![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Промышленность и Производство | подраздел: | Техника |
Этология и социобиология | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Мораль, нравственность, этика, чувства - всё поддаётся объяснению на уровне этологии, социобиологии и биохимии. Остались ли, по-вашему, ситуации, в которых неприменим рациональный, разумный подход, а требуется нечто иное? Нужно ли иногда перестать мыслить рационально? Извините за некоторую сумбурность. Спасибо. P.S. АБС - мой любимый отечественный писатель. Nomad nomad@aha.ru Москва, Россия - 01/11/99 22:10:08 MSK Не любая. Например - проблема неразделенной любви. Или - проблема отцов и детей. Или - проблема моей личной неприязни к овсяной каше. В каждом из этих случаев рациональный подход позволяет всё (или почти всё) объяснить, но ведь "объяснить" далеко не всегда означает "решить". Существует огромная область человеческих эмоций, где рассудок вообще бессилен. * * * Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Писатель Феликс Сорокин "ни разу в жизни не удостоился радостей творчества". Для писателя Виктора Банева работа была "мучением, стыдным, неприятным и гадким". Насколько автобиографичны эти образы? Как писались книги братьев Стругацких: легко, сами по себе или рождались в муках? А если были и те, и другие, то какие, на Ваш взгляд, получились удачнее? Какие из книг Вам дороже? Заранее спасибо за ответ. Антон Фарб ivan@net.zt.ua Житомир, Украина - 01/12/99 22:08:35 MSK Все высказывания Сорокина и Банева о процедуре творчества абсолютно автобиографичны
Плюснина) категориями биосоциальных систем, применимыми в принципе к разнообразным биологическим видам. Поскольку автор данной книги испытывает профессиональный интерес к миру микроорганизмов и поскольку они в примитивном, "обнаженном" виде демонстрируют перед нами многие стороны биосоциальных взаимодействий, то мы будем с разумной осторожностью и уместностью "низводить" ряд характеристик биосоциальных систем до уровня микроорганизмов. Как ни далеки от нас эти одноклеточные существа, они тем не менее формируют биосоциальные системы из многих индивдов (колонии). Итак, многовековая история познания живого, прошедшая стадии мифологии, натурфилософии, механицизма и ныне достигшая стадии гуманитаризации, послужила предпосылкой современной биополитики (как и целого спектра других стыковых биолого-социальных наук). Для биополитики особенно важны такие области биологии, как этология, социобиология, экология, генетика, нейрофизиология, теория эволюции. Биополитика может быть классифицирована на следующие направления: а) Природа человека (в связи с политической теорией); б) Эволюционные корни человеческого общества и государства; в) Этологические грани политического поведения людей; г) Физиологические параметры политического поведения; д) Вклад биологии в решение конкретных политических проблем.
Санкт-Петербург, Россия — 10.04.01 Я бы сказал, что основанием нравственности может (и должно) быть уважение к себе и к другим. «Не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе». Принцип этот вполне универсален, в том смысле, что доступен и понятен любому человеческому существу всех времен и народов. И во все времена и у всех народов способствует укреплению стабильности общества. Что и тр. Верите ли вы в то, что любая человеческая проблема может быть решена в рамках рационального разума? Мораль, нравственность, этика, чувства — всё поддается объяснению на уровне этологии, социобиологии и биохимии. Остались ли, по-вашему, ситуации, в которых не применим рациональный, разумный подход, а требуется нечто иное? Нужно ли иногда перестать мыслить рационально? Nomad. Москва, Россия — 11.01.99 Не любая. Например — проблема неразделенной любви. Или — проблема отцов и детей. Или — проблема моей личной неприязни к овсяной каше. В каждом из этих случаев рациональный подход позволяет всё (или почти всё) объяснить, но ведь «объяснить» далеко не всегда означает «решить»
Также пространство представляет собой субстарат для будущего культурного созидания, ибо, как сказал П.А. Флоренский в "Анализе пространственности." ".вся культура может быть истолкована как деятельность организации пространства". Правда, говоря об идее "лебенсраума", в ней стоит увидеть скрытый смысл, связанный не столько с "наращиванием могущества", сколько с "избавлением от страдания". Речь идет о тенденциях социальной динамики, порождаемой открытой в этологии и социобиологии закономерностью: агрессивность в отношениях между членами популяции возростает прямо пропорционально плотности их сосуществования. В этом же ключе работает теория Б.Ф.Поршнева, считавшего, что человек потому освоил всю территорию земной суши, что люди разбегались, гонимые страхом друг перед другом. Исходя из представлений о подсознательных потребностях такого рода, можно сделать вывод, что пространство нужно людям не столько, для того, что бы было куда расти, сколько для того, чтобы было куда рассееваться. Пространства есть ресурс избавления человека от соседства себе подобного. Если же, глядя на эту ситуацию философски, считать всякого соседа лишь инобытием человека, то пространство будет выступать как средство к избавлению от внутренних противоречий путем растворения-размывания субъекта, размазывания его тела по земной поверхности с целью увеличения расстояния между его взаимооттаклкивающими элементами.
