![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Тема любви в лирике Фета | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Современные критики давали ему характеристики, подчеркивая в нем преклонение перед природой и телесной красотой: "язычник", "классик", "пантеист". Еще в статье "О стихотворениях Ф. Тютчева", опубликованной в 1859 году, программной для Фета и для сторонников "искусства для искусства", развивались идеи эстетического пантеизма. Соловьев, будучи убежденно верующим человеком, отделявшим в философских построениях природу от бога, и литературным критиком, не принимавшим "чистое искусство", тем не менее не спорил с Фетом. Творчеству Фета была посвящена первая собственно литературно-критическая статья Соловьева "О лирической поэзии" (1890). В подзаголовке, правда, стоит еще имя Полонского, но о нем сказано всего несколько слов. В статье представлены некоторые излюбленные темы философско-эстети-ческих сочинений Соловьева: о предмете лирической поэзии, о роли объективной реальности в поэзии, о значении красоты в мире и ее воплощении в лирике, об "истинном фоне всякой лирики", о любви, ее воплощении в лирике вообще и у Фета в частности, о лирике природы и о ее связи с лирикой любви у Фета
В этих строчках звучат и восторг, и упоение красотой майской ночи, и счастье от ощущения полноты бытия, и благодарность родному краю, и трепет, и томление от ночной неги, и наконец отчаяние, что, возможно, такое больше не повторится. Что ни строчка - то чувство, и какой плавный переход от одного контрастного понятия к другому! Поэтические образы весны и ночи – излюбленные у Фета. Они очень таинственны, позволяют человеку раствориться в своей стихии и благоговейно ожидать чуда: Жду я, тревогой объят, Слух, раскрываясь, растет, Как полуночный цветок. Тихо под сенью лесной Спят молодые кусты Ах, как пахнуло весной!. Это, наверное, ты! С подобными образами связана другая заветная тема в лирике Фета – любовь. Выражение ее у поэта уникально. Практически все стихотворения о любви Фет посвятил Марии Лазич, своей трагически погибшей подруге. Образ возлюбленной - центральный в этих произведениях. Лирическая героиня здесь светла и прекрасна, она по-прежнему нежно любит своего поэта, дарит ему покой, спасает от житейской суеты, вдохновляет: Как гений ты, нежданный, стройный, С небес слетела мне светла, Смирила ум мой беспокойный, На лик свой очи привлекла.
Для стихов первого периода творчества (1830-еP нач. 1850-х) характерны утрированные романтические образы, стандартное использование тем любви и природы, многочисленные риторические приёмы, смелые метафоры и аллегории, неожиданные неологизмы и лексическая эклектика. В конце 1830-х гг. популярность поэта была высока, но в то же время В. Г. Белинский ввёл в литературный обиход термин «бенедиктовщина», которым стали обозначать искусственный и безвкусный романтический стиль в поэзии. Общество постепенно охладело к лирике Бенедиктова, потому что эпоха поэзии сменилась эпохой прозы, и до сер. 1850-х гг. поэт лишь изредка публиковал свои стихи в журналах. Только с выходом в 1857Pг. книги «Новые стихотворения» начался второй период его творчества, ознаменованный обращением к натурфилософским темам, общественным проблемам и реалистическим картинам. Это не «оправдало» автора перед современной критикой, полагавшей, подобно Н. А. Добролюбову, что его творчество «по-прежнему слагается из вычурности и эффектов». Лирика Бенедиктова потеряла популярность у читателей, но не утратила своего значения, т.Pк. поэт оказал очевидное влияние на творчество А. А. Фета и раннего Н. А
Время влюбленности сравнивается с осенью: Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас. В данном контексте это время года является символом гибельности и обреченности высокого чувства. То же ощущение наполняет стихотворение “О, как убийственно мы любим!” (1851), вошедшее в “Денисьевский цикл”. Лирический герой размышляет о том, к чему же может привести “поединок роковой двух сердец”: О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!. Трагизм наполняет и стихотворение “Последняя любовь”'(1854). Лирический герой и здесь осознает, что любовь, возможно, будет гибельной: “Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!”. И тем не менее ощущение обреченности не мешает лирическому герою любить: “Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность.” В последних строках Тютчев лаконично характеризует само чувство: “Ты и блаженство, и безнадежность”. Однако любовная лирика Фета тоже наполнена не только чувством надежды и упования. Она глубоко трагична. Чувство любви очень противоречиво; это не только радость, но и муки, страдания.
