![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Менеджмент (Теория управления и организации) |
Свободные экономические зоны в России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Рассчитывать на то, что с принятием этого закона не будут появляться новые запреты, в условиях стихийного законотворчества в России необоснованно, поскольку у региональных властей останется достаточно лазеек для обхода этого закона. Для создания и поддержания разветвленной системы финансовых льгот сегодня стране трудно выделить средства. Кроме того, эффективность таких стимулов далеко не всегда оправдывает себя. К примеру, из множества созданных к настоящему времени свободных экономических зон реально функционируют единицы, другие же являются, скорее, удобным прикрытием для вывоза капитала из страны. Несмотря на это, количество проектов создания новых свободных экономических зон растет. В условиях, когда продолжают сокращаться как внутренние, так и иностранные инвестиции, страна не может позволить себе взять курс на полное устранение системы стимулов для инвесторов. Это - задача на перспективу. Сегодня же целесообразно сохранить эту систему, изменив принципы предоставления стимулов, а в ряде случаев - и сами стимулы
Основными свободными экономическими зонами, формирующимися на территории России, являются: "Санкт-Петербург", "Выборг" (под Санкт-Петербургом), "Находка" (Дальний Восток), "Янтарь" (Калининградская область), "Сахалин" (Дальний Восток), "Даурия" (Читинская область), "Алтай" (Западная Сибирь), "Кузбасс" (Западная Сибирь), "Садко" (Новгород), "Технополис Зеленоград" (Московская область), "Ева" (Дальний Восток, Еврейская автономная область), "Магадан" (Дальний Восток). В настоящее время относительно активно развиваются СЭЗ в Находке, Калининградской области и Санкт-Петербурге. Формирование остальных зон находится лишь на первоначальном этапе. Охарактеризуем важнейшие свободные экономические зоны России. Большие перспективы для активизации деловых связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с такими странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зеландия, Китай и другие, имеет Дальневосточный экономический район. Он обладает благоприятными условиями для формирования на своей территории совместных предприятий различного типа и свободных экономических зон. Наиболее крупные из них — СЭЗ "Находка" и "Сахалин".
Необходимо заполнить "белые пятна" инвестиционного законодательства, приняв законы о концессиях и свободных экономических зонах, внести изменения в действующие инвестиционные законы. * Инвесторам необходимы не временные льготы (которые, как показывает российский опыт, легко ликвидируются), а долгосрочные гарантии возврата вложенного капитала. При их отсутствии рост предпринимательского риска ведет к сокращению инвестиционного предложения и оттоку капитала из страны. * Необходимо быстрое формирование не только ясной правовой, но и административной среды, обеспечивающей деятельность в России компаний с долгосрочными интересами. 1 Вместе с тем, нельзя исключать случаи изъятия капитала из предприятий с иностранным участием или выплаты таких предприятий по кредитам, взятым у материнских компаний или компаний, к которым принадлежат иностранные участники СП. 2 Анализ 12 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, являющихся основными реципиентами иностранного капитала, показал, что в 1992-1997 гг. ПИИ были более стабильны по сравнению с портфельными инвестициями
смотреть на рефераты похожие на "Свободные экономические зоны России и перспективы их развития "Южно-Сахалинский Лицей Экономики и Права Экзаменационная работа за курс средней (полной) школы по географии СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ. Работу выполнила Ученица 10 Т класса Нуреева Виктория Руководитель Учитель географии Ирина Алексеевна Южно-Сахалинск 2002 ВВЕДЕНИЕМеждународное сотрудничество по изучению и применению опыта развитых и развивающихся стран приводит к ускорению научно- технического прогресса и экономическому росту , а так же повышению жизненного уровня населения стран, реализующих этот опыт.Экономика России может развиваться только при реформировании и технологическом переоснащении хозяйственного комплекса страны на основе эффективных инновационных процессов. Для этого нужны гарантии и благоприятные правовые условия, обеспечивающие эффективность привлекаемых инвестиций, Города , муниципальные образования ищут и находят пути самосоятельного зарабатывания средств для решения социальных и экономических проблем.
