![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Экологическое право |
Концепция устойчивого развития | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Из всего этого следует, что экологическая безопасность - одна из самых сложных и самых приоритетных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Одним из комплексных подходов, который может содействовать укреплению экологической безопасности и ослаблению остроты глобальной экологической проблемы, является концепция устойчивого развития. О ней мы расскажем в следующем разделе. Существующие и перспективные средства дистанционного зондирования и другие прикладные космические системы буквально незаменимы при укреплении экологической безопасности и реализации стратегий перехода государства к устойчивому развитию. Рост внимания к экологической безопасности может расцениваться как один из элементов нового "космического" мировоззрения, отвечающего реальностям современного, тесно взаимосвязанного, во многом целостного мира, отдающего приоритет задачам выживания человечества и трезво оценивающего огромные созидательные и разрушительные возможности науки и техники, по ряду показателей превышающие соответствующие компенсационные способности природных процессов и механизмов
Однако реальная природно-социальная целостность Западной Сибири неотрывна от того, что можно представить как бассейн реки Обь. Именно Обь можно выделить как единое основание социоприродного цикла, в рамках которого реализуется хозяйственная и иная деятельность населения Западной Сибири. Как видим, уже само районирование в рамках регионального подхода к устойчивому развитию является именно проблемой, требующей специального обсуждения. Разумеется, нельзя игнорировать и сложившиеся административные формы районирования, следует только иметь в виду, что в рамках административного членения территорий не следует замыкаться. Почему же концепция устойчивого развития может и непременно должна быть использована в решении задач дальнейшего развития нашего общества? Концепция устойчивого развития является предпочтительной уже потому, что в ней речь идет о смене конкурентного типа поведения на согласительный. Это дает возможность приобрести на Западе мощных союзников в лице подлинно демократических сил, в том числе — левых демократов, «центристов» и разумных представителей «правого центра», которые в состоянии увидеть за корпоративными и иными частными интересами безотлагательную необходимость решения глобальных, общечеловеческих проблем.
Таким образом, необходима разработка Инновационной программы развития международного гуманитарного права Ряд фундаментальных положений программы могут стать основой международных инициатив стратегического значения президента РФ В.В. Путина: Идея прав народа; положения о новых стандартах международного гуманитарного права, о правоприменительных механизмах международного гуманитарного права (гуманитарная интервенция, гуманитарная оборона, гуманитарное развитие, инстанции и учреждения международного гуманитарного права); новый взгляд на роль неправительственных организаций в обеспечении мировой стабильности; и, наконец, гуманитарно-правовая концепция устойчивого развития, раскрывающая его модель через формирование системы гуманитарно-политических условий (нового мирового порядка), обеспечивающих соблюдение государствами собственных конституций, то есть, формирование международного механизма реализации универсального принципа прав народа.
Следует упомянуть о крайне небольшом количестве публикаций по нашей теме, поскольку имеющихся на сегодняшний день работ явно недостаточно для создания более или менее определенной картины, тем более в рамках одной научной школы. Относительно философии регионализма нами также практически не было встречено работ, в полной мере освещающих эту проблему. Основой для исследовательской части настоящей работы послужила статья Л.Г. Олеха «Философия регионализма», а также работа В.П Фофанова «Региональный аспект устойчивого развития», поскольку именно в этих исследованиях достаточно полно раскрываются основные проблемы философии регионализма, а также проводится их связь с концепцией устойчивого развития. Основной целью нашего реферата, таким образом, становится раскрытие и краткий анализ этих связей, то есть освещение проблемы применения моделей устойчивого развития на региональном уровне. Методология и терминология. Концепции устойчивого развития свойственно выделение основных «противотенденций», балансирование которых и способно обеспечить выживание человечества на качественно приемлемом уровне.
