![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Муниципальное право России |
Финансовые основы местного самоуправления | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ и проектов развития муниципального образования, и выпуск обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Кредиты Банка России и приобретение им долговых обязательств муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Как уже отмечалось, при составлении бюджета муниципального района должны быть представлены сметы доходов (расходов) по каждому поселению. Все расходы разбиты постатейно. Органы исполнительной власти муниципалитета обладают правом по составлению и самостоятельному исполнению бюджета. В соответствии с Федеральным законом от 25.09.1997Pг. P126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» органы государственной власти гарантируют: 1)Pправо представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов; 2)Pправо представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов; 3)Pкомпенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов РФ, а также иных решений органов государственной власти
Если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления определены Конституцией, Бюджетным кодексом, законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и «О финансовых основах местного самоуправления в РФ». Законодательство Хабаровского края определяет компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления. Перечисленные законодательные акты предусматривают процедуру передачи финансовых ресурсов органам местного самоуправления для выполнения государственных полномочий как на стадии формирования бюджетов, так и в ходе исполнения их. ГЛАВА 2 СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 2.1 Структура доходов. Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на социальное развитие и развитие социальной инфраструктуры общества.
Наряду с этими государственными налоговыми органами представительные органы местного самоуправления имеют право создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. Эта служба объединяет и координирует деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства с государственными территориальными налоговыми органами, представляет последним всю необходимую информацию (ст. 14 Закона РФ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25 сентября 1997 г.). Подобно налоговым органам, деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Государственный таможенный комитет РФ. В связи с этим таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу, контролируют поступление средств в государственные внебюджетные фонды, несут установленную законодательством ответственность.* В целях усиления государственной дисциплины в области налогообложения созданы федеральные органы налоговой полиции
Они действуют в русле общегосударственной политики - экономической, социальной, экологической, в области культуры и др. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в реализации государственных программ. Государство в лице его федеральных органов и органов субъектов Федерации оказывает разностороннюю поддержку местному самоуправлению. Особенно важна она в настоящее время, когда идет процесс формирования самоуправления, его становления. С этой целью изданы Указы Президента Российской Федерации о некоторых мерах по оказанию государственной поддержки местному самоуправлению от 9 октября 1993 г. 1616, о гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. 2265 и др. В настоящее время приняты и функционируют ряд законов о местном самоуправлении: Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» и др. Территориально-организационные основы местного самоуправления. В ст. 131 Конституции РФ определяются территориально-организационные основы местного самоуправления.
Из бюджетов субъектов Федерации по решению их органов власти местным бюджетам передаются также дотации и субвенции. 8. Право образовывать в рамках своего бюджета резервные и целевые фонды, в том числе Фонд финансовой поддержки муниципальных образований,* а также оборотную кассовую наличность. ></emphasis> * См . Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. // СЗ РФ 1997. № 39. Ст. 4464. 9. Право контролировать использование средств муниципальными образованиями, выделенными им из бюджетов субъектов Федерации, а также соблюдение органами местного самоуправления бюджетного законодательства. 10. Право самостоятельно использовать доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступления в бюджет или экономии в расходах, свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало текущего финансового года. Все эти средства, именуемые в законодательстве свободными бюджетными средствами, вышестоящим органам власти запрещено изымать из ведения субъектов Федерации
За счет налоговых платежей и сборов формируются финансовые ресурсы муниципального образования, обеспечивается формирование доходов бюджета, которые используются органами местного самоуправления для финансирования необходимых расходов. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. Налоги имеют решающее значение в доходах бюджетов всех уровней, но при этом следует различать местное налогообложение и государственное. Если государственному налогообложению присущ упор на фискальную функцию, то местное налогообложение во главу угла ставит функцию регулирования развития местного сообщества. В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам отнесены: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы. В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов.
