![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Международное частное право |
Инвестиции в свободные экономические зоны | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Рассчитывать на то, что с принятием этого закона не будут появляться новые запреты, в условиях стихийного законотворчества в России необоснованно, поскольку у региональных властей останется достаточно лазеек для обхода этого закона. Для создания и поддержания разветвленной системы финансовых льгот сегодня стране трудно выделить средства. Кроме того, эффективность таких стимулов далеко не всегда оправдывает себя. К примеру, из множества созданных к настоящему времени свободных экономических зон реально функционируют единицы, другие же являются, скорее, удобным прикрытием для вывоза капитала из страны. Несмотря на это, количество проектов создания новых свободных экономических зон растет. В условиях, когда продолжают сокращаться как внутренние, так и иностранные инвестиции, страна не может позволить себе взять курс на полное устранение системы стимулов для инвесторов. Это - задача на перспективу. Сегодня же целесообразно сохранить эту систему, изменив принципы предоставления стимулов, а в ряде случаев - и сами стимулы
Осуществление планов создания и эффективной деятельности зоны "Янтарь" в значительной степени зависит от реализации соглашений России с Литвой и Польшей. В свободных экономических зонах действует законодательство соответствующего государства (гражданское, хозяйственное, трудовое и т.д.), за исключением тех изъятий, которые установлены законодательными актами об иностранных инвестициях, законами о СЭЗ (если они имеются) и положениями о конкретных зонах. Особое значение для регулирования хозяйственной деятельности в СЭЗ приобретает, естественно, законодательство о предпринимательской деятельности, налоговое законодательство, положения законодательства об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, антимонопольного законодательства, других актов, связанных с переходом к рыночной экономике. Что же касается органов хозяйственного управления, то на практике встречаются различные варианты решения этой непростой проблемы. В одних случаях (например, в зоне "Янтарь") был создан Комитет по развитию СЭЗ.
Необходимо заполнить "белые пятна" инвестиционного законодательства, приняв законы о концессиях и свободных экономических зонах, внести изменения в действующие инвестиционные законы. * Инвесторам необходимы не временные льготы (которые, как показывает российский опыт, легко ликвидируются), а долгосрочные гарантии возврата вложенного капитала. При их отсутствии рост предпринимательского риска ведет к сокращению инвестиционного предложения и оттоку капитала из страны. * Необходимо быстрое формирование не только ясной правовой, но и административной среды, обеспечивающей деятельность в России компаний с долгосрочными интересами. 1 Вместе с тем, нельзя исключать случаи изъятия капитала из предприятий с иностранным участием или выплаты таких предприятий по кредитам, взятым у материнских компаний или компаний, к которым принадлежат иностранные участники СП. 2 Анализ 12 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, являющихся основными реципиентами иностранного капитала, показал, что в 1992-1997 гг. ПИИ были более стабильны по сравнению с портфельными инвестициями
Данный Декрет-Закон был принят в развитие базового Закона № 77 «Об иностранных инвестициях» в целях привлечения иностранных капиталовложений в экономику Кубы на основе создания льготных условий для иностранных инвесторов. Указанные нормативно-правовые акты устанавливают для компаний-операторов свободных экономических зон льготный налоговый и таможенный режим и разрешают проведение ими СЭЗ разнообразной производственной деятельности (в том числе, в сфере сборки продукции из ввозимых полуфабрикатов, узлов и сборочных единиц и доводки конечной продукции), торговых и банковских операций, услуг в сфере страхования, деятельности в области организации производств на базе передовых технологий, проведение научно-исследовательских работ и внедрение опытно-конструкторских разработок. Операторы СЭЗ имеют право на сооружение на территории зон зданий и необходимых строительных объектов в целях создания производственных цехов, складов, офисных и других служебных помещений. Они могут арендовать участки территории в пределах зон, создавать необходимую инфраструктуру электрического, газового, и водоснабжения, связи и систем обеспечения безопасности.
Интерес всегда сильнее принципа. Вроде бы все так, да не так. В Китае сохранилась традиционная сельскохозяйственная структура. Крестьяне по-прежнему сидели на земле и, избавившись от навязанных им коммун, быстро расправили плечи, стали кормить народ. Промышленность находится еще на том уровне, когда в принципе возможны 15-процентные приросты. Главное - забывается, что при отъявленной приверженности марксистской догме китайское руководство (видимо, в силу национального характера) всегда было склонно подходить к вещам прагматически. К тому же уроки, которые преподал своей нации "великий кормчий", на десятилетия отбили охоту ко всякого рода большим скачкам и прочим экспериментам, в буквальном смысле толкнули в направлении, противоположном коммунизации. Задолго до печальных событий на Тяньаньмэнь Китай был широко открыт для иностранных инвестиций, а обширные приморские пространства - для свободных экономических зон. От них, кстати, в огромной мере и исходит нынешнее процветание. Теперь давайте подумаем, пошел бы Брежнев на подобные новшества? Да что там Брежнев, если за семь лет своего правления и Горбачев при всем его радикализме не рискнул по-настоящему распахнуть ворота страны
Формирование СЭЗ для региона дает некоторые льготы и, в некоторых случаях, привлекает иностранные инвестиции на территорию региона, а т. к. финансирование регионов из федерального бюджета оставляет желать лучшего, соответственно, и регионы «выкручиваются» как могут. Здесь представлен идеальный вариант. Создана зона, иностранные инвесторы вкладывают средства, регион процветает. Но не все СЭЗ в России работают так успешно. В 1994 году СЭЗ "Находка" отказывается от статуса свободной экономической зоны и выступает с предложением создать на ее территории четыре локальные зоны наподобие таможенных зон. Одной из главных причин неудачи Находкинского эксперимента по развитию СЭЗ стала неадекватная трактовка самого понятия СЭЗ: руководители Находки пытались за счет привлечения иностранных капиталов на льготных условиях решать собственные, прежде всего социальные проблемы - что вызывало вполне объяснимое непонимание у потенциальных инвесторов в СЭЗ. Кроме того, не учитывался такой фактор, как необходимость массированного инвестирования в СЭЗ собственно российских ресурсов для создания соответствующей инфраструктуры для работы уже иностранного капитала.
Страны с развитой рыночной экономикой обычно не имеют специального национального законодательства по регулированию иностранных инвестиций. Они имеют достаточные внутренние источники инвестирования и в то же время активно импортируют иностранный капитал. Регулирование же иностранных инвестиций осуществления посредством законодательных актов общего характера, относящихся ко всем субъектам хозяйствования, а также через специальные международные двусторонние договора. С целью ускоренного развития отдельных отраслей и регионов эти страны активно используют свободные экономические зоны различных типов. Льготы, предоставляемые для предприятий и организаций в этих зонах являются факторам, привлекающим иностранные инвестиции, однако ставка именно на иностранные инвестиции для решения различных проблем (для чего и создаются СЭЗ) не делается. Инвесторов в этих странах привлекают высокая политическая и коммерческая безопасность, развитая инфраструктуру, квалифицированные кадры, но им приходится сталкиваться с проблемой жесткой конкуренции, высокими требованиями к экологии и другими проблемами.
Свободные экономические зоны в КНР (помимо общих с другими странами целей спецзон) в целом являются экспериментом по использованию рыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности. Переход «все разом» к рыночному хозяйству признан в Китае неприемлемым, чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики в целом. Специфика китайского опыта регулирования свободных экономических зон заключается в том, что они для современного Китая – это нечто большее, чем специальные районы по стимулированию иностранного и отечественного предпринимательства, привлечению инвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др. В специальных экономических зонах Китая происходит становление и обкатка, как отмечают китайские экономисты, экономической модели, по которой в 21 веке будет жить практически весь Китай. (№1, стр.93).4.4. Выводы об общих чертах, достижениях и особенностях развития СЭЗ в мире Мировой опыт функционирования свободных экономических зон позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) – это географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный, по сравнению с общепринятым для данного государства, режим хозяйственной деятельности. Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы: комплексные зоны производственного характера; внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные); функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.). СЭЗ создаются в целях развития экспортного потенциала, увеличения поступлений в РФ валютной выручки от экспорта товаров, активизации внешнеэкономических связей, экономического и социального развития РФ и ее отдельных регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новых техники, технологий, опыта управления СЭЗ. К СЭЗ на территории РФ относятся зоны экспортного производства, свободные таможенные зоны производственного и торгового типов, а также особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного оказания услуг, в том числе банковские оффшорные центры и туристско- рекреационные зоны.
МОТ – международная организация труда МЭ – мировая экономика МХ – мировое хозяйство МСЭ – Международный союз электросвязи МВКО – международные валютно-кредитные отношения МР – мировой рынок МРТ – международное разделение труда МФК – международная финансовая корпорация НАФТА – Североамериканская зона свободной торговли(США, Канада, Мексика) НДС – налог на добавленную стоимость НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы НИС – новые индустриальные страны НТП – научно-технический прогресс НТР – научно-техническая революция ОАЭ – Объединенные арабские эмираты ОПЕК – Организация стран-экспортеров нефти ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития ПИ – прямые инвестиции ПРООН – программа развития ООН ПРС – промышленно развитые страны РС –развивающиеся страны РСФСР – Российская советская федеративная социалистическая республика СДР – специальные права заимствования СЗПЭ – Свободная зона поощрения экспорта СКВ – свободно конвертируемая валюта СМЕС – Совет Министров Европейского Союза СПС – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС СРП – Соглашение о разделе продукции СЭВ – Совет Экономической Взаимопомощи СЭЗ – свободные экономические зоны ТНК – транснациональные корпорации ТПК – территориально-производственные комплексы ФАО – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН ФПГ – финансово-промышленные группы ЦАОР – Центрально-американский общи рынок ЦБ – Центральный банк ЦВЕ – Центральная и восточная Европа ЭАН – экономически активное население ЭКА – Экономическая комиссия ООН для стран Африки ЭКЗА – Экономическая комиссия ООН для стран Западной Азии ЭКЛАК – Экономическая комиссия ООН для стран Лат.
В то же время, хотя функционирование свободных экономических зон в развивающихся странах не является панацеей по решению их многообразных социально-экономических проблем, они играют весьма заметную роль в экономике и обществе этих стран. Для многих развивающихся стран свободные зоны становятся полюсами торгово- экономического, научно-технического и социального роста. Кроме того, в них отрабатывается модель в той или иной степени открытой экономики, пути интеграции в мировую экономику. Образование свободных экономических зон, особенно развивающихся странах, сопряжено со значительным капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без строго определенной централизованной поддержки они практически нежизнеспособны. По обследованию, проведенному Институтом Востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в свободные экономические зоны составили в среднем 4 доллара на 1 доллар зарубежных инвестиций. В КНР, например, иностранные вложения в четыре свободные экономические зоны к концу 80-х годов составили 4 млрд. долл., в то время как начальные собственные инвестиции превышали 22 млрд. долл., что в 5,5 раз больше.
Возможна и более сложная конструкция отношений, когда материальные обязательства государства-должника по полученным им кредитам (например. выплата процентов) удовлетворяются за счет полной или частичной стоимости имущественных прав частного инвестора в стране должника (например, предоставление прав на разработку естественных ресурсов). Формы иностранных инвестиций : долевое участие в СП путем создания новых совместных предприятий, а также приобретения доли участия ( паев, акций) в существующих предприятиях; участие в приватизации; создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвестору; создание банков с иностранным участием; приобретение предприятий; создание дочерних предприятий, филиалов, представительств; приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами; приобретение государственных ценных бумаг; приобретение ценных бумаг местных юридических лиц; приобретение иных имущественных прав; заключение концессионных договоров; заключение договоров с юридическими лицами и гражданами принимающей страны; осуществление хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах Национальный режим или режим наибольшего благоприятствования Принципиальный подход для определения такого режима был выработан еще в общесоюзных Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР.
Особенно следует остановиться на налоговых льготах. Согласно ст. 41 ЗИИ России, во всех СЭЗ установлен льготный налоговый режим,он заключается в том,что иностранные инвесторы преприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по сниженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль. При этом ставки налогов не могут быть меньше 50% налоговых ставок, действующих на территории России для этого вида налогоплательщиков. В Положении о СЭЗ "Янтарь" были предусмотрены следующие налоговые льготы: 1) все предприятия в зоне освобождаются от уплаты налога на экспорт продукции, производимой в зоне, и на импорт товаров, используемых при производстве экспортной или "импортозамещающей" продукции (п. 28); 2) в течение первых пяти лет функционирования зоны налог на прибыль находящихся в ней предприятий не может превышать 30%; 3) для предприятий с иностранными инвестициями в размере 30 и более процентов и для всех предприятий с объемом экспорта не менее 30 % годового объема производства введены налоговые каникулы сроком до 5 лет в отношении уплаты налогов и перевода части прибыли за границу, установлено взимание налога на прибыль не более 16%, за исключением части прибыли, переводимой за границу (п. 25). Часть прибыли, реинвестируемая всеми предприятиями СЭЗ в развитие производства, социальной сферы и инфраструктуры зоны, вообще освобождается от налогообложения (п. 26). Следует подчеркнуть, что согласно Указу от 4 июня 1992 г. до принятия закона о свободных экономических зонах Российской Федерации сохранен тот порядок налогообложения, который был установлен Законом России об иностранных инвестициях и положениями о свободных экономических зонах.
Сотрудничество со всемирным банком: развитие программ ТЭК, науки и образования, транспорта, с/х, финансирование мелких и средних промышленных предприятий. Привлечение в страну прямых иностранных инвестиций, образование совместных предприятий с участием китайского и иностранного капитала, чисто иностранных предприятий. Доля совместных предприятий в общем объеме экспорта в 94-м г. - 24%. В Приморском поясе 80% предприятий с участием иностранного капитала. Организация свободных экономических зон в приморских районах (14 зон): зоны обеспечивают 20% всего экспорта Китая.В Китае высокая норма накоплений - свыше 30%.Положительные сдвиги в уменьшении неграмотности, в развитии высшего образования, но это еще отстает от потребностей. Также сдерживают страну военные расходы (около 3% ВВП).Собственное развитие космической техники и технологии, доминирование в запуске коммерческих ракет, если темпы роста сохранятся, то к 2010 г. Китай достигнет уровня среднеразвитых стран, а к 2040 - превзойдет США по экономической мощи и уровню производства на душу населения.Произошли изменения: директивное планирование сменилось инлдикативным, формы оплаты труда, участие наемных рабочих в управлении.
СЭЗ позволяют активно формировать экономику открытого типа , выступают своеобразным “передним краем”, на котором применяются современная техника и технологии , мировые научно-технические достижения , современные методы управления экономикой , иностранный капитал и т. д. В зонах свободного предпринимательства создается современная инфраструктура , необходимая для деловой активности . Открытость мировому рынку делает СЭЗ привлекательными для транснациональных компаний , миллиардные инвестиции которых вкладываются на всех континентах . Международные корпорации в поисках благоприятных условий для своей коммерческой деятельности рассматривают СЭЗ как весьма прибыльные экономические структуры , с которыми связывают важнейшие направления своей экспансии . С помощью СЭЗ происходит весьма интенсивная интеграция целых регионов в систему мирохозяйственных связей . Свободные экономические зоны – области очень высокой концентрации торговых , финансовых , технологических , производственных связей . Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений , предпринимательства , местом совершенствования технологии и управленческого механизма .
СЭЗ, преимущественно опирающиеся на иностранные инвестиции, переходят к сбыту своей продукции на внешнем рынке. В структуре экономики зон происходит трансформация: доля местной торговли, мелкого сельскохозяйственного и промышленного производства сужается, а доля крупной промышленности в сочетании с внешней торговлей растет. При этом 50-60% инвестиций предполагается иметь за счет иностранного капитала и на экспорт направлять не менее 70% производственной продукции. 3-й этап. Осуществить переход от трудоемких производств к техническим производствам, базирующимся на передовой технологии. По оценкам западных и китайских экономистов, зона Шеньчжень к 90-му году в основном решила задачи первого этапа формирования. Формирование механизма свободных экономических зон в Китае осуществлялось для реализации следующих основных целей. Привлечение иностранного капитала. Китай, как и многие развивающиеся страны, для развития своей экономики испытывает нехватку капитала. Предоставляя льготы для иностранных инвесторов, можно компенсировать эту нехватку капитала.
Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; 5. Привлечение иностранных инвестиций, учреждения совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон; Демополизация относится к постояной функции государства в рыночной экономике, является одним из основных направлений его деятельности. Приступая к демополизации российской экономики полезно иметь в виду некоторые принципы антимонопольной политики.Изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. Для выяснения степени монополизации рынка можно использовать, например, показатель характеризующий долю 4 крупнейших корпораций в общем объеме предложенной продукции. Если показатель превышает 60 %, то рынок считается монополизированным, если меньше 20 %, то рынок не монополизирован. Дифференцированный подход к монополизации рынком. Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще. Конечная цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике осталась только одна зона естественной монополии.
Для такой перестройки промышленности России необходимо использование различных форм международного экономического сотрудничества, некоторые из которых позволяют непосредственно привлекать иностранные инвестиции. Формы международного экономического сотрудничества, позволяющие привлекать иностранные инвестиции № Форма Признаки 1 Коммерческие организации с Образуются путем создания общего иностранными инвестициями уставного фонда с участием капитала не менее чем двух стран. Доля иностранного капитала не достигает 100% 2 Иностранные предприятия на территории России Предприятия, капитал которых на 100% иностранный 3 Концессии Договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях земли, других природных ресурсов, предприятий и других хозяйственных объектов, 4 Лизинг принадлежащих государству Долгосрочная аренда машин и оборудования при сохранении права 5 Сотрудничество на собственности на них за лизингодателем компенсационной основе Предоставление на условиях кредита целевым назначением финансовых и/или материально-технических ресурсов Создание (строительство, расширение, модернизация) производственных и иных мощностей № Форма Признаки Погашение (компенсация) финансовой задолженности за счет выручки от продажи продукции, произведенной на созданных в процессе сотрудничества мощностях 6 Сотрудничество на условиях разделе-ния продукции между Полное или частичное финансирование участвующими сторонами проекта сотрудничества с полным или (“продакшн шеринг”) частичным покрытием текущих расходов 7 иностранным партнером Свободные экономические зоны Территории, на которых устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными 8 инвестициями, а также отечественных Оффшорные зоны для нерезидентов предприятий и граждан на территории России Создаются с целью привлечения капитала из-за границы.
![]() | 978 63 62 |