Лавровскому), джаз-балет на муз. оперы Дж. Герш-вина "Порги и Бесс" (1983). Пост. телебалеты "Мцыри" (1977), "Прометей" (1981), "Хореографические новеллы" (1986), худож. видеофильм "Фантазёр" (1989 - исполнитель гл. роли). 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1965), пр. В. Ф. Нижинского (Париж, 1972). Среди пост.: "Вариации на тему любви Казановы" на муз. В. А. Моцарта (1989, США, Атланта), "Откровения" В. Г. Кикты (1991, Моск. театр-студия "Группа граждан"), "Фантазия на тему Казановы" на муз. В. А. Моцарта (1993, Большой т-р). Соч.: Я - за оригинальный телебалет, "ТВ-Р", 1983, № 10; Воспоминания о Л. М. Лавровском, в сб. : Л. М. Лавровский, М., 1983. Лит.: Демидов А., М. Лавровский, "'I ". 1971. № 7; Л и т в а к Г.. Мужественность и лирика. "ТЖ", 1974. № 3; F. p о ф e e в a R.. M. Лавровский, "Ч", 197o, № 3; Львов-Анохин Б., Мастера Большого балета, М., 1976; Петров О., Пау-ia, наполненная движением, "МЖ", 1983, № 24; Уральская В., Когда танец вдохновенный праздник, "СБ". 19S4, № 6; Лопухов Ф., Российские апостолы танца, там же, 1986, № 6. H. M. Сиоовския
Так своеобразно преломилась за столетие традиция пейзажной лирики, идущая от Жуковского и Пушкина. Восприятие А.А.Фета русской природы существенно отличается от восприятия ее Н.А. Некрасовым. Разница вызвана в первую очередь тем, что Некрасов – реалист, а Фет –романтик. Лирика Фета – это вселенная красоты, три основные составляющие которой – природа, любовь, и песня. Природа занимает в его творчестве важнейшее место, что отражается даже в названиях большинства его стихотворных циклов: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега» Фет идеализирует природу. Чем сильнее захватывает его эстетическое восприятие природы, тем дальше он уходит от реальности. Целым ожерельем романтических метафор характеризуется, например, восприятие цвета героем автобиографического рассказа –очерка «Кактус». Приведу лишь одну из них: «Очень похоже на подсолнух», - равнодушно сказала девица и отошла от цветка. молодой человек пришел в ужас: « Да ведь это храм любви!» в фетовском изображении природы пейзажными картинам и зарисовкам свойственно зачаровывающее романтическое звучание: Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть! – То колик простонал или сыч.
Природа вселенной и природа поэтического творчества имеют глубокие общие закономерности. Истинный поэт создает вторую вселенную. «В бесконечной глубине человеческого духа, в глубине, куда не достигает ни мораль, ни право, ни общество, ни государство, катятся звуковые волны, родные волнам, объемлющим вселенную, происходят ритмические колебания, подобные колебаниям небесных светил, морей, вулканов. Глубина эта обыкновенно закрыта «заборами суетного света». Глубина эта – поэзия, остро ощутить ее могут лишь сами поэты, каждый по- своему. Многие стихотворения представляют своего рода «повесть о чувствах», которая сопровождается их свободным исследованием. Лирика любви занимает большое место в творчестве многих поэтов. Лирическими шедеврами являются стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье », написанное в тысяча восемьсот двадцать пятом году и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое », написанное двадцать второго июля тысяча восемьсот семидесятого года. Эти стихотворения объединяет тема любви. Для обоих поэтов любовь – это поэзия, которая овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
Именно поэтому он так непримирим к лирике любви: Мне струны поневоле Звучат геройский шум. Не возмущайте боле Любовны мысли ум, Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен. В «Разговоре с Анакреонтом» Ломоносов, отвечая на оду Анакреонта, в которой тот умоляет нарисовать портрет своей возлюбленной, просит нарисовать портрет своей Матери-России: Изобрази Россию мне, Изобрази ей возраст зрелой И вид в довольствии веселый, Отрады ясность по челу И вознесенную главу. В своем стихотворении «Ночною темнотою» (1747) автор обращается к теме любви. Любовь здесь чувство, которое внезапно привносится извне, которое мучит и от которого невозможно освободиться: Мой лук еще годится, И цел и с тетивой, Ты будешь век крушиться Отнынь, хозяин мой. Теория страстей также занимает значительное место в «Риторике», где в числе прочих рассматривается и природа любви. Чувства, вызываемые прекрасным (в отличие от возвышенного), Ломоносов сближает с любовью. Он называет эту страсть матерью всех других. Таким образом, прекрасное — основа, источник, критерий эмоций, в том числе и любви. Но все-таки главную роль в творчестве Ломоносова играет тема любви к Родине как чувства всеобщего, а не просто индивидуального чувства, лишенного высот духа.
