![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Промышленность и Производство | подраздел: | Техника |
На пути к современной науке. Научная картина мира | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
На самом деле в таком монологическом самоупоении никакая культура в принципе жить не может. Для развития ей необходимо инобытие другого, того кто задает ей нетривиальные вопросы и побуждает к ответу, который и есть творчество. Собственно культурно-историческое творчество есть не что иное как бытие перед лицом другого, вынуждающего и нас становиться другими. Каждый наш собеседник в культуре «абсолютно неснимаем, непреодолим, способен к бесконечному развертыванию и углублению своей аргументации И чем больше таких Собеседников, тем более несводим к той или иной логике бесконечно-возможный мир, тем более «колобок» бытия плотен, непоглощаем, загадочен».[35] Гуманитарное сознание, вооруженное диалоговой методологией, утверждает, на своем уровне и своими средствами, те концепты, которые в современной естественно-научной картине мира получили отражение в понятиях сложности, нелинейности, неопределенности. Драматический парадокс нашего времени состоит в том что мы уже осознали постиндустриальную потребность в духовной культуре как источнике фундаментальных новаций
В теоретической социологии этот сдвиг детерминирован резким возрастанием динамизма социальных изменений: глобализация, распад системы социалистических стран, возрастание природных и техногенных рисков и т. д. Короче, если сам мир изменяется, то может ли оставаться неизменной социальная теория, претендующая на его объяснение и понимание2? Можно предложить следующую классификацию социологических метапарадигм и связанных с ними предпосылок и следствий (табл. 1). Таблица 1 Социологические метапарадигмы Историко-культурные этапы в науке Научная картина мира Критерий научности Что есть общество или социальное Критерий обоснованности знания (социального в частности) Классическая наука Мир не зависим от нас. Надо выявить его свойства и законы развития Воспроизводимость знания путем применения той же методологии Целостная система Стройная непротиворечивая теория Постклассика — модерн Мир объективен, но ученый не может адекватно его отразить В физике — принцип дополнительности. Понимающая социология Социальные взаимодействия Подтверждение предсказанного и ранее не наблюдавшегося Постпостклассика. Наука нашего времени (граница ХХ–ХХI вв.) Мир в постоянном изменении Ясность исходных посылок и методологии.
Даже в США известны случаи давления на учителей со стороны администрации школы или департамента образования вплоть до увольнения с работы в случае, если педагоги пытаются наряду с эволюционными взглядами ознакомить учащихся с данными креационной науки, то есть научными фактами, говорящими в пользу учения о создании мира Богом. И это при том, что в научном мире идеи креационизма достаточно широко распространены и популярны. Остается сделать вывод, что воспитательная система во всем современном обществе сознательно ориентирована на формирование эволюционно-гуманистического мировоззрения со всеми вытекающими из него моральными (точнее имморальными) установками. Именно в старших классах средней школы учащиеся получают уникальную возможность практически одновременного изучения основ естествознания в разных областях. Даже в высшей школе уже не бывает такой широты преподавания естественных наук. Именно эти годы со всей уверенностью можно считать важнейшими в деле становления мировоззрения учащихся. Поэтому мы считаем своим долгом постараться ввести в научную картину мира возможно большую объективность путем сообщения начальных знаний и основных идей креационной науки естественно, с вытекающими из нее нравственными устоями
Реферат по дисциплине: «Концепции современного естествознания» Научная картина мира, понятие, структура, функции. Корпускулярно – волновой дуализм. Его сущность Содержание Введение Научная картина мира, понятие, структура, функции Понятие и структура научной картины мира Современная научная картина мира и ее отличие от ненаучных картин мира Взаимосвязь общей научной и естественнонаучной картин мира Функциональность научной картины мира 3. Корпускулярно – волновой дуализм. Его сущность 3.1 Необычные свойства микрообъектов. Гипотеза де Бройля 3.2 Доказательство гипотезы де Бройля, сущность явления 4. Список литературы Введение Представления о свойствах и закономерностях окружающей нас природы возникают на основе тех знаний, которые в каждый исторический период дают конкретные науки, изучающие определенные области явлений и процессов природы. Поскольку природа есть нечто единое целое, постольку и знания о ней должны иметь целостный характер, т.е. представлять собой определенную систему. Такую общую совокупность научных знаний о природе издавна называют учением о природе или естествознанием. Раньше в естествознание входили все сравнительно немногочисленные знания, которые были известны о природе, но уже с эпохи Возрождения возникают и обособляются отдельные его отрасли и дисциплины, т.е. начинается процесс дифференциации естественнонаучного знания.
