телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты

РАСПРОДАЖАТовары для детей -5% Канцтовары -5% Одежда и обувь -5%

все разделыраздел:Искусство, Культура, Литератураподраздел:Литература, Лингвистика

Султанмахмут Торайгыров

найти похожие
найти еще

Ручка "Шприц", желтая.
Необычная ручка в виде шприца. Состоит из пластикового корпуса с нанесением мерной шкалы. Внутри находится жидкость желтого цвета,
31 руб
Раздел: Оригинальные ручки
Ночник-проектор "Звездное небо, планеты", черный.
Оригинальный светильник-ночник-проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фанариков); 2) Три
350 руб
Раздел: Ночники
Забавная пачка "5000 дублей".
Юмор – настоящее богатство! Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь
60 руб
Раздел: Прочее
Но, прежде всего Султанмахмут, как говорилось, был гражданским поэтом. Неудовлетворенность современной действительностью, страстный протест против феодально-колониального гнета — основные темы его стихов. Обращаясь к молодому поколению, поэт убежденно говорил: "Если жизнь посвятишь ты мечте своей, наш народ будет счастлив, любезный друг!" ("Что за цель в учении?"); "Только людей великое братство жизнь заблудившуюся спасет!" ("Когда придет черед"). Правда, он не может наверняка сказать, каким же путем идти к "солнечному свету", как осуществить "мечту свою". Для Торайгырова "постигается истина в мире наук". В то же время поэт убежден: "И знает весь мир о том, что идет меж ними вечный бой — меж баем и бедняком. И каждый на земле человек покорится силе труда" ("Судьба"); неравенство — причина "отсталости нашей и бед", "что заставила бродяжить славный народ". Отсюда ненависть, с которой поэт обрушивается на тех, "кто сыт, чей наряд богат", "чей славен дом убранством палат". Отсюда же упорные поиски справедливости здесь, "на земле, а не в раю"—"кто на земле не узнает счастья, вряд ли за гробом его найдет!". Султанмахмут придал социально-политической лирике ярко выраженную тенденциозность. Гневным протестом против существующих общественных порядков проникнуты стихотворения "Судьба", "Айт", "На кочевку", "Бедность", "Что за цель в учении?" и др. Религия — духовно-культурное, нравственно-психологическое, социально- философское явление общечеловеческого значения, сыгравшее историческую роль в объединении народов и наций — всегда вызывала к себе неоднозначное отношение. Вспомним хотя бы великого просветителя Вольтера. Не будем углубляться в роль религии в разную историческую эпоху, лишь подчеркнем, что во времена Султанмахмута далеко не все служители культа (мечети или церкви, вспомните "Чаепитие в Мытищах") могли быть образцами духовности. Их социально-экономическое положение, близкое к господствующему, естественно, вызывало осуждение правдолюбцев. С. Торайгыров отвергает догмы религии, критикуя учение о сотворении мира и человека, веру в потустороннюю жизнь, рабскую покорность. В стихотворениях "Вера в бога", "Рябой ходжа" поэт рисует религиозных фанатиков. Добрые дела творить хочу". С. Торайгыров создал несколько поэм, новаторских как по содержанию, так и по форме. В противовес поэтам, обращавшимся только к темам истории зарубежного Востока, он решительно повернулся лицом к живой современности, к настоящей жизни своей Родины. "Заблудившаяся жизнь" и "Бедняк"— реалистические поэмы, посвященные волнующим проблемам на стыке двух веков. Социальная нетерпимость, резкость характеристик — отличительное своеобразие его поэтического мышления. "Заблудившаяся жизнь" (1918)— социально-философская поэма, обобщающая наблюдения лирического героя, просвещенного, мыслящего человека, над окружающей действительностью. Несомненно, этот образ близок самому автору, отсюда поэма важна для понимания духовной эволюции Султанмахмута. Смысловой стержень поэмы — страстное желание найти свое место в круговороте истории: кто он, человек,— веточка на волне жизни или деятельная сила, способная влиять на ход общественного развития? Лирический герой, от имени которого ведется повествование, объят нелегкой думой о смысле жизни.

