![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Промышленность и Производство | подраздел: | Техника |
Классификация наук (философская проблема) | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Соответственно особенностям дисциплинарной организации науки видоизменяются её философские основания. Они становятся гетерогенными, включают довольно широкий спектр смыслов тех основных категориальных схем, в соответствии с которыми осваиваются объекты (от сохранения в определённых пределах механицистской традиции до включения в понимание «вещи», «состояния», «процесса» и другие идеи развития). В эпистемологии центральной становится проблема соотношения разнообразных методов науки, синтеза знаний и классификации наук. Выдвижение её на передний план связано с утратой прежней целостности научной картины мира, а также с появлением специфики нормативных структур в различных областях научного исследования. Поиск путей единства науки, проблема дифференциации и интеграции знания превращаются в одну из фундаментальных философских проблем, сохраняя свою остроту на протяжении всего последующего развития науки. Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и её стиля мышления
Вместо четкого подразделения различных областей познания продолжают реанимировать философию частных наук. Эти термины включают две противоположные области познания - собственно научную и метанаучную. Дальнейшее аморфное состояние их взаимодействия неразумно. На современном уровне следует четко подразделять эти блоки, чтобы они имели возможность полностью раскрыть свой потенциал. В этой связи термины “философия науки”, “философские проблемы науки” и т.п. представляются неудовлетворительными. Выбор термина имеет некоторые объективные критерии, такие как правильная ориентация, благозвучность, переводимость и т.д. Но все же это субъективная процедура, которой трудно придать строгое научное обоснование. Основное - чтобы терминология была четко определена и строго употреблялась. Мы предпочитаем использовать термин “метанаука” для обозначения области познания, связанной с исследованием самой науки. В дальнейшем он будет употребляться на различных уровнях общности /система метанаук, общая метанаука, частные метанауки/. Термины “метанаука”, “наука о науке”, “наукознание” и тому подобные мы рассматриваем как синонимы.
Отсюда проблема псевдоавторства: псевдо-Аристотель, псевдо-Дионисий и т.Pп.» (Там же). 625 Майоров Г.Г. Указ. соч. С. 10. «В литературной форме комментария и глоссария написана значительная часть средневековых философско-теологических сочинений. Но этим не исчерпывается приложение экзегетизма. Можно без преувеличения сказать, что вся интеллектуальная культура средних веков экзегетична. Какова бы ни была литературная форма сочинения, для автора той эпохи было неписаной нормой (а может быть, и писаной, если мы вспомним предписания Кассиодоровых Институций) цитировать Библию и отцов церкви, интерпретируя соответствующие места в духе отстаиваемых тезисов» (Там же. С. 13). 626 Там же. С. 10. 627 Там же. С. 1314. 628 См.: Кун Т. Структура научных революций. С. 2228 629 Кун Г. Указ. соч. С. 158. 630 См.: Ивин АЛ. Социальные символы в структуре научных теорий // Философские проблемы истории логики и методологии науки. М., 1986. С. 3640. В познавательной функции символ используется для классификации объектов, для рассуждения об объектах по аналогии и т.Pп
Со сложными системами управления человек имел дело задолго до кибернетики (управление людьми, машинами; наблюдал регуляционные процессы у живых организмов и т.д.). Но кибернетика выделила общие закономерности управления в различных процессах и системах, а не их специфику. В «докибернетический» период знания об управлении и организации носили «локальный» характер, т.е. в отдельных областях. Так, еще в 1843 г. польский мыслитель Б. Трентовский опубликовал малоизвестную в настоящее время книгу «Отношении философии к кибернетике как искусству управления народом». В своей книге «Опыт философских наук» в 1834 году известный физик Ампер дал классификацию наук, среди которых третьей по счету стоит кибернетика – наука о текущей политике и практическом управлении государством (обществом). Эволюция представления об управлении происходила в форме накопления, суммирования отдельных данных. Кибернетика рассматривает проблемы управления на устойчивом фундаменте, вводя в науку новые теоретические «заделы», новый понятийный, категориальный аппарат.
