![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Медицина | подраздел: | Медицина |
С.П.Боткин – выдающийся русский врач и ученый | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В 1758 был определен певчим в Петербург в Придворную певческую капеллу. В 1769 отправлен в Италию для обучения музыке. В 1779 Бортнянский вернулся в Россию. В 1780-84 - капельмейстер Придворной певческой капеллы, руководил хорами в Сухопутном шляхетском корпусе и Смольном институте. В 1758 Бортнянский получил назначение капельмейстером при "малом" дворе великого князя Павла Петровича. С 1796 Бортнянский - управляющий Придворной певческой капеллой, главным хором Российского государства, с 1801 Бортнянский - директор Придворной певческой капеллы. С деятельностью Бортнянского связан ее расцвет. В 1804 избран почетным членом Академии художеств в Петербурге. В 1791-1814 написал ряд кантат и ораторий на стихи Г.Р. Державина, Ю.А. Нелединского-Мелецкого, П.А. Вяземского, М.М. Хераскова, а также духовной музыки, исполняемой до сих пор. В 1816 Бортнянский назначен цензором всех издаваемых в России нот духовной музыки. Л.Н. Вдовина БОТКИН Сергей Петрович (5.09.1832 - 12.12.1889), русский врач, ученый и общественный деятель, по окончании в 1855 медицинского факультета Московского университета стажировался в клиниках Германии, Франции и Австрии (1855-60)
Министерство образования РФ БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ С.П.Боткин – выдающийся русский врач и ученый. Выполнила: Демина Людмила Николаевна. Медицинский факультет гр. 922. Белгород 2001 План: 1. Клиническая медицина во вторую половину 19 века. 2. Создание лабораторно – экспериментального метода в клинической медицине: 3. Приоритеты С.П. Боткина в клинической медицине. . Кардиология: точка Боткина,пост систолический шум . Фтизиатрия: симптом сдавления возвратного нерва увеличенной трахеобронхиальной железой . Острые инфекционные заболевания: классические описания брюшного, возвратного и сыпного тифа, инфекционного гепатита 4. Современники о С.П. Боткине. Клиническая медицина во вторую половину 19 века Сергей Петрович Боткин был одним из величайших деятелей отечественной медицины, труды которого имеют громадное значение и для нашего времени. В истории русской клинической медицины С. П. Боткин создал эпоху. До Боткина русская медицина носила преимущественно описательно клинический характер: врач изучал историю болезни, подмечал внешние проявления заболевания, (симптомы), что позволяло ему правильно ставить диагноз; наблюдая течение болезней, он вырабатывал в себе умение предсказывать их исход и лечил, опираясь на опыт применения тех или иных лекарств.
Зацвело оно на диво, и на длинной зеленой стрелочке кто-то маленькие наперстки развесил. Совсем такие, как у сиротки были. Увидели люди эти цветы и назвали их наперстянкой. Ведущий N 9: Не торопитесь рвать наперстянку на букеты. С виду цветок красив, а возьмешь в руки может сразу обжечь, словно крапива. И запахом одурманивает. Скот и насекомые обходят цветок стороной. А откуда бы, казалось, знать им, что стебли и корневища у цветка ядовиты? В растении содержится токсичное вещество, именуемое дигиталисом. Ведущий N 10: Дигиталис в малых дозах используется в медицине как лечебное средство: врачи рекомендуют его при сердечных болезнях. В народной медицине наперстянке приписывается свойство «очищать тело сверху донизу». Так считают еще со времен Диоскорида. В Средние века наперстянка слыла слабительным и рвотным, ею пытались лечить также лихорадку и водянку. Ведущий N 9: Выдающийся русский врач С. П. Боткин назвал наперстянку «одним из самых драгоценных средств, какими обладает терапия». На Кубани сейчас есть даже специальные плантации, на которых выращивают наперстянку для лечебных целей
Другое мнение Здоровых людей не бывает. Так считает вице-президент Лиги независимых ученых России, проф. Валерий Рево. "Болезнь не есть нечто особенное, самостоятельное. Она представляет собой обычные явления жизни при условиях, невыгодных организму", - так говорил выдающийся русский врач Сергей Боткин. «И он эти слова экспериментально доказал, - говорит Рево. - Тем самым ученый, во-первых, развеивает почти повсеместное заблуждение, что идеальное состояние человека - это полное отсутствие заболеваний. И дает понять, что стремление к абсолютному здоровью аналогично поискам древними алхимиками "эликсира жизни". Во-вторых, эти слова служатсвоеобразным психотерапевтическим средством, особенно для мнительных людей. Ведь когда человек осознает, что болезнь для всего живого естественна и закономерна, он перестает паниковать из-за каждого чиха. А психическая уравновешенность, как известно, продлевает жизнь». Исследовав около ста тысяч больных всех возрастных групп, Рево и его коллеги пришли к выводу, что к 50 годам у каждого человека имеется 20-30 наиболее распространенных хронических заболеваний, с которыми можно долго и счастливо жить.
