![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Донские казаки и революция на примере судьбы Григория Мелехова | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Своеобразие романа Шолохова в том и состоит, что он написан человеком, принявшим революцию в ее высших, идеальных, гуманистических принципах, но не приемлющим тех конкретных форм ее осуществления, которые несут, вместо освобождения , боль и страдание народу. Главным своим притеснителем, главным виновником бед и страданий народа, геноцида по отношению к казачеству Шолохов считал не революцию как таковую, а ее конкретное воплощение на юге России, которое принес троцкизм. По убеждению Шолохова, исток трагедии казачества, личной судьбы Григория Мелехова не в революции как таковой, но в ее антигуманной троцкистской практике. Так исторически сложилось, что роль Троцкого на юге России была огромна. Именно здесь под Царицыном произошло главное столкновение Троцкого и Сталина в годы гражданской войны. Троцкий практически руководил подавлением Вешенского восстания, перед этим спровоцировав его. Роман Тихий Дон и был написан Шолоховым ради того, чтобы сказать правду об этом народном восстании, вскрыть его истоки и причины, показать истинную роль Троцкого и его прислужников типа комиссара арестов и обысков Малкина, объяснить людям, почему казачество Верхнего Дона поднялось против советской власти
Нет, ничем русский народ не заслужил уничтожение миллионов самых работящих своих хозяев. А если и были где-то случаи сопротивления, то это была месть отдельных людей, доведенных до отчаяния ограблением и насилием над ними и близкими. Таков и Тимофей Рваный в романе. Читая роман, горюешь, что так страшно изломаны и исковерканы оказались судьбы, души и нравы казаков. И невольно думаешь о том, до какого унижения России довела ее колхозная система, что она вынуждена просить пропитания в других странах.ДОНСКИЕ КАЗАКИ И РЕВОЛЮЦИЯ НА ПРИМЕРЕ СУДЬБЫ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА( по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» ) Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения. даже доныне, и не будет. Предаст же брат брата на смерть, и отец- детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. Из Евангелия.С детства я привык слышать в слове «казак» что-то героическое. И застольные казачьи песни говорили об этом, и исторические фильмы. С интересом я узнавал об истории казачества на Дону. Как бежали сюда из России в течение веков люди: кто от крепостного тягла, кто, спасаясь от государства, кто из любви к разбою.
Потому восстали они против большевистских конфискаций с единодушием, которое в свою очередь убедило красных в том, что перед ними «сплошная реакционная масса», с которой нет смысла особенно церемониться. Комиссары советской республики на Кубани и на Дону добросовестно повторяли опыт французских якобинцев в Вандее, добившись совершенно аналогичного результата. А именно - всеобщего восстания. Судьба Григория Мелехова, таким образом, возглавившего на хуторе бунт против красных, лишь повторяла общую траекторию. Однако белые, захватив значительную часть территории России, столкнулись ровно с той же проблемой, что и все предыдущие администрации: им надо было кормить города. Чем большую территорию они контролировали, тем острее стояла проблема. Начались реквизиции, не сильно отличавшиеся от большевистских. В довершение всего на территориях белых пытались восстановить свою власть помещики. Мужик быстро смекнул, что и белые и красные отбирают зерно, но красные по крайней мере дали землю, а с белыми он рискует потерять и ее
Григорий тоже оказался в рядах Донской повстанческой армии. Однако давнишняя неприязнь к офицерам и усталость казаков скоро подорвали его боевой дух. Казаки покинули позиции, и красная Армия снова вошла на территорию Дона. Григорий одним из первых покинул свою часть и появился в Татарском. Когда вспыхнул Вешенский контрреволюционный мятеж, Григорий, увлеченный автономистскими идеями, оказался в центре событий. Он шел той же дорогой, на которую соскользнули тысячи казаков, ослепленных вражеской пропагандой. Даже контур внешней судьбы Григория Мелехова во время Вешенского восстания своеобразно отражает приливы и отливы в настроениях казачьих масс. Если в разгар мятежа, когда утопия «казачьего царства» казалась реально достижимой, Григорий был душою и одним из руководителей повстанцев, то после соединения с белой армией, с которой их сосватала «нелегкая судьба», он уже не играет прежней роли, сдает дивизию и мечтает «выйти из игры», отсидеться в тылу. Разгром объединенной армии кадетов и повстанцев завершает важнейший период биографии героя. Новороссийск становится памятной вехой на его пути.