СУЛТАНМАХМУТ ТОРАЙГЫРОВ (1893-1920) Я бы солнцем взошел над землей Озарив родные края!. Пусть сияние жарких лучей Обогреет сердца людей,— так сказал о смысле жизни, о своей высокой мечте на заре поэтической юности Султанмахмут Торайгыров, страстный поборник социальной справедливости и народного просвещения. Жизнь поэта пришлась на сложнейшее время нашего века, время "бури и натиска", когда судьба Родины оказалась на перепутье двух дорог. Александр Блок, современник Торайгырова, писал: "В эпохе бурь и тревог нежнейшие и интимнейшие стремления души поэта переплетаются бурей и тревогой". Эти слова по праву можно отнести и к казахскому поэту. Гражданский лирик по характеру дарования, Султанмухмут Торайгыров за свою короткую жизнь создал столько значительных произведений, что по праву занял почетное место в истории национальной культуры. Пронизанная бескорыстной любовью к народу, его поэзия, по своей социальной направленности в чем-то близкая некрасовской музе, до сих пор звучит набатом гражданского мужества. Он верил в грядущее торжество правды и поэтому так неутомимо стремился приблизить "солнечное утро". В поэме "Заблудившаяся жизнь" лирический герой вопрошает: Но вечная наступит мерзлота, Погаснет солнце. Да луна и та Исчезнет из небосвода. Что же будет?. "Попытка осмыслить место индивида в грандиозных, космических масштабах,— пишет исследователь Мурат Ауэзов,— явление, не имевшее аналогов в казахской поэзии прошлого. Частицей вечной, неистребимой, огненной материи ощущает себя лирический герой поэзии Торайгырова. Не случайно излюбленный образ поэта — образ огня, воспринимаемый им как символ тепла и света". Прославляя силу человеческого разума, способного проникнуть в тайны мироздания, в тайны бытия, поэт органически не приемлет насилие и невежество, как и Абай, целью своей жизни объявляет просвещение народа. Прав исследователь, когда подчеркивает: "Пылко, иногда в стиле жарких пророческих речений, клеймит он склонность к дремотному, бездуховному существованию, протестует против условий жизни, порождающих голод, нищету, умаляющих в человеке чувство собственного достоинства". Порою, мучаясь безответностью своих устремлений, не видя конкретных результатов своего труда, поэт сравнивает себя с семенем цветка, брошенным в пустыне. С именем Торайгырова связан не только расцвет социально-философской поэзии, поэзии гражданского мужества, но и жанровое, художественное обогащение литературы. Создатель первых романов — в стихах и прозе, первых философских и социальных поэм и очерков, он был продолжателем демократических традиций. За "солнечным светом". Султанмахмут Торайгыров родился 28 октября 1893 года в Баян-Аульском районе (ныне Павлодарская область) в семье скотовода. Отец, бедный кочевник, был человеком трудолюбивым, знал грамоту. Мать умерла, когда будущему поэту был всего год. Он полной чашей испил сиротскую долю. Безрадостное детство, полуголодное существование — вот что видел Султанмахмут. Грамоте мальчик научился у отца, затем (1902— 1907) учился у муллы. Султанмахмут был пытлив и любознателен. Страстная жажда познания гонит его в далекий Баян-Аул, где он учится в духовной школе — медресе (1908—1910).

