![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Налоговое право |
Административная ответственность за нарушение налогового законодательства как один из видов административной ответственности | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
установленных лицензионных требований и условий (в виде аннулирования лицензии по решению суда, на основании заявления лицензирующего органа); 7) нарушения таможенного законодательства уголовную и административную ответственность за: контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела; нарушения таможенных правил; административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации; 8) нарушение законодательства о защите прав потребителей гражданско-правовую ответственность в виде уплаты неустойки (пени) добровольно или по решению суда; возмещению вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товаров (работы, услуги); компенсации морального вреда и административную ответственность, в случае удовлетворения судом требований потребителя по иску о несоблюдении добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, в виде штрафа в размере цены иска; 9) нарушение законодательства об охране труда гражданско-правовую, административную
Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности. Для борьбы с налоговыми преступлениями в Российской Федерации создана специальная служба - Департамент налоговой полиции, действующая на основании Закон РФ от 24.06.93 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Задачей налоговой полиции является выявление , предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций и защита их сотрудников. Налоговая полиция наделена очень широким объёмом прав: . проводить оперативно-розыскные мероприятия и дознание; . исполнять принятые судами решения; . налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц. Согласно статьи 162-2 Уголовного Кодекса РФ за сокрытие полученных доходов (прибыли) в особо крупных размерах (если налог с сокрытых объектов превышает 1000-кратный размер минимальной оплаты труда) виновный может быть наказан лишением свободы до 5 лет и конфискацией имущества либо штрафом от 300 до 500 размеров минимальной оплаты труда. 6. ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени. 6.PЛицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.» Правовая норма об ответственности за нарушение налогового законодательства должна четко указывать признаки наказуемого деяния, внешнего проявления противоправного поведения. Иными словами, должна быть установлена объективная сторона правонарушения. Это обязательное условие, с одной стороны ограничивающее административное усмотрение при наложении взысканий, с другой исключающее лазейки для избежания ответственности. Например, ст. 120 НК РФ устанавливает ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения
Разновидностью административных правонарушений, не содержащихся в КоАП РСФСР, являются административные правонарушения - нарушения налогового законодательства, или налоговые правонарушения. Таким образом, налоговое правонарушение есть противоправное, виновное деяние, в виде умышленного либо не умышленного действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного вида общественных отношений, за которое законодательством установлена определённая ответственность финансового, административного либо уголовного характера. Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновность состоит в совершении данного нарушения умышленно или по неосторожности. Значительная часть составов административных правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, содержится в п. 12 #M12293 0 9000022 1265885411 83 1985646365 49560517 4257889665 463043860 1088328 1839791597ст. 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР"#S и в других законодательных и нормативных актах.
Четкая регламентация позволяет максимально точно зафиксировать все обстоятельства дела, состав правонарушения, обеспечивая при этом права всех участников процесса. Конечно, излишне громоздкие, усложненные формы рассмотрения в некоторых случаях могут играть и негативную роль, порождая формализм, волокиту и т.д. Однако еще большее зло вызывает отсутствие в отдельных случаях процессуальной регламентации, механизма возложения ответственности. Разумеется, степень регламентации разных видов юридической ответственности различна. Наиболее жестко урегулированы уголовная и административная ответственность, носящие карательный, штрафной характер. Например, порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом, в котором содержится более 400 статей. Менее жесткий порядок привлечения, например, к дисциплинарной ответственности рабочих и служащих. Однако и здесь недопустимы упрощенчество, нарушение установленной процедуры. W 7. Виды юридической ответственности Юридическая ответственность не может осуществляться «вообще»
То есть, субъектами налоговой ответственности (за нарушение налогового законодательства) являются организации, а субъектами административной ответственности (за нарушения налогового законодательства, содержащим признаки административного правонарушения) – должностные лица. С введением нового КоАП РФ были устранены многие коллизии в институте административной ответственности. Так, из Таможенного кодекса РФ в КоАП перенесены все таможенные правонарушения, аналогично решены вопросы и по иным нормативным актам. Но проблема полностью решена не была, особенно в части соотношения составов налоговых правонарушений, установленных главой 15 КоАП РФ и главой 16 части первой Налогового кодекса РФ. По существу, новый КоАП РФ стал единым кодифицированным источником, регулирующим вопросы административной ответственности в РФ. КоАП РФ установил 3-х субъектов, которые привлекаются к административной ответственности: физ. лица, организации и должностные лица, и более двухсот составов правонарушений, в которых субъектами являются юридические лица и должностные лица.
