![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Трагическое время коллективизации | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Необходимо при этом учитывать, что Мандельштам очень высоко ценил поэзию совсем еще молодого, 24–25-летнего Павла Васильева, даже в какой-то мере «завидовал» ему, говоря в 1935 году: «Вот Есенин, Васильев имели бы на моем месте социальное влияние. Что я? — Катенин, Кюхля»[442] (то есть находившиеся как бы на обочине главного пути поэты пушкинской эпохи). Но дело не только во «влиятельности»; тогда же Мандельштам утверждает: «В России пишут четверо: я, Пастернак, Ахматова и П. Васильев» (там же, с. 83–84). В данном случае речь идет уже не о конкретном «смысле» поэзии Васильева, а об ее собственно художественной ценности. Можно, конечно, оспаривать эту мандельштамовскую оценку, считать ее преувеличенной. Но если он даже и преувеличивал, то, надо думать, потому, что видел в васильевской поэзии воплощение истинного восприятия трагической эпохи коллективизации. Многозначительно, что в двух стихотворениях Мандельштама, созданных в одно время с антисталинским памфлетом, в ноябре 1933 года, — «Квартира тиха как бумага…»и «У нашей святой молодежи…» — присутствует тема коллективизации («…грозное баюшки-баю колхозному баю пою
Его семья находится в Москве, и Платонов почти ежедневно пишет жене длинные письма. Постепенно, под влиянием трагических событий коллективизации, Платонов расстается с иллюзией, что техника может решить все социальные проблемы. В повести “Епифанские шлюзы”, которая и дала название сборнику, он впервые показывает, что бездуховный труд может привести к трагедии. Но наиболее резко этот внутренний конфликт проявился в его рассказах конца двадцатых годов и в последнем крупном произведении - романе - хронике “Впрок”, который вышел в свет еще при жизни автора. Он был опубликован в 1931 году и сразу же вызвал резко отрицательные оценки критиков. Писателя обвиняли в искажении действительности и в самом страшном в то время грехе - проповеди гуманизма. Поэтому другой роман Платонова “Чевенгур”, написанный в 1927-1928 годах, где писатель также критически рассматривал существующую концепцию строительства социализма и ее пагубное воздействие на культуру, вообще запретили публиковать. Своеобразным зачинщиком развернутой против Платонова кампании был А. Фадеев, который незадолго до этого стал одним из руководителей Союза писателей.
Вместо яблока он положил на голову брусочек дерева в форме кубика. И на эту подставку надел фуражку. Все теперь зависело от стрелка. Кузнецов стоя поднял винтовку, взял цель на мушку, и лицо его окаменело. «Сын» же (он сидел на изгороди) побелел как полотно Раздался выстрел. «Сын Телля» камнем свалился на землю. Как оказалось, пуля ударилась в сучок кубика и рикошетом вскользь царапнула кожу на затылке «сына». Но ранка была пустяковой. Когда прошло оцепенение, добыли йода, ватку, выстригли волосы вокруг ранки, и профилактика была закончена. Потом Кузнецов долго не мог простить себе этой бесшабашной выходки. Шутка могла кончиться печально. Но в жизни Николая был случай, который действительно едва не кончился трагически. Активная деятельность комсомольца-агитатора во время коллективизации Коми-Пермяцкого округа вызывала глухую ярость со стороны врагов. Как-то в хорошо разыгранном «споре» один из парней начал утверждать: «Все мы антирелигиозники, безбожники при свете дня. А как только стемнеет выйти на улицу боимся»
Его семья находится в Москве, и Платонов почти ежедневно пишет жене длинные письма. Постепенно, под влиянием трагических событий коллективизации, Платонов расстается с иллюзией, что техника может решить все социальные проблемы. В повести “Епифанские шлюзы”, которая и дала название сборнику, он впервые показывает, что бездуховный труд может привести к трагедии. Но наиболее резко этот внутренний конфликт проявился в его рассказах конца двадцатых годов и в последнем крупном произведении - романе - хронике “Впрок”, который вышел в свет еще при жизни автора. Он был опубликован в 1931 году и сразу же вызвал резко отрицательные оценки критиков. Писателя обвиняли в искажении действительности и в самом страшном в то время грехе - проповеди гуманизма. Поэтому другой роман Платонова “Чевенгур”, написанный в 1927-1928 годах, где писатель также критически рассматривал существующую концепцию строительства социализма и ее пагубное воздействие на культуру, вообще запретили публиковать. Своеобразным зачинщиком развернутой против Платонова кампании был А. Фадеев, который незадолго до этого стал одним из руководителей Союза писателей.
