телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы

РАСПРОДАЖАОбразование, учебная литература -30% Красота и здоровье -30% Товары для спорта, туризма и активного отдыха -30%

все разделыраздел:Историяподраздел:Москвоведение

Материальная культура Москвы XVI в.

найти похожие
найти еще

Забавная пачка денег "100 долларов".
Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь внимательней, и Вы увидите
60 руб
Раздел: Прочее
Ночник-проектор "Звездное небо, планеты", черный.
Оригинальный светильник-ночник-проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фанариков); 2) Три
350 руб
Раздел: Ночники
Забавная пачка "5000 дублей".
Юмор – настоящее богатство! Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь
60 руб
Раздел: Прочее
Материальная культура Москвы XVI в. Сергей Николаевич Таценко Введение. Формирование и развитие материальной культуры в XVI в. было тесно связано с происходящим в это время внутриполитическим процессом образования и укрепления русского централизованного государства. Политические перемены, в свою очередь, способствовали изменениям произошедшим в сфере экономических преобразований, в результате чего произошли изменения в старых порядках организации системы городского хозяйства. Наиболее заметные изменения связанные с быстрым ростом городской территории происходят по причине притока в столицу значительного количества переселенцев из других городов. К концу XVI в. территория города уже не помещалась в кольце современных Садовых улиц, и местами выходила за его пределы. На протяжении XVI века существенно меняется облик центральных районов Москвы. Во-первых, Кремль став резиденцией великих князей, значительно расширил свою территорию наступая на Великий посад. Во-вторых, возведенные каменные стены Китай-города отделили сам Великий посад от рек Москвы и Неглинной, что создавало значительные неудобства для живущих здесь ремесленников, но были удобны новому аристократическому населению этого района. Здесь, «за торгом» теперь становится все больше боярских и дворянских владений переведенных сюда на поселение из новых земель подчиненных Москвой. Растет и число монастырей. Кроме существовавшего ранее Богоявленского монастыря, появляются Старый Никольский и Ильинский, давшие названия соответствующим улицам. Ремесленное население Великого посада вынужденно освобождая центральные районы города, перемещаются дальше на окраины: осваивая Занеглименье, Заяузье и Заречье (Замоскворечье). За счет этих переселений и вышеупомянутого «свода» в Москву ремесленного и торгового населения из других городов Русского государства растет число новых слобод. Так, дворами псковских переведенцев густо заселяется Сретенка. Первое время по составу населения этот район был исключительно псковским, поскольку москвичам запрещалось здесь строится. В районе Гнездниковского переулка расположились дворы Новгородской черной сотни, первые жители которой были выведенны из Новгорода после присоединения его к Москве. Ремесленные слободы. Московское ремесло этого времени делится на две основные группы. Первая группа ремесленных хозяйств именуемое вотчинное или казенное, обслуживала различные нужды царского двора и получала денежное и хлебное жалование. Ко второй, самой крупной категории московского ремесла относились ремесленники черных сотен и слобод работавшие на частных заказах и производившие продукцию на рынок.   Расширение городской территории способствует появлению на окраинах новых ремесленных слобод, память о которых сохранилась в названиях многих московских улицах и переулков. В районе Покровской улицы в XVI веке располагалась Барашевская слобода населенная «барашами» – царскими слугами, в обязанность которых входило развертывание походных шатров. Это название носит расположенный здесь Барашевский переулок. В Чертолье, на месте современного музея изобразительных искусств им А.С.Пушкина, находился царский Колымажный двор давший название Колымажному переулкуы.