Владимир Зорев За окраиной мира, бытия и сознания В.П. Казначеев Действительный член Российской Академии медицинских наук, Академии естественных наук РФ, Петровской Академии наук и ис]кусств, профессор, доктор медицинских наук, директор Института клинической и экспериментальной медицины СО РАМН «Книга В. Н. Зорева крупное событие в культуре и естествознании России. Автор отступил от строгих научных канонов, жанр изложе]ния описательный. По существу это диалог и комментарии в пространст]ве измененного сознания. Здесь интеллектуальный инструментарий человека становится методом проникновения в живое космическое про]странство. Новизна всегда встречает сомнения и недоверие. Чтобы дви]гаться этим путем, нужно иметь высокую нравственность и смелость. Книга приглашает нас к очень серьезным размышлениям. В современной научной картине Мира в очень жестком информацион]ном пространстве все еще утверждается геоцентризм, право человечества владеть и управлять планетой Земля. В реальной геополитической, науч]но-технологической эволюции это все более отдаляет человечество от единой системы живого Космоса, усиливает противостояние Земля Кос]мос
Синергетика как новая парадигма науки Под научной парадигмой (от греч. paradеigma - пример, образец) понимают, вообще говоря, некоторую исходную концептуальную схему, модель постановки и решения проблем, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. В основе ее лежат наиболее общие предположения о природе явлений и возможных способах их познания, полученные путем группирования наблюдений подобных явлений. Такой парадигмой современности является синергетика . При этом синергетика рассматривается как одна из фундаментальных концепций, составляющих ядро современной научной картины мира . В самом кратком определении синергетика представляет собой теорию самоорганизации систем различной природы . Возникновение синергетики как самостоятельного направления научных исследований датируется 1969 годом. Именно тогда немецкий физик Герман Хакен стал использовать термин "синергетика" в своем курсе по теории лазерного излучения, который он читал в университете города Штутгарт.
Не вполне корректно выглядят и попытки обосновать фундаментальную роль конкретных дисциплин (философии, физики, математики) в образовании любых специалистов и по любым направлениям, и выводы о том, что фундаментализация профессионального образования может быть достигнута путем их более углубленного изучения. В этой связи основными признаками фундаментального знания и образования должны стать: направленность на обеспечение целостного восприятия научной картины мира; раскрытие сущности фактов и явлений из области профессии и специальности; способность к синтезу со знаниями из других областей, формированию междисциплинарного знания; высокая степень универсальности, способствующей пониманию и объяснению сути, взаимосвязи фактов и явлений из различных областей науки и практики; высокий уровень обобщенности структурных единиц знания, явлений действительности, но отношению к которым все другие варианты таких единиц являются специальными (или частными случаями); направленность на интеллектуальное развитие личности. На основе этих обобщений современная педагогика приходит к выводу, что придание статуса фундаментальных некоторым дисциплинам не может стать эффективным эквивалентом фундаментализации образования.
