![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Архитектура |
Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Публикация материалов о выдающихся памятниках военного зодчества Белоруссии XIII–XVIII вв. не только даст читателю некоторую историческую информацию. Она Поможет также делу эстетического и патриотического воспитания, формированию уважения к славным боевым и трудовым традициям нашего народа. БАШНИ ТИПА "ДОНЖОН" В БЕЛОРУССИИ Истоки белорусского военного зодчества, как и архитектуры вообще, теряются в глубине столетий. Его корни уходят в период разложения первобытно-общинного строя, когда на землях сегодняшней Белоруссии появились первые искусственные оборонительные сооружения. От простых деревянных оград до мощных стен и башен городов — таков путь развития их системы. Первые каменные башни в Белоруссии появились во второй половине XIII в. Причины их возведения следует искать в развитии военно-инженерного искусства восточных славян, в замене тактики пассивной осады активным штурмом с помощью новой военной техники — камнеметных машин-пороков, а также в определенном влиянии традиций средневекового западноевропейского фортификационного искусства
В просторных залах второго этажа этого здания разместились реликвии Оружейной палаты. В экспозиции представлены предметы вооружения, воинские доспехи и атрибуты XIII-XVIII веков: луки, колчаны, стрелы, панцири, кольчуги, сабли, мечи, булавы, копья, боевые топоры. В двух залах собраны замечательные про-изведения русских мастеров золотого и серебряного дела XII-XIX веков. Единственная в мире по своей полноте и уникальности экспонатов коллекция тканей и одежд XIV-XIX веков содержит лучшие образцы художественного ткачества, шитья золотом, серебром и жемчугом византийского, иранского, турецкого, итальянского, испанского, французского и русского производства. Среди даров русским царям от иностранных государств Запада и Востока, экспонируемых в музее, - работы польских, немецких, английских, голландских, французских ювелиров XV-XIX столетий, восточной работы изделия из хрусталя, яшмы, слоновой кости. Выст влено придворное облачение различных эпох, светская одежда XVI- XVII веков, парадные воинские доспехи, русские дореволюционные ордена и ордена иностранных государств, гобелены, шпалеры.
Официальные и частные компиляции. Создававшиеся в XIII--XVIII веках в разных странах официальные и частные компиляции преследовали цель фиксации обычаев и в некоторых отношениях тормозили, хотя и слабо, распространение римского права. В одних случаях редакторы обычаев только фиксировали их содержание; тогда их работа тотчас же выявляла имеющиеся пробелы, архаизмы и недостатки обычаев. Обычаи не могут претендовать на то, чтобы составить полную систему права, необходимую для регулирования новых отношений; они неизбежно носят характер "частного закона", поправки к системе, принципы которой надо искать вовне. Это относится, в частности, к сборникам французских обычаев второй половины XV и первой половины XVI века, составленным по приказу Карла VII. В других случаях редакторы обычаев пытались представить их как достаточно полную систему, пригодную для всех обстоятельств: они могли добиться этого, лишь проведя новую творческую работу, которая фактически нередко являлась привнесением принципов римского права. Так было, например, с испанскими Siete Partidas
Ростокинский акведук был самым большим каменным мостом в России XVIII века — длиной 356 м, высотой над уровнем Яузы 19 м и с 21 аркой шириной пролета 8,5 м каждая. В течение многих лет акведук подвергался разрушительному воздействию окружающей среды, поэтому Мосводоканал в этом году провел работы по его консервации. В будущем году планируется провести работы по выносу теплотрассы, в ходе последующей реставрации будет восстановлен по историческим эскизам первозданный вид акведука. В настоящее время завершается расчистка русла, укрепление берегов Яузы и благоустройство парковой зоны в пойме реки. В парковой зоне вблизи акведука разместится информационно-экологический центр «Музей воды». Он будет представлять собой дом-мост, соединяющий берега Яузы. Мытищинский водопровод — первый городской водопровод в системе водоснабжения Москвы. Его строительство началось в 1781 г., а действовать он начал в 1804 г. Источником воды служили подрусловые воды в верховьях Яузы, недалеко от села Большие Мытищи. В 1830 у села Алексеевского, как раз в районе современных Мытищинских улиц, была построена водокачка (Алексеевская насосная станция имени В. В. Ольденбурга), подававшая воду в бак, установленный во втором ярусе Сухаревой башни.
