![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Значение художественной литературы в становлении школьников | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Когда Фадеев застрелился, его старый друг писатель Юрий Либединский с горечью заметил: PБедный Саша, всю жизнь простоял на часах, а выяснилось, что стоял на часах перед сортиром. Но в те первые дни марта пятьдесят третьего еще действовала инерция прошлой жизни. Двенадцатого марта «Правда» поместила статью Фадеева «Гуманизм Сталина». В ней говорилось: «Сталин, как никто другой, определил великое гуманистическое значение художественной литературы как силы воспитания и перевоспитания человека в духе коммунизма, назвав писателей инженерами человеческих душ». Через неделю, девятнадцатого марта, в «Литературной газете» появилась передовая «Священный долг писателя», написанная Симоновым на пару с одним его сотрудником. Они писали: «Самая важная, самая высокая задача, со всей настоятельностью поставленная перед советской литературой, заключается в том, чтобы во всем величии и во всей полноте запечатлеть для своих современников и для грядущих поколений образ величайшего гения всех времен и народов бессмертного Сталина»
Иногда учащиеся мне говорят: «Посмотрели кинофильм. Сколько же в нем «исторических ошибок». Прочли книгу, а там тоже недостоверные факты». Объясняю – это и есть беллетристика. И очень хорошо, что мои ученики самостоятельно замечают эти неточности. Методика использования художественной литературы на уроке истории. Значение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории широко и разносторонне. Отсюда разнообразна и методика ее применения. Бывают уроки, которые можно почти целиком построить на материале художественной литературы. В качестве примера можно привести урок в пятом классе по курсу древнего мира “Поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея””. Или урок в седьмом классе по теме “Развитие литературы и искусства”, когда часть урока отводится изучению книги А.Н.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. Или “Движение под предводительством Емельяна Пугачева” по повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. Такие уроки несомненно проходят “на ура”. Но готовить их крайне сложно, т.к. приходится из большого произведения тщательно отбирать материал, составлять из него стройный рассказ, не забывая при этом о плане урока и учитывая время.
Чувствовалось, что человек силен житейской мудростью и большим опытом революционной борьбы, когда человек уже ничему не удивляется, когда он обладает богатым даром прозрения и знания человеческой души. Эта домашняя простота, непринужденность, искренность и постоянная сутулость не стариковская, а такая, какая бывает у думающих и озабоченных людей,P сразу же успокаивали и располагали к откровенности. Не помню всего, о чем шла беседа в тот день,P вероятно, больше о редакционных делах. Но в памяти остались те моменты, когда Михаил Иванович оживленно, с молодым увлечением говорил об огромном воспитательном значении художественной литературы. PВедь в былые годы, когда мы росли духовно и набирались сил, в художественной литературе мы искали ответов на все волнующие вопросы. У нас были любимые герои, любимые писатели, на которых мы смотрели, как на учителей жизни. Это были властители дум. Взять хотя бы таких людей, как Чернышевский, Салтыков-Щедрин, а потом наши современники Короленко, Горький Конечно, наша литература молодая, новая, у нее и новые пути, и новые задачи, и новое содержание Но и средства должны быть новые
Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение. В связи с этим возникает противоречие между тем, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать культуру поведения и тем, что в дошкольных образовательных учреждениях эта работа ведется не систематически, а такое эффективное средство как художественная литература используется эпизодически. Проблемой нашего исследования является использование художественной литературы для воспитания культуры поведения у дошкольников. Цель данной работы – выявить возможности художественной литературы как средства воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Объектом является процесс воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования является художественная литература как средство воспитания культуры поведения дошкольников. При исследовании была выдвинута гипотеза: при использовании художественной литературы уровень культуры поведения у детей повысится. Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач: Изучить сущность проблемы в научной и методической литературе; Определить значение художественной литературы в воспитании культуры поведения у дошкольников; Выявить уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Все иное же в контексте русской классической литературы будет явно или неявно подталкивать всякого русского человека в сторону погибели его души. Впрочем, кто-то, возможно, заметит автору очерка, что у нас есть еще советская и даже российская художественная литература, а, как говорится, на худой конец есть еще и мировая, как переведенная на русский язык, так, в конце концов, существующая и на иностранных языках. Но, во-первых, никакая литература кроме именно русской классической не занималась так подробно и обстоятельно «общим делом» добровольно и вполне самостоятельно. То есть именно русская классическая художественная литература – это, прежде всего, история становления названного выше «дела» как дела общемирового значения. А во-вторых, и советская и российская литература либо уже занимались «общим делом» под очень строгим присмотром власти, а значит, уже несвободно и вполне конъюнктурно, либо вообще утрачивали какой-либо интерес к нему, легко опускаясь на «местечковый» уровень, а в мировой художественной литературе об этом всерьез никто никогда и нигде не писал
При этом продолжается работа по воспитанию бережливости, аккуратности. Вопросы экономического воспитания тесно связываются с воспитанием нравственным. Расширяя представления старших «фантазеров» о социальном мире, макросоциуме, взрослые учитывают, что их воспитанники находятся на переходе к новой возрастной ступени, когда школа приобретает притягательную силу. Педагог содействует становлению личностной и социально-психологической готовности своих воспитанников к школе. Необходимо подготовить «фантазеров» к принятию новой «социальной позиции» — положения школьника (при отсутствии таковой даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ребенку будет трудно в школе), сформировать отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к книге как источнику знаний. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы, пережиты детьми. Подобный эмоциональный опыт обеспечивается, прежде всего, посредством включения детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства (игры, экскурсии по школе, беседы, рассказы взрослых о своих любимых учителях, общение со школьниками — выпускниками детского сада, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, видеофильмов, кинофильмов о школе, проведение совместных выставок детских работ, ознакомление с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги, учения и др.) - Взрослые помогают шестилетним детям осознать и свое место в обществе, свое социальное «Я .