Поэтому в описываемый период придворные должны были даже в помещениях дворца находится в парадной верхней одежде – в шубах и горлатных шапках. Так бояре заседали в Думе. Но если бояре одевались в свою собственную одежду, то дворянам, на время приемов и торжественных встреч одежда выдавалась во временное пользование из казны. Каждой социальной группе соответствовал свой набор одежды которому необходимо было строго следовать. У бояр знаковые функции выполняли золотые пояса, горлатные боярские шапки и золотные шубы. Иван Грозный навсегда запомнил, что один из князей Шуйских в период его малолетства носил при дворе в недостаточно роскошную шубу.   Известно, что наряду с утилитарной функцией одежда очень рано становится важнейшим признаком социального положения человека, его этнической принадлежности. С ней же связываются представления о защите от различных природных и сверхестественных сил. Так, например, представления о вредности для окружающих, и прежде всего мужчин, распущенных женских волос требовал сложного и тяжелого женского головного убора включавшего кику, кокошник и волосник который не снимался даже дома. Верхние рубахи носимые дома обязательно имели обереги-вышивки. Ходить дома в одной лишь нижней рубахе считалось неприличным. Небезызвестная семейная ссора окончившаяся смертью царевича Ивана Ивановича, сына Ивана Грозного, произошла потому, что беременная жена царевича оказалась недостаточно одета в тот момент когда неожиданно вошел свекор.   Большое значение придавалось прическе и убранству лица. В XVI в. среди городской знати распространился обычай коротко стричь волосы, связанный с ношением тафьи.   Что же касается бороды, то представление о том, что все мужчины в допетровское время обязательно носили бороды кажется преувеличенным, поскольку до XVI века ношение бород, как и темный цвет одежды, не был обязательным даже для духовенства. На древних книжных иллюстрациях зачастую встречаются изображения безбородых мужчин.   Любопытные сведения этого времени отмечают злоупотребления русских женщин косметикой. По свидетельству иностранцев белила сплошь покрывают лица русских женщин, а глаза и брови подчеркнуто наведены сурьмой.   Таковы были произошедшие на протяжении XVI столетия изменения в материальной культуре выраженные прежде всего в значительном росте территории Москвы, изменении социальной топографии города, дальнейшем развитии торговых отношений и ремесленного производства.   Отныне преумножается богатство и значимость Москвы ставшей во главе созданного единого Русского государства и провозгласившей себя «третьим Римом» – наследницей Византийской империи. Список литературы

В этом районе, в первой половине XVI в. сложились оживленные торговые кварталы Ильинский и Варварский. У Кремлевских стен, вдоль всей теперешней Красной площади, тянулись ряды, каждый из которых торговал каким-то одним товаром (сурожский ряд, сапожный, скобяной, суконный и др.). Поэтому ряды являлись как бы особыми рынками «. для каждого ремесла отдельно».   Значительные размеры торга отражены на планах Москвы конца XVI века, занимавшего на Красной площади все пространство между северной и южной стенами Китай-города, и простиравшегося на восток до линии современного Хрустального переулка. Кроме современной Красной площади, зимой возникал рынок в на льду Москвы-реки, где продавали хлеб, глиняные горшки, кадки, сани и др. Особо следует отметить существование появившегося в 1580 г. Книжного ряда торговавшего книгами и писчей бумагой.   На торгу, как советовал «Домострой», москвичи покупали множество всяких припасов среди которых имелось немало привозного товара вроде дорогой рыбы (осетрина, белужина) и икры поставлявшейся в Москву из Ярославля, Белоозера, Казани и Астрахани. Кроме этого в город завозили угличское и вологодское масло, поморскую соль калужский мед и другие товары.   Рост торговли способствовал расширению торговой площади, появлению в городе других торгов за пределами Китай-города, о чем свидетельствует появление еще двух церквей во имя Параскевы Пятницы. Торговые ряды появились также и на Неглинной улице, где находился Житный ряд, а в районе Зачатьевского переулка, располагался рыбный ряд торговавший свежей рыбой. У Варварских ворот существовал рынок где продавали лошадей. Крупный и мелкий рогатый скот можно было приобрести на Коровьей площади у Мясницких ворот, а на Трубной площади помещался лубяной торг на котором шла торговля лесом и разборными домами.   Любопытные находки характеризующие некоторые детали московского торгового быта прослежены при археологических раскопках у церкви Николы Мокрого, где в XVI веке был расположен мытный двор. Здесь были найдены несколько деревянных палочек с зарубками. Особенно интересна одна из них – круглая грубо обструганная палочка, на которой зарубки расположены в два ряда, причем десяти зарубкам одного ряда соответствует одна зарубка другого. Эти палочки являющиеся счетными бирками назывались «носы». Если мы вспомним поговорку гласящую: «заруби себе это на носу» то она имела в виду не орган обоняния расположенный на лице, а именно эти памятные палочки. Среди прочего торгового инвентаря найденного при раскопках в Зарядье встречаются и железные кованые гири вес которых соответствовал мерам принятым в XVI—XVII веках. В XVI в. пристань, перенесенная к устью Яузы, уже перестала играть такую важную роль как раньше, поскольку все большее значение приобретали сухопутные дороги.   Основными направлениями дорог, ставших на территории города улицами, стали следующие: Тверская дорога ведущая через Тверь в Новгород Великий; Дмитровская начинавшая тракт на Дмитров и Кимры на Волге; со Сретенской улицы брала свое начало дорога на Ярославль и далее на Вологду и Устюг. Из Замоскворечья, через пригородное село Коломенское, шел путь на Серпухов.   Происходит дальнейшее расширение торговых связей со странами Западной Европы.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Русское кузнечное ремесло в золотоордынский период и эпоху Московского государства