Наука — система понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей, дающая возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества, исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, «духовного производства», имеющая своим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемы и методы исследования». Понятие «наука» применяется для обозначения как процесса выработки научных знаний, так и всей системы проверенных практикой знаний, представляющих объективную истину, а также для указания на отдельные области научных знаний, на отдельные науки. Современная наука — это чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей» [1]. В общей классификации науки обычно разделяются на естественные (естествознание и точные науки) и гуманитарные. К первой категории относят физику, химию, биологию, астрономию, математику и др. Ко второй — науки философские и социальные. Это различение наук имеет важное значение для правильного понимания проблемы «наука и религия», поскольку основной ее вопрос в том и состоит, опровергают ли религию естественные науки, а не наука вообще, в которую, по определению, входит весь комплекс человеческого знания, в том числе и религиозная философия, и сама религия
Очень слабое распространение получили проблемные классификации науки. Кроме работ А.М. Колотиевского они больше нигде не встречаются (48; 49 и др.). В классификациях географической науки не учитывается ее двойственный объективно-субъективный характер, хотя необходимость подобного учета уже обоснована (23). Но есть и достижения в этой области. Например, дано убедительное обоснование группе общественно-естественных географических наук (66), поставлен интересный вопрос о создании классификаций географического знания и географической деятельности в их связи (68, с.117) и т.п. Предстоит решить еще очень много вопросов и для их решения нужен более широкий, философский подход. Рассмотрим некоторые их них. Сразу отметим, что мы стремились изложить свой взгляд на поставленные проблемы и дать как можно более четкое обоснование излагаемых положений. В основе классификации географических наук по нашему мнению, должна лежать идея А.А. Любишева о “естественной” системе в таксономии, как системе определяющей все существенные характеристики объекта, подобно тому как положение элемента в таблице Д.И. Менделеева определяет его физико-химические свойства (63; 64). Создание подобной системы возможно лишь на основе системного подхода к классификации наук.
Его ученики внесли существенный вклад в разработку важнейших вопросов политической науки. Так же нельзя не отметить вклад, который внесли в разработку проблем политической философии, обоснование принципов конституционализма и сравнительно исторический анализ представительных учреждений и форм демократии М.М. Ковалевский и др. Одним из основателей политической социологии считается русский ученый М.Я. Острогский. Он опубликовал двухтомный труд «Демократия и политические партии». Эти и множество других фактов дают достаточные основания для вывода о том, что развитие политической мысли в России шло в том же направлении, что и на Западе. Но в отличие от западных стран, в России процесс формирования и институционализации самой политической науки в результате целой череды катаклизмов, захлестнувших страну и установления тоталитаризма оказался прерванным.8. Формирование теоретических основ политологии На протяжении всего ХХ в. обозначились и выделились важнейшие национальные школы и направления политологии. В их рамках осуществлялась разработка методологии, понятийно-категориального аппарата, принципов, методов и инструментария исследований. В июне 1903г. в французском философском обществе известный психолог Г.Тард сделал доклад, посвященный проблеме классификации наук О.Конта и А-А Курно. По словам Тарда Конт выделил пять фундаментальных наук в следующей последовательности: математика, физика-химия, астрономия, биология, социология.
В “докибернетический” период знания об управлении и организации носили “локальный” характер, т.е. в отдельных областях. Так, еще в 1843 г. польский мыслитель Б. Трентовский опубликовал малоизвестную в настоящее время книгу “Отношении философии к кибернетике как искусству управления народом”. В своей книге “Опыт философских наук” в 1834 году известный физик Ампер дал классификацию наук, среди которых третьей по счету стоит кибернетика – наука о текущей политике и практическом управлении государством (обществом). Эволюция представления об управлении происходила в форме накопления, суммирования отдельных данных. Кибернетика рассматривает проблемы управления уж ком фундаменте, вводя в науку новые теоретические “заделы”, новый понятийный, категориальный аппарат. В общую кибернетику обычно включают теорию информации теорию алгоритмов, теорию игр и теорию автоматов, техническую кибернетику. ТЕХНИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА - отрасль науки, изучающая технические системы управления. Важнейшие направления исследований разработка и создание автоматических и автоматизированных систем управления, а также автоматических устройств и комплексов для передачи, переработки и хранения информации.
Риккерт Генрих ,представитель неокантианства. Риккерт Генрих (1863-1936), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. С 1894 профессор Фрейбургского, с 1916 - Гейдельбергского университетов. Философская позиция Риккерта претерпела сложную эволюцию: если вначале он анализирует гносеологические проблемы (предмет познания, классификация наук), позднее строит систему философии как теории ценностей, то в конце жизни стремится обосновать онтологию и метафизику. Отвергая с позиций неокантианства "вещь в себе" как объективную реальность, Риккерт сводит бытие к сознанию субъекта, понимаемому как всеобщее, безличное сознание. На этой основе Риккерт решает центральную для своей теории познания проблему трансцендентного - вопрос о независимой от сознания объективной действительности: данная в познании действительность имманентна сознанию. Вместе с тем, согласно Риккерту, существует объективная, независимая от субъекта истина, т. е. недоступное познанию трансцендентное. Не приемля теории отражения, Риккерт рассматривает реальность как результат деятельности безличного сознания, конструирующего природу (естествознание) и культуру (науки о культуре).