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества,как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику. Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школьной, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов.
В коце школьного обучения у детей формируются в той или иной степени система понятий. Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, «удельный вес»,»млекопитающие», «критический реализм»), но и целыми классами или системами понятий (например, система геометрических понятий). Мы уже видели, что даже самое отвлеченное мышление, далеко выходя за пределы чувственного познания, никогда, однако, полностью не отрывается от ощущений, восприятий и представлений. Эта неразрывная связь мыслительной деятельности с наглядно-чувственным опытом имеют еще большое значение в ходе формирования понятий у школьников. Наглядность играет двоякую роль в процессе развития понятий учащихся. С одной стороны, она облегчает этот процесс. На начальных этапах развития мысли ребенку легче оперировать с наглядным, чувственно-конкретным материалом. Например, многие исторические понятия («боярин», «смерд») гораздо прочнее усваивают на основе соответствующих наглядных изображений, картин, рисунков, иллюстраций из художественной литературы и т.д. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношения разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно- образного, наглядно-действенного и отвлечённого мышления).
Мы уже видели, что даже самое отвлеченное мышление, далеко выходя за пределы чувственного познания, никогда, однако, полностью не отрывается от ощущений, восприятий и представлений. Эта неразрывная связь мыслительной деятельности с наглядно-чувственным опытом имеет еще большее значение в ходе формирования понятий у школьников. Наглядность играет двоякую роль в процессе развития понятий у учащихся. С одной стороны, она облегчает этот процесс. На начальных этапах развития мысли ребенку легче оперировать с наглядным, чувственно-конкретным материалом. Например, многие исторические понятия («боярин», «смерд») гораздо прочнее усваивают на основе соответствующих наглядных изображений, картин, рисунков, иллюстраций из художественной литературы и т.д. Но с другой стороны, не всякая наглядность и не при любых условиях создает благоприятные предпосылки для формирования отвлеченного мышления у школьников. Чрезмерное количество ярких, конкретно-чувственных деталей в наглядных пособиях и иллюстрациях может отвлекать внимание от основных, существенных свойств познаваемого объекта.
Но Дело не ограничивается только апологетическими целями. Социальное богословие оказывается и одним из активных средств борьбы с научно-материалистическим мировоззрением. Православие и проблемы духовной культуры Обновление православия не ограничивается пересмотром социально-политической и общественно-исторической проблематики. В числе особенно популярных вопросов, выдвигаемых православной церковью сегодня на передний план, вопрос о роли и значении христианства в становлении и развитии культуры и в связи с этим популяризация „церковного культурного наследия". В современной православной литературе акцентируется внимание на роли христианства в появлении на Руси архитектурных школ, в развитии храмового зодчества, в высоких художественных достижениях русских иконописцев. Богословы утверждают, например, что знаменитая „Троица" Андрея Рублева могла быть создана только на основе усвоения духовного опыта преподобного Сергия Радонежского, а развитие национальной культуры связывают с деятельностью того или иного церковного иерарха.
В решении этих задач учителю помогут художественная литература и средства наглядности. Из наглядных пособий, используемых для характеристики реакционных деятелей, учитель нередко обратится не к портрету, а к карикатуре. Но некоторые портреты, как, например, портрет Петра 111 работы художника А. Антропова, немало помогут в разоблачении сущности таких деятелей и в создании у учащихся устойчивого комплекса репульсивных эмоций. В некоторых случаях учитель может применить прием контрастной характеристики представителей двух антагонистических классов или двух борющихся групп. А.И. Стражев замечает, что история не так часто выдвигает такие замечательно рельефные и контрастирующие фигуры, противоположные друг другу, как Мюнцер и Лютер. Но контрастирующие характеристики следует применять и там, где нет такой глубокой идеологической противоположности и где скорее надо говорить не о противопоставлении, а о сопоставлении (21, 78) Яркие образы выдающихся прогрессивных и революционных деятелей имеют большое значение в воспитании школьника и формировании его идеалов.