А однажды, взволнованный, разговорился: Про мятежи вот Шолохов пишет, про судьбу Григория Мелехова... У нас-то, в восемнадцатом, когда кулаки да попы долгогривые мятеж организовали и Ивана Ивановича Сушкина убили, такая же история приключилась. Меня да братца Савелия тоже в кулацкое войско мобилизовали, как и всех прочих крестьян, от подростков до стариков. Силком, под ружьем погнали. Савелий-то уже мужиком был, женатый, а я мальчонка, по шеснадцатому году. Собрали нас, войско голоштанное, со всех деревень и загнали в дырявый сарай. Подкулачников в сторожа к нам приставили, а они изгаляются над нами, грозят: мол, утром в церкви на верность нашему делу присягнете тогда освободим, в строй поставим. Надеялись, значит, на церковную присягу. Только зря надеялись: ночь пришла всем дорогу указала. «Тут, братец, паленым пахнет, можно и головы не сносить, сказал мне Савелий. Давай-ка, Ленька, в бега налаживаться». Отодрали мы доску с глухой стороны сарая и ушли. За нами и остальные разбежались, потому что не с руки нам, нищете, голи перекатной, кулаков поддерживать
И этот приказ нельзя расценить иначе как преступление против казаков. Приказом предусматривались массовые казни не только тех, кто прямо участвовал в борьбе с советской властью, но даже тех, кто только помогал повстанцам! Разве теперь не понятно, почему казаки так активно боролись с красными? Честный художник, Шолохов не может не описать расстрелы и казни, которые начались в станицах с первых же месяцев после революции, когда появились там отряды Подтелкова и Кривошлыкова. В "Тихом Доне" есть эпизод, который поразил меня так сильно, что, наверное, запомнится на всю жизнь. Я имею в виду революционера Бунчука, который в 1918 году в течение длительного времени каждую ночь расстреливал арестованных "контрреволюционеров" десятками. А в ответ стали расстреливать красных. Дон доставлял немало хлопот руководителям пролетарского государства своей непокорностью. В 1919 году донские повстанцы продержались на своих позициях несколько месяцев. Герой "Тихого Дона" Григорий Мелехов вырос до командира дивизии, показав себя талантливым военачальником. Тяжелый путь пролег между начальной и конечной точкой жизни Григория Мелехова.
Это и принципиальная авторская точка зрения на революцию и гражданскую войну. Показывая судьбы, характеры, искания и чаяния своих героев, писатель постоянно обращается к Дону, как к живому существу: «Ой ты, наш батюшка, тихий Дон!» - так в своих песнях обращаются казаки к великой реке. Роман «Тихий Дон» посвящён судьбе русского казачества. Давая глубокий художественный анализ уклада, обычаев и нравов донских казаков, писатель не мог не обратить внимание на тесную связь их жизни как земледельцев с жизнью природы. Размерена жизнь хлебопашцев, чем-то напоминает течение реки: течёт вода – идёт время, немудрёные события казачьей жизни сменяю одно другое – пахота, сев, покос, жатва. И здесь же, на поле, Григорий после тяжкой работы размышляет: «Дон! Дон наш! Тихий Дон! Степь – матушка, Дон – батюшка, кормилец». Где бы ни странствовал донской казак, по возвращении встретит его Дон – батюшка, по-прежнему полноводный и тихий » Но закончилась спокойная, размеренная жизнь казака и началась война, которая унесла много жизней.
Символ жизни — солнце — Шолохов рисует черным — символ неблагополучия в мире, подчеркивая, что эпоха классовых битв делает невозможным простое человеческое счастье. Судьба Григория — одинокий голос тоски и потерь. Тоскует он по такой правде, «под крылом которой мог бы согреться каждый». Но такой правды нет ни у белых, ни у красных. Сама душа его выжжена, будто черная степь. И все-таки остается последняя, но очень важная ниточка, связывающая Григория Мелехова с жизнью, — это родной дом. Дон, земля, ждущая хозяина, и маленький сын — его будущее, его след на земле. 4. Индивидуальная судьба и широкое обобщение путей и перепутий донского казачества позволяют увидеть, как сложна и противоречива жизнь, труден поиск истинного пути. А жизнь человеческая, как и смерть, становится проверкой моральных качеств личности. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какую роль играет пейзаж в романе для характеристики героев? 2. В чем, на ваш взгляд, смысл финала? А. П. Платонов Вопрос 49. Человек и тоталитарное государство в произведениях А. П. Платонова (на примере одного произведения). ПЛАН ОТВЕЛ 1. Платонов и время. 2. «Путь» человека в тоталитарном обществе (повесть «Котлован»): а) строительство котлована; б) колхоз; в) поиски истины. 3. Смерть Насти. 4. Дорога длиною а жизнь. 1. Неисправимый идеалист и романтик, А. П. Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории «зарю прогресса человечества».
