![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Отношение к герою романа «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Лишь только я удовлетворяю жажду, вода сейчас же теряет для меня привлекательную силу, и если я в таком состоянии прохожу около того места, оно остается вне моего интереса, или же бывает, что я его не замечаю вовсе» (Узнадзе Д. Н. // Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961). Явление «внушения» со стороны предметов нам всем известно. Предметы притягивают нас к себе и побуждают к определенной деятельности. Иногда и потребность и сам ее предмет не осознаются человеком, но тем не менее властно определяют его поступки, «притягивают» человека к себе. Так, герой романа «Преступление и наказание» Раскольников, намеревавшийся пойти в полицейскую контору, вдруг находит себя у того места, где им было совершено убийство старухи-ростовщицы. «В контору надо было идти все прямо и при втором повороте взять влево: она была уже в двух шагах. Но, дойдя до первого поворота, он остановился, подумал, поворотил в переулок и пошел обходом через две улицы, – может быть, без всякой цели, а, может быть, чтобы хоть минуту еще потянуть и выиграть время
отношение к Герою романа «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову не может быть однозначным, с одной стороны, это чуткий, способный на самопожертвование человек, с другой - бунтарь, совершающий аморальный поступок. Поэтому я симпатизирую ему, как думающему не глупому человеку и не приемлю аморальность его целей и способа их достижения. Кумиры, идолы Раскольникова -великие гении, вершители судеб человечества. Чтобы стать одним из них, герою надо принять на себя все грехи людские и тем изжить их. Раскольникова очень увлекал Наполеон, как идеал сильной личности. Сознание своего превосходства явилось благоприятной психологической почвой для развития его притязаний на власть над людьми. Студент Раскольников выстроил свою жестокую философию, Которая заключалась в следующем: все люди подразделяются на две категории: «твари дрожащие», безропотно принимающие порядок вещей, и «творцы истории», «сильные мира сего», люди нарушающие моральные нормы и общественный порядок, ген за счет попрания первых последними. Идеалом «сверхчеловека» у Раскольникова является Наполеон. Для героя Достоевского это личность, действующая по правилу «все дозволено», человек, могущий пожертвовать всем ради достижения собственной выгоды.
Он жалеет революционеров, удивляется им, но не может описать их действия, потому что они кажутся ему бессмысленными. Разница между Достоевским и Виктором Гюго состоит в том, что для Виктора Гюго нравственность есть нечто вечное, неподвижное. Буржуазная революция только подтвердила старую нравственность. Романы же Достоевского основаны на попытке пересмотра нравственности. Его Раскольников – разрушитель, он не верит в социальные устои этого своего общества. Правота Раскольникова опровергнута добровольным одиночеством, тем, что он приходит к идее сверхчеловечества, но он пришел к ней иначе, чем Ницше, и не надо позволять в какой бы то ни было мере фашистам разного вида пытаться использовать ненависть Достоевского к буржуазии, к строю, как ненависть его к идее равенства людей. Достоевский в основу романа «Преступление и наказание» положил четыре общественные страсти, четыре вида связи людей между собой. Первая: дружба и товарищество. Это отношение Раскольникова с Разумихиным. Вторая – честолюбие. Это желание Раскольникова быть человеком; на это он имеет право, но в искаженном виде требование быть человеком приводит к преступлению
Во многих классических произведениях поднимается вопрос, подобный тому, который задал себе герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников: «А человек ли женщина?» Сложно разрушить вековые традиции, закладывающиеся устоями, религией в сознание мужчин и самих женщин, что вторые - это существа, недостойные иметь права, неспособные осознать их и реализовать. Женщины прошли тяжелый путь к гендерному равенству. На протяжении многих веков они сопротивлялись существующим законам и пережили гонения. И я думаю, что мужчинам стоит задуматься, так ли уж слаб этот «слабый» пол? Из истории эмансипации ЭМАНСИПАЦИЯ (от лат. ema cipa io), освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин — предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни. Во второй половине 19 – начале 20 века в Великобритании и США распространилось движение суфражисток - участниц движения за предоставление женщинам избирательных прав. Суфражистки активно применяли ненасильственные методы гражданского неповиновения. Лидером движения в Великобритании стала Эммелин Панкхёрст, добившаяся в 1928 году от британского правительства прав женщин на голосование.