Оно призвано было обеспечить потребности и учёт хозяйственной специфики каждого отдельного селения на государственном уровне. В провинциях и областях создавались и функционировали более высокие формы местного самоуправления. Причём необходимость муниципального и областного самоуправления обуславливалась различиями бытовых, исторических, этнографических и иных условий регионов России. 2.3 Возрождение местного самоуправления началось с принятия в 1991 г. российского законов о местном самоуправлении. В 1993 г. были изданы указы президента России по этому вопросу, утвердившие «положения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции 22 декабря 1993 г.) и «Основные положения о выборах в органы местного самоуправления» (29 октября 1993 г.). Эти указы прекращали деятельность прежних местных Советов, а их функции временно возлагали на исполнительные органы в системе местного самоуправления. 28 августа 1995 г. Президентом был подписан Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ныне он действует в редакции от 4 августа 2000 г.), который определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 126 Кодекса (муниципальное образование не отвечает имуществом муниципальных предприятий и учреждений) показывает защищённость, с одной стороны, созданных собственником юридических лиц, а с другой – защищённость самого собственника перед другими участниками гражданских правоотношений, в отношении которых у муниципального образования могут возникать определённые обязательства. В таком случае имущество, переданное учреждению (предприятию) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, сохраняется в собственности за муниципальным образованием не зависимо от долговых или иных обязательств. Отношения муниципальной собственности регулируются также действующими Федеральными законами Российской Федерации. Одним из законов, регулирующих финансовые основы местного самоуправления, является Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии со статьёй 28 закона, муниципальная собственность является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления. К тому же – в соответствии со статьёй 6 – владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесены к вопросам местного значения.
Указанные права обеспечивают также органам местного самоуправления в пределах их компетенции возможность регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей. Основы бюджетных прав муниципальных образований в лице органов местного самоуправления закреплены в Конституции РФ (гл. 8), законах «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», «Об основах бюджетных прав.» (действует до 1 января 2000 г.), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Бюджетный кодекс РФ 1998 г. обобщенно определяет круг полномочий органов местного самоуправления, отнесенных к компетенции этих органов в области регулирования бюджетных отношений. Положения федерального законодательства конкретизируются в законодательстве субъектов РФ и нормативных актах самих органов местного самоуправления. Вместе с тем определение основ бюджетно-правового статуса муниципальных образований в федеральном законодательстве усиливает гарантированность этих прав.
Во-вторых, в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" необходимо добавить следующие виды расходов местных бюджетов: расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска; иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования. Поэтапная отмена существенных источников доходов местных бюджетов (налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, целевых налогов - на благоустройство территорий и других) с одновременной нереализацией концепции по закреплению имущественных налогов в качестве основных источников доходов местных бюджетов (в частности, подоходного налога с физических лиц), а также сохранение нормативов отчислений в местные бюджеты от регулирующих федеральных и региональных налогов - все это говорит об отрицательном влиянии разрабатываемых положений будущей налоговой системы на формирование финансовых основ местного самоуправления.
Федеральный закон РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации”. 5.07.1995г. Федеральный закон РФ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" 25.09.97г.: Федеральный закон РФ " Об Общих принципах организации местного самоуправления РФ" 12.08.1995 г. Кодекс законов о труде Российской Федерации. М. 1992. Указ Президента Российской Федерации “ О повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих”. Сбор. Законодательства РФ - 1994. - №3. Указ Президента Российской Федерации “О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих”. Сбор. Законодательства РФ - 1995. - №7. Указ Президента Российской Федерации “О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы”. Сбор. Законодательства РФ - 1995. - №34. Указ Президента Российской Федерации “О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализации закона “Об основах государственной службы Российской Федерации” Сбор.
Полномочия органов государственной власти РФ устанавливает ст. 4 ФЗ об общих принципах. На федеральном уровне осуществляется законодательное регулирование общих принципов организации и деятельности местного самоуправления, контроль за соблюдением федеральных законов. Речь в данном случае идет не только о Конституции РФ, ФЗ об общих принципах, но и о других федеральных законах, регулирующих отдельные вопросы построения и функционирования местного самоуправления, в частности, вопросы ответственности органов местного самоуправления за нарушение законов; организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно- территориальных образованиях; основ муниципальной службы; финансовых основ местного самоуправления и т. д. К этим законам относятся: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"; Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 8 января 1998 г. 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
Такое положение не способствует формированию нормальных меж бюджетных отношений, в частности, между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованьями. Ситуация несколько улучшились после принятия Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (№126-ФЗ от 25 сентября 1997 г.). в соответствии со статьей 7 которого должны быть установлены постоянные нормативы отчислении в местные бюджеты от подоходного налога с физических лиц. налога на прибыль организаций. налога на добавленную стоимость, налога на имущество предприятий, акцизов. Хотя уже на первых этапах применения Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" наметилась негативная тенденция, когда субъекты Российской Федерации, пользуясь предоставленным Законом правом, резко уменьшали доходную часть местных бюджетов наиболее благополучных (с бюджетной точки зрения) муниципальных образований. Действующая модель меж бюджетных отношений до сих пор ориентирована преимущественно ни выравнивание доходов бюджетов разных уровней в соответствии со сложившимися расходными частями местных бюджетов.
