![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Медицина | подраздел: | Медицина |
Методы восточной телесно-ориентированной терапии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Движения против остеохондроза позвоночника. М., Физкультура и спорт, 1987. Левит К, Захсе Й., Янда В. Мануальная медицина. М., Медицина, 1993. Лукачер Г.Я. Неврологические проявления остеохондроза позвоночника. М., Медицина, 1985. Лукьянов А.Е. Лао-Цзы. М., Издательство Университета Дружбы народов, 1991. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. М., «ИНСАН», 1992. Мартынова Г. Народное целительство восточных славян. Донецк, Сталкер, 1996. Мирский М.Б. И. М. Сеченов. М., 1978. Михайленко А.А. Клинический практикум по неврологии. СПб., Фолиант, 2001. Нейротравматология. Справочник. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999. Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Наука посвящения. СПб., ИПЦ ВББ, 2002. Никонов Г.И. Медицинская пиявка. Основы гирудотерапии. СПб., СДС, 1998. Пословицы русского народа. М., Художественная литература, 1984. Ралко А.В. Заболевания суставов. СПб., Весь, 2002. Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб., Речь, 2002. Селиванов В.П., Никитин М.Н. Диагностика и лечение вывихов шейных позвонков. М., 1971. Соловьев С.М
Критики возражают и против грубости некоторых методов телесной терапии. Действительно, методы телесно-ориентированной терапии относятся к числу наиболее противоречивых методов, практикуемых сегодня. Некоторые современные представители телесной терапии ведут поиск новых направлений. Одним из них является объединение телесных методов с вербальными, другим – постепенное замещение болезненных, неудобных процедур более мягкими, гуманными. Например, Розен–метод сочетает в себе оба этих направления (деликатные прикосновения и вербализация переживаний). Поэтому для экспериментального изучения особенностей телесной терапии был выбран Розен- метод. Это интересный, но мало изученный метод телесной терапии, в литературе он представлен явно недостаточно, что определяет актуальность этой дипломной работы. Необходимо исследовать влияние Розен-метода на различные психические свойства личности (например, активность, эмоциональная возбудимость – эмоциональная уравновешенность, депрессивные состояния), но изучение влияния Розен-метода на все эти характеристики выходит за рамки одной дипломной работы.
Успешность процесса индивидуации (самопознания, восстановления психической целостности) определяет психическое здоровье и полноценность личности, потенциал ее общественной значимости и возможность самореализации. Концептуально-методологическое ядро СЦД может быть соотнесено с основополагающими принципами восточных традиций, телесно-ориентированной терапии, арттерапии, трансперсональных психотехнологий и опирается на юнгианские представления о структуре психики и процессе индивидуации. Более того, при разработке и усовершенствовании методики тщательно изучались и учитывались как достоинства, так и недочеты упомянутых терапевтических парадигм. Тем не менее СЦД ни в коем случае не компилирует какие бы то ни было аспекты или приемы телесно-ориентированных и арттерапевтических технологий. Определение СЦД (телесно-ориентрованная арттерапевтическая методика) подразумевает не генетическую, а архетипическую связь, обращение к одним и тем же априорным структурам и механизмам психики. Философские, метапсихологические и методологические представления парадигмы ЦД восходят к духовно-телесным традициям древних гипербореев – легендарного народа, населявшего, согласно Авесте, ведическим и библейским источникам, обширные территории Скандинавии и Северо-Запада России
Существует большое количество техник в различных направлениях психологии и телесно - ориентированной терапии, с помощью которых возможно снятие напряжения, негативных эмоций и ощущений. Необходимы экстереоризация – вывод внутреннего во вне (эмоции, самооценка, телесные ощущения), децентрация – смещение внимания с себя на что-либо (например на животных), кроме того существуют многочисленные техники релаксации. 48. Основные подходы и психокоррекция в поведенческой психологии. Поведенческая терапия – метод сложившийся в США. Основан на принципах бихевиоризма. Психические и эмоциональные расстройства рассматриваются при этом как нарушение адаптации индивида к существующим условиям. Задача П,Т,- формирование привычек, облегчающих конформное приспособление ч-ка к действительности. Разница му нормальным и ненормальным поведением определяется лишь степенью приспособленности индивида к среде. Поэтому любое несогласие с социальными условиями и любые действия протеста против них также трактуются как ненормальность, требующая, подобно неврозам, исправления методами терапии.
