![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Математика |
Роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности учителя математики | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М., 1993. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: Культурологический подход. — Белгород; М., 1999. Кан-Калик В. А., Никандров К Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М., 2001. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И.А.Зязюна. — М., 1989. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В.А.Сластенина. — М., 1993. ГЛАВА 4 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности
И соответственно, их самообразование возможно при использовании управленчески обоснованных методов как прямого, так и опосредованного стимулирования. Организуя управление развитием профессиональной компетентности педагога, следует осуществлять учет сложившихся форм подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях функционирования школы, исследованию которых посвящен ряд работ . Рассмотрим формы повышения квалификации учителей и руководителей образовательных систем, наиболее распространенные и значимые, содействующие формированию профессионально-компетентного педагога, способного исследовать результаты своего труда. Основной формой научно-теоретической подготовки учителей является проблемный теоретический семинар. Он проводится не реже одного раза в учебную четверть. На этих семинарах рассматриваются вопросы внедрения психолого-педагогической теории в учебную деятельность, заслушиваются выступления участников семинара, происходит обмен мнениями по проблемам современной педагогической науки и передового педагогического опыта, а также путей внедрения педагогических идей в практику.
Для формирования военно-профессиональной компетентности важное значение имеет организация мотивационного и технологического аспектов. Мотивационный аспект формирования компетентности это объективно необходимый компонент, который характеризуется отношением обучающего и обучаемого к предмету обучения и сопровождает весь процесс формирования профессиональной компетентности. От этого зависит степень активности военнослужащих, их стремление к повышению уровня профессиональной компетентности. Здесь решаются две взаимосвязанные задачи по формированию у них понимания необходимости и принятия целей военной службы, овладения воинской специальностью. Только при условии четкого осознания и принятия целей, понимания конечного результата действий и пути его достижения происходит желаемое слияние слова и дела. Постоянное и творческое подкрепление этих двух взаимосвязанных задач организационными, воспитательными и учебно-боевыми мероприятиями обеспечивает необходимую, постоянную и устойчивую мотивацию военнослужащих к повышению профессиональной компетентности
В структуру мотивационно-стимулирующих ситуаций вводятся задачи с жизненно-практическим содержанием, групповые формы работы, дающие возможность моделировать ситуации сотрудничества, объяснять, контролировать, выявлять причины ошибок. На следующем этапе ценностно-целевая ориентация направляется на формирование творческих умений личности в процессе применения знаний в незнакомой ситуации, расширяются рамки сотрудничества, актуализируется понимание необходимости личной ответственности за результаты своего труда. На этом этапе применяются стимулирующие, частично-поисковые, контролирующие, самоконтролирующие методы обучения. Мотивационно-стимулирующие ситуации предполагают широкое использование взаимоконтроля, включение будущих учителей в самоанализ своего труда, постановку целей дальнейшей работы. Экспериментальная работа, носившая в значительной мере поисковый характер, показала, что педагогический процесс, построенный на основе профессионально ориентированнных мотивационно-стимулирующих ситуаций, способствует формирование профессиональной компетентности, выражаемой в профессиональной позиции будущего учителя, стиле педагогического мышления, и проявляется как "смещение установок" с содержательно-процессуальных аспектов учебного общения на целостно-смысловые.
Только используя современные достижения в педагогической науке, можно добиться качественных изменений профессиональной деятельности педагогов, а значит, и в коренных преобразованиях педагогической практики. Совершенствование профессиональной деятельности педагогов в массовом масштабе может быть осуществлено при соблюдении как минимум трех условий: во-первых, необходимо выявить исходное состояние, т. е. определить уровень этой деятельности, ее достоинства и недостатки у каждого педагога, во-вторых, разработать теоретические основы педагогической деятельности в определенной системе, которые позволят осуществить на практике качественный скачок вперед, и, в-третьих, используя результаты анализа профессиональной деятельности педагогов, наметить направления повышения профессионального уровня как каждым педагогом, так и педагогическими коллективами. Выполнение этих условий связано с решением многих сложных задач. Назовем некоторые из них. Так, для обеспечения первого условия необходимо разработать научно обоснованные критерии оценки деятельности педагога и на этой основе – систему определения ее уровней
В учебной деятельности эти дети больше ориентируются на знания о себе, чем на оценку взрослых и быстро приобретают навыки самоконтроля. 2-ая группа учащихся характеризуется тем, что представления ее членов о себе неадекватны и неустойчивы. У них нет достаточного умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки. Лишь в некоторых ситуациях дети этой группы могут оценивать себя адекватно. Такие дети требует особого руководства по формированию навыков самоконтроля. Для детей 3-й группы характерно то, что их представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет стремления заглянуть в свой внутренний мир, их представление о себе неустойчиво, самооценка неадекватная. Недостаточные знания самих себя приводят этих детей к неумению ориентироваться в учебной деятельности на свои объективные возможности и силы. Педагогическая практика показывает, что некоторые учителя не всегда осознают роль своих оценочных суждений в формировании самооценки младших школьников – одного из важнейших средств воздействия на развитие личности, поэтому совершенствование оценочной деятельности учителя, изучение ее механизмов является одним из резервов повышения эффективности воспитательной работы, повышения общественной активности юных граждан.