Предусматривается и включение непосредственно в федеральный закон списка продовольственных и детских товаров, облагаемых по льготной ставке 10%. При этом список существенно расширен против ныне действующего. В него включены, в частности, мясо, рыба, птица и продукты и их переработки, а также сахар. Непредусмотренные в расчетах на 2000г. потери бюджета по этим позициям составляют около 12 млрд. рублей. В бюджете на 2000 г. сохранен порядок распределения акцизов на товары народного потребления между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ (в федеральный бюджет поступают акцизы на нефть – в размере 100 % доходов; акцизов на спирт этиловый и винно-водочные изделия – в размере 50% доходов, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ – в размере 100% доходов), действующий в 1999 г. В бюджеты субъектов РФ, а, следовательно, и в местные бюджеты предполагается поступление лишь акцизов на алкогольную продукцию и не предполагается поступление акцизов на остальные виды подакцизных товаров. Это противоречит подпункту 5 пункта 4 статьи 7 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии, с которым в местные бюджеты должно поступать не менее 10% акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в среднем по субъекту Российской Федерации.
Решения этих органов реализуются органами местного самоуправления в пределах, переданных им в качестве компенсации средств. В развитие этого Закона Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления был разработан Закон "О финансовых основах местного самоуправления", утвержденный Президентом Российской Федерации 25 сентября 1997 г. Законом установлен новый принцип формирования местных бюджетов. Суть его заключается в том, что формирование этих бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах. Социальные стандарты, социальные нормы должны разрабатываться Правительством РФ в целом по Российской Федерации и с разбивкой по субъектам Российской Федерации, исходя из достигнутого уровня обеспеченности населения коммунально-бытовыми и социально-культурными благами и услугами, научно-обоснованных норм и материально-финансовых возможностей государства. Представленные в Совет Федерации и Государственную Думу РФ они должны ими рассматриваться и приниматься в форме федерального закона не менее чем на 5 лет, после чего доводиться до субъектов Российской Федерации.
Шестой год Правительство РФ говорит, что оно внесло Закон о минимальных социальных государственных стандартах в Государственную Думу. Не мудрено, что он не принят. Там просто безграмотный текст. Для того, видимо, и внесли, чтобы провалить. Государственная Дума делает вид, идет работа, а закона до сих пор нет. Но люди не ждут: какие-то инструкции Минразвития пошли в ход. Есть муниципальное право, т.е. это совокупность правовых норм, регулирующих все муниципальные отношения и в отношении власти, и в отношении собственности, и в отношении бюджета, и т.д. Сегодня существует муниципальное право или нет? Существует в виде Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", Федерального закона "О финансовой основе местного самоуправления", Федерального закона "Об основах муниципальной службы" (ее не надо путать с государственной службой), Федерального закона "О гарантиях граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и ряда других законов. Но за семь лет существования Конституции РФ принято примерно 1100 федеральных законов, и в трети из них, так или иначе, упоминается местное самоуправление.
Специальными законами являются, например, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный Закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Федеральный Закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления, о местном референдуме, о территориальном общественном самоуправлении, о собраниях (сходах) граждан, о выборах должностных лиц местного самоуправления, о порядке формирования муниципальной собственности и другие. Нормы, регулирующие отдельные виды отношений в системе местного самоуправления содержатся, например, в Конституции Российской Федерации, в ряде федеральных законов, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, а также в отдельных законах субъектов Российской Федерации, не имеющих специального для местного самоуправления предназначения.
Правовое регулирование муниципальной собственности в РФ осуществляется целым рядом нормативных актов. Кроме перечисленных выше к ним относятся: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного управления в РФ» (ст. 29), Гражданский кодекс РФ (ст. 125, 215), Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также нормативные акты субъектов РФ. В соответствии со ст. 29 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти. Согласно ст. 215 ГК РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
![]() | 978 63 62 |