Алчный, невежественный и уродливый, бай Нурум олицетворяет зло. В чем-то напоминающий Кодара и Карабая ("Козы-Корпеш и Баян Суду"), Нурум и обрисован в духе поэтики социально-бытового эпоса: "О, коварству Нурума не было предела! И с безобразием его сравниться мог лишь один дьявол. Шея, как у быка, живот, как у вола, рот, как у щуки, нос, как колотушка, борода, как мешок, и весь он раздувшийся, как тарантул". В духе устной поэзии создаются и другие портреты представителей "темного царства"— Халтана и Оспана. На приемлет автор религиозное ханжество и суеверие. Прикрываясь именем бога, фанатики творят темные дела. Страшна картина лечения шаманом больной Камар. Обессилевшую девушку знахарь-шарлатан на глазах суеверной толпы доводит до потери сознания. Многие картины романа, в том числе сцена невежественного "лечения", перекликаются с другими произведениями автора, где он также выступает против мракобесия. Привлекательная Камар — натура глубокая и цельная. Смелая и гордая девушка напоминает Жибек и Баян, олицетворяя духовную красоту юного поколения. Жизни в неволе, жизни без любви Камар предпочитает смерть. Гибель ее — проклятие "темному царству" Нурума и Оспана, губящему все прекрасное и доброе. Нельзя не почувствовать близость трагической судьбы Камар и судьбы русской женщины с берегов Волги — героини драмы А. Н. Островского "Гроза". Но в то же время Камар, как и Гайша, человек нового времени. Принадлежа к новому поколению, интеллигентному, образованному, она предъявляет к жизни более высокие требования. Ею нельзя помыкать, хотя бы и прикрываясь законами шариата. В отличие от образов героинь эпических поэм, душевный мир Камар раскрыт полнее и глубже. Ее трагическая судьба приводит к выводу, что даже в далеком ауле молодежь не может, как прежде, безропотно переносить бесправие, мириться с патриархальными устоями. Стиль романа, как и "Калым", восходит к фольклорной поэтике. Автор выражает свои симпатии и антипатии открыто, персонажи обрисованы без полутонов — это или носители зла, или поборники добра, одни уродливы, другие - прекрасны. Так, например, Ахмет, любимый Камар, подобно эпическим героям сравнивается с барсом, соколом: "Вдобавок к своему уму Ахмет был храбр, как барс, красив, как сокол, и талантлив, как знаменитый акын. Словом, среди юных Ахмет был самым юным, среди достойных — самым достойным, среди храбрых — самым храбрым". Роман "Камар-Сулу" можно назвать поэмой в прозе. Поэт пишет взволнованно, порою ритмической прозой, вставляет стихотворные тексты. Красочные эпитеты и сравнения, поговорки и пословицы, крылатые выражения, взятые из устной поэзии и созданные самим С. Торайгыровым, придают стилю романа своеобразный национальный колорит, в текст вплетаются поэтические письма, народные песни (жар-жар, айтыс). Язык романа Торайгырова сочный, меткий, уходящий корнями в поэтическое творчество. Но Султанмахмут не ограничивался использованием лишь богатств родной речи, он использовал и слова из русской лексики для передачи новых мыслей и идей. Творчество С. Торайгырова проникнуто страстной мечтой о свободном обществе.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Куаныш Сатпаев

А во время гражданской войны приток отдыхающих и вовсе прекратился. В год приезда Усова сибиряки, похоже, вновь вспомнили о БаянаулеP с самой весны понемногу прибывали гости. Профессор и его спутники остановились на восточном берегу Жасыбая, у родника Тасбулак. Уже на следующий день по приезде их навестил народный судья 10-го участка Каныш Сатпаев, ехавший с зимовки Бокета, которая стояла в полутора верстах от озера. Прослышав о каких-то томских землемерах, Каныш захотел познакомиться с ними, да так и застрял возле Жасыбая. Они путешествовали по его окрестностям целых три дня. Побывали и на озере Торайгыр. Заночевав на его берегу, с утра поехали в Мойылды-Булак, потом свернула на Айнабулак. Затем профессор пожелал побывать на Казан-Ауыз, где предприимчивый купец Степан Попов когда-то добывал медь, построив для этого примитивную печь. В довершение ко всему поднялись на Акбет, самую высокую вершину Баянаула. Во второй свой приезд к Усову Каныш, как и обещал, свозил профессора к интересным каменным фигурам, образовавшимся в результате ветровой и водной эрозии

скачать реферат Султанмахмут Торайгыров

С именем Торайгырова связан не только расцвет социально-фи­лософской поэзии, поэзии гражданского мужества, но и жанровое, художественное обогащение литературы. Создатель первых рома­нов — в стихах и прозе, первых философских и социальных поэм и очерков, он был продолжателем демократических традиций. За "солнечным светом". Султанмахмут Торайгыров родился 28 октября 1893 года в Баян-Аульском районе (ныне Павлодарская область) в семье скотовода. Отец, бедный кочевник, был человеком трудолюбивым, знал грамоту. Мать умерла, когда будущему поэту был всего год. Он полной чашей испил сиротскую долю. Безра­достное детство, полуголодное существование — вот что видел Султанмахмут. Грамоте мальчик научился у отца, затем (1902— 1907) учился у муллы. Султанмахмут был пытлив и любознателен. Страстная жажда познания гонит его в далекий Баян-Аул, где он учится в духовной школе — медресе (1908—1910). В конце 1912 года Султанмахмут приезжает в Троицк, где поступает в мусульманскую духовную школу, самостоятельно изу­чает основы наук, решает овладеть русским языком, с восторгом читает Пушкина, Лермонтова, Крылова.