Эту же мысль в 90-х годах прошлого столетия повторил известный физик Вильям Крукс. Ему противопоставив в публичной лекции "Точно ли человечеству грозит близкая гибель?" свою концепцию выдающийся русски "г ученый К. А. Тимирязев. В этой лекции К. А. Тшшрязеп опроверг и гипотезу лорда Кельвина, пророчившего человечеству гибель от поголовного удушья в результате роста потребления минерального топлива, а в связи с этим и постепенного уменьшения концентрации кислорода в атмосфере и повышении в ней содержания углскислого газа. К. А. Тимирязев с присущей ему страстностью и убедительностью не только строго научно аргументировал ошибочность позиции этих выдающихся ученых, но и высказал глубокую уверенность в скором решении проблемы фиксации азота атмосферы. Это было истинным научным предвиденпем. Решение проблемы фиксации азота и создание азотной промышленности очень скоро стало выдающимся достижением науки и техники XX столетия. К. А. Тимирязев заканчивал свое выступление такими словами: "Пока светит солнце и сияет мысль в умах ученых, человечеству не приходится дрожать за свою будущность"
В высказываниях Белинского четко выражено его отношение к музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания: « Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами; чью душу не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в картине только галерейную вещь, годную для украшения комнаты и дивиться в ней одной отделке; кто не любит стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки - тот не человек». А как полюбить все это? Белинский отвечает определенно: « В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше». Отдавая должное формирующему влиянию окружающей среды, русские мыслители вместе с тем признавали существенное значение природных задатков и наклонностей. Считали, что необходимо их чутко распознавать и бережно выращивать. Одним из первых в России предпринял практические шаги в деле музыкального просвещения и образования Владимир Федотович Одоевский - выдающийся русский музыкальный ученый и публицист, и общественный деятель.
В этой литературе мы затронули широкий круг во-просов,связанный с методикой закаливания.И пусть не смущает вас возраст,и вдохновляют те перспекти-вы,которые оно открывает перед вами.И тогда в результате систематического закаливания,как гово-рил выдающийся русский врач С.Г.Зыбыелин «насту-пят природные россиянам свойства-крепость,сила, храбрость и мужество;чего всем любезным моим со-гражданам сердечно желаю»
Будрейко Е. Н. Cтроитель первой в России железной дороги Павел Петрович Мельников (4. VIII. 1804–16. VIII. 1880) — выдающийся русский инженер, ученый и организатор в области транспорта, строитель первой в России железной дороги большой протяженности, почетный член Петербургской АН получил образование в Военно-строительном училище, а затем — в Институте корпуса инженеров путей сообщения. Как один из отличнейших воспитанников он был оставлен при институте, в котором с 1833 г. преподавал курс прикладной механики. Период, когда Мельников начинал свою деятельность, характеризовался взглядами, согласно которым в России не существует потребности в новых видах транспорта — железных дорогах и пароходах, она вполне может обходиться традиционными. П. П. Мельникову и его соратникам пришлось вести долгую борьбу за внедрение передовых видов транспорта, что способствовало бы быстрейшему промышленному развитию страны и просвещению народа. В одной из своих работ он писал: " ничто не может так содействовать просвещению, как возможность скорых и дешевых путешествий, приобретаемая усовершенствованными системами сообщения", "по железным дорогам устремится вдаль человеческая мысль ".