Однако неустойчивость в мировой торговле и мировые экономические кризисы XX в. заставили многие страны возродить политику протекционизма. Сегодня большинство государств в своей внешнеэкономической политике сочетают и либеральные идеи свободной торговли, и протекционизм, используя не только таможенные тарифы, но и нетарифные меры. К последним относятся лицензии, квоты, стандарты, маркировка и др. Широко распространены в мировой практике и свободные экономические зоны. Для регулирования отношений между странами в сфере международной торговли создана Всемирная торговая организация (ВТО), в которой наша страна с 1992 г. имеет статус наблюдателя. Экономические реформы, проводившиеся в России с 1991 г., привели к интеграции России в систему мировых экономических связей. Однако нынешнее положение страны в системе международного разделения труда сложно и противоречиво. Воспроизводящая производственная структура в процессе реформ практически была разрушена. Огромных размеров достигла миграция из страны высококвалифицированной рабочей силы
В обще российском разделении труда район особо выделяется как производитель продукции сложного и точного машиностроения. Велика его роль в развитии НТП. Район - центр культуры и подготовки квалифицированных кадров. Ведущие отрасли специализации - высококвалифицированное машиностроение (энергетическое, электротехническое, судостроение, приборостроение, станкостроение) химическая, лесная, легкая, строительство. В сельском хозяйстве - животноводство (главным образом молочное и мясное, свиноводство), льноводство. Экономическое развитие района связано с выгодным ЭГП на Балтике, соседством с развитыми районами (ЦЭР), порта г. С. Петербурга - крупнейшего морского порта индустриального центра страны3. 48. Экономическая характеристика Калининградской области. Свободные экономические зоны России. Калининградская область - самый западный регион РФ. Городское население - 78 %. Климат мягкий, влажный. Ископаемые - бурый уголь, торф, строй материалы, янтарь. Есть запасы нефти, газа (добыча нефти 1 млн. т. год.) Уникальные ландшафты создают условия для туризма. Экономика тесно связанна с морем. Велика роль области в рыболовстве и внешнеэкономических связях РФ1.
В условиях перехода к рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на рыночные отношения потребует и новых подходов к решению социально-экономических проблем. Поэтому очень важно широко использовать разнообразные формы хозяйственного развития с широким привлечением зарубежных капиталов, технологий и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами предприятий, в частности эксплуатирующих и перерабатывающих природные ресурсы, создавать разнообразные отраслевые, межотраслевые и региональные свободные экономические зоны. Список литературы:1. Казанский Н.Н. и др. Экономическая география транспорта. - М.: Транспорт, 1991. 2. Знание - на службу нуждам севера, САПИ-Торг-книга, Якутск, 1997 3. Регионоведение: методические указания, ВЗФЭИ, М.: 1995 4. Географический атлас для 8 класса, М.:1986 5. Региональная экономика: Учебн. пособие для ВУЗов/ под ред. Проф. Т.Г. Морозовой.- М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 6. Российская Федерация, республика и области Северного экономического района в 1992г./ Госкомстат России.-М.,1993 7. Состояние окружающей среды Северо-Западного и Северного регионов России.- СПб.:Наука, 1995 8. газета “Эксперт” № 39 (203) от 18.10.1999г.
К свободным экономическим зонам следует относить и зоны экспортного производства, и свободные таможенные зоны. Президент Российской Федерации Указами от 10 декабря 1992 г. "О создании зоны свободной торговли "Шереметьево" и от 3 июня 1993 г. "О свободных таможенных зонах "Московский Фран-ко-Порт" и "Франко-Порт "Терминал" поддержал предложение правительства Москвы по созданию в Москве свободной таможенной зоны "Московский Франко-Порт" на территории, прилегающей к аэропорту "Внуково", и свободной таможенной зоны "франко-Порт "Терминал" на территории Западного речного порта(3). Правительство Москвы 10 мая 1994 г. приняло постановление о поэтапном создании свободной таможенной зоны "Франко-Порт "Терминал". Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1994 г. было предусмотрено создание свободной таможенной зоны "Аэропорт Ставрополь" и свободной таможенной зоны на территории Амурской области. И с экономической, и с юридической точек зрения следует отличать региональные проекты привлечения зарубежных инвесторов в Россию от планов создания свободных экономических зон(4).
Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в конце 90-х годов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только около одной четверти российской экономики «завязано» на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к ее решению могут стать: — прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны; — восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство.