Напомним и другое: «Я впервые читаю Достоевского, и он меня захватил» (сентябрь 1913Pг.). «Ворота Расёмон» написаны ровно через пятьдесят лет после «Преступления и наказания» (несмотря на увлечение Достоевским, Япония вряд ли отмечала полувековой юбилей русского романа, России же было не до юбилеев) двадца- титрехлетним студентом Акутагавой Рюноскэ, имевшим воз раст и статус Родиона Раскольникова и только два года назад узнавшим роман Достоевского. «Ему грезилось в болезни,P должен был прочесть Акута\ гава,P будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некото рых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноваты ми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные Целые селения, целые города и народы заража лись и сумасшествовали
Продолжение темы “маленького человека” мы находим у Ф. М. Достоевского в первом большом проблемном романе “Преступление и наказание.”, который печатался в журнале Коткова “Русский вестник.” В течение 1866 года. Перед нами снова Петербург, но не эпохи Белинского и писателей, “выходивших в своем творчестве “из “Шинели.””, а Петербург пореформенный, где стало еще больше бедности, но где беднота страдает в основном уже не от концемерных начальников, а от полной необеспеченности, от жестоких заимодавцев и хитрых богатых соблазнителей. Эти новые обстоятельства с большой силой и остротой проявляются в жизни главных героев романа - бедного студента Родиона Раскольникова, его сестры, и еще более бедной девушки Сони Мармеладовой. Достоевский сосредоточен на изображении мира человеческих страданий. Не бедность даже, а нищета, при которой человек не только буквально гибнет от голода, но и теряет человеческий облик и чувство собственного достоинства, - вот состояние, в которое погружено несчастное семейство Мармеладовых. Запойный пьяница старик Мармеладов, ради рюмки водки унижающийся перед трактирщиком; жена его, “гордая” Катерина Ивановна, умирающая от чахотки и посылающая семнадцатилетнюю падчерицу, великую страдалицу Соню, продавать себя на улице петербургским развратникам; гибнущие от голода малые дети Мармеладова.
Он позволяет себе делить людей на “обычных”, “материал”, и на “избранных”, стоящих вне обычных рамок и норм, и совершает “убийство ради добра”, “по системе”. Ведь, “если Бога нет, то все дозволено”. Так, по убеждению Достоевского, человечность, оторванная от Бога, перерождается в бесчеловечность – в самоотрицание человека, а это есть признак глубокого недуга, поразившего человечество. По словам Достоевского, человек, восставший против образа Божьего в себе, противопоставляющий себя другим людям, восстает тем самым и против своей собственной сущности. Не случайно Раскольников признается: “не старушонку я убил, себя убил”. А другой герой романа “Преступление и наказание” произносит: “Ведь это разрешение преступить через кровь по совести страшнее обычных преступлений”. Как только утрачиваются твердые нравственные ориентиры, как только человек решается объявить себя Богом, как только он начинает отрицать абсолютную ценность другого (любого!) человека и исходить из того, что злые средства оправданы ради доброй цели, - этот человек неизбежно приходит к саморазрушению и краху.
В русском народе такая "натура" была. Это подтверждает и вся история преступления и наказания Родиона Раскольникова: победу в этом человеке в конце концов одержала натура, готовая на братство, которая в нем изначально жила и постоянно сопротивлялась насилию гордого разума. Роман о "положительно-прекрасном" человеке Следующий роман - "Идиот" Достоевский задумал как продолжение "Преступления и наказания". Главным героем его является "обновленный Раскольников", "исцелившийся" от гордыни человек, князь Мышкин, носитель "положительно-прекрасного" идеала. Не случайно в рукописи он называется иногда "князем-Христом". Роман "Идиот" - драматический эксперимент писателя над дорогой для него идеей. Разумеется, Мышкин - не Христос, а смертный человек, но из числа тех, избранных, кто напряженным духовным усилием сумел приблизиться к этому сияющему идеалу, кто глубоко носит его в сердце своем. Писатель осознавал степень риска, на ( 61) который он решался в своем романе: создать "положительно-прекрасного" человека в момент, когда его еще нет в действительности, когда такой идеал ни у нас, ни в Западной Европе еще не выработался.
