![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | Москвоведение |
Культура Москвы XIV—XV вв. | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Гумилева - и в работах Д. С. Лихачева. Одна из главок его книги "Развитие русской литературы Х-XVII веков" (Л., 1973) называется так: "Обращение к "своей античности". "Вторая половина XIV - начало XV вв. характеризуются повышенным интересом к домонгольской культуре Руси, к старому Киеву, старому Владимиру и Суздалю, к старому Новгороду...- утверждает Д. С. Лихачев.- Обращение поднимающейся Москвы... к киевской, владимирской и новгородской древности соответствовало обращению Запада к классическим источникам" (с. 116, 118),- то есть к древним Греции и Риму. Хотел или не хотел этого автор (а он приводит, кстати сказать, многочисленные примеры "возрождения" домонгольской русской культуры в XIV-XV веках), но мысль его, исходящая из "соответствия" Возрождения на Руси и на Западе, неизбежно имеет и такой оттенок: до монгольского нашествия на Руси была совсем иная культура. Ибо возрождение есть с необходимостью новое рождение, а не "обычное" поступательное развитие одного и того же культурного организма. И действительно, для понимания истории культуры (и литературы) России вполне уместна идея новых рождений, или, иначе, воскрешений
Именно в ней русским художникам удалось полностью выразить характер страны и народа, подняться до высот мировой культуры. Корифеями же иконописи, безусловно, являлись Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Благодаря их творчеству русская икона стала не только предметом живописи, но и философских дискуссий; она о много говорит не только искусствоведам, но и социальным психологам, стала составной частью жизни русского народа. Провидение крайне редко распоряжается таким образом, что на протяжении 150 лет один за другим живут и творят великие деятели культуры. России XIV- XV вв. в этом отношении повезло – у нее были Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий. Первым звеном в этой цепи оказался Феофан – философ, книжник, иллюстратор, иконописец, который попал на Русь уже сложившимся, но не застывшим в темах и приемах письма мастером. Работая в Новгороде и Москве, он с одинаковой изощренностью сумел создать совершенно непохожие друг на друга фрески и иконы. Грек не брезговал приноравливанием к обстоятельствам: неистовый, поражающий неуемной фантазией в Новгороде, он мало чем напоминает строго канонического мастера в Москве.
Кроме того, относительная безопасность способствовала также интенсивному притоку населения в район Москвы, который стал наиболее густо заселенным в XIV–XV вв. В свою очередь увеличение плотности населения в районе Москвы оказало воздействие на развитие экономики, что самым непосредственным образом влияло на подъем Москвы как городского центра. Усиление власти московских князей и распространение ее на обширные территории привело к возрастанию материальных средств московских феодалов. Эти средства в известной степени были обращены на развитие и укрепление Москвы, как и всюду в феодальную эпоху, когда развитие городов зависело наряду с другими факторами и от средств феодалов, которым были подвластны города и которые были заинтересованы в их росте. В. Е. Сыроечковский правильно отмечал, что «наличие в Москве княжеского двора, окружающих князя крупных феодалов, церковного центра Руси имело громадное значение для развития московского ремесла и торговли и роста ее посада». Не случайно, что в XIV–XV вв. в Северо-Восточной Руси только московским князьям было под силу возвести каменные стены Кремля. Москва XIV–XV вв. стала центром самого развитого и передового в художественном и техническом отношениях ремесла, крупнейшим по тому времени торговым центром и приобрела совершенно исключительное значение в ходе политических процессов и в истории русской культуры
Вторжение татаро-монгольских орд в пределы русской земли, сопровождавшееся катастрофическими опустошениями, вызвало шок в душе русского человека и породило длительную задержку в духовно-культурном строительстве Руси. Но уже в XIV в. обозначаются признаки вновь наступающего подъема и оживления. Центром этого возрождения Руси становится Москва, поэтому и весь период развития русской духовности и культуры от XIV до XVII вв. можно именовать «московским». Однако по своему внутреннему смыслу процесс этот перерастает рамки местномосковские или даже общерусские и обретает более широкое значение, ибо постепенно Москва становится одним из жизненно важных центров православного мира, средоточием самого духа православия и хранительницей его. Одним из важных этапов этого сокровенного перемещения духовного центра от Константинополя к Москве является благословение Константинопольским Патриархом Филофеем преподобного Сергия золотым мощеносным крестом в 1355 г. Это благословение Вселенского Патриарха подчеркивало значение миссии преподобного Сергия и как бы предвещало грядущий расцвет монашеской жизни на пустынных просторах северной Руси.
