![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Архитектура |
Украинское барокко | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Димитрий Ростовский и Стефан Яворский. Главный труд свт. Димитрия Ростовского "Жития Святых" составлен преимущественно по западным источникам, в основу его положены латинский сборник Л. Сурия, а также труды кардинала Барония и П. Скарги. Западнический характер носили и его проповеди. Ректор Киевской Духовной академии С. Яворский учился у иезуитов, принял римское послушание и лишь позднее вернулся в Православие. Его книга "Камень веры" - компиляция из многих латинских книг. Так называемое украинское барокко, часто связываемое с именем предателя Мазепы, несло в себе нерусскую западническую струю и оказало разрушительное влияние на русскую цивилизацию. Даже в западных землях оно было бесплодно, так как имело заимствованный нетворческий характер. Как отмечал Г. Флоровский, "сложилась школьная традиция, возникла школа, но не создалось духовного творческого движения. Сложилась подражательная и провинциальная схоластика, именно "школьное богословие". Это обозначало некую новую ступень религиозно-культурного сознания
Вместе с тем с названием "гривенник" в народе сохранялась и заимствованная из польского языка название "злотый", которая перешел на серебряную монету в пятнадцать копеек. Провозгласив своим Третьим универсалом 18 июля 1917 года образования Украинской Народной Республики, Центральна Рада ввела в Украине новую национальную валюту. Первоначально такой валютой был определен украинский карбованец, стоимость которого равнялась 17,424 частей искреннего золота (1 часть = 0,044 г золотая). Постановлением Центральной Рады от 19 декабря 1917 года было отпечатан первый дензнак Украинской Народной Республики – купюру достоинством в 100 карбованцев. Автором оформления дензнака был выдающийся украинский художник-график Георгий Иванович Нарбут. Оформляя свою купюру, Нарбут применил изысканные орнаменты в духе украинского барокко XVII-XVIII столетий, декоративные шрифты, изображение трезубая (родового знака князя Владимира Большого) и самострела (герба Киевского магистрата XVI-XVIII столетий). Надпись "100 карбованцев" подавался на купюре языками четырех наиболее крупных наций, которые живут на территории Украины, – украинском, русском, польском и еврейском (ивритом).
Никон получил от иерусалимского патриарха Паисия модель находившейся в этом городе церкви Воскресения, относившейся к XII в. Он использовал ее как отправную точку для основания Ново-иерусалимского монастыря в 1657 г. В строительство были вовлечены русские, украинские и белорусские мастера, но Никон и не успел его завершить. Работа началась в 1657 г. и приостановилась во время конфликта между Никоном и царем Алексеем. Возобновилась она во время правления царя Федора и завершилась в 1684 г. Собор был уничтожен в ходе немецкого вторжения в 1941 г. В 1680-х 1690-х гг. развился новый стиль в русской архитектуре московское барокко. Он сформировался под влиянием украинского барокко и близкого знакомства русских архитекторов с западными стилями проектирования. Развитие русской живописи в XVII в. характеризовалось ее нарастающим светским духом и уменьшающейся религиозностью. Начиная с 1650-х гг., влияние западного искусства становилось все более ярко выраженным.1621 Число профессиональных художников увеличилось. Царский двор стал центром художественной деятельности
Несмотря на это театральное искусство достигло высокого уровня. Творцами украинской драматической классики стали М.Л. Кропивницкий, М.П. Старицкий, И.К. Карпенко-Карый (Тобилевич). Они написали многочисленные драмы, трагедии, водевили, либретто оперетт и опер, в которых поднимались важные проблемы жизни украинского народа. В тесной связи с театральным искусством развивалась музыка. Украинские композиторы традиционно увлекались профессиональной обработкой фольклора и написанием песен на стихи отечественных и зарубежных поэтов. Архитектура Первая половина XIX века характеризуется в украинской архитектуре значительным возрастанием объема строительства, распространением и утверждением нового стиля – классицизма. На развитии украинской архитектуры в настоящее время сказались общие класические тенденции европейской и в особенности стилистическая направленность архитектуры, с которой она была тесно связана. Классицизм сказался на структуре зданий, более четкой организации их внутреннего простора, а также на новом понимании комфорта (высота помещений, освещение, вентиляция и т.п.). Пластические формы, которые создавала резкие контрасты света и тени, скульптурные украшения, характерные для украинского барокко, уступают местом спокойной глади стены, а живописные силуэты бань храмов приобретают сферические формы.
