![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Теория государства и права |
Соотношение понятий "система права" и "правовая система" | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата. Глава 29. Правовая система общества W 1. Понятие и структура правовой системы Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей. Это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему. В правовой системе воедино слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений
Каждая система права (правовая система) – германо-романская или англо- саксонская – имеют свои особенности, присущие источникам права, в том числе проявляющиеся в иерархии, приоритете источников права. В качестве основных видов источников права необходимо назвать нормативно-правовые акты, судебные и административные прецеденты, правовые обычаи. В некоторых странах в качестве источников права рассматриваются международные договоры и доктрина. Право занимает важное место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Особенности права более рельефно проявляются в процессе нормативного воздействия на общественные отношения совместно с моралью другими социальными нормами. В любом современном государстве источники права (и прежде всего законы) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного нормотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный правовой режим. Учение о правах человека признается одной из фундаментальных концепций современной человеческой цивилизации.
В то же время славянские Правда и Кривда, Суд (Усуд) во многом близки символу Доли, т. е. непостижимой, трансцендентной (а не социальной) силе, предопределяющей как аграрно-природные события, так и всю жизнь человека. Это говорит о слабом осознании русским человеком возможностей своей социальной деятельности, о его подчиненности внешним природным и потусторонним силам. Этнос же, осознавший и переосмысливший в достаточной мере и с достаточной глубиной всю совокупность предправовых образов и представлений, сюжетов и идей, в большей степени подготовлен к восприятию и усвоению правовых форм, институтов, чем народ, не прошедший целиком этой стадии социального и материального развития, но столкнувшийся с правовыми формами раннеклассового общества. Право, правовая система и правовая культура экономически сопряжены с индивидуальной собственностью, а идеологически, точнее, духовно – с осознанием человеком своей индивидуальности, самостоятельности, собственной сущности. Эти понятия близки и с точки зрения происхождения, этимологии: индивидуальность, самостоятельность и собственность, присвоение имущества, где слово «собственность» образовано от слова «себе», и означает принадлежащее индивиду
Нормативно-правовую базу исследования составляет основной закон Российской Федерации, – Конституция Российской Федерации принята, всенародным голосованием 12 декабря 19931, Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г.2 и другие. При написании данного реферата автор руководствовался научными трудами таких авторов, как Марченко М.Н., Лазарева В.В, Сырых В. М., Хропанюка В. Н., и других.Глава 1. Общая характеристика нормативно-правового акта1.1 Понятие и признаки нормативно-правового актаОдним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений3. Следовательно, формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения. Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права», «правовая форма», «источник права».
Светлана Геннадиевна Зубанова Шпаргалка по теории государства и права 1. Предмет и метод теории государства и права Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами. Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания. Науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения. Теорию государства и права относят к гуманитарным наукам. Особенности теории государства и права как науки: 1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни; 2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система. Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин: 1) в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно-правовых явлений; 2) исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления; 3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права
Устанавливается место правовой нормы в правовом институте, отрасли права, правовой системы в целом. Исторический прием используется тогда, когда для уяснения смысла нормы важно знать те исторические обстоятельства, при которых данная норма была принята. На этой основе уясняются мотивы ее принятия, а также цель, на достижение которой она направлена. Телеологическое толкование направлено на уяснение цели, которые ставил перед собой законодатель, принимая норму. Логическое толкование означает использование приемов формальной логики для выявления структурных элементов самой правовой нормы. Анализируется соотношение объемов понятий, правильность суждений. Существует точка зрения, что логическое толкование не является самостоятельным приемом, поскольку правила логики используются во всех способах и приемах толкования, зато, в некоторых работах, оно выделяется в качестве самостоятельного. Исторически, еще со времен Рима, сложился ряд конкретных приемов логического толкования: 1) a pari - "сравнение определенного конкретного случая с частным случаем, подобным ему во всех отношениях"; 2) a for iory - "кто управомочен или обязан к большему, тот управомочен или обязан к меньшему; кому воспрещено меньшее, тому воспрещено большее"; 3) de eo quod persumque fi - "законодатель предусмотрел случаи, которые являются наиболее частыми, но не исключает случаи, которые являются менее частыми"; 4) ad absurdum - доказывание того, что "определенное толкование закона приводит его в противоречие с общей системой законодательства или другими законодательными актами, или подобное его толкование вообще не может быть проведено в жизнь"; 5) argume um a co rario - вывод о неприменимости данной нормы к данному случаю делается на основе противопоставления их тем случаям, которые прямо в норме не предусмотрены.
Культура служит основой законности, а законность, в свою очередь, выступает предпосылкой формирования правовой культуры общества. Тема № 14. Соотношение права и закона, проблема дозволенного и запрещённого. Каково соотношение между системой права и системой законодательства Понятия системы права и системы законодательства довольно близки, но не идентичны. Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики прав. Законодательство служит внешней формой выражения права. И система права, и система законодательства определяются социальными факторами — экономическими, политическими, духовно-культурными и др. Различия между ними состоят в следующем. 1. Система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в стране общественными отношениями, в то время как система законодательства носит во многом субъективный характер,поскольку складывается по воле законодателя, в результате его целенаправленной деятельности. 2. Исходным элементом системы права служит норма права, а первичным элементом системы законодательства — нормативный правовой акт. 3. Система права является определяющим фактором в построении системы законодательства, т. е. система права первична, а система законодательства - производна от нее. 4. Система права построена главным образом на горизонтальных связях между входящими в неё элементами, система же законодательства имеет различия не только отраслевые, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов.
