром, описанном им в произведениях «Скотный Двор» (1945) и «1984» (1949). Многих пугает, что мир, однажды ступивший на путь тоталитаризма, приобретает шанс вернутся в него. Вернуться в тоталитаризм, подкрепленный новыми технологиями цивилизованного мира. Ко всему прочему и сам автор считал, что очень скоро весь мир окажется во власти тоталитарной системы: « можно с уверенностью представить, что нас ждет. Войны и снова войны, революции и контрреволюции, гитлеры и сверхгитлеры — вниз, вниз, в пропасть, куда страшно заглянуть ». Я разделяю эти опасения и полагаю, что нельзя забывать предупреждение, которое сделал Оруэлл своими антиутопиями, и правду о тех режимах, которые натолкнули писателя на пессимистические взгляды на будущее. «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, управляет прошлым» — гласит партийный лозунг из романа «1984», поэтому нельзя допустить, чтобы нас лишили прошлого, а затем и будущего.
Но наиболее глубоко предлагавшаяся система власти описана в антиутопиях Дж. Оруэлла, О. Хаксли, Е. Замятина, которые в своих художественных произведениях дали точный образ общества, подвергшегося абсолютному насилию власти. В 1939 г. на организованном симпозиуме Американским философским обществом была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как "восстание против всей исторической цивилизации Запада. ". Вторая мировая война, а затем разгром фашистских режимов и начало "холодной войны" дали новый импульс теоретическому осмыслению тоталитаризма. В 1952 году в США была проведена конференция, посвященная этому социальному феномену, где был сделан вывод, что "тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все – от воспитания детей до выпуска продукции контролируется из единого центра". Спустя несколько лет вышел ряд фундаментальных работ на эту тему, важнейшими из которых являются: книга Х. Арендт "Происхождение тоталитаризма" и совместная монография К. Фридриха И З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия".
Например, знаменитое абстрактное полотно П.Пикассо - это не хаотическое нагромождение геометризованных тел или их частей, а прежде всего отражение трагических событий войны в Испании 1936-1939 гг. Если рассматривать и попытаться трактовать каждую отдельную деталь этой картины, то за абстрактной формой возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль. Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова , фантастика братьев Стругацких, антиутопии в русской и зарубежной литературе (Е.Замятин, О.Хаксли, Дж.Оруэлл), фантастические кентаврицы и кентаврята четырнадцатилетней московской школьницы Нади Рушевой (рис. 1). Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.
В антиутопии Замятина отчетливо видны черты нарождающегося советского тоталитаризма, подчеркивается его антигуманистическая сущность. В русле модернизма написан роман Б. Пильняка (Б. А. Вогау) "Голый год" (1923 г.). Сатирическая литература 20-х гг. представлена рассказами М. Зощенко; романами соавторов И. Ильфа (И. А. Файнзильберга) и Е. Петрова (Е. П. Катаева) "Двенадцать стульев" (1928 г.) и "Золотой теленок" (1931 г.) и др. В 20-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное искусство. Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой, которые, казалось бы, должны были снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс. Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, признанные мастера которого (П. Н. Филонов, К. С. Малевич) продолжают плодотворно работать и в советское время. Возникают новые творческие объединения. В 1922 г. сложилась самая массовая организация в советском искусстве 20-х гг. - "Ассоциация художников революционной России" (АХРР), возникшая на основе Товарищества Передвижников, "Союза русских художников" и др.
Меж тем, это едва ли не одна из самых опустошенно-трагических работ художника, и ее пафос, пафос антиутопии, далек от прославления реалий советской жизни. Она входит в цикл поздних произведений, наполненных странноватой экспрессией и бесцельным, на первый взгляд, динамизмом. ПОЗДНИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ И РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ После 1927 года в трудовой книжке Малевича все чаще и чаще менялись записи о местах службы. Из Гинхука художника вместе с сотрудниками перевели в Государственный институт истории искусств, однако через два года искусствоведы института добились ликвидации его отдела. Непрочным было и положение его экспериментальной лаборатории в Русском музее. Поэтому бывший директор научно-исследовательского учреждения охотно откликнулся на приглашение Киевского художественного института и с 1929 года ездил туда преподавать, проводя каждый месяц две недели в Киеве. Украинские авангардисты высоко чтили бывшего земляка - в харьковском журнале Новая генерация с апреля 1928 года печатался цикл статей, в основу которого бьл положен историко-теоретический труд Малевича Изалогия.
