![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | Москвоведение |
В окрестностях Петровских ворот | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
По описаниям дворников, уже побывавших у градоначальника, никто не сомневался, что это Исаев. Тем не менее Грачевский одобрил мое желание спасти вещи; я просила его дать знать об этом Николаю Евгеньевичу Суханову как человеку столь энергичному и решительному, что самое невозможное кажется ему всегда возможным. Через несколько часов Суханов явился в сопровождении двух морских офицеров и с обычной распорядительностью в течение двух часов удалил с квартиры все, что нужно; остались два узла с вещами, не представлявшими особой ценности. Это было уже в 8 часов вечера. Тогда он потребовал, чтоб я тотчас же ушла из дома; но я не видела никакой нужды уходить до утра, потому что была уверена, что Исаев квартиры не назовет, а непоявление до сих пор полиции объясняла тем, что дворники нашего дома еще не собрались пойти на призыв; я думала (ошибочно), что ночью Исаеву дадут покой, и потому не видела риска оставаться у себя. После этих аргументов Суханов оставил меня, обещав наутро прислать двух дам за остальными вещами. Поутру 3 апреля, когда я вышла осмотреть окрестности, в воротах стояло щедринское "гороховое пальто", делавшее внушение дворникам: "Непременно до 12 часов! Непременно до 12 часов!" Было ясно, что дворников зовут в градоначальство
Из прежнего декоративного убранства ворот сохранилось большинство скульптур: вырезанные из дерева Николаем Пино барельефы, изображающие бога Саваофа в облаках (в центре) и воинские доспехи (по бокам). Под центральным барельефом укреплён выполненный около 1708 года также деревянный барельеф Конрада Оснера "Низвержение Симона - волхва". Сюжет этот должен был навеять зрителям мысль о всемогуществе Петра I - тёски апостола, о неизбежной победе его над зазнавшимся шведским королём Карлом XII. Вскоре после сооружения каменных Петровских ворот было решено принять дополнительные меры по усилению крепости, и в 1731 году началось строительство равелина - предкрепостного укрепления для защиты ворот. Этот равелин был назван Иоанновским, в честь брата Петра I и отца царствовавшей тогда Анны Иоанновны. Такое же название получили построенные в 1740 году сравнительно скромные по своей архитектуре ворота в стене равелина. У западного входа в Петропавловский собор возвышается изящный, украшенный колонами и декоративной скульптурой павильон, в котором долгое время хранилась одна из исторических реликвий ботик Петра I.
Вот черт! В дежурную булочную придется сбегать, это рядом, у Петровских ворот. Я мигом - одна нога здесь, другая там. Не смейте снимать горчичники!.. Он стремительно выбежал, громко на весь подъезд хлопнув дверью. Вскоре он вернулся, бегом промчался по лестнице на пятый этаж с батоном и кирпичом бородинского. Он быстро вошел в гостиную и остановился как вкопанный на пороге. Диктор читал беседу о международном положении: "Гитлер-это война. Тельман первым заявил это немецкому народу..." Нина спала, свернувшись калачиком под пледом. Полотенце с помятыми влажными горчичниками лежало рядом на стуле. Коля прошел на цыпочках к приемнику, выключил его, подошел ближе к софе. Два шага отделяли его от Нины, но ближе подойти он не решался. Долго не спускал он с Нины влюбленных глаз. Жевал, машинально откусывая от свежего батона, мягкий, пахучий, еще теплый хлеб. Потом подошел к окну. За золотой россыпью огней вечерней Москвы полыхал в полнеба закат. Что-то было в нем величественное и грозное. В комнате было так тихо, что Коля слышал чуть учащенное дыхание девушки
Причем, российские ойконимы преобладают в качественном отношения над зарубежными (21 языковые единиц – 12 языковых единиц). Самыми частотными среди названий городов в стихотворениях Высоцкого являются ойконимы Москва (9), Париж (5), Магадан (5). Эти три города играли каждый свою роль в жизни поэта. В далекий Магадан едет работать его друг Гарик Кохановский. На его проводы приносит совю новую песню: Мой друг едет в Магадан – Снимите шляпу, снимите шляпу! Уедет сам, уедет сам – Не по этапу, не по этапу. (56) Париж для Высоцкого становиться местом, где живет его любовь – жена Марина. И хотя сложными были отношения между двумя «звездами», но стихи звучат взволновано и романтично. В душе моей – все цели без дороги, - Порой в ней – и вы найдете лишь Две полуфразы, полудиалоги, - А остальное – Франция, Париж. (172) Москва – это город, в котором поэт родился, здесь он учился, работая в Театре на Паганке, сочинял и пел свои песни. Высоцкий любил свой родной город и знал его досконально, поэтому в его стихах можно обнаружить большое количество московским урбанонимов: Арбат, Медведки, Химки, Кремль, Большой Каретный, Ордынка, Большойтеатр, Малая спортивная Арена, Савеловский вокзал, Пресна, Петровские ворота, Бутырка, Наводевичье.