Одной из ведущих задач педагогического процесса подготовки учителя математики средней (полной) школы является преобразование личности студента в учителя-профессионала, способного решать все многообразие задач, связанных с обучением и воспитанием школьников. Улучшение профессиональной подготовки учителя математики требует не только новых, более эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса в педвузе, но и пересмотра структуры и содержания математической подготовки студентов, поднятия ее на технологический уровень преподавания и учения. В немалой степени эта тенденция коснулась преемственности содержания математического образования в среднем и высшем звене, равно как и авторского подхода к развитию теорий, концепций и методов обучения математике. Индивидуализация обучения, дифференцированный подход, использование новейших исследований в психологии, физиологии человека, педагогике для совершенствования процесса обучения, поиск оптимальных условий для усвоения сложного математического содержания требуют от учителя математики не только высокой компетентности в предметной области, но и достаточной подготовленности к самообразованию, к проявлению творческой активности на основе профессиональной идентичности личности учителя и требований профессии.
Научная новизна исследования заключается в следующем: Обоснована методическая целесообразность создания комплекса электронных учебных материалов со специфическими педагогическими свойствами: возможностью создания наборов практических заданий по различным предметным областям естественно-математического цикла посредством инвариантного программного компонента с функцией генерации заданий, что обеспечивает условия для дифференциации и индивидуализации обучения студентов и учителей, а также для реализации задачи информатизации педагогического образования, ориентирующей педагогов на создание нового учебно-методического обеспечения с компьютерной поддержкой. Поставлена и решена проблема дидактической разработки и применения электронных учебных материалов на основе математических инструментальных сред в профессиональной подготовке учителей математики, физики и информатики, предложен и обоснован подход к формированию профессиональных умений студентов, реализуемый в процессе самостоятельной разработки электронных учебных материалов.
Теория и практика отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта указывают на тенденцию постоянно расширяющегося спектра специальностей и специализаций в зависимости от потребностей общественной практики. Вышеизложенное убедительно показывает, что существует объективная реальность перехода факультета физической культуры на подготовку такого творчески работающего специалиста, профессиональная компетентность которого позволила бы ему успешно управлять всем процессом функционирования и развития физической культуры и спорта среди учащейся молодежи и организовывать предпринимательскую деятельность в данной отрасли. Решение данной многоаспектной проблемы - становление педагога, способного эффективно управлять в рыночных условиях, экономически мыслить и оперативно решать задачи по реализации конкретных целей, возможно, если будущий учитель овладеет знаниями, умениями и навыками менеджмента вообще и педагогического менеджмента в частности. Недостаточная профессиональная компетентность учителей образовательных учреждений и студентов факультетов физической культуры педвузов требует создания системы непрерывного образования в области управления данной сферой и ее экономики.
Специфика содержания каждого учебного предмета находит отражение в его методической концепции и способах ее реализации. Хорошо известно, что успех любого учебника в значительной мере зависит от готовности учителя стать единомышленником автора и методически грамотно, а возможно и творчески реализовать заложенную в учебник систему. В связи с этим третьей особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, Н.М. Конышева) одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России. Тщательная проработка концептуальных идей во всех учебниках комплектах «Гармония» и оснащение их методическими рекомендациями, разъясняющими учителю эти идеи, позволяет рассматривать комплект «Гармония» как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования.