Но самое глав-Roe это то, что для всей Руси было необходимо обвести независимость от Золотой Орды, а также освободить южные и западные русские земли из-под власти княжества Литовского. Таковы были важнейшие политические задачи. Военная сила играла не последнюю роль в создании централизованного государства. Москва её накапливала. Это позволило историку-белоэмигранту П. Н. Милюкову даже назвать Московскую Русь военно-национальным государством. Создание единого централизованного Российского государства отличалось от процесса централизации в Западной Европе. Там рост городов, процветание торговли стали экономической предпосылкой для преодоления раздробленности и возникновения централизованных государств. Стихия экономического развития не была подавляющей в системе предпосылок становления единой и неделимой России. Хотя изменения в характере экономики и культуры в XIV-XV вв. на Русской земле заметили историки и досоветского времени, и наши недавние современники начала, середины XX в. (например, С. Б. Веселовский, Л. В. Черепнин, А. А
Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Рост связей между отдельными областями России через торговлю, отходной промысел, переселение, участие в войнах и т.п. способствуют взаимопроникновению различных диалектов, складывается единый русский язык. В основе русского национального языка – диалект Москвы и примыкавших к ней с юга земель. Создание единого русского языка еще более способствовало росту самосознания людей как единой русской нации. Происходит так называемое «обмирщение» культуры, т.е. отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секуляризация – процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви). 18. Какая цель стояла перед русской культурой в XIV – XV вв., и какая идея пронизала ее в XVIII веке? В XIV – XV веках был преодолен кризис, и началось возрождение русской культуры, идейным стержнем которой стал национальный подъем, идея единства. Получает развитие эмоциональная сфера, а в идейной жизни все большее значение приобретает «безмолвие», уединенная молитва. Россия сбросила золотоордынское иго дорогой ценой, в том числе ценой культурных потерь.
Культура Руси XIV - XVII веков С X в. почти половина Европейской части России вошла в состав феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные, новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному упадку и к обособлению юго-западных земель, вошедших в состав польско-литовского государства. После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси, проявилось воздействие городских низов, ставших важной общественной силой в борьбе за избавление монголо-татарского ига и объединение русских земель. Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится важным политическим и культурным центром, где складываются проникнутое глубокой верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея Рублева и соразмерная человеку в своем величии архитектура Кремля.
С отцом случился удар, поэтому они переезжают в Богучарово. МБ объясняется с умирающим отцом, понимая свою к нему любовь XIII-II-III НР приезжает в Богучарово за провиантом для армии; знакомится с МБ (МБ знает о произошедшем между АБ и Наташей Ростовой) XIV-II-III МБ покидает Богучарово XV-II-III АБ приезжает в штаб к Кутузову, который становится главнокомандующим. АБ знакомится с Денисовым, давним другом НР XVIII-II-II ПБ отправляется в Можайское к армии. I XXII-II-III ПБ встречает Бориса Друбецкого, говорит с Кутузовым а т.ж. замечает Долохова. XXV-II-III Состояние АБ перед Бородинским сражением. ПБ встречает АБ XXX-II-III Началось Бородинское сражение. ПБ наблюдает за ходом сражения XXXI-II-III ПБ выезжает на поле сражения XXXII-II-II Батарея Раевского, где находится ПБ атакована французами I XXXVI-II-II Полк АБ находится в резервах, АБ ранен в живот I XXXVII-II-I АБ видит Анатоля Курагина, которому ампутировали ногу. АБ II забывает свою вражду к нему IX-III-III Состояние ПБ после сражения. ПБ узнает о „смерти“ АБ и своего шурина X-III-III ПБ возвращается в Москву XIV-III-III Раненый АБ оказывается в московском доме Ростовых XVII-III-II Семья Ростовых покидает Москву I XVIII-III-I ПБ остается в Москве, разбирает бумаги масона Баздеева II XIX-III-III Наполеон вступает в Москву XXVIII-III- ПБ спасает жизнь французскому офицеру III XXIX-III-II ПБ говорит со спасенным французом.