Так возникло видение знаменитой "невидимой руки рынка". Это видение и сегодня является смыслопорождающим основанием экономической теории. 10.3. Для создания истинной концепции устойчивого развития необходима рефлексия идеи рынка. 10.4. Концепция феномена гуманитарного развития преодолевает объективно-материалистическое понимание человеческой истории, деятельности, сознания в идее человеческого измерения развития в форме числа и в гуманитарной силе слова. 10.5. Сущность денег тогда раскрывается в качестве объективно-исторической ступени развития человеческого измерения. Деньги сопровождают человечество в его развитии "на ощупь", с тем, чтобы, как в знаменитом мифе Платона о пещере, человек не был преждевременно ослеплен действием гуманитарных сил универсального феномена развития. 10.6. Гуманитарное развитие выявляет сущность гуманитарного капитала как гуманитарной программы Открытого университета. 10.7. Общечеловеческий рынок в своей совершенной форме есть, собственно говоря, Открытый университет. 10.8. Универсальная профессия новой экономики - институционализация гуманитарной программы, ее создание и реализация. 10.9
В обобщенном виде концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития должна исходить из последовательностей реализации идей: экологизации хозяйственной деятельности и решения наиболее острых социальных проблем; сохранения биосферы и формирования ноосферы; возрастания роли духовных ценностей. В основу концепции устойчивого развития положена идея динамично сбалансированного развития триады экономики, природы и общества. Генеральные направления перехода к модели устойчивого развития: укрепление демографической системы, решение социально-экономических задач, восстановление и сохранение качества окружающей природной среды, научное обеспечение, экологическое образование и просвещение. Академик Моисеев Н.Н. полагал, что одним из новых фундаментальных направлений общественных наук должно стать изучение возможных рациональных форм организации общества. Жизнью, самой судьбой человечества, перед наукой ставится беспрецедентная задача – описать те требования, которым необходимо должны удовлетворять организация человеческих сообществ и мировая организация в целом, способные обеспечить это гармоническое развитие.
Такое районирование способствует решению многих актуальных научных проблем в области охраны окружающей среды, осуществления социально-экологической политики. В деле улучшения популяционного здоровья населения нельзя рассчитывать только на медицинские мероприятия. Необходимо проводить политику, направленную на оптимизацию окружающей среды. Существование и прогресс человечества в третьем тысячелетии возможно лишь при условии устойчивого экологического развития. Концепция устойчивого развития нужна как система приоритетов в решении экологических проблем, как «инструкция», принятая международным сообществом для ответа на вопрос о том, что следует, а чего не следует делать для длительного благополучного существования и развития человечества. Оптимизация взаимодействия человеческого общества с природой путем международных усилий и вкладом каждого человека – вот главная стратегия и залог решения глобальных проблем биосферы и устойчивого экологического развития Литература: 1. Актуальные проблемы экологии и пути их решения. Ч.1. – Брянск, 1999. 2. Васильев Н.Г., Мороз П.И. Охрана природы с основами экологии: Учебник. – М.: Экология, 1999. 3. Голуб А. Экономика и охрана окружающей среды. – М.: Экология, 1999. 4. Кочегарова Н.Л. Устойчивое экологическое развитие России на пороге третьего тысячелетия. – Брянск, 2003. ----------------------- Кочегарова Н.Л. Устойчивое экологическое развитие России на пороге третьего тысячелетия. – Брянск, 2003, стр. 120. Кочегарова Н.Л. Устойчивое экологическое развитие России на пороге третьего тысячелетия. – Брянск, 2003, стр. 120. 1 Голуб А. Экономика и охрана окружающей среды. – М., 1999, с.27 1 Васильев Н.Г., Мороз П.И. Охрана природы с основами экологии: Учебник. – М.: Экология, 1999, с. 239
Пермский государственный педагогический университет Кафедра дошкольной педагогики и психологии Концепция устойчивого развития Исполнитель: Кулакова Татьяна, студентка II курса очного отделения факультета дошкольной педагогики и психологии, группа 521 Руководитель: Евсеев Сергей Афанасьевич Пермь, 2007 СодержаниеВведение От экономического роста – к устойчивому развитию Основные принципы устойчивого развития Повестка 21 Заключение Список литературы Введение У природы достаточно ресурсов для удовлетворения потребностей человека, но совершенно недостаточно для удовлетворения человеческой жадности. (Махатма Ганди) Развитие общества во все исторические периоды сопровождалось кризисами разного масштаба в природной, социальной и экономической сферах. Кризисы возникали в результате противоречия между потребностями людей и их возможностями удовлетворить, на определенном этапе развития, свои потребности. Например, в палеолите возникли противоречия между: потребностями людей в пище в результате роста численности населения; исчезновением основных, доступных на данном этапе источников пищи (крупных млекопитающих) в результате изменения климата и перепромысла; возможностями людей добывать необходимое для всех количество ресурсов.
И хотя в нее не вошел излюбленный тезис Зюганова об «исчерпанности Россией лимита на революции», в ней также не было и намека на «краеугольный камень» революционного марксизма — теорию классовой борьбы. Взамен предлагалось обеспечить гражданский мир в российском обществе. Державно-националистические тона в программе звучали явно приглушенно. Эта тема нашла свое воплощение в концепции «русского социализма», магистральная идея которой — тезис об исторической предрасположенности России к социализму. Однако в целом доктрина государственного патриотизма в официальной идеологии КПРФ не доминировала, баланс заметно изменился в пользу традиционных и модернизированных марксистских категорий и ценностей. Наиболее заметно стремление КПРФ «осовременить» свой теоретико- идеологический багаж с учетом реалий наступающей постиндустриальной эпохи проглядывало во включении в программу концепции «устойчивого развития», лоббистом которой был академик РАН Валентин Коптюг. Она основывается на посылке, что объективные экологические ограничители настоятельно диктуют необходимость качественной смены экономической стратегии, изменения производительных сил, способа производства и потребления в сторону их гуманистической переориентации.