ДИСКУССИОННАЯ: "К ВОПРОСУ О НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА ИЛИ НАУЧНА ЛИ ЭКОЛОГИЯ ДУШИ"? В работе на суд уважаемых читателей были вынесены следующие положения,приверженцем которых является автор трактата: 1. Глобальный кризис современной техногенной цивилизации в определяющей мере обусловлен драматическим состоянием экологии человеческих душ. 2. "Экология души" неразрывно связана с ноосферными процессами. Ноосферу следует воспринимать не как далекую и туманную перспективу,а как данность. Она неотделима от культуры. Связь человека с ноосферой осуществляется посредством подсознания. 3. Допускается существование как оккультных сил в человеке,так и оккультных явлений,еще не исследованных традиционной наукой. Путь эзотерического познания - будущее науки и звездный час философии. 4. Наиболее доступным "учебником" по ноосферным процессам и закономерностям взаимодействия последних с индивидуумами и человеческими сообществами является "Роза Мира" Д.Андреева . 5. Современная парадигма человечества обязательно должна включать в себя "космический взгляд" на вещи,характерный для Русского космизма.
Быть на высоте в вопросах общения, познания заставляет жизнь. Соц.-псих. компетентность в нормальном обществе выгодна, потому как ценятся улыбка, вежливая манера общения, культура общения. В основе этой компетентности лежат бытовые картины мира, стереотипы, худ. образы, многолетние наблюдения, народный опыт, знания в той или иной области. Её называют народной мудростью, которая получила своё выражение в мифологии, фольклоре, пословицах, поговорках, традициях, событиях, укладе жизни, наблюдениях в виде примет, т. е. в менталитете. Нередко на соц.-псих. компетентность оказывают влияние предрассудки (суеверия), особые психологические способности, на которых спекулируют разного рода шарлатаны (чревовещатели, предсказатели судеб, ясновидцы). Современная соц.-псих. компетентность связана с необходимостью адаптации к рыночным отношениям. Житейская соц.-псих. компетентность проявляется в различных сферах: семейной (в виде своеобразной науки «ладить»), услуг (круга связей), в общественных местах (транспорт, дискотеки, стадионы, клубы, театры), в межнациональных отношениях и т. д. Однако в названных сферах часто наблюдаются антиподы соц.-псих. компетентности. Так, в сфере услуг вежливость и внимание проявляются только по отношению к «нужным» людям, а ко всем остальным – равнодушие, в общественных местах вместо доброжелательности –агрессия, беспардонность, почтительность – только по отношению к начальству, а по отношению к остальным – хамство. 2) Профессиональная соц.-псих. компетентность складывается из научных картин мира и знаний в области общения. Рассматривая соц.-псих. компетентность, нельзя не сказать о кастовой и профессионально-преступной компетентности.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. 2. Мировоззрение - совокупность взглядов ч-ка на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Выделяют несколько типов мировоззрения: а) обыденное (или житейское) - формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт; б) религиозное - религиозные взгляды, представления и убеждения человека; в) научное - формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания; г) гуманистическое - объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале. Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Билет № 20 1. Общество и научно-технический прогресс. 1. Научно-технический прогресс – процесс поступательного взаимосвязанного прогрессивного развития науки техники произв-ва и сфер употребления 2.
Наука представляет собой особый вид, или сферу деятельности человека, где целью и результатом является система объективных знаний о внешнем мире и путях его практического преобразования. Научное познание всегда системно. Выработанные в ходе познания вещей их образы соединяются и подвергаются рациональной обработке (осмыслению). В итоге формируется совокупность различных идей и представлении о предмете. В ходе дальнейшего познания складываются такие сложные системы знания, как научная теория, научная картина мира и т.д. Наука — это и производительная сила. Она закладывает необходимые предпосылки для изготовления человеком орудий труда и техники. Без науки была бы невозможна промышленность, создание разнообразных технологий по производству нужных человеку вещей. Тем самым она становится фактически органическим элементом производительных сил общества. В XX в. наука оказала колоссальное воздействие на развитие всего общественного организма. Совершенно очевидно, что она имеет прямое отношение к богатствам и достижениям человеческой цивилизации. Научная картина мира есть картина того, как мир устроен и как он движется и развивается.