Алексеева, притянул его к себе, крепко обнял в поцеловал 3 раза по старому русскому обычаю. Государь уже больше не оборачивался. Ему было тяжело от всего виденного. Горький плач и стоны еще не утихали, и момент прощания со своим начальником штаба еще больше расстроил осиротевших офицеров. Ведь в эти дни отреклись от Престола 3 Императора: Государь, Наследник Цесаревич и вел. кн. Михаил Александрович. -"" Все изложенное обрисовывает происшедшие события в совершенно ином свете, чем это делается многими мемуаристами, и те невероятные легенды и своеобразные толкования, которые были даны разными авторами, описывавшими эти судьбоносные дни под своим углом зрения, отпадают сами собой. К сожалению, авторы этих легенд не считались ни с истиной, ни с документальными данными и часто заведомо искажали как исторический ход {97} событий, так даже и отдельные телеграммы, которыми в это трагическое время обменивались верховные руководители армии. Авторы обвинений в своих воспоминаниях и скороспелых выводах базировались исключительно на личном взгляде, личном мнении, личном определении без указания документальных данных и действительно имевших место фактов
В 1926 году Платонов приезжает в Москву и привозит с собой рукопись первого сборника рассказов «Епифанские шлюзы», который вскоре был напечатан и удостоился благожелательной оценки М. Горького. Сам писатель в это время работает в Тамбове в должности помощника заведующего отделом мелиорации. Его семья находится в Москве, и Платонов почти ежедневно пишет жене длинные письма. Постепенно, под влиянием трагических событий коллективизации, Платонов расстается с иллюзией, что техника может решить все социальные проблемы. В повести «Епифанские шлюзы», которая и дала название сборнику, он впервые показывает, что бездуховный труд может привести к трагедии. Но наиболее резко этот внутренний конфликт проявился в его рассказах конца двадцатых годов и в последнем крупном произведении - романе - хронике «Впрок», который вышел в свет еще при жизни автора. Он был опубликован в 1931 году и сразу же вызвал резко отрицательные оценки критиков. Писателя обвиняли в искажении действительности и в самом страшном в то время грехе - проповеди гуманизма.
Коллективизация в русской литературе ( по роману Б.Можаева «Мужики и бабы») Литература стремится разобраться в происходящем, а особенно в духовном мире людей, живущих в трагическое время. Именно поэтому многие писатели обращались к теме коллективизации. «Мужики и бабы» по своей жанровой природе — публицистический роман, и автор не собирается спорить с М. Шолоховым по поводу изображения эпохи, а выражает, с учетом опыта последующих поколений, четко, осмысленно и эмоционально гражданскую позицию. Борис Можаев свой роман «Мужики и бабы» назвал хроникой. И это действительно хроника «великого перелома», ставшего трагедией русского крестьянства. «Нельзя гнуть историю, как палку, через колено», — настойчиво повторяет автор в «Мужиках и бабах». Лад и согласие в деревенском мире Можаева, не тронутом еще генеральной линией правящей партии, — такой видится писателю нэповская деревня, доживающая свои последние дни, своеобразный деревенский рай, идиллия мирной, по-человечески нормальной жизни. Коллективизация — процесс сложный, быть может, неоднозначный. Но Можаева интересует не весь комплекс проблем, связанный с коллективизацией, а в первую очередь «перегибы», допущенные при ее осуществлении.
Больше того, эта личная свобода будет служить объединению человечества, ибо свобода – это общественное чувство и она не может быть применима в эгоистических целях» (А. Платонов. «Карагёз»). При чтении произведений А. Платонова нельзя не заметить, что он охватывает весь воссоздаваемый им противоречивый мир прежде всего своим пониманием, и в этом всепроникающем понимании заключается универсальная и мудрая человечность художника. В силу этого обстоятельства создается впечатление, что исторический процесс в его искусстве носит фатальный характер, однако это ошибочное, иллюзорное представление. На примере многих его произведений видно, сколь велика роль человека в текущих делах действительности. С особенной силой эта роль проявляется в тяжелое и трагическое время, каким является период Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов. Как писал Л.Н. Толстой в своем произведении «Война и мир» о другой Отечественной Войне нашего народа: «12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
В эти годы все более отчетливее стали обозначаться глобальные процессы, надолго определившие развитие мира, такие как: научно-техническая революция, крушение старого колониализма, ядерное противостояние двух самых крупных держав - СССР и США. Для советского общества это время величайшего напряжения духовных и физических сил народа, время героическое и трагическое, время надежд и разочарований. 1. Международное положение и внешняя политика Советского государства. Советский Союз вышел из войны победителем, он представлял собой самую могущественную в военном отношении державу. Авторитет государства, внесшего самый крупный вклад в разгром германского фашизма, неизмеримо возрос. Война показала жизнестойкость нового общественного строя, способность советского руководства мобилизовать усилия всего многонационального народа на решение исторических задач. Освобождение многих европейских государств от германской оккупации, спасение миллионов людей создавало образ народа - освободителя, запечатленного монументом в Берлине.