Основными принцами привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, согласно статье 108 «Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения», являются следующие: . никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ; . к налогоплательщику, будь то юридическое лицо, предприниматель или налогоплательщик - физическое лицо, не могут быть повторно применены меры налоговой ответственности за совершение одного и того же нарушения налогового законодательства; . предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ; . привлечение налогоплательщика-юридического лица к ответственности за совершение налогового нарушения не может освобождать его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ; . привлечение налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени; . презумпция невиновности: лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.
Дело в том, поясняет Р.В.Украинский, что статья 10 Налогового кодекса РФ четко различает производство по делам о налоговых правонарушениях, порядок осуществления которого закреплен в главах 14 и 15 Налогового Кодекса РФ, и производство по делам о нарушениях налогового законодательства, содержащим признаки административного правонарушения. Последнее ведется в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. Появление такой нормы, небезупречной с юридической точки зрения, объясняется тем, что Кодекс об административных правонарушениях РСФСР (далее - КоАП РСФСР), который определяет порядок привлечения к административной ответственности, безнадежно устарел и фактически неприменим к отношениям, регулируемым не только налоговым, но и таможенным законодательством, законодательством о валютном регулировании, регулировании рынка ценных бумаг и т.п. Все эти отношения, несмотря на их разнообразие, по своей природе являются административно-правовыми. Однако в силу известных исторических и экономических причин КоАП РСФСР на них совершенно не ориентирован. И пока не существует нового административного кодекса, устанавливающего принципы привлечения к ответственности за правонарушения в этой сфере, приходится применять казуистичные, не всегда последовательные нормы отраслевого законодательства. Приводим примеры. В пункте 4 статьи 10 Налогового Кодекса РФ установлено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Так, выделяя ответственность за нарушение налогового законодательства как разновидность административной ответственности А.В.Брызгалин отмечал, что она содержит все признаки последней: 1. является средством охраны правопорядка; 2. состоит из применения мер государственного принуждения; 3. наступает лишь за правонарушения; 4. состоит в применении к правонарушителю определенных отрицательных последствий; 5. наступает на основе норм права и является последствием виновного деяния; 6. реализуется в соответствующей процессуальной форме. В то же время А.В.Брызгалин указывает ряд особенностей характеризующих налоговую ответственность, к которым относит : 1. применение ответственности за нарушение налогового законодательства урегулировано нормами налогового права; 2. основанием ответственности является налоговое правонарушение; 3. ответственность носит исключительно имущественный характер, при этом взыскание финансовых санкций, как правило, происходит в денежной форме; 4. субъектами данной ответственности являются налогоплательщики; 5. к ответственности обязанных лиц привлекают налоговые органы и органы налоговой полиции.
Правомочия сотрудников налоговых органов правомерно поделить на две основные группы. В первую войдут правомочия, непосредственно связанные с проведением налоговых проверок, а во вторую - все иные права и обязанности, с помощью которых обеспечивается деятельность по контролю за исполнением налогового законодательства. В соответствии с предложенной классификацией при проведении налоговых проверок сотрудник налоговых органов в соответствии со ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ»15 вправе: - производить в организациях любых форм собственности и у граждан проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, расчетов и иных документов связанных с исчислением и уплатой налогов, с получением необходимых объяснений, справок и сведений; - контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью; - обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для получения доходов помещения организаций и граждан; - требовать от руководителей проверяемых организаций и граждан устранения выявленных нарушений; - приостанавливать операции на счетах организаций и граждан в банке; - изымать документы, свидетельствующие о сокрытии и занижении прибыли (дохода); - применять к нарушителям налогового законодательства финансовые санкции; - взыскивать недоимки по налогам, пени и штрафы в бюджет; - предъявлять иски в суды; - налагать на должностных лиц организаций и граждан, совершивших административные правонарушения - нарушения налогового законодательства, административные штрафы.