Основные объекты социального контроля - правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения. Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных санкций к нарушителям социальных ограничений. Социальный контроль осуществляется государством, а также любой социальной группой (взаимный контроль участников какого-либо процесса, различные формы выражения общественного мнения, напр. моральное осуждение, отказ от контактов и др.). СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ - обозначение социальной группы, выделяемой на основании некоторых общих признаков, напр., квалифицированные рабочие, пенсионеры и др. СОЦИНТЕРН - см. Социалистический интернационал. СОЦИОБИОЛОГИЯ - междисциплинарное научное направление, изучает биологические основы социального поведения животных и человека, используя данные этологии, генетики, экологии, эволюционной теории, социальной психологии, этнографии и др. Сложилось в 70-е гг. 20 в. (главным образом в США - Э. О. Уилсон, Д. Бэрэш, Ч. Ламсден, и др.). Социобиология исходит из возможности обнаружения у животных предпосылок поведенческих форм, свойственных человеку
Социобиологи изучают все способы влияния, которыми один партнер определяет поведение другого. Эволюционисты (этологи) ис-следуют только адаптивные аспекты поведения, сформировавшиеся в процессе эволюции для передачи сообщений, правила взаимодействия с окружающим миром. Сравнительные психологи (изучающие когнитивные процессы) интересуются направленностью сигнала, механизмами усиления и однозначности сигналов, коммуникации вообще. Первая, классическая, теория коммуникации животных была предложена это-логами; К.Лоренц, Н.Тинберген, К.Фриш получили за исследование коммуникации Нобелевскую премию. Этологи, говоря о поведении животных в приро-де, утверждали, что каждый вид поведения создается взаимодействием со средой; поведение развивается в эволюции и передается генетически Поведение — любое внешнее проявление жизнедеятельности организма. Поведенческий поток — очень сложная, многопараметрическая система. Для анализа поведения, нужно выделить его единицу. Каждая школа по-разному отнеслась к этой проблеме. Этологи выделили фиксированный акт действия (ФАП), стереотипный элемент. Он всегда легко распознается и проявляется в строго определенных ситуациях, в основном — при взаимодействии с партнером.
Специалисты в области этологии (науки о поведении животных) и социобиологии в последние десятилетия установили наличие очень четких и строгих закономерностей в групповом и индивидуальном поведении животных, птиц, рыб и т. д. В аспекте нашей темы привлекают внимание два фактора: наличие строгой иерархии полового поведения самцов и самок; формы организации при защите таких ценностей, как добычи (у хищников), территории, собственного тела, самки и детенышей. В отличие от природы, культура - это то, что создано и создается человеком как материальное, так и духовное. Культура —это природа, обработанная особым, человеческим образом в целях удовлетворения тех или иных потребностей. Но культура не сводима к вещам, произведенным человеком, а распространяется и на общественные отношения, и на продукты духовного производства. Мир культуры включает в себя, таким образом, и процесс, и результат человеческой деятельности, направленной как вовне, так и внутрь человека. Внешний слой культуры является для человека по сути дела такой же объективной реальностью, как и мир неизменной природы и Космос.