Он был человеком многогранным, можно немало сказать о его даре ученого, захватывающего лектора, библиофила, консультанта, рецензента, затевателя различных встреч с интересными людьми, собирателя и издателя сочинений Д.Н. Мамина-Сибиряка и Ф. Решетникова, наконец, просто редкостного знатока книги, уральской старины, краеведа и т.п.; все таланты Ивана Алексеевича вряд ли можно перечислить - всегда обнаруживается что-то неучтенное, неожиданное, но всегда кстати им совершенное. Быть многогранным и одновременно не распыляться, не истончаться, не растрачивать сил в количественном навале дел - способность еще более редкая, но Дергачев обладал ею вполне. И мне кажется главным образом - благодаря осознанию своей жизненной роли, своей - обратимся еще раз к "громкому" слову - особой миссии на земле. Да, я не оговорился, произнеся довольно выспренное и тоже порядком девальвировавшееся слово "миссия", звучащее еще более странновато в наше нарочито принижаемое, якобы негероическое, обыденное, "трагическое" время. Дело в том, что И.А. Дергачев провел всю свою жизнь в провинции.
Колхозные фермы, в которые сгонялся скот, часто представляли собой участки степи, огороженные арканами, скот стал погибать. В сельском хозяйстве резко упала урожайность в результате отчуждения крестьянина от земли. Настоящая катастрофа разразилась в животноводстве. Накануне коллективизации в Казахстане было 40,5 млн. голов скота, а на I января 1933 года осталось всего около 4,5 млн. голов, В конечном итоге все это вылилось в трагедию голода 1930-1932 годов, от него погибло около 2,1 млн. человек из 6,2 млн. жителей республики. Спасаясь от голода и репрессий свыше 1 млн. человек мигрировало за пределы Казахстана, из них 616 тысяч безвозвратно. По подсчетам демографов, эхо этой трагедии будет волнообразно повторяться в течении 150-170 лет. Недовольство населения Казахстана жесткой политикой коллективизации вылилось в вооруженное сопротивление. Во время коллективизации в республике произошло 372 массовых выступления и восстания, по неполным данным, в восстаниях участвовало около 80 тысяч человек. Крупные выступления шаруа и крестьян имели мест о практически н а всей территории республики. Упорством, организованностью здесь выделилось восстание в Сузакском районе Сырдарьинского округа, где восставшие заняли районный центр Сузак.
В период с 13 марта по 26 марта проходили обсуждения и принятие договора. 26 марта царь издал указ об отъезде украинских послов и 27 марта им торжественно вручили текст договора, который содержал 11 статей. Украинские послы отбыли из Москвы. Вначале договорные условия, которые касались совместных военных действий выполнялись. Но не смотря на это, со стороны Москвы делались небольшие шаги в строну полной инкорпорации Украины. Московский царь начал именовать себя именовать “Великие и Малые Россiи самодержавец”, делается новая печать на которой еще раз делается попытка хотя бы пока и на словах присоединить Украину к России в качестве владений российских. Но все таки царь не осмеливался делать какие то открытые шаги в сторону покорения Украины, очень велик был авторитет Богдана Хмельницкого, который твердо и последовательно противостоял натиску царизма и отстаивал права Украины. После смерти Богдана Хмельницкого, для Украины наступило трагическое время. Ее дальнейшая история - это постепенный ее захват московским самодержавием, а дальше Российской империей, которая в 1764 году отменила Украинское Гетманское государство.
Главная и наиболее известная цель - перегруппировать, объединить, слить во едино лозунги, выдвинутые Марксом ("преобразовать мир") и Рембо ("изменить жизнь"). Дело было не в творчестве, не в более или менее мелодичной поэзии - они намеревались предложить людям новый метод мышления, новый способ укрепить связь человека со Вселенной. Проект грандиозный и без сомнения "тоталитарный" - ничто не должно было остаться незатронутым. Сюрреализм - не поэтическая форма. Это крик духа, который обращается к себе самому, в отчаянии решился он разорвать свои путы и при необходимости воспользуется материальными молотками.2.История и предистория сюрреализма.В промежутке между 1910 и 1920 гг.- в исторически насыщенное, переломное и трагическое время - в искусстве происходят события, предсказавшие пути развития сюрреализма. Дадаизм, как движение возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом катастрофы - мировой войны, европейских революций, предопределил появление в дальнейшем сюрреализма. Дадаизм - дерзкое, эпатирующее "антитворчество", богемный анархизм. Он отвергал всякую позитивную эстетическую программу и предлагал антиэстетику". К нему пришли художники разных направлений.