Дворяне тем временем оправились от удара, и лавина их, описав полукруг, повернула вслед отступающему отряду Козы. – Трави! – выкрикнул старшина пушкарей. Пушки рявкнули, а когда рассеялся дым, все увидали, что псковитяне успели приблизиться к стенам и теперь их можно было защищать со стен даже пищальными выстрелами. В это время послышались крики справа: псковская конница от Петровских ворот вылетела наперерез конным дворянам. Ее увидали вовремя, но это смешало расчеты пушкарей, готовивших третий залп… Пушки вышли из строя и замолчали, чтобы не губить своих. И вдруг грянули пушки со стороны Хованского, от Любятинского монастыря. Конные сотни псковитян, смятенные и рассеянные, в свою очередь, понеслись в сторону… – Гаврила Левонтьич, а как же Ягу-то оставили без помоги?! – воскликнул Мошницын. И все устремили взоры на лощину, где боярское войско возле самого острожка стиснуло с двух сторон Максима Ягу с отрядом… По смешавшейся коннице псковитян еще раз ударили пушки Хованского, и она понеслась через хлебное поле, прямо туда, на лощину, где Яга отбивался от наседающих москвичей… Конники не увидели в высокой ржи затаившихся пеших московских стрельцов
Учитывая большое международное значение перенесения столицы в Петербург и значение Невы как основной транспортной магистрали города, правительство указами обязывало на берегах Невы и ее главных протоков строить каменные здания. В связи с этим на набержной от Летнего сада до Адмиралтейства строилось после 1709 г. большое количество монументальных каменных и мазанковых зданий, далеко превосходивших образцовые дома Трезини. Дома вельмож строились также на территории, расположенной от Летнего сада вверх по Неве. О характере архитектуры петровского Петербурга дают хорошее представление сохранившиеся до нашего времени архитектурные памятники того времени. К началу 80-х годов XVIII в.Петропавловская крепость уже значительно изменила свой первоначальный вид, как об этом можно судить по панораме Зубова. Земляные валы и бастионы начали заменяться кирпичными на каменном цоколе. С восточной стороны в крепость вели главные Петровские ворота, сооруженные архитектором Трезини в 1708 г. из дерева, а в 1718 г. выполнены по его же проекту из камня.
ДОМЕНИКО ТРЕЗИНИ родился около 1670 г. в Астано, Швейцария. В начале XVIII в. служил военным инженером в Дании. Осенью 1703 г. по приглашению Петра I приехал в Россию, где обрел вторую родину и отдал ей свои силы и талант. Став первым главным архитектором Петербурга, внес большой вклад в формирование облика города. По его проектам заложили Кронштадт и Александро- Невскую лавру, застроили территорию Васильевского острова. За 31 год жизни в России Трезини возвел ряд замечательных зданий и сооружений: Петропавловский собор и Петровские ворота в Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I, Благовещенскую церковь Александро-Невской лавры, здание Двенадцати коллегий, Гостиный двор и многие другие. По указанию Петра I архитектор составил «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для различных слоев населения. Здания, построенные Трезини в стиле, получившем впоследствии название раннего русского барокко, отличались четкостью планов, скромным декоративным убранством, изящной внутренней отделкой. Умер Д. Трезини в Петербурге в 1734г.ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ФЕЛЬТЕН родился в 1730 или 1732 г. в семье начальника придворной кухни Петра!.