Райх создал техники уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц, когда с помощью физических воздействий высвобождаются завуалированные эмоции и чувства. Райх рассматривал ум и тело человека как нерасторжимое целое и подчеркивал, что освобождение от мышечного панциря, искажающего психологическое и физическое функционирование, есть необходимое дополнение к психоанализу. Свой метод лечения неврозов он называл «биофизической органной терапией». При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц часто порождает особые физические ощущения чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Райх считал, что мышечный панцирь представляет собой семь основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функций. Эти сегменты образуют семь горизонтальных колец, расположенных перпендикулярно позвоночнику. Основные сегменты панциря находятся в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Телесно-ориентированная терапия Райха состоит прежде всего в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. 1.PГлаза
Для разработки методики психологической подготовки спортсменов с использованием механизма преодоления целесообразно рассмотреть опыт использования преодоления, накопленный в психотера певтической практике. Опыт психотерапевтической практики . Существует большое количество методических приемов психотерапевтической практики, которые основываются на феномене преодоления. К ним относятся: 1.Методики М. Эриксона: метод бессмысленных заданий, метод запутывания, метод загрузки ума, метод формирования умственного тупика и др. 2. Методики телесно ориентированной терапии. 3. Методы рационально-эмотивной психотера пии А. Эллиса. 4. Методы и приемы, разработанные в школе гештальттерапии Ф. Перлза. 5. Стратегии и техники психодрамы Дж. Морено. 6. Методы работы с противоречиями в психосинтезе Р. Ассаджиоли. 7. Методы работы в семейной психотерапии и другие методы. В психотерапевтической практике можно выделить ряд специальных приемов, связанных с созданием "тяжелого испытания" для пациента. Этот подход был разработан М. Эриксоном и успешно используется Д. Хейли (Д. Хейли, 1998). Смысл этого приема состоит в том, что терапевт дает пациенту задание более тяжелое, чем переживание самого симптома, с которым он не смог справиться.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, чтобы больной получал помощь, в которой он бессознательно нуждается. Это требует от врача понимания смысла симптома и правильного истолкования. Успешно используются методы семейной психотерапии, гештальт-терапии, транзактного анализа, арт-терапии, психодраммы, телесно-ориентированной терапии, когнитивной психотерапии. 6. ЭНДОКРИННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ: САХАРНЫЙ ДИАБЕТ Диабет является тем неизлечимым заболеванием, наличие которого не скрывают от больного. Поэтому в первую очередь любой врач, должен убедить больного в том, что хотя диабет и неизлечим, он не ведет к обязательной инвалидности и развитию тяжелой симптоматики. Именно лечащий врач должен сразу же веско и настойчиво развить у больного мысль, что при наличии диабета можно нормально жить и трудиться. Врач-психотерапевт должен непременно ознакомиться с особенностями личности больного, его установками в отношении своего заболевания и его жизненным прогнозом и связи с диагнозом диабета. У больных, впервые узнавших о наличии у них диабета (что нередко бывает неожиданным), можно выделить четыре типа личностных реакций: удивления, но сдержанности, внешне больные уравновешены, но спокойны; состояние оглушенности, растерянности, испуга. тяжелая невротическая реакция (типичный невротический срыв); эйфорически-анозогнозичсская реакция, определяющая полный отказ изменить образ жизни и питания.
Содержание Введение 1 Понятие и личностные особенности «проблемных» детей 1.1 Понятие «проблемный ребенок» 1.2 Личностные характеристики «проблемных» детей 2 Теоретические аспекты телесно-ориентированной терапии 2.1 История возникновения телесно-ориентированной терапии 2.2 Основные концепции и направления телесно-ориентированной терапии 3 Анализ эффективности применения телесно-ориентированной терапии при работе с проблемными детьми 3.1 Психотерапевтические методики 3.2 Анализ влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое состояние Заключение Список литературы Приложение 1 Приложение 2 ВведениеАктуальность исследования: телесно-ориентированная терапия - это группа методов психотерапии, ориентированных на изучение тела, осознанием клиентом телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях. В последние годы в среде отечественных психотерапевтов заметно возрос интерес к знакомству и освоению этого, прежде малоизвестного в России, направления в психотерапии.