В то же время процесс чтения, как известно, сопровождается большим напряжением коры головного мозга. В связи с этим учащимся необходимо придерживаться некоторых гигиенических рекомендаций, в частности продолжительности непрерывного чтения. Длительность непрерывного чтения учащимися художественной литературы не должна превышать 2 ч. В бюджете свободного времени школьника видное место должны занимать физкультура и спорт. Большую пользу для здоровья и радость детям приносят проводимые совместно с родителями экскурсии и загородные прогулки. Семейные путешествия с определенными целевыми установками имеют не только оздоровительное, но и воспитательное и образовательное значение. Во время таких прогулок можно показать школьникам способы ориентирования, преодоления различных препятствий в пути. Семейные прогулки за город желательно проводить в течение всего года. Новичкам лучше начинать такие походы с наступлением устойчивой теплой погоды. Важно заблаговременно выбрать место для загородных поездок. Оно не должно быть рядом с крупными населенными пунктами, промышленными предприятиями, транспортными магистралями.
Когда же ребенок становится школьником, долг родителей — создать надлежащие условия для его продуктивных занятий, тактично помогать в случае затруднений. И здесь особое значение приобретают неуклонное развитие любознательности и пытливости, самостоятельности мышления, ориентировка на непрерывное образование, приучение к чтению художественной литературы, периодической печати. Положительную роль в этом отношении играет поощрение занятий детей в предметных и других кружках в школе или внешкольных учреждениях — с учетом их интересов, склонностей и состояния здоровья. Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности.
Возвышающая человека роль труда, его одухотворяющая нравственная сущность ярко освещаются в произведениях художественно литературы. Благородство труда воспевали А.С. Пушкин, А.Ю Лермонтов, А.Н Некрасов, М.А Шолохов, Я. Купала, Я. Колас и другие писатели. Глубокое осмысление и овладение этим материалом не только расширяют кругозор учащихся по вопросам роли труда в жизни общества, но и позволяют им осознавать его большое значение в личности развитии человека, закладывают основы взглядов и убеждений. Широкие возможности в этом плане предоставляют также разнообразные формы морально-познавательной деятельности учащихся в системе внеклассной работы. Различные вопросы о роле труда в улучшении благосостояния народа раскрываются в этических беседах, лекциях докладах, на классных часах. На эти темы проводятся читательские конференции, школьные вечера, диспуты встречи с тружениками промышленности и сельского хозяйства, экскурсии на производство и др. Во многих школах поддерживаются шефские связи с предпринимателями, колхозами и совхозами, создаются комнаты трудовой и боевой славы. Для развития сознательности, взглядов и убеждений учащихся в этих случаях используются методы убеждения-разъяснения, положительные примеры и т.д. Воспитательное значение учебной и внеклассной работы в формировании трудолюбия учащихся, их взглядов и убеждений зависят от её содержательности, эмоциональности и умелого учета возрастных особенностей школьников.
Но и многолетнее кровопролитие не повлияло на тенденцию тяги двух народов друг к другу. Невзирая на жесткие законы войны, шел процесс сближения и узнавания. В русских крепостях и вокруг них поселялись вайнахи. В центре «мятежных гор» возникали целые селения, состоявшие из беглых русских. Продолжался обмен товарами. Большое значение для развития торговли сыграло открытие ярмарок в станицах Наурской, Николаевской, Калиновской, Слепцовской. По-прежнему «куначились» казаки и чеченцы. В русской художественной литературе и демократической публицистике звучала тема исторически обусловленной необходимости дружеских связей русского народа с горцами. 20 век – Россия в становлении современной экономики Чечни В 20 век Чечня вошла отсталой окраиной царской России. Население единственного промышленного города Грозного составляли в основном русские. В Грозном было несколько примитивных нефтеперерабатывающих заводов, небольшие предприятия по металлообработке, обслуживающие нефтяную промышленность, и полукустарные предприятия пищевой промышленности.
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества,как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику. Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школьной, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов.
Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику. Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школьной, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов.
Старые традиции отмирали медленно, особенно тяжело внедрялось представление о необходимости подчиняться закону и суду представителями самих государственных органов. Исторический опыт проведения судебной реформы 1864 г. наглядно демонстрирует значение для общества становления независимого суда, его роль в процессе создания гражданского общества. Тем самым подчеркивается значение современной судебной реформы, необходимость ее скорейшего проведения. Без независимой судебной системы демократия и правовое государство останутся несбыточной мечтой в современной России. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Российские реформаторы, XlX – начало XX вв. / Отв. ред. Корелин А.П.; Вступ.ст. Сахарова А.Н. – М.: Междунар. отношения, 1995. Рощина Ю. Судебный следователь гарантирует субъективность: О следствии в связи с судебной реформой 1864 г. // Российская юстиция. – 2003. - № 5. Сергеев В.И. Проблемы становления российской адвокатуры в историческом контексте судебных реформ XlX – XXl веков ( Российская адвокатура и судебная система на рубеже столетий) // Российский судья. – 2001. - № 11. Фоков А.П. Россия в свете судебных реформ 1864 г. и 2001 г. // Российский судья. – 2001. - № 12. Смыкалкин А. Судебная контрреформа конца XlX века: миф или реальность? // Российская юстиция. – 2001. - № 9. Рогов В.А. История государства и права России lX – начала XX веков: Для студентов и преподавателей ист. и юрид. вузов. – М.: Зерцало: Теис, 1995.
![]() | 978 63 62 |