Икона «БогоматерьP Неувядаемый цвет» решена в яркой декоративной несколько лубочной манере с обилием цветов, в духе украинского барокко. Напротив, Богоматерь Казанская (авторP Тимофей Ростовец) написана напряженно-сдержанно и даже аскетично, с изысканным применением золота в ассисте одежд Богомладенца и на кайме мафория Богородицы. Прежде в иконах больше выявлялась каноническая основа, на это и были направлены индивидуальные способности иконописца, как скажем, от церковного чтеца или певчего требуется, чтобы красота его голоса служила не его собственной славе, а выявлению смысла слова, отчего и чтение и пение в Церкви носит характер бесстрастный. В XVII веке личное мастерство начинает цениться намного больше, чем раньше, поэтому каноническая основа рассматривается только как повод для выявления индивидуальных особенностей художника. Икона приближается к картине, как церковное пение со сменой знаменного пения на партесное становится концертным. Эмоционально душевная стихия искусства становится преобладающей, духовное уходит на второй план
Понятие канона в современной иконописи и христианском искусстве Давидова М. Г., Е. Шлычкова Главной профессиональной задачей современного иконописца при создании новых произведений церковного искусства является выбор прототипа будущей работы. Выбор художественного ориентира может ограничиваться вопросом стилизации (например, частичное подражание – подражание в некоторых деталях – греко-балканским памятникам XIV в. или образцам живописи польско-украинского барокко и т. д.). Возможно и точное следование оригиналу, когда современный художник стремится к созданию копии1 известной чудотворной иконы или иного произведения древнего или близкого нам по времени церковного искусства. Третий путь создания иконописного образа, когда художник, имея перед собой образец и работая в рамках канона, пишет новое произведение, не отступая от соборного опыта Церкви, доступен не всем современным иконописцам. Последний творческий метод особенно характерен для иконописцев прошлого. Первый (внешнее подражание или стилизация) – явление нового времени. Второй способ работы с прототипом или оригиналом широко используется в церковной живописи разных эпох.
В начале XII века западнее Великой церкви, над Святыми вратами монастыря, соорудили вторую в Лавре каменную церковь - Святой Троицы. При ней устроили иноческую больницу. На этом и завершилось формирование основных частей Лавры, до самой революции делившейся на четыре монастыря. Каждый из них представлял собой функционально замкнутый, но и гармонично вписанный в общий вид Лавры ансамбль зданий, включавший несколько храмов, колокольню и корпуса. Свой современный облик Лавра, не раз горевшая и разорявшаяся, обрела преимущественно в эпоху украинского барокко - с середины XVII до конца XVIII века. В противовес подтачивавшему Русь злу междоусобиц и двоеверия, в стенах Киево-Печерской Лавры является сонм верных продолжателей дела преподобных Антония и Феодосия. Обитель была не только приютом подвижничества, но и центром науки и культуры. К числу иноков печерских принадлежали преподобный Нестор Летописец, преподобный Алипий иконописец и безмездно исцелявший людей преподобный Агапит, чьи имена вписаны в отечественную историю золотыми буквами.
При сравнении Софии Киевской с Константинопольской многими исследователями отмечается единое общее начало - гармоническое равновесие горизонтальной (запад-восток) и вертикальной осей. Но композиционно и конструктивно это достигнуто совершенно разными средствами. К тому времени в Византии был уже утрачен секрет изготовления цемента и забыты способы строительства с применением бетонных конструкций. Храм в Киеве возводится из большеразмерного плотного кирпича (плинфы), для кладки которого характерны ритмически повторяющиеся заглубленные ряды, дающие горизонтальные полосы по всему периметру здания. Искусству обжига и кирпичной кладки русские мастера обучаются под руководством византийских зодчих. Центральный купол, опирающийся на барабан прорезанный 12 окнами, и 4 меньшие по размеру главы вокруг него освещают центральное пространство и главный алтарь, а самые маленькие боковые 8 глав – боковые пространства и огромные(площадью около 600 кв.м.) хоры. Софийский храм, был обнесен внутренней двухэтажной галереей – гульбищем. К сожалению. Киевская София была перестроена в XVII в., как многие русские храмы на Украине, в духе «украинского барокко», в результате чего исчезла характерная для нее пирамидальность, постепенное наращение масс от галерей к боковым куполам, а от них -к центральному, что определяло облик всего храма.