Тут можно найти муку, крупу, всякие съестные припасы, масло, деготь, смолу, материи, табакерки, ленты, веревки, лошадиную сбрую, старый и новый домашний скарб, свечи, фаянсовую посуду, простые горшки и прочее». Оставался таким Андреевский и в 20-е годы прошлого века: там и одежду можно было приобрести в магазинах, и посуду, а уж о продуктах и говорить нечего. Там, по свидетельству все того же Вадима Шефнера, во дворе даже живых гусей продавали. Теперь, что касается архитектора рынка. Он неизвестен. Каменные рынки в конце XVIII века строились и в других местах города. Кроме Андреевского, сохранились по сию пору Никольский рынок и Круглый на Мойке. Время их появления в Петербурге приблизительно совпадаете годом рождения Андреевского. Но справочники указывают лишь архитектора Круглого рынка. Он был построен Джакомо Кваренги. У Никольского и Андреевского архитекторов не значится. Вполне возможно, что и к их сооружению приложил каким-то образом руку великий Джакомо. Здание Андреевского рынка, несмотря на многочисленные реконструкции, в основном сохранило свой первоначальный облик, здесь уцелели даже сводчатые перекрытия, полностью утраченные в Никольском рынке
Далее следуют простиль с портиком на фасаде, амфипростиль с двумя портиками на противоположных сторонах и, наконец, периптер. Разумеется, это лишь схема исторического развития: в Греции нередко одновременно сооружались храмы разных типов. Но так или иначе древнейшим образцом послужила жилая постройка- мегарон, а в VII в. до н.э. появились храмы-периптеры (храм Аполлона Термиоса, иначе Фермосе, храм Геры в Олимпии и др.). В храмах этого времени еще применялись кирпич-сырец и деревянные колонны, которые со временем заменялись каменными. Вместе с созданием каменных конструкций древние зодчие «из области шатких и неустойчивых глазомерных расчетов доработались до установления прочных законов «симметрии» или соразмерности составных частей здания». Так писал об этом римский архитектор I в. до н.э. Витрувий, автор единственного полностью сохранившегося античного трактата о зодчестве, по которому мы можем достоверно судить о взглядах той эпохи на архитектуру. Разумеется, с учетом того, что ордера сложились за шестьсот лет до появления на свет этого трактата. Все эти «прочные законы» закрепились в каменном зодчестве Древней Греции на века, а если считать те эпохи, когда в архитектуре снова возрождался ордер, — то и на тысячелетия.
С 1900 года работала "Булочная придворного пекаря Д. И. Филиппова". Открылся ресторан Ивана Чистова и трактир-чайная Василия Серякова. Была и редакция двухнедельного журнала "Ресторатор". Подворье, принимавшее и обслуживавшее приезжих из Тулы и Моршанска, в XIX веке превращается в меблированные комнаты "Свет", а потом - в гостиницу, просуществовавшую до 1930-х годов. 16. Первое документальное упоминание об этом угловом владении встречается в архиве Управы благочиния, когда в 1753 году оно принадлежало купцу Федору Иевлеву. Через десять лет тут работает цирюльня грузина Макара Сидорова. Упоминается находящаяся здесь "фартина" с каменным ледником. В конце XVIII века хозяином владения является грузин Бочардин, а в начале следующего века открывается казенный питейный дом "Кривое колено". C 1860 по 1917 год хозяином владения были купцы Соколовы. В 1870-х годах здесь располагались скульптурная мастерская А. С. Козлова, принимавшая заказы на отделку и украшение домов, и магазин по продаже фотоаппаратуры. Дом Соколовых многие годы славился магазином молочных продуктов А. В. Чичкина. В годы нэпа здесь расположилось кустарно-производственное кооперативное объединение "Сито", предлагавшее сита для мельниц, веелок, крупорушек и для других целей. Дом не сохранился 18.