Чтобы понять сущность устойчивости, мы должны понимать экологические и эволюционные реакции и взаимосвязи на всех уровнях». Таким образом, постулируемая в настоящее время концепция «устойчивого развития» не только не является отражением взвешенного осмысления общих экологических законов, но и содержит в самой себе внутренне противоречие, которое выражается в столкновении теоретически желаемой «устойчивости», средств ее достижения и последствий деятельности человека на этом пути. К сожалению, современная биология не обладает (и, скорее всего, никогда не будет обладать) достаточной суммой знаний, чтобы рекомендовать человечеству реестр факторов и параметров необходимый ему для устойчивого выживания в условиях происходящего экологического кризиса. Homo civilizes Анализ сложившейся ситуации с позиций экологов (26) показывает беспочвенность убеждений, что технологический прогресс работает на выживание экосистем. Логика рассуждений экологов исходит из того, что, поскольку сектор услуг имеет сумму технологий, напрямую связанных с экосистемами, он мало отличается от промышленных технологий.
Обратим внимание на проблему занятости в конкретном регионе Восточной Сибири. Подход к решению возникающих сложностей видится в формировании концепции устойчивого развития региона, при этом придавая первостепенное значение гармоничному сочетанию человека с природой в аспекте его жизнедеятельности. В частности отмечается, что особое звучание данная проблема получает в регионах, имеющих уникальные крупномасштабные природные объекты, что, в частности, наблюдается в Восточной Сибири, где задачи хозяйственного освоения региона столкнулись с байкальской проблемой. Предприятия лесопромышленного комплекса, в первую очередь, два целлюлозных комбината, построенные в начале 60-х гг. на Байкале, дают, по оценкам специалистов, 60% совокупных антропогенных загрязнений бассейна данного озера. Но лесопромышленный комплекс - один из базовых в экономике региона - обеспечивает занятость трети трудоспособного населения и заметные поступления в местный бюджет. Высшим критерием занятости населения, ориентированной на обеспечение устойчивого развития, является формирование человека экологического. Последний уже не является личным фактором производства даже с поправкой на рациональное поведение, а выступает специфическим потребителем условий производства.
В их задачу входит анализ вероятных будущих изменений и способов направить события в желаемое русло. Первые работы, посвященные количественному анализу мировой динамики, появились три десятилетия назад. Более двадцати лет назад Олвину Тоффлеру, нарисовавшему проект мира будущего, была присуждена Нобелевская премия по экономике. Многократно увеличились возможности компьютеров. Тем не менее остается констатировать, что уровень компьютерных моделей и систем прогноза остается не сравним с масштабом и остротой проблем, вставших и перед мировым сообществом, и перед Россией. В частности, концепция устойчивого развития, положенная в основу многих национальных доктрин и стратегий, пока не имеет убедительного системного, естественнонаучного и компьютерного обоснования. Обращу внимание на то, что все эти сверхзадачи являются междисциплинарными. Это предполагает наличие общего языка и общих представлений о целом, о стратегических, глобальных, а не только локальных проблемах. Отсюда вытекает и необходимость "проще и понятнее" объяснять новым поколениям исследователей и руководителей имеющиеся достижения и стоящие задачи.
Потребление превращается в «священную обязанность» человека, от выполнения которой зависит его социальный статус, личное самочувствие. В потребительском обществе принуждение к труду дополняется принуждением к потреблению различными средствами манипуляции , в первую очередь при помощи рекламы. Индивидуальная свобода человека низводится до свободы выбирать между различными, беспрерывно меняющимися, но фактически идентичными видами одного и того же товара («шмотки», телесериалы, секс, поп-культура и т.д.). Разрешение всего комплекса проблем, стоящих перед человечеством, невозможно путем превращения западного потребительского общества в глобальную модель развития. В настоящее время общепризнано, что дальнейшее распространение на все население Земли характерного для «золотого миллиарда» потребления приведет к такому давлению на природную среду, которая вызовет планетарную экологическую катастрофу, сделает Землю непригодной для обитания. Именно поэтому участники конференции ООН по окружающей среде и развитию (Бразилия, 1992г.), в которой принимали участие руководители подавляющего числа государств мира, приняли Концепцию устойчивого развития .