Подставка для канцелярских принадлежностей "Башня", металлическая, 4 секции, серебристая.
Подставка для письменных принадлежностей, металлическая, сетка. Цвет: серебристый. Размер: 16х8х11 см.
314 руб
Раздел: Подставки, лотки для бумаг, футляры
Порошок стиральный Posh One "Ecobaby Delicate", для детской одежды и деликатных тканей, 1 кг.
Poshone является продуктом последнего поколения и использует минерал трона (сесвикарбонат натрия) в качестве основы для снижения жесткости
391 руб
Раздел: Стиральные порошки
Тетрадь общая с магнитной закладкой "ONE COLOR. Черный", А4, 120 листов, клетка.
Формат: А4.
527 руб
Раздел: Прочие
 Большая Советская Энциклопедия (АЙ)

Троицке с января 1911 по август 1915. Вышло 88 номеров. Основатель и редактор «А.» — публицист и писатель-демократ М. Сералин. В нём выступали писатели С. Торайгыров, С. Донентаев, С. Сейфуллин, Б. Майлин и др. Журнал защищал интересы казахской бедноты, призывал народ к просвещению, прогрессу. Сыграл большую роль в становлении казахской прозы, драматургии, литературной критики, а также литературного языка. Был закрыт по цензурным соображениям.   Лит.: История Казахской ССР, т.1, А.-А., 1957; Кенжебаев Б., Казак халкынын, XX гасыр басындагы демократ жазушылары, Алматы, 1958. Айлант Айла'нт (Ailanthus), род деревьев семейства симарубовых. Листья очередные, сложные, непарноперистые; цветки мелкие, в метельчатых соцветиях. Около 10 видов в Южной и Восточной Азии и в Австралии. В СССР в культуре 3 вида, из них А. altissima — А. высочайший, или китайский ясень, — быстро растущее дерево, разводимое в Европейской части СССР (преимущественно на Ю. Украины), на Кавказе, в Средней Азии. Хорошо растет даже на сухих и каменистых почвах

скачать реферат Казахстан в начале XX века

Наиболее выражавшими мнение различных идейно-политических течений национальной интеллигенции были журнал «Айкап» и газета «Казах». Журнал «Айкап», выходивший в 1911—1915 гг. (издатель и редактор — Мухамеджан Сералин (1871—1929 гг.), выражал аграрно-демок-ратические направления идейно-политической мысли в Казахстане. В нем сотрудничали Ж. Сейдалин, Б. Каратаев, С. М. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Майлин и др. На страницах журнала освещались проблемы аграрных отношений, просвещения и знаний, развития товарно-денежных отношений в казахском ауле, разоблачалась колонизаторская политика царизма. Главным вопросом в журнале «Айкап» был аграрный вопрос, т. е. земельные отношения, оседание кочевого хозяйства, вопросы агрокультуры, изменения форм хозяйствования и др. Газета «Казах», выходившая с 1913 по 1918 гг., выражала идеи либерально- демократического направления. В ней сотрудничали лидер казахской конституционно-демократической партии и общенационального движения казахского народа, ученый-экономист А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов и др. В главном, аграрном вопросе они выступали с требованием отмены государственной собственности на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета продажи земли.

скачать реферат Казахстан во второй половине 40-х – середине 80-х годов

Оно определило как реакционное и антинародное практически воспроизведения устной и письменной литературы дореволюционного казахского общества. («Ер-Саин, «Кобланды», «Кок бар», «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Кыз-Жибек», «Айман – Шолпан», «Едыге» и др.). Огульному отрицанию и охаиванию подверглись крупные поэтн, публицисты, мыслители. В их числе оказался, например, С. Торайгыров. Постановление в отрицательном тоне констатировало, что «творческая деятельность МНОГИХ представителей казахской литературы Х1Х-ХХ веков оценивается однобоко, только с положительной стороны». В конце 40-х - начале 50-х гг. политические преследования с вытекающими отсюда последствиями широко применялись в отношении научной и художественной интеллигенции В 1950г. в газете «Правда» в статье «За марксистско - ленинское освещение вопросов истории Казахстана» авторы «Истории Казахской ССР» обвинялись в том, что история казахского народа до Октябрьской социалистической революции рассматривается не как история классов и классовой борьбы в Казахстане, а преимущественно как история борьбы казахов за свою независимость.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.