![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Мой Лермонтов | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Поговорим о бурных днях ГУЛАГа, О Пушкине, о дружбе, о любви. 255 ВЫПЬЕМ ЗА АКАДЕМИКА! В трудные дни, когда выслали в Горький Андрея Дмитриевича Сахарова, на его московской квартире собрались друзья. И один из них произнес тост, который я запомнил на всю жизнь. Он сказал: "Мы собрались здесь в бывшей столице Советского Союза бывшей, потому что столица страны находится там, где бьется ее сердце. Выпьем за Академика!" 256 Голос предков Голос предков ветерок в моей крови, Не смущай меня, не мучай, не зови. Что мне шепот твой гортанный у плеча, Над молитвенником белая свеча? Я пропитан этим небом до корней, Нет мне хлеба, нет мне родины родней. Вот мой Лермонтов и вот мои Кижи Что ты хочешь от меня, скажи? Для чего ты мой покой разбередил? Я и с Игорем на половца ходил, И друзья мои в могилах под Москвой Что ты шепчешь? Я давно уже не твой. Разве в доме уживутся две любви? Не смущай меня Не мучай Не зови ДЕЛО ВРАЧЕЙ Сначала убили Михоэлса. Вероятно, он был слишком крупной фигурой, и Сталин, который ничего не боялся, на этот раз не то чтобы испугался, а почему-то не захотел вселенского шума и решил схитрить
Один поэт благоговейно приемлет мир Божий, другой, как библейский Иов, обращает к Богу вопросы о причинах и целях творения, вопросы, нередко исполненные сомнений и скорби. Именно таким противоречивым, религиозным и борющимся, пытающимся понять непознанное и был М.Ю.Лермонтов. И кто знает, не скажет ли Бог судьям Лермонтова, как друзьям Иова: "Горит гнев Мой за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб мой Иов"-раб Мой Лермонтов" (Мережковский). Итак, целью данной дипломной работы является исследование библейских мотивов, их места и роли в творчестве Лермонтова. Цель определяет задачи работы: 1. Выявить основные библейские темы, образы, сюжеты, идеи и определить их место в поэтической системе Лермонтова. 2. Проанализировать функции сюжетов, образов, цитат из Ветхого Завета и последней книги Нового Завета - Апокалипсиса в творчестве Лермонтова. 3. Рассмотреть влияние Библии не только на содержание произведений (образы, мотивы, сюжеты), но и на форму литературных творений Лермонтова. Произвести целостный анализ стихотворений-молитв поэта. Поставленные задачи помогают последовательно выстроить текст дипломной работы, т.е. определить ее структуру.
Лермонтов решил бороться. В тот же день он отправил письмо великому князю Михаилу Павловичу, выплеснув сначала в черновик все свое возмущение, а потом дав ему более спокойный и немногословный вид. «Получив приказание явиться к господину генерал-адъютанту графу Бенкендорфу, писал он, я из слов его сиятельства увидел, к неописанной моей горести, что на мне лежит не одно обвинение за дуэль с господином Барантом и за приглашение его на гауптвахту, но еще самое тяжкое, какому может подвергнуться человек, дорожащий своею честию, офицер, имевший счастие служить под высоким начальством вашего императорского высочества. Граф Бенкендорф изволил предложить мне написать письмо господину Баранту, в котором я бы просил у него извинения в ложном моем показании насчет моего выстрела... Вашему императорскому высочеству осмеливаюсь повторить сказанное мною в суде: я не имел намерения стрелять в господина Баранта, не метил в него, выстрелил в сторону, и это готов подтвердить честью моею...» Лермонтов взывает к «великодушию и справедливости» великого князя и просит о защите и оправдании своем «во мнении его императорского величества, ибо в противном случае теряю невинно и невозвратно имя благородного человека»
Как ни душило правительство Николая прогрессивную мысль, она пробивалась наружу в разных формах. Ряд либеральных уступок, воспринятых декабристами как «благостные» перемены в судьбах России, оказался для правительства неизбежным. Но Лермонтов знал цену этим уступкам. Его собственная судьба служила иллюстрацией действительному положению вещей. Если в спорах с Назимовым, которого Лермонтов глубоко уважал, он ограничивался шутками и насмешками, то с товарищами противоположного настроения поэт мог быть очень резок. «Я должен был показаться ему мягким добряком, ежели он заметил мое душевное спокойствие и забвение всех зол, мною претерпенных», – вспоминал декабрист Николай Иванович Лорер. Несмотря на 11-летнюю каторгу и 5-летнюю службу рядовым на Кавказе, Лорер не утратил присущего ему оптимизма. Этим же летом, произведенный в прапорщики, он был в особенно благодушном настроении. «Одним шагом я приблизился к свободе», – радостно повторял он. Такого «забвения зол» Лермонтов не мог понять. Его боевой, страстной, протестующей против всякого насилия натуре смирение было чуждо. Оптимист Лорер подвергал, вероятно, резким его нападкам и насмешкам.