После захвата Москвой Коломны при Юрии Даниловиче Ростиславль становится северным форпостом Рязанской земли. С начала XIV в. значение Ростиславля возрастает. Из рядовой крепости на северо-западной границе Рязанской земли он становится одним из основных пунктов в противоборстве Рязанского и Московского княжеств. Большую роль в возвышении Ростиславля сыграло его географическое положение (удаленность от границ Орды, ключевое положение на речных и сухопутных дорогах, контроль над Рязано-Московской границей) и политическая ситуация (по свидетельству ряда источников, именно из Ростиславля в XIV в. происходили некоторые Великие рязанские князья) (Коваль 2004а: 13–15). Планомерные стационарные раскопки проводятся на памятнике с 1994 г. (руководитель экспедиции В. Ю. Коваль). К настоящему времени в результате этих работ накоплен большой фактический материал, позволивший сделать предварительные выводы о материальной культуре памятника, его хронологии, особенностях керамического комплекса (Коваль 1995, 1996, 2004б). Установлено, что древнерусское поселение на городище существовало в XII–XVI вв

скачать реферат Китай

Устойчивость взаимоотношений кочевников с ландшафтами Великой степи прослеживается и в духовной культуре . Несмотря на восприимчивость степняков к эстетическим и религиозным канонам соседей, они сохраняли общую демонографию и культ Митры, охранителя клятв, карающего обман и ложь. Его проповедовали в Центральной Азии согдийцы-юэчжи в IV веке до н.э. . Этот культ прослеживается с глубокой древности до XVI века, когда восточная часть Степи была обращена в буддизм, а западная - в ислам. Но и тогда народные верования продолжали существовать. Итак, в древности этнографическая карта Центральной Азии была несравненно мозаичнее современной. С XVII века там имеются две группы населения - тюркская и монгольская. ПРОШЛОЕ Этническое разнообразие при различии хозяйственных систем и форм материальной культуры способствовало созданию оригинальных локальных культур. Начиная с глубокой древности во всей степной зоне различные варианты межплеменных археологических культур фиксируют те или иные этнические взаимоотношения и дают, таким образом, ответ на вопрос, поставленный выше: каким образом шло интенсивное развитие при относительно стабильном уровне техники и малом числе вариантов социальных структур? Полученные данные позволяют сделать вывод, что ведущими противоречиями в кочевой культуре Евразии были противоречия между отдельными племенами, отличающимися друг от друга хозяйственными навыками и способами адаптации к ландшафту.

Настольная игра "Скоростные цвета".
Вдохните жизнь в чёрно-белые картинки! Бросьте взгляд на цветную версию, переверните карту и постарайтесь раскрасить её точно так же... и
1085 руб
Раздел: Внимание, память, логика
Карандаши цветные, 24 цвета.
Цветные карандаши в картонной коробке. Прочный грифель. Яркие цвета. Мягкое письмо и ровное закрашивание. Материал корпуса: дерево. Форма
357 руб
Раздел: 13-24 цвета
Деревянная рамка для картин, белая с золотом, 40x50 см.
Деревянная багетная рамка прекрасно дополнит любую картину, придаст ей законченный вид. Утонченная, изящная рамка, выполненная в
1078 руб
Раздел: Размер 40x50
 Большой энциклопедический словарь (Часть 2, ЛЕОНТЬЕВ - ЯЯТИ)

