![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Налоговое право |
Налоговое стимулирование лизинговых операций | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Иными словами, СЭЗ это часть территории страны с особым действующим режимом[40]. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной[41]. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства. Следует отметить характерные черты СЭЗ: 1)Pприменение различных видов льгот и стимулов, в том числе: а)Pвнешнеторговых (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций); б)Pфискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.Pд.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения; в)Pфинансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.Pп.; г)Pадминистративных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ Институт заочного обучения Дисциплина «Налоговая система» КУРСОВОЙ ПРОЕКТ на тему: «Налоговое стимулирование лизинговых операций» Москва – 2000 г. ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ по теме «Налоговое стимулирование лизинговых операций» Введение. Исторические корни зарождения аренды (лизинга) 3 I. Что такое лизинг? 5 1.1. Формы, типы и виды лизинга. 7 1.2. Отражение в бухгалтерском учете операций по договору лизинга. 10 1.3. Плюсы и минусы Федерального закона «О лизинге» 15 II. Общеевропейские подходы к налогообложению 19 2.1. Налогообложение по российскому законодательству 20 2.2. Расчет лизинговых платежей и сравнительный анализ лизинга и 25 кредита на примере оборудования корпорации «Триол» 2.3. Налогообложение международного лизинга 28 III. Реальные перспективы развития лизинга в Российской Федерации. 31 3.1. Развитие лизинга в Российской Федерации. 31 3.2. Обстоятельства, препятствующие успешному развитию лизинга. 32 Заключение 33 Литература 35 Приложение № 1 Расчет платежей по договору лизинга оборудования 36 Приложение № 2 График погашения кредита 37 Введение Исторические корни зарождения аренды (лизинга) Самые ранние документы об аренде датируются примерно 2000 годом до н. э. Глиняные таблички, обнаруженные в древнем шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли и водных источников, волов и других животных.
При этом суд исходил из того, что в целях налогообложения налогоплательщиком были учтены реальные хозяйственные операции, соответствовавшие действительному экономическому смыслу лизинга, повлекшие возможность применения им налоговых вычетов по НДС при оплате продавцам стоимости имущества, приобретенного для осуществления лизинговой операции, признававшейся объектом обложения данным налогом согласно ст. 146 НК РФ. Возможность применения возвратного лизинга предусмотрена ст. 4PЗакона 164-ФЗ и имеет разумные хозяйственные мотивы и цели для обеих сторон данной сделки, не влекущие необоснованной налоговой экономии. Аналогичные выводы сделаны в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 25.01.2006 А56-923/2005, ФАС Московского округа от 01.07.2005 КА-А40/5096-05, от 06.12.2004 КГ-А40/11124-04. В то же время в постановлении ФАС Уральского округа от 15.01.2007 Ф09-11719/06-С2 суд признал неправомерным применение вычетов по НДС, уплаченному налогоплательщиком в составе лизинговых платежей, при возвратном лизинге, а также включение этих лизинговых платежей в состав расходов при исчислении налога на прибыль
При ведении бухгалтерского и налогового учета лизинговых операций до сих пор возникают многие неясности, которые могут привести предприятие в арбитражный суд в качестве ответчика. Причиной этому может быть и неправильное отражение амортизации, и неверное начисление налога на имущества и т.п. Но с течением времени многие вопросы решаются как налоговыми службами, так и Министерством финансов, а некоторые и благодаря судебной практике. В работе были рассмотрены проводки, формируемые как лизиногополучеталем, так и лизнигодателем, при условии, что лизинговое имущества отражается на балансе как лизингополучателя, так и лизнгодателя. На примере ОАО «МЕДТЕХНИКА» были рассмотрены особенности бухгалтерского и налогового учета лизиногдателя. Аналитический учет лизинговых операций был представлен с точки использования автоматизированной программы «БИТ: Лизинговая компания 8». Список использованной литературы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации, части I, II и III - 25-е издание с изменениями и дополнениями по состоянию на 30 июля 2004 г. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ 3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ с изм. и доп. от 26 марта 2003 г. 4. Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» 5.