Вполне закономерно, что в конце романа он становится председателем хуторского ревкома и выступает перед нами как представитель победившей Советской власти. Вместе с тем писатель оттеняет в Кошевом и черты излишней прямолинейности в решении сложных и трудных вопросов социального воспитания. Если в Григории Мелехове выражена губительная власть собственнических и сословие реакционных предрассудков казачества, то в Кошевом, напротив, воплощены здоровые революционные, демократические начала; они в конце концов возобладали в среде казаков и обусловили их переход на сторону Советской власти, на сторону социализма. Эти же начала выражены в вожде революционного казачества — Подтелкове. Федор Подтелков—один из выдающихся деятелей молодой Советской власти на Дону. Он был председателем Военно-революционного комитета, военным комиссаром и командующим Донской советской армией. Во второй книге «Тихого Дона» Шолохов нарисовал образ Подтелкова — его деятельность на Дону и гибель от рук белых палачей. «Тихий Дон» переведен на многие иностранные языки, получил всемирное признание и принадлежит к числу замечательных произведений социалистического реализма. «Судьба человека» К ак уже говорилось, в послевоенные годы Шолохов, кроме второй книги «Поднятой целины», написал рассказ «Судьба человека».
А в начале марта 1921 года в Вешенской восстал эскадрон под командованием Якова Фомина. Фомин давно уже вынашивал план этого восстания (подогреваемый Капариным и пьяными откровениями подчиненных казаков); не случайно он пытался уберечь и Григория Мелехова, переживал за судьбу повстанцев Вакулина. Однако Вешенскую, как намеревались Капарин и Фомин, взять не удалось, и с остатками эскадрона они начали свои скитания по окрестным станицам в напрасной попытке увлечь за собой казаков. Все это происходило на третий месяц мытарств Григория. Он переходил из одного хутора в другой, останавливаясь у своих и Аксиньиных дальних родственников. Такой иждивенец теперь был даже самой гостеприимной хозяйке в тягость. Томила и Григория подобная жизнь, слишком уж напоминающая тюремное заключение. Однако недоставало ему нужной решимости покончить с таким существованием, вернувшись в Татарскпй. Выйдя однажды ночью с последнего убежища, не зная толком, куда направиться, был Григорий схвачен вооруженными казаками. Судьба снова сыграла с ним злую шутку: вместо того чтобы оказаться в руках красноармейцев, которые могли положить конец его мытарствам, он попал в отряд восставшего Фомина.
Среди приволья донской природы и нелёгкого труда вырос герой романа – Григорий Мелехов. Тугим узлом завязывается нескладная судьба Григория: любовь к чужой жене Аксинье, женитьба на нелюбимой Наталье, уход с Аксиньей из родного хутора и вдруг война, снова перевернувшая всю жизнь его жизнь. Не всё было благополучно на тихом Доне; нарастали и обострялись классовые противоречия между богатеями и трудовой беднотой. Большевик Штокман открывает глаза трудовым казакам на их истинное положение. Многому научила казаков мировая война. Центральное место в романе занимают события гражданской войны на Дону, и в частности история верхнедонского контрреволюционного восстания казаков. Эта страница гражданской войны до Шолохова была плохо изучена историками. Писатель проделал громадную роботу, собрав большое количество подлинных документов и воссоздав действительную картину восстания. Шолохов раскрыл причины восстания, заключавшиеся, с одной стороны, в неустойчивой природе крестьянина-серядняка, поддавшегося на белогвардейскую агитацию, с другой – в политических ошибках некоторых представителей Советской власти, занявши враждебную по отношению к основной массе казачества позицию.