От Рюрика до Андрея Боголюбского- период господства родовых отношений в политической жизни (IX-XII вв.). 2. От Андрея Боголюбского до начала XVII в. - период борьбы родовых и государственных начал, завершившийся полным торжеством государственного начала. Этот период имел 3 стадии: а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты (XII-XIV вв.) начальное время борьбы родовых и государственных отношений. б) от Ивана Калиты до Ивана III - время объединения Руси вокруг Москвы (XIV-XVI). в) от Ивана III до начала XVII в.- период борьбы за полное торжество государственного начала. г) с начала XVII до середины XVIII в. - период вступления России в систему европейских государств. д) с середины XVIII в. до реформ 60-х годов XIX в. - новый период русской истории. ( ) Периодизация С.М. Соловьева отражает прежде всего историю государственности. По другому подходит В.О. Ключевский, который определяет периоды развития России по размещению русского народа, колонизации территории: Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти тт. Т.1. Курс русской истории. Ч.1.- М.: 1987.- С 51-53 1. VIII - XIII вв. - Русь Днепровская, городовая, торговая. 2. XIII - сер. XV вв. - Русь Верхневолжская, удельно-княжес-кая, вольно-земледельческая. 3. Сер. XV - второе десятилетие XVII в. - Русь Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая. 4. Начало XVII - вторая половина XIX вв. - Всероссийский, императорско-дворянский, период земледельческо-крепостного и фабрично-заводского хозяйства. В.О. Ключевский называл эти периоды: 1) днепровский, 2) верхневолжский, 3) великорусский, 4) всероссийский. ( ) Эти выдающиеся русские ученые оценивали дореволюционный период развития России.
С другой – она подчас неосознанно способствовала формированию сциентически верифицированных культурных символов эпохи, «кодируя» образцы общественных типов личности, с которыми и до сих пор социологу нелегко разобраться (достаточно вспомнить о «всесторонне развитой личности», «советском человеке» и прочих культурологических фантомах).» Но в свою очередь автор считает, что в своё время эти фантомы казались все таки обоснованными, гармонизировав типы социального поведения и ценностную систему. «Интерпретация культуры, выполненная в духе её марксистского противопоставления природному, шла преимущественно по линии объяснения культурного феномена как проявления социально активной, исторически преобразующей позиции человека в обществе». 2. «Проблемы теории культура», Москва: НИИ Культуры, 1977. Файнбург в своих трудах классифицировал и систематизировал понятие культура. По Файнбургу в культуре наличествуют 2 стороны: динамическая (творческая деятельность) и консервативная (цели, навыки, нормы и т. п.). «Возможность фиксации в нормах, правилах, ролях, институтах нового, то есть закрепление этого нового в масштабах общества (в том числе в первую очередь классового, группового) и есть подвижный предел; лишь постепенно и в определённом темпе изменяет расширяющиеся границы преобразования культуры в целом».
В 1938 году бежал из нацисткой Германии и швейцарские власти предоставили ему вид на жительство с очень жёсткими условиями: не вести политической деятельности, не иметь права на работу, не менять место жительства под угрозой отправки обратно в Германию. 2-х часовая лекция “Душа” читалась Ильиным неоднократно в разных городах Швейцарии. Читалась она под разными названиями - “О русской душе”, “Русская душа”, “Русский сфинкс”. Дважды лекции “Душа” была опубликована в Цюрихе на немецком языке, а в России опубликована впервые в 1996 году в журнале русской культуры “Москва”. В лекции “Душа” Ильин качается вопросов: 1. Природа и климат; 2. Темперамент; 3. Свобода и гармония; 4. Язык и юмор; 5. Простота и достоинство; 6. Характер; 7. Сердце и совесть; 8. Стремление к совершенству; 9. Импровизация и ответственность; 10. Первичные силы. Во вступительном слове к лекции “Душа” И.А. Ильин определяет тему. Вся лекция начинается со слова “Россия”. И так как лекцию он читает за границей, то и во вступительном слове он сначала говорит о том, какой представляется Россия, её народ и культура перед Западной Европой: “Как сфера скрытого, как проблема не поддающаяся пониманию, как своего рода сфинкс, вызывающий опасения”.