Стратегия профессиональной деятельности должна разворачиваться по принципам гуманистической педагогики. Сегодня, подчеркивает В. А. Сластенин , необычайно актуализируется антропологический подход, который позволяет вывести его на уровень педагогического человекознания. Ядром профессиональной компетентности и культуры учителя становится системное антропологическое знание. Выполняя системообразущие функции в содержании педагогического образования, антропологический подход обеспечивает взаимосвязь и единство социогуманитарной, культурологической, психолого-педагогической и предметно-специальной подготовки учителя. Вместе с тем, исследование Л.Н. Лесохиной о роли образования в структуре человеческой деятельности вскрыло полифункциональную природу этого феномена и показало, что образование в течение всей нашей жизни оказывает влияние на наши потребности (социальные, познавательные, духовные, нравственные и др.), мотивы деятельности, совершенствуя или перестраивая жизненно важные умения (профессиональные, коммуникативные, социально-бытовые), обеспечивая саморегуляцию, в которой проявляется тип личности (например, творческий) и тип поведения.
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Челябинский Государственный педагогический университет (ГОУ ВПО) «ЧГПУ» Отдел заочного образования Факультет коррекционной педагогики Курсовая работа. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя в области рациональной организации учебной деятельности. Выполнила: студентка группы251 факультета коррекционной педагогики Нагаева Татьяна Юрьевна. Научный руководитель: старший преподаватель Викина Надежда Алексеевна. Содержание Введение I. Теоретические вопросы изучения педагогической компетентности 1.1 Понятие педагогической компетентности. Основные характеристики в различных трудах ученых 1.2 Рефлексия как метакомпетентность II. Особенности формирования педагогической компетентности в области рациональной организации учебной деятельности 2.1 Технологическая компетентность 2.2 Нормативные требования к технологическим умениям педагога III. Пути формирования профессиональной компетентности 3.1 Повышение профессионального мастерства 3.2 Профессиональная пригодность и профессиональная готовность 3.3 Профессиография 3.4 Выводы и пожелания по проведенному опросу Заключение Основные понятия Список используемой литературы Приложение Введение Модернизация системы образования в России предполагает создание устойчивого механизма ее развития и достижения ее главной цели – обеспечение нового современного качества образования.
Безошибочным критерием профессиональной компетентности учителя служит глубина его специальной (предметной) подготовки. Кроме того, специфика педагогического образования, отличающая его от подготовки специалиста любого другого типа, заключается в том, что научный материал, осваиваемый будущим учителем (закономерности и факты, понятия и теории, мировоззренческие выводы и методологические идеи), осуществляет в его деятельности инструментальную функцию, то есть выступает в качестве средства, «инструмента» воздействия на формирующуюся личность. Заключение Основная функция мышления – обеспечивать человеку возможность приобретения новых знаний и освоения новых действий в познавательной и практической деятельности. Осмысленное и целенаправленное применение форм, приемов и способов мышления в процессе решения теоретических и практических задач, продуктивное обеспечение мыслительного действия составляет психологический аспект развития культуры мышления будущего учителя. Психологическими условиями процесса продуктивного развития культуры мышления будущих учителей в системе высшего профессионального образования являются: социально-психологическая адаптация (вхождение обучающихся в коллектив учебной группы, курса, факультета, выработка собственного стиля поведения); развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер личности (усложнение мыслительной деятельности и эмоционально-волевого восприятия); воздействие окружающего мира и социальной среды, формирование целостной структуры интеллекта, эмоций, чувств и воли личности; развитие направленности (потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жизни и деятельности личности) характера и способностей личности; развитие психологической структуры деятельности личности (способность к целеполаганию), умение вырабатывать операции и способы, умение планировать действия, умение произвольно устанавливать отношения между мотивом и целью, вырабатывать навыки самоконтроля и саморегуляции).
Приобщение к книжной культуре как ведущее средство самообразования возникает значительно позже, реализуясь в полной мере лишь в индустриальном обществе. Углубление дифференциации духовной жизни в эпоху Возрождения, зарождение идей гуманизма поставили Человека в центр мироздания и стали основой для начала реализации идеи всеобщего обучения. Возникновение института образования, трансформирование педагогической практики, формирование высокого статуса образованности в обществе оказали воздействие на самообразовательную деятельность. Теоцентризм самообразования сменился его секуляризацией и мощной дифференциацией видового разнообразия. Изменение социальной роли образования повысило статус самообразования. Углубилась неоднородность самообразовательной деятельности, связанная со слоевыми и статусными характеристиками ее субъекта. Развитие теоретического (в частности, естественнонаучного) знания, с одной стороны, и активное формирование предбуржуазной трудовой идеологии - с другой, продолжили "расщепление" самообразования в зависимости от характера труда и вида деятельности.