Каковы основные идеи новой космической культуры?Во-первых, это идея активной эволюции, в которой выражается новое качество взаимоотношений человека и природы. Опираясь на естественнонаучные эволюционные воззрения, традиционно ценимые в России, космисты выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса; когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития, человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию. Он должен проникнуться духом космической этики. Во-вторых, рассматривая Землю и ее историю как часть эволюционных процессов во Вселенной, космисты соединили заботу о космическом целом с нуждами, запросами и потребностями конкретных людей. С их точки зрения, гуманистический оптимизм, радостное и светлое миросозерцание основаны не на прекраснодушных мечтаниях отдельных мыслителей, а на законах развития культуры и самой природы. С наибольшей научной доказательностью и философской обоснованностью эти идеи были развиты выдающимся русским мыслителем, ученым- естествоиспытателем, стоявшим у истоков современной геохимии и биогеохимии, -В.Л. Вернадским. Основной труд В.И.Вернадского - «Научная мысль как планетное явление» - отличается энциклопедичностью в обобщении, синтетическим подходом к эволюции Земли как к единому геологическому биогенному социальному и культурному процессу.
В отечественной народной медицине растение известно с XII в. Выдающийся русский врач-фармаколог А. П. Нелюбин в книге “Фармакография” в 1852 г. писал, что календула — “целебное средство, одаренное особенною врачебною силою”. Далее он перечисляет, в каких случаях в народной медицине применялась календула: “.в хронической рвоте, в болях предсердия, в скиррозных отвердениях, в раке кожи, в злокачественных, венерических, лишайных и чесоточных язвах”. В настоящее время препараты календулы введены в государственные фармакопеи многих стран мира. Цветочные корзинки и язычковые цветки календулы обладают бактерицидными, ранозаживляющими, противовоспалительными свойствами, успокаивают нервную систему, снижают артериальное давление. Препараты календулы (настой, настойка, “Калефон” и др.) применяются при лечении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, как желчегонное средство при заболеваниях печени и желчных протоков, в качестве симптоматического средства при злокачественных заболеваниях различной локализации.
Именно после него врачи начали изучать естественное старение организма и преждевременное старение, связанное с различными процессами в организме. В работах Боткина и его учеников особенно подчеркивалось влияние внешней среды на старение организма. Таким образом, из учения С.П. Боткина явствовало что процесс старения организма может ускориться при неблагоприятных условиях, и следовательно у людей есть возможность продлить жизнь, устраняя внешние причины, пагубно действующие на организм человека. Так перед врачами была открыта перспектива активной борьбы за долголетие людей. 40 лет экспериментальной деятельности посвятил выдающийся русский ученый И.И. Мечников естественнонаучному исследованию проблем человеческого долголетия, “чтобы люди будущего. могли бы достигнуть нормального предела жизни, значительно более продолжительней ,чем теперь”. (И.И. Мечников. Этюды о природе человека. М. Издательство АН СССР,1964, стр.9). И.И. Мечников по праву считается основоположником геронтологии, науки о старение человека. Создавая цельное воззрение на человеческое существование, И.И. Мечников указывал :”Человеческая жизнь свихнулась на полдороге, и старость наша есть болезнь, которую нужно лечить как всякую другую”.