Просуществовала Троицкая церковь в дереве до 1811 г. Остались описания церкви и ее изображения на панорамах и планах города. По ним В. И. Кочедамов реконструировал ее как приземистый четвериковый одноапсидный храм с обширной трапезной и трехсторонней галереей, имеющий шатровый верх, замененный в XVIII в. криволинейным покрытием в стиле украинского барокко. Однако внимательное изучение документов и иное их прочтение вынуждает предложить другую реконструкцию этого незаурядного памятника деревянного зодчества. Прежде всего, из них явствует, что Троицкая церковь постройки 1654 г. была шатровой. Длина собственно церкви (корабля) составляла 3,5 сажени (7,5 м), длина трапезной – 3 сажени (6,5 м), высота срубов до шатра – 13 сажен (27,9 м), высота шатра до шеи – 7 сажен (15,1 м). Под церковью был высокий, не менее 1,5 сажен (3,15), подклет, а на охватывающую здание с трех сторон паперть-галерею вели с земли лестницы. Обращает на себя внимание высота церкви: без главки она составляет 20 сажен – около 43 м (этот расчет сделан еще А. Н. Копыловым). Это сразу позволяет Троицкая церковь в Томске включить Троицкую церковь 1654 г. в ряд наиболее значительных из числа известных в русской архитектуре шатровых церквей.
Венчают колокольню трехъярусный грушевидных форм верх и четыре высоких шпиля по сторонам. Пластическая выразительность объема, изящество архитектурной композиции и легкость живописного силуэта делают колокольню одним из приметных созданий украинского барокко XVIII века. Реставрация ее закончилась к 1962 году. Колокольня относится к лучшим памятникам отечественной архитектуры XVIII столетия. Архитектурный ансамбль Дальних пещер завершает небольшая Аннозачатьевская церковь, живописно возвышающаяся над кручей. Это прямоугольное, увенчанное шатровым верхом с позолоченным куполом, сооружение. Возведена в 1679 году, позже неоднократно перестраивалась. В начале XIX века интерьер ее расписал И. Квятковский. Тогда же был установлен и роскошный дубовый иконостас. Лабиринты Ближних и Дальних пещер являются сложной системой подземных коридоров высотой 2—2,5 м и шириной до 1,5 м высотой. Длина Ближних пещер — 313 м, Дальних — 293 м. Выкопали их монахи Киево-Печерского монастыря. Впервые пещеры упоминаются в летописи под 1051 годом. Сначала их использовали как кельи монахи монастыря, позже в них начали хоронить лаврских подвижников, пещерных старцев, известных деятелей церкви и культуры.
Стиль барокко представлен колокольней Киево-Печерской Лавры, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве(Мичурин). Гостиница «Украина» построена в стиле эклектика: готика (вертикаль) барокко (орнамент из цветного кафеля и белая орнаментная лепка, сочетание белого с голубы и золотым цветами), планировал ее постройку ар-р Растрелли. Украинское барокко зачастую казацкое - собор в г. Новомосковске (Яков Погребняк). 27. Натурализм (природа) стремился к объективным точным изобр-ям чел-кого хар-ра, уделял большое внимание окружающей среде. Сложился во Франции. Для натурализма хар-рны достижения естественных наук. Он базируется на ф-фии Конта. Натурализм вводит понятие «природный детерминизм». Позднее это понятие расширено французским писателем Э. Золя («Доктор Паскаль», «Человек-зверь») в работе «Экспериментальный роман», кот. обосновывает новые направления в лит-ре и хочет применить открытия естественных наук в лит-ре. В 60-е гг. складывается школа натуралистов: Мопассан, Доде, которая сущ-ет до конца 80-х гг., а к концу 90-х теряет теоретическую четкость.