Регулятивные - это общественные отношения, связанные с предоставлением лицу субъективного права на правомерное причинение вреда. Предписывающие - это общественные отношения, устанавливающие правовые обязывания для органов, осуществляющих уголовное преследование. Вывод: предмет УПРФ - это общественные отношения, связанные с преступлением, наказанием, уголовной ответственностью, уголовным законом. 4) Принципы действия УЗ в пространстве: территориальный, персональный, реальный, универсальный. В пространстве: 1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу. 1. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.
Теория Родиона Раскольникова о "двух разрядах людей" и ее опровержение Главный герой романа Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" недоучившийся студент Родион Романович Раскольников идет на страшное преступление - лишение жизни другого человека под влиянием теорий, популярных среди молодежи 60-х годов XIX века. В сентябре 1865 г. в письме к главному редактору журнала "Русский вестник" М.Н. Каткову, где позднее было опубликовано "Преступление и наказание", Достоевский следующим образом изложил основное содержание романа: "Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатксти в понятиях, поддавшись некоторым странным "недоконченным" идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. "Она никуда не годна", "для чего она живет?". "Полезна ли она хоть кому-нибудь?" и т.д. - Эти вопросы сбивают с толку молодого человека.
А ведь к ним принадлежал главный герой романа, и теория "сверхчеловека" родилась именно в такой обстановке. Широко известен термин "Петербург Достоевского". В "Преступлении и наказании" "Петербург Достоевского" - это увеселительные заведения, кабаки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокость большинства людей, мелочные ссоры, ужасающие внешние условия жизни: "пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных.", комнаты - "гробы" в полуразвалившихся домах. Семья Мармеладовых - одна из тысяч подобных ей семей бедняков. История этой семьи является как бы предысторией преступления Раскольникова. Однако роль семьи Мармеладовых не ограничивается лишь созданием фона, на котором развивалась трагедия преступления Родиона Раскольникова. Ф.М. Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других.
И это свое негативное отношение к северной столице отразили в своих бессмертных творениях. "Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге",- констатирует Свидригайлов, герой романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". И действительно, Петербург - театрально красив, но абсолютно плосок и прям, как шахматная доска. Единственное отступление от плоскости - это арки мостов, единственное нарушение прямизны - это изгибы рек и каналов. Петербург был построен на пустом месте, среди болот, и эта напряженная искусственность давит постоянно. Можно восхищаться архитектурными красотами этого города и одновременно сходить с ума от чувства замкнутости и одиночество. Это и происходит с героями романов Достоевского. "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу,- все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши",- пишет Достоевский в "Преступлении и наказании", прослеживая связь между "исступленными мыслями" Раскольникова и "черепашьей скорлупой" его каморки.
Раскольников и его "двойники" "Преступление и наказание" - психологический и социальный роман. Причём психология человека и общественное сознание тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф.М. Достоевский показывает внутренний мир человека и среду, в которой тот находится, исследует их взаимодействие. Герой совершает убийство. Автор прослеживает путь душевных переживаний и борьбы этого человека от первых мыслей о преступлении до раскаяния, пытается понять, что побудило его совершить этот поступок. Одной из причин автор называет влияние среды, то есть общества. Мысль о преступлении зародилась у Раскольникова в тот момент, когда Родион задумался о значении человека в жизни, о своём положении среди людей. Причина убийства - это теория, родившаяся в уме и душе Раскольникова. Это мысль о том, что есть люди, "право имеющие", и "материал", и что он, возможно, принадлежит к высшей категории. Герой пытается доказать себе, что это так, но тщетно. Всем ходом романа Ф.М. Достоевский развенчивает теорию Раскольникова. Один из приёмов разоблачения антигуманной сущности теории - это использование системы двойников.
Двойники Раскольникова Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был написан в очень тяжелый период для самого писателя – на каторге. Там он и столкнулся с «сильными личностями», характеры которых воплотил в главных героях своего произведения. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории «наполеонизма» - возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах «двойниках» - Свидригайлова и Лужина. Раскольников, бедный студент из обедневшей дворянской семьи, подавленный нищетой и несправедливостью жизни пытается найти выход из этого положения. Он полон желания решительно изменить свою жизнь, пусть даже через преступление. Иногда он сомневается в правильности своих мыслей, боясь загубить свою душу, но его манит результат. Его идея заключалась в том, что можно совершить преступление ради общего блага. И он решился на убийство этой старухи – процентщицы, которую считал глупой, ничтожной, вредной старушонкой.