В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и др. 67. Соотношение системы права и системы законодательств Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение. Однако данные понятия необходимо различать по следующим, основаниям: 1) если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства — нормативный акт; 2) если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства — в качестве формы; 3) если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя; 4) если система права имеет первичный характер, то система законодательства — производный (первая служит исходной базой для второй); 5) если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное (федеративное, иерархическое); 6) система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах); а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы — преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п. 68. Правовые отношения: понятие и признаки Правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.
Соотношение системы права и системы законодательства Систему права не следует отождествлять с системой законодательства. Система права, складывается объективно в соответствии с существующими в каждой конкретной стране видами общественных отношений, система же законодательства является результатом его целенаправленного формирования и упорядочения. Законодательство в широком смысле - система нормативно правовых актов. В России среди нормативно-правовых актов высшей юридической силой обладают законы. Поэтому понятие законодательства имеет и узкую трактовку. В собственном смысле слова законодательство - совокупность законов, принятых органами народного представительства или непосредственно самим народом (на референдуме). Различия между системой права и системой законодательства принято видеть в следующем. 1. Исходным элементом системы права является правовая норма, а первичным элементом законодательства - нормативный акт. В этом смысле структура права и структура законодательства соотносятся как содержание и форма. 2. Право и законодательство различны по объему: законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности, с одной стороны, а с другой - включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы - технические, количественные и т. д. 3. Система законодательства отражает систему права и строится на ее основе.
Содержание Содержание2 ВСТУПЛЕНИЕ3 1. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВО» И «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»6 2. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ12 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ «ГОСУДАРСТВА» С ПАРТИЯМИ, ОБЩЕСТВЕННЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ, ЦЕРКОВЬЮ17 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ29 Список литературы32 ВСТУПЛЕНИЕ Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование как единого, управляемого политической властью организма. В зависимости от места и времени понятие 1 История политических и правовых учений. – М.: Юридическая литература, 1991. – с.69 2 История политических и правовых учений. – М.: Юридическая литература, 1991. – с.69 3 История политических и правовых учений. – М.: Юридическая литература, 1991. – 307с. 4 Туманов. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе. Государство и право. М.: Юрид. литература. - 1993. - с.52 5 Л.Фриодмен. Введение в американское право. М.: Прогресс, - 1992. -с.11
Вопрос об образовании права сложен, и у юристов нет единого мнения на этот счет. Существуют и существовали различные взгляды, концепции по этому вопросу, обусловленные различными обстоятельствами: конкретным историческим промежутком, историко-правовой обстановкой в государстве, а также субъективными факторами: личным мнением юристов-теоретиков. Право - одно из сложных, тонких, многоаспектных научных понятий. Само слово Василевич Г.А. Решения Конституционного Суда - важнейший источник права //Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. 1999. № 3. – стр. 59. 1 Тер-Акопов А. Толкаченко А. Библейские заповеди: христианство как метоправо современных правовых систем. Российская юстиция. 2002. №6 стр. 12. 1 Калинин А.Ю. Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права. Известия ВУЗов: Правоведение. 2000 – стр. 129. 2 Бошно С.В. Соотношение понятий источник права и форма права. Юрист. 2001. №10 – стр. 16. 1 Манов Б.Г. Выполнение международных договоров на внутригосударственном уровне. Адвокат. 2002. №1 – стр. 67. 2 Общая теория права / Отв. ред. А.С. Пиголкин изд. Юристъ. 1998 – стр. 76. 1 Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЕ ФОРМЫ (ИСТОЧНИКА) ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА НОРМАТИВНЫЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Актуальность курсовой работы. Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория формы (источники) права. Уровень научной разработки данной проблемы, и, прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен. Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системы законодательства. Одной из причин недостаточной теоретической разработки данной проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника права.
Министерство образования и науки Российской Федерации Негосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Московская академия предпринимательства При правительстве Москвы Благовещенский филиал Кафедра государственно-правовых дисциплин Курсовая работа Система права г. Благовещенск 2009г. ПланВведение 1. Понятие и сущность системы права 1.1 Система права и правовые системы 1.2 Соотношение системы права и системы законодательства 2. Структурные элементы системы права Заключение Список использованных источников Введение Актуальность и значимость темы работы определяется в первую очередь тем, что система права – это весьма сложный многоуровневый комплекс, который включает не менее сложные структурные элементы: нормы права, институты, отрасли. Изучение понятия . Последнее шире по своему объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом правовая система и система права соотносятся как целое и часть. Для деления норм права на отрасли используют 2 критерия: предмет и метод правового регулирования.