Однако эта разновидность “общерусской” культуры, вслед за Д.Н. Овсянико-Куликовским, определяется как “общерусская культура на малорусской (украинской) основе”. Уточняется, что к этой культуре (на “украинской основе”) принадлежат не только “украинские” повести Гоголя, но и “петербургские” повести, “Ревизор”, “Мертвые души”, “Выбранные места из переписки с друзьями” и другие его произведения. Признаком принадлежности к ней является не украинское происхождение Гоголя и не украинская тематика его ранних произведений, а генетическая связь гоголевского творчества с украинской культурой XVII—XIX веков. Гоголь рассматривается одновременно как завершитель эстетики украинского Барокко и как вдохновитель и один из родоначальников идеологии, а в некотором отношении и эстетики украинского романтизма. В произведениях и письмах Гоголя можно обнаружить значительное количество примеров, “общерусского” политического сознания: “Русская земля”, за которую умирают запорожцы в “Тарасе Бульбе”, “Русь — птица-тройка” в “Мертвых душах”, “Россия” в “Выбранных местах” — это не реальная Великороссия, как считает большинство исследователей, и даже не Российская империя, а абстрактно созданный метафизический общерусский Универсум, “Мировая держава”, наделенная конкретными украинскими и великорусскими этно-культурными признаками.
В религиозной сфере это сделало Украину классической страной унийной традиции, в области культуры отобразилось в стиле украинского барокко, соединившего византийские и западные традиции, в сфера права привело к определенной компилятивности, а иногда к эклектике. Особенно заметно сказалось расщепление украинской культуры на две ветви (восточную и западную) на формировании традиции частного права. Как отмечают специалисты, различия между украинцами Над-днипрянской Украины и Галиции существуют не только в языке, психологии и церковных конфессиях, но и в уровне правосознания. В Западной Украине традиция частного права отображает ощутимое влияние Запада, в Восточной Украине больше заметна традиция восточноевропейская. (И. Васькович). Эти влияния порождают трудность формирования частного права в Украине на современном этапе. В частности, взаимодействие, а иногда противостояние Западной и Восточной правовых традиций находят отображение в непоследовательном отношении общества к делению права на частное и публичное, нежелании части юристов признавать существование частного права, как такового, продолжительной дискуссии относительно целесообразности существования «самостоятельного хозяйственного права», тяготении государства к патернализму в частноправовых отношениях, возражениях против включения семейного права в гражданское и т.п. Эти особенности украинской традиции частного права существенно повлияли на формирование концепции гражданского права в Украине.
Киевские поэтики и риторики знакомились с понятиями и принципами •западноевропейской литературно-теоретической мысли XVI- XVII вв. с образцами литературного творчества, ~ тем самым способствуя перестройке украинской, русской и других славянских литератур на новый, европейский лад. Под их влиянием в литературе постепенно складываются новые художественные направления — барокко и классицизм. Аналогичные процессы происходили в это время и в искусстве России. Вся картина русской художественной жизни XVII в. исключительно сложна и противоречива: традиционные русские формы соединялись с деталями позднеготическими, ренессансными, барочными, как правило, в варианте искусства стран Северной Европы. При общей склонности этого периода к декоративно-насыщенному, динамичному целое кажется часто барочным по общему впечатлению (что проявилось, например, в названии «нарышкинское барокко»). Поэтому иногда говорят о русском Возрождении в одеянии барокко. В ходе петровских преобразований рождалось новое искусство, но оно оказалось не ренес-сапсным, а принадлежащим европейской культуре Нового времени.
Категория красоты, толкуемая в основном как украшение, была основной категорией эстетики, особенно придворной. Большая роль в развитии и пропаганде новых эстетических идей принадлежит Симеону Полоцкому, человеку по тому времени широко образованному, которого справедливо называют одним из первых русских просветителей. Мыслитель, педагог, издатель, поэт, драматург, активный создатель церемониальной, придворной эстетики, Полоцкий явился создателем для своего времени новых эстетических ценностей. Его справедливо считают виртуозным мастером поэтической детали, ярким художником литературного барокко. Широко используя эстетические традиции белорусского, украинского, польского, а также общеевропейского схоластического просвещения и так называемого школьного барокко. Полоцкий и другие представители русской художественной культуры (Сильвестр Медведев и Карион Истомин) способствовали формированию новых идейно-эстетических нормативов, нашедших впоследствии дальнейшее развитие в эстетике русского классицизма XVIII века. Два сборника стихов Полоцкого «Ветроград многоцветный» и «Рифмологион», отразившие сущность и направление русской поэзии того времени, явившиеся своеобразными толковыми словарями, откликнувшимися на самые различные стороны жизни, а также авторские предисловия к ним раскрывают эстетические взгляды Полоцкого.