Трагедия Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Произведения Ф. М. Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, непримиримость суждений. Достоевский искренне и страстно высказывает и отстаивает свои идеи, взгляды, он страдает, не находя ответов на сложные вопросы бытия. Умами многих людей прошлого века владела ложная идея наполеонизма — идея превосходства одних людей над другими, права сильной личности повелевать другими, решать их судьбы. Пленниками этой идеи стали герои анализируемого романа — Родион Раскольников и Аркадий Иванович Свидригайлов. Родион Раскольников — главный герой романа, живет в мрачной, угнетающей обстановке Петербурга. Бедный студент. Раскольников чувствует себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков, разряженной публики. Подавленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщицы Алены Ивановны. Идея заключалась в том, что, по мнению Родиона, можно совершить преступление ради общего блага, преступление «по совести»: можно убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел.
Двойники Раскольникова Роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” был написан в очень тяжелый период для самого писателя – на каторге. Там он и столкнулся с “сильными личностями”, характеры которых воплотил в главных героях своего произведения. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории “наполеонизма” - возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах “двойниках” - Свидригайлова и Лужина. Раскольников, бедный студент из обедневшей дворянской семьи, подавленный нищетой и несправедливостью жизни пытается найти выход из этого положения. Он полон желания решительно изменить свою жизнь, пусть даже через преступление. Иногда он сомневается в правильности своих мыслей, боясь загубить свою душу, но его манит результат. Его идея заключалась в том, что можно совершить преступление ради общего блага. И он решился на убийство этой старухи – процентщицы, которую считал глупой, ничтожной, вредной старушонкой.
Какой факт биографии В.Маяковского говорит о его необыкновенном нежном чувстве к Т.Яковлевой? 35. Что вам известно о женщинах: Полине Виардо, Айседоре Дункан, Елене Денисьевой? 36. Какой факт биографии А.П.Чехова говорит о его трудолюбии? 37. Какой театр Москвы называют «Театром А.Чехова», «Театром А.Осровского»? 38. Что хотел доказать герой романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание»? 39. Назовите какие вопросы современности мы находим на страницах романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание». 40. Дайте словесный портрет одному из героев Ф.Достоевского. 41. Кого из русских писателей мы можем навестить в Москве? Что вам известно об этих домах-музеях? 42. Каким предстаёт перед читателем город Петербург в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание»? 43. Использовал ли символику Ф.Достоевский в романе «Преступление и наказание»? 44. Какие социальные причины подтолкнули Р.Раскольникова к преступлению? 45. Кому из русских писателей и поэтов установлены памятники в Москве? Где? 46. С чьими именами связана церковь Вознесения у Никитских ворот? 47. Какое произведение М.Булгакова часто называют «Роман в романе»? 48. ЗачемМ.Булгаков в своих произведениях часто обращается в мир фантастический, нереальный? 49. Кто из героев М.Булгакова пользовался волшебным кремом? 50.
Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" “Преступление и наказание” — одно из лучших произведений великого русского писателя второй половины XIX века Ф. М. Достоевского. Между тем трудно найти другое столь давно и единодушно признанное классическое произведение, оценки которого были бы столь разноречивы и даже противоположны, причем расхождения эти связаны именно с вопросом о мотивах преступления Раскольникова и об отношении к ним Ф. М. Достоевского. По мнению многих исследователей, доминирует все-таки концепция двойственности мотивов. Первый представляет собой теорию “права сильного”, которая отражала дух времени и была порождением общественной теории нигилизма: “Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”. Второй — полная противоположность первому: желание добра людям, стремление спасти сестру от гибели, а себе дать возможность добрыми делами всей последующей жизни загладить преступление. Некоторые исследователи находят три, четыре и даже больше мотивов, но все они тяготеют к двум вышеперечисленным полюсам. Вообще, приступая к работе над романом, Достоевский писал: “.уничтожить неопределенность, то есть так или этак объяснить все убийство.”. Есть литературоведы, которые считают, что сделать это Достоевскому не удалось: он так и не пришел к выводу, как именно мотивировать преступление, и остались две, “не согласованные между собой” мотивировки, осталась неопределенность.
![]() | 978 63 62 |