Наше общее будущее: две системы взглядов Юсфин Юлиан Семенович Принятие мировым сообществом концепции устойчивого развития в качестве стратегии земной цивилизации - крупнейший успех. По существу это первое проявление того Разума, о котором мечтал В. Вернадский, создавая учение о ноосфере. Концепция устойчивого развития базируется на пяти принципиальных положениях. Во-первых, дифференциация уровней развития и жизни людей в промышленно развитых странах Севера и развивающихся странах Юга достигла такой величины, что опасности социального взрыва, локальных конфликтов, потери контроля мирового сообщества над ситуацией на планете стали реальными. В этих условиях впервые за всю историю Север пришел к выводу, что решение этой мировой проблемы является жизненно необходимым прежде всего для самих промышленно развитых стран. Во-вторых, опасности, связанные с состоянием окружающей среды, стали столь реальными, что требуют незамедлительного ответа, принципиально иной технической политики. В-третьих, стало окончательно ясно, что нищета трех четвертей населения Земли является одной из основных причин роста нагрузки на окружающую среду.
Социальная точка зрения Концепция устойчивого развития социально ориентирована. Она направлена на сохранение социальной и культурной стабильности, в том числе на сокращение числа разрушительных конфликтов. В глобальных масштабах желательно также сохранить культурный капитал и более полно использовать практику устойчивого развития, имеющуюся в недоминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм . Именно осознание первостепенной важности решения социальных проблем явилось толчком к созданию Римского клуба и в конечном счете к возникновению самой концепции устойчивого развития. Без справедливого распределения ресурсов и возможностей между всеми членами человеческого общества устойчивое развитие невозможно . Достижение достойной жизни и благосостояния для всех граждан мира должно стать главной целью мирового сообщества. Для устойчивого развития в первую очередь необходимо создание более равноправного общества на всех без исключения уровнях человеческой организации.
Было предложено создание Совета экономической безопасности и некоторых других организаций. Широко обсуждается выработанная мировым научным философским сообществом концепция устойчивого развития, опирающаяся на те ориентиры общественного развития, при которых поддерживался бы устойчивый баланс во взаимоотношениях общества с природой не только в отдельных регионах, но и на всей планете. Глобальные проблемы требуют соблюдения определенных нравственных норм, позволяющих соотнести все возрастающие потребности человека с возможностями планеты их удовлетворить. Различные авторы предлагают свои направления и элементы экологической политики. Так, отдельные ученые выдвигают три главных направления природоохранительной деятельности: ограничительная стратегия (ограничение развития производства и соответственно потребления); стратегия оптимизации (нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы); стратегия замкнутых циклов производства. Обосновывается также положение о том, что рациональная экология должна включать в себя экологизацию промышленности и охрану неповрежденных территорий; сохранение материальных потребностей; переориентацию потребностей по вертикальному духовному вектору.
Именно на пути стремления к единству науки, отражающем формирование коэволюционной системы человек - общество - природа, возникла концепция устойчивого развития (УР), претендующая на то, чтобы стать одним из основных направлений научного поиска в XXI в. Взаимодействие концепции УР с философией в перспективе может привести ко все большей ориентации последней на решение главной проблемы III тысячелетия - проблемы глобального выживания человечества как формирования новых отношений человека, общества и природы. Появляется принципиально новый источник развития исследований в философии естествознания, когда ее проблематика уже не столь явно будет зависеть от отдельных открытий в области наук о природе (хотя такая зависимость не исчезает), а в существенно большей степени - от изучения социоприродных взаимодействий. В философии и науке в целом формируется социоприродный (социально-экологический) подход к анализу процессов развития, а при внесении целевой ориентации на переход к УР происходит становление более высокого уровня системного видения решения проблем - ноосферного подхода.
В религиозной системе цель – спасение в духовном плане, достижение Богоподобия – способности к творчеству, не исключающее конкретных законодательных, образовательных и технологических мер по преодолению духовного и экологического кризисов. В атеистической – выживание в материальном плане, реализуемое в рамках "новой" морали и во многом утопичной концепции "Устойчивого развития", не исключающее, однако, мероприятий в духовной сфере (образование, законодательства). Важнейшей мыслью атеистической системы следует считать известные высказывания Гераклита: "Все течет, все изменяется","Мир – это поток бесконечно изменяющихся явлений". С этим можно согласиться лишь отчасти, учитывая цикличность существования известного нам мира. Этой ложной мудрости противопоставляются слова царя Соломона: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем" (Еккл 1:9). Таким образом, мы в очередной раз видим неизбежность и необходимость гармоничного сочетания веры и знания (в том числе – и у атеистов), поскольку не существует ни одной научной, богословской или философской теории, способной полностью объяснить возникновение и существование мира.
![]() | 978 63 62 |