От Рюрика до Андрея Боголюбского- период господства родовых отношений в политической жизни (IX-XII вв.). 2. От Андрея Боголюбского до начала XVII в. - период борьбы родовых и государственных начал, завершившийся полным торжеством государственного начала. Этот период имел 3 стадии: а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты (XII-XIV вв.) начальное время борьбы родовых и государственных отношений. б) от Ивана Калиты до Ивана III - время объединения Руси вокруг Москвы (XIV-XVI). в) от Ивана III до начала XVII в.- период борьбы за полное торжество государственного начала. г) с начала XVII до середины XVIII в. - период вступления России в систему европейских государств. д) с середины XVIII в. до реформ 60-х годов XIX в. - новый период русской истории. ( ) Периодизация С.М. Соловьева отражает прежде всего историю государственности. По другому подходит В.О. Ключевский, который определяет периоды развития России по размещению русского народа, колонизации территории: Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти тт. Т.1. Курс русской истории. Ч.1.- М.: 1987.- С 51-53 1. VIII - XIII вв. - Русь Днепровская, городовая, торговая. 2. XIII - сер. XV вв. - Русь Верхневолжская, удельно-княжес-кая, вольно-земледельческая. 3. Сер. XV - второе десятилетие XVII в. - Русь Московская, царско-боярская, военно- землевладельческая. 4. Начало XVII - вторая половина XIX вв. - Всероссийский, императорско-дворянский, период земледельческо-крепостного и фабрично-заводского хозяйства. В.О. Ключевский называл эти периоды: 1) днепровский, 2) верхневолжский, 3) великорусский, 4) всероссийский. ( ) Эти выдающиеся русские ученые оценивали дореволюционный период развития России.
Он внес в это произведение необычайное богатствовнутренней жизни и тонкое понимание красоты. Образы «Троицы» Ру-блева проникнуты ясной и светлой гармонией. Ангелы – стройные и пре-красные юноши, склонившиеся друг к другу в тихой беседе, полны глубо-кой человечности и монументального величия. Прекрасные лица ангелов с тонкими чертами, полные человеческого чувства и благородства, свидетельствуют о высоком уровне общест-венной культуры Москвы XV в., о новом, более глубоком понимании чело-веческой личности. Эти лица выражают различные оттенки человечес-ких чувств – сердечную мягкость и внутреннюю силу.Несмотря на большую акцентировку линий, контура, зритель вос-принимает в «Троице» не линию, а цвет. Стройные силуэты ангелов, му-зыкальный ритм плавных и гибких линий, силуэтов и цветных пятен еще более усиливает художественную выразительность и гармонию этого классического произведения искусства. Андрей Рублев отразил в «Троице» идеалы и стремления народа, его представления о красоте человека и мира. Поэтому его произведения продолжают жить и в наши дни, воздействуя на современного зрителя не только красотой художественной формы, но и глубиной заложенной в нем идеи. «Троица» имеет много утрат, оставленных на ней временем, много-численными записями и реставрациями, хотя и снятыми в 1904-1919 гг., но сильно повредившими рисунок и красочный слой иконы.
Прекрасные лица ангелов с тонкими чертами, полные человеческого чувства и благородства, свидетельствуют о высоком уровне общест-венной культуры Москвы XV в., о новом, более глубоком понимании чело-веческой личности. Эти лица выражают различные оттенки человечес-ких чувств – сердечную мягкость и внутреннюю силу. Несмотря на большую акцентировку линий, контура, зритель вос-принимает в «Троице» не линию, а цвет. Стройные силуэты ангелов, му-зыкальный ритм плавных и гибких линий, силуэтов и цветных пятен еще более усиливает художественную выразительность и гармонию этого классического произведения искусства. Андрей Рублев отразил в «Троице» идеалы и стремления народа, его представления о красоте человека и мира. Поэтому его произведения продолжают жить и в наши дни, воздействуя на современного зрителя не только красотой художественной формы, но и глубиной заложенной в нем идеи. «Троица» имеет много утрат, оставленных на ней временем, много-численными записями и реставрациями, хотя и снятыми в 1904-1919 гг., но сильно повредившими рисунок и красочный слой иконы.