Большая удаленность от основного экономического потенциала России. Район имеет самую большую береговую линию, омываемую морями Тихого и Северного Ледовитого океанов. Район очень вытянут в меридиональном направлении. Это самый малонаселенный район страны. Преобладание городского населения. Природные условия отличаются резкой контрастностью. Разрушение среды обитания малочисленных народов поставило их на грань вымирания. Возникла проблема занятости (безработица), обострились социальные проблемы. Все возрастающая напряженность топливно-энергетического баланса. Перспективы развития в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов. Необходимо укрепление энергетической базы. Наиболее перспективное направление – развитие промышленности по добыче и переработке природного сырья за счет конверсии оборонного комплекса. Стоят задачи развития свободных экономических зон, решения экологических и демографических проблем и расширения транспортно-экономических связей с другими регионами и зарубежными странами. Калининградская область Территория – 15,1 тыс. км2 Численность постоянного населения – 948 тыс. человек. Рыбная промышленность, машиностроение, целлюлозно-бумажная, янтарная промышленность, молочно-мясное скотоводство, мясное и беконное свиноводство и птицеводство.
В частности, предусматривались права на самостоятельное, определение структуры власти по управлению свободной экономической зоной, введение зональных налогов, установление арендной платы, экспортных квот, а также ряд других прав, закладываемых ранее в областных, краевых концепциях территориального хозрасчета. Процесс децентрализации управления и расширения прав краев, областей в сфере экономики совпал с началом формирования в СССР и в Российской федерации институтов местного самоуправления. Ограниченное видение в Законе Союза ССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства от 9 апреля 1990 г. роли краевых, областных органов власти и управления, сводимое главным образом к координации и сбалансированию ими развития территорий самоуправления, не соответствовало реальным возможностям данных территориальных образований. В условиях столь динамичного повышения роли краев, областей оказалось, по-видимому, затруднительным сразу определить их природу и статус. В результате 5 марта 1992 г. в России был принят не закон о статусе края, области, а Закон о краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации.
Формирование СЭЗ для региона дает некоторые льготы и, в некоторых случаях, привлекает иностранные инвестиции на территорию региона, а т. к. финансирование регионов из федерального бюджета оставляет желать лучшего, соответственно, и регионы «выкручиваются» как могут. Здесь представлен идеальный вариант. Создана зона, иностранные инвесторы вкладывают средства, регион процветает. Но не все СЭЗ в России работают так успешно. В 1994 году СЭЗ "Находка" отказывается от статуса свободной экономической зоны и выступает с предложением создать на ее территории четыре локальные зоны наподобие таможенных зон. Одной из главных причин неудачи Находкинского эксперимента по развитию СЭЗ стала неадекватная трактовка самого понятия СЭЗ: руководители Находки пытались за счет привлечения иностранных капиталов на льготных условиях решать собственные, прежде всего социальные проблемы - что вызывало вполне объяснимое непонимание у потенциальных инвесторов в СЭЗ. Кроме того, не учитывался такой фактор, как необходимость массированного инвестирования в СЭЗ собственно российских ресурсов для создания соответствующей инфраструктуры для работы уже иностранного капитала.
В этом случае государство одновременно выполняет функции и депозитария и инвестора. Такое совмещение нецелесообразно из-за возможности использования в коммерческих целях конфиденциальной (неравнодоступной) информации. Наличие нескольких депозитариев в регионе создаст между ними реальную конкуренцию, что будет способствовать повышению качества соответствующих депозитарных услуг. Одним из многочисленных факторов, влияющих на инвестиционную активность в регионе, является наличие в нём специальных экономических зон. Классификацию СЭЗ (специальная экономическая зона) можно осуществить по четырём основным критериям: по характеру деятельности или функциональному назначению; по степени интегрирования в мировую и национальную экономику; по отраслевому признаку; по характеру собственности. По характеру деятельности и функциональному предназначению можно выделить четыре основных типа: зоны свободной торговли; экспортно- производственные зоны; научно-промышленные парки; оффшорные центры. В России свободные экономические зоны, к сожалению, пока не выполняют своей основной роли – очагов динамичного экономического роста, дающих импульс для развития других территорий.