РУССКО-ДАТСКИЙ СОЮЗ 1493 - подписан в Москве и Копенгагене. Предусматривал взаимную помощь при нападении Швеции на Данию или Литвы - Польши на Российское государство. Устанавливал свободу торговли. Действовал до 1513. РУССКОЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО при Санкт-Петербургском университете (1888-1916). Занималось изучением этнических групп России - физического развития профессиональных и социальных групп, сбором краниологических коллекций и пропагандой антропологических знаний. РУССКОЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - основано в Санкт-Петербурге в 1846, в 1924 вошло в состав Академии истории материальной культуры. Главные направления работы: нумизматика, изучение письменных источников, меньше археологические раскопки. "РУССКОЕ БОГАТСТВО" - ежемесячный литературный, научный и политический журнал, 1876-1918. Основан в Москве, с сер. 1876 издавался в Санкт-Петербурге. С 1880 издавался артелью писателей народнического направления: Н. Н. Златовратский, С. Н. Кривенко, Е. М. Гаршин и др. С 1893 новая редакция (Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко, Н. Ф

скачать реферат 850-летие Москвы: страницы истории

Это прежде всего проявилось в распространении грамотности и просвещения. В марте 1564 г. после почти целого года работы Московская типография выпустила книгу "Апостол", украшенную заставками оригинального растительного орнамента и одной фигурной гравюрой, отличавшуюся изяществом отделки. В 1565 г. была напечатана другая церковная книга - "Часовник". В XV в. печатные книги из Москвы распространялись по всей стране. Расцвет политической и церковной литературы в XVI в. способствовал большому развитию книжного искусства. В Москве складывался единый русский стиль миниатюры, который распространялся по всей стране. Большую роль в этом сыграло создание Лицевого (иллюстрированного) летописного свода объемом более 10 тыс. листов, украшенных более чем 16 тысячами миниатюр. Текст свода иллюстрирован рисунком, выполненным жидкой акварелью на бумаге. Искусство книги XVI в. создало свой стиль в орнаментальной области: заставки, заглавные буквы, украшения на полях, сине-голубой растительный орнамент в сочетании с золотом. Как и в книжной миниатюре, в строительном искусстве Москвы XVI в. сложился новый национальный стиль, который, распространяясь по всему государству, являлся выражением государственного единства Руси и ее культуры.

 Поэтика сюжета и жанра

Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии ИПО Профиздат, 109044, Москва, Крутицкий вал, 18 Плр ? 050003 от 19.10.94 г. Предисловие В работе, посвященной жанровому шаблону, не может отсутствовать предисловие... Я должна предупредить читателя, что он держит в руках докторскую диссертацию со всеми вытекающими отсюда последствиями. И хотя эта оговорка, усугубленная маркой Института, где весной 1935 г. эта работа защищалась, сама по себе, осторожно подготовляет читателя к содержанию и стилю этой книги, все же в данном случае ее недостаточно. Дело не столько в терминологии, в "пользовании источниками", в способе изложения, в композиции этой работы; оно глубже, дело в том, что эта книга по литературоведению привлекает, в качестве материала, обряд, миф, материальную культуру, фольклор и всякие вещи, за которые нужно раз навсегда извиниться и вежливо оставить их в составе именно литературоведческих работ. Преемственность - вещь почтенная, конечно, и данная книга, далекая от анархизма, уделяет и в теоретическом введении и во всем ходе исследования пристальную внимательность всему из научного наследия, что может быть переработано и использовано

скачать реферат Традиции строительного дела Средневековой Руси и домостроение старообрядцев Верхнего Приобья в конце XIX - начале XX вв.