В соответствии с предложенной классификацией при проведении налоговых проверок сотрудник государственной налоговой службы в соответствии со ст. 7 Закона о Государственной налоговой службе вправе: - производить в организациях любых форм собственности и у граждан проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, расчетов и иных документов связанных с исчислением и уплатой налогов, с получением необходимых объяснений, справок и сведений; - контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью; - обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для получения доходов помещения организаций и граждан; - требовать от руководителей проверяемых организаций и граждан устранения выявленных нарушений; - приостанавливать операции на счетах организаций и граждан в банке; - изымать документы, свидетельствующие о сокрытии и занижении прибыли (дохода); - применять к нарушителям налогового законодательства финансовые санкции; - взыскивать недоимки по налогам, пени и штрафы в бюджет; - предъявлять иски в суды; - налагать на должностных лиц организаций и граждан, совершивших административные правонарушения - нарушения налогового законодательства, административные штрафы.
В случае обнаружении злоупотреблений для проведения бухгалтерской и специальной экспертизы изъятые документы передаются в правоохранительные органы, которые и принимают решение о возможности возврата документов. Постановление о производстве изъятия и протокол изъятия являются бланками строгой отчетности, они должны быть пронумерованы и храниться в установленных местах. Право выдачи указанных бланков принадлежит руководителю Государственной налоговой инспекции, или его заместителю, которые отражают факт выдачи в журнале регистрации учета бланков строгой отчетности. После проведения проверки, и в случае отсутствия у налогоплательщика возражений по акту проверки или их непредоставления в 10-дневный срок с момента окончания проверки, выносится решение по результатам проверки налоговым органом, органом налоговой полиции. (приложение 3,4,5). В случае, если вынесено решение о наложении административного штрафа заполняется форма постановления о наложении административного штрафа (приложение 7). Если в установленный срок сумма штрафа не была уплачена либо обжалована, то эта сумма взыскивается принудительно, при этом заполняется форма заявления о принудительном исполнении постановления об административном правонарушении – нарушении налогового законодательства. (приложение 8) За 9 месяцев 1998 года Мичуринской районной налоговой инспекцией произведено 37 документальных проверок различных предприятий по налогу на прибыль из них 22 проверки показали различные нарушения налогового законодательства.
А также в случаях, когда порядок образования государственных внебюджетных фондов (отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов), утвержденный правительством России, не предусматривает штрафных санкций за неуплату платежей. Если налогоплательщик освобожден в установленном порядке от уплаты определенного вида налога, налоговые органы в обязательном порядке проверяют соблюдение им условий предоставления такой льготы и сроки (период) ее действия. В случае утраты плательщиком права на такую льготу в проверяемом периоде и неуплаты в установленные сроки причитающихся в связи с этим платежей в бюджет санкции к нему применяются за период с момента прекращения льготы. Основанием для применения санкций является нарушение налогового законодательства в виде: • сокрытия (занижения) дохода (прибыли) или иного объекта налогообложения; • сокрытие факта открытия счета • отсутствия учета объекта налогообложения; • ведения учета объекта налогообложения, составления отчетов о финансово-хозяйственной деятельности с нарушением установленного порядка; • несвоевременной или не в полном размере уплаты налогов; • непредставления налоговым органом документов и сведений, необходимых для исчисления и уплаты налогов; • не внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов и др.
Данное письмо регистрации в Минюсте не нуждается. Аналогичного разъяснения Верховного Суда РФ нет потому, что данные споры подведомственны арбитражному суду РФ. ТЕМА 4. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКО ФЕДЕРАЦИИ И АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС. ЗАДАЧА 13. ПРИМЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ: . Государственная налоговая инспекция по Центральному району г. Красноярска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Челнокову Е.Б., обладающему статусом гражданина-предпринимателя, о взыскании сокрытого им дохода и штрафа в сумме 21 827 884 рубля за нарушение налогового законодательства. . Общество с ограниченной ответственностью "Ивица" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании недействительным свидетельства от 13.11.95 274 о праве собственности на имущество и помещение магазина 63 "Хозяйственные товары", выданного Комитетом по управлению имуществом города Каменск-Уральского товариществу с ограниченной ответственностью "Калибр". Роль третейских судов заключается в том, что действуя в качестве негосударственного механизма разрешения споров, третейские суды, по сравнению с судами арбитражными, предоставляют участникам спора ряд преимуществ: специализация в вопросах, касающихся фактических взаимоотношений сторон, быстрота и экономичность, отсутствие публичности в деятельности, удобство для сторон в отношении времени и места разрешения спора и так далее.