Бюрократическая заорганиованность управления СЭЗ, наличие многочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропоганда и реклама преимуществ спец зоны - все это также заметно отражается на ее судьбе. К сожалению ,к числу стран и регионов, где СЭЗ не только не дают пока заметного результата и эффекта для народного хозяйства, но и их собственное развитие оставляет желать лучшего , относится Россия. МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН Создание СЭЗ в России и в странах Содружества, как отмечалась перво разделе пособия, подчинения главной задаче - интеграции национальных хозяйств в мировую экономику. Деятельность по проектированию и организации функционирования этих зон осуществляется на основе использования международного опыта и в соответствии с требованиеми Европейского экономического сообщества. В то же время учитываются специфика и особенности каждой проектируемой СЭЗ, которые определяются расположением , характером обьектов, локальными условиями и задачамирегиона, города, территориального анклава и т. П. Первоочередными шагами в создании СЭЗ определение их целей и задач .
Свободные экономические зоны (СЭЗ) – это географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный, по сравнению с общепринятым для данного государства, режим хозяйственной деятельности. Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы: комплексные зоны производственного характера; внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные); функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.). СЭЗ создаются в целях развития экспортного потенциала, увеличения поступлений в РФ валютной выручки от экспорта товаров, активизации внешнеэкономических связей, экономического и социального развития РФ и ее отдельных регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новых техники, технологий, опыта управления СЭЗ. К СЭЗ на территории РФ относятся зоны экспортного производства, свободные таможенные зоны производственного и торгового типов, а также особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного оказания услуг, в том числе банковские оффшорные центры и туристско- рекреационные зоны.
К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая, "открытые районы" КНР, а также бразильскую зону "Манаус", территорию "Огненная Земля" в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах. В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных свободных экономических зон. Так, подготовлен проект создания специальной экономической зоны Туманган (Туманцзян). Эта СЭЗ должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР (см. рис. 1). Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первом этапе — 90-— 110 млрд. долл. Создание этой зоны предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В свободной экономической зоне будет построен крупный порт, многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырье и материалы для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться рядом льгот.
Из стран Балтии законодательство о СЭЗ имеется в Литве. 12 марта 1993 г. было принято постановление Правительства Литовской Республики "О создании свободных экономических зон". До этого 28 мая 1992 г. было принято постановление Правительства Литовской Республики "О создании в г. Клайпеде территории свободного международного предпринимательства". Постановлением Правительства от 12 марта 1993 г. в это постановление были внесены изменения. В России Верховным Советом были приняты постановления от 14 июля 1990 г. и от 13 сентября 1990 г. "О создании зон свободного предпринимательства", а также постановление Правительства о мерах по развитию свободных экономических зон. Первой такой зоной, правовой статус которой был определен парламентом России, стала находящаяся на Дальнем Востоке зона в городе Находка. Специальное постановление о ней было принято Верховным Советом РСФСР 24 октября 1990 г. Позднее принимались документы о других зонах, в частности о зонах свободного предпринимательства г. Ленинграда и г. Выборга и о хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в г.
К зонам трансграничных (т.е. перемещаемых через границу) оказания услуг относятся, например, центры "офф-шор", свободные банковские зоны, туристско-рекреационные зоны. В России сегодня действуют свободные экономические зоны: "Находка", "Янтарь», «Алтай», оффшорная зона "Калмыкия». Максимально отвечающей основному признаку свободной таможенной зоны является особая экономическая зона "Янтарь", созданная в январе 1996 г. в соответствии с Законом РФ и0б особой экономической зоне в Калининградской области". Товары, ввозимые в эту зону, не облагаются таможенными пошлинами и после их частичной переработки (не менее чем на 15 ~ 30%) могут выпускаться в свободное обращение на территории России. Однако на граждан, не зарегистрированных в местных органах в качестве предпринимателей, таможенный режим свободной таможенной зоны не меняется. В Калмыкии льготами пользуются только компании-нерезиденты, не использующие ее сырьевые и природные ресурсы, что сближает ее с такой полуоффшорной зоной, как "Делавэр", тоже освободившей компании-нерезиденты штата от местных налогов» оставив федеральные.
![]() | 978 63 62 |