Древнеримский врач Клавдий Гамен рекомендовал больным не только гимнастические упражнения, но и греблю, верховую езду, охоту, собирание плодов, прогулки, массаж. Врач и философ Средней Азии Абу Али Ибн-Сина (Авицена) в «Каноне врачебной науки» широко пропагандировал физические упражнения как важный элемент лечебной и профилактической медицины. Выдающиеся русские ученые-медики М.Я Мудров, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, П.Ф. Лафарг постоянно подчеркивали важное значение гимнастики, двигательного режима, массажа, закаливания и трудовой терапии. С ХХ века лечебная физкультура получила дальнейшее развитие и стала наукой. На основе современных физиологических и клинических концепций разработаны теоретические основы и определены методические положения их использования. Обоснованы и применяются различные частные методики ЛФК при многочисленных заболеваниях и травмах, а также в качестве профилактических упражнений для предупреждения заболеваний и продления жизнедеятельности человека. 1. Лечебная физкультура ее виды и формыЛечебная физкультура – это физические упражнения, т.е. мышечные движения, являющиеся мощным биологическим стимулятором жизненных функций человека.
Внешнеполитическая программа российского правительства в 70-х гг. отдавала предпочтение мирным средствам для разрешения международных конфликтов. Опираясь на "Союз трех императоров", царизм пытался оказать дипломатическое давление на Турцию, требуя предоставления автономии Боснии и Герцеговине. По мере усиления национально-освободительной борьбы на Балканах в России росло массовое движение в поддержку южных славян. Новая волна общественного негодования поднялась в связи со зверским подавлением турецкими властями апрельского восстания в Болгарии. В защиту болгарского народа выступили выдающиеся русские ученые, писатели, художники — Д. И. Менделеев, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. С. Исаков, И. Е. Репин и др. В июле 1876 г. правительства Сербии и Черногории потребовали, чтобы Турция прекратила расправу в Боснии и Герцеговине. Это требование не было удовлетворено, и 30 июля оба славянских государства объявили войну Турции. В сербскую армию вступило около 5 тыс. русских военных. В госпиталях Сербии и Черногории работали русские врачи-добровольцы, среди которых были такие известные медики, как Н. В. Склифосовский, С. П. Боткин. Военные действия развернулись неблагоприятно для Сербии.
Пастеру принадлежит открытие возбудителей куриной холеры, септицемии, остеомиелита и др. Пастер разработал метод приготовления вакцин путем искусственного ослабления (аттенуации) вирулентных микробов для профилактики инфекционных болезней — метод, которым пользуются и в настоящее время. Им приготовлены вакцины против сибирской язвы и бешенства. В дальнейшем развитии микробиологии огромная заслуга принадлежит немецкому ученому Роберту Коху :(1843—1910). Разработанные им методы бактериологической диагностики позволили открыть возбудителей многих инфекционных болезней. Наконец, в 1892 г. русским ученым Д. И. Ивановским (1864—1920) были открыты вирусы. Одновременно с развитием медицинской микробиологии совершенствовались клинические знания врачей. В 1829 г. Шарль Луи детально описал клинику брюшного тифа, выделив это заболевание из группы «лихорадок» и «горячек», в которую объединялись до этого все заболевания, протекавшие с высокой температурой. В 1856 г. из группы «горячечных болезней» был выделен сыпной тиф, в 1865 г. — возвратный тиф. Большие заслуги в области изучения инфекционных болезней принадлежат выдающимся русским профессорам С. П. Боткину, А. А. Остроумову, Н. Ф. Филатову. С. П. Боткин установил инфекционную природу так называемой катаральной желтухи — болезни, известной сейчас под названием болезни Боткина.