В славянском слое Саркела-Белой Вежи была найдена целая коллекция сосудов-светильников, сделанных из горшечной глины , их форма практически воспроизводится в формах масляных светильников крестьян-старообрядцев Верхнего Приобья. Итак, можно отметить, что в конце XIX — начале XX вв. сибиряки-старообрядцы, проживавшие в селах Верхнего Приобья на всех этапах проведения строительных работ, в применении инструментария, технологических приемах строительства, планировке и организации интерьера жилища сохраняли целый ряд традиций, бытовавших в средневековой Руси. Список литературы РГНФ, 1998–1999, 98–01–00364, «Проблемы изучения традиционной культуры русских крестьян Сибири методами этнографии и лингвистики». Назиратель. М., 1990. С.208. Таблица заполнена на основании следующих данных: Рыбаков Б. А. Ремесла Древней Руси.М., 1948. С.182–184, 407–412, Белов М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея. Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI-XVII вв. М., 1981. Ч. 2. С.12, 80–83, 141–142; Материалы Западносибирского этнографического отряда 1995–1998 гг. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Книга первая. Государев двор, или дворец. М.: Книга, 1990. С.66. Археология: Древняя Русь: Быт и культура. М.: Наука, 1997. С.9. Возможно, слово «койка» — это искаженное «коник», широкая лавка в русской избе, располагавшаяся около входа параллельно печи и традиционно принадлежавшая хозяину дома, на которую неприлично было садиться женщинам.

скачать реферат Международная маркетинговая программа СП «Инволюкс» ООО

Современная территория Румынии была заселена еще в дохристианскую эпоху племенем фракийцев, которых римляне называли даками, а греки – гетами. Даки заимствовали и сохранили многие основные черты римского образа жизни и латинский язык, появившийся здесь после завоевания их римлянами в 105–106 н.э. Они заимствовали некоторые обычаи, правила и элементы материальной культуры у славян или византийцев через славянские племена. В 106 г. территория современной Румынии была завоевана римским императором Траяном и присоединена к Римской империи как провинция Дакия. Начиная с III в. территория Дакии подвергалась постоянным набегам соседних племен готов, гуннов и булгар. В IX в. Румыния находилась под властью Болгарии и была крещена в православие. В XIII в. образовались два румынских княжества — Валахия и Молдавия, находящиеся в вассальной зависимости от венгерских и польских королей. В 1526 г. Венгрия была разбита оттоманскими турками; Валахия и Молдавия оказались под властью Оттоманской империи. В конце XVI в. после неудачной попытки освободиться от власти Оттоманской империи в Валахии и Молдавии была установлена система правления фанариотов, где правили греки-господари, назначаемые турками.

скачать реферат Москва в эпоху камня и бронзы

Действительно, откуда у человека древнего каменного века, ровесника мамонта и шерстистого носорога могла взяться ткань, ведь ткацкий станок появится спустя несколько тысяч лет. С другой стороны, о материальной культуре той эпохи мы знаем крайне мало, и, как правило, это изделия из камня и кости, материалов, менее подверженных разрушению временем.   До недавнего времени находка этой черепной крышки была единственной возможной палеолитической находкой, так что вопрос о заселении Подмосковья в древнекаменном веке оставался открытым. Лишь в конце 50-х годов нашего столетия, когда была открыта знаменитая палеолитическая стоянка Сунгирь у г. Владимира, возможность появления в Подмосковье людей в столь раннее время стала более чем вероятна.   К настоящему времени, благодаря работам современных ученых, можно с уверенностью говорить о том, что территория Москвы и Подмосковья была освоена уже в эпоху древнего каменного века. Умение добывать и хранить огонь, строить жилища и шить одежду, позволили древнему человеку продвинуться далеко на север, приспособившись к жизни в суровой приледниковой зоне.

скачать реферат Духовная культура Москвы конца XV—XVI в.

К концу правления Ивана Грозного относится икона Дмитрия Солунского для одноименной церквиНикитского монастыря в Москве. Ее происхождение связывают с рождением у Ивана Грозного последнего сына царевича Дмитрия. Изображенный на ней воин, несмотряна свой воинственный вид (в доспехах, вооруженный щитом и мечом), больше походит на утонченного аристократа, чем на героя. Подобная манера исполнениябыла тесно связана с творчеством Строгановской иконописной школой, состоявшей из московских мастеров, которые выполняли заказы для известных сибирскихпромышленников Строгановых. Это икона и ряд других, например, «Никита-воин» определили дальнейшие направление русской живописи уже в XVII веке. Литература: 1. Сергей Николаевич Таценко Духовная культура Москвы конца XV—XVI в.

