![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Международные экономические и валютно-кредитные отношения |
Структурные особенности экономики США | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Такое резкое сокращение (во многом объясняемое глубоким падением производства и потерей эффективных налогоплательщиков) значительно сузило возможности правительства, особенно центрального, влиять на экономические и социальные процессы, особенно на ход структурной перестройки экономики. Большие различия наблюдаются в структуре государственных доходов и расходов. Сравнивая структуру налоговых поступлений РФ и стран Запада, можно сделать вывод, что произошло сближение только в одном: налоги на потребление (НДС и акцизы) дают примерно такую же долю бюджетных поступлений: у нас почти 25%,6/ в ФРГ - 27%, во Франции и Англии -свыше 30%, в США и Японии -18%. Отчисление в фонды социального страхования дают у нас до 24% всех поступлений; в развитых странах от 30 до 46%. Главное же различие состоит в соотношении подоходных налогов на физических лиц и на прибыль предприятий: у нас соответственно -6,4 и 20,4%, в то время как во всех развитых странах соотношение противоположное. Индивидуальный подоходный налог дает от 25 до 35% поступлений, а налог на корпорации -от 4 до 10% (Исключение - Япония, до 21%)
Механизация, а затем автоматизация потребовали расширения рядов квалифицированных и высококвалифицированных рабочих. По мере того как сокращался неквалифицированный труд, росли потребности в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфера промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления расширялась. В индустриальном обществе структура народного хозяйства определяет мобильность. Иными словами, профессиональная мобильность в США, Великобритании, России или Японии зависит не столько от индивидуальных способностей людей, сколько от структурных особенностей экономики, отношения отраслей и происходящих здесь сдвигов. Социальная мобильность отражает степень реализации различными обществами идеала равных возможностей. Социологические данные указывают на то, что ни одно из современных обществ не приблизилось к тому, чтобы дать всем своим членам равные шансы для получения желаемого статуса. Во всех индустриальных обществах классовое положение семьи играет важную роль в определении статуса детей. В то же время ни одно современное общество не отказывает мужской части населения в возможности продвижения вверх по социальной лестнице.
Предполагалось расширение всех основных институтов ЕС Совета министров, Европарламента, Комиссии европейских сообществ и других структур. К ЕС и НАТО выразили желание присоединиться и почти все страны, входившие некогда в ОВД. 37.PКакие страны Запада в конце ХХ в. можно назвать «ведущими»? К концу ХХ в. ведущие страны, составляющие ядро западной цивилизации, уверенно вошли в фазу постиндустриального общества. К этому времени наиболее трудная часть структурной перестройки экономики осталась позади, и большинство стран данного региона демонстрировали достаточно устойчивые и стабильные темпы экономического роста в среднем 22,5P% в год. Особенно успешным последнее десятилетие ХХ в. оказалось для США, которые еще дальше ушли в отрыв от своих конкурентов. Своеобразным знаком этого десятилетия стал процесс глобализации. Под этим термином понимается многомерный процесс, в качестве главных составляющих которого обычно выделяют: 1)Pформирование единого мирового финансового рынка; 2)Pформирование единой информационной сети; 3)Pлиберализацию мировой торговли; 4)Pрезкое расширение транснациональных кампаний (ТНК) в мировой экономике
На протяжении последних десятилетий экономика США претерпела значительные структурные изменения. Эти изменения, причем в большинстве случаев радикальные, прослеживаются по таким направлениям, как производственная, социальная, воспроизводственная, территориальная, отраслевая структуры народного хозяйства. Решающее влияние на этот процесс оказал научно-технический прогресс (НТП) - основной фактор, дающий импульс и определяющий направленность, масштабы и глубины структурных сдвигов в народном хозяйстве на всех его уровнях. В свою очередь сами структурные сдвиги стали материальным воплощением, одним из главных результатов практической реализации достижений НТП. Прямым его следствием. Важно отметить, что структурная трансформация экономики США происходила в весьма сжатые исторические сроки, поскольку в современных условиях даже для радикальных сдвигов требуются лишь одно - два десятилетия либо ещё более короткое время. Первопричина этого - как значительное ускорение (особенно в послевоенный период) темпов НТП, так и новейшие формы и методы организации и управления инновационными процессами, возросшие возможности адаптации различных сфер народного хозяйства к нововведениям.