Другие считают, что финансовая ответственность по предмету и методу регулирования является разновидностью административной ответственности, поскольку стороны находятся в неравном положении, однако она обладает присущими только ей специфическими признаками. Проанализировав имеющиеся по данному вопросу мнения, И. Хаменушко пришел к выводу, что о понятии "финансовая ответственность" можно говорить только с достаточной степенью условности, выделение же ее в качестве самостоятельного вида юридической ответственности в настоящий момент ничем не обосновано. Однако очевидно, что на сегодняшний день сложилась ситуация, которая позволяет сделать вывод, что в российской правовой системе сформировалось достаточно четко выраженное правовое явление – ответственность за налоговые правонарушения. Поэтому вполне обоснованно обозначение ответственности за налоговые правонарушения применительно к п.1 ст.13, ст.15 Закона об основах налоговой системы и ст.22 Закона о подоходном налоге как налоговой ответственности. В то же время необходимо учитывать, что по своей правовой природе налоговая ответственность сходна с административной ответственностью, что и разъяснил в п.3 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства, Высший Арбитражный Суд РФ (письмо от 31.05.94 № С1-7/ОП-370). Учитывая приведенный выше анализ, можно дать определение налоговой ответственности.
Также большое количество статей было посвящено этой теме, вот некоторые из них: . Брызгалин А.В., Берник В.Р. «Состав и виды финансовых правонарушений по российскому законодательству»// Хозяйство и право, 1995 г., №6, С- 144; . Курбатов А. «Вопросы применения финансовой ответственности за нарушение налогового законодательства// Хозяйство и право. 1995 г., №1, С-63, №2, С- 44. . Штрафные санкции за налоговые нарушения»// Экономика и жизнь. 1995 г., №29, С-3. . Соболев В.А., Тумаркин В.М. «Об ответственности предприятий и организаций за нарушение налогового законодательства» // Аудит и налогообложение. 1995 г., №5, С-18. . Смирнов А. «Виды административных нарушений налогового законодательства» // Экономика и жизнь: Московский вып. 1995 г., №33, С-10. Отдельные авторы, раскрывая эту тему в своих работах, дают понятие субъекта с позиции юридических и физических лиц, резидентов и нерезидентов, либо затрагивают не всех субъектов, а лишь одну определённую группу. Исходя из того, что чаще авторы работ на эту тему пишут о субъектах, классифицируя их по первым двум основаниям, я решил написать данную работу, поставив перед собой цель, разделив понятие субъектов налоговых правоотношений по последнему основанию (по правам и обязанностям), на группы: налогоплательщиков; налоговых агентов; налоговых органов; и выяснить объёмы ответственности этих групп по отношению друг к другу.
Далее выводы Конституционного Суда РФ были закреплены законодательно путем внесения в Налоговый Кодекс. Судебный порядок разрешения споров (в том числе о деньгах) является межотраслевым институтом и пронизывает всю правовую систему любого демократического государства. Нормы Налогового Кодекса РФ об ответственности ориентированы именно на то, чтобы привести соотношение налогов и санкций в подобающий ему вид. Бюджет пополняется за счет налогов, а цель санкций – обеспечить исполнение налогоплательщиком его обязанностей, а не пополнить бюджет. Параграф (2. Основания административной ответственности за нарушение налогового законодательства. Основанием административной ответственности является административное правонарушение, т.е. “.посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность”.
Основополагающими нормативными актами в сфере ответственности является Закон от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в РФ" (ст.13); Закон от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" (ст.22); Закон от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РФ" (ст.10,12) (по состоянию на 1 января 1997 г.); Кодекс об административных правонарушениях (ст. 7); Уголовный кодекс РФ (ст.198). Стало быть, исходя из вышеперечисленных нормативных актов, физические лица за нарушение налогового законодательства несут такие виды ответственности, как финансовую (налоговую), административную, уголовную. Для привлечения к ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства необходимо установить в его действиях противоправность и виновность. Противоправность - это нарушение норм налогового законодательства. Нарушение может выражаться путем неправомерного действия, например, включение в декларацию о доходах заведомо искаженных данных, либо путем бездействия, к примеру задержка уплаты налога, уклонение от подачи декларации о доходах и т. п. Виновность физического лица в совершении налогового правонарушения проявляется (характеризуется) психическим отношением к совершаемому им правонарушению, т. е. сознавало ли лицо, что не исполняет требования правовых норм налогового законодательства, и предвидело ли наступление отрицательных экономических и правовых последствий.
![]() | 978 63 62 |