Психотерапевт выявляет условные рефлексы, которые являются травмирующими, и помогает выработать новые или обесценить выявленные. Телесно-ориентированная терапия (кинезиотерапия) Так как психика полностью отражается в теле человека, определенные психические проблемы приводят к появлению мышечных зажимов в теле, выявление этих зажимов и устранение их через тело, приводит к изменениям в психике человека. Психотерапевт в работе использует массажные и другие виды движений, направленные на снятие «мышечного панциря». Психодрама Основным элементом данного метода является ролевая игра. Проигрывание различных ситуаций приводит к разрешению проблем, спонтанная игра приводит к инсайту, в результате которого происходят изменения в реагировании и поведении человека в реальной жизни. Арт-терапия Лечение искусством подразумевает применение множества методов: рисунок, лепка, стихи и т.д. В результате спонтанного творчества человек получает возможность выместить травмирующие факторы, снижается агрессивность, сглаживается выражение отрицательных эмоций. Танцевальная терапия.
Во время процедуры человек забывает про проблемы, а после они не кажутся ему такими уж сложными. Ароматерапия – аналог методу «утро вечера мудренее». Арттерапия – лечение музыкой, рисованием, танцами, лепкой, игрой. Здесь приветствуются все формы творчества. Смысл в том, что человек переносит свою проблему, например, на бумагу, и тем самым учится с ней жить. Кинотерапия – проблема решается проще, когда есть пример того, как кто-то с ней долго жил, а потом справился. Просмотр конкретных фильмов помогает разрешать ситуации. На сегодняшний день очень широкую популярность завоевала телесно-ориентированная терапия (ТОТ), так как знание языка тела может дать более достоверную информацию о человеке, чем слова. Тело клиента может «рассказать» о его проблемах и характере гораздо быстрее и больше, чем это сделает он сам. Преимущество телесно-ориентированной терапии в том, что она позволяет, изящно обходя сопротивление клиента, очень бережно подойти к его внутренним переживаниям. А главное, тело – это кратчайшая дорога к бессознательному, и значит к истокам проблем. Вместе с тем работа с телом направлена не только на решение психологических проблем и лечение психических нарушений, но и на общее оздоровление организма.
О состоянии прозрачности здесь уже говорилось довольно много. Дюркхайм выделяет еще одно состояние, которое способствует формированию у человека состояния прозрачности – это собранность (сосредоточенность). Культивированием состояния собранности пронизаны практически все техники экзистенциально инициальной терапии. Собранность соответсвенно рассматривается не просто как собранность физического тела. Тренируется собранность тела Leib, как тела, которое есть я сам. В своем подходе к собранности Дюркхайм также перекликается с М.Боссом и Г.Марселем. «Когда я забываю, я всегда забываю часть себя самого» - говорит Босс (Boss, 1979). «Я лично убежден, что не может онтологии, или иначе восприятия онтологического таинства, в какой бы то ни было мере, кроме как для человека, способного сосредоточиться» (Марсель, 1995, с.85) Кардинальным отличием от других школ экзистенциальной психотерапии и, возможно, преимуществом терапевтического метода Дюркхайма является его акцент на невербальных аспектах опыта бытия. В этой с вязи не случайно применение техник телесно ориентированной терапии. Можно даже говорить о том, что экзистенциально-инициальная терапия Дюркхайма является единственной экзистенциальной телесно-ориентированной терапией.
Совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. Задача воспитания: формирование системы ценностных ориентаций. 16 Классификация методов воспитания. 1. Методы формирования познания: объяснение, разъяснение, лекция, беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример 2. Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: педагогические требования, общественное мнение, поручение, воспитательные ситуации 3. Методы стимулирования: поощрение, наказание. 17. Психологическое консультирование в системе преподавания психологии. Участники процесса: консультант, клиент. Их связывает проблема – дискомфортное состояние. Задача: . Создать более полное описание проблемы . Причины . Сформировать систему адекватных эспектаций (возможности друг друга) 18. Классификация стратегий оказания психологической помощи. . Телесно-ориентированная терапия (бихевиоризм) . Психоанализ . Рациональная . групповая 19. Методика использования дидактических средств наглядности в процессе преподавания психологии. 1) свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта; 2) один из принципов обучения.
Большинство обследуемых выбрали работу консультанта ТД из-за интереса к людям, чтобы применить свои знания и способности для оказания помощи людям. Телефонные консультанты приходят на дежурство с положительным эмоциональным настроем – 80%, по-разному - 20%, уходят со службы ТД в большинстве случаев уставшими, но удовлетворенными от своей работы. Психологические трудности возникают у 30% из-за отсутствия визуального контакта, отсутствия рационального, переживания проблем абонентов. Трудности телефонного консультирования для 20% - ограниченность методики работы, звонки «розыгрыши», постоянные абоненты. Неудовлетворенность в работе связана в основном с дискомфортом бытовых условий, низким уровнем оплаты труда при большой нагрузке. Консультанты ТД стремятся к личностному и профессиональному росту. Поэтому их интересуют как личностные (арт-терапия, телесно-ориентированная терапия и т.п.), так и обучающие тренинги по телефонному консультированию в русле психологических проблем, консультирование в различных направлениях (экзистенциальный анализ, клиент-центрированный подход и др.). Итак, существует ряд личностных особенностей, наличие которых необходимо и желательно в профессиональной деятельности консультанта ТД.
Специализированная наркологическая поликлиника «Панацея» по вопросам касающихся работы с наркозависимыми, активно взаимодействует с общественным фондом «Общество против наркомании», с муниципальным научно-методическим Центром образования г. Пензы, с Пензенским государственным институтом усовершенствования учителей и управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Пензенской области. И так как основной упор в данном учреждении делается на восстановление психологического состояния больного, с наркозависимым здесь предлагают следующие направления работы: Индивидуальные консультации Телесно-ориентированная терапия по Норбекову Духовная терапия №6 (Гипнотарий) Медитация, гештальт-терапия. Холотропное дыхание по Станиславу Грофу Телесно - ориентированная кундалини-йога Социальная реабилитация наркоманов в центре строится на неукоснительном соблюдении следующих принципов: Максимальная индивидуализация реабилитационных технологий: первая ступень – определение индивидуальных условий прохождения курса лечения и реабилитации каждого наркомана (стационарные, полустационарные или амбулаторные программы), клинических особенностей заболевания, социальных осложнений, вызванных употреблением наркотиков, определение особенностей структуры личности, микросоциального окружения зависимого.
Точкой приложения психотерапевтического воздействия должны быть семейные и социальные отношения (Э.Г.Эйдемиллер и др., 1989; Волина Т.С., 2000; Концептуальные основы , 2001; S a o M.D., La dau-S a o J., 1989). Т.В.Смольникова, С.Ф.Шнель, Л.Л.Кульков (1998) в семейной психотерапии для проработки проблем родителей и детей использовали техники гештальт-терапии, элементы психодрамы (сюжетно-ролевая игра), арттерапию, НЛП, трансактный анализ Берна, телесно ориентированную терапию. Наиболее целесообразна такая работа в виде тренингов родительской эффективности (Кулаков С.А., 2000; Городнова М.Ю., Ваисов С.Б., 2001). Низкая выявляемость наркологических больных среди подростков заставляет рассмотреть вопрос создания альтернативной наркологический службы - информационно-консультативного кабинета, где работают кроме врачей психологи, юрист, и др. специалисты (Теркулов Р.И.). 7. Профилактика 7.1. Факторы, препятствующие приобщению к ПАВ Этому вопросу в литературе необоснованно уделено гораздо меньше внимания, чем факторам приобщения к ПАВ. Н.Я.Копыт, П.И.Сидоров (1986) приводят данные И.Канторовича (1930), выявившего следующие мотивы воздержания от алкоголя: культурного порядка -53%, внешние препятствия- 20,8%, вкусовые - 16,8%, мотивы здоровья - 8,8%, другие - 0,6%. Р.Х.Хафизов (1992) считает ведущими мотивами отказа от алкоголя среди молодежи знание о вреде для здоровья и плохое самочувствие после выпивки. В.В.Гульдан, М.В.Шведова (1991), обследовав юношей-правонарушителей, эпизодически употреблявших одурманивающие вещества, и контрольную группу, выявили между ними различия в мотивации отказа от употребления ПАВ.