Набор детской посуды "Корова", 3 предмета.
Набор посуды для детей включает в себя три предмета: суповую тарелку, обеденную тарелку и кружку. Набор упакован в красочную, подарочную
363 руб
Раздел: Наборы для кормления
Мозаика, 654 элемента.
Магнитная мозаика - это набор простейших геометрических фигур разных цветов, который позволяет детям создавать чудесные образы. Ваш
845 руб
Раздел: Магнитная
Набор STABILO LeftRight для правшей.
В наборе: шариковая ручка, механический карандаш, грифели, ластик, точилка. STABILO LeftRight: • Созданы специально для обучения письму
482 руб
Раздел: Наборы канцелярские
скачать реферат Муса Багаев

Участвовал в раскопках в Алагирском и Цейском ущельях в Северной Осетии, в обследовании Рекома — самого почитаемого осетинами святилища. Затем были раскопки близ села Сержень-Юрт, раскопки знаменитых Бамутских курганов, множество экспедиций в горные районы Чечено-Ингушетии. И в один прекрасный день и руководителям экспедиций, и самому Багаеву стало ясно: археология его судьба. Багаева пригласили на работу в Чечено-Ингушский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы. В институте был сектор археологии. Научный поиск Багаев продолжил в аспирантуре Института археологии в Москве. Там он защитил свою кандидатскую диссертацию на тему “Раннесредневековая материальная культура Чечено-Ингушетии”. Настал момент передавать накопленные знания молодой смене. С 1971 года началась преподавательская деятельность Багаева. В Чеченском государственном университете он работает и по сегодняшний день. На кафедре всеобщей истории Багаев был сначала старшим преподавателем, потом доцентом, профессором. Его основные лекционные курсы: “История первобытного общества”, “Основы археологии”, “Основы этнографии”, “История Древнего мира”.

скачать реферат Гуманистическая историческая мысль

Отдельные наиболее глубокие и прозорливые историки этого направления уже в XVI в. искали общие закономерности исторического процесса. Оттеснив в историографии провиденциализм, гуманисты решительно отвергали те невероятные факты и чудеса, которыми средневековые хронисты часто иллюстрировали якобы божественное вмешательство в историю, и весьма критически относились к сообщениям хроник и других источников. Они стали родоначальниками исторической критики источников, без которой было бы невозможно развитие истории как науки, разоблачили многие средневековые легенды и фальшивки. В поисках достоверных исторических фактов и критических аргументов гуманисты много сделали для разыскания и публикации новых источников, памятников материальной культуры и письменности. Из их среды вышли первые археологи, исследователи архивов, комментаторы античных и средневековых рукописей, нумизматы, положившие начало развитию вспомогательных исторических дисциплин. Гуманистическая историография заложила основы новой периодизации истории — не по «четырем монархиям» (Ассиро-Вавилонская, Мидо-Персидская, Греко-Македонская, Римская), как было принято в средние века, а по трем периодам — «древней», «средневековой» и «новой истории» (к последней они относили свое время), которой историческая наука пользуется до сих пор.

скачать реферат Роль картографической наглядности в обучении истории

Большой интерес школьников так называемые «объёмные» наглядные пособия – различные макеты и модели, например макет феодального замка, макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п. И разумеется, особенны эффективны действующие модели – водяной мельницы, рудоподъёмной машины. Наконец, особый вид наглядности представляет условная наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики . Классификацию по внешним признакам учёные и методисты включают печатные, экранные, звуковые средства обучения. Чаще всего они обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую. Рассмотрим более подробно классификацию наглядных средств по их содержанию. В неё входит: естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места (пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.); подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зёрна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.); специально изготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда); изобразительная наглядность (учебные картины, репродукции); условно-графическая наглядность (схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы); технические средства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио и компьютерные).