Именно поэтому он так непримирим к лирике любви: Мне струны поневоле Звучат геройский шум. Не возмущайте боле Любовны мысли ум, Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен. В «Разговоре с Анакреонтом» Ломоносов, отвечая на оду Анакреонта, в которой тот умоляет нарисовать портрет своей возлюбленной, просит нарисовать портрет своей Матери-России: Изобрази Россию мне, Изобрази ей возраст зрелой И вид в довольствии веселый, Отрады ясность по челу И вознесенную главу. В своем стихотворении «Ночною темнотою» (1747) автор обращается к теме любви. Любовь здесь чувство, которое внезапно привносится извне, которое мучит и от которого невозможно освободиться: Мой лук еще годится, И цел и с тетивой, Ты будешь век крушиться Отнынь, хозяин мой. Теория страстей также занимает значительное место в «Риторике», где в числе прочих рассматривается и природа любви. Чувства, вызываемые прекрасным (в отличие от возвышенного), Ломоносов сближает с любовью. Он называет эту страсть матерью всех других. Таким образом, прекрасное — основа, источник, критерий эмоций, в том числе и любви. Но все-таки главную роль в творчестве Ломоносова играет тема любви к Родине как чувства всеобщего, а не просто индивидуального чувства, лишенного высот духа.
Любовная лирика Бунина – страстная, чувственная, насыщенная жаждой любви и всегда исполнена трагизма, несбывшихся надежд, воспоминаний о былой юности и ушедшей любви. И.А. Бунин имеет очень своеобразный, отличающий его от многих других писателей того времени взгляд на любовные отношения. В русской классической литературе того времени тема любви всегда занимала важное место, причем предпочтение отдавалось духовной, «платонической» любви перед чувственностью, плотской, физической страстью, которая зачастую развенчивалась. Чистота тургеневских женщин стала нарицательной. Русская литература – это литература преимущественно «первой любви». Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух по Бунину невозможно постичь, не познав плоти. И. Бунин отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. У него не было понятия женского греха, как в «Анне Карениной», «Войне и мире», «Крейцеровой сонате» Л.Н. Толстого, не было настороженного, неприязненного отношения к женскому началу, свойственного Н.В. Гоголю, но не было и опошления любви.
Лишь смерть способна вернуть то, что отнято жизнью: Очей тех нет — и мне не страшны гробы, Завидно мне безмолвие твое, И, не судя ни тупости, ни злобы, Скорей, скорей в твое небытие! Жизнь потеряла для героя смысл, превратившись в цепь страданий и потерь, в «горький», «отравленный» кубок, который ему предстояло испить до дна. В лирике Фета возникает трагическое по своей сущности противопоставление двух образов — лирического героя и героини. Он жив, но мертв душою, а она, давно умершая, живет в его памяти и в стихах. И этой памяти он сохранит верность до конца своих дней. Пожалуй, любовная лирика Фета — это единственная область творчества поэта, в которой нашли отражение его жизненные впечатления. Наверное, потому стихи о любви так отличаются от тех, что посвящены природе. В них нет той радости, ощущения счастья жизни, которые мы увидим в пейзажной лирике Фета. Как писал Л. Озеров, «любовная лирика Фета — самая воспаленная зона его переживаний. Здесь он не боится ничего: ни самоосуждения, ни проклятий со стороны, ни прямой речи, ни косвенной, ни форте, ни пианиссимо. Здесь лирик вершит суд над самим собой. Идет на казнь. Сжигает себя». Черты импрессионизма в лирике Фета Импрессионизм — особое направление в искусстве XIX века, сложившееся во французской живописи в 70-е годы.