Поскольку современные научные представления о структурных уровнях организации материи были выработаны в ходе критического переосмысления представлений классической науки, применимых только к объектам макроуровня, то начинать исследование нужно с концепций классической физики. Формирование научных взглядов на строение материи относится к XVI в., когда Г. Галилеем была заложена основа первой в истории науки физической картины мира — механической. Он не просто обосновал гелиоцентрическую систему Н. Коперника и открыл закон инерции, а разработал методологию нового способа описания природы — научно-теоретического. Суть его заключалась в том, что выделялись только некоторые физические и геометрические характеристики, которые становились предметом научного исследования. Выделение отдельных характеристик объекта позволяло строить теоретические модели и проверять их в условиях научного эксперимента. Эта методологическая концепция, впервые сформулированная Галилеем в труде "Пробирные весы", оказала решающее влияние на становление классического естествознания. И. Ньютон, опираясь на труды Галилея, разработал строгую научную теорию механики, описывающую и движение небесных тел, и движение земных объектов одними и теми же законами.
К жанру технической литературы более позднего времени могут быть отнесены "театры машин" и "театры мельниц" (например, "Общий театр машин" Якоба Лейпольда в девяти томах). Такие издания фактически выполняли роль первых учебников. Дальнейшее развитие рационализации технической деятельности могло идти уже только по пути научного обобщения. Инженеры ориентировались на научную картину мира, но в реальной технической практике господствовал мир "приблизительности". Образцы точного расчета демонстрировали учёные, разрабатывая все более совершенные научные инструменты и приборы, которые лишь впоследствии попадали в сферу производственной практики. Взаимоотношения науки и техники в это время определялись еще во многом случайными факторами — например, личными контактами ученых и практиков и т.п. Вплоть до XIX века наука и техника развиваются как бы по независимым траекториям, являясь, по сути дела, обособленными социальными организмами — каждый со своими особыми системами ценностей. Одним из учебных заведений для подготовки инженеров было Горное училище, учрежденное в 1773 г. в Петербурге. В его программах уже четко прослеживается ориентация на научную подготовку будущих инженеров.
То есть у нас славянофилы, националисты пишут свои работы, опираясь на европейскую методологию (работа Платонова "Русская цивилизация"), а европоцентристы опираются на русскую философскую традицию. Большинство современных теорий цивилизации основаны на принципах классической науки XIX века, и это касается и историков, и социологов. Только в этой науке господствует идеал единой научной картины мира, она по природе своей может быть только единичной. Господствует идеал объективности научного знания, основанный на представлении о том, что субъект знания отделен от объекта, господствует представление о возможности движения от относительной к абсолютной истине, возможности получения элементов абсолютной истины о предмете в процессе познания. Но в результате серьезного кризиса этой концепции на рубеже XIX и XX веков, связанного и с кризисом в естественных науках, произошла смена парадигм. Это зафиксировали в своих работах Эйнштейн, Бор, Гейзенберг и т.д. Принципы, которые были ими введены, получили общенаучный характер. В исторической науке процесс разрушения классического знания шел с 20-х годов XIX века, и собственно классического знания в истории и в социологии мы не найдем.
Век 17: от Кеплера до Ньютона Принято считать, что вся современная наука оформилась в 17 веке. Действительно, в конце этого столетия образовались первые академии наук и была создана первая научная картина мира, объединившая механику с астрономией. Основу такого синтеза первым угадал Галилей, заявивший около 1630 года: Природа говорит с нами на языке математики! Вернее сказать, что природа обращается к нам сразу на многих диалектах единого математического языка. Мы называем эти диалекты арифметикой, геометрией, алгеброй или математическим анализом, но не всегда чувствуем их единство, а многих диалектов мы еще не знаем. Оттого в любой момент времени наше представление о законах природы не полно, и нередко оно противоречиво. Устранение каждого противоречия требует серьезной перестройки в системе математических понятий. Что-то привычное мы вынуждены отвергнуть, как заблуждение; другие знакомые слова приобретают новый смысл. Начиная с 17 века, это "понятийное землетрясение" сделалось в науке обычным явлением: все к нему привыкли и терпят его, а многие радуются такой беспокойной жизни.