Можно ли в экзистенциальной психотерапии использовать и другие медиумы, помимо медиума говорящего мира? На этот вопрос очень хочется дать вполне традиционный для экзистенциальной терапии ответ: "А почему и бы нет? " Почему мы бы нам не использовать более широкие возможности, которые нам открываются, к примеру, в использовании техник телесно-ориентированной терапии? При этом важно отметить, что речь идет о техниках именно как медиумах встречи терапевта с пациентом, а может быть и не только терапевта с пациентом, поскольку в экзистенциальной терапии мы говорим о больших целостностях, которые нам открываются в экзистенциалах бытия-вместе и бытия-в-мире. Термин "встреча" также требует некоторого прояснения, поскольку в разных психотерапевтических школах этот термин трактуется очень по разному. Встречу мы понимаем близко к феномену встречи в процессе творчества, описанном Ролло Мэйем в книге "Мужество творить" (Мэй, 2001). Особенностью и итогом такого рода встречи является изменение в отношениях "Я - окружающий мир". Данный процесс может сопровождаться ярко выраженным чувством страха у пациента, поскольку чувство его самотождественности в момент встречи оказывается под угрозой: "мир, данный нам в опыте изменяется, а поскольку существует корреляция между "я" и окружающим миром, мы тоже изменяемся.
Не нужно особо пояснять, какие психологические нагрузки выпадают на долю практикующего психолога, и как важно для него сохранить свое здоровье на благо и себя и своих пациентов. Последствием нарушения сферы саморегуляции здесь могут стать синдром хронической усталости, сопровождающийся бессонницей, угнетенным настроение. Или психическое выгорание – физическое, эмоциональное и умственное истощение – эмоциональное опустошение, деперсонализация (цинизм к пациенту), редукция профессиональных достижений – сознание неуспеха. А так же психосоматические расстройства. Работа по саморегуляции для психолога необходима, возможно, в гораздо большей степени, чем для многих других профессий. Она затрагивает четыре основные сферы: 1) Эмоциональные процессы 2) Интроцепцию – телесные процессы и ощущения. 3) Когнитивные процессы 4) Поведенческую сферу. Психологу необходимо работать со всеми сферами. Существует большое количество техник в различных направлениях психологии и телесно - ориентированной терапии, с помощью которых возможно снятие напряжения, негативных эмоций и ощущений.
Так, если в формулировке "какая вы хорошая" свекровь полностью отсутствует, то "оценила по достоинству" уже явно относится к ней, обозначает определенный характер отношений клиентки, не называя при этом однозначно того, каковы эти отношения, и благодаря этому не вызывая у последней преждевременного сопротивления репликам консультанта. Таким образом, в определенном смысле психолог как бы "заманивает" собеседника в "глубину его собственных переживаний", помогает заглянуть в еще неизведанные уголки собственных эмоций, подготавливая его к принятию интерпретации. Использование интерпретации Интерпретация — одна из базовых техник психотерапии (об этом мы уже немного говорили в предшествующей главе), требующих подробного обсуждения. В различных школах и направлениях психотерапии интерпретируется определенный материал, продуцируемый пациентом; сны и ассоциации — в психоанализе, жесты и движения — в телесно-ориентированной терапии, семейное древо (схема родственных связей) — в системной семейной терапии и т.д. Конечно, в каждом из теоретических подходов способы интерпретации и видения причинно-следственных связей также различны.
![]() | 978 63 62 |