Таким образом, в целях налогообложения обществом была учтена реальная хозяйственная операция, соответствующая действительному экономическому смыслу лизинга, повлекшая за собой возможность применения им налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при оплате продавцу 16 полувагонов, приобретенных для осуществления лизинговой операции, признаваемой объектом обложения данным налогом согласно статье 146 Кодекса. Более того, право налогоплательщика на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость и условия для реализации данного права прямо предусмотрены статьями 171172 Кодекса и не поставлены в зависимость от прибыльности деятельности налогоплательщика в определенном налоговом периоде. При этом довод судов о нарушении контрагентом по договору (ООО ММК-Транс) своих налоговых обязательств сам по себе не является доказательством получения обществом необоснованных налоговых преимуществ в виде возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета. Отказывая обществу в праве на применение налоговых вычетов со ссылкой на статью 172 Кодекса, суды не учли следующее
Практически на условиях лизинга можно получить объект "под ключ", предоставив осуществление всех формальностей лизинговой компании, и благодаря этому сконцентрировать усилия на решении других вопросов. Лизинг позволяет арендатору периодически обновлять морально стареющее оборудование. Ввиду того, что лизинговые платежи осуществляются по фиксированному графику, предприятие - арендатор имеет большие возможности координировать затраты на финансирование капитальных вложений и поступления от реализации выпускаемой продукции, чем это имеет место, например, при купле-продаже оборудования. Все это способствует стабильности финансовых планов арендатора. Кроме того, приобретение оборудования по лизингу позволяет рентабельным предприятиям существенно уменьшить налогооблагаемую базу путем оптимизации налоговых отчислений. Лизинговые операции становятся все более важной формой международной торговли машинами и оборудованием. Лизинг — одна из разновидностей арендных операций, при которых не происходит передачи юридического права собственности потребителю товара.
Но при этом необходимо соблюдение всех условий представления таких льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации. Фундаментальная проблема, препятствующая развитию лизинга в России, заключается в следующем: ввоз или вывоз товаров на основании договоров лизинга не имеет никаких преимуществ по сравнению с обычным ввозом/вывозом товаров на таможенную территорию России. Льгота по уплате таможенной пошлины при ввозе товаров на основании договоров лизинга применяется к товарам, ввозимым в связи с договорами о разделе продукции. Однако, такие льготы применимы не к лизингу в целом, а только к той части лизингового оборудования, которое ввозится в рамках договоров о разделе продукции. Кроме того, согласно действующему таможенному законодательству товары, ввозимые в качестве вклада в уставный капитал, и соответственно освобожденные от таможенных пошлин и платежей, могут сдаваться в аренду. Таким образом, если после введения в действие Части II Налогового кодекса лизинговые операции лишатся имеющихся на данный момент льгот, то простая аренда может стать более выгодна, нежели лизинг.2.4. Налоговые аспекты международных лизинговых сделок в России Во многих странах финансовый инструмент лизинга используется, прежде всего, благодаря своим налоговым льготам.
Несмотря на достижения в совершенствовании законодательной базы, существующая юридическая, регулирующая и налоговая системы не способствуют развитию эффективных рыночных отношений, рынков, в частности, рынка лизинга в Украине. Отсутствие альтернативных банковским кредитам источников долгосрочного финансирования создает значительные трудности для лизинговых компаний в совершенствовании лизинговых операций. Привлечение международных финансовых агентств для кредитования финансовых учреждений, в том числе и лизинговых компаний, на условиях долгосрочного кредитования должно стать одним из основных элементов стратегии стимулирования развития лизинга в Украине. В принципе, не во всех ведущих странах запада существует отдельный закон, который регулирует взаимоотношения в лизинговой деятельности, однако практически во всех странах существуют определенные льготы, так как лизинг стимулирует производство. Однако в Украине даже с принятием Закона Украины “о лизинге” остается много невыясненных вопросов . 2.2 Основные положения и проблемные вопросы законодательства Украины о лизинге Согласно действующему законодательству Украины под лизинговой (арендной) операцией понимается хозяйственная операция физического или юридического лица (арендодателя), предусматривающая предоставление основных фондов или земли в пользование другим физическим или юридическим (арендаторам) под процент и на определенный срок.
Для стимулирования экономического роста необходимы как государственные, так и частные инвестиции. Важную роль в регулировании инвестиции призваны сыграть принятые в конце 1998 г. нормативно-законодательные документы, в частности по лизинговым операциям. Должна активизировать деятельность комиссия по инвестиционным конкурсам, рассматривающая проекты под частичные государственные гарантии (от 40 до 85%). Важно найти выход из «ловушки ликвидности» (Кейнс), в которой оказалась Россия. Это проявляется в спаде инвестиций при наличии сбережений населения. России предстоит разработать компенсирующий механизм перераспределения инфляционных доходов в приоритетные отрасли, в частности, путем налогового регулирования. Потенциальным источником инвестиций остается репатриация «беглых» капиталов, переведенных из России за рубеж по нелегальным и легальным каналам. Для этого необходимы решительные меры. В-четвертых, традиционно делается ставка на привлечение иностранных инвестиций для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный приток. Во-первых, в мире мало реально свободных капиталов.
Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” предлагается внести изменения и дополнения в действующее налоговое законодательство, предусмотрев при этом: - освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет; - освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга (выполнения лизинговых договоров); - освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга. Этим постановлением также предусматривается создание Фонда содействия развитию лизинга. В постановлении Правительства РФ от 27 июня 1996 года № 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации” предусмотрено: - разработать особенную часть Налогового кодекса Российской Федерации, содержащую комплекс мер по налоговому стимулированию инвесторов, осуществляющих операции финансового лизинга с использованием оборудования отечественного производства; - реализовать комплекс мер по формированию вторичного технологического оборудования, составляющего объект финансового лизинга и используемого для технического перевооружения и модернизации производства.
Однако жесткий контроль за ее выполнением отсутствует. Не работает почти ни одна схема поддержки инвестиций и НТП. В такой поддержке нуждается и малый бизнес, который на Западе создает 50 - 55% ВВП, а в России - лишь около 10%. Для стимулирования экономического роста необходимы как государственные, так и частные инвестиции. Важную роль в регулировании инвестиции призваны сыграть принятые в конце 1998 г. нормативно-законодательные документы, в частности по лизинговым операциям. Должна активизировать деятельность комиссия по инвестиционным конкурсам, рассматривающая проекты под частичные государственные гарантии (от 40 до 85%). Важно найти выход из «ловушки ликвидности» (Кейнс), в которой оказалась Россия. Это проявляется в спаде инвестиций при наличии сбережений населения. России предстоит разработать компенсирующий механизм перераспределения инфляционных доходов в приоритетные отрасли, в частности, путем налогового регулирования. Потенциальным источником инвестиций остается репатриация «беглых» капиталов, переведенных из России за рубеж по нелегальным и легальным каналам.
Судите сами, на мировом уровне с использованием лизинга осуществляется до 20-30% инвестиций. Каковы же тенденции развития лизинга в Украине? Опыт проведения лизинговых операций в Украине относится к временам существования Советского Союза, когда существовали организации, которые занимались лизингом судов и самолетов. В начале 90-х годов некоторые банки предпринимали попытки проведения лизинговых сделок при отсутствии специальных организационных структур и соответствующей законодательной базы. И только в середине 90-х годов украинское правительство обратило внимание на институт лизинга, рассматривая лизинг как инструмент стимулирования инвестиционной деятельности, ведь, как мы уже отмечали, в развитых странах мира лизинг является неотъемлемой частью экономических процессов. Однако, с момента утверждения нормативно-правовой и налоговой базы, регулирующей лизинговые сделки, профессиональный эксперт ли это, или обычный предприниматель не могут разобраться во всех “тонкостях” несовершенного законодательства, рассчитать эффективность лизингового проекта, осуществить консультационную поддержку.
Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” предлагается внести изменения и дополнения в действующее налоговое законодательство, предусмотрев при этом: - освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет; - освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга (выполнения лизинговых договоров); - освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга. Этим постановлением также предусматривается создание Фонда содействия развитию лизинга. В постановлении Правительства РФ от 27 июня 1996 года № 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации” предусмотрено: - разработать особенную часть Налогового кодекса Российской Федерации, содержащую комплекс мер по налоговому стимулированию инвесторов, осуществляющих операции финансового лизинга с использованием оборудования отечественного производства; - реализовать в 1996 году комплекс мер по формированию вторичного технологического оборудования, составляющего объект финансового лизинга и используемого для технического перевооружения и модернизации производства.
Однако активному росту лизинговых операций в Европе во многом мешала неопределенность их статуса с точки зрения гражданского, экономического, торгового, финансового и налогового законодательства. Педантичные немцы в начале 70-х гг. в немецкоязычных странах Европы гармонизировали и закрепили правовой статус лизинговых договоров. Этот фактор явился отправной точкой резкого роста лизинговой деятельности. Например, первая французская лизинговая компания "Локафранс" была создана в 1982г., а 4 года спустя их насчитывалось уже свыше 30. В 1987г. в стране было 56 лизинговых компаний с годовым объемом контрактов около 57 млрд. франков, специализирующихся на операциях с движимым имуществом (в основном с машинами, оборудованием, транспортными средствами), а также 94 лизинговые компании, специализирующихся на операциях с недвижимостью (сооружениями и помещениями производственного назначения). Французское государство поощряет деятельность компаний, рассматривая ее как часть региональной политики. Стимулирование деятельности лизинговых компаний происходит путем частичного освобождения от налога, создания специальных фондов, предназначенных для компенсации возможных потерь и т.д. Наиболее крупными лизинговыми компаниями Франции являются: "Локафранс", "Слибай", "Локабай", "Софимобай", "Слиминоко" и др.