Это или патриотическая лирика или глубоко характерная для их классовой природы тяга к усадьбе: «блажен, кто мирно обитает в заветном прадедов селе» (стансы «Сельская жизнь» Козлова). Мотивы «народности», столь характерные вообще для романтизма, у этих поэтов приобретают чисто фиктивный характер. У Тютчева народ отсутствует вовсе, Жуковский всемерно подчеркивает его верность самодержавию и православной церкви. Темы любви никогда не носили здесь такой чувственной окраски, как в произведениях Пушкина или Языкова, зато неизмеримо сильнее звучали здесь мотивы религиозного отречения от мира, признание тщеты всего земного и пр. В романтических поэмах Баратынского, Жуковского и Козлова гораздо слабее этнографические пассажи, гораздо менее развернут общественный фон и гораздо идеальнее образ героя. Самый образ поэта трактовался романтиками консервативного лагеря в характерно шеллингианском аспекте «истинного пророка» с «глаголом неба на земле» (последние стихи Веневитинова), вдохновенного художника, возносящегося над бездарной «толпой», над «грубой» и «хладной» «чернью» (стихотворение Э. И. Губера «Художнику»).
V Танка избегает социальных тем, а если и касается их, то вскользь, как бы намеком. Авторы эпиграмм затрагивают социальное неравенство в своем творчестве. Айрены. "В айренах Кучака выразилась главная черта эпохи Возрождения – чувство полноты жизни, полноты ощущения красоты мира" (10, С. 23). Такой светский, внерелигиозный характер поэзии Кучака Левон Мкртчян объясняет влиянием движения тондракийцев. "Тондракийцы, как известно, проповедовали равенство, отказ от церкви. Идеолог тондракийцев Смбат Зарехаванци учил, что жизнь человеку дана только в этом мире, что другой жизни не будет, ибо душа человека не бессмертна. А раз это так – надо любить в этой жизни, надо познать радость любви" (11, С. 82). Большинство дошедших до нас айренов – это стихи о любви. Тему любви Кучак по-разному развивает в своей лирике. Любовь без канонов домостроя, не знающая ханжеских запретов, откровенное признание – все это любовь по законам сердца. Вино твоего румянца Мне пить бы опять, опять, Библейский рай – твое тело, Ах, яблоко бы сорвать! Уснуть на груди прекрасной Не высшая ли благодать? За это ангелу смерти не жалко и долг отдать (17).
«Мелодией одной звучат печаль и радость.» (Тема любви в лирике А.Блока.) Эпоха 1900-х годов – эпоха лирики, в которой по преимуществу отразились тревоги, упования времени, сулившего «неслыханные перемены, невиданные мятежи». Блок, бесспорно – первый лирик своего времени. Поэт вошёл в литературу как певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души – высший взлёт, озарённость, романтический порыв, томление, восторг, душевная чиситота – это ранний Блок. В юношеской лирике Блока («Стихи о Прекрасной Даме») всё овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда. Всё в этой лирике «робко и темно», зыбко и туманно, подчас неуловимо. Возвышенная нежность, любовь – вот чувства, которыми проникнуты стихи о Прекрасной Даме. Каждая встреча с ней – событие, имеющее глубокий смысл, за ним – тайна: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо – Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. Сюжет сборника «Стихи о Прекрасной Даме» - это сюжет ожидания встречи с возлюбленной – встречи, которая изменит мир, преобразит его.
Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева Федор Иванович Тютчев был противоречивым человеком. Он всегда очень болезненно ощущал собственную двойственность, душу, расколотую пополам. Особенно ярко эта личностная черта проявилась в любовной лирике. Роман Тютчева и Елены Денисьевой стал основой многих стихотворений поэта. В них - исповедь о любви. Позже критики выделили эти произведения в отдельный цикл, который назвали «денисьевским». Любовь является нам здесь в своей трагической сущности. Это «самоубийство», «блаженство и безнадежность», «поединок роковой». Развивается любовь – исчезает счастье покоя, начинаются страдания: Не говори: меня он, как и прежде, любит, Мной, как и прежде, дорожит О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит, Хоть, вижу, нож в руке его дрожит. Отношения любящих сложны, чувства крайне противоречивы. Они не могут друг без друга, но и вместе им очень тяжело. Потрясенный этим противоречием, герой восклицает: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Вся беда человека состоит в том, что он не может противостоять страсти.
Была в Неве высокая вода, Инаводненъя в городе боялись. Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине — нелепость. Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость. По мере взросления Ахматовой нотки беспробудной тоски и бескрайней печали начинают преобладать в безупречнойгармонии ее стихов. Мотивы безответной любви, жестокой душевной черствости, предчувствие разлуки — все это слилось воедино с ощущением витающей в воздухе творческой интеллигенции обреченности: Столько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает. Как я рада, что нынче вода Под бесцветным ледком замирает. Но та недюжинная сила любви, которая царила в душе у Ахматовой и которую поэтесса пронесла сквозь всю свою жизнь, не покидала лирическую героиню даже в самые трудные минуты ее жизни: Так дни идут, печали умножая. Как за тебя мне Господа молить? Ты угадал:моя любовь такая, Что даже ты ее не мог убить. В своем более позднем творчестве Анна Ахматова уделяет большее внимание гражданской, патриотической лирике. Однако обращения к теме любви присутствуют все равно. Теперь любовь не подчиняет себе весь окружающий мир, не является центром Вселенной, тем единственным светилом в холодной космической мгле.
«Слава тебе, безысходная боль!» (Тема любви в лирике А. Ахматовой) Вполоборота, о печаль, На равнодушных поглядела. Спадая с плеч, окаменела Ложноклассическая шаль. О. Мандельштам Прочитав эти строчки, я живо вспомнила другой портрет Анны Андреевны Ахматовой, написанный одним росчерком кисти великого Модильяни. От него невозможно оторвать взгляда: женщина, изображенная на нем, спокойна и величественна, несколько чувственная поза не отвлекает от лица и глаз, в которых отражен целый мир, сотканный из личных переживаний, размышлений, полный трагизма и веры в силу человеческих чувств и разума. Это портрет Поэта, а большой поэт всегда неизъяснимо влекущая тайна. Тайной окружены и душа, и мысли, и сердце. Прикосновение к поэту подобно погружению в мир русской волшебной сказки. Но только сказки всегда имеют счастливый конец, а судьба русского поэта по большей части неизменно трагична. Невольно вспоминаешь пророческие строки М. Волошина: Темен жребий русского поэта. Неисповедимый рок ведет. Время, рок — они стали трагедией Анны Ахматовой. Как удалось ей сохранить свое “я” и с достоинством пронести его через все невзгоды страшного века? Думаю, что ответ на этот вопрос надо искать уже в ее ранней лирике.
Он даже не видит её глаз, её лица: “Она стройна и высока, всегда надменна и сурова”. Хотя поэт подозревает, даже знает, что Она вовсе не Лучезарная и не богиня, Она ему необходима именно такой: Как ты лжива и как ты бела! Мне же по сердцу белая ложь В ранней лирике Блока тема любви сливается с темой тоски, одиночества, недостижимости счастья. Ей сопутствует ожидание и предчувствие каких-то перемен: Вхожу я в тёмные храмы, Свершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцании красных лампад. На лирического героя давит действительность, и он ищёт в любви не просто счастья, а отрыва от мира земного и перехода в светлый мир иной: И тогда, поднявшись выше тлена, Ты откроешь Лучезарный Лик. И, свободный от земного плена, Я пролью всю жизнь в последний крик. Так писал юный Блок, не замечая окружающего, не зная людей, интуитивно отгораживаясь от страшного мира своей неземной любовью. Подъём освободительного движения вывел поэта из состояния созерцательности, заставил пристально вглядеться в события окружающей жизни. Характер блоковского творчества начинает сильно меняться.
![]() | 978 63 62 |