Содержание Введение 1. Понятие, элементы и структурное строение системы права 2. Предмет и метод правового регулирования 3. Системообразующие и системоприобретенные связи 4. Общая характеристика отраслей российского права 5. Публичное и частное право 6. Соотношение системы права, системы законодательства, правовой системы и системы юридических наук Заключение Список использованной литературы Введение В юридической литературе, в том числе учебной, термины «право» и «законодательство» нередко употребляются как синонимы. Между тем право, понимаемое как организованная определенным образом совокупность норм, и законодательство как совокупность находящихся в соответствующей взаимосвязи нормативных актов, необходимо рассматривать в качестве хотя и тесно связанных, но все же относительно самостоятельных категорий. Законодательство является формой права и одним из источников его развития. Поэтому оно имеет несомненную связь с его содержанием, но не теряет при этом и своей специфики. И право, и законодательство обладают функциональной общностью, выступая как средство регуляции и саморегуляции общественных отношений. Однако эффективное осуществление этой функциональной задачи, столь важной для устойчивости общественного развития, возможно лишь при условии их системности.
Знать: понятие,основные формы права,классификацию актов,признаки и виды законов,формы права РФ,классификацию актов в порядке убывания юридической силы,порядок определения действия актов РФ во времени,пространстве,кругу лиц Уметь:проводить сравнение актов по юридической силе,определять время действия актов,круг лиц,на которых распространяется действие актовУчебные вопросы:1.Понятие источника (формы) права.Основные формы права. 2.Классификация нормативно-правовых актов. 3.Признаки и виды законов. 4.Формы права РФ 5.Юридическая сила нормативно-правовых актов 6.Действие нормативно-правовых актов во времени,пространстве,кругу лицЗадание:1.Изучить тему по конспекту лекций 2.Изучить тему по 3.Составить словарь новых терминов 4.Подготовить письменные рефераты по вопросам 4,5,6 5.Выступить с докладом по подготовленным рефератам на семинаре 6.Принять участие в обсуждении докладов других студентов 7. Ответить на вопросы с указанием номеров источников: - определите понятие источника (формы) права - дайте характеристику основных современных форм права - какие формы права используются в РФ? - приведите классификацию нормативно-правовых актов РФ в порядке убывания их юридической силы? - каким образом определяется действие нормативно-правовых актов РФ во времени,пространстве,кругу лиц? Тема 5.Система права Цели изучения темы:Ознакомиться: с понятием,структурой системы права РФ,основными отраслями права РФ Знать: понятие системы права,структуру системы права РФ,основные отрасли права системы права РФ Учебные вопросы: 1.Понятие и структура системы права РФ 2.Частное и публичное право.
Принятие нашим обществом формулы правового государства означает переворот в представлении о соотношении государства и права. Правовое государство предполагает, в первую очередь, господство права над государством. Кроме этого - верховенство закона во всех областях общественной жизни, разделение властей, плюрализм мнений, гласность, высокая роль суда ( вт.ч. конституционного), взаимная ответственность гражданина и государства. Лишь при наличии и широком развитии всех вышеназванных признаков, можно с уверенностью говорить о создании правового государства. Господство права предполагает сочетание двух аспектов: 1.институционно-правового ( в форме правовой организации системы государственной власти) 2.нормативно-правового ( в виде верховенства правового закона) При этом необходимо учитывать то, что правовая законность и правовая организация должны быть таковыми не только, по названию, но и по содержанию. И здесь наиболее уместно одно из определений права по Р.З.Лившицу как «нормативно закрепленной и реализованной справедливости». Иначе закон и законность могут выродиться во вспомогательные средства организации, поддержания и оправдания антиправовых порядков.
Продукты духовного творчества – произведения скульптуры и живописи, литературы и кино, музыки и сценичного искусства, открытия и изобретения – все результаты интеллектуальной деятельности человека. Ценные бумаги и официальные документы – акции, государственные обязательства, деньги, личные документы и т.т.44. Система права и система законодательства, понятие, содержание, соотношение. Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. С позиций генетического подхода можно выделить первичные и производные от них критерии. В качестве первичного (естественного) критерия по отношению к праву выступает человек. Производными в этом плане могут быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-политические образования, прежде всего государство и общество. Исторический подход позволяет проследить весь путь становления права как системы. Общим видимым критерием здесь выступает форма (источник) права, анализ которой дает возможность обозначить преимущественные системообразующие начала, характерные для той или иной системы права, специфику компоновки ее элементов, архитектонику.
При этом система конституционного права является более подвижной, более подверженной изменениям с учетом этих потребностей. Наиболее существенные изменения система конституционного права претерпевает в условиях, когда вносятся существенные, подчас коренные изменения в систему конституции. Например, после принятия в 1993 г. Конституции РФ, которая определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела новые правовые институты, существенные изменения претерпела и система конституционного права России. Соотношение системы конституционного права с системой конституции является частью более общей проблемы — соотношения сие темы права и системы законодательства. Анализ системы конституционного права требует выявления не только ее главных составных частей, но и места каждой из них в данной системе, основанного на их соотношении, с учетом того, что нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяя их направленность и содержание.
![]() | 978 63 62 |