От сооружения капитального моста над Москвой - рекой долгое время удерживала опасность вторжения вражеских войск с юга, где река была естественным оборонительным рубежом. Лишь в XVII в., когда эта опасность миновала, а население Замосворечья значительно выросло, взамен бродов, временных плавучих или свайных деревянных мостов понадобился долговечный надежный мост. Большой каменный мост - один из самых удивительных и значительных сооружений в России того времени, современники называли его восьмым чудом света. Кроме Большого Каменного, в Москве строили над другими реками и оврагами и другие каменные мосты. В конце XVIII века Китай-город соединялся с Кремлем двумя каменными мостами - Спасским и Никольским. На Неглинной в XVIII веке был еще один каменный мост. До нашего времени сохранился Дворцовый мост (Лефортовский), который позже Кузнецкого, в 1777 г., был построен тем же архитектором Семеном Яковлевым через реку Яузу в Лефортове от строившегося тогда Екатерининского дворца в Немецкую слободу. Белый город имел пять каменных мостов: Варварский, Ильинский, Никольский, Воскресенский и Троицкий. А также каменный Кузнецкий мост. С екатерининских времен до настоящего времени сохранился Ростокинский акведук - наиболее значительное по размерам, монументальности, архитектурному лаконизму сооружение из камня конца 18 века.
В просторных залах второго этажа этого здания разместились реликвии Оружейной палаты. В экспозиции представлены предметы вооружения, воинские доспехи и атрибуты XIII–XVIII веков: луки, колчаны, стрелы, панцири, кольчуги, сабли, мечи, булавы, копья, боевые топоры. В двух залах собраны замечательные произведения русских мастеров золотого и серебряного дела XII–XIX веков. Единственная в мире по своей полноте и уникальности экспонатов коллекция тканей и одежд XIV–XIX веков содержит лучшие образцы художественного ткачества, шитья золотом, серебром и жемчугом византийского, иранского, турецкого, итальянского, испанского, французского и русского производства. Среди даров русским царям от иностранных государств Запада и Востока, экспонируемых в музее, – работы польских, немецких, английских, голландских, французских ювелиров XV–XIX столетий, восточной работы изделия из хрусталя, яшмы, слоновой кости. Выст влено придворное облачение различных эпох, светская одежда XVI–XVII веков, парадные воинские доспехи, русские дореволюционные ордена и ордена иностранных государств, гобелены, шпалеры.
С культурно-историческим славянским типом ученый связывал идею самобытности России. В течение длительного времени в изучении истории культ преобладали отраслевые исследования. В результате глубокого изучения отдельных отраслей культуры отечественная наука имеет серьезные работы, многотомные труды по истории литературы, искусства, музыки, театра и т.д. Было издано много энциклопедий по отдельным отраслям культуры. Наряду с усилением интереса к культурно-исторической грамматике, наметившегося в 70 - 90-е годы, в это время был поставлен вопрос о создании единой культурно-исторической концепции и выявлении общей картины развития русской культуры как в целом, так и по отдельным историческим периодам. Большое значение для исследования отечественной культуры имели "Очерка русской культуры XIII-XVIII веков" (в 10 томах), подготовленные лабораторией русской культуры на Историческом факультете Московского университета в 1970-1990 гг. В последние десятилетия повысилось внимание к системному изучению культуры, вопросам теоретико-методологического характера, поискам путей осмысления историко-культурного процесса как органической части общественного развития.
Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь". Древние русичи, окружая свою жизнь постоянной скромной красотой, давно подтвердили справедливость этих слов. Это касалось не только резьбы по дереву и камню, но и многих видов художественных ремесел. Монументальная скульптура появилась в Киеве вместе с началом каменного зодчества, в конце Х века. В последнее время стал известен интереснейший рельеф богоматери Одигитрии, украшавший, по-видимому, фасад Десятинной церкви, построенной в 989-996 годах. Он дополняет группу ранее известных монументальных рельефов, изображающих Геракла, борющегося с немейским львом, Диониса, везомого на колеснице парой львов, и две группы конных святых воинов. Выполненные из кpасного шифера, они имеют довольно большие размеры. Было бы наивным утверждать, что этот новый, вид монументальной скульптуры был изобретен русскими мастерами в связи с постройкой в Киеве первых больших каменных зданий.