Исходя из этого, можно достаточно строго очертить круг философских проблем кибернетики, выделить их из ряда конкретных естественнонаучных и технических вопросов. Это прежде всего выяснение места кибернетики в системе наук о природе и обществе и роли современной техники в ее развитии, а также выяснение той роли, которую призвана сыграть кибернетика в развитии современной науки и техники. К философским проблемам также относятся некоторые методологические проблемы, в частности связанные с применением в кибернетике методов математики и логики с одной стороны и эксперементальных с другой; анализ сущности ее фундаментальных понятий ("управляющая система", "информация", "сложность", "управление", "обратная связь", "модель" и др.); философские выводы развития кибернетики, в частности касающиеся причинности и целесообразности, случайности и необходимости и других достаточно общих категорий. В данной работе сделана попытка раскрыть основные философские проблемы кибернетики связанные с военным делом. Кибернетика - это наука об общих законах получения, отбора, хранения, передачи и преобразования информации в сложных технических, биологических, административных и социальных системах.
В философии человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей: 1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям (С.Кьеркегор, В.Дильтей, Ф.Ницше); 2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс); 3) антиметафизическую направленность появляющихся с середины XIX века концепций человека. Эту особенность нужно пояснить. У многих философов этого времени появиляется мысль, что метафизика и религия - это вторичные явления культуры, выводимые из первичных оснований, поэтому традиционные философские проблемы становятся излишними. Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология, социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний философский образ спекулятивным (рассудочным, умозрительным), лишенным опытных оснований и практической ценности. Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное.
Академия должна иметь три факультета: богословский, юридический и медицинский. Вся система школьного образования у Коменского характеризуется четкостью и завершенностью. Он осуществляет принцип единой школы, которая должна приносить людям счастье и радость. Существенное внимание уделяется Коменским философии. У Коменского «всеобщая мудрость», или пансофия, являясь сердцевиной мировоззрения, дает исчерпывающее знание всей предметной действительности, указывает на ее органическую и логическую связь. Философия должна «служить живым отражением мира, где всё было бы одно с другим связано». Философские проблемы Коменский тесно связывал с теорией и практикой педагогики, в частности с вопросами воспитания, методики, дидактики. Будучи «царицей наук», философия у Коменского выступает «матерью педагогики», «альфой и омегой» всей его педагогической системы. Подготовка детей в процессе обучения и воспитания тесно взаимосвязана, с содержанием и методами обучения. Оно должно, согласно Коменскому, быть последовательным, постепенным, легким, основательным, проходить быстро, в точно установленные сроки. Методы обучения должны быть по возможности простыми и ясными, все «темные» и догматические способы обучения должны быть отринуты.
Основу современной их классификации мы до сих пор выражали замкнутым «треугольником наук», в вершине которого стоят естественные, общественные и философские науки. Будущая же классификация наук выступит, очевидно, в виде объёмного многомерного образа, внутри которого названный «треугольник наук» составит как бы внутренний скелет. Полная система современных наук и принцип её построения. Объектно- субъектный аспект. До сравнительно недавнего времени, как правило, строились системы теоретических, фундаментальных наук, причём главным образом естественных и математических. Хуже обстояло дело с классификацией общественных и вообще гуманитарных наук и ещё гораздо хуже с классификацией прикладных (практических), и, прежде всего технических, наук. Между тем задача построения полной системы наук предполагает охват всех наук вообще, в том числе прикладных, практических. Но для решения такой задачи необходимо выработать единый, общий для всех наук принцип, который давал бы возможность включать их в полную систему или классификацию.
Материалисты ставят на его место нечто, называемое ими «материей». Но если этой «материи» присущ разум, то это уже не материя. Технические открытия и научные теории XIX в. на первых порах, казалось, могли служить подтверждением материализма. Тем не менее он неизменно оставался уделом популяризаторов, а также философов, плохо знакомых с наукой, или ученых, плохо знавших философию. В XX в. под влиянием открытий в области физики и биологии материализм вынужден был сделать уступку: «материей» было объявлено все, что имеет объективную реальность. Но главный внутренний «нерв» материализма остался неизменным. Этим нервом было бо-гоотрицание. На первом плане оказывались не научные и философские проблемы, а эмоциональный пафос богоборчества. У Маркса протест против религии диктовался его политической борьбой, так как он отождествлял религию с реакцией. Таким же глубоко эмоциональным, далеким от всякой «научности» был и атеизм Ленина. «Научное мировоззрение», на которое ссылаются атеисты, само по себе весьма спорное явление.
Этика и эстетика являются философскими дисциплинами, так как природа проблем этих дисциплин сродни философским проблемам. Заключение Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. науки нет без философии, а философии - без науки. Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний.