В комплексном виде проблемы развития информационного общества представлены в Первом ежегодном докладе Форума "Сети для людей и сообществ". ( e works for People a d heir Commu i ies. Maki g he Mos of he I forma io Socie y i he Europea U io . Firs A ual Repor o rhe Europea Commissio from he I forma io Socie y Forum. Ju e 1996.). Цели другой инициативы - ускорить вход школ в информационное общество с помощью предоставления им новых средств общения, поошрить широкое распространение мультимедиа в педагогической практике, формировании критической массы пользователей, услуг по производству мультимедийиных продуктов и услуг, усилить европейское образование средствами, присущими информационному обществу, расширяя культурное и лингвистическое разнообразие (Lear i g i he I forma io Socie y. Ac io Pla for Europea educa io i i ia ive (1996-1998). Для достижения этих целей предлагается поошрять взаимосвязь региональных и национальных сетей школ на уровне Сообщества, стимулировать развитие и распространение образовательного европейского материала, обеспечить обучение и переподготовку для учителей, информировать об образовательных возможностях, которые дают аудиовизуальное оборудование и мультимедийные продукты.
В военных науках выделяются четыре основных группы профессиональных качеств военнослужащих, не обходимых для выполнения ими функционально-профессионального предназначения (воинской службы)1: Общие качества военного профессионала. Морально боевые качества, необходимые для выполнения учебно- боевых задач. Качества воинской специализации. Служебно- должностные качества. В первую группу профессиональных качеств входят: использовать как коллективный, так и индивидуальный подход в обучении. Приложение №5 Стадии обучения: Сообщение знаний (первоначальное усвоение) Усвоение знаний, навыков, профессиональных позиций Применение (подготовленность и готовность компетентно выполнять функциональные обязанности) Цель обучения: Формирование знаний, навыков, профессиональных позиций, психологических особенностей необходимых для выполнения служебных обязанностей. Конечный результат обучения. Сформированные военно-профессиональные качества в выполнении обязанностей воинской службы. Роль обучения в формировании профессиональных качеств 1 См.: За профессиональную армию / Идеи Шарля де Голля и их развития в XX веке.
С учетом цели, предмета и задач исследования в ходе эксперимента диагностировались следующие показатели: академическая успеваемость по математическим дисциплинам, которая оценивалась путем усреднения экзаменационных оценок за несколько учебных семестров; показатели: уровня развития математических способностей (потенциал студента как математика); уровня сформированности математических (предметных) знаний студентов ( реализация потенциала студента как математика); уровня готовности к педагогической деятельности (потенциал студента как учителя математики). Каждый из трех показателей оценивался по 10-балльной шкале экспертами (преподаватели математических кафедр); уровень сформированности педагогических, методических знаний и умений; оценка осуществлялась преподавателями кафедры методики по 5-балльной шкале и с учетом результатов педагогической практики по специально разработанному опроснику. В качестве испытуемых в настоящем исследовании выступали студенты 1-5-го курсов физико-математического факультета педуниверситета. Общее количество обследованных студентов составило 140 человек, в среднем по 28 человек с каждого курса.
Содержание1. Роль естествознания в формировании профессиональных знаний 2. Естествознание в изменяющемся мире 3. Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания 4. Естествознание и математика 5. Развитие естествознания и антинаучные тенденции 6. Естествознание и нравственность 7. Рациональная и реальная картина мира 8. Естественно-научные и религиозные знания Список литературы 1. Роль естествознания в формировании профессиональных знанийБольшое многообразие проявлений окружающего нас мира требует глубокого и комплексного восприятия фундаментальных понятий о материи, пространстве и времени, о добре и зле, о законе и справедливости, о природе поведения человека в обществе. Фундаментальные законы, понятия и закономерности отражают не только объективную реальность материального мира, но и мира социального. К сожалению, уходящий век оставляет немало примеров того, что забвение фундаментальных истин наносило и наносит невосполнимый ущерб природе, живому миру, самому человеку. Близится рубеж тысячелетий. Завершается XX век, явивший миру черты новой цивилизации. Человек вышел в космос, проник внутрь атомного ядра, освоил новые виды энергии, создал мощные вычислительные системы, разгадал генетическую природу наследственности, научился использовать в невиданных масштабах богатство природы.
![]() | 978 63 62 |