МАРЧЕНКО Алла Максимовна (р. 1932) - российский критик, литературовед. Основная сфера интересов: русская литература 19 в., современный литературный процесс. Книги: "Поэтический мир Есенина" (1972), "С подорожной по казенной надобности: Лермонтов. Роман в письмах и документах" (1984) и др. МАРЧЕНКО Анатолий Тихонович (1938-86) - русский писатель. О стоическом противостоянии личности тоталитаризму в условиях послесталинских лагерей рассказывают мемуарно-документальная книга "Мои показания" (написана в 1967, опубликована 1968), "От Тарусы до Чуны" (1976), "Живи как все" (1987, не окончена), запечатлевшие выстраданный опыт автора: 5 раз осужден по политическим обвинениям, ок. 19 лет провел в заключении. Умер в тюрьме. В СССР сочинения публикуются с 1989. МАРЧЕНКО Владимир Александрович (р. 1922) - украинский математик, академик АН СССР (1987) и АН УССР (1969). Основные труды по теории функций, функциональному анализу, дифференциальным уравнениям. Ленинская премия (1962). МАР-ЧИКИТА (Mar chiquita) - соленое бессточное озеро в Аргентине, на северо-западе Пампы
Лермонтов демонстрирует примеры печеринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его страстей ( Бэла ), либо как жертвы его холодного расчета ( бедные контабандисты ). Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печерина является власть и эгаизм: "какое дело мне: странсвующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих ?" Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В "Княжне Мери" звучит трезвый отчет Печерина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: "Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его." А позже Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: "Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы." На основании этого правила Печерин развивает целую теорию счастья: "Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного права,- не самая ли это сладкая пища нашей гордости ? А что такое счастье ? Насыщенная гордость." Казалось бы, умный Печерин, знающий в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость.
Это естественно для романтика-бунтаря, склонного презирать "суеверное" послушание толпы и разговаривать с "высшей силой" на равных, отстаивая свою личную исключительность и достоинство. В лирике Лермонтова Бог представляется по-библейски всесильным, но при случае на него возлагается ответственность за несовершенства миропорядка и надломы в собственной жизни. Поэт постоянно сомневается во всех существенных принципах библейской веры. Так, в словах Демона: "Ждет правый суд: простить он может, хоть осудит", - чувствуется сомнение в милосердии Божьем. Противоречивы взгляды поэта на загробную жизнь. Так, строки из стихотворения "Не смейся над моей пророческой тоскою": "Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый", - дают право полагать, что Лермонтов уверен в загробном существовании. Вместе с тем другие произведения говорят об обратном. "Слова разлуки повторяя, Полна надежд душа твоя; Ты говоришь: есть жизнь другая, И смело веришь ей . но я ?. Оставь страдальца! - будь покойна: Где б ни был этот мир святой, Двух жизней сердцем ты достойна! А мне довольно и одной", - читаем мы в одном из ранних стихотворений.
Печорин совершенно искренен, когда пишет в своем журнале следующие строки: "А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!. я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающие мои душевные силы. первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?. А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого." (Лермонтов. С.539-540). Печорин ставит заведомо невыполнимое условие гуманного отношения к другим для себя: он будет любить всех и делать добро только в том случае, если все будут любить его.
В стихотворении содержалась концепция жизни и гибели Пушкина, во многом опиравшаяся на пушкинские статьи и стихи, частью ненапечатанные, как «Моя родословная». Заклеймив Дантеса как заезжего авантюриста, Лермонтов перенес затем тяжесть вины на общество, уже описанное им в «Маскараде», и на его правящую верхушку - «новую аристократию», не имевшую за собой национальной и культурной традиции («надменные потомки // Известной подлостью прославленных отцов»). Заключительные шестнадцать строк стихотворения были истолкованы при дворе почти как призыв к революции. Ближайшие друзья Пушкина приветствовали стихотворение как литературное выступление и как гражданский акт. Началось следствие «о непозволительных стихах»; находясь под арестом, Лермонтов пишет серию стихотворений, составивших так называемый «тюремный цикл» («Сосед», «Узник»); мотивы его ощущаются и в таких поздних шедеврах, как «Соседка» и «Пленный рыцарь». Первая кавказская ссылка поэта в марте 1837 г. неожиданно раздвинула диапазон его творчества. В Пятигорске, Ставрополе, Тифлисе расширяется круг его связей; он знакомится со ссыльными декабристами и близко сходится с крупнейшим поэтом декабристской каторги - А. И. Одоевским; в Тифлисе вступает в контакт с культурной средой, группировавшейся вокруг А.