Итак, мир, будучи системой систем, сложнейшим материальным образованием, находится в процессе непрерывного движения, возникновения и уничтожения, взаимоперехода одних систем в другие, причем одни системы изменяются медленно и длительное время кажутся неизменными, другие же изменяются настолько стремительно, что в рамках обыденных человеческих представлений фактически не существуют. Чем обширнее система, тем медленнее она изменяется, а чем меньше, тем быстрее она проходит этапы своего существования. В этом простом соответствии скрыт глубокий смысл еще не до конца понятой связи пространства и времени. И здесь можно увидеть одну из закономерностей развития материи: от меньшего к большему и от большего к меньшему, осознание которой привело к пониманию развития и качественного изменения систем слагающих мир, и мира как системы. Литература1. Блауберг И.В., Юдин В.Г. Становление и сущность системного подхода. М.,1973 1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985. 1. Андреев И.Д. Методологические основы познания социальных явлений. М.,1977. 1. Фурман А.Е. Материалистическая диалектика. М., 1969. 1. Клир И. Исследования по общей теории систем. М. 1. Анохин П.К. Философские аспекты функционирования системы. 1. Гегель. Наука логики, т1., с.167. 1. Геодакян В.А. Организация систем - живых и неживых.- Системные исследования. Ежегодник, М., 1970. 1. Вернадский В.И. Избранные сочинения М., 1955, т. 2. 1. Блохинцев Д.И. Проблемы структуры элементарных частиц. - Философские проблемы физики элементарных частиц. М., 1963. 1. Кулындышев В.А., Кучай В.К. Унаследованность: качественная и количественная оценки. - Системные исследования в геологии. Владивосток, 1979.
Взгляды Циолковского о сущности философии навеяны эпохой Просвещения. Он считал, что философия - "вершина научного знания, его венец, обобщение, наука наук" . Все предшествующие философские системы казались Циолковскому "странными" и их терминология ненужной, говоря, что "трудно связать мою философию с другими". Однако, в космической философии обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые с "космической точки зрения". Также традиционны были и представления Циолковского о структуре философского знания: философия "состоит из метафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела служат подготовкою для этики или научных основ нравственности. Иногда эту подготовку не отделяют от этики. Так отчасти делаю и я". Тем не менее Циолковский дополнил философское знание ещё одним разделом - социологическим, т.е. построением схем "идеального строя жизни" . В философско-мировоззренческой концепции Циолковского можно выделить три основных этапа. Первый этап (1898-1914 гг.) охватывает работы: "Научные основания религии" (1898г.), наиболее фундаментальный философский труд Циолковского "Этика или естественные основы нравственности" (1902-1903гг., исправлено в 1914г.), "Нирвана" (1914г.). На этом этапе основным был принцип, сформулированный Циолковским впоследствии (1934г.): "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной".
Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э. Баумана Кафедра философии РЕФЕРАТ Аристотель – самая «универсальная голова» среди философов Древней ГрецииСтудента группы РЛ 3 (7-год обучения) Хрущёва СергеяПреподаватель Красненкова Ирина Петровна Москва, 2000 год ОглавлениеВведение 3 Жизнь и сочинения 5 ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД 5 ГОДЫ СТРАНСТВИЙ 6 ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД 6 СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ 8 Аристотелевская классификация наук 12 Первая философия или метафизика 14 ПРЕДМЕТ «ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ» 14 ПЕРВОАКСИОМА 15 БЫТИЕ И МЫШЛЕНИЕ 15 БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ 15 УРОВНИ БЫТИЯ 16 СУЩНОСТЬ 16 ДВА КРИТЕРИЯ СУЩНОСТИ 16 СУБСТРАТ И МАТЕРИЯ 16 ОБЩЕЕ, ВСЕОБЩЕЕ, РОД И КАТЕГОРИИ 17 ЕДИНИЧНОЕ 18 СУТЬ БЫТИЯ И ФОРМА КАК СУЩНОСТЬ 18 МАТЕРИЯ И ФОРМА 18 ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 18 ЭНТЕЛЕХИЯ, ТЕЛЕОЛОГИЯ 19 ДВИЖУЩАЯ ПРИЧИНА 19 ЧЕТЫРЕ ПЕРВЫХ НАЧАЛА, ИЛИ ПРИЧИНЫ 19 ТЕОЛОГИЯ 20 Аристотель об онтологии предшественников 20 Критика теории идей Платона 21 Вторая философия или физика 22 МАТЕМАТИКА 23 ПРЕДМЕТ ФИЗИКИ, ПРИРОДА 23 ФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ 24 Биология и психология 24 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ 25 КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ 25 ПСИХОЛОГИЯ 25 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДУШИ 25 Гносеология, логика, наукоучение 26 РОЛЬ АРИСТОТЕЛЯ В ЛОГИКЕ 26 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ 26 Политика 27 ЦЕЛЬ ПОЛИТИКИ 27 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 27 ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО, СОСТАВ ГОСУДАРСТВА 27 КРИТИКА ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ПЛАТОНА 27 Заключение 28 Список использованной литературы 29 Введение Весь философский опыт Эллады как бы сосредоточился в гении Аристотеля.
![]() | 978 63 62 |