“Тихий дон” План Певец родной страны. История семьи Мелеховых как отражение социальных катаклизмов эпохи. Трагедия Григория Мелехова. Полнокровная, горько-сладкая жизнь. М. Шолохов - великий гуманист своего времени. Каждый человек с любовью и волнением берет в руки любую шолоховскую книгу, готовясь всмотреться, вслушаться в завораживающее, как бы колдовством, слово, - кто впервые, кто заново погрузиться в огромный удивительный мир созданных писателем образов. Шолохов Сколько вдохновенных страниц мгновенно оживает в памяти, когда мы произносим это имя! Страниц, на которых запечатлены переломные годы в жизни нашего народа. Страниц, повествующих о судьбах человеческих – о Григории и Аксинье, об исторических путях и перепутьях казачества, о путиловском слесарьке и балтийском морячке Семене Давыдове, о коммунисте из хутора Гремящий Лог Макаре Нагульнове, о муках и гордости, о людях, которые в годы Великой Отечественной войны сражались за Родину Страниц, с которых смотрят нам в душу картины природы, веют запахи донской земли, ее трав, омытого дождем луга, пригретой солнцем пашни Певцом родной земли можно с полным правом назвать автора “Донских рассказов”, “Тихого Дона”, “Поднятой целины”, “Судьбы человека”, романа “Они сражались за родину”.
В эмиграции были созданы хор Донских казаков, хоря под руководством С. Жарова и Н. Кострюкова, хор имени атамана Платонова и другие. Концерты хоровой музыки собирали огромные аудитории. Но что удивительно, под влиянием русской хоровой музыки во Франции, Германии, Австрии стали создаваться хоры, состоявшие почти целиком из иностранцев, исполнявшие русскую музыкальную программу, составленную как из церковной. Так и из светской музыки. Особым успехом пользовался за рубежом русский балет. Еще с 1907 г. Е.П. Дягилев организовал ежегодные выступления за рубежом русских артистов – так называемые Русские сезоны за границей. После революции ведущие артисты балета Анна Павлова, В.Ф. Нижинский и другие на родину не возвращались, предпочтя судьбу эмигрантов. Их выступления за рубежом закрепили славу русского балета как исключительного явления в искусстве. После смерти С.П. Дягилева в 1929 г. его ``наследником'' стал Сергей Михайлович Лифарь, который продолжил лучшие традиции русского балета. Лифарь создавал не только балетные спектакли, но и теоретические работы. Им, в частности, написан очерк о вкладе русских в развитие мирового балетного искусства.
Он последовательно ведёт своего героя к той правде, в которой заключена идея единства народа как основы жизни. Что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого «недоумённого существования»? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, труду на земле? Автор не отвечает на эти вопросы. Трагедия Мелехова, усиленная в романе трагедией всех родных и дорогих ему людей, отражает драму целого края, подвергшегося насильственной «классовой переделке». Революция и гражданская война изорвала и исковеркала жизнь Григория Мелехова. Память об этом страшном месиве незаживающей раной ляжет на душу Григория. «Тихий Дон» – эпопея народной жизни в исторически знаменательные годы воспроизведенная писателем с ее героикой и трагизмом. Шолохов показал, как в ходе революции и гражданской войны открывается возможность претворения высших идеалов человечности, вековых народных чаяний. Шолохов изобразил эту эпоху как историческое действие, овеянной героикой и трагизмом.1.3. Конфликт между человеческой судьбой из интеллигенции и ходом истории в произведениях М.А. Булгакова «Дни Турбиных» и «Белая Гвардия» А почему давно не идут «Дни Турбиных» драматурга Булгакова? И.В. Сталин В 1934 году в связи с пятисотым спектаклем “Дней Турбиных” друг М. Булгакова П. С. Попов писал: “"Дни Турбиных" — одна из тех вещей, которые как-то входят в собственную жизнь и становятся эпохой для самого себя”.