Впервые упоминается в 1624г. В 1783 г. был закрыт. С 1844 открыт под названием” Святогорская Успенская пустошь”. К монастырскому комплексу относятся: Николаевская церковь, Успенский собор, кельи, подземный ход, паломнический павильон, пещеры, башни, трапезная, звонница и т.д С 1922 монастырь используется как дом отдыха и санаторий. Хомутовская степь. Филиал Украинского государственного степного заповедника. Житомир Город, областной и районный центр. Расположен на берегах реки Тетерев и её притока Каменки. Церкви, памятники культуры и архитектуры. Городище. Памятник археологии 2-й половины 1-го тысячелетия. Преображенский кафедральный собор. Был построен заново в 1847 г. в византийском стиле. Высота собора 53м. Церковь пресвятой богородицы. Один из старейших храмов Житомира. Кафедральный собор Св. Софии. Построен в стиле позднего ренессанса и барокко. В 1801 перестроен в стиле классицизма. Памятники: А. Пушкину, С.Королёву. Бердичев Город, расположенный на реке Гнилопять. Начиная с со 2-й половины 18 ст., Бердичев стал одним из самых больших торговых центров Украины. Костёл Св. Варвары. Здесь венчался Оноре де Бальзак с Эвелиной Ганской. Марьинский костёл. Построен в стиле барокко.
Среди них можно выделить имена Николая Дилецкого, Василия Титова, Николая Калашникова, Николая Бавыкина, Степана Беляева. И все же большая часть концертов в партесных рукописях анонимна. Очевидно, слишком крепка еще была средневековая традиция скрывать авторскую принадлежность. В текстах партесных концертов преобладают сюжеты духовного содержания, но встречаются и концерты на светские тексты, а также посвященные царственным или духовным особам. Выделяются виватные концерты, прославляющие победы Петра, а в 40-е гг. XVIII в. появляются концерты даже пародийного характера10. Так, Дилецкий советует композиторам в концертах использовать известные канты и светские мелодии "мирских песен". Он пишет: "И сие есть не последнее художество ко слаганию, егда песнь мирскую, или ини превращаю на гимны церковныя". Он рекомендует использовать русские, украинские, польские напевы. В качестве примера Дилецкий приводит известный кант "Радуйся, радость твою воспеваю", который перекладывает на богослужебный текст. Мелодии песен и кантов часто звучали в партесных концертах В. Титова, Н. Бавыкина. Большую роль в развитии искусства эпохи барокко сыграло учение об аффектах, проникшее в Россию в конце XVII в.11 Возбуждение аффектов было основной целью, которую видели западноевропейские теоретики искусства эпохи барокко, способом передавать движение человеческих страстей с помощью движения голоса, динамики мелодии, гармонии, лада и ритма.
Для восточно-европейских народов непосредственным источником знакомства с жанром хорового концерта"> стало творчество польских композиторов М. Мельчевского, Я.Ружицкого, Г.Горчицкого. Имена этих мастеров мы встречаем в грамматике Николая Дилецкого - русского композитора и музыкального теоретика. Но заимствованные из католической Польши барочные формы получили самостоятельное развитие на русско-украинской почве в хорах, создаваемых при православных братствах и братских школах, организованных во многих городах юго-западной России. Сформировавшееся здесь с начала XVII века и признанное всем православным населением западных областей России партесное пение, уже полностью сложившееся, в середине XVII века появляется в Москве. Историческая роль барокко в России была иной, чем в странах западной Европы. Если там оно вырастало из Ренессанса, одновременно противопоставляя ему свои позиции, свою эстетику и развивая некоторые его идеи, - то в России не было Ренессанса, и русское искусство не прошло через эту стадию. Пришедшее в Россию при посредстве польско-украинско-белорусского влияния барокко приняло на себя функции Ренессанса, сильно изменившись и приобретя русские формы и русское содержание.
![]() | 978 63 62 |