Отныне юристы стремились практически использовать римское право. А в XVII и XVIII веках ведущее место завоёвывает школа естественного права, которая отходит от идеи естественного порядка вещей, основанного на воле бога, ставит в центр любого общественного строя человека, подчеркивая его неотъемлемые «естественные права» и, ставя во главу всей юридической мысли идею субъективного права. Естественно-правовая школа, ничего особенно не меняя в частном праве, в области публичного права предложила модели конституции, административной практики, уголовного права, выводимых из «разума». Постепенно римское право перестало быть лишь академическим и стало вливаться в систему права Европы. Существовавшие в XIII - XVIII веках официальные и частные компиляции пытались синтезировать обычаи с нормами римского права. Например, кастильский король Альфонс X Мудрый хотел объединить нормы обычного права Кастилии, с одной стороны, и нормы римского и канонического права с другой. Таким образом шло соединение обычного - практического права с римским - академическим. Постепенно главная роль в законотворчестве переходит от университетов к судебным органам ( во Франции - парламент, Суд королевской курии, в Германии - Имперский суд, Каммергерихт (1495 г.)) и к суверенам, которые путем ордонансов, эдиктов, могли дополнять или исправлять существующие нормы права. 1.2.3 Следующий период в развитии права романо-германской семьи - период законодательного права, знаменателен тем, что школа естественного права добилась большого успеха в двух направлениях: вопросы публичного права стали широко волновать юристов, в то время как в римском праве большое внимание уделялось частному праву; кодификация, которая стремилась сделать образцовое право университетов действующим правом.
Во-вторых, феодальное право в значительной степени является во-вторых, к юрисдикции высших представителей церкви — митрополитов, игуменов — были отнесены дела о преступлениях, в той или иной мере затрагивающих правила религии и непосредственные имущественные интересы церкви. Состязательная (обвинительная) форма борьбы сторон в судебном процессе выросла из тех методов разрешения конфликтов, которые существовали еще в эпоху родоплеменных отношений. По Русской Правде все более усиливается классовое регулирование, проводимое в интересах господствующего класса землевладельцев в обществе, распавшемся на враждебные классы, в котором возникло и развивается феодальное государство. Судебная система периода XIII-XVIII веков соответствовала делению земель на уезды и волости. В уездном городе действовал наместник, распространяя свою судебную власть и на «тянувшие» к городу волости, в других волостях по главным их селам проживали и действовали волостели с такими же функциями. Независимо от наличия этих наместничеств и волостельств в каждом уезде существовали и действовали на основе жалованных грамот соответствующего князя владельческие суды монастырей, церквей и отдельных землевладельцев.
Но этим отчасти подготовлялось решительное освобождение искусства от влияния церкви, совершившееся к началу XVIII в. в результате реформ Петра I. 2. Возрождение архитектуры Руси после монголо-татарского нашествия После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов конца XIII – 1-й половины XIV вв., которым обмазка фасадов придавала монолитный облик.
Зато взгляните, как многообразна Россия в эпохи расцвета! В XI веке мы еще учились у греков приемам каменного зодчества, а в XII уже засияла радуга изумительных местных школ: смоленской, новгородской, суздальской, галицкой. В XVIII столетии Москва - несомненно мирового класса культурный центр, но для Ярославля, Рязани, Нижнего она вовсе не центр. В 1630-е годы заказчиком-ярославцем в Москве возведена церковь Троицы в Никитниках. С середины века она становится объектом подражания, но еще в 40-е подобная и ничуть не хуже появляется на Торгу Великого Устюга. Маленькой столицей должен был казаться в XVII столетии красавец Тобольск. Это петербуржская бюрократия поделила Россию на два мира: столицу и провинцию. Впрочем, в полной мере это не удалось: помешала старушка Москва, сохранявшая промежуточное 'положение. Но вот наступил последний культурный подъем. В блестящую эпоху модерна искусство, литература, философия, многие научные школы - впервые с XIII века - куда значительнее у нас, чем у западных соседей. Хозяйственный подъем конца XIX столетия сменяется экономическим бумом начала XX, не имеющим себе равных. Россия переживала демографический взрыв.