Многие церкви Замоскворечья были возобновлены после разорения, а другие построены вновь, как, например, Михаила Архангела, в Овчинниках. В деревянном городе возобновлено было много старых церквей и немало было построено новых, каковы: Знамения за Петровскими воротами (каменная, вместо деревянной), Пимена в Старых Воротниках, Иоанна Богослова в Бронной, Преображения и Сергия Чудотворца в Пушкарях. В селах и слободах московских, вошедших затем в черту города, Михаил Феодорович тоже построил немало храмов; так, в селе Рубцове-Покровском, родовом владении бояр Романовых, где ныне Покровская община, построена была церковь Покрова, в память отражения от Москвы поляков, а также храм Введения в Семеновском. Ныне в память трехсотлетнего юбилея в бывшей вотчине царя построена большая Романовская больница. Вообще царствование Михаила Феодоровича как восстановителя первопрестольной столицы в высокой степени важно для Москвы. Образованность ее в это время значительно подвинулась. Филарет Никитич, владевший образованием (он при Грозном от англичан научился по-латыни), заботился об его развитии: в Чудовом монастыре, ранее Заиконоспасской академии, он учредил славяно-греко-латинскую школу; собирал рукописи и книги; поощрял ученье; заботился об исправлении церковно-богослужебных книг; довел типографское дело в Москве до того, что иностранцы находили печатавшиеся тогда у нас книги не уступавшими иностранным.
Петровский бульвар неширок, он спускается по береговому склону реки Неглинной (ныне текущей в подземном коллекторе) до Трубной площади. В конце 1940-х годах его украсили узорной чугунной оградой и устроили у Трубной площади парадный вход с гранитными торшерами и металлическими литыми вазами для цветов. Трехэтажный дом, расположенный в торце бульвара у Петровских ворот,- любопытный памятник времен царствования Павла I, одна из гостиниц, которые по указу императора были сооружены вдоль Бульварного кольца на месте бывших воротных башен. Большая часть гостиничных зданий, возведенных по проекту известного архитектора В.П. Стасова, не дожила до наших дней, да и та, что стоит перед нами, давно утратила первоначальный вид. Застройка бульварных проездов относится к концу XIX - началу XX в. и, в общем, малоинтересна. На нечетной стороне выделяется хорошим вкусом и нарядной отделкой дом № 17, построенный по проекту архитектора Р.И. Клейна в 1902 г. для виноторговцев Депре. На противоположной стороне бульвара сохранилась самая старинная из здешних построек (1786 год) - бывший дворец екатерининского вельможи графа Р.Е. Татищева (дом № 6-8), который принимал здесь на балу Павла I.
На открытой эстраде выступали солисты и ансамбли, на огромном экране демонстрировались кинофильмы. В 1949-1950 на этом месте разбили сквер, как бы дополнивший разорванное здесь кольцо бульваров. За сквером здание кинотеатра “Россия”, открытого в 1961 году. И после него мы попадаем на Страстной бульвар. В наши дни он является одним из самых красивых и привлекательных, но сложился он далеко не сразу. Первоначально Страстным бульваром называлась проложенная в 1820-х годах узкая аллея, тянувшаяся от страстного монастыря до Петровских ворот. Остальную территорию нынешнего бульвара занимали обширная Сенная площадь и большой сад перед фасадом больницы. На площади, по отзывам современников, “жуткой и грязной”, днем торговали сеном, а вечером, случалось, грабили прохожих. В 1872 году Е. А. Нарышкина, владелица дома №9, разбила на площади на свои деньги большой, открытый для публики сквер, соединенный с городской управой прибольничным садом и аллейкой собственно Страстного бульвара на его отрезке от Большой Дмитровки (Пушкинской улицы) до Петровских ворот.