Многие писатели :читают, что Цельс жил в конце I века до н. э. и в первой половине I века н. э., в период правления императоров Августа и Тиберия. Предполагают, что Цельс дожил до времени правления Нерона (54—68 н. э.). По Мультановскому, период его жизни охватывает 30—25 гг. до н. э. — 40—45 гг. н. э. Цельс был разносторонним ученым, занимавшимся (философией, риторикой, правом, сельским хозяйством, военным делом и медициной. Искусству врачевания, как утверждает русский врач А. Бернард, посвятивший Цельсу свою докторскую диссертацию он учился у выдающихся греческих врачей — Мегета, Трифона и Евельписта.1 Свои медицинские знания он пополнял в Медицинской школе, основанной Августом, а затем совершенствовал их в больнице для лечения рабов — валетудинариуме. Обращает на себя внимание интерес Цельса к разработке научной латинской медицинской терминологии, замене традиционных греческих терминов новыми медицинскими названиями на латинском языке Согласно имеющимся данным, он является автором обширной энциклопедии «Ar es» («Искусства»), где суммированы знания древнеримских ученых во многих областях науки.
Определенная система в подготовке лекарей была введена Петром 1. По его распоряжению были открыты госпитали: в Москве (1707), в Петербурге- сухопутный (1718), в Кронштадте—морской (1719), в Архангельске (1733) и при них госпитальные школы подготовке лекарей. К концу XVIII века в 20 госпитательных школах России было подготовлено около 2000 врачей. Главным предметом в этих школах являлась анатомия, считавшаяся "материей медика". В 1786 г. госпитальные школых были переименованы в Медико-хирургические училища. В Петербурге организуется Медико-хирургическая академия (1798). Подобно западным странам, в крупных городах России (в Москве в 1755 г., в Казани и Харькове в 1804 г., в Варшаве в 1816 г., в Петербурге в 1819 г., в Киеве в 1834 г., в Адессе в 1865 г., в Томске в 1888 г.) были открыты университеты с медицинскими факультетами, являющимися колыбелью многих выдающихся русских ученых и врачей. Анатомией занимался математик и физиолог швейцарец Бернули (1700-1782), который изучал значение нервов и кровеносных сосудов для деятельности мышц, описал расположение желтого пятна сейчатки глаза.
В Московском университете произошла демонстрация, направленная против выдающегося русского историка В.О.Ключевского, которому студенты не могли простить его положительные отзывы об Александре III и позитивную оценку его деятельности и личности. В 1899 г. состоялась общероссийская студенческая стачка, охватившая все высшие заведения страны и продолжавшаяся два месяца. Важной чертой этого времени является усиление участия в общественном движении различных профессиональных групп московской интеллигенции: педагогов, врачей, артистов, художников, писателей, ученых и юристов. В конце 90-х годов в Москве из интеллигенции создается партия социал-революционеров («Союз социалистов-революционеров») – одна из самых крупных российских политических партий. Москва стала одним из опорных пунктов боевой организации эсеров, усилившейся в начале XX века. На многих предприятиях Москвы – заводах, фабриках, в типографиях и железнодорожных мастерских – представители интеллигенции, главным образом студенты, создавали марксистские кружки рабочих.
Хотя мировой авторитет Павлова заставлял официальные власти относиться к нему с лицемерной учтивостью, защиты диссертаций сотрудников Ивана Петровича зачастую проваливались, его учеников в званиях и должностях утверждали с трудом. Нелегко было Павлову оставлять при кафедре своих способнейших учеников после окончания академии и добиваться для них научных командировок в зарубежные лаборатории. Самого Павлова тоже долго не утверждали в звании ординарного профессора, ему одному из всех заведующих теоретическими кафедрами академии не давали казенной квартиры/Недруги ученого постоянно натравливали на него знатных дам-ханжей, вопивших о греховности научных опытов над животными, они же забаллотировали его кандидатуру при переизбрании на пост председателя Общества русских врачей, несмотря на проделанную Павловым большую работу в этом обществе, и т. п. Своим авторитетом, выдающимися научными достижениями, пламенным патриотизмом, демократическими взглядами И. П. Павлов как магнит притягивал к себе молодых энтузиастов науки.
![]() | 978 63 62 |