Но ее в основном интересуют социальные романы Г. Уэллса и путь к нему писателя. Кроме этих работ существуют несколько журнальных статей, затрагивающих поставленную проблему. А. П. Краснов в статье "Великий фантаст" , посвященной Ж. Верну, делает попытку исследовать, каким образом происходит движение от утопии к антиутопии в романах писателя. М. Ландор свою статью "Фантастическая сатира Г. Уэллса" посвящает своеобразию социально-фантастических романов Г. Уэллса, здесь же вскользь упоминает об основоположниках антиутопии и антиутопических романах Г. Уэллса. В предлагаемой работе анализируются романы Ж. Верна "Дети капитана Гранта", "Двадцать тысяч лье под водой", "Таинственный остров", "Кораблекрушение "Джонатона", "Удивительные приключения экспедиции Барсака", романы Г. Уэллса "Машина времени", "Человек-невидимка", "Остров доктора Моро", "Война миров" и "Люди как боги". Выбор исследуемых романов объясняется тем, что в них наиболее ярко выражены черты антиутопии либо утопии. Кроме того, эти произведения являются образцами творчества писателей. Для удобства в настоящей работе мы будем называть романы либо утопическими, либо антиутопическими.
Однако план требовал расширения котлована. Тут мы понимаем, что потребности в этом “доме счастья” будут огромны. Котлован будет бесконечно глубок и широк, и в него будут уходить силы, здоровье и труд множества людей. В то же время работа не приносит этим людям никакой радости: “Вощев всмотрелся в лицо безответного спящего — не выражает ли оно безответного счастья удовлетворенного человека. Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрылись его глаза”. Таким образом, автор развенчивает миф о “светлом будущем”, показывая, что рабочие эти живут не ради счастья, а ради котлована. Отсюда понятно, что по жанру “Котлован” — антиутопия. Ужасные картины советской жизни противопоставляются идеологии и целям, провозглашенным коммунистами, и при этом показывается, что человек превратился из разумного существа в придаток пропагандистской машины. Другая важная проблема этого произведения ближе к реальной жизни тех лет. Платонов отмечает, что в угоду индустриализации страны были принесены в жертву тысячи крестьян. В повести это очень хорошо видно, когда рабочие натыкаются на крестьянские гробы. Сами крестьяне объясняют, что они заранее готовят эти гробы, так как предчувствуют скорую гибель.
Романтическая удаль, геройство и теперь не чужды поэту, но теперь они уже не самоцельны, как в молодые годы, а подчинены задачам духовной самореализации, вобраны в понятие подвига, служения — тем более ответственного, чем более обреченного. "Рыцарь счастья" осознал себя "рыцарем долга", былая куртуазность и былая кичливость сменились истовой молитвенностью, а светские ритуалы — магическими обрядами. Всю свою жизнь прославлявший "упоение в бою и бездны мрачной на краю", Гумилев впервые, кажется, воочию ощутил, сколь близка эта "бездна", и его стихи последних лет, его поэмы "Звездный ужас", "Дракон" наполнились жуткими эсхатологическими видениями, в красивых и красочных, как встарь, легендах и сказках поэта обнаружился глубинный философский подтекст, благодаря чему "снотворчество" возвысилось до мифотворчества, и с таким трудом добытая Гумилевым в период ученичества "прекрасная ясность" лирического высказывания уступила черед "высокому косноязычью", грозным — при всей их смутности и "темности" — пророчествам. Внутреннему взору поэта, устремленному "сквозь бездну времен", открываются теперь не столько начальные страницы Книги Бытия, сколько главы Апокалипсиса, и неразъемная цепь связует в этом смысле фантасмагорию "Заблудившегося трамвая" с "антиутопией" из "Шатра": И, быть может, немного осталось веков, Как на мир наш, зеленый я старый, Дико ринутся хищные стаи песков Из пылающей юной Сахары.
Так, Горбов и Глэнни видят в персонажах повести Ленина, Дзержинского, Троцкого, Зиновьева и др. Диана Бургин в работе “Булгаковская ранняя трагедия ученого-творца: интерпретация “Собачьего сердца” пишет следующее: “Страшное имя и отчество Шарикова (Полиграф Полйграфо-вич). как эмблема сути этого создания, также ироничны, ибо “Детектор Лясиг, сын Детектора Лжи” есть метафизическая ложь”. Предисловие Э. Проффер к 3-му тому собрания сочинений Булгакова в издательстве “Ардкс” подытоживает исследования предшественников. В настоящее время назрела необходимость в целостном осмыслении произведения. При этом важно выйти за пределы социологического толкования, выявить идейно-эстетическое содержание повести “Собачье сердце”, а также определить новые жанровые особенности как антиутопии. М. Булгаков в “Собачьем сердце” строит повествование в оригинальном плане. Писатель идет не от общего к частному, а наоборот: от частной истории, отдельного эпизода — к масштабному художественному обобщению. В центре произведения поставлен невероятный случай превращения собаки в человека.
Стремясь использовать все художественные средства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918-21). Грубость, четкость, прямолинейность его поэтического стиля, умение превращать элементы оформления книжной и журнальной страницы в эффективные выразительные средства поэзии — все это обеспечивало успех «звонкой силе поэта», целиком отданной на службу интересам «атакующего класса». Воплощением позиции Маяковского этих лет стали его поэмы «150 000 000» (1921), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927). К концу 1920-х гг. у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь — от одежды и походки до любви и творчества. Комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось.
![]() | 978 63 62 |