В конце XIV века эта часть Москвы была обнесена валом и рвом. Стена Белого города была возведена позднее — в 1585—1593 годах. Руководил этими работами известный зодчий Федор Конь. В статье, посвященной Тверскому бульвару и Пушкинской площади, рассказывается о том, что к середине XVIII века стена Белого города утратила свое фортификационное значение: в конце того же столетия ее разобрали, а затем, в XIX веке по всей этой бывшей границе Москвы были устроены бульвары. Память о самом наименовании этой городской оборонительной линии хранит современный топоним Белгородский проезд (в XIX веке он именовался проездом Белого Города). Эта небольшая улочка расположена близ площади Покровские ворота. Несколько таких наименований московских площадей — также свидетели былой славы Белого города, его мощных и надежных ворот: площадь Никитские Ворота, площадь Мясницкие Ворота, площадь Сретенские Ворота, площадь Яузские Ворота, площадь Петровские Ворота. Вторая граница Москвы узнается в крутой линии современного Бульварного кольца. Третье кольцо — Земляной город, или Деревянный город, известный в истории Москвы также под названием Скородом.
В. А. Резвин, архитектор Если спросить москвича, где находится Каретный ряд, он без колебаний ответит: между Петровскими воротами и Садовым кольцом. И действительно, вся эта улица по старинной традиции считается Каретным рядом (так же будем называть ее и мы), хотя адрес стоящего здесь знаменитого здания - Петровка, 38. На самом деле это продолжение Петровки, а Каретный ряд начинается от Успенского переулка, названного по прекрасно сохранившемуся храму XVII века Успения Пресвятой Богородицы. Такой просторной улица стала после реконструкции 1948 года, когда снесли малоэтажные дома по ее левой стороне, где размещались тележные и каретные мастерские. Место было популярным и успешно конкурировало с Колымажным двором на Волхонке. Во время французского нашествия Каретный ряд, подожженный самими обитателями, выгорел полностью, но вскоре возродился. До самой революции здесь шла бойкая торговля конными экипажами, а затем автомобилями. С тех времен сохранился дом 6 с большими арочными окнами, в котором находились каретные лавки.
Внутренне убранство решалось по принципу анфилады – ряда примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создавало сквозную перспективу. Церковная архитектура В первой четверти XVIII века было построено 22 храма. В строительстве церковных зданий произошло сочетание элементов ордерной системы (колонны, портики, фронтоны) с новомосковским барокко. Храмы были просторными, светлыми, в них присутствовало стремление к высотности, ярусности, использовалась скульптура. Богатый орнамент и башни-колокольни были характерным признаком. Возникли храмы центрической композиции, устремленные ввысь. Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи. Светское начало в архитектуре получило преобладание над церковным. Архитекторы Основные сооружения и проекты Доменико Андреа Трезини (1670-1734) По проектам архитектора заложены Кронштадт, Александро-Невская лавра, начата постройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской церкви, здание Двенадцати коллегий, Галерная гавань, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры.
В отличие от средневековой застройки русских городов, где жилые строения стояли за заборами в глубине участков, все дома в столице должны были выходить фасадами на красные линии (условная граница в градостроительстве, отделяющая проезжую часть улицы от территории застройки) улиц и набережных, формируя фронт их застройки и тем самым придавая городу организованный вид. Это градостроительное новшество нашло отражение и в застройке Москвы. Наряду с жилыми домами в Петербурге и его пригородах строились дворцы с представительными фасадами и обширными, богато украшенными парадными помещениями. В сочетание с архитектурой начинает применяться декоративная скульптура, а в интерьерах – живописное убранство. Создаются загородные и пригородные резиденции с садами. Крупнейшими сохранившимися до наших дней общественными зданиями, созданными Д.Трезини, является Петропавловский собор и здание Двенадцати коллегий. Из-под свода Петровских ворот четко вырисовывается Петропавловский собор (1712-1733). Динамичный силуэт колокольни собора, увенчанный высоким золоченым шпилем и флюгером в виде ангела, поднимается из-за стен крепости на 122 метра, став одной из наиболее выразительных доминант в панораме города на Неве.