В сентябре 1916 Белый возвращается на родину.Россия ожидает его.С Россией Белый переживает ее самое трагическое время: Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня ! Россия, Россия, Россия, - Безумствуй,сжигая меня !. Россия, Россия, Россия, Мессия грядущего дня ! "Родине" Это написанное в августе 1917 года самое знаменитое из стихотворений Белого точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма. В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму "Первое свидание" - реквием по сгоревшему в буревой стихи миру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре. "Первое свидание" - вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше начинается "путь нисхождения". В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуманной Белым эпопеи "Москва". "Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства,в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества. Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому",признавался Белый, и действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его человеческой и писательской натуры.
Коллективизация (по произведениям Быкова, Тендрякова, Шолохова) Это время было очень тяжелым для крестьян и оставило большой след в истории нашей страны. Если рассматривать коллективизацию на поверхности, то складывается впечатление, что это было сложное, но полезное время. Коллективизация сформировала новую социальную структуру общество, вызвало чувство коллектива и объединило его. Но, с другой стороны, из-за коллективизации погибло очень много жертв, сколько им пришлось натерпеться. С помощью рассказов писателей того времени, я смогла увидеть весь ужас, царивший в то время. Тяжело представить, как люди вообще могли жить в то время. В рассказе Быкова «Облава», очень жалко было всю семью. Началось раскулачивание, и хотя они не были уже богатыми, их признали «кулаками», благодаря соседу. Жена умирает, маленькая девочка, натерпевшаяся за свою короткую жизнь столько злого, тоже умирает. И Федор, которому пришлось пережить столько всего, кажется, ну за что, что он сделал такого плохого, что теперь, вернувшись в деревню, предстоит узнать, что своему собственному сыну он стал врагом.
Под жернова сталинских репрессий попадают её сын и муж, Лев и Николай Гумилевы. Это жестокое, трагическое время, звучит в её автобиографическом цикле стихов «Реквием». Сколько боли, сколько скорби и безисходной печали в содрагающих душу строках: Уводим тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплала. На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе Не забыть! Буду, как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть. За свою достаточно долгую жизнь поэтесса испытала огорчения, страдания, душевные муки одиночества и отчаяния, но она никогда не теряла надежду: И упало каменное слово На мою еще живую грудь Ничего, ведь я готова, Справлюсь с этим как-нибудь. В стихах каждого подлинного поэта есть нечто одному присущее. Её любовная лирика глубоко интимная, обрезная, многогранная и легко узнаваема. Тема несчастной любви занимает в ней особое место. Романтическая героиня стихотворений раннего периода отвергнута, но переживает это гордо, с чувством собственного достоинства, не унижая себя. В пушистой муфте руки холодили.
Зорин погружается в медлительное существование полузаброшенного села, сходится с односельчанами. Белов ищет возможность гармонической цельности и находит ее в уютном мире "малой родины", где "тихо спят теплые ельники", где от леса веет покоем, тишиной, где так хорошо жить. Однако подобное состояние — редкость и почти не-доступно современному человеку. Оно удерживается в немногих вещах Белова — таких, как рассказ "Бобришный утор", и лишь эпизодически возникает в произведениях 1970—80-х гг. Обращаясь к городским сюжетам, Белов обыкновенно застает героя в состояниях дисгармоничных - недостаток сердечности, любви, простоты в людях ("Воспитание по доктору Споку", 1974, "Чок-Получок". Мотив "надломленности" самих оснований крестьянской жизни намечен был еще в "Плотницких рассказах". Трагическая эпоха коллективизации оказывается в центре внимания Белова с начала 1970-х гг. Писатель выходит к новому для него жанру — роману-хронике, создавая "Кануны" (1972—1984) и продолжение их — "Год великого перелома" (1989—1991). Книга "Год великого перелома" не воспринимается как завершение хроники.
Кто доверяет другому и предает себя ему в полное послушание, тот не имеет нужды заботиться об исполнении заповедей Божиих, но только — вверять собственную волю своему отцу. Так он будет непорочен перед Богом, ибо Бог ничего так не требует от новоначального, как совлечения себя через послушание’". Фигура старца, игравшая столь значительную роль при возникновении египетского монашества, до наших дней сохранила все свое значение в Православии. "Есть нечто более значительное, чем все существующие книги и идеи, — писал русский мирянин XIX в. славянофил Иван Киреевский: — это православный старец, перед которым вы можете открывать свои помыслы и от которого можете услышать не более-менее полезное частное мнение, но суждение святых отцов. Слава Богу, такие старцы еще есть в России". А русский священник-эмигрант нашего столетия Александр Ельчанинов († 1934) пишет: "Область их деятельности неограниченна. Несомненно, они святые, и народ признает их таковыми. Думаю, что в наше трагическое время именно благодаря им сохранится и окрепнет вера в нашей стране". Духовный отец как "харизматическая" личность Что дает право действовать кому-либо в качестве старца? Как и кем он поставляется? Ответ на это прост.
![]() | 978 63 62 |