Начиная с этого времени местные центры искусства, кроме Венеции, утратили прежнее значение. П Е Р И О Д И З А Ц И Я Из-за переходного характера эпохи Возрождения хронологические рамки этого исторического периода установить довольно трудно. Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изобразительного искусства в его культуре. Если основываться на признаках, которые в последствии будут указаны (гуманизм, антропоцентризм, модификация христианской традиции, возрождение античности), то хронология будет выглядеть так: вводный период, Проторенессанс, «эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320, частично совпадающий с периодом дученто (XII-XII вв.) и треченто (XIII-XIV вв.), Раннее Возрождение (кватроченто XIV-XV вв.), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее, а также Высокое и Позднее Возрождение (чинквеченто XV-XVI вв.).; особой фазой которых стал маньеризм. П Р О Т О Р Е Н Е С С А Н С В итальянской культуре XIII – XIV вв. на фоне еще сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства – будущего искусства Возрождения.
Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э. Баумана факультет Фундаментальные науки. Реферат по культурологии студента группы Социодинамика культуры Москва , 1998 “Социодинамика культуры” - так называлась книга французского культуролога Абраама Моля , вышедшая в Париже в 60-х гг. Сейчас этот термин и эта книга прочно вошли в научный обиход исследователей культуры -прежде всего приложением теоретико-информационного , кибернетического подхода к культурным процессам . Сегодня , когда мы столкнулись с проблемой функционирования культуры в условиях рынка , когда массовая культура стала приобретать все большую мозаичность и в ней огромную роль начинают играть средства массовой информации работа Моля приобретает все большую актуальность. Однако здесь следует учитывать , что иные социально - исторические условия порождают и принципиально отличные исторические формы , своеобразные факторы становления и эволюции национальной культуры . Поэтому для понимания развития , скажем , отечественной культуры , работа Моля мало что дает , однако это не означает , что сама идея социодинамики культуры не универсальна.
Иностранцам же бросается в глаза неприветливость, суровость и замкнутость отрешенных лиц москвичей. Один из путешественников, посетивших Россию в ХIХ веке, констатировал: "В России смеются только комедианты, льстецы и пьяницы". Неужели ничего не изменилось с тех пор? Мы принимаем как должное брошенную на асфальт обертку от мороженого и банановую шкурку и даже видим акт гуманности в оставленных на парапете подземного перехода пивных бутылках - пусть старушки подбирают. А иностранных гостей столицы от этого передергивает. Их удивляет, почему у нас чаще уступают место детям, чем старикам, впрочем, если уступают Но больше всего настораживает иностранцев безнаказанность проявлений расовой и национальной розни. Кстати, ни один путешествующий по Московии иноземец не писал об этом в прошлом веке. Неужели это приобретение последнего времени? Деловая культура Москвы постепенно трансформируется, приближаясь к западной, но пока это достоинства только крупных компаний. Наибольшим профессионализмом, как считают иностранцы, обладают наши юристы, бухгалтеры, компьютерщики, менеджеры, переводчики. Но у них есть специфические недостатки: отсутствие инициативности, неумение работать в команде и нести ответственность.
В Москве он сразу же занял видное положение. Из летописи известно, что в 1347 году он исполнял очень почетное поручение - великий князь Семен Гордый послал его в числе других бояр сватом в Тверь за своей невестой, дочерью тверского князя. Несомненно, что в Москве Андрей Кобыла с сородичами должен был получить большие земельные владения. У него были племянники: Кирилл Вороба и Нестор Деревль. От них, вероятно, и получили названия возникшие во второй половине XIV века села Воробьево и Деревлево. Старшим из пяти сыновей Андрея Кобылы был Семен Жеребец. По его имени, видимо, названо село Семеновское. Другой видный боярский род в Москве XIV столетия - Вельяминовы. Они стали служить Московским князьям еще при Данииле и на протяжении нескольких поколений наследственно занимали важнейшую должность московского тысяцкого - фактически главного воеводы. В середине XIV века этот пост пренадлежал Василию Васильевичу Вельяминову. Свое положение он сохранил и в дальнейшем, породнившись с великим князем Дмитрием Донским. Братом Василия Вельяминова был боярин Федор Воронец, родоначальник ветви Воронцовых-Вельяминовых. Очевидно, от его прозвища и получило свое название село Воронцово.
![]() | 978 63 62 |