Эриксоном в анализе психического развития человека. Одним из авторитетных направлений современной биологии является этология – наука о поведении животных, рассматривающая соотношение врожденного инстинктивного поведения и влияния среды; эта наука распространяет свои принципы и на человека в поисках биологических истоков его социального поведения, в частности агрессивности (один из основателей этологии – австрийский ученый Конрад Лоренц (1903-1989). Исследования этологов представляют непосредственный интерес для зоопсихологии (иногда этология даже рассматривается как вариант зоопсихологии). Проблема соотношения врожденного и приобретенного – одна из центральных в психологии, в связи с чем для нее важны и данные генетики, предоставляющие материал относительно механизмов наследования определенных задатков, предрасположенности к психическим заболеваниям и др. Пограничная с генетикой область психологии – психогенетика, выявляющая роль генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей человека. «Биологическая аналогия» иногда заходит в психологию очень глубоко, претендуя на объяснение сложнейших социальных явлений (например, «социобиология» американского ученого Э.
С этой точки зрения, мораль присуща не только человеку, но и животным. В целом она является результатом эволюции 1 Соч: Герберта Спенсера. Основания этики . Т. I. С. 30. жизни, своеобразным инструментом, выработанным в процессе эволюции для регулирования поведения и разрешения конфликтов, возникающих между частными и общими стремлениями, в частности, между эгоизмом и альтруизмом. Поскольку и эгоизм, и альтруизм развиваются в ходе эволюции, ни один из этих принципов не должен переоцениваться в ущерб другому. Прогрессивное общественное развитие в конечном счете ведет к снятию противоречий между частным и общим, индивидуальным и видовым и гармонизации эгоизма и альтруизма Соч. Герберта Спенсера. Основания этики . Т. I. С. 146. Социобиология. В видоизмененной форме современные биологистские теории морали принимают все постулаты классического эволюционизма, главный из которых заключается в том, что человечество проходило в своем становлении групповой отбор и на моральность, в частности, альтруизм. В XX в. благодаря достижениям эволюционной генетики и этологии был высказан ряд идей и концепций, позволивших показать биологическую обусловленность, эволюционную предзаданность человеческого поведения, в том числе и морали.
А между тем ряд философско-антропологических и научных концепций убедительно доказывают, что бытие человека едино. Телесное и духовное, сознательное и бессознательное, биологически унаследованное и социально детерминированное переплетены в нем в единое целое. И одно лишь признание нередуцируемости человека, личности полностью разрушает основы физикализма. Во второй половине 70-х годов возникло новое междисциплинарное научное направление – социобиология. Представители последнего выступили с весьма перспективной программой: рассмотреть человека через призму новейших данных, и в первую очередь биологических дисциплин (эволюционной теории, популяционной генетики, этологии, экологии и др.). В рамках этой программы была поставлена задача – по-новому подойти к вопросам, которые до этого были в ведении гуманитарных наук, – проблемам морали, свободы и детерминизма, социальной агрессивности и миролюбия, альтруизма и эгоизма и др. . Хотя социобиологические идеи высказывались задолго до оформления социобиологии как самостоятельного научного направления, в качестве оформленной системы воззрений она представлена в трудах Э.О.Уилсона. Им был опубликован целый ряд книг, в том числе “О человеческой природе” (1978); “Биофилия” (1984); “Гены, разум и культура.
Возникает проблема соотношения биологического и социального в человеке, его месте в ряду друг жив существ. Биологическое выражается в генах, нервно-мозговых процессах, обмене веществ и тд. Каждый при рождении обусловлен генотипом, стоит вопрос, сколько определяется им. По наследству передаются внешние физические признаки, некоторые психические качества, иногда одаренность. Исследования близнецов, разлученных в малом возрасте, показали, что определяется очень многое. При этом задатки есть только возможность и предпосылка, но не действительность. Единство 3 факторов ---- биологического, социального и психического. Две крайние точки : пансоциологизм (против генетики, человек формируется только в резте общ жизни и социальной среды. перевоспитание коммунизмом и прочие штучки) и панбиологизма (расистские учения , фашизм. Все определяется биологией, одна раса изначально превосходит другую на уровне генотипа. ) Теория о совместной геннокультурной эволюции --- задача современной социобиологии. Она пытается перенести этологию на анализ человека. У человека не может быть трансцендентальных целей, возникших вне его биологической природы.Социальная деятельность определяется целиком биологией.