Метрическая мера к концу стихотворения также изменяется: вслед за торжественно плавными, задумчивыми, замедленными шестистопными и пятистопными ямбами первой и второй строфы появляется четырехстопный ямб, выделяющий здесь переход к простому и обыденному тону, которым как бы подготовляется образ пляшущих мужиков. Стихотворение написано разностопным ямбом. Возможно, эта особенность связана с композицией произведения. Первая строфа, посвященная размышлениям поэта о своей «странной любви» к отечеству, звучит торжественно и размеренно. Отчасти это происходит благодаря использованию инверсии: «люблю отчизну я», « не победит ее рассудок мой». В этой строфе присутствует пяти- и шестистопный ямб. Вторая строфа написана трехстопным ямбом, и потому язык, которым поэт говорит о русской деревне, прост и легок. Лексика стихотворения, также разнообразна: в начале стихотворения – литературно-книжная («рассудок», «слава, купленная кровью») и в последней части она сменяется простой разговорной речью («скакать в телеге», «дымок жнивы», «говор пьяных мужичков»). М.Ю.Лермонтов в данном стихотворении отказывается от романтических идеалов, сомневается в них и находит очарование в реальности, обыкновенной жизни таких же обыкновенных, простых людей.
Думаете, словосочетание "женская логика" появилось просто так? Нет. Еще раз нет. Об этом странном явлении спорят ученые мужи на протяжении многих лет. Только если неординарный вывод гения всегда есть продукт ценный, порой даже бесценный, то аналогичный вывод женщины приводит к ужасающим последствиям. По-моему, аргументов не требуется. Ученые люди - это не только любители точных наук. Среди них были и писатели, и поэты, и просто талантливые люди. Это, безусловно, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Достоевский. 1. Носительницы народных идеалов и женщины высшего света. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности самых различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в своём романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины – носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие.
Это можно объяснить тем, что она уважала чувства поэта, зная, что он сам не облил своего детства. Её всё здесь было понятно, всё знакомо, вряд ли хотелось вновь анализировать собственные же комплексы. С другой стороны, вспоминая всё лучшее и доброе, вспоминая с любовью и терпимостью свои детские огорчения, она могла попытаться смягчить и оправдать факт отрицания Пушкиным своего детства. Она призывает его в своё детство («Мой Пушкин»), словно пытаясь согреть своим детским восхищённо – влюблённым взглядом. А он, в свою очередь заменяет ей и брата, и собеседника, и компаньона в детских играх. При всей случайности и ненавязчивости совпадений нельзя, тем не менее, отрицать вероятность сознательного «моделирования» Мариной Цветаевой своей биографии по принципу поэтического канона – Байрон, Пушкин, Лермонтов были для неё наилучшими образцами для жизни. Именно особенность мирочувствия Марины Цветаевой, отличающая её от Пушкина, - эмоциональная экспрессивность – и сказалась на характере оценок творческого и жизненного пути А. С. Пушкина. ЗаключениеОбраз А. С. Пушкина для писателей «серебряного века» стал символом России, Родины.
Четвертый отдел музея – Дом композитора А.А. Алябьева – начал работать в 1997 году. И не случайно дата основания музея и день гибели поэта совпадают – 27 июля. Этот день – трагический – поэт погиб и знаментальный - открытие музея увековечило память о М.Ю. Лермонтове. История города Пятигорска неразрывно связана с жизнью и творчеством великого русского поэта. Может быть потому, что волею судьбы поэт был в нем несколько раз. Хотя я судьбой на заре моих дней, О, южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню Отчизны моей, Люблю я Кавказ. Эти строки напишет М.Ю. Лермонтов в 16 лет и останется верен своим юношеским идеалам всю недолгую жизнь. Родился Лермонтов 4. (15) октября 1814 года в Москве. Его мать, Мария Михайловна, умерла, когда ребенку не исполнилось и 2,5 лет, и заботу о воспитании взяла на себя бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Ребенок рос слабым, болезненным и в 1820 и 1825 г. бабушка привозит его на Горячие Воды – так тогда называли Пятигорск. О приезде в 1825 г. сохранилась запись в журнале «Отечественные записки».