Другая фундаментальная характеристика научной революции – формирование знания, которое в отличие от предшествующего, средневекового, объединяет теорию и практику, науку и технику, создавая новый тип ученого –носитель того типа знания, который для обретения силы нуждается в постоянном контроле со стороны практики, опыта. Научная революция порождает современного ученого –экспериментатора, сила которого – в эксперименте, становящемся все долее строгим благодаря новым измерительным приборам, все белее и более точным. Согласно одной точке зрения, картина мира, явившаяся результатом научной революции XVI-XVII вв. и нашедшая законченное выражение в работах Ньютона, является первой научной картиной мира. Мы уже можем говорить о процессе формирования первой научной картины мира в выше отмеченных трудах Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта, Бойля, завершившегося «системой мира» Ньютона. Говоря о становлении науки XVII в. нельзя не отметить формирование в тот период механической картины мира и роль Реформации в процессе становления новой картины мира.
Необходимым условием развития естествознания является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых спорных и неясных вопросов, открытое столкновение мнений с целью выяснения истины, путем свободных дискуссий, способствующих творческому решению возникающих проблем. К закономерностям развития естествознания можно отнести: 1) Обусловленность, в конечном счете, практикой (практика - критерий истины). 2) Относительную самостоятельность, которая проявляется в том, что практическое решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по достижении определенных ступеней процесса познания Природы; при этом сам процесс познания осуществляется от явлений к их сущности и от менее глубокой сущности к более глубокой (от простого к сложному). 3) Преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов исследования, неразрывность всего познания Природы. 4) Постепенность развития при чередовании периодов относительно спокойного эволюционного развития и резкой революционной ломки теоретических основ, всей системы понятий и принципов, всей научной картины Мира. 5) Взаимодействие с другими науками, взаимосвязанность всех отраслей естествознания, когда один предмет изучается одновременно многими науками, а метод одной науки применяется к изучению предметов других наук. 6) Противоречивость развития, которая доходит порой до раскола на, казалось бы, несовместимые между собой концепции, причем на смену борющимся между собой концепциям в порядке разрешения их конфликта, как правило, приходит принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом. 7) Повторяемость идей, представлений, с постоянными возвратами к пройденному, но на более высокой ступени понимания (движение по спирали) Особенности развития естествознания связаны, главным образом, со спецификой изучаемого предмета - Природы.
Анализ единых закономерностей позволяет охарактеризовать этот Источник, как бесконечный, абсолютный. В религии (иудаизме) этот Источник назван БОГОМ, не имеющим изображения. Стало быть, в научной картине Бог тоже есть, но, так сказать, за кадром. Можно, однако, сказать, что Он и “в кадре”, как информация, содержащаяся внутри материальных систем. Религией признано существование Бога на основании интуитивных знаний, а наукой Бог вводится в картину Мира, как абсолютный Источник информации о Мире, на основании логического, научного анализа всего, пройденного Миром пути развития, на основании анализа единых закономерностей развития Мира. (Именно потому что Бог – это абсолютный Источник информации о Мире, в религиозной картине Мира не говорится, что Бог думает, Бог – это само первичное Сознание.). Введение в научную картину Мира понятия Абсолютный Источник информации о Мире позволяет обоснованно ответить на вопрос о происхождении законов природы, по которым наш Мир “самосоздан” и “саморазвивается”. Таким образом, между научной и религиозной картинами Мира обнаруживается главное сходство, сходство мировоззренческое: Бог есть в обеих картинах. 2.Анализ дальнейших религиозных текстов ТАНАХА приводит к выводу, что религиозный Бог всё-таки неантропоморфен, Он бесконечен и не имеет изображения.
![]() | 978 63 62 |