скачать реферат Русская культура XVI века

П Л А Н I.Особенности развития русской культуры XVI века. II.Факторы,повлиявшие на развитие культуры XVI века в России. 1.Образование единого российского государства. 2.Завершение формирования русской (великорусской) народности. 3.Феодально-крепостнический характер государства. 4.Влияние церкви. 5.Географический фактор. 6.Демографический фактор. 7.Внешнеполитичесеий фактор. 8.Влияние Западной Европы. 9.Опричнина. III. Материальная культура: 1. С/х техника: 2. Техника ремесленного производства; 3. Литейное дело; 4. Ювелирное дело; 5. Строительная техника; 6. Быт. IV. Естественно-научные знания: 1. Математические знания; 2. Астрологические знания; 3. Физические знания; 4. Химические знания; 5. Геологические знания; 6. Биологические знания; V. Устное народное творчество: 1. Обряды; 2. Сказки; 3. Пословицы; 4. Поверья; 5. Былины; 6. Песни; VI. Грамотность и писменность: 1. Источники русского просвещения: а) жития б) Стоглав в) Степная книга г) "Домострой" д) учебники 2. Уровень грамотности среди разных слоев населения: 3. Книги: а) рукописные "Шестодневы" б) "Букварь" в) учебник арифметики г) книги по истории 4.

скачать реферат Коренные народности севера: история, культура, быт

Внешнюю ее часть образовывали шесты, крытые оленьими шкурами, а внутри располагался полог- квадратное помещение также из оленьих шкур, отапливаемое жировой лампой. Постепенно яранга стала основным жилищем части береговых чукчей и коряков. Для этих народов была характерна глухая (надеваемая через голову) одежда до колен, мехом внутрь; зимой на нее надевалась одежда с капюшоном мехом наружу; из меха или выделанной кожи шились штаны и сапоги. Своеобразным элементом материальной культуры охотников на морского зверя были сделанные из натянутой на каркас кожи одноместные лодки каяки и многоместные лодки, а также особые гарпуны. Основной социальной единицей у кочевых групп было стойбище, у оседлых поселок. В мифологии чукчей и коряков центральное место занимали сказания оБольшом Вороне, бывшем якобы творцом всего существующего. Большую роль играл шаманизм. В начальный период освоения Сибири (конец XVI-XVII в в.). Московское государство, стремясь закрепиться на вновь освоенных территориях и обложить проживающее там население данью(ясаком), использует методы как прямого,так и косвенного колониального управления.

Циркуль для класса, деревянный.
Циркуль классный изготовлен из твердолиственных пород древесины. Лакированная поверхность. Незаменимый помощник учителя геометрии,
966 руб
Раздел: Циркули, чертежные инструменты
Игра настольная "Шакал".
Стратегическая игра для 2-4 игроков, главная задача которой — найти клад на острове и доставить его на свой корабль. Секрет механики
1290 руб
Раздел: Классические игры
Спиннер трехлучевой "Цветомузыка", с bluetooth (белый).
Компактная стильная игрушка для взрослых и детей, предназначенная для вращения на пальцах. Состоит из подшипников, благодаря которым
465 руб
Раздел: Спиннеры
скачать реферат Происхождение русской нации

В формировании кривичей приняли участие и пришлые славяне, и местные балты. К северу и северо-востоку от кривичей обитали ильменские словене.Погребальными сооружениями словен обычно считают сопки. Для словен характерны ромбощитковые височные кольца.У ильменских словен наблюдаются связи с западнословянским миром.Они проявляются в некоторых особенностях материальной культуры и языка. Что представляла собой юго-восточная группа славян-радимичи, вятичи, северяне? Территория радимичей охватывает междуречье Ипути и Сожа, части Гомельской,Могилевской и Чернеговской областей. Там в основном селились радимичи. Но радимическая колонизация проникает на юго-восток до верхнего течения реки Пслы, где между Суджей и Обоянью, у села Гочева, было найдено свыше сотни радимических погребений. Несматря на то, что область радимичей не так велика, на этой территории обнаружено несколько местных вариантов погребального обряда, что говорит об обособленных районах, соответствующих племенам, в совокупности составляющих радимичей. Соседями радимичей на востоке были вятичи. Они занимали земли по верхнему течению Оки, по Жиздре, Угре, Упе, Зуше, доходя на севере до верховьев Москвы-реки, а на востоке до верховьев Дона и Тихой Сосны.