Условный рефлекс Ориентация (у животных) Ориентировочная реакция Орудийные действия животных Психическая маскировка Развитие психики Раздражимость Релизер Сообщества животных — см. Групповое поведение животных Социобиология Сравнительная психология Таксисы Тропизмы Условный рефлекс Филогенез Чувствительность Эволюционная психология — см. Зоопсихология Экстраполяционный рефлекс Этограмма Этология Инженерная психология, психология труда и эргономика. Алгоритмическое описание деятельности оператора Антропотехническая система — см. Система «человек—машина», Социотехническая система Бдительность человека-оператора Большая система Взаимодействие человек—компьютер Врабатывание Выбор профессии — см. Профессиональная ориентация Гипокинезия Готовность к действию Декодирование (в инженерной психологии) Значимость сигнала Зрительная работоспособность Изоляция Имитатор — см. Тренажер Индивидуальный стиль деятельности Индикатор Индустриальная психология — см. Психология труда Инженерная психология Интерфейс — см. Человеко-системный интерфейс Интерференция навыков Информационная модель Информационное взаимодействие человека с машиной — см.
Эти условия не могут быть одинаковыми для всех представителей данного вида. Служа, таким образом, максимальной конкретизации видового поведения в частных условиях среды обитания вида, факультативное научение является наиболее гибким, лабильным компонентом поведения животных. Лабильность факультативного научения неодинакова в разных формах егс проявления. Конкретизация видового опыта путем вплетения в инстинктивное поведение элементов индивидуального опыта совершается на всех, даже ригидных, этапах поведенческого акта, хотя в разной степени. Так, английский этолог Р.А.Хайнд указывает на модификацию инстинктивного поведения процессами научения путем изменения сочетания раздражителей, обусловливающих определенный инстинктивный акт, выделения (или усиления) определенных направляющих ключевых раздражителей и т.п. При этом существенно, что модификации могут иметь место как в сенсорной, так и в эффекторной сфере, хотя чаще всего охватывают обе сферы одновременно. В эффекторной сфере включение элементов научения в инстинктивные действия происходит чаще всего в виде перекомбинации врожденных двигательных элементов, но могут возникнуть и новые двигательные координации.
Это явление у человека именуется «преемственностью цивилизации», которую обеспечивает «сигнал сигналов» – речь. С точки зрения этологии, науки о поведении – навыки быта, приемы мысли, восприятие предметов искусства, обращение со старшими и отношения между полами, – все это условные рефлексы, обеспечивающие наилучшее приспособление к среде и передающиеся путем сигнальной наследственности. В сочетании с эндогамией традиция создает устойчивость этнического коллектива, в пределе превращающегося в изолят. Этносы-изоляты возникают на глазах историка. Таковы исландцы – потомки викингов, заселивших остров в IX в. и всего за триста лет утерявших воинский дух своих предков. Потомки норвежских, датских и шведских удальцов и рабынь, захваченных в Ирландии, уже в XI в. составили небольшой, но самостоятельный этнос, хранящий традиции старины и брачующийся в пределах своего острова. Это пример яркий, но ведь есть сколько угодно градаций традиционности, и если расположить все известные нам этносы по степени убывающей консервативности, то окажется, что нуля, т.е. отсутствия традиции, не достиг ни один этнос, ибо тогда бы он просто перестал существовать, растворившись среди соседей.