Возможно, уже тогда у него возник замысел написать «записки молодого монаха 17 лет». Этот замысел впоследствии был воплощен в поэмах «Исповедь», «Боярин Орша», «Мцыри». Новоиерусалимский монастырь в г. Истра в наши дни восстановлен, он обрел новую жизнь, а в стихотворении и на рисунке поэта запечатлен именно таким, каким его увидел Лермонтов в 1830 году. Все эти биографические данные говорят о духовной стороне жизни Лермонтова, поиске спасительного пути к Богу. В Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где учился поэт в 1832-34 г.г. преподавали Закон Божий, строго соблюдались все религиозные посты, благодарственные молебны, праздники, церковные парады, участником которых был и М.Ю. Лермонтов. Многие исследователи считают, что произведения Лермонтова тесно связаны с его личной судьбой, а в его ранних юношеских произведениях просвечивает решительное сознание, что он существо избранное и сильное, способное совершить что-то великое. «Я рожден, чтобы целый мир был зритель Торжества иль гибели моей Мы случайно сведены судьбою » Очень рано он ощутил в себе силу гения, задаток сверхчеловека и то злое начало, с которым он должен бороться.
Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был ты, печальный мой сосед"), "Узник", положивших начало блестящему "циклу" его "тюремной лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь" (оба — 1840) и другие. В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов.", в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремясь передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" сказителя; народный характер поэт раскрыл в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне", "Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н. М. Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским ("Памяти А. И. Одоевского", 1830). Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.
Так явным примером «женской» логики, которое имеет место в нашей жизни, жаль слишком большое, мы можем наблюдать в анекдоте, который является великолепным примером, на мой взгляд. - Ты идиот! – кричит жена. – Ты везде идиот: и дома ты идиот, и на работе ты идиот. Ты полный идиот! Если бы был всемирный конкурс идиотов, ты бы занял второе место! - Почему же второе? – спрашивает муж. - Потому что ты идиот! «Чего женщина не сделает, чтобы огорчить соперницу!», – говорит Лермонтов М. Ю. Именно соперничество – причина того, что женщины стараются выглядеть моложе и потому многие скрывают свой возраст. Уязвить соперницу намёком на возраст – сильный удар. Природа доверила женщине самое главное – продолжение рода, ведь красивые, сильные и талантливые дети – всегда суть продукт любви, и потому наделила её особой чувствительностью относительно опасности и потребностью в защите. От окружающих опасностей женщина находит себе защитника – мужчину. Но поскольку защитник не идеален и от него самого может исходить угроза, женщина вооружена способом защиты и от мужчины-защитника.
Лермонтов) «Хотел бы в единое слово я слить мою грусть и печаль.» (Г. Гейне). «.Я не хочу тебя будить и беспокоить» (В. Маяковский) И родственно чувство рыцаря. «О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней» (Ф. Тютчев). «Обезуметь от нежности и доверчивости.»(Э. Верхарн). «Ты- благо гибельного шага» ( Б. Пастернак). А это новое, то совершенно новое, чем человеческое сердце постоянно обогащает мир. Новая человечность и новая боль. Теперь я хочу затронуть уже ставшую в нашем веке банальной, тему о странностях и парадоксах любви, ибо именно в них опыт человеческого сердца высветляется неожиданно резко, и то, что казалось умершим и забытым,улыбается нам весело, или печально, или иронично. Само выражение «странности любви»,необычно быстро застывшее в тривиальное клише, у старых писателей почти не встречается,оно обрело широкое хождение для обозначения любых отклонений от нормы относительно недавно. Тут, как во всем мире, или точнее, как во всех мирах, понимание явления как странного зависит от того, в чем полагать норму. Странно ли, что Пенелопа 20 лет ждала Одиссея? Что Петрарка, видевший Лауру издали несколько раз в жизни, после ее кончины помышлял лишь о том, чтобы умереть ? Что нестарый, рассудительный Уольполь оплакивал сумасбродно любившую его 84 - летнюю мадам дю Дэффан.
Так меня здесь и звали «очаровательная кузина Лермонтова!» Катенька Быховец в письме к своей родственнице сообщала: «Вечер очаровательный, небо было так чисто, деревья от освещения необыкновенно хороши Оттуда мы шли пешком. Все молодые люди нас провожали с фонарями. Один из них начал немного шалить. Лермонтов как cousi , предложил сейчас мне руку; мы пошли скорей, и он до дому меня проводил Этот пикник последний был; ровно через неделю мой добрый друг убит » Приближение своей скорой гибели поэт чувствовал сам. Даже в тот вечер, когда он казался всем беззаботным и веселым, его не оставляла какая-то тревога. Возвращаясь по ночному городу с Павлом Гвоздевым он сказал ему: «Чувствую – мне очень мало жить осталось». Мы заканчиваем осмотр старейшей части Пятигорска. Нам осталось познакомиться с Пятигорской ресторацией, которая тоже связана с именем М.Ю.Лермонтова. 11-я остановка. Пятигорская ресторация. Объект показа: здание бывшей пятигорской ресторации. Мы подошли к старинному двухэтажному зданию с шестью каменными колоннами. Сейчас это институт курортологии и физиотерапии.
![]() | 978 63 62 |