скачать реферат Культура, как предмет социологического исследования

В свою очередь «материальная культура должна рассматриваться, как результат нематериальной». 4. «Социология», Волков Ю. Г. и Мостовая И. В., Москва: «Гардарики», 2000 год. В начале авторы пытаются обозначить сегодняшнее состояние и местоположение культуры с точки зрения социологии. «Социологи рассматривают культуру, как систему духовных кодов, некую информационную программу, которая заставляет людей воспринимать происходящее в определённом свете, поступать так, и не иначе, оценивать события и действия предвзято». «Информационный век уже наступил, но люди продолжают пользоваться представлениями индустриального общества: оценивают новые услуги мерками массового товарного производства, закрепляют границы информационного обмена, отстаивают прежние социальные стандарты». В тоже время можно отметить и противоположный процесс. К примеру, христианские заповеди были сформулированы как новый духовный принцип общежития почти 2000 лет назад, но до сих пор не возникло общество, построенное так и следующее этим принципам». «Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи, культурантропологи и психологи постепенно выявляли некие элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре.

скачать реферат Украина: национальная самобытность и национализм

Нам могут возразить: «Неужели Вы совсем не видите позитивных явлений в сфере материальной культуры Украины?» - Что делать, действительно не усматриваю! Незначительный прирост производства в текущем финансовом году, с моей точки зрения, является прямой экстраполяций экстесивных экономических процессов, происходящий в Российской Федерации (повышение мировых цен на нефть обусловило улучшение экономических показателей в РФ и – как следствие (через газовую трубу!) – в Украине). Необходимость экономии импортируемых углеводородов стимулировала развитие (в отрицание общемировых тенденций) угольной и – далее, по производственной цепочке – химической, металлургической промышленности. Распродажа земельных угодий пополнила государственную казну. И подобных экономических «фантомов» можно привести во множестве. Дело не в них. А в том, что в прошедшее десятилетие Украина не определила свое место в системе специализации и кооперации мирового продукта. В чем, помимо негативных составляющих, специфичность украинского продукта? Сельское хозяйство? Но в Болгарии, Австралии, Нидерландах производят более качественные молоко, сметану, бекон! Машиностроение? Но германская техника надежней! Рабочая сила? В среднеазиатских республиках она дешевле, а в России – квалифицированней! В Украине бурно развиваются коммуникации? Но в Москве – интенсивнее! Украина компьютеризируется? Но ведь монополией на элементную базу компьютеризации владеют Соединенные Штаты! Что нового (самобытного) появилось на внутреннем рынке Украины в годы правления Кравчука-Кучмы? Чем обогатилась ее материальная культура с момента провозглашения суверенитета? Галичскими «вышиванками»? Различными сортами пива (Ах, какое вкусное пиво «Оболонь»!)? Собраниями сочинений Тараса Шевченко? Думается, что ответ – очевиден.

скачать реферат Золотая Орда и Русь

Важнейшей культурной чертой монголов-кочевников было наличие собственной письменности. Строительство городов сопровождалось развитием архитектуры и домостроительной техники. После принятия ислама в качестве государственной религии в 00 веке стали интенсивно строиться мечети, минареты, медресе, мавзолеи, монументальные дворцы. В разных районах Золотой Орды достаточно четко выделялись зоны конкретного влияния различных градостроительных традиций - булгарских, хорезмских, крымских и т.п. Постепенно различные элементы многоэтничной культуры Золотой Орды объединялись в одно целое, перерастали в синтез, в органическое сочетание разнообразных черт духовной и материальной культуры разных народов, населяющих Золотую Орду, транспортировались и перенимались соседними государствами, к их числу относится и Русь. Учитывая, значительное золотоордынское влияние в таких важных функциях российского государства, как организация финансовой системы и почтовых сообщений. Можно долго перечислять многочисленные исторические названия в Москве (Китай-город, Арбат, Балчуг, Ордынка и др.) также восходящие к ордынским временам, когда Русь и Золотая Орда фактически жили в рамках единой государственно-политической системы и в какой-то мере уподоблялись друг другу.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.