Равным образом этнология как наука требует определения. Скажем пока так, что этнология - это наука об импульсах поведения этнических коллективов, подобная этологии, науке о поведении животных. Импульсы могут быть сознательными и эмоциональными, диктоваться личной волей индивида, традицией, принудительным воздействием коллектива, влиянием внешней обстановки, географической среды и даже спонтанным развитием, поступательным ходом истории. Для того чтобы разобраться в столь сложном вопросе, нужна соответствующая методика. Методика может быть либо традиционной методикой гуманитарных наук, либо естественнонаучной. Какую же следует выбрать для успешного преодоления трудностей, возникающих перед ученым, взявшимся за совершенно новую область науки? Прежде всего уточним понятие "гуманитарные науки". В Средние века в Христианском мире единственным абсолютно авторитетным источником научной информации были две книги: Библия и сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля.
Существует взаимосвязь современной экологии с эволюционным учением и генетикой. Сейчас уже не вызывает сомнения тот факт, что в природе имеют место экологические механизмы эволюции, исследование которых возможно лишь при совместной работе экологов, генетиков и эволюционистов. На базе экологии развиваются биогеография, молодая наука этология (наука о поведении животных), палеоэкология и т.д. Экологическая трактовка необходима и при решении определенных задач в области физиологии, морфологии, систематики, биогеографии, поскольку любые биологические исследования в той или иной степени изучают жизнь животных и растений в природных условиях. Выясняя характер влияния физических факторов седы на организмы и ответные реакции последних, экология не обходится без таких небиологических наук, как климатология, метеорология, ландшафтоведение (физическая география). Геоморфология и почвоведение также сблизились с экологией, поскольку многие процессы образования и разрушения почв происходят под влиянием деятельности сообществ животных и растений.
В противоположность концепции Дарвина русский ученый и революционер П. А. Кропоткин утверждал, что «борьба в природе большею частью ограничена борьбою между различными видами; но что внутри каждого вида, а очень часто и внутри групп, составленных из различных видов, живущих сообща, взаимная помощь есть общее правило. Взаимопомощь — преобладающий фактор природы. Наконец, можно считать вполне доказанным, что тогда как борьба за существование одинаково ведет к развитию как прогрессивному, так и регрессивному, то есть иногда к улучшению породы, а иногда и к ее ухудшению, практика взаимопомощи представляет силу, всегда ведущую к прогрессивному развитию». Отсюда Кропоткин делает вывод, что «нравственное начало в человеке есть не что иное, как дальнейшее развитие инстинкта общительности, свойственного почти всем живым существам и наблюдаемого во всей живой природе». Современная этология и концепция коэволюции во многом подтверждают мысли Кропоткина. В эпоху научно-технической революции, когда человек получил достаточную силу, чтобы сделать с природной средой все, что ему заблагорассудится, во весь рост встала проблема ответственности человека за природу и установления гармонии с ней.
То, что было в начале века нравственным уродством отдельных врачей, после 1917 г. стало безнравственной государственной политикой. В 1925 г. нарком здравоохранения Н.А.Семашко объявил врачебную тайну пережитком старой кастовой врачебной практики и старых глупых предрассудков и подчеркнул, что советское здравоохранение держит "твердый курс на уничтожение врачебной тайны, пережитка буржуазной медицины". Тоталитаризм подавлял права человека и стремился разрушить профессиональную этику врачей.Он не допускал даже обсуждения проблем профессиональных этических норм и тем более философских проблем медицинской этики.Но он не смог подавить свободных философско-этических размышлений в работах В.Ф.Войно-Ясенецкого, В.И.Вернадского, Д.П.Филатова, А.А.Любищева. В 1940 г. выдающийся советский биолог Д.П.Филатов начинает писать работу"Норма поведения, или мораль с естественно-исторической точки зрения".Увязывая этику с теорией эволюции и этологией, Филатов проводил мысль, что человек на первых фазах эволюции унаследовал от животного мира норму оборонительпого поведения, эгоистическо-инстинктивное начало в поведении.Для морали будущего, по мнению Филатова, как раз и будет характерно повышение антиэгоистических норм морали и поведения людей.Обращает на себя внимание то, что Д.П.Филатов, сохраняя ориентацию на науку, пытается построить этику, выходящую за границы и натуралистической, и христианской этики.Свою этику он называет этикой любви к жизни.
![]() | 978 63 62 |