Это и позволяет говорить о русском зодчестве вообще и его художественном проявлении в разных регионах страны на протяжении всей истории народа. Архитектура – явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических возможностей (строительных материалов и конструкций), так и от эстетических представлений, определяемых художественными взглядами и вкусами народа, его творческими представлениями. При восприятии произведений русской архитектуры независимо от времени их возведения и размеров, четко прослеживается соразмерность соотношений между человеком и зданием. Крестьянская изба, городской жилой дом, церковь или другое здание – все они человеческого масштаба, что придает русскому зодчеству гуманистический характер. I.) Архитектура первой половины XVIII века: барокко. Семнадцатым веком завершается 700-летний период каменного древнерусского строительства, вписавшего не одну замечательную страницу в летопись мировой архитектуры. Ростки новых денежно-торговых отношений и рационального мировоззрения пробиваются сквозь закостенелые формы домостроевского быта и схоластические (схоластика ( от греч. scholas ikos – школьный, ученый ), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалстической методикой и интересом к формально-логическим проблемам). догмы богословия. Здравые взгляды служилого дворянства и экономически преуспевающее купечество сказываются на многих сторонах общественной жизни и ее материальной оболочке – архитектуре.
В 1672 году была поставлена в нем деревянная церковь во имя иконы Спаса Нерукотворного, а в 1706 году вместо нее был заложен каменный храм. Основное здание Спасской церкви построено в 1706 году, а 1 августа 1710 года состоялась церемония освящения храма. Колокольня, шпиль которой поднимается почти до высоты 50 м., построена в том же веке, в конце 50-х – начале 60-х годов. (см. приложение 1) Белой лебедью на фоне приземистых бревенчатых построек острога выплывал навстречу приезжему люду златоглавый храм, стоящий на берегу широкой сибирской реки. «С возведением Спасской церкви берегов Ангары коснулось мощное дыхание древнерусской культуры; в этом замечательном творении начала XVIII века нашли отражение черты национального древнерусского зодчества», - пишет историк Надежда Михайловна Полунина. Всем своим видом – гармонией объемов, белизной стен, изысканным убранством окон и порталов, наконец, броским золотым возглавием церковь утверждает свое первородство в иркутской архитектуре. Ее исторические достоинства неоспоримы: это единственная постройка, оставшаяся от строений острога, к тому же точно показывающая местоположение острожной крепости – колыбели города.
Федоров доказывает это следующими аргументами: “Во-первых, планировка палат Мазепы полностью соответствует традиционной планировке жилого дома в XVIII столетии. Сени делят дом на две части. В каждой половине все комнаты соединяются между собой Во-вторых, размеры комнат в плане, их высота и наличие в каждой от трех до четырех окон свидетельствуют, что они были предназначены не для кладовых, а для жилья В- третьих, палаты Мазепы имели выразительную декоративную обработку фасадов, придающую им своеобразный скульптурный характер В старинном журнале есть оригинальный рисунок “Дом гетмана Мазепы в с. Ивановском ”, который дает представление, каким был этот памятник гражданского зодчества более ста лет назад. В -9- небольшой заметке к рисунку сказано, что ”верхний этаж дома снят, так как грозил падением. Остальные же части остались в неприкосновенности” . Вместе с палатами Мазепы сохранилось еще одно здание, построенное в XVIII веке. В упоминавшемся в 1790 году оно значится как ”кухня каменная, застроенная в 1768 году ” В здании сейчас располагается Народный музей селе Ивановское.
![]() | 978 63 62 |