Желая оградить и эту часть Москвы от нашествия врагов, повелено было обнести ее каменной стеной. Работа началась 1587 году и окончена в два с небольшим года. Она произведена русским зодчим Федором Конем. Стена начиналась от нынешнего Яузского моста вокруг Китай-города неправильной дугой поперек нынешних улиц: Покровки , Мясницкой, Сретенки , Петровки , Тверской , Никитской , Арбата и Причистинки , и за этой последней улицей у бывшего Алексеевского девичьего монастыря (позднее храм Христа Спасителя) стена упиралась в Москва - реку . Все, что находилось внутри за стеной получило название - Белый город. Стена Белого города имела девять ворот и одни из них получили название Петровских, так как находились напротив Высокопетровского монастыря. Стена была построена по инициативе Бориса Годунова, который был фактический правитель Русского государства, с 1597 до 1600 года — царь России, и когда было окончено строительство, монастырь оказался в черте города, южнее Петровских ворот, от которых шла дорога - прародительница улицы Петровки.
Петропавловская крепость Дата создания: 1706 г. - 1733 г. Автор: Трезини Д.А. Местонахождение: Санкт-Петербург Расположенная на небольшом островке в устье Невы крепость является историческим ядром города. Заложена Петром I в 1703 г. по его собственному чертежу в соответствии с фортификационной системой С. Вобана. С 1706 г. Д. Трезини начал сооружение кирпичной крепости по прежнему контуру, имеющему форму вытянутого шестиугольника с бастионами по углам. Строительство всех укреплений было завершено в первой половине XVIII в. Для парадного въезда в крепость с восточной стороны Д. Трезини были сооружены Петровские ворота, сначала деревянные (1708), а затем каменные (1717-1718). Ворота носят характер триумфальной арки с одним проездом. Поверхность фасадной стены обработана рустами. Над аркой проезда со стороны города расположен рельеф "Низвержение Симона-волхва апостолом Петром" (1708) работы К. Оснера. По сторонам проезда в нишах скульптуры, приписываемые Н. Пино: богиня войны Беллона слева и богиня мудрости Минерва справа (1720-е гг.). В 1730е гг. перед восточными стенами крепости было возведено дополнительное укрепление Иоанновский равелин с воротами.
Его никто не посмел бы тронуть пальцем. Лучшей охранной грамотой было его великодушие. Оно смиряло даже самые ожесточенные сердца. Никто из наших писателей не знал так всесторонне и блестяще Москву, как Гиляровский. Было просто непостижимо, как может память одного человека сохранить столько характерных историй о людях , улицах, окраинах, площадях, садах и парках , да, к примеру , почти о каждом трактире старой Москвы. У каждого трактира было свое лицо и свои завсегдатаи-от аристократического "Трестого" до студенческой "Комаровки" у Петровских ворот и от трактира для холодных сапожников у Савеловского вокзала до знаменитого Гусева у Калужской заставы, где, бряцая литаврами, лучшая в Москве трактирная машина- "оркестрион" гремела песню: "Шумел-горел пожар московский". Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий, но и летописец быта. Летописец быта с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. Чтобы до конца понять хотя бы Льва Толстого или Чехова , мы должны знать быт того времени. Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для того, кто знает быт пушкинского времени.
К царствованию Федора Ивановича, ( годы правления 1584 - 1598 гг., последний представитель династии Рюриковичей )сына Ивана Васильевича Грозного, московские слободы или загородья, значительно распространились. Желая оградить и эту часть Москвы от нашествия врагов, повелено было обнести ее каменной стеной.Работа началась 1587 году и окончена в два с небольшим года. Она произведена русским зодчим Федором Конем. Стена начиналась от нынешнего Яузского моста вокруг Китай-города неправильной дугой поперек нынешних улиц: Покровки , Мясницкой, Сретенки , Петровки , Тверской , Никитской , Арбата и Причистинки , и за этой последней улицей у бывшего Алексеевского девичьего монастыря (позднее храм Христа Спасителя) стена упиралась в Москва - реку .Все, что находилось внутри за стеной получило название - Белый город. Стена Белого города имела девять ворот и одни из них получили название Петровских, так как находились напротив Высокопетровского монастыря. Стена была построена по инициативе Бориса Годунова, который был фактический правитель Русского государства, с 1597 до 1600 года — царь России, и когда было окончено строительство, монастырь оказался в черте города, южнее Петровских ворот, от которых шла дорога - прародительница улицы Петровки.В 1493 году, после Никольского пожара, монастырь был сильно разорен и долгое время не мог привести свое хозяйство в порядок.
![]() | 978 63 62 |