Казалось бы, следующая волна должна была пройти под знаменем решения этих проблем. И масштабные инвестиции в их решение были осуществлены, однако все-таки не они изменили американское хозяйство, а тяга к глобальности и интенсивному обмену информацией. Приведем несколько цифр. В 1980 году объем сделок по ценным бумагам между резидентами и нерезидентами составлял лишь 9,3% ВВП США. К 1992 году этот объем вырос до 109,3% ВВП. Что касается информатизации, то она стала основной линией структурных сдвигов в капитале. В середине 80-х доля информационно-процессингового оборудования и программного обеспечения в основном капитале в экономике США оценивалась примерно в 15%, в 2000 году она возросла уже почти до 50%. За этот период вложения в строительство и коммунальное хозяйство увеличивались с поправкой на инфляцию на 1,9% за год; капиталовложения в добычу полезных ископаемых и промышленное оборудование росли на 4-5% в год; в транспортное оборудование - на 8%. Инвестиции же в "информационный основной капитал" в тот же промежуток времени ежегодно увеличивались на 39%
Когда XX век называют американским, это имеет свои основания. Уже в начале столетия США выделились как самая мощная в экономическом и политическом отношении держава. В итоге второй мировой войны к этому добавилось и военное доминирование. С распадом СССР США остались единственной сверхдержавой. Сейчас в условиях острого финансового кризиса в Японии, других странах Азии (да и в России) при невысоких темпах роста и большой безработице в Европе вновь высветилась роль США как "локомотива" и "стабилизатора" мировой экономики. Попытаемся выявить, с одной стороны, главные факторы экономического роста и социально-политической стабильности в XX в., а с другой — основные структурные особенности экономики и важнейшие проблемы, стоящие перед страной на рубеже столетий. Глава 1. Современное состояние экономики США и ее структурные особенности Последние десятилетия лидером в мировой экономике остаются Соединенные Штаты Америки. Неординарно высокая емкость внутреннего рынка обеспечивает США уникальное место в мировой экономике. Самый высокий уровень ВНП в мире означает, что США расходуют больше любой другой страны на текущее потребление и инвестиции.
Это ведет к установлению новых соотношений между ними, видоизменяет структуру американского хозяйства сформировавшуюся в 50-70-х годах. Отличительная особенность процесса структурной перестройки экономики США связана с тем, что он разворачивается в крупнейшей и наиболее мощной в экономическом, политическом и военном отношении стране современного капитализма, немаловажная черта современных структурных сдвигов в США - их развертывание в хозяйственной системе, где главная воспроизводственная пропорция (между двумя подразделениями общественного производства) стабилизировалась еще в начале 60-х годов. Наиболее заметные изменения в структуре общественного продукта происходили в США вследствие опережающего развития сферы услуг и различий в темпах освоения новых технологий в отраслях материального производства. Эти направления структурной перестройки оказали на американское хозяйство глубокое воздействие. Они способствовали увеличению роли услуг в воспроизводственном механизме экономики США и концентрации усилий частного капитала на видах предпринимательской деятельности, обеспечивающих скорейшее получение максимальной прибыли.
Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей , численностью армии и др. Расходная часть бюджета характеризует направления и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и , как правило , безвозвратный характер. Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредита , которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита. Значительное место в бюджетных расходах приходится на так называемые бюджетные статьи. Они призваны смягчить социальную дифференциацию и обеспечить доступ к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, классификации работника, укреплению его здоровья.Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост через субсидии инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накопления, ускорение темпов развития отраслей и производств.
Бюджет- это роспись государственных доходов и расходов на определённый срок, утверждённая в законодательном порядке. Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций. Функции бюджета Фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности). Функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики. Социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода. Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. Государственный бюджет представляет собой совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-территориальных властей.
Инфляционное налогообложение «съедает» большую часть прибыли, замедляя процессы инвестирования. Предприниматели не рискуют осуществлять капиталовложения в проекты с длительным сроком окупаемости из-за невозможности прогнозирования динамики цен и издержек. Инфляция нарушает функционирование кредитно-денежной сферы, дестабилизируя деятельность банков и других финансовых учреждений, так как реальная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. Наряду со структурными особенностями экономики Беларуси постсоветского периода, в качестве причин инфляции в нашей стране можно назвать: кризис в сфере производства, обусловленный его технической отсталостью, дефицитами, хроническими неплатежами; либерализацию цен в условиях высокого монополизма, замедляющего структурную перестройку; слабую вовлеченность белорусских производителей в мировое разделение труда, обусловленную не конкурентоспособностью отечественной продукции; рост цен на сырье и энергоносители.
Функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики. Социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода. Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. Государственный бюджет представляет собой совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-территориальных властей. Построение бюджета основано на соблюдении определённых принципов: Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
На сегодняшний день развитие банковской системы Республики Беларусь осуществляется с учетом ее структурных особенностей: экономика республики является индустриальной, основу ее производственного комплекса составляет промышленность; экономика республики имеет ограниченную внутреннюю сырьевую и топливно-энергетическую базу, тесно связана торгово-экономическими отношениями со многими странами, прежде всего с Россией. Отсюда вытекает стратегия развития в отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в которой базовыми направлениями являются: интегрирование денежной системы и банковского сектора экономики Республики Беларусь о Российской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с другими странами, международными финансовыми организациями; проведение денежно-кредитной политики, отвечающей динамичному социально-экономическому развитию страны; уменьшение участия государства в фондах банков; совершенствование налогообложения банков; формирование нормативно-правовой базы, соответствующей новым условиям функционирования банков.