Это - важное условие развитая предпринимательской деятельности, позволяющее собственнику с пользой для себя и общества пустить в хозяйственный оборот имущество, которое он сам не в состоянии или не желает производительно использовать. В условиях жесткой конкуренции за внутренние и внешние рынки все более важным становится улучшение не только технических характеристик оборудования, но и финансовых условий, на основе которых оно предлагается потребителям. Эти дополнительные требования позволяет удовлетворить лизинг. Эффективность лизинговых операций связана с возможностью обеспечить дополнительные каналы сбыта своей продукции производителем. Для пользователей лизинг является инструментом оперативной замены производственных фондов и оборудования без больших начальных вложений, что способствует высвобождению финансовых средств. Лизинг позволяет пользователю получить налоговые льготы, более гибко осуществлять арендные платежи, для мелких и средних фирм, он более доступен, чем получение кредита. Быстрое и широкое распространение лизинга в деловой практике обусловлено, с одной стороны, выгодами и преимуществами его применения участниками хозяйственного оборота, с другой стороны - поощрением его развития государством, рассматривающим лизинг как эффективное средство стимулирования научно-технического прогресса, инструмент инвестиций.
Создав лизинговую компанию, организация может использовать свои ресурсы следующим образом: предмет лизинга приобретается лизинговой компанией как товар и перепродается на условиях возвратного лизинга, затем применяется механизм ускоренной амортизации и возникает существенная экономия на налоге на имущество и налоге на прибыль, при этом, весьма вероятна попытка налоговых органов признать данную сделку недействительной. Отмена ограничений при осуществлении лизинговых операций позволяет осуществлять перечисление авансовых платежей от лизингополучателя и лизингодателю, как для начала лизинговой сделки, так и для лизинговых платежей. Данное право значительно снижает финансовые риски организации - лизингодателя. Пункт 1 статьи 10 Федерального закона №164-ФЗ определяет, что права и обязанности сторон по договору лизинга, помимо настоящего закона, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, а также непосредственно договором лизинга. Обратимся к статье 670 ГК РФ: "Статья 670. Ответственность продавца 1. Арендатор вправе предъявлять непосредственно продавцу имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды, требования, вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и арендодателем, в частности в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки, и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом.
Однако лизинг является для лизингополучателя достаточно дорогой формой имущественного кредита, так как ему приходится уплачивать лизингодателю суммарные платежи, в состав которых входят, кроме стоимости имущества, компенсация различных расходов лизингодателя, доход лизингодателя, проценты за кредит и др. Если расчеты ведутся не в стабильной свободно конвертируемой валюте, следует еще учитывать компенсацию потерь лизингодателя вследствие инфляции. Проблемой являются высокие ставки за кредиты банков, а также постоянное непредвиденное увеличение расходов лизингодателя (например, на регистрацию части объектов лизинга, лицензирование определенных видов деятельности, преодоление таможенных препятствий и др.), которые тот перекладывает на лизингополучателя. Таким образом, выбор потребителя в пользу лизинга не является однозначным и требует определенного стимулирования. Для лизингодателя лизинговые операции являются предпринимательской деятельностью. Сущность лизинговых отношений обуславливает следующие их выгоды: — уменьшение по сравнению с кредитованием риска неплатежеспособности потребителя техники: в случае прекращения лизинговых платежей лизингодатель имеет возможность изъять из пользования лизингополучателя объект лизинга и предоставить его в лизинг другому потребителю или продать; — получение лизингового вознаграждения (процентов); — расширение круга партнеров и установление с ними долгосрочных тесных взаимоотношений; — уменьшение расходов на страхование объектов лизинга, так как лизинговые операции считаются менее рискованными.
Их учредителями, как правило, являются средние и мелкие компании и отдельные физические лица. - кэптивные (от английского “cap ive” - “пленный”, “заключенный”) компании, как правило на 100% принадлежащие одному учредителю. Основной целью их деятельности является осуществление определенных операций, необходимых для наиболее эффективной работы материнской компании. Как правило, это дочерние компании крупных промышленных холдингов и финансово - промышленных групп (например, “Алмазы России - Саха”, ОАО “Лукойл” и др.), основной целью работы которых является удовлетворение потребностей в лизинговом финансировании компаний, входящих в холдинг; для этих последних, лизинг - выгодный инструмент налогового планирования. Отраслями, наиболее привлекательными для применения финансового лизинга в России, справедливо считают сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (особенно авиа - и судоперевозки), торговля, а также малое предпринимательство. Как видно из краткой характеристики деятельности лизинговых компаний, их деятельность в последнее время все больше переориентируются на работу по проведению лизинговых операций с субъектами малого предпринимательства.
![]() | 978 63 62 |