Вот реакция Григория Мелехова: «Григорий докончил читать, мрачно усмехнулся. Статья наполнила его озлоблением и досадой». а Мишке Кошевому запомнились слова: « гнезда бесчестных изменников должны быть разорены». И не прислушивался он больше к невнятному голосу жалости, рубил пленных, «красного кочета» пуская под крыши куреней, убил столетнего деда Гришаку, поджег дом Коршуновых. Одним из центральных эпизодов романа «Тихий Дон », изображающих гражданскую войну в Донском крае, была расправа с экспедицией Подтёлкова и Верхне-Донское восстание. Фёдор Подтёлков дан в произведении уже сформировавшимся большевиком, стойким и убеждённым. Он один из организаторов Советской власти на Дону. Вместе Кривошлыковым он организует военную экспедицию для борьбы с контрреволюцией. Но слишком не равны были силы. Казачья верхушка, возглавляемая белым офицерством, жестоко расправилась с экспедицией. М.Шолохов в сцене казни подтёлковцев показал мужество и бесстрашие солдат революции. Подтёлкова и Кривошлыкова приговорили к казни через повешение, остальных членов экспедиции – к расстрелу. Они просят, чтобы их казнили последними. Они помогают мужественно встретить казнь своим товарищам.
Особое внимание он обращает на Соборное уложение и на последствия его принятия для страны. Подчеркивая, что его принятие ускорилось как рядом крупных городских восстаний в России, так и революцией в Англии, которая произвела большое впечатление на правящие круги всех европейских стран, Соловьев увидел в Соборном уложении «по существу усмирительную узду на народ» а в установлении бессрочного сыска беглых - его «центр тяжести» и «главный социальный смысл» (21, 25). Разбор содержания Уложения позволил историку показать, почему Разинское восстание, начатое донскими казаками, переросло в массовое народное движение общественного протеста, охватившее значительную часть государства. Другой миф - о безграничной доброте «тишайшего» царя Алексея Михайловича. Отчасти, возможно, он навеян вырванными из контекста словами В.О.Ключевского, что этот царь - «добрейший человек, славная русская душа» (10). При этом В.О.Ключевский отмечал, однако сложность и противоречивость натуры царя, который ни в чем не был «выше грубейшего из подданных» (10), - характеристика, которая нередко не принимается во внимание.
Волнения охватили всю страну. В 1603 году отряды восставших крестьян и холопов подступали к самой Москве. С большим трудом восставшие были отбиты. ВМЕШАТЕЛЬСТВО РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В это же время польские и литовские феодалы старались использовать внутренние противоречия в России, чтобы ослабить Российское государство и поддерживали связи с оппозицией Борису Годунову. Они стремились захватить Смоленские и Северские земли, которые столетием ранее входили в состав Великого княжества Литовского. Католическая церковь ведением в России католичества хотела пополнить источники доходов. Прямого же повода для открытой интервенции у Речи Посполитой не было. РОССИЯ В ГОДЫ «СМУТЫ» ЛЖЕДМИТРИЙ I Именно в Польше «объявился» первый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. По версии, выдвинутой правительством, им был галицкий дворянин Ю. Б. Отрепьев, в монашестве «инок Григорий», связанный с боярами Романовыми. Он в 1602 году бежал в Литву, где получил поддержку некоторых литовских магнатов, а затем и короля Сигизмунда III. Осенью 1604 г. самозванец, которого историки называют Лжедмитрием I, с 40-тысячным отрядом польско-литовской шляхты, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков неожиданно появился на юго-западной окраине России, в Северской земле. «Украинные люди», среди которых было много беглых крестьян и холопов, толпами присоединялись к самозванцу: они видели в «царевиче Дмитрии» своего «заступника», тем более что самозванец не скупился на обещания.
Даже в обширном корпусе анекдотов советской эпохи образ Сталина оказывается одним из промежуточных звеньев в длинной веренице “генеральных секретарей”. Показательно, что именование городов, заводов, станций метро в честь вождей и иных деятелей советской истории также лишь поверхностно соответствовало механизмам фольклорной памяти. Более того, бесконечные перемены названий порождали в результате откровенно комический эффект. Так, в начале 1980-х годов жительница села Красновидово рассказывала собирателю: “Ехала Екатерина в Крым и остановилась у нас здесь на кургане обедать. Поглядела кругом и говорит: «Какой красивый вид! Пусть это место так и называется: колхоз имени Горького»”. Даже в народных воспоминаниях о Великой Отечественной войне, где любая фигура, попадающая в фокус исторической памяти, запечатлевается выразительно, образ Сталина выглядит схематичным и второстепенным. Вот, к примеру, рассказ ветерана войны, донского казака: “Жуков четырежды раз Герой Советского Союза. Вот я тебе докажу. Немец к Москве подошёл.
![]() | 978 63 62 |