Говоря о хозяйстве азиатского исполина в целом и потенциале его отношений с мировой экономикой на принципах свободы торговли и сравнительных преимуществ, вероятно, нужно отметить, что такое взаимодействие выглядит на исходе века проблематичным. И дело вовсе не в пристрастиях людей, занимающихся стратегическими хозяйственными разработками и текущим экономическим управлением в Китае, а в весьма простых соотношениях между внешними рынками и «массой» китайского хозяйства, его инертностью, влияющей на внутренние закономерности развития, наконец, в действительных правилах функционирования мирового рынка и его малопредсказуемых реакциях на китайский фактор. Структурные особенности экономики и ее почти полноотраслевой характер, как представляется, вместе с массой китайского хозяйства и уровнем внутренних цен будут и далее сдерживать рост включенности КНР в международное разделение труда, особенно на интеграционных началах. Очень существенную роль в развитии емкого и динамичного внутреннего рынка играет совокупность двух обстоятельств: разнообразия природно-географических и бытовых условий, в которых живет огромное население, во-первых, и сравнительно равномерного распределения доходов, во-вторых.
К ним относятся структурные преобразования, проведение системы налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки. В области внешней политики правительство продолжало линию на укрепление связей Франции с США и странами Западной Европы, особенно с ФРГ. Французские войска регулярно участвовали в военных маневрах НАТО и совместных франко-западногерманских маневрах. По инициативе Франции с ФРГ были сняты ограничения на производство обычных вооружений. Вопреки обещаниям совместной программы, Франция увеличивала свои военные расходы, продолжала совершенствовать ракетно-ядерное оружие. В условиях роста международной напряженности и усиления конфронтации СССР и США в первой половине 80-х гг. ухудшились и франко-советские отношения. В 1988 г. новое правительство М. Рокара продолжало курс на «жесткую экономию». Оно отказалось от начатой правительством Ширака распродажи национализированных предприятий, но и не расширяло национализированный сектор экономики.
Такое явление происходило во второй половине 70-х годов. Например, если в экономике США среднегодовой темп производительности труда в 1961-1973 г.г. составлял 2,3%, то в 1974-1980 г.г.- 0,2%, а в промышленности соответственно 3,5 и 0,1%. Аналогичные процессы были и для других промышленно развитых стран. решающую роль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами. 3.Возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства. Резкое увеличение спроса на продукцию сферы услуг во второй половине 60-х - начале 70-х годов стимулировало заметное удорожание: в промышленно развитых странах рост цен на услуги в 1,5-2 раза превышая рост цен на остальные товары. 4. Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда.
Менеджер – руководитель акционерного общества, имеющий в своем распоряжении существенную часть народнохозяйственного капитала. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Мочерный С. «Собственность и особенность ее развития в развитых странах мира» // «Экономика России» 1997 №4 Лукашенко О. «Государственная собственность в странах с рыночной экономикой» // «Вопросы экономики» 1998 №10 Гош О. «Теория и практика приватизации постсоциалистической государственной собственности» // «Экономика России» 1998 №8 Павличенко М. «Разгосударствление и приватизация: новый взгляд на проблему» // «Экономика России» 1998 №9 Ильченко М. «Проблемы демонополизации промышленности Украины» // «Экономика России» 1998 №5 Вильямсон Оливер Е. «Частная собственность и рынок капитала» // «ЭКО» 1997 №5 Иванов И. «Развитие форм собственности на современном производстве» // «МЭ и МО» 1995 №3 Корниенко В. «Общественная собственность как структурная форма» // «Экономика России» 1998 №8 Лог Джон «Коллективная собственность работников (обзор американского опыта)» // «США: экономика, политика, идеология» 1995 №10 Кемпбелл Макконел, Стенли Л.
Такое явление происходило во второй половине 70-х годов. Например, если в экономике США среднегодовой темп производительности труда в 1961-1973 г.г. составлял 2,3%, то в 1974-1980 г.г.- 0,2%, а в промышленности соответственно 3,5 и 0,1%. Аналогичные процессы были и для других промышленно развитых стран. решающую роль в замедлении роста производи- тельности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами. 3.Возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства. Резкое увеличение спроса на продукцию сферы услуг во второй половине 60-х - начале 70-х годов стимулировало заметное удорожание: в промышленно развитых странах рост цен на услуги в 1,5-2 раза превышая рост цен на остальные товары. 4. Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда.
По сравнению с другими странами США он выше: в США он возрастает на 4.5%, в Германии - на 3%, в Англии - на 2.4%, во Франции - на 1.1%.1 Национальный доход в тоже время возрос в 5 раз, а национальное богатство - почти в 7 раз. Наиболее высокими темпами росло промышленное производство, потому что оно увеличилось в 9 раз. Промышленность прочно заняла первое место в системе общественного производства страны. Одна из важнейших (на мой взгляд) структурных особенностей в развитии экономики США - огромное значение железнодорожного строительства, которое пользовалось правительственным содействием. К началу ХХ века железные дороги охватили всю территорию страны. Серьезные сдвиги в структуре промышленного производства США в эти годы произошли в следствие очень высоких темпов развития тяжелой промышленности. Впервые в истории США было достигнуто превышение доли тяжелой промышленности над легкой и пищевой в общем объеме промышленной продукции. В 1870г. удельный вес американской тяжелой промышленности составлял около 40%, а через 30 лет он уже превысил половину